Главная стр 1
скачать
Приложение 11

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: детский сад «Березка» п.Горноправдинск
2011г.

Коллектив и этика производтвенных отношений

консультация

Ульковская Р.В.

Консультация

«Коллектив и этика производственных отношений».
Коллектив – это сложная духовная общность людей, которые стоят на разных ступенях интеллектуального, идейного, морального, общественного, трудового, эстетического развития с разными потребностями и интересами.

В коллективе, огромную роль играет умение личности подчиняться воле, которая выражает коллективные интересы. Подчинение- одно из самых сильных проявлений активной духовной деятельности человека. Сознательное подчинение, как сама суть дисциплинированности и внутренней организованности личности, требует тонко развитого чувства собственного достоинства. То, что мы называем силой воли личности, является чувством достоинства, тысячекратно выраженным в активной деятельности, направленной на утверждение общественно необходимых действий, на укрепление искренних, откровенных дружеских отношений, богатства, товарищеской взаимопомощи и в то же время не утверждение непримиримости к злу.


Забота человека о человеке, ответственность человека за человека, ответственность человека перед коллективом - основа организационного и морального единства коллектива. Многолетний опыт показывает, что ответственность каждого члена коллектива за других - это большая внутренняя сила, которая объединяет людей разных возрастов в трудовое, интеллектуальное, идейное единство. Коллектив можно вдохновить высокой идеей, благородным трудом только при условии, если у людей, работающих в нем, есть ответственность.

Коллектив как воспитательная сила основывается на богатстве отношений, а богатство отношений зависит от того, в чем видит каждый член коллектива высший смысл жизни; что для каждой личности является идеалом, примером для подражания как представляется каждому высшая точка морального достоинства, доблести, красоты; как относится каждый к идеалу. Основа любых взаимоотношений – труд, активная деятельность, творчество.

Если человек ощущает свое участие в жизни коллектива, в его развитии, он создает не только материальные ценности для людей - он создает и самого себя. Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает.

Процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности ученые называют социализацией, а правильная социализация возможна лишь тогда, когда человек сознательно стремиться к гармонии собственного «Я» с интересами других людей, не только умеет, но и старается поступиться своими желаниями в интересах общего блага. Каждый человек должен понимать, что добро только тогда добро, когда от него не плачут люди,- в этом логика и диалектика воспитания коллективизма. Без чего не бывает коллектива? Конечно, без общения.



Общение и речевой этикет в общении коллектива.

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» Сент Экзюпери. Общение - это сложная деятельность, по крайней мере, двух партнеров. Казалось бы, нет нечего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако на практике мы не только не умеем общаться и делаем это недостаточно хорошо. Общение – это обмен информацией, знаниями и т.п. Есть и другое общение. «Забегай, поболтаем».- может пригласить подруга, где мы тоже получаем информацию и получаем удовольствие от «болтовни», от общения ради общения, от ощущения, что мы помним друг - друга. Такое общение ради общения - так ли оно уж важно?

Ученые провели интересное наблюдение. Они взяли сто человек только, что перенесших инфаркт. У 50 больных были домашние животные - кошка или собака, а у 50 не было никого. Из пятидесяти имевших кошку или собаку умерло в ближайшее время от инфаркта 3 человека, а из пятидесяти не имевших домашних животных умерли в тот же срок 39. Это пример, того, что общение ради общения.

Общение облагораживает, если люди объединяются для творения красоты. Культура общения – эта та часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами, в беседе. Естественно, что существуют определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом речи. Общество людей выработало особую систему и соответствующих словесных формул, обслуживающих именно эту потребность - устанавливать контакт принятым способом и поддерживать доброжелательную тональность общения, - то есть речевой этикет. Правильное использование речевого этикета имеет прямое отношение к культуре, к культурному уровню людей и в целом страны. Умеете ли вы слушать, что говорят другие? Вопрос может показаться странным; раз я с кем-то беседую, значит, слышу его. Но умеете ли вы слушать, думая о нем, а не о себе? Если нет, то в вашей жизни нередки мелочные, досадные ссоры -«недоразумения», о которых стыдно потом вспоминать...». Специалисты в области человеческих отношений указывают, что умение слушать является одним из главных показателей культуры общения и культуры человека. «Никто так ярко не признает свое невежество,- говорил Саади - как тот, кто, слушая рассказ, прерывает его и сам начинает говорить». Умение слушать - это один и самых простых элементов хорошего тона поведения и весьма эффективных.

«Не слушать,- писал Бальзак, - это не только отсутствие вежливости, но и признак пренебрежения…Ничто так не окупается в общении с людьми, как милостыня внимания…». Русская пословица «Слово – серебро, молчание-золото» также трактует нам, что умение слушать дороже.

Как часто мы перебиваем, не дослушиваем, как часто вставляем свои реплики, когда нас об этом не просят и не ждут их от нас! Хорошим примером этого – священники. Умение слушать их профессиональная черта.

Правила ведения беседы - это тоже из области культуры поведения. Человек, уважающий мнения других, не позволяющий личным эмоциям брать верх над собой при решении того или иного вопроса, как правило вызывает глубокую симпатию у коллег. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Однажды к Сократу привели нового ученика. Побеседовав с ним несколько минут философ потребовал двойную плату. «Почему?- удивился будущий ученик. «Потому, что мне придется учить тебя двум наукам,- сказал философ,- как красиво говорить и как слушать».

