Главная стр 1
скачать
МБОУ «Краснополянская средняя общеобразовательная школа»

Материалы на районный конкурс «Мой педагогический опыт»

Занятие

«Подготовка к олимпиаде по теме «Словообразование»

Номинация

(Подготовка к олимпиаде)

Учитель русского языка и литературы

Юдина Надежда Ивановна

Пояснительная записка

Разрабатывая данное занятие, я попыталась организовать подготовку к олимпиаде по теме «Словообразование » через активные формы обучения. Занятие рассчитано примерно на 4 часа. Очень важно после каждого этапа подводить итог! Учитывая, что приходится работать с незнакомой аудиторией, я организовала в начале его игру-знакомство, позволяющую не только узнать ребят, но и поработать над развитием умения составлять эссе.

На втором этапе ребятам предлагается самостоятельная работа из 7 самых «провальных» на олимпиадах заданий.

Третий этап- работа в группах. Организуется работа 5 групп . Ребята знакомятся с текстами ( у каждой группы свой). В текстах содержится материал, помогающий выполнить задания предыдущего этапа. Каждый должен составить не менее 3 вопросов к тексту, затем, обсудив в группе все предложенные вопросы, выбирают 3 основных, в которых заключен основной смысл текста. Составляют схему своего ответа на листе ватмана. Выступая поочередно, записывают вопросы других групп. В результате получается план. Затем каждой группе задается по 2 вопроса, причем тех, которые освещали другие группы.

Четвертый этап- работа с презентацией . Знакомясь с презентацией, ребята должны отметить то, о чем не говорилось на предыдущих этапах, а так же проверить себя, выполняя задания презентации.

Пятый этап- повторная работа с заданиями 2 этапа. Ребятам даются их работы, они оценены. Задача- выполнить то, что не удалось с первой попытки. К последнему заданию никаких инструкций не дается, учащимся предлагается дома самим найти материал в различных справочниках

Шестой этап- рефлексия

План занятия.


  1. игра-знакомство-30 мин.

  2. Чтение стихотворения, его обсуждение-15 мин.

  3. самостоятельная работа -45 мин

4.работа в группах.-1 час.

5.работа с презентацией- 30 мин .

6. повторная работа с заданиями 2 этапа. 30 мин

7.рефлексия-15 мин



1 этап игра- знакомство.

Письменно ответьте на следующие вопросы:



  1. Кто я?

  2. Мое хобби

  3. Зачем я здесь?

  4. Чего я жду от сегодняшней работы?

  5. Нарисуйте животное, с которым Вы себя отождествляете. Объясните почему.

Разбейтесь на пары по указанию преподавателя.

Представьте своего партнера присутствующим, опираясь на его записи, рисунок и 5 минутную беседу.
2 этап- чтение стихотворения

С. Островой "Первородство".

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

вое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Обереги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро



3 этап- самостоятельная работа.

Задание 1. Ознакомьтесь с пародией на текст-объявление. Какие из употребленных в нем слов отсутствуют в русском языке? Каким способом образованы эти несуществующие слова? Какие из слов этого текста, реально существующих в языке, образованы так же?

Внимание!

Розжиг костров,

выдох вдоха,

выгул собак,

вынос тела,

отлов рыбы и отстрел дичи,

выводок гусей,

выпас и выгон скота,

выродок людей,

выпорос свиней,

выплав стали,

вымет икры,

выплыв сели,

вылуп птиц из яиц,

выпор детей,

выкур курей и выпрыг кенгурей,

загляд и залаз в дупла

выпуг тетерев,

с выкуром оттуда пчел




и распробом меда







запрещен и прекращен!

Задание 2. Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.

Задание 3. Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования? Приведите примеры слов из современного русского языка с аналогичным историческим чередованием корневых согласных . Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.

Задание 4. Что общего в происхождении слов ясли, гусли, масло, весло?

Задание 5. Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.

Задание 6. Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление » пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.

Задание 7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: поодаль, бездарь, живость, зараза.

4 зтап – групповая работа.

Задания для групп:

1.Предмет и основные понятия словообразования

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Для чего образуются слова в языке? Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель – обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель – то, чем выключают); вторая цель – перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо – небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга – книжонка).

Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путём обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и как образованно данное производное слово.

5.Образование слов путём перехода из одной части речи в другую

Слова некоторых частей речи исторически образовались путём перехода слов из одной части речи в другую.Образование существительных путём перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) – субстантивация. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ← заведовать, заведующий – «тот, кто заведует».Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением

– существительных (дома, весной),

– прилагательных (попусту, в открытую),

– деепричастий (сидя, лёжа),

– числительных (вдвое).

Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую – процесс исторический. С точки зрения современного состояния языка все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ← зима, леж-а ← лежать, по-пуст-у ← пустой.

Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:

– отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счёт, по поводу,

– отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,

– наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.

При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) – Я обошёл вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении – производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) – Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие).

