Главная стр 1
скачать


Управление образования Александровского муниципального района

МБУ ДОД «Дом детского творчества» объединение «Инсайт»

МБОУ «СОШ № 33» п. Яйва
XXIII конкурс учебно-исследовательских работ обучающихся

Социально-гуманитарное направление



Связь родительской и будущей семьи в восприятии старшеклассников
Автор:

Еремеева Анна Павловна,

ученица 11 класса

МБОУ «СОШ № 33» п. Яйва

Руководитель:

педагог дополнительного образования

МБУ ДОД «Дом детского творчества»

Майорова Светлана Викторовна,

«Почетный работник общего образования»,

первая категория


Александровск – 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………..2

Глава I. Родительская семья как среда формирования

адекватного восприятия старшеклассниками образа

будущей семьи…………………………………………………………4

1.1. Психологическая характеристика современной семьи

как малой социальной группы……………………………………….4

1.2. Роль родительской семьи в формировании положительного

образа будущей семьи…………………………………………………9

1.3. Выводы по главе I………………………………………………..16

Глава II. Опытно-экспериментальная часть по выявлению

взаимосвязи между родительской и будущей семьей

в восприятии старшеклассников……………………………………..18

2.1. Описание методик исследования………………………………..18

2.2. Описание этапов исследования………………………………….20

2.3. Результаты исследования ………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………..30

Список использованной литературы…………………………………31

Введение


Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.

Cвой первый социальный опыт ребенок получает в родительской семье. Отношения между родителями, структура семьи, ее традиции, обычаи прочно укрепляются в сознании только начинающего жить человека. Ребенок, вырастая, строит свою семью. Она часто напоминает ту, в которой он вырос. И если родительская семья была полна мудрости, уважения к ближним, взаимопомощи, то и от ребенка в будущем следует ожидать того же. В противном случае очень высока вероятность того, что человек повторит в своей семье те отношения, которые существовали в родительской семье и которых он стремился избежать.

Таким образом, актуальность данной темы налицо для современного общества.



Цель исследования: выявить взаимосвязь между родительской и будущей семьей в восприятии старшеклассников.

Задачи исследования:

1. Диагностировать способы взаимодействия между родителями и обучающимися 10-11 классов.

2. Выявить представления старшеклассников об их будущей семье.

3. Составить портрет будущей семьи глазами старшеклассников.



Гипотеза исследования: модель родительской семьи в главных чертах определяют модель семьи, которую создают их дети. Вероятность гармоничного союза тем выше, чем ближе модели семей, из которых происходят супруги.

Предмет исследования: детско-родительские отношения; представление о будущей семье.

Объект исследования: семьи обучающихся 10-11 классов МБОУ «СОШ № 33».

Практическая значимость работы заключается в том, чтобы на материале работы готовить старшеклассников к семейной жизни, закладывать истоки будущей семьи. Также материалы исследования помогут классным руководителям, психологам в коррекции и развитии личностной сферы старшеклассников, становлении их моральных устоев, взглядов на дальнейшую жизнь. Родители, в чьих семьях наблюдается неблагоприятная обстановка, могут задуматься, какую модель поведения и взаимоотношений в семье они передают своим детям.

Глава I. Родительская семья как среда формирования адекватного восприятия старшеклассниками образа будущей семьи.

1.1. Психологическая характеристика современной семьи как малой социальной группы.

Семья, по признанию ученых, - одно из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованно общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей, изменилась система ценностей и социальных норм семьи и брака. Неизменным было и остается то, что семья играет важную роль во всех сферах жизни человека.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.) Выявлено много признаков семьи, но как их объединить, выделив самые существенные? Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.

Одно из самых точных определений семьи принадлежит Н.Я. Соловьеву. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [10; 22]. Ядром семьи являются супруги, между которыми создаются определенные взаимоотношения.

Семейные отношения – «…это сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания» [9; 45].

Изучению современной семьи в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Потому в психологии существуют различные точки зрения на феномен современной семьи.

В отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю. Е. Алешина, Е.Г. Силяяева, А.В. Шавлов, И. Н. Обозов и А. Н. Обозова, Л.Д. Шнейдер, Н. Ф. Федотова, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис и др., в зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как В. Сатир, Дж. Левинджер, Р.А.Левис, Г.В. Спаниер и др.

Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [9; 44].

Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку диапазон проявлений. Для одних семья-оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости, для других - своего рода поле брани, где все члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением.

Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной.

Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи [9; 51]:


  • семья стала меньше по численности;

  • современная семья менее стабильна;

  • уменьшилось число семей, где глава муж;

  • семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

  • значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

В соответствии с перечисленными современными особенностями семьи Торохтий выделяет следующие ее категории [4; 48]:

      • по количеству детей: бездетные, однодетные,…, многодетные семьи;

      • по составу и структуре семьи: полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т.д.;

      • по типу семьи: авторитарный и эгалитарный;

      • по особенностям семейного быта, укладу: семья – «отдушина», детоцентрическая семья и т.д.;

      • по однородности социального состава: однородные и неоднородные семьи;

      • по качеству отношений, атмосфере в семье и состоянию психического здоровья: благополучная, неблагополучная и т.п.;

      • по степени кооперации совместной деятельности: коллективистская, индивидуалистическая и т.п.

      • по семейному стажу; географическому признаку и т.д.

К настоящему времени сложились разнообразные формы существования современной семьи [10; 63].

  1. Брак на основе честного контракта. В таких семьях супруги ясно представляют цели вступления в брак. Для таких семей характерна свобода отношений.

  2. Брак на основе нечестного контракта. Для таких браков характерна односторонняя выгода, т.е. кому-то из партнеров выгоден брак.

  3. Отношения по принуждению. Форма брака, исключающая свободные отношения и основанная на том, что один супруг «осаждает» другого, а тот, чаще в силу жизненных обстоятельств, соглашается на компромисс.

  4. Отношения – ритуал. Эти отношения строятся на исполнении социально-нормативных установок. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам.

  5. Отношения – любовь. Такой брак основан на взаимном согласии и взаимном доверии.

Но какой бы форме и категории не относилась семья, ее обязательно характеризуют определенные процессы, включающие аспекты психологической деятельности, круг общения, особенности эмоциональных контактов, социально-психологические цели и индивидуально-психологические потребности ее членов. Психологами изучаются все эти аспекты в совокупности, и каждый из них по отдельности.

К основным функциям семьи можно отнести:



Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве

Хозяйственно - бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно – бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях

Сфера дух - ого общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи

Социально - статусная

Предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

Итак, каждая семья формирует свой образ жизни. Свою микрокультуру. Семья является первичной малой социальной, группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.

1.2. Роль родительской семьи в формировании положительного образа будущей семьи

Исследования социологов доказывают, что исходной ориентацией индивида в процессе формирования представлений о личной жизни является ориентация на создание в будущем семьи. У человека с раннего детства формируется и закрепляется опыт жизни именно в семье. Для ребенка она выступает наиболее естественной и благоприятной формой его существования и дает ему представления о культуре коллективного сосуществования, о культуре труда, прививает ему навыки интеллектуальной культуры. В семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Усвоенные бессознательно, они сохраняются на всю жизнь.

Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родитель-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи». В этом смысле уже можно говорить о том, что ориентации на семью неосознанно начинают складываться с самого раннего детства и закрепляются тогда, когда в подростковом возрасте, а то и раньше, ребенка начинают готовить к созданию собственной семьи. Практически все нравственно-трудовые качества, которые вырабатывались у детей, непосредственно связывались с их применением в будущей семье.

Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости) и представляется важной для становления положительного образа семьи. Важнейшим условием эффективности семейного воспитания и подготовки к семейной жизни является разумная организация всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам и традициям, создание благоприятного микроклимата, совместная трудовая деятельность.

Кроме того, роль семьи на этапе подготовки к семейной жизни заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены. [7; 5]

Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. Мать и отец являются исходными образцами мужского и женского поведения в межличностном общении. Через свое чувственно-эмоциональное отношение к матери у мальчика начинает формироваться готовность восприятия женщины вообще. У девочки, соответственно, через чувственно-эмоциональное отношение к отцу закладывается готовность восприятия мужчины, в частности, как будущего супруга.

В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье – или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому и т. д. Причем во многих случаях эти представления восполняют то, чего не хватало в родительском доме, т. е. носят своеобразный компенсаторный характер.

Супружеские отношения родителей задают ребенку вариант того взаимодействия с будущим супругом, который он, скорее всего, будет реализовывать в своей личной жизни. Пример родителей также указывает те негативные черты межличностного взаимодействия супругов, которых ребенок, став взрослым, будет стараться избегать в своей семье.

Родители воспитывают детей в соответствии со своими ценностными ориентациями, прививая им свои стереотипы полового и супружеского поведения. Но, оказываясь вне влияния родительской семьи и приобретая собственный опыт, индивид сталкивается с иной ситуацией, которая разрушает сформированные стереотипы. Возникает противоречие: идеального и реального, установок на супружество старшего поколения и молодежи.

