Главная стр 1стр 2
скачать
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 26 июня 2001 г. N 2/780



ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 июня 2001 г. N 37-З
Принят Палатой представителей 30 мая 2001 года

Одобрен Советом Республики 8 июня 2001 года


(в ред. Законов Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З

(ред. 01.11.2004), от 18.07.2006 N 159-З,

от 08.07.2008 N 372-З, от 15.07.2008 N 397-З,

от 09.11.2009 N 55-З)


Настоящий Кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 1. Инвестиции
Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
Статья 2. Инвестиционная деятельность
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)


Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
Статья 3. Инвестор
Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных статьей 5 настоящего Кодекса.

(часть 1 статьи 3 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.

Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

международные организации;

иностранные юридические лица;

иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

(абзац 5 части 4 статьи 3 введен Законом Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

иностранные граждане;

физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов определяются настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.


Статья 4. Объекты инвестиционной деятельности
Объектами инвестиционной деятельности являются:

недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

ценные бумаги;

интеллектуальная собственность.

Законодательными актами Республики Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности Республики Беларусь, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.

Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.


Статья 5. Формы инвестиционной деятельности. Источники инвестиций

(название в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

создание юридического лица;

приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица;

(абзац 4 части 1 статьи 5 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

недвижимости;

ценных бумаг;

прав на объекты интеллектуальной собственности;

концессий;

оборудования;

других основных средств.

Источниками инвестиций, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, могут являться:

собственные средства инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица;

заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы.

(часть 2 статьи 5 введена Законом Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)


Статья 6. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь.

Направление инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь на территорию иностранных государств регулируется настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также законодательством государства, на территории которого осуществляется инвестиционная деятельность.

Если международным договором Республики Беларусь, вступившим в силу, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора.
Глава 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 7. Цели государственного регулирования инвестиционной деятельности
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь.
Статья 8. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

1.1. принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;

1.2. предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

1.3. предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

1.4. проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;

1.5. предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам.

2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

2.1. оказания инвесторам государственной поддержки;

2.2. защиты интересов инвесторов;

2.3. создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;

2.4. определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;

2.5. принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;

2.6. определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

2.7. содействия развитию рынка ценных бумаг;

2.8. проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;

2.9. использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Глава 3

ГАРАНТИИ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ И ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ
Статья 9. Гарантии прав инвесторов
Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права.

Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов.

Государство гарантирует стабильность прав инвестора, установленных настоящим Кодексом, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению.

Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.


Статья 10. Гарантии использования результатов инвестиционной деятельности
Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.

Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.
Статья 11. Защита инвестиций
Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливаются настоящим Кодексом и законами Республики Беларусь.


Статья 12. Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества
Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной рыночной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. Кроме того, компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации. Указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR).

(в ред. Законов Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З, от 18.07.2006 N 159-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества национальному инвестору выплачивается в официальной денежной единице Республики Беларусь, иностранному инвестору - в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции.

(часть 2 статьи 12 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества может быть обжалован инвестором в суд.
Статья 13. Гарантии от незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц
Действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц и акты государственных органов Республики Беларусь или органов административно-территориальных единиц Республики Беларусь, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки и иной вред, могут быть обжалованы инвестором в суд.

Вред, в том числе убытки, причиненные в результате указанных в части первой настоящей статьи действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц либо в результате принятия актов государственными органами Республики Беларусь или органами административно-территориальных единиц Республики Беларусь, подлежит возмещению из средств соответствующей казны по решению суда.

Порядок возмещения вреда, в том числе убытков, определяется актами законодательства Республики Беларусь.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Раздел II

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Глава 4

ЦЕЛЬ, ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 14. Общие положения
В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право получить государственную поддержку.

Государственная поддержка оказывается с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Инвестиционным проектом в соответствии с настоящим Кодексом признается совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени.
Статья 15. Виды государственной поддержки
Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления:

(абзац 1 части 1 статьи 15 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац исключен. - Закон Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

гарантий Правительства Республики Беларусь;

централизованных инвестиционных ресурсов.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам.


