Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. АЧАН

АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Конкурс «Земляки»

Выполнила: ученица 10 класса

Киле Юлия

Руководитель: учитель истории

и обществознания Бельды Г. В.

2011 г.

Содержание


  1. Введение………………………………………………… … 3

  2. Культурное наследие нанайцев…………………………... 4

  3. Эстетика высокого творчества……………………………. 6

  4. Традиции древних орнаментов нани…………………….. .8

  5. Фольклор…………………………………………………….9

  6. Список источников и литературы.

  7. Приложение.


Введение

Народное творчество и искусство неразделимо с устным творчеством. В них сохраняются золотые россыпи мудрости и таланта народа, накопленные в течение многих столетий.

Раскрывая смысл символических узоров в традиционных орнаментах, можно многое узнать о народе – о его истории, быте, мировоззрения. О том же, но более четко и ясно рассказывается в сказках, легендах, песнях. Фольклор – могучий источник культуры народа, и бережное отношение к нему особенно необходимо. Особенно в последнее время, когда народы мира активно сближаются, и происходит формирование единой культуры – мировой. В этом и заключается актуальность работы.

Объект исследования – культура народов проживающих на территории Дальневосточного округа.

Предмет исследования – своеобразие культурного наследия нанайцев.

Работа состоит из введения, четырех пунктов, списка источников и литературы, приложений.



1. Культурное наследие.

Традиционную одежду нанайцы шили из рыбьей кожи, шкур оленя, лося, нерпы и ровдуги. Мужские и женские халаты из рыбьих кож и ткани делали широкими, левую полу двойной ширины застегивали на правом боку. Летние халаты шили одинарными или на подкладке, зимние (тканевые) подбивали ватой. Женская одежда отличалась большей длиной и наличием орнаментов на концах рукавов, вокруг шеи, по низу подола. Зимняя – из ценных мехов – была доступна только женщинами из зажиточных семей.

Традиционные обряды сопровождали жизнь человека от его рождения до смерти. Многие обряды воспринимались нанайцами в детстве путем прямого наблюдения. Так как христианство в районах Нижнего Амура стало насаждаться лишь в середине XIX в. и значительная часть населения не была христианизирована, то традиционная обрядность здесь выполнялась открыто, что, несомненно, способствовало сохранению древних церемоний и представлений. Вплоть до 1930-х годов традиционная обрядность была существенным элементов общественной жизни народов Нижнего Амура.

Как и у большинства народов, находящихся в процессе разложения патриархально-родового строя, жизнь нанайцев регламентировалась обычаями и обрядами. При всем многообразии обрядов выделяются четыре основных комплексов: промысловые, свадебные, родильные, похоронные. Основой каждого из них являлось сложное переплетение вырабатывавшихся веками рациональных народных знаний, а также религиозных представлений и действий. Происхождение рациональных элементов в обрядах связано с опытом человека, а иррациональных – с бессилием человека перед силами природы. Соотношение этих элементов в каждом комплексе было различным. Рациональные элементы преобладали в промысловых обрядах. И это естественно, потому что каждый допущенный просчет, любая ошибка в выборе орудий лова, способа их применения и размещения на следах зверей и т. П. влекли за собой отрицательный результат. Иррациональное заключалось в том, что любой результат промысла приписывался вмешательством добрых или злых духов.

Традиционные верования нанайцев и их соседей, складывавшиеся веками, представляют значительный интерес для понимания многих вопросов развития представлений о природе, мироздании, человеке, обществе и т.п. Обрядность воспринималась населением как совокупность важных и необходимых действий, отсюда отмечается устойчивость и даже архаичность явлений в обрядности. Поскольку обряды сопровождались заклинаниями, благопожеланиями, и языково-фольклорная сторона играла немаловажную роль. Т. о. важно отметить необходимость изучение культурного наследия в его полноте проявлений.

2. Эстетика высокого творчества.