Что такое речевой этикет в нашем общении? Под речевым этикетом мы понимаем выработанные обществом правила и нормы речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.

Норма - это важнейшее условие стабильности, единства национального языка. Норма, как закон, не позволяет каждому говорящему действовать по собственной прихоти.

Необходимо придерживаться определенных правил общения:



  • Избегать нравоучений;

  • Не сопровождать комплимент оговорками;

  • Демонстрировать партнерские отношения (не искать «соринку в чужом глазу», не испытывать иллюзию собственной и единоличной правоты);

  • Говорить по существу и не обсуждать личность противоположной стороны.

Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом или в гостях, это вообще все нормы наших взаимоотношений. Речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости. Вежливость как проявление уважения, противопоставляется грубости, хамству, отражающим высокомерное и пренебрежительное отношение к людям. Грубость, хамство - мешают жизни и работе, вредит всегда и везде, никому не при каких обстоятельствах не позволено грубить! Грубый человек, оказывается, элементарно некрасив. Значит, он вредит и себе. Значит - мы коллектив должны защищать людей от грубияна, но и грубияна - от самого себя.

Давайте запомним и другое: слово доброе может делать чудеса с человеком. Речевой этикет противостоит грубости. «Справедлива старая истина: ничто не обходится столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость». «Учись вежливости у невоспитанного», т.е. от обратного. Уважительность к другому человеку, вежливость и доброжелательность помогает словесно выразить речевой этикет; он же, уместно и в меру употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения человека.

Детская писательница А.Л. Барто так описала возможность контакта при помощи одного лишь «здраствуйте»:

Я была в стране Суоми… Пирог со свежей рыбой

Вспоминаю часто; Разрезали на части

Снежный лес, И на мое «Спасибо»

И низкий домик. Смеясь сказала: Здрасте!

И девчонка - Аста. Я улыбнулась Асте,

Она мне снова:-Здрасте

Она была глазаста,

Ходила в белой блузке Всего одно словечко,

И только слово «Здрасте» А как нас выручало!

Могла сказать по-русски. Мы вышли на крылечко,

Девчонка не молчала,

Всего одно словечко,

А как нас выручало! И на прощанье снова Потрескивала печка, Как пожеланье счастья

Девчонка не молчала, звучало это слово,

-Здрасте…



«Ты» и «Вы»

«Ты» и «Вы» - местоимения, употребляются вместо имени. Эти два местоимения постоянно присутствуют в нашей речи. Тем более, что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Вы, конечно, обращали внимание на поправки: Я вам не «Ты»!, Говорите мне «Вы», не тычьте, пожалуйста. Мы с вами хорошо чувствуем, когда следует употреблять, то или иное местоимение, но бывают затруднения. Я все-таки напомню, где надо обращаться на «Вы», а где допустимо на «Ты».



Вы

Ты

Общение на «Вы» свидетельствует о большей вежливости:

  1. К незнакомому, малознакомому

  2. В официальной обстановке общения

  3. При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении

  4. К равному и старшему по возрасту, положению




Общение на «Ты» свидетельствует о меньшей вежливости:

1.К хорошему знакомому

2.В неофициальной обстановке общения

3.При дружеском, фамильярном, интимном отношении

4.К равному и младшему по возрасту, положению.


Умелое использование богатства родного языка, как ты - и Вы формы, предполагает хорошее знание законов языка, и знание правил общения, связанных с общей культурой и культурой поведения.

Итак: Все вышесказанное объединятся одним огромным в своей значимости понятием «культура», без которой не может существовать ни один коллектив, тем более педагогический.

Тест:«Терпимы ли вы к чужому мнению, способны ли уважать иную точку зрения?» (Приложение к журналу «Управление ДОУ» «Психологические тесты для лидера коллектива» М., 2005 г. стр.78)

Литература:



  1. Сухомлинский В.А. «Методика воспитания коллектива» Москва» Просвещение 1981г.

  2. Сухомлинский В.А. «Разговор с молодым директором школы» Москва 1973 г.

  3. Старобинский Э.Е. «Как управлять персоналом» Москва ЗАО «Бизнес –школа «Интел-Синтез» 1999г.

  4. Формановская Н.И. «Вы сказали: «Здравствуйте!» Издательство «Знание» Москва 1989 г.

скачать


Смотрите также:
Коллектив и этика производтвенных отношений консультация Ульковская Р. В. Консультация «Коллектив и этика производственных отношений»
77.15kb.
Приказ от 20 г № од образовательная программа внеурочной деятельности
350.45kb.
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Этика деловых отношений»
20.28kb.
Тема IV. Этика деловых отношений Цель
699.23kb.
Отчет по стажировке в акб «ххх» Руководитель практики от колледжа
273.25kb.
Отчет по практике по профилю специальности в ООО «ххх» Руководитель практики от колледжа
298.52kb.
Отчет по практике по профилю специальности в ООО «ххх» Руководитель практики от колледжа
309.25kb.
Отчет по практике по профилю специальности в акб «ххх» Руководитель практики от колледжа
127.46kb.
Педагогическая этика
100.44kb.
Вопросы к зачету дисциплине «Этика» Этика как «практическая философия»
11.24kb.
Лекция этика как наука. Место этики в системе гуманитарного знания; Понятия «этика», «мораль», «нравственность»
116.13kb.
К вопросу о понятиях «светская этика» И«религиозная этика»
60.43kb.