Статья 16. Источники средств государственной поддержки
Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников.

Средства для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов по видам, установленным настоящим Кодексом, определяются в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 55-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органами местного управления и самоуправления в соответствующих местных бюджетах также могут определяться иные виды поддержки инвестиционной деятельности.
Статья 17. Исключена.

(статья 17 исключена. - Закон Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 18. Гарантии Правительства Республики Беларусь
Гарантия Правительства Республики Беларусь - обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, перед кредитором отвечать за исполнение обязательств заемщика (инвестора).

Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов.

Порядок предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь определяется настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 19. Централизованные инвестиционные ресурсы
Централизованные инвестиционные ресурсы - финансовые ресурсы государства, в том числе средства республиканского бюджета, предусматриваемые для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов.

Порядок предоставления централизованных инвестиционных ресурсов определяется настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь.


Глава 5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИНВЕСТИЦИОННЫХ

ПРОЕКТОВ
Статья 20. Общие положения
Государственная комплексная экспертиза проводится с целью подготовки заключения для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов.

Государственная комплексная экспертиза проводится Министерством экономики Республики Беларусь в случаях реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь; использования средств централизованных инвестиционных ресурсов; участия государства в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями путем их учреждения в соответствии с частью первой статьи 81 настоящего Кодекса.

(часть 2 статьи 20 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правительство Республики Беларусь также может определять условия, при которых инвестиционные проекты подлежат экспертизе только республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (инициатор инвестиционного проекта), если такое подчинение инвестора имеется, либо иного уполномоченного республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь).

(часть 3 статьи 20 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 21. Критерии оценки инвестиционных проектов
Основными критериями оценки инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы являются:

актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;

финансовое состояние организации-инвестора;

техническая, технологическая, финансовая возможность и целесообразность реализации инвестиционного проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;

обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в этом проекте;

научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;

конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;

сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.


Статья 22. Порядок проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов
Государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта осуществляется в течение не более 30 дней со дня поступления материалов по этому проекту в Министерство экономики Республики Беларусь. В случае необходимости получения дополнительной информации продолжительность государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта может быть увеличена Министерством экономики Республики Беларусь, но не более чем до 60 дней. О продлении срока экспертизы инвестор уведомляется до истечения 30 дней со дня поступления материалов по инвестиционному проекту в Министерство экономики Республики Беларусь.

(часть 1 статьи 22 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная комплексная экспертиза инвестиционных проектов основывается на следующих материалах и заключениях:

1. Представляемое инвестором (инициатором инвестиционного проекта) письменное заявление с приложением:
КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся правил разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, см. постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 N 158.


1.1. бизнес-плана;
КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся легализации документов, см. постановление Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 16.08.2010 N 16, Конвенцию, подписанную в Гааге 05.10.1961.


1.2. для иностранного инвестора, не являющегося резидентом Республики Беларусь, - легализованной выписки из торгового регистра страны его учреждения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его учреждения или постоянного места жительства (выписка должна быть датирована числом не позднее одного года до подачи документов);

(подпункт 1.2 пункта 1 части 2 статьи 22 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. заключения республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (инициатор инвестиционного проекта), если такое подчинение инвестора имеется, либо к компетенции которого относятся вопросы, связанные с выпуском намечаемой продукции (работ, услуг);

(подпункт 1.3 пункта 1 части 2 статьи 22 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.4. аудиторского заключения о финансовом состоянии инвестора (инициатора инвестиционного проекта);

(в ред. Закона Республики Беларусь от 08.07.2008 N 372-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5. заключения Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь о научно-техническом уровне используемых технологий по инвестиционным проектам, претендующим на государственную поддержку, установленную для производств, основанных на новых и высоких технологиях; по инвестиционным проектам с привлечением иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также по иным инвестиционным проектам в случаях и на условиях, определенных Правительством Республики Беларусь.