Орнамент народа Амура – один из ведущих компонентов декоративного искусства народов Нижнего Амура. В его структуре, композиции, стиле заложены основные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонии природы и человека.

Орнамент явился универсальным средством для выражения эстетического и этико-нравственного в культуре аборигенов Приамурья, удачной формой отражения человеческой мысли и его опыта в разных сферах материальной и духовной деятельности. Как знаковая система орнамент помогал мастеру обобщать свои мысли, создавать определенные орнаментальные модели, важные для соплеменников идеи, социальные и нравственные концепции. Даже в виде простых штрихов, волнистых линий, несложных начертаний, орнамент был органически связан с вещью и служил ее практическому назначению, выражал конкретную мысль, понятие о прекрасном у приамурцев.

Основные криволинейные элементы амурского орнамента, безусловно, разработаны старыми амурскими мастерами. Они, мастера – художники, выступили одновременно в двух ролях: своеобразных теоретиков новых видов узоров и практиков-мастеров, воплотивших свои замыслы, говоря в виде современным языком, в современных проектах. Мастера прошлого умели наблюдать и все самое характерное переносить на орнаментальные композиции.

Из зооморфных мотивов в амурском орнаменте чаще можно встретить изображение рыб и птиц. Рыбы обычно изображаются парами, головами друг к другу. Среди птиц в орнаментике встречаются изображение лебедей, уток и орлов. Нередко они представляются в орнаменте в геометрической форме и держат во рту рыбу или лягушку. Крылья птиц часто подняты к верху, а хвосты представляют собой пышные завитки. Тело изображается s – образной спирали, а иногда приобретают очертание рыбы.

Можно условно выделить два логически друг за другом этапа в развитии орнаментальных мотивов народов Амура, отражающих многовековую историческую эволюцию движения. На первом, начальном, этапе эти мотивы, как правило, сохраняют свою натуралистическую оформленность, на втором – подвергаются ассимиляции со стороны уже сложившихся традиционно – стилевых структур и, включаясь в них, стилизуются соответственно общему духу орнаментального искусства.



3. Традиции древних орнаментов в свадебном женском халате нанайцев.

Во всех народных орнаментах, пришедших к нам из глубины веков, таится заветный смысл. По древним представлением, вышитый на обрядовом свадебном нанайском халате «чешуйчатый» узор дракона – мудура, «доброго» духа грома и молнии, предохранял невесту от происков «злых» духов, насылающих на человека всевозможные беды. Нанайцы верили, что, когда гремит гром, «черти прячутся куда попало». Потому под броней такого могущественного существа, невеста могла чувствовать себя в безопасности. Смысловое значение орнамента давно забыто, но такова живучесть народных традиций – узор сохраняет древнее композиционное решение.

Свадебный халат шились из рыбьей кожи и ровдуги. Свадебный халат нанайская женщина надевала на третий день свадьбы, когда из дома родителей уходила в дом мужа. Он сохранялся до конца ее жизни. В комплект свадебной женской одежды входила оригинальная шапочка в виде капора, плотно закрывающего уши. Но затылочная часть шапочки напоминала загнутый кверху птичий хвост. Шились свадебные шапочки из шелка на ватной подкладке и тщательно украшались вышивкой, стегаными узорами, бусами, пуговицами и длинными яркими лентами, которые забрасывались на «птичий хвост». На макушке пришивалась небольшая круглая шишечка, сплетенная из красного шнурка. Традиции устойчивы, и необычная форма шапочки, вероятно, очень древнего происхождения.

4. Фольклор.

Устное творчество всегда вызывал устойчивый интерес исследователей, т.к. в его элементах, как по отдельности, так и в совокупности, содержится масса информации об изучаемом народе, его быте, мировоззрении. Проводится параллель с фольклором других народов мира и уже отсюда выявляют особенные черты и общекультурные.

