Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Кандалакша

Классный час



«Моя Россия»
Номинация

«Лучшее внеклассное мероприятие патриотической направленности»




Автор работы: Милакина Любовь Павловна, учитель начальных классов, МОУ СОШ № 19, г. Кандалакша

г. Кандалакша

2011 год

Пояснительная записка.
Данная работа, классный час «Моя Россия», представлена на конкурс в номинации «Внеклассное мероприятие патриотической направленности» и разработана для учащихся 3 класса.
Цель:

1. Расширять представление о родной стране, о государственных символах России;

2. Способствовать воспитанию любви и уважения к Родине, к её законам и символам, национального самосознания, патриотического отношения к Родине;

3. Стимулировать интерес к изучению истории своей страны, познанию традиций своего народа.


Задачи:

1. Изучить историю создания государственных символов Российской Федерации (герб, флаг, гимн), выяснить, что они означают;

2. Обсудить существование и других значимых символов (Московский Кремль, Конституция, Президент)

3. Пошагово подвести к выводу, что россияне – граждане великого государства;

4. Обратить внимание детей на то, что и поэты и художники передают поэтичность и необыкновенную красоту нашей Родины;

5. Обогащать словарь школьников (федерация, геральдика, патриотизм);

6. Помочь детям прийти к пониманию обобщённого значения слова Родина.
Данный классный час является лишь одним звеном в цепи других уроков и внеклассных мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию детей. Он является продолжением единой линии уроков о России.

На предыдущих занятиях в 1, 2, 3 классах дети знакомились с тем, как называется наша страна; говорили о том, что Россия – это многонациональное государство; о народах и народностях, которые её населяют; разбирались с понятиями государство, столица, областной центр; учились находить Россию и её столицу на карте.

На уроках литературного чтения наблюдали, как поэты и писатели говорят о любви к России, какими средствами, с помощью каких слов они выражают любовь к Родине.

На уроках изобразительного искусства рассматривали, как художники изображают красоту родной земли, с помощью красок передавая поэтичность и необъятность Родины.

Классный час построен в форме вопросно–ответной беседы. Согласно дидактическому принципу систематичности и последовательности беседа строится с учётом имеющихся у детей знаний по данной теме, расширяя и углубляя представления учеников о государственных символах России.

На данном занятии происходит развитие речи младших школьников, обогащение их словаря. Объясняются такие понятия, как федерация, патриотизм, геральдика. Понятие Родины раскрывается в двух значениях: малая Родина; страна.

Также ученики работают с пословицами и поговорками о Родине, объясняя их смысл. На протяжении всего занятия наблюдается связь с литературой, музыкой, живописью, архитектурой. Дети обращаются к репродукциям картин таких художников как И. Левитан, К. Васильев, И. Шишкин; слушают отрывки из литературных произведений, читают стихи, наблюдают красивейшие образцы архитектуры такие, как: Кремль, его стены и башни, Данилов монастырь в Москве, Успенский собор в Московском Кремле, Дмитриевский собор во Владимире. Рассматривают русский народный костюм; дети учатся правилам поведения во время звучания гимна, исполняют песню о России; вспоминают не только права, записанные в Конституции, но и обязанности.

Целевая направленность прослеживается на всех этапах занятия, идёт опора на личный, жизненный опыт ученика. Основной формой учебных взаимоотношений является диалог.



Содержательная часть.

Классный час в 3 классе «Моя Россия»
Цель:

1. Расширять представление о родной стране, о государственных символах России;

2. Способствовать воспитанию любви и уважения к Родине, к её законам и символам, национального самосознания, патриотического отношения к Родине;

3. Стимулировать интерес к изучению истории своей страны, познанию традиций своего народа.


Задачи:

1. Изучить историю создания государственных символов Российской Федерации (герб, флаг, гимн), выяснить, что они означают;

2. Обсудить существование и других значимых символов (Московский Кремль, Конституция, Президент)

3. Пошагово подвести к выводу, что россияне – граждане великого государства;

4. Обратить внимание детей на то, что и поэты и художники передают поэтичность и необыкновенную красоту нашей Родины;

5. Обогащать словарь школьников (федерация, геральдика, патриотизм);

6. Помочь детям прийти к пониманию обобщённого значения слова Родина.
Ход мероприятия
1. Актуализация знаний. Вопросно–ответная беседа.
Беседа-размышление «С чего начинается Родина?»
Читает ученик (под музыкальное сопровождение)
Россия - мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Россия-Родина моя!

Цвет знамени, цвет ржи, цвет неба-

В них слава древняя твоя

Россия - Родина моя!



Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами продолжим разговор о Родине. Наше занятие называется «Моя Россия». Что же такое Родина?