2.СОСТАВ СЛОВА

Слово состоит из значимых частей – морфем. Морфема – неделимая и регулярно воспроизводимая единица грамматической структуры слова, соотносимая с соответствующим элементом его лексико-грамматического значения. В русском языке четыре вида морфем. Главная из них – корень, выражающий общее лексическое значение целого ряда слов, которые называются родственными (или однокоренными). В родственных словах корень может меняться (тогда он называется вариантным, или чередующимся, а правильный выбор варианта определяется орфографическими правилами): умирать – умереть – умру – мор . Следует помнить, что в одном слове может быть несколько корней: землетрясение, пароход, лесоповал. Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или с другими корнями:

занять – нанять – снять – перенять ,птенец – пташка – птица – птичник

Значимой частью слова является приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

город – пригород , добрый – предобрый , держать – задержать

Значимой частью слова является суффикс – морфема, которая стоит после корня и тоже обычно служит для образования новых слов. Суффикс, присоединяясь к основе слова, как и приставка, изменяет лексическое значение слова:

малина – малинник («место, где растет малина») серый – сероватый («немного, слегка серый») ,глупый – глупость («глупый поступок, глупые слова»)

Иногда суффикс стоит после окончания и в научном обиходе он называется постфиксом. В основу слова он входит, если образует новое слово. В этом случае мы имеем дело с так называемой «разорванной» основой.

просматривать – просматриваться , какой – какой-нибудь

Соединительная гласная (о,е) – морфема, которая служит для образования новых слов способом сложения. Она стоит между корнями сложного слова и входит в основу слова.

железнодорожный, древнерусский

Окончание – изменяемая (значимая) часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица. Окончание не входит в основу слова. С помощью окончания образуются не новые слова, а разные формы одного и того же слова, то есть лексическое значение слова не меняется.

города (мн.ч., им. пад.) – городом (ед.ч., тв. пад.) – городами (мн.ч., тв. пад.)

пишете (мн.ч., наст. вр., 2 л.) – пишет (ед.ч., наст. вр., 3 л.) – пишу (ед.ч., наст. вр., 1 л.)

Особого внимания при разборе слова по составу требуют слова с нулевым окончанием, которое не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.

4. Неморфологический способ - образование новых слов без помощи морфем



.в результате:

  • перехода одной части речи в другую

гостиная (прилаг.) комната - ГОСТИНАЯ (существительное)

столовая (прилаг.) посуда – столовая (существительное)

мороженое (прилаг.) мясо – МОРОЖЕНОЕ (существительное)


  • СЛИЯНИЯ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ В ОДНО:

С УМА СШЕДШИЙ - СУМАСШЕДШИЙ

!!! Много наречий образовано НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИМ СПОСОБОМ:

    1. ЛИБО ПУТЕМ перехода одной части речи в другую:

Поздним вечером (существит.) – прийти ВЕЧЕРОМ (наречие)

    1. ЛИБО ПУТЕМ слияния двух слов в одно:

Во+круг (предлог + существительное) = ВОКРУГ

На+верх (предлог + существительное) = НАВЕРХ

Тот+час (местоимение+ существительное) = ТОТЧАС

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИМ способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например:

существительное течение - предлог в течение; деепричастие благодаря - предлог благодаря и т. п.

  • Путем полного переосмысления значения слова:

Титан (греческий полубог, обладающий огромной физической силой) – ТИТАН (КИПЯТИЛЬНИК).

*****

3. Морфологический способ:

1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ):

история - предыстория (то, что было "до" истории),

делать - переделать;

2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ):

красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое),

печь - печёный (признак, возникший в результате действия: хлеб пекли - он стал печёный);

3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса одновременно (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ):

вкус - безвкусица (то, что лишено вкуса),

осина – ПОДосинОВИК (гриб, что растёт под осиной)

4) усечение суффиксов (бессуффиксный, или - безаффиксный -способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы:

свистеть - свист

переходить – переход

синий - синь

5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом:

диван-кровать

кресло-качалка

6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных: -о- и -е-:

белый снег - белоснежный; ферма для птиц - птицеферма;

7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры (*абберевиатура – сложение букв или звуков):

стенная газета - стенгазета,



Московский государственный университет - МГУ;

5 этап работа с презентацией

6 этап повторная работа с заданиями 2 этапа.

7рефлексия
скачать


Смотрите также:
Конкурс «Мой педагогический опыт»
243.09kb.
Конкурс «Мой педагогический опыт»
290.44kb.
Конкурс «Мой педагогический опыт»
110.94kb.
Конкурс «Мой педагогический опыт»
376.17kb.
Конкурс Участник конкурса Баландина Татьяна Николаевна
121.78kb.
Определение понятия «передовой педагогический опыт»
173.73kb.
Конкурс на знание государственной символики «Мой Флаг! Мой Герб!»
62.56kb.
И опыт, сын ошибок трудных Что говорит мне мой опыт? Что бывают проекты и …проекты. Первые – обычные, «классические»
70.57kb.
Конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок (мероприятие) 2012» мбоу «сош п. Искателей»
87.27kb.
Конкурс «патриот россии»
61.78kb.
Л. А. Валентюкевич условия проведения областного конкурса мультимедийных презентаций «Мой любимый кружок» Областной конкурс
28.31kb.
«обобщение передового педагогического опыта»
413.15kb.