Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 127»



ПРИНЯТО

Руководитель МО

Учителей изобразительного искусства,технологии, ОБЖ, физической культуры______________Гартман А. В.

Протокол № ___ от

«___»_______________2013


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №127»

______________В.В.Сургаева

Приказ № от

«___»_____________2013


Рабочая программа

Изобразительное искусство, 5,6,7 классы

основное общее образование

на 2013/2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы

«Изобразительное искусство»: интегрированная программа/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2012.

Составитель

Каликина Ольга Антоновна

учитель изобразительного

искусства высшей категории

Барнаул 2013

5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в полном соответствии с авторской учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России Б.М. Неменского, М. Просвещение 2007г.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО и с учетом направленности класса, реализуется программа базисного уровня в 6 классе.

Подача материала запланирована тематическими блоками по учебным четвертям, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часа для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе из расчета 1 учебного часа в неделю.

Оцениваются все виды практической деятельности: практическая работа, сообщения учащихся, выполнение презентаций, диалог, выполнение компетентностно - ориентированных заданий.

Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества: уроки - сообщения новых знаний, комбинированные уроки, обобщающие (урок - викторина, урок - игра, урок - путешествие и т д.). На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов, а также художественных техник (аппликация, коллаж, лепка, бумагопластика, и др.).

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:



  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры;

  • овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.


Требования к уровню подготовки:

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь, уголь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;



- активно воспринимать произведения искусства, и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Формы контроля уровня обученности (измерители) составлены на основе сборника «Рабочие программы по изобразительному искусству 5-7 классы»

  1. Кроссворды, викторины.

  2. Индивидуальная творческая работа.

  3. Фронтальный опрос.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Соответствие работы поставленной теме урока.

  2. Правильное решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание.

  3.  Изображение характера формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

  4. Конструктивное построение: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

  5. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  6. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Учебно-методический комплекс

  1. Программа общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд» (изд-во «Просвещение», 2007). Разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского. Гриф: рекомендовано МО и Н РФ;

  2. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство: искусство в жизни человека», 6 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений / Л.А.Неменская; под ред.Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012;

  3. Методическое пособие: Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост.О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008;

  4. Гусева О.М. «Поурочные разработки по изобразительному искусству»: 6 класс. – М.: «ВАКО» 2011;

  5. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

  6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

  7. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

  8. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996;

  9. Рабочие программы по изобразительному искусству 5-7 классы (по программе Б.М. Неменского) / Авт.—сост. И.В. Буланова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2012.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 КЛАСС



п\п


ТЕМА

Кол. час

Формирование
 новых знаний

Практическая работа

Материалы

1
2

3,4


5

6


7
8
1,2
3

4,5


6,7

8
1

2,3,4

5,6,7,8

9,10
11

1


2,3

4,5
6,7

8


1 четверть

Древние корни народного искусства.
Древние образы в народном искусстве.

Декор русской избы.

Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.


Народный праздничный

костюм.


Народные праздничные обряды (обобщение темы).
2 четверть

Связь времен в народном искусстве.

Древние образы в современных народных игрушках.


Искусство гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

3 четверть.

Декор – человек, общество, время.

Зачем людям украшения.


Декор и положение человека в обществе.


Одежда говорит о человеке.


О чём рассказывают гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

4 четверть.

Декоративное искусство в современном мире.
Современное выставочное искусство.

Современное декоративное искусство. Витраж.

Создание коллективной декоративной работы
из мозаики.

Ты сам - мастер.

Создание декоративной работы в материале.


8

1
1


2

1

1


1
1


8

2
1


2

2

1


11
1


3

4


2

1

8


1


2

2
3

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условно-символический характер.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре
и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Точка схода для построения плоскости пола стен, потолка.

Прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Красота русского народного костюма, его целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды. Форма и декор женских головных уборов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Календарные народные праздники, обрядовые действия.
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек.
Слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.


Единство формы предмета и его декора в  городецком промысле. Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной
и сюжетной росписи:  изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы городецкой росписи.

Разнообразие форм подносов


и  вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание
в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту


и интерьере.
Социальная функция декоративного искусства
в организации общества. Знакомство с эволюцией и образным значением одежды. Ювелирное искусство.  Костюм и одежда.

Роль декоративного искусства


в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов
с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.Роль декоративного искусства
в Древней Греции.  Античная расписная керамика.
Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко. Суть декора – выявлять роли людей, их отношения в обществе, выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие
от других общностей, объединений.
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.


