Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №23

Рассмотрена на заседании кафедры

общественных наук

МАОУ лицея №23

протокол № от




Утверждена

на заседании НМС

МАОУ лицея №23

протокол №-------



от________________________

Разрешена к применению

приказом директора

МАОУ лицея №23

приказ №______________ от___________________






Директор

МАОУ лицея №23

Беркунова М.А.
__________________


м.п.

Рабочая программа

по географии 8 класс (М,Л1,Л2,ИТ,ХБ)

базовый уровень

адаптированная на основе Примерной программы

направленность: общеобразовательная

УМК: « География России. Природа» И.И.Баринова

программа – 70 часов

учебный план – 2 часа

Составитель:

Карпова Татьяна Владимировна

учитель географии

первой квалификационной категории

Калининград, 2013

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы

« География России. Природа» 8 класс под редакцией И.И. Бариновой, В.П.Дронова,И.В.Душиной,В.И.Сиротина [14 ].

Данная программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

На изучении географии в 8 классе, на основании федерального базисного учебного плана отводится 70 часов, из расчета 2 учебных часов в неделю. В программу включено отдельной темой изучение своего региона - Калининградской области. Запланировано 8 обязательных практических работ по основным темам [8],3-по Калининградской области.



В учебно-методический комплект входят:

  • География России. Природа.8 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова.-16-е изд., перераб.- М.: Дрофа,2010.

  • География Янтарного края России: Учебник по курсу « Региональная география Калининградской области»./ Под ред. В.В. Орленка.-Калининград: ОАО « Янтарный сказ»,2008.

  • Географический атлас: 8 класс.- М.: Дрофа, 2010.

  • Контурная карта

  • Электронные мультимедийные пособия.

  • Методические пособия для учителя.

Введение.

Курс « География России» изучается в 8-9 классах. В 8 классе предусматривается изучение курса « География России. Природа», который предполагает изучение географического положения, общих особенностей природы и природу регионов России.

Курс « География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личных качеств учащихся. Данный курс изучается после страноведческого « Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.



Главная цель курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов , выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения , хозяйства;

  • Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового ( глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными

( компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуется и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Предметные результаты обучения.

Учащийся должен уметь:

  • Называть различные источники географической информации и методы получения

  • Определять географическое положение России

  • Показывать пограничные государства, моря, омывающие территорию России

  • Определять поясное время

  • Называть и показывать крупные равнины и горы

  • Выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям

  • Показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых

  • Объяснять закономерности их размещения

  • Приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменение рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов

  • Делать описания отдельных форм рельефа по картам

  • Называть факторы, влияющие на формирование климата России

  • Определять характерные особенности климата России

  • Иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов

  • Давать описания климата отдельных территорий

  • С помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации

  • Приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни

  • Называть и показывать крупнейшие реки и озера

  • Используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов

  • Оценивать водные ресурсы

  • Называть факторы почвообразования

  • Используя карту, называть типы почв и их свойства

  • Объяснять разнообразие растительных сообществ на территории страны

  • Объяснять видовое разнообразие животного мира

  • Называть меры по охране растений и животных

  • Показывать на карте основные природные зоны России и называть их

  • Приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира

  • Объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов

  • Показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы

  • Приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе

  • Показывать на карте крупные природные районы страны

  • Называть и показывать на карте географические объекты

  • Давать комплексную физико-географическую характеристику объектов

  • Отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории

  • Оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей

  • Приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов

  • Выделять экологические проблемы природных регионов.

  • Объяснять влияние природных условий на жизнь ,здоровье и хозяйственную деятельность людей

  • Объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека

  • Объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

Метапредметные результаты обучения.

Учащийся должен уметь:

  • Ставить учебные задачи

  • Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи

  • Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи

  • Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями

  • Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

  • Классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками

  • Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам

  • Систематизировать информацию

  • Структуировать информацию

  • Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения впроблемной ситуации

  • Владеть навыками анализа и синтеза

  • Искать и отбирать необходимые источники информации

  • Использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, строение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети ИНТЕРНЕТ

  • Представлять информацию в различных формах и видах

  • Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи

  • Создавать собственную информацию и представлять в соответствии с учебными задачами

  • Составлять рецензии, аннотации

  • Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении

  • Вести дискуссию, диалог

  • Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения

Личностные результаты обучения.

Учащиеся должны обладать.

  • Российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому, настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед родиной

  • Ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

  • Целостным мировозрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики

  • Гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

  • Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

  • Пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

  • Основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Содержание программы.

Что изучает физическая география России. (1 час).

