Главная стр 1
скачать
Министерство Образования и Науки Республики Адыгея

Республиканский конкурс

« Недаром помнит вся Россия…»

Программа

патриотического воспитания школьников

«Далекому мужеству верность храня!».

Юбилейный проект,

посвящённый 200-летию победы России

в Отечественной войне 1812 года



Сведения о конкурсанте:

Ф.И.О. Мозговая-Гирянская Наталия Николаевна

Адрес и место постоянного проживания конкурсанта:

385 436 Российская Федерация, Республика Адыгея, Кошехабльский район, село Вольное, ул. Ленина, 200.

Телефон 8-918-235-80-11

Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом):

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 9» села Вольного, Кошехабльского района, Республики Адыгея.

Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по ВР.

Почтовый адрес образовательного учреждения:

385 436, Российская Федерация, Республика Адыгея, Кошехабльский район, село Вольное, улица Ленина, 154.



Контактный телефон: 9-45-18, E-mail kosh_shkola@mail.ru

2012

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

Юбилейный проект, посвящённый200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года «Далекому мужеству верность храня!»


Сроки реализации

2011 – 2012 гг.

Разработчик программы

Мозговая – Гирянская Н.Н.- заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №9 , учитель русского языка и литературы



Цели и задачи проекта

  • Воспитание любви к Отечеству через изучение памятных страниц истории.

  • Воспитание чувства патриотизма и национальной гордости.

  • Освещение исторических событий средствами учебных предметов истории, географии, литературы , МХК, физической культуры, информатики.

  • Сохранение памяти и интереса подрастающего поколения к истории России, её победам и подвигам.

  • Приобщение школьников к ратным и духовным традициям нашего Отечества.




Исполнители

Коллектив МБОУ СОШ №9




Участники проекта

  • Администрация МБОУ СОШ№9

  • Учащиеся МБОУ СОШ№9

  • Детская музыкальная школа

  • Школа искусств

  • Спортивная школа

  • Сельская библиотека




Источники финансирования

Бюджет.


Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена.

2012 год – год 200-летия Отечественной войны 1812 года – события отечественной истории, которое будет служить для потомков высоким примером патриотизма, беспредельной стойкости и силы русского народа и его армии в борьбе за национальную честь и независимость Родины.

Благородство души, честь, отвага и достоинство – эти понятия являются составной частью нашего национального характера. Мы гордимся тем, что эти высокие качества наши соотечественники проявляли и проявляют на своей родной земле. Нет числа славным делам, которые совершены во имя и на благо России её славными сыновьями. Имена народных героев, в их числе героев Отечественной войны 1812 года, увековечены в памятниках, о них сложены песни и написаны книги. Память о них бережно хранят благодарные потомки.




  1. Обоснование актуальности, цели и задачи

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство идут по пути преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания.

Мною и моими коллегами была разработана анкета с целью выявить не только уровень знания о Отечественной войне 1812 года (Приложение №1)

Анкета состоит из двух частей: «Уровень знания истории об Отечественной войне 1812 года» и «Отношение учащихся к героическому прошлому Отечественной войны 1812 года».

Каждый вопрос имеет только один правильный ответ. Опрос был проведен среди 5-11 классов (167 учащихся нашей школы). После обработки анкет, мы получили следующие результаты:



«Уровень знания истории об Отечественной войне 1812 года»




% правильных ответов

% неправильных ответов

ступень основного общего образования

23

77

ступень среднего (полного) общего образования

43

57

«Отношение учащихся к героическому прошлому Отечественной войны 1812 года»




Количество детей, ответивших «Да» %

Количество детей, ответивших «Нет» %

ступень основного общего образования

47

53

ступень среднего (полного) общего образования

36

64

На основе полученных результатов можно сделать вывод: отношение к героическому прошлому Отечественной войны 1812 года зависит от уровня знаний и от уровня сформированности в сознании учащихся отношения к историческому прошлому, как основном элементе патриотического воспитания.

Патриотизм — это олицетворение любви к своей Родине, к России, со-причастность с историей Руси, России, Советской России, достижениями и проблемами. Патриотизм - одно из составляющих духовно-нравственной основы личности, формирующий гражданскую позицию настоящего человека.

Основной целью любого государства является воспитание у молодежи патриотизма, потребности в достойном самоотверженном служении Отечеству; сохранение у подрастающего поколения исторической памяти, гордости за славные победы России, подвиги российского народа.

Поэтому мною была поставлена цель разработать программу воспитательной работы, рассчитанную на два года

(2010-2012 гг.).
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что на каждом этапе будет стоять конкретная задача, в процессе решения которой ученики приобретут новые знания, умения и навыки. Ведь ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного решения какой-либо практической задачи.