Монументальное искусство. Мозаика и витраж.

Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга.


Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале


Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию


из различных элементов древнерусской символики.

Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивая их в орнаментальную композицию (полуобъёмные фасады избы, аппликация).


1 вариант:

Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией).



2 вариант:

Нарисовать фрагмент интерьера избы


с основными предметами.

 

Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.



Варианты: солонка, шкатулка, прялка,

деревянные ложки.


Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.
Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов
и народов России
с использованием разных техник
и материалов
Выполнение эскизов народного праздника.

Лепка и декор Дымковской игрушки.



1 вариант:

Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией).



2 вариант:

Выполнение эскиза изделия  под Гжель (часы, подсвечник, сахарница…).

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются


на чёрном поле крупных подносов.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, отгадывание кроссворда, выставка работ учащихся.

Сообщение новых знаний. Работа с учебником.

Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного  ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы

Эскиз сосуда 
по мотивам греческой вазописи (изобразить мифологический сюжет в чёрнофигурном стиле).
Коллективная работа «Бал во дворце».
1 вариант:

Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса.



2 вариант:

Изображение герба города и рассказ о его возникновении.


Эскиз фирменного знака современных промышленных изделий.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и  выставка работ учащихся.


Сообщение новых знаний. Выступления детей.


Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или


на произвольную тему.
Выполнить работу в технике мозаики из цветной бумаги на современную тему (как вариант – аппликация «Подводный мир» из бросового материала).

Коллективное (или индивидуальное) панно (материал произвольный) на тему «Украсим школу своими руками».




Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, мелки или уголь.

Бумага, клей, ножницы, акварель, кисти, цветная бумага.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,


цветная бумага,

ножницы,


клей.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, картон,


ножницы,

клей.


Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, мелки, фломастеры,
цветная бумага,

ножницы,


клей
Гуашь или

акварель, кисти, бумага, мелки, ткань, цветная бумага, ножницы,

клей.

Гуашь или



акварель,

кисти, бумага.


Пластилин, стеки, подставка для лепки, стеклянный флакон для основы.


Гуашь, большие и маленькие

кисти, бумага,


цветная бумага,

ножницы.


Гуашь, большие и маленькие

кисти, бумага, тонированная под дерево бумага.


Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, чёрная, синяя, красная, светло-коричневая
бумага для основы, ножницы,

клей.
Карандаш, бумага

Карандаш, бумага.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, тушь.


Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,
цветная бумага, ватные палочки, кусочки ткани, ножницы, клей
Гуашь или

акварель,

кисти, бумага

Карандаш, бумага.

Карандаш, бумага

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага


Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,
цветная бумага,

ножницы, клей

Материалы по выбору учащихся



6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в полном соответствии с авторской учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России Б.М. Неменского, М. Просвещение 2007г.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО и с учетом направленности класса, реализуется программа базисного уровня в 6 классе.

Подача материала запланирована тематическими блоками по учебным четвертям, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часа для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе из расчета 1 учебного часа в неделю.

Оцениваются все виды практической деятельности: практическая работа, сообщения учащихся, выполнение презентаций, диалог, выполнение компетентностно - ориентированных заданий.

Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества: уроки - сообщения новых знаний, комбинированные уроки, обобщающие (урок - викторина, урок - игра, урок - путешествие и т д.). На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов, а также художественных техник (аппликация, коллаж, лепка, бумагопластика, и др.).

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:



  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры;

  • овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.


Требования к уровню подготовки:

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь, уголь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;



- активно воспринимать произведения искусства, и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Формы контроля уровня обученности (измерители) составлены на основе сборника «Рабочие программы по изобразительному искусству 5-7 классы»

  1. Кроссворды, викторины.

  2. Индивидуальная творческая работа.

  3. Фронтальный опрос.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Соответствие работы поставленной теме урока.

  2. Правильное решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание.

  3.  Изображение характера формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

  4. Конструктивное построение: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

  5. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  6. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.


Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены


Учебно-методический комплекс

  1. Программа общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд» (изд-во «Просвещение», 2007). Разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского. Гриф: рекомендовано МО и Н РФ;

  2. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство: искусство в жизни человека», 6 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений / Л.А.Неменская; под ред.Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012;

  3. Методическое пособие: Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост.О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008;

  4. Гусева О.М. «Поурочные разработки по изобразительному искусству»: 6 класс. – М.: «ВАКО» 2011;

  5. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

  6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

  7. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

  8. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996;

  9. Рабочие программы по изобразительному искусству 5-7 классы (по программе Б.М. Неменского) / Авт.—сост. И.В. Буланова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2012.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 6 КЛАСС




п\п


ТЕМА

Колчас

Формирование новых знаний

Практическая работа

Материалы

Измерители

Дом.