Роль географической информации в решении социально-экономических проблем и экологических. Методы географических исследований.



Наша Родина на карте мира (5 часов).

Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, географического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы. Моря, омывающие территорию России. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Реформа исчисления времени в России.



Формирование, освоение и изучение территории России.

География первых русских княжеств. Ведущая роль Московского княжества в формировании Русского государства. Заселение и освоение территорий на востоке. Присоединение и освоение территорий на юге и юго-востоке. Изменения границ страны в ХХ веке. Современные проблемы российских границ.

Путешествия и открытия новгородцев, поморские походы. Открытие и освоение Сибири и дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Экспедиции Российского географического общества. Изучение территории России отечественными учеными. Современные географические исследования.

Практические работы.

1.Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других государств.

2. Определение поясного времени по карте часовых поясов.

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

(22 часа)

Тема 1: Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

( 5 часов).

Главные особенности рельефа России и строение земной коры. Основные тектонические структуры. Геологическое летосчисление. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современные оледенения. Изменения рельефа человеком.

Практические работы.

3.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.



Тема: Климат и климатические ресурсы(6 часов).

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных т антропогенных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Синоптическая карта. Прогнозы погоды, их значение.


Практические работы.

4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков.

5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды.

6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.


Тема: Внутренние воды и водные ресурсы (4часа).

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), предупреждение их последствий.

Использование вод, пути сохранения их качества и объема.



Практические работы.

7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.



Тема: Почвы и почвенные ресурсы (3часа).

Почва - особый компонент природы. В.В. Докучаев- основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв, в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.
Тема: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

(4 часа).

Биологические ресурсы. Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

Особо охраняемые природные территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия.

Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.



Раздел II. Природные комплексы России (33 часа).

Тема: Природное районирование(6 часов).

Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов. Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные. Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.

Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей страны: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи ,степи, полупустыни и пустыни.

Высотная поясность. Зависимость набора природных зон от географического положения и высоты гор.



Практические работы.

8.Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.



Тема: Природа регионов России (18 часов).

Восточно-Европейская равнина. Географическое положение. История освоения. Особенности природы. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

Кавказ- самые высокие горы России. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Природные ресурсы.

Урал- «каменный пояс Русской земли».. Особенности географического положения,история освоения. Природные ресурсы.Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

Западно- Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Природные зоны. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы. Жемчужина Сибири - Байкал. Природные ресурсы ми проблемы их освоения.

Дальний Восток-край контрастов.

Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы. Природные комплексы. Природные уникумы. Природные ресурсы и проблемы их освоения.



Тема: Природа Калининградской области(9 часов).

Особенности географического положения области. Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития. Геологическое строение. Минеральные ресурсы.

Особенности климата. Сезоны года. Агроклиматические ресурсы своего региона. Внутренние воды и водные ресурсы области. Особенности почв. Агроклиматические ресурсы. Растительный и животный мир. Природная зона, ее экологические проблемы. Экологическая ситуация региона.

Практические работы.

9. Определение физико-географического положения Калининградской области.

10. Выявление по картам и статистическим материалам природных ресурсов области и условий их освоения.

11. Характеристика экологического состояния Калининградской области



Раздел III. Человек и природа (6 часов).

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия жизни и деятельности людей. Освоение



Перечень географических объектов (номенклатура)

по курсу «География России» 8 класс

Тема «Географическое положение России»

Мыс Флигели (арх. Земля Франца-Иосифа), м. Челюскин (п-ов Таймыр), г. Базардюзю (Кавказ), Балтийская коса (Гданьский залив, город Калининград), м. Дежнёва (Чукотский п-ов); моря Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское море-озеро; проливы Берингов, Лаперуза, Кунаширский; заливы Финский, Пенжинская губа; арх. Земля Франца-Иосифа, острова Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Курильские, Сахалин; п-ова Камчатка, Кольский, Ямал, Таймыр.
Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низм., Среднерусская возв., Приволжская возв.); Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье (плато Путора-на), Кумо-Манычская впадина, Кавказ (Большой Кавказ, г. Эльбрус), Урал, Алтай (г. Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плоскогорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь.

Нефтегазоносные провинции: Волго-Уральская, Северо-Кавказская, Тимано-Печорская, Баренцево-Карская, Западно-Сибирская, Лено-Тунгусская, Лено-Вилюйская, Охотская, Восточно-Арктическая.

Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.

Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория.

Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь.

Месторождения фосфатных руд: Кольский п-ов, Вятско-Камское, месторождения Алтае-Саянского бассейна.

Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.


Тема «Климат и агроклиматические ресурсы»

Оймякон.


Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»

Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур; озёра Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал; вдхр. Куйбышевское, Рыбинское, Братское; Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.



Тема «Растительный и животный мир, биологические ресурсы»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс


(70 часов, 2 часа в неделю)





Название раздела, темы урока




Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Методическое обеспечение

Домашнее задание

Домашнее задание

1

2




3

4

5

6

7

8

9

8




Что изучает физическая география (1 час)







1

Что изучает физическая география России




Урок-введение

Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

Уметь называть предмет изучения географии России; основные средства и методы получения географической информации; объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.


Фронтальный

Знакомство с учебником, атласом, интернет-

ресурсами



Учебник. Атлас.

Баринова И.И. Поурочные разработки.- М.: Изд. « Экзамен» ,2008.

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии.8 класс.-М: « ВАКО»,2004.

Презентация учителя



С.3-5

С. 3-7

Наша Родина на карте мира (5 часов)




2

Географическое положение России




Изучение нового материала

Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, географического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы.

Уметь определять, описывать, называть и показывать особенности ГП страны. Называть и показывать пограничные государства. Называть размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России. Объяснять влияние ГП на особенности природы, хозяйства и

жизни населения России.



Фронтальный опрос

Практическая работа



№1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других государств.

Работа с атласом и к.картами



Учебник. Атлас.

Баринова И.И. Поурочные разработки.- М.: Изд. « Экзамен» ,2008.

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии.8 класс.-М: « ВАКО»,2004.

Раб. тетрадь. Курашева Е.М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах.-М.: Изд.» Экзамен»,2009.Мультимедийный учебник. География России.




§1,к. к. с. 1

подготовить

презентации.


§1

3


Моря, омывающие территорию России






комбинированный



Моря, омывающие территорию России.



Знать моря, омывающие территорию России и уметь их показывать на карте.



Фронтальный и индивидуальный

опрос


Работа в рабочей тетради. Атлас. Учебник.



Учебник. Атлас.

Баринова И.И. Поурочные разработки.- М.: Изд. « Экзамен» ,2008.

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии.8 класс.-М: « ВАКО»,2004

Презентации учащихся


§2,к.к с 1; таблица

в тетради




§2

4

Россия на карте часовых поясов





Изучение нового материала



Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.


Знать часовые пояса и разницу во времени на территории России.

Показывать границы часовых поясов.

Определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения.


Фронтальный опрос

Практическая работа


№2.Определние поясного времени для разных пунктов России.

Решение задач по карте



Учебник. Атлас.

Баринова И.И. Поурочные разработки.- М.: Изд. « Экзамен» ,2008.

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии.8 класс.-М: « ВАКО»,2004.

Раб. тетрадь. Курашева Е.М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах.-М.: Изд.» Экзамен»,2009

Презентация учителя.


§3,конспект учить


§3




5

Этапы изучения территории России




Изучение нового материала

Формирование, освоение и изучение территории России.

Знать историю освоения территории нашей страны.

Показывать и(или называть маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.



Фронтальный опрос

Составление таблицы



Работа с текстом учебника и атласом. Составление сводной таблицы

Учебник. Атлас.

Баринова И.И. Поурочные разработки.- М.: Изд. « Экзамен» ,2008.Жижина Е.А. Поурочные разработки . класс.-М: « ВАКО»,2004.




§4.таблица

Повторить §1-3




§5

6

Итоговый урок по теме




Обобщающего повторения







Фронтальный опрос

тестирование








Составить кроссворд

по теме: Введение







скачать

следующая >>
Смотрите также:
Карпова Татьяна Владимировна учитель географии первой квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
782.4kb.
Малинская Ирина Григорьевна учитель географии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
699.38kb.
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
184.44kb.
Андреева Анна Владимировна, учитель 1 квалификационной категории Ильино 2012 пояснительная записка рабочая программа
336.88kb.
Рогожникова Ольга Васильевна учитель биологии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1825.24kb.
Безгин Михаил Николаевич учитель истории и обществознания первой квалификационной категории пояснительная записка рабочая программа
390.42kb.
Безгин Михаил Николаевич учитель истории и обществознания первой квалификационной категории пояснительная записка рабочая программа
439.46kb.
Безгин Михаил Николаевич учитель истории и обществознания первой квалификационной категории пояснительная записка рабочая программа
531.89kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1357.51kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
176.54kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
173.26kb.
Худоба Галина Владимировна учитель музыки маоу сош №12 первая квалификационная категория Калининград, 2013 пояснительная записка Настоящая рабочая программа
245.6kb.