1. Место рождения - малая родина. Для многих из нас - это Кандалакша, Мурманская область.

2. Страна, в которой мы живём

- Как называется наша страна? (Россия, Русь, Российская федерация)

Федерация-это значит объединение.

- Объединение кого, как вы думаете? (народов)

- Какие народы и народности живут в России? (русские, якуты, татары, коми, калмыки, мордва, марийцы…..)

- В Российской Федерации живут более 176 народов и народностей. Россия -многонациональное государство.

- Прочитайте на доске понятия и помогите мне их соединить:

Россия областной центр

Москва государство

Мурманск столица


Давайте покажем на карте Россию, Москву.

-Наше отечество, матушка - Россия, Отчизна, наша Родина - говорим мы о своей стране. С чего же она начинается? Где она, Родина? Я прочитаю вам отрывок из произведения Артура Беляева, а вы попробуйте ответить на вопросы, которые задаёт автор.

«Где она, родина? Где место души? Притаи на миг хлопоты, слушай, что отзовётся тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта. Лишь с одной верой - той земли ты урождённый»

-Так где же у человека Родина? (та земля, что милее всего, дорога сердцу, что готов защищать)

- Для каждого она своя.

- Бывает ли человек без Родины? (нет)

- Место, где ты родился, где сделал первый шаг, любимая школа. Берёза подокном, город, улица, семья, наш русский язык, Москва - всё это частицы нашей большой Родины. Именно эти места вы изобразили в своих рисунках (выставка детских творческих работ)
2. Проверка домашнего задания.

- Дома я просила вас подобрать пословицы и поговорки о Родине (говорят дети)


Пословицы.



  1. Родина-мать, умей за неё постоять.

  2. Своя земля и в горсти мила.

  3. На чужой стороне и весна не красна.

  4. Родимая сторона – мать, чужая мачеха.

  5. С родной земли – умри, не сходи.

  6. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес. А человеку нужна Родина.

  7. Жить – Родине служить.

  8. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  9. Кто Родине изменяет, того народ презирает.

  10. Кто за родину горой – тот истинный герой.

  11. Москва – всем городам мать.

  12. Земля, на которой родился, – золотая.

- Эта пословица записана на доске. Как вы её понимаете? (родная земля самая красивая и дорогая)

- Почему мы можем гордиться своей страной? (самая большая страна, красивая природа, великие учёные, первый человек в космосе, победа в В.О. войне, богатая культура, литература, великий русский язык, …..)

-Многие писатели и поэты пишут о любви к России. ……..прочитает нам стихотворение Сергея Васильева, которое называется «Россия».


Россия.

….Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…..

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю,

Одним широким словом: «Русь».
-Какое чувство выразил автор в стихотворении? (любовь к России, желание её защищать) Это чувство называется патриотизмом.

Кто такой патриот?

-Для того чтобы быть патриотом, нужно любить свою землю, хорошо знать и беречь традиции своего народа, его историю, символику своей страны.
3 Сообщение темы и цели занятия.
Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы.

-Какие? (герб, флаг, гимн)

-Как вы считаете, зачем стране нужна символика? (это отличительные знаки государства, их цель в символе дать представление о стране, её национальных особенностях, богатствах, могуществе)

-Мы с вами уже знакомились с государственными символами. А сегодня я хочу поговорить с вами об истории их создания. Мы узнаем как они появились, что означают и почему русский народ избрал именно эти символы. А помогать мне сегодня будут:



  • архивариус

  • историковед

  • и учёный университета (учитель представляет детей, играющих эти роли)


4. Знакомство с новым материалом.
Символы Российской Федерации.
1). Герб.

- Один из символов любого государства – его герб.

- Что такое герб? (эмблема)

- Об истории этого символа нам расскажет архивариус


историческая справка
- Герб можно разглядывать. Можно им любоваться, как произведением искусства, но самое главное его нужно уметь грамотно прочесть.

- Опишите государственный герб России.

На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл – символ власти. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. Две головы орла напоминают о необходимости обороны от Запада и Востока, а три короны над ними символизируют кровное братство и единую историю трёх народов – русских, украинцев и белорусов. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла изображён всадник. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла.

- Где можно увидеть изображение герба, на каких предметах? (флагах, монетах, печатях, государственных документах – орденах и медалях, на пограничных столбах)

- Что символизирует герб? (красоту и справедливость, победу добра над злом)

- Герб олицетворяет силу, мощь и независимость нашей страны.