зад.


1
2

3

4



5

6

7



8

9


10

11
12

13

14

15



16

17


18

19
20,21

22

23

24



25,26

27

28



29
30

31
32


33


34

35



Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.


Рисунок – основа изобразительного искусства.


Линия и её выразительные возможности.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Цвет.

Основы цветоведения.



Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт.
Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира - натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объёма на плоскости линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)




Вглядываясь в человека.

Портрет.

Образ человека – главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.


Портрет в скульптуре.

Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.

Портрет в живописи.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты.




Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Жанры в изобразительном искусстве.


Изображение пространства.
Правила линейной перспективы.

Правила воздушной перспективы.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

Пейзаж – настроение. Природа и художник.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства.

.


1
1

1

1



1

1

1



1

1


1

1
1


1

1

1


1

1


1

1


2
1

1

1



2

1


1

1
1


1
1

1


1

1


Урок формирования новых знаний, умений, навыков



Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности линия, штрих, пятно.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения.

Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, Пикассо, В. Серова

Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой
Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.

Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов.

Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу моря».

Комбинированный. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова.


Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Урок формирования новых знаний

Во все времена человек
создавал изображения окружающего его мира.
Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков.

Комбинированный

Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм


Урок формирования новых знаний, умений. Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры.

Фронтальная и угловая перспектива. Композиция на плоскости

Урок формирования новых знаний, умений. Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине.

Комбинированный. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского

Комбинированный. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Обобщение материала. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражения в натюрморте мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XVII-XX веков.


Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин

Урок формирования новых знаний, умений. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.

Комбинированный. Знать конструкцию и пропорции головы человека, понятие «ракурса»

Уметь применять пропорции в изображении головы человека с учётом ракурса в графическом рисунке.

Комбинированный

Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова

Комбинированный

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т.

Комбинированный. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского.

Изменение образа человека при различном освещении. Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света.

Художественно-выразительные средства живописи: колорит; цвет и цветовой контраст; фактура; ритм и композиция. Уметь применять цветовые сочетания, освещение, тональные контрасты для выражения характера и состояния души человека.

Повторительно-обобщающий

Творчество художников-портретистов (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.


Комбинированный. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Комбинированный. Линия горизонта

Знать понятия «точка зрения», «линия горизонта», «картинная плоскость», «Перспектива»,

Наглядная, линейная перспектива. Фронтальная перспектива.

Комбинированный.

Воздушная перспектива. Произведения Шишкина, Левитана. Рериха. Понятие «воздушная перспектива», Правила воздушной перспективы.

Комбинированный.

Правила организации перспективного пространства в картине.


Уметь применять правила организации перспективного пространства в собственной художественно-творческой деятельности.

Лирический пейзаж.

Урок творческого применения знаний, умений, навыков. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Пейзажи родного города известных художников

Урок-викторина.

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.



Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств

Выполнение тональной штриховки.

Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.)


Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых).
Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи,дождь, туман, яркое солнце и тени)

Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»).

Изображение осеннего букета с разным настроением – радостным, грустным, торжественным, тихим.
Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки

Анализ содержания и образного языка, произведений разных видов и жанров изобразительного искусства.


Ответить на вопрос: «Почему


люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?».

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм.


Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма)


Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4.
Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Выполнение натюрморта в графике.

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный.
Работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натютморт-автопортрет»

Зарисовка пропорций головы человека

Выполнение автопортрета с натуры.

Зарисовки головы человека с натуры в разных ракурсах.


Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении.

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.).
Выполнить графический сатирический рисунок.

Создать портрет – образ.

Создать портрет – образ
Сгруппировать предложенные произведения по жанрам.

Упражнения на решение пространства.

Упражнения на перспективное изображение дороги, домов, деревьев.

Создание горного пейзажа


Создание панорамного пейзажа

Создание пейзажа-настроения (изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).

Работа над графической композицией «Мой город»




графические материалы (карандаш, уголь, фломастер)


Карандаш, уголь

Черная и белая гуашь

Гуашь, кисть

гуашь, кисть

Пластилин, глина, стеки

Бумага формата А4, карандаш, мелки

Цветная бумага, ножницы, клей

Графические материалы (карандаш, уголь).
Черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4

Карандаш, гелиевая ручка, уголь.


Гуашь, кисти.