Цель программы:

1.Воспитание любви к Отечеству через изучение памятных страниц истории.

2.Воспитание чувства патриотизма и национальной гордости.

3.Освещение исторических событий средствами литературы и искусства.

4.Формирование развития воссоздающего и творческого воображения личности, обогащение памяти, речи и эмоционального мира.

Задачи программы:

1. Отдать дань памяти мужеству и стойкости воинов-победителей.

2. Сохранять память и поддерживать интерес у подрастающего поколения

к истории России, её победам и подвигам.

3. Приобщать молодёжь к ратным и духовным традициям нашего Отечества.

Ожидаемые результаты:


  • возрождение традиций военно-патриотического воспитания;

  • формирование и развитие гражданских и нравственных качеств у

  • подрастающего поколения;

  • участие не менее 300 учащихся и школьных специалистов в

различных мероприятиях, предусмотренных Программой;

Содержание программы

Данная программа разработана в виде игры, участниками которой могут стать все учащиеся школы с 1-го по 11-ый класс. Команды для участия в игре формируются по желанию в количестве не больше 15 человек. Вся игра будет разбита на 7 основных этапов продолжительностью по 4 недели. На каждом этапе будет использоваться разный вид деятельности, чтобы постараться решить проблему с разных сторон.

За каждый этап игры команде будет начисляться определенное количество баллов (количество баллов определяется организаторами игры). Для поддержания интереса на протяжении всей игры организаторам необходимо подготовить небольшие поощрительные призы на промежуточных этапах и главный приз по окончанию состязания.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что на каждом этапе игры перед каждой командой будет ставить конкретная задача, в процессе решения которой ученики приобретут новые знания, умения и навыки. Ведь ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного решения какой-либо практической задачи.



Реализация программы

Мы предлагаем перечень мероприятий по реализации поставленных задач в трех основных направлениях:



1. Просветительская работа, которая в первую очередь будет направлена на:

  • изучение истории Отечественной войны 1812 года;

  • выработку у учащихся коммуникативных навыков и культуры общения.

Мероприятия просветительской деятельности:

-игры;


-викторины;

-беседы;


-лекции;

-дискуссии;

-тематические вечера;

-конференции;

-фестивали.

2. Воспитательная работа, которая будет направлена на развитие навыков самостоятельного поиска информации, умения систематизировать ее, на создание условий для реализации собственного творческого потенциала детей и подростков.

Мероприятия воспитательной работы:

- создание агитбригад;

- создание отряда юных волонтеров;

- создание исследовательских работ, рисунков, плакатов;

-организация и проведение информационных мероприятий;

-организация и проведение мероприятий, посвященных 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года;

- сбор материалов об Отечественной войне 1812 года и оформление этих материалов в виде альбомов, стендов и т.д.

3. Спортивная работа, которая будет направлена на приобщение школьников к активным занятиям с целью физического совершенствования, укрепления физического, психического и духовного здоровья.

Мероприятия физкультурно-оздоровительной деятельности:

- эстафеты, подвижные игры и соревнования, внутриклассные спортивные игры;

-спортивные соревнования ;

-туристические походы.

Территория реализации: МБОУ СОШ№9 села Вольного
Тематический план программы «Далекому мужеству верность храня!»

п/п

Название этапа

Кратное содержание

Ответственные

1.

Торжественная церемония открытия игры «Далекому мужеству верность храня!»

Конкурс «Виват героям русских битв!» на лучший классный час



1. Все учащиеся, которые хотят принять участие в игре, делятся на команды не более чем по 15 человек.

2. На торжественной церемонии открытия игры команды представляют свои команды.

3. На протяжении всего первого этапа команды готовят классные часы на заданные темы


Администрация школы

Ответственный организатор

Кураторы команд


2.

Конкурс «1812 год в памяти народной» на лучшую информационную листовку, буклет или газет


В конце второго этапа каждая команда должна подготовить информационную листовку, буклет или газету на выбранную учениками тему

Ответственный организатор

Учителя информатики


Завуч по ВР

Музыкальный руководитель

Кураторы команд



3.

Школьная конференция «Страницы славного 1812 года»

команды представляют жюри свои проектные работы, где обсуждают вопрос исторической памяти.

4.

Интеллектуальный марафон «Недаром помнит вся Россия!»

Интеллектуальный марафон состоит из двух этапов:

1) отборочный – интеллектуальная игра «Умники и умницы», по итогом которой в финал выходит только 4 команды,

2) финальный – игра «Своя игра»


Ответственный организатор

Кураторы команд

Завуч по воспитательной работе


5.

Творческий конкурс «Виват героям русских битв»

Каждая команда должна представить на суд жюри написанный ими гимн

Ответственный организатор

Учителя музыки и литературы

Кураторы команд


6.