- Какие цвета у герба России? (красный щит, золотой орёл, белый конь, синий плащ, чёрный змей)

- А сейчас, ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, как красивы эти цвета в картинах природы и произведениях искусства. Именно эти цвета используют художники для того, чтобы показать:

1). Безграничную ширь русской земли, где раскинулось золотое море колосьев (картина «Рожь» И. И. Шишкина)

В ней художник показывает бескрайние просторы земли русской; море ржи, расстилающееся до самого горизонта, грандиозность труда человека, вырастившего это огромное море хлеба. Посмотрите, сочные, спелые, золотисто-жёлтые колосья и пыльно-голубое небо летнего дня. Эта картина символизирует обилие, плодородие русской земли.

2). Вот так художник показывает праздник серо-голубого неба и жемчужных берёз (картина «Ранняя весна» Константина Васильева)

Кажется, что небо роднится с землёй; тонкие, голые ветви берёз изящны; воздух пропитан весенней сыростью. Природа только – только начинает просыпаться от долгой зимней спячки.

3). А в этой картине мы видим буйство золотых красок. Посмотрите: осенняя тишина, торжественность, величавость (картина «Золотая осень» И. Левитана)

Сочетание золота листвы и пронзительной голубизны неба (картина «Осень» К. Васильева)

Вот так с помощью красок художники передали поэтичность и необыкновенную красоту нашей Родины в любое время года, создали образ русской земли – необъятной и вечной.

Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре

- Белые соборы, монастыри (Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор в Московском Кремле, Данилов монастырь в Москве)

- Красные стены и башни Московского Кремля

- Нарядное сочетание синего и белого в убранстве Большого дворца, синий цвет куполов в храмах (храм Святой Софии)
Белый, синий и красный цвета есть и в другом символе Российской Федерации – флаге.
2) Флаг.

Учитель: История герба более древняя, чем история флага (историческая справка)

- Что представляет собой флаг Российской Федерации? (прямоугольное полотнище с ровными горизонтальными полосами: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного)

- Цвет флага никогда не выбирают случайно. При утверждении флага считаются с древними традициями народа. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Именно эти цвета часто использовали русские крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. Из белого, льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи – нарядные сарафаны. В красного цвета одеждах появлялись перед народом государи, царские грамоты скреплялись печатями красного воска, патриархи облачались в голубые одежды – это было признаком служения Богоматери.

Вывод: итак, эти цвета являются одновременно и официальными, государственными и народными, национальными.

- Где можно увидеть флаг? (на зданиях органов Государственной власти, на жилых домах в дни праздников, в суде, в воинских частях…)

- В честь флага установлен праздник – День Государственного Флага Российской Федерации, который отмечается 22 августа.
- Герб и флаг в России утверждает Государственная дума и Президент. Существует специальная наука, изучающая государственные символы – геральдика.
3). Гимн.

Учитель: Наряду с гербом и флагом символом России является гимн.

- Что такое гимн? (торжественная песня)


Историческая справка
- Мы с вами уже слушали гимн и даже учили слова наизусть, какие чувства вложили в музыку и слова авторы? (любовь к Родине, гордость её историей, красотой её природы)

- Как ведут себя люди во время звучания гимна? (встают, мужчины снимают головные уборы)

- Когда он звучит? (в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма флага, на торжественных собраниях, спортивных соревнованиях, каждое утро по радио, когда приезжают главы иностранных государств)

Звучит гимн
4). Значимые символы – Московский Кремль, Конституция, Президент.

Учитель: Государственные символы страны имеют долгую историю, и, конечно, далеко не всё мы сегодня рассказали. Отношение к символам страны – это и отношение к самому государству, оно, конечно, должно быть уважительным.

Кроме официальных есть и другие значимые символы нашей страны – это Московский Кремль, Конституция, Президент.

- Кто является президентом Российской Федерации? (Д. А. Медведев)

- Что такое Конституция? (главный закон страны)

Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. А Конституция – это главный закон, определяющий жизнь государства. В ней записаны права и обязанности граждан.

- Назовите права (право на образование, на охрану здоровья, на отдых, на труд)

- Обязанности? (охранять и беречь природу, защищать Родину)

12 декабря в нашей стране отмечается государственный праздник – День принятия Конституции. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года.

- Мы с вами говорили об обязанностях, которые записаны в Конституции РФ.

- А какие обязанности есть у вас? (добросовестно учиться; уважать старших, родителей; соблюдать правила поведения).
5. Подведение итога занятия.
Учитель: Мы – граждане великого государства. От нас с вами зависит, каким оно будет: насколько процветающей, богатой, благополучной будет наша страна.

А закончить сегодняшний разговор я бы хотела песней о России, которую подготовили и сейчас исполнят девочки нашего класса.


Звучит песня «Россия»

.

Дополнительные материалы и приложения.