Бумага, кисти, гуашь

Бумага, карандаш


Бумага, карандаш.

Бумага формата А4, уголь, мелки, карандаш

Графические материалы


Пластилин, глина, стеки


Графические материалы


Бумага формата А4, черная акварель, кисть.
Бумага, гуашь, кисти.

Карандаш, бумага.


Бумага, гуашь, кисти.

Бумага, гуашь, кисти.

Бумага, гуашь, кисти.

гуашь с огранич пал


Гуашь,

кисти, бумага.

Гуашь,

кисти, бумага


Тушь чёрная, альбом
Бумага, карандаш

Просмотр и анализ работ

Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ

Просмотр и анализ работ


Просмотр и анализ работ


Тест

Просмотр, анализ и оценивание работ


Просмотр и анализ работ

Балльная оценка конкурсных заданий

Просмотр и анализ работ

Просмотр и анализ работ

Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ


Фронтальный опрос. Самоанализ работ учащимися

Просмотр и анализ работ

Выставка работ по рядам

Просмотр и анализ работ

Просмотр и анализ работ

Просмотр и анализ работ

Просмотр, анализ и оценка работ

Просмотр, анализ и оценка работ


Просмотр, анализ и оценка работ


Просмотр, анализ и оценка работ
Просмотр, анализ и оценка работ

Выставка работ по рядам.


Просмотр и анализ работ.

Просмотр и анализ работ.

Просмотр и анализ работ.


Выставка работ по рядам

Просмотр и анализ работ.

Просмотр и анализ работ.


Выставка работ по рядам

Вопросы, кроссворды

Принести природный материал (веточки, колоски, зонтичные растения.


Принести травянистые растения
Графические материалы

Подобрать репродукции произведений графики с ярко выраженными тональными отношениями

Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты (насыщенности

Иллюстрации с изображениями животных


Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти


Составить кроссворд (5-(слов), используя приобретенные знания

Подобрать произведения изобразительного искусства, контрастные между собой по языку изображения

Подобрать репродукции натюрмортного жанра

Подобрать репродукции портретов И. Е. Репина, которые не рассматривались на уроке.

Принести зеркало

Подобрать репродукции (фото) с изображением человека в различном освещении.

Выписать названия нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, одного художника: И. Е. Репина или В. Васнецова (на выбор)


Закончить работу






7 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, авторской учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России Б.М. Неменского, М. Просвещение 2007г.

Подача материала запланирована тематическими блоками по учебным четвертям, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Рабочая программа составлена из расчета 1 учебного часа в неделю – итого 35 часа. В 7 классе ведется отметочное обучение. Оцениваются все виды практической деятельности: практическая работа, сообщения учащихся, выполнение презентаций, диалог, выполнение компетентностно - ориентированных заданий.

В течение учебного года учащиеся изучают многие виды и жанры изобразительного искусства, и, в первую очередь, основу основ – рисунок, живопись, композицию. Большое внимание уделено истории искусства, изучению искусствоведческого материала, знакомству с жизнью и творчеством великих художников, укреплению межпредметных связей (литература, история, мировая художественная культура, музыка).

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Периодическая организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества: уроки - сообщения новых знаний, комбинированные уроки, обобщающие.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов, а также художественных техник (аппликация, коллаж, лепка, бумагопластика, и др.).



Цели и задачи рабочей программы:
эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с искусством
формировать художественную компетентность зрителя
развивать способность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве
формировать художественную культуры учащихся, знакомить с историей культуры
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса



В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

–основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;

– значение изобразительного искусства в художественной культуре.



уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Формы контроля уровня обученности (измерители) составлены на основе сборника «Рабочие программы по изобразительному искусству 5-7 классы»


  1. Викторины.

  2. Кроссворды.

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

  4. Фронтальный опрос.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Учебно-методический комплекс

1 Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд (изд-во «Просвещение», 2007). Разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Гриф: рекомендовано МО и Н РФ

2 Методическое пособие: Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.- сост.О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008.

3 Гусева О.М. « Поурочные разработки по изобразительному искусству»: 7 класс. – М.: «ВАКО», 2012;

4 Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

5 Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

6 Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

7 Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996;

8 Рабочие программы по изобразительному искусству 5-7 классы (по программе Б.М. Неменского) / Авт.—сост. И.В. Буланова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2012.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС


урока

Тема урока

Кол

час


Формирование
новых знаний

Практическая работа

Материалы

Изображение фигуры человека и образ человека

1.

Изображение фигуры человека в истории искусства.



Изображение человека

в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.