(подпункт 1.5 пункта 1 части 2 статьи 22 введен Законом Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

2. Истребованные по запросу Министерства экономики Республики Беларусь заключения Министерства финансов Республики Беларусь о существующей и прогнозируемой задолженности инвестора (инициатора инвестиционного проекта), о ранее предоставленной инвестору государственной поддержке, об объемах выпадающих доходов бюджета, связанных с предоставлением государственной поддержки, об оценке целесообразности государственной поддержки данного инвестиционного проекта, а также в случае привлечения иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь - о валютоокупаемости инвестиционного проекта, об условиях предоставления кредитов и о возможности их использования.

(пункт 2 части 2 статьи 22 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта Министерством экономики Республики Беларусь по его запросу и с согласия инвестора (инициатора инвестиционного проекта) могут приглашаться также независимые эксперты, в том числе и иностранные. При этом затраты, связанные с проведением независимой экспертизы, осуществляются за счет средств инвестора (инициатора инвестиционного проекта).

Государственная комплексная экспертиза инвестиционных проектов проводится с обязательным обеспечением коммерческой тайны в отношении сведений, содержащихся в представленных материалах.

Заключение о результатах государственной комплексной экспертизы выдается инвестору (инициатору инвестиционного проекта) не позднее пяти дней со дня ее завершения.

В случае отрицательного заключения государственной комплексной экспертизы инвестиционный проект может быть доработан и представлен на повторную экспертизу.

Основанием для отрицательного заключения государственной комплексной экспертизы может являться отрицательная оценка по критериям, определенным в статье 21 настоящего Кодекса.

Повторное рассмотрение инвестиционного проекта осуществляется в сроки, установленные для вновь поступивших инвестиционных проектов, в порядке, определяемом настоящей статьей.

Материалы по инвестиционному проекту, представленные с нарушением требований, установленных законодательством, не рассматриваются, и по ним не составляется заключение государственной комплексной экспертизы, о чем в течение 14 дней со дня поступления материалов по данному инвестиционному проекту сообщается инвестору (инициатору инвестиционного проекта) с указанием причин отказа.

Срок действия заключения государственной комплексной экспертизы для подготовки решения о государственной поддержке составляет один год.

Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, другие уполномоченные либо привлекаемые к рассмотрению инвестиционного проекта республиканские органы государственного управления (государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь) и (или) иные юридические и физические лица в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь несут ответственность за своевременное проведение экспертизы в установленные в настоящей главе сроки.

(часть 11 статьи 22 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 23. Особенности проведения государственной научно-технической экспертизы
В целях определения научно-технического уровня технологий, намечаемых инвестором к разработке, привлечению и использованию, инвестиционные проекты, претендующие на государственную поддержку, установленную для производств, основанных на новых и высоких технологиях, или на привлечение иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также иные инвестиционные проекты в случаях и на условиях, установленных Правительством Республики Беларусь, в рамках государственной комплексной экспертизы подлежат государственной научно-технической экспертизе.

Государственная научно-техническая экспертиза инвестиционных проектов проводится Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь.

Критерии и порядок проведения государственной научно-технической экспертизы определяются законодательством Республики Беларусь. При этом государственная научно-техническая экспертиза инвестиционных проектов должна проводиться в течение не более 30 дней со дня поступления материалов по данным инвестиционным проектам в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.
Статья 24. Исключена.

(статья 24 исключена. - Закон Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 25. Исключена.

(статья 25 исключена. - Закон Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)
Глава 6

ГАРАНТИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОД

ПРИВЛЕКАЕМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КРЕДИТЫ
Статья 26. Общие положения
Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются иностранным кредиторам на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Иностранные кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь) и предоставленные юридическому лицу Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства Республики Беларусь.

(часть 2 статьи 26 введена Законом Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

Иностранными кредиторами являются иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, международные организации и иностранные юридические лица, предоставляющие Республике Беларусь либо юридическим лицам Республики Беларусь (далее - инвестор (заемщик) кредиты в иностранной валюте.