Материально – техническое обеспечение:

- Технические средства: компьютер и мультимедийная установка

- Видеозапись «Герб. Флаг. Гимн» (отрывок-гимн)

- Аудиозапись: песня «Россия», музыкальное сопровождение стихов

- Презентация (слайды):

1. К. Васильев «Ранняя весна»

2. И. Левитан «Золотая осень»

3. К. Васильев «Осень»

4. Дмитриевский собор во Владимире

5. Успенский собор в Московском Кремле

6. Данилов монастырь в Москве

7. Кремль его стены и башни (2 кадра)

8. Храм Святой Софии

9. Гостиная в Большом дворце

10. Герб

11. Флаг


12. Д. А. Медведев

13. Гимн (текст)

14. Русский народный костюм

15. Репродукция И. И. Шишкина «Рожь»



Выставка рисунков «Мой уголок земли»

Выставка книг:

- Конституция РФ

- Времена года
Напечатаны слова:

«Моя Россия», Россия, Москва, Мурманск, столица, государство, областной центр.

Земля, на которой родился - золотая. Геральдика
Дополнительные материалы для выступления учеников.
1 историческая справка.
Слово герб произошло от немецкого «эрбэ» - наследство. Ещё в первобытные времена, когда люди жили племенами, у них было стремление как – то выделить себя среди других. Для этого служил тотем. Это, как правило, изображение какого – то животного или птицы: медведя, льва, орла.

Прошли тысячи лет, и на гербах многих современных городов появились животные. С появлением государств возникли и более сложные символы.

В России герб издавна состоял из двух основных изображений: всадника с копьём – Георгия Победоносца, поражающего змея, и двуглавого орла, который появился при правлении Ивана 3. Эти два изображения стали считаться гербом России с конца 15 века. Таким образом, двуглавый орёл является символом нашей страны уже более 500 лет.
2 историческая справка.
Слово флаг греческого происхождения, от слова «флего» - «сжигать, озарять». С глубокой древности славяне имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее «стяг». Стяг был у русских дружин с языческих времён. На нём изображались сначала языческие боги, потом русские святые.

В настоящее время стяг – это знамя, которое есть в каждом полку. Сначала символом руссов был красный цвет. В 17 веке царь Алексей Михайлович дополняет красный цвет белым и синим. А нынешний порядок полос был введён Петром 1 специальным указом в январе 1705 года. Октябрьская революция утвердила главным флагом страны красный стяг. А 22 августа 1991 года был поднят исконно российский бело – сине – красный флаг. Таким образом бело – сине – красному флагу более 300 лет.


3 историческая справка.
Гимн в переводе с греческого - «торжественное песнопение». Ещё до нашей эры на территории будущей Руси было известно слово «гимн». Торжественные песнопения носили название «слово» или «песнь». С 10 века нашей эры появились церковные гимны. Русские былины и эпос – это тоже гимны. На протяжении лет гимны менялись. С 1833 года официальным гимном Российской империи был «Боже, царя храни», в годы советской власти «Интернационал», во время Великой Отечественной войны в духе гимна была написана песня «Священная война». А в 2000 году поэтом С. В. Михалковым был написан новый текст на музыку Александрова, и 1 января 2001 года вся страна встречала 21 век с главной песней Отечества.

Песня «Россия»
У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень!


Припев:

Солнце светит.

Ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!


Для меня Россия – белые берёзы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня Россия ты всего дороже!

До чего на маму ты мою похожа!


Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша –



Это мы с друзьями!
скачать


Смотрите также:
Классный час «Моя Россия» Номинация «Лучшее внеклассное мероприятие патриотической направленности»
173.52kb.
Внеклассное мероприятие «Моя семья моё богатство»
108.63kb.
Номинация «Внеклассное мероприятие, посвященное подвигу народа в Великой Отечественной войне «Помнит мир спасенный» Классный час
163.81kb.
Внеклассное мероприятие : «Я люблю тебя, Россия»
79.68kb.
Внеклассное мероприятие, художественно эстетической направленности, можно проводить
81.23kb.
Классный час в 3 классе «Моя Россия»
135.01kb.
Внеклассное мероприятие. Открытый классный час. «Солдат войны не выбирает…»
167.47kb.
Классный час «Россия Родина моя!»
61.49kb.
Л. Д. Гущина Классный час, посвященный 75-летию Алтайского края. «Моя малая Родина»
58.59kb.
Внеклассное мероприятие «Кузбасс, ты Родина моя»
76.01kb.
Внеклассное, воспитательное мероприятие «Моя малая родина»
60.4kb.
Урок русского языка (Внеклассное мероприятие или классный час)
151.05kb.