1 вариант:

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.



2 вариант:

Коллективное создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур


из индивидуально исполненных фигур
в едином масштабе.


Полотно обоев,
цветная бумага,

ножницы,


клей.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.



2-3.

Пропорции
и строение фигуры человека.



Конструкция фигуры человека
и основные пропорции. Пропорции, постоянные
для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения человека.

1 вариант:

Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.



2 вариант:

Изображение двух контрастных фигур:


«Тяжелоатлет и гимнаст», «Могучий и ловкий», или «Силач
и балерина».

Карандаш, уголь, мелки, бумага.

4.

Лепка фигуры человека.



Изображение фигуры человека
в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека
в искусстве Древнего Египта,
в античном искусстве,
в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения (работы Донателло, Микеланджело). Новые представления
о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве
конца XIX – начала XX века.

Лепка фигуры
человека в движении
на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). Выразительность пропорций и движений.

Пластилин, стеки, проволока для каркаса.

5-6 .

Набросок фигуры человека
с натуры (стоит, сидит).



Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное
в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Наброски с натуры одетой сидящей фигуры человека (школьника).

Карандаш, тушь, фломастер, перо, чёрная акварель, бумага.


7.

Набросок фигуры человека
с натуры
(в движении).



Приёмы реалистичного изображения фигуры человека
в движении (правильная передача его позы, одежды, пропорций фигуры, анатомического строения) и приёмы мультипликационной графики.

1 вариант:
Наброски одноклассников
в разных движениях
(с атрибутами спорта, труда).

2 вариант:

Наброски 2-3 фигур школьников, объединённых темой сюжета («Дежурные», «Редколлегия»…).



3 вариант:

Изображение бегущих фигур аппликацией


на тему «Эстафета», «Охота».


Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Цветная бумага, ножницы, клей.



8.

Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве (обобщение темы).



Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Пути поиска красоты человека. Понимание красоты человека
в античном искусстве.
Духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи
и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека
в европейском и русском искусстве. Поиск счастья
и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Интерес
к жизни конкретного человека. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века.


Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание образа (фигуры) человека
по впечатлению (например, любимого литературного героя). Портрет-фигура.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.


Поэзия повседневности

9.

Поэзия повседневной жизни
в искусстве разных народов.



Картина мира и представления
о ценностях жизни
в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций
и античности. Бытовые темы
и их поэтическое воплощение
в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии,
в восточной миниатюре.


Изображение мотивов из жизни разных народов разных эпох
в контексте традиций поэтики их искусства (зарисовки).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

10.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.



Понятие «жанр». Жанры
в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры
и тематическое богатство внутри их. Появление
и развитие интереса
к индивидуальной жизни человека в европейском искусстве. Радости и любование жизнью, горести
и сострадание человеку
в повседневной жизни. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.

Графическая
или живописная композиция «На нашей улице».

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

11.

Сюжет
и содержание
в картине.



Понятие сюжета, темы
и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом
и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах
с похожим сюжетом.

Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка
в парке», «Поездка
к бабушке»,
«Я готовлю уроки»
и т. п.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

12-13.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.



Произведения искусства
на темы будней и их значение
в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес
к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка
в парке», «Поездка
к бабушке»,
«Я готовлю уроки»
и т. п. (продолжение)

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

14-15.

Жизнь в моём городе (селе)
в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).



Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории
и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение
в представлении народа о самом себе.

Создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом (как вариант: картины русской жизни прошлого века, например сцены псовой охоты, в трактире, сватовство…).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

16.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).



Сюжеты праздника
в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад,
т. е. превращение обычного
в необычное.

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание коллективной композиции в технике коллажа на тему праздника.

Акварель, или гуашь, кисти, вырезки
из журналов, цветная бумага, ножницы, клей, бумага.

Великие темы жизни

17.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.



Живопись монументальная
и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески
в эпоху Возрождения. Мозаика. Обращённость монументального искусства
к массе людей; обращённость станкового искусства
к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический
и мифологический жанры
в искусстве XVII века. Героизм русского народа. Былинные богатыри – защитники земли русской.

Сообщение новых знаний. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Русские богатыри (композиционное рисование по мотивам былин).



Карандаш, бумага.

18.

Тематическая картина
в русском искусстве
XIX века.



Значение станковой картины
в русском искусстве. Большая тематическая картина и её особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление, событие общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Великие русские живописцы XIX столетия.