(часть 3 статьи 26 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Привлечение и погашение иностранных кредитов осуществляются на условиях, определяемых международным договором, или (и) межбанковским соглашением, или (и) индивидуальным кредитным соглашением, или (и) иным кредитным соглашением (далее - кредитное соглашение).

(часть 4 статьи 26 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 27. Порядок принятия решения о привлечении иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)


Предложения о предоставлении иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь для рассмотрения целесообразности их использования направляются республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), получившим указанные предложения от иностранного кредитора или от белорусского инициатора использования кредитов (инвестора (заемщика)), в Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь.

В случае, если проекты кредитных соглашений, предусматривающие предоставление кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь, содержат положения о необходимости после их подписания получить по ним юридическое заключение, указанные проекты представляются в Министерство юстиции Республики Беларусь для дачи заключения о соответствии данных проектов законодательству Республики Беларусь, а после их подписания - для дачи юридического заключения.

Юридическое заключение является документом, выдаваемым Министерством юстиции Республики Беларусь, как правило, по форме, предусмотренной подписанным сторонами кредитным соглашением, и содержащим сведения о соответствии положений кредитного соглашения законодательству Республики Беларусь и указание на то, что кредитное соглашение со стороны заемщика подписано в установленном законодательством Республики Беларусь порядке уполномоченным на то лицом, а также иные сведения.

При положительных заключениях на поступившие от государственных органов, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, предложения (проекты кредитных соглашений) вопрос о привлечении иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

Предложения иностранных небанковских кредитно-финансовых организаций о предоставлении кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь направляются в уполномоченный решением Правительства Республики Беларусь банк для рассмотрения их в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. При положительном заключении данного банка дальнейшее рассмотрение этих предложений осуществляется в соответствии с частью первой настоящей статьи.

На основании решения Правительства Республики Беларусь проводятся переговоры с представителями иностранных кредиторов о подписании соответствующих кредитных соглашений.


Статья 28. Порядок предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь по иностранному кредиту
Условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под иностранный кредит является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Проект решения о предоставлении гарантии и инвестиционный проект, получивший заключение государственной комплексной экспертизы, включая заключение Министерства финансов Республики Беларусь, вносятся со всеми материалами Министерством экономики Республики Беларусь в Правительство Республики Беларусь в течение 30 дней со дня завершения государственной комплексной экспертизы.

(часть 1 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Гарантия Правительства Республики Беларусь по исполнению обязательств инвестора (заемщика) перед иностранным кредитором предоставляется Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.


Статья 29. Порядок оформления договорных отношений по расчетам за иностранный кредит
После принятия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении гарантии под иностранный кредит и до оформления этой гарантии, а также до подписания кредитного соглашения по кредиту инвестор (заемщик) должен заключить с Министерством финансов Республики Беларусь, банком, уполномоченным решением Правительства Республики Беларусь обслуживать иностранные кредиты (далее - банк-агент), и банком-гарантом договор о порядке переуступки, использования и погашения иностранного кредита.

(часть 1 статьи 29 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Существенными условиями такого договора являются обеспечение исполнения обязательств инвестора (заемщика) и его ответственность, включая предоставление Министерству финансов Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством, права взыскания подлежащих уплате инвестором (заемщиком) средств в бесспорном порядке со счетов инвестора (заемщика).

Банк-агент и (или) инвестор (заемщик) имеют право осуществлять платежи по иностранному кредиту только после подписания договора о порядке его переуступки, использования и погашения.

(часть 3 статьи 29 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансирование инвестиционного проекта осуществляется при условии проведения инвестором (заемщиком) торгов (тендеров) по закупкам необходимых для реализации проекта товаров (работ, услуг) (далее - торги (тендеры) по закупкам) и подписания по их результатам договора (договоров) на их поставку.