Фестиваль «Навстречу друг к другу»

Фестиваль включает следующие мероприятия:

- выступление агитбригад;

- спортивные соревнования;

- конкурс рисунков, плакатов;

- книжная выставка;

- концерт



Завуч по ВР

Музыкальный руководитель

Кураторы команд



Методические рекомендации

Перед началом игры все учащиеся, которые хотят принять участие, должны разделиться на команды не более чем по 15 человек. Из числа учителей каждой команде назначается куратор, который оказывает посильную методическую помощь. До начала игры организаторам также необходимо подготовить информационную доску, на которой будут выставляться баллы за каждый этап. В день начала игры участники знакомятся с ответственным организатором и участниками жюри.



1 Этап

Торжественное открытие игры «Далекому мужеству верность храня!»

В течение первой недели учащиеся должны придумать название, девиз и эмблему команды, выбрать капитана. В конце недели организаторы игры совместно с командами проводят торжественное открытие игры, на котором ученики представляют свои команды. Жюри начисляет баллы в зависимости от выступления команд.

На протяжении трех следующих недель участники каждой команды должны подготовиться к конкурсу «Виват героям русских битв!» на лучший классный час по одной из следующих тем:


  • По страницам истории 1812 года

  • "И будет помнить вся Россия…"

  • «Бородино – поле русской славы»

  • Герои и сражения войны 1812 года

  • Патриотизм и героизм, проявленный русским народом в боях за Отечество 1812 года

  • Великий полководец И.И. Кутузов

На протяжении двух следующих этапов игры каждая команда должна провести по одному классному часу в установленном организаторами классе.

Баллы за классный час складываются из баллов за сценарий и из оценки, поставленной учениками за уровень подготовки и проведения классного часа, путем анкетирования.


2 Этап.

Конкурс «1812 год в памяти народной» на лучшую исследовательскую работу, информационный плакат, буклет или газету, на лучший рассказ, эссе.

В конце второго этапа каждая команда должна предоставить жюри исследовательскую работу, информационный плакат, буклет или газету по одной из предложенных тем:



  • «Страницы славного 1812 года»

  • «Изображение патриотизма и героизма в русской поэзии, проявленного в годы Отечественной войны 1812 года»

  • «Влияние Отечественной войны 1812 года на казачий песенный фолклор».

В конце второго этапа необходимо подвести результаты конкурса, при этом обязательно должны учитываться: правильность и полнота раскрытия темы, интересные способы оформления работ, логичность и последовательность в изложении материала.

3 Этап.

Школьная конференция «Страницы славного 1812 года»

В конце шестого этапа проводится школьная конференция, на которой команды представляют жюри свои проектные работы. Учащиеся готовят проекты в течение четырех недель под контролем своих кураторов.

В своих работах учащиеся должны предложить различные варианты обсуждаемой проблемы исторической памяти «Почему помнит Россия героические подвиги Отечественной войны 1812 года.

Жюри оценивает: применимость вариантов решения проблемы памяти в реальной жизни, логичность и правильность изложения идеи при защите работы, интересные способы оформления работ.



4 Этап

Интеллектуальный марафон «Недаром помнит вся Россия!»

Интеллектуальный марафон состоит из двух этапов:

1) отборочный – интеллектуальная игра «Умники и умницы», которая проходит в конце второй недели четвертого этапа игры «Далекому мужеству верность храня!». В игре принимают участие по 3 человека от каждой команды.

Главная цель данного тура: отбор 4-х команд для участия в финальном туре интеллектуального марафона

2) финальный – игра «Своя игра», которая проходит в конце четвертой недели. В игре принимают участие по 7 человек от каждой команды.

Главная цель: выявить победителя интеллектуального марафона.

Интеллектуальный марафон содержит вопросы:

- В чем же была сила русского народа?…

- Почему на протяжении двух столетий «помнит вся Россия…»?

- Почему Наполеон принял решение оставить Москву?

- Какие планы были у Наполеона …?

- Стратегия русских полководцев 1812 года?

- Герои Отечественной войны 1812 года?

- Произведения художественной литературы о войне 1812 года?



5 Этап

Творческий конкурс «Виват героям русских битв»

В конце пятого этапа игры «Далекому мужеству верность храня!» проводится финал творческого конкурса «Виват героям русских битв», на котором каждая команда должна представить написанный ими гимн «Героям Отечественной войны 1812 года». Намного интереснее был бы финал данного творческого конкурса, если бы каждая команда исполнила свой гимн на сцене. При этом, если команд мало, то можно между их выступлениями дать возможность выступить танцевальным и музыкальным коллективам школы.