Наиболее древние виды фольклора – мифы: космогонические (от греч. cosmojonia – происхождения мира) и этиологические. Нанайцы, как и другие народы, также пытались объяснить происхождение жизни на земле, народов, природных явлений. С ритуалами связаны шаманские мифы, беседы с душами умерших, плач, молитвы, заговоры на удачу, от болезней, заклинания. Особый жанр составляет предания, посвященные топонимике (происхождению названия местности) , возникновению родов и территориальных подразделений, различным событиям истории народа, выдающимся людей, а также сказки о животных, бытовые, волшебные, героические и детские.

Музыка нанайцев родственна музыке ульчей, удэгейцев, орочей, негидальцев, эвенков и маньчжуров. Шаманскую музыку отличает повышенная эмоциональность пения, сопровождаемого игрой на бубне и звоном пояса с погремушками. Шаманские обряды предваряют попеременной игрой на бубне(гон – гон) помощники шамана и зрители.



Заключение

Тысячелетний опыт человечества – жизненный, духовный, мировоззренческий, - столь многогранен и многоохватен, что, кажется, к нему и прибавить – то уже сегодня нечего.

Раздумывая о философском и литературном качестве данного труда или исследования. Эти познания, воззрения и представления формировались у народа на протяжении тысячелетий, в непосредственном контакте сдругими народами, родами, племенами и культурами.

Познания человечества привнесены в некоторые обряды, мировоззренческие посылки и бытовые коллизии « поздним умом», умом, обогащенным современным знанием.



Некоторые исследователи склонны искать осколки древних цивилизаций в пустынях, на склонах Гималаев, в безднах океана, среди развалин храмовых святынь народа майя, в Индии, в Китае, в Египте, на заброшенных островах Полинезии или даже… на мировых полюсах… Труднее всего вести этот поиск в мире духовном. А ведь он мог бы стать этой сферой, где можно искать отправные точки минувших взлетов и падений человечества – стремящегося к совершенству и вечно срывающегося с этой небесной лестницы.

Коренные народности Амура и их культура имеют глубокие исторические корни на своей земле, они являются наследниками созданной их предками оригинальной и по- своему высокой в тех конкретных исторических условиях художественной культуры.

20111109_230212.jpg

20111109_230444.jpg

20111109_230628.jpg

20111109_231124.jpg

Список источников и литературы

  1. Гаер Е. А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце ХIХ – начале ХХ в. – М. – «Мысль» - 1991.

  2. Киле А. С. Искусство нанайцев: Вышивка. Орнамент. Традиции и новации. – Хабаровск. – 2004.

  3. Окладников А. П. Олень золотые рога. – Хабаровск. – 1989.

  4. Самар Е. Д. Под сенью родового древа. – Хабаровск. – 2003.

скачать


Смотрите также:
Конкурс «Земляки» ученица 10 класса Киле Юлия учитель истории и обществознания Бельды Г. В
76.54kb.
Исследовательская работа «Сталинградская битва»
129.65kb.
Урок «Идеология как средство легитимности власти»
411.12kb.
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
213.05kb.
Доклад подготовила Максименко Е. П., учитель истории, обществознания мбоу «сош№2» с. Александрия
97.65kb.
Выполнила ученица 10 класса Шмараева Алёна
71.09kb.
Мбоу «Дороховская сош» Учитель истории и обществознания Вербшина Г. Н. Спецификация проверочной работы обществознанию за курс 6 класса
118.94kb.
Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «сош с. Ольшанка» Хороших Татьяна Борисовна
129.58kb.
Безгин Михаил Николаевич учитель истории и обществознания первой квалификационной категории пояснительная записка рабочая программа
531.89kb.
Безгин Михаил Николаевич учитель истории и обществознания первой квалификационной категории пояснительная записка рабочая программа
390.42kb.
Безгин Михаил Николаевич учитель истории и обществознания первой квалификационной категории пояснительная записка рабочая программа
439.46kb.
Урок обществознания в 8 классе Повторение по теме: «Государство, право, мораль» Учитель истории и обществознания
90.93kb.