Статья 30. Особенности проведения торгов (тендеров) по закупкам за счет иностранных кредитов
В случае предоставления целевого кредита торги (тендеры) по закупкам не проводятся, но техническое и экономическое обоснование инвестиционного проекта должно содержать обоснование целесообразности поставки выбранного товара (работ, услуг), сравнение технических и стоимостных характеристик этого товара с имеющимися аналогами других национальных и зарубежных производителей.

Проведение торгов (тендеров) по закупкам в рамках инвестиционного проекта осуществляется инвестором (заемщиком) или уполномоченной им внешнеторговой организацией в соответствии с законодательством Республики Беларусь (за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи).

Расходы на организацию и проведение торгов (тендеров) по закупкам оплачиваются инвестором (заемщиком).

В случае предоставления иностранным кредитором кредита с условием проведения международных торгов (тендеров) по закупкам проведение таких торгов (тендеров) осуществляется инвестором (заемщиком) в соответствии с требованиями этого кредитора и контролируется его представителями и Министерством экономики Республики Беларусь.

(часть 4 статьи 30 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 31. Контроль за использованием и погашением иностранных кредитов
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)


Контроль за целевым и своевременным использованием иностранных кредитов, а также своевременным погашением задолженности по иностранным кредитам осуществляется банком-агентом, банком-гарантом, Министерством финансов Республики Беларусь и республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (заемщик), если такое подчинение инвестора (заемщика) имеется, а также иными органами валютного контроля в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 32. Порядок исполнения гарантий Правительства Республики Беларусь по иностранным кредитам
В случае неисполнения инвестором (заемщиком) в установленные сроки обязательств по платежам за иностранные кредиты и невозможности взыскания средств с инвестора (заемщика) в установленном порядке эти обязательства исполняются банком-гарантом.

В случае неисполнения обязательств по платежам за иностранные кредиты инвестором (заемщиком) и банком-гарантом и предъявления иностранным кредитором в соответствии с гарантией Правительства Республики Беларусь платежных требований к Правительству Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь по решению Правительства Республики Беларусь производит платеж из средств, предусматриваемых в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 55-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок реструктуризации задолженности по иностранному кредиту и возмещения инвестором (заемщиком) средств в республиканский бюджет на основе платности, срочности и возвратности определяется Правительством Республики Беларусь.
Глава 7

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОД ПРИВЛЕКАЕМЫЕ КРЕДИТЫ БАНКОВ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Статья 33. Общие положения
Гарантии Правительства Республики Беларусь могут предоставляться банкам Республики Беларусь по обязательствам инвесторов (заемщиков) за получаемые ими кредиты для реализации инвестиционных проектов.
Статья 34. Условия предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь
Условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под кредиты банков Республики Беларусь является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Проект решения о предоставлении гарантии после согласования его с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Беларусь вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (заемщик), если такое подчинение инвестора (заемщика) имеется, либо местным исполнительным и распорядительным органом.

(часть 1 статьи 34 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Гарантия Правительства Республики Беларусь по исполнению обязательств инвестора (заемщика) перед кредитором оформляется на основании решения Правительства Республики Беларусь.


Статья 35. Порядок предоставления и исполнения гарантии Правительства Республики Беларусь
После принятия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении гарантии под кредиты банков Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь оформляет гарантию Правительства Республики Беларусь и определяет порядок исполнения Правительством Республики Беларусь обязательств по этой гарантии.

В случае нецелевого использования инвестором (заемщиком) банковских кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право приостановить исполнение обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь.

Решение о прекращении исполнения обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Статья 36. Контроль за использованием и погашением кредитов банков Республики Беларусь
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)


Контроль за целевым и своевременным использованием кредитов, а также своевременным погашением задолженности по кредитам банков Республики Беларусь осуществляется банком-кредитором, Министерством финансов Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), местным исполнительным и распорядительным органом, которым был внесен на рассмотрение Правительства Республики Беларусь вопрос о предоставлении гарантии в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся государственной поддержки производств, основанных на высоких технологиях, см. Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 N 12.
Глава 8

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОИЗВОДСТВ, ОСНОВАННЫХ НА

НОВЫХ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Статья 37. Общие положения
В целях создания и развития на территории Республики Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях, организациям, внедряющим такие технологии, может быть оказана государственная поддержка.