6 Этап

Фестиваль «Вспомним, братцы, россов славу…»

Данный фестиваль «Вспомним, братцы, россов славу…» необходимо провести в преддверии 27-30 ноября, когда русская армия под командованием М. И. Кутузова завершила разгром наполеоновских войск.



Фестиваль включает следующие мероприятия:

- Выступление агитбригад, которые в своих выступлениях будут рассказывать о основных вехах Отечественной войны 1812 года, поэтах-героях войны, о роли русского народа, познакомят с памятниками, архитектурными сооружениями, художественными полотнами , на которых изображены события войны;

- Спортивные соревнования;

- Конкурс рисунков, плакатов;

- Книжная выставка;

- Концерт, в котором примут участие не только учащиеся школы, но и танцевальные и музыкальные коллективы села и района.

На данном этапе баллы командам начисляются в зависимости от активности учащихся при подготовке и проведении фестиваля.

Источники информации:

Методическая литература

1. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб., 2004.

2. Игры и занимательные задания по истории. / Авт.-сост. Субботина М.А. и др. – М., 2003.

3. История и обществознание в школе: Сборник научных и методических трудов. – Н.Новгород, НГЦ, 2003.

4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.

5. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков по курсу отечественной и зарубежной истории ХХ века. Пособие для учителей. – М.: ЦГО, 1999.

6. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Современный урок. В 3-х ч. – Ростов-н/Дону, 2004.

7. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: Учебное пособие. – Н.Новгород, НГЦ, 2000. - С. 140-155.

8. Моё действие – мой выбор. Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. – Брянск, 2002.

9. Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. Материалы областного научно-методического семинара. – Н.Новгород, НГЦ, 2001.Селевко Г.К. Энциклопедия педагогических технологий: в 2-х тт. – М., 2005.



Сценарии

Боброва, Л. В. Гусары - рыцари лихие...: вечер чести, посвященный офицерам России, героям 1812 г./Л. В. Боброва//Читаем, учимся, играем. -2000. -№ 7. - С. 40-51.

Дронова, Т.М. "Бессмертен тот, кто Отечество спас…": лит.-муз. композиция, посвящённая Бородинской битве // Литература в школе. – 2008. -- №8. – С.42-47.

Дружинина, Т.В. "Герой двенадцатого года, неукротимый партизан…": литературный вечер, посвящённый Денису Давыдову // Читаем, учимся, играем. – 2004. – №4. – С.51-55.

Евдокимова, К.В. Полководец и герой войны 1812 года: урок истории, посвящённый жизни П.Багратиона // Читаем, учимся, играем. – 2007. – №10. – С.75-78.

Зархи, С.Б. Исповедь сердца: вечер, посвящённый жизни и творчеству поэта Д.Давыдова // Читаем, учимся, играем. – 2009. – №4. – С.13-30.

Зархи, С.Б. Клятву верности сдержали: лит.муз вечер // Читаем, учимся, играем. – 2007. – №6. – С.17-26.

Котина, М. Умники и умницы: литературная игра по теме "Отечественная война 1812 года" // Литература. – 1997. – № 28 (июль). – С.1.

Неволина, Г. Бравые ребята – гусары-усачи: познават. игравикторина для взрослой аудитории // Сценарии и репертуар. – 2007. – №9. – С. 14-27.

Норкина, Л. "Кавалергарды, вы стяжали славу": вечер мужества, славы и чести для учащихся 7-11 кл. // Читаем, учимся, играем. – 2009. – №9. – С.49-55.

Опарина, Н. Урок истории: сценарий мероприятия к годовщине победы в Отечественной войне 1812 года // Сценарии и репертуар. – 2005. - №2. – С.16-22.

Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии / сост. Ю.Сметанина, С.Федяева // История. – 2010. – 1-15 февр. (№3). – С.39.







скачать


Смотрите также:
Конкурс сочинений на патриотическую тему «Недаром помнит вся Россия…»
28.69kb.
Конкурс «Недаром помнит вся Россия…»
154.83kb.
Конспект проведения мероприятия «Недаром помнит вся Россия…»
55.87kb.
Воспитательная работа- сентябрь
362.76kb.
Конкурс «недаром помнит вся россия про день бородина»
31.63kb.
Классный час «Недаром помнит вся Россия»
48.53kb.
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина »
33.73kb.
Конкурс «недаром помнит вся россия про день бородина»
40.68kb.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» «Недаром помнит вся Россия!»
105.46kb.
Сценарий внеклассного мероприятия "Недаром помнит вся Россия"
117.95kb.
Симбиряне в отечестенной Войне 1812г. Работу
65.25kb.
Конкурс стихов и песен «Я люблю тебя, Россия»
42.12kb.