Сообщение новых знаний, выступления учащихся о великих русских живописцах XIX века. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
Русские богатыри (композиционное рисование по мотивам былин) (продолжение).

Карандаш, акварель, или гуашь, кисти, бумага.

19-20.

Процесс работы над тематической картиной.



Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни
и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобности и условности в изобразительном искусстве.

Выбор темы из истории нашей Родины. Устная проработка этапов создания картины.
Сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей
(из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме. Композиционные поисковые эскизы. Исполнение композиции.


Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

21-22.

Библейские
темы в изобразительном искусстве.



Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения
в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы
в живописи Западной Европы
и в русском искусстве.

Создание композиции на библейскую тему, например «Рождество».

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

23-24.

Монументальная скульптура
и образ истории народа.



Героическое прошлое нашей Родины. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа
и в народном самосознании. Героические образы
в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или историческому герою.

Пластилин, стеки.

25.

Место и роль картины
в искусстве
XX века.



Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали
(М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метаморфизм (П. Пикассо. Герника; работы К. Кольвиц,
Р. Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали и другие авангардистские направления
в искусстве (абстракционизм, кубизм, дадаизм и др.).



Создание рисунка
в духе одного
из авангардистских направлений
в искусстве.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

26.

Место и роль картины
в искусстве
XX века (продолжение). Современное искусство.



Агитационное искусство. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы
и человека. Множественность изобразительных языков
в российском искусстве второй половины XX века (В. Попов,
Д. Жилинский, И. Обросов,
Б. Неменский, братья Смолины, братья Ткачёвы, В. Иванов,
Н. Нестерова, Т. Назаренко
и другие).


Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание
эскиза плаката
на современную тему (политика, реклама…).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Реальность жизни и художественный образ

27-29.

Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.



Иллюстрация
как форма взаимосвязи слова
с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение
и атмосферу произведения,
а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него, собрать необходимый материал (характер одежды героев, построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.

Варианты:

1. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-горбунок».

2. Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина по выбору учащегося (например, «Сказка
о царе Салтане…).

3. Иллюстрирование сказок Андерсена.

4. Иллюстрирование романа М. Сервантеса «Дон Кихот».

5. По выбору учителя


и учащихся.


Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

30-31.

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.



Конструктивное начало – организующее начало
в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности
в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание. Декоративное значение произведений изобразительного искусства. Декоративность
как свойство и средство выразительности.


Обобщающая беседа. Выполнение работы
на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

32.

Зрительские умения и их значение для современного человека.



Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом,
о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства – звенья культурной цепи.


Обобщающая беседа. Более глубокий
и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Выполнение работы


на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ (продолжение).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

33.

История искусства
и история человечества. Стиль
и направление в изобразительном искусстве.



Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль
как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль XVII века, барокко
и классицизм, модерн. Направление в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких
в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм
и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры направлений XX века.

Обобщающая беседа, занимательная викторина. Анализ произведений
с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Карандаш, бумага.

34.

Личность художника и мир его времени
в произведениях искусства.



Соотношение всеобщего
и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве
и творческая индивидуальность художника.
Великие художники в истории искусства и их произведения. Целостный образ творчества выбранных учителем 2 – 3 великих художников.

Обобщающая беседа. Выступления учащихся о творчестве великих художников.

Карандаш, бумага.

35.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.



Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи). Высочайшая ценность музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством. Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Музеи мира: Третьяковская галерея и музей имени А. С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. Музеи местного значения.

Беседа. Посещение виртуальных музеев.

Карандаш, бумага.

скачать


Смотрите также:
Каликина Ольга Антоновна учитель изобразительного искусства высшей категории Барнаул 2013 5 класс пояснительная записка рабочая программа
670.61kb.
Рогожникова Ольга Васильевна учитель биологии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1825.24kb.
Малинская Ирина Григорьевна учитель географии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
699.38kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
173.26kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
176.54kb.
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
184.44kb.
Пузина Надежда Васильевна учитель математики высшей квалификационной категории 2012 2013 учебный год пояснительная записка Структура курса рабочая программа
199.12kb.
Разработала Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» рабочая программа
199.29kb.
Баннова Елена Владимировна, учитель высшей категории Ф. И. О., категория по русскому языку, 5-9 класс. 2010 2011 учебный год пояснительная записка рабочая программа
1106.23kb.
Карпова Татьяна Владимировна учитель географии первой квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
782.4kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1357.51kb.
Устинова Белла Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории п. Участок №4, Таловский район, Воронежская область 2012 год русский язык пояснительная записка рабочая программа
8275.22kb.