(часть 1 статьи 37 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вид, размер и сроки государственной поддержки для каждой организации, внедряющей новые и высокие технологии, устанавливаются решением Президента Республики Беларусь.


Статья 38. Порядок оказания государственной поддержки производствам и организациям, основанным на новых и высоких технологиях
Государственная поддержка может быть оказана инвестиционным проектам только тех организаций, которые включены в перечень производств и организаций, основанных на новых и высоких технологиях, утверждаемый Правительством Республики Беларусь.

Рассмотрение материалов инвестиционных проектов, а также подготовку перечня производств и организаций, основанных на новых и высоких технологиях, осуществляет и вносит для утверждения Правительством Республики Беларусь Министерство экономики Республики Беларусь в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

(часть 2 статьи 38 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 39. Оценка эффективности использования государственной поддержки
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)


Оценка эффективности использования государственной поддержки организациям, внедряющим новые и высокие технологии, осуществляется республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (если такое подчинение инвестора имеется), либо органом, уполномоченным Правительством Республики Беларусь, а также Министерством экономики Республики Беларусь.
Глава 9

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Статья 40. Общие положения
Централизованные инвестиционные ресурсы из средств республиканского бюджета предусматриваются в ежегодно формируемой Государственной инвестиционной программе в размере не менее 10 процентов от общего объема государственных капитальных вложений, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, и предоставляются на основе платности, срочности и возвратности в виде:

(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 55-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

средств для финансирования инвестиционных проектов;

гарантий Правительства Республики Беларусь под привлекаемые кредиты банков Республики Беларусь в порядке, определяемом главой 7 настоящего Кодекса.

Государственная поддержка в виде выделения средств за счет централизованных инвестиционных ресурсов предоставляется инвесторам при условии, что в реализацию инвестиционного проекта ими вкладываются собственные средства в размере не менее 20 процентов от общего объема инвестиций по данному проекту.


Статья 41. Порядок предоставления государственной поддержки за счет централизованных инвестиционных ресурсов
Размер государственной поддержки, предоставляемой в виде выделения средств за счет централизованных инвестиционных ресурсов, определяется в зависимости от категории инвестиционного проекта и устанавливается решением Президента Республики Беларусь. Критерии классификации инвестиционных проектов по категориям определяются Правительством Республики Беларусь.

(часть 1 статьи 41 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Рассмотрение и отбор инвестиционных проектов, получивших заключение государственной комплексной экспертизы, для оказания государственной поддержки в виде выделения средств за счет централизованных инвестиционных ресурсов осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь.

(часть 2 статьи 41 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с результатами рассмотрения инвестиционных проектов Министерство экономики Республики Беларусь формирует перечень инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств централизованных инвестиционных ресурсов, и вносит его в рамках ежегодно формируемой Государственной инвестиционной программы на утверждение Президента Республики Беларусь.

(часть 3 статьи 41 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственная поддержка инвестиционных проектов с привлечением новых и высоких технологий осуществляется в приоритетном порядке.


Статья 42. Особенности финансирования инвестиционных проектов за счет централизованных инвестиционных ресурсов
Финансирование инвестиционного проекта осуществляется при условии проведения инвестором торгов (тендеров) по закупкам необходимых для реализации проекта товаров (работ, услуг) и подписания по их результатам договора (договоров) на их поставку.

Расходы на организацию и проведение торгов (тендеров) по закупкам оплачиваются инвестором.