При вступлении в брак они меняются под воздействием реальной практики совместной жизни до рождения ребенка, а затем, после появления детей.

Возникает целая система противоречий между возникшими представлениями о супружестве на этапе первичной социализации личности и теми требованиями, с которыми она сталкивается в своей дальнейшей личной жизни. [7; 10]

В последнее время социологи отмечают влияние на процесс социализации подростков и старшеклассников изменений в самих социокультурных ценностях родителей. Изменяются как основные жизненные ценности, так и средства их достижения.

Семья оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор подростков. Большинство подростков хотели бы получать советы и поддержку у своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы к обсуждению со своими детьми вопросов взросления и не уверены в отношении того, какую информацию следует предоставлять детям.

Для менталитета белорусов характерна жертвенность жизненных целей в пользу притязаний своих детей: дети должны быть образованнее и жить лучше, чем родители. Реформы 90-х годов резко сократили возможности родителей по жизнеобеспечению и образованию детей, но не изменили так же быстро жизненные установки относительно своего потомства. Завышенные родительские притязания непосредственно сказываются на детях, у которых тоже возникают завышенные устремления, а реальные возможности для их реализации резко сокращаются.

В результате целого ряда причин у современных подростков складывается деформированный, искаженный образ семьи.

Н. И. Шевандрин выделяет следующие факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения:



  • аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение);

  • неполный состав семьи;

  • недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

  • негативность отношений между родителями;

  • конфликтность отношений в семье;

  • вмешательство со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей [8; 55].

В последние годы появилось большое число неполных семей, которые образуются вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания.

У ребенка, который живет только с одним из родителей, имеется гораздо меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта.

Ограниченный круг основных социальных ролей, которые узнает ребенок в неполной семье, ведет к тому, что ребенок мало знакомится с социальным опытом людей, что может отразиться на его развитии. Практически для него знакома одна социальная роль – его матери (или отца, в зависимости от того, с кем живет ребенок).

Некоторые психологи считают, что ограниченные возможности знакомства с разными социальными ролями в неполной семье больше всего касаются девочек, так как мальчики, особенно подросткового и старшего школьного возраста, благодаря спортивным, естественнонаучным или техническим интересам, как правило, находят достаточное количество мужских примеров, поэтому отсутствие отца у них в определенной мере сглаживается. Тем не менее, примера полоролевого поведения супругов в семье он не имеет.

У девочки, которую воспитывает одна мать, могут формироваться искаженные представления о мужчинах. Если у девочки воспитывалось представление о них на примере крушения идеала матери, ее разочарования, ее неприязненного отношения к бывшему мужу, то у дочери может развиться общее деформированное представление об эротике и сексе. Даже без этого ложного воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач. Понятно, что такой ребенок при встрече с действительностью очень легко может разочароваться в жизни.

Отсутствие наглядного образца взаимоотношений мужа и жены, отца и ребенка, матери и ребенка, отношений каждого из них к семье как коллективу порождает риск того, что у детей сформируются искаженные взгляды на брак и семью, что помешает в будущем становлению их собственной семьи. По статистике – чаще распадаются семьи тех, кто воспитывался в неполной семье.

Неадекватное представление о брачно-семейных отношениях имеют и дети, выросшие в так называемых семьях группы социального риска. Чаще всего это семьи, имеющие алкоголиков, наркоманов, лиц с девиантным поведением, где применяются различные формы насилия. В таких семьях деформируются представления детей о супружестве, возникает неправильное понимание ролевого поведения членов семьи.

Но не всегда неблагополучие проявляется столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях, об их умственном и физическом развитии. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, выяснение отношений. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику, формирует неправильные представления о должном поведении в семье.

Немецкий исследователь психологии семьи Линда Анзорг пишет: «Молодые люди, перенявшие негативные черты поведения своих родителей, испытывают в жизни большие трудности, чем другие: их семейная жизнь начинается с того, что им приходится сначала переучиваться, прежде чем начать учиться искусству жить в семье. Переучивание требует дополнительных сил – как от человека, так и от окружающего его мира. Почти все родители хотят «хорошо подготовить детей к жизни», но при конкретном анализе оказывается, что многие дети получают неблагополучный старт в жизни» [4; 156].

Результаты социологических исследований показывают, что роль семьи в формировании отношения к самому браку и желаемым формам взаимодействия между мужем и женой, весьма противоречива. В тех семьях, где родители показывают пример высокой удовлетворенности супругов совместной жизнью, дети в большей степени ориентируются на реализацию подобных отношений