По результатам торгов (тендеров) по закупкам составляется и согласовывается с Министерством финансов Республики Беларусь и кредиторами график платежей.
Статья 43. Контроль за целевым использованием средств государственной поддержки
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)


Контроль за целевым использованием средств государственной поддержки за счет централизованных инвестиционных ресурсов осуществляют Министерство финансов Республики Беларусь, республиканский орган государственного управления (государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (если такое подчинение инвестора имеется), либо орган, уполномоченный Правительством Республики Беларусь.
Глава 10

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОГОВОР С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ
Статья 44. Общие положения
В целях оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор.
Статья 45. Стороны инвестиционного договора
Сторонами в инвестиционном договоре выступают:

с одной стороны - Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь);

(абзац 2 статьи 45 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

с другой стороны - национальные или (и) иностранные инвесторы.
Статья 46. Условия инвестиционного договора
Инвестиционный договор в качестве обязательных условий должен включать в себя указание на:

срок действия инвестиционного договора;

объект и объем инвестиционной деятельности;

права и обязанности инвестора, в том числе по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности;

дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора и касающиеся налогового и таможенного режима, экологических норм и иных условий, являющихся существенными для инвестора и действующих в момент заключения данного инвестиционного договора, а также обязательства по выдаче инвестору разрешительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;

ответственность сторон за несоблюдение условий инвестиционного договора;

порядок и орган рассмотрения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из инвестиционного договора.

Помимо названных обязательных условий инвестиционный договор может включать также:

взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона;

порядок изменения инвестиционного договора;

право инвестора на вывоз из Республики Беларусь произведенной в результате выполнения договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (доходов);

обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из числа физических лиц Республики Беларусь, условия по использованию технологий, а также обязательства инвестора по обучению работников созданной организации после окончания реализации инвестиционного проекта;

иные условия в зависимости от специфики инвестиционного проекта.

В инвестиционном договоре с иностранными инвесторами может быть предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.


Статья 47. Порядок заключения инвестиционного договора
Предложения инвестора по содержанию инвестиционного договора рассматриваются Правительством Республики Беларусь либо уполномоченным им республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь) в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

(часть 1 статьи 47 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 N 313-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвестиционный договор подписывается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Инвестиционный договор регистрируется в государственном реестре инвестиционных договоров. Порядок ведения указанного реестра определяется Правительством Республики Беларусь.
Статья 48. Стабильность условий инвестиционного договора
Условия инвестиционных договоров сохраняют силу в течение всего срока действия этих договоров. Изменение условий допускается только с взаимного согласия сторон, если иное не предусмотрено инвестиционным договором.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Кодекс республики беларусь 22 июня 2001 г. N 37-з принят Палатой представителей 30 мая 2001 года
763.46kb.
Кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999 г. №275-з принят Палатой представителей 2 июня 1999 года
3130.74kb.
Закон республики беларусь 4 января 2002 г. №80-з о демографической безопасности республики беларусь принят Палатой представителей 11 декабря 2001 года Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года
141.98kb.
Кодекс республики беларусь 22 марта 1999 г. N 248-з принят Палатой представителей 18 декабря 1998 года
782.8kb.
Кодекс республики беларусь принят Палатой представителей 31 мая 2012 года
3751.21kb.
Кодекс республики беларусь принят Палатой представителей 31 мая 2012 года
3655.08kb.
Закон республики беларусь 1 августа 2002 г. №136-з о гражданстве республики беларусь принят Палатой представителей 18 июня 2002 года Одобрен Советом Республики 28 июня 2002 года
216.17kb.
Кодекс республики беларусь 7 декабря 1998 г. N 218-з принят Палатой представителей 28 октября 1998 года
7912.47kb.
Кодекс республики беларусь о браке и семье 9 июля 1999 г. N 278-з принят Палатой представителей 3 июня 1999 года
1914.83kb.
Принят Государственной Думой 24 мая 2001 года Одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года Настоящий Федеральный закон
175.09kb.
Закон республики беларусь 1 июля 2010 г. №148-з о поддержке малого и среднего предпринимательства Принят Палатой представителей 26 мая 2010 года Одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года
280.63kb.
Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 23 мая 1996 года. Настоящий закон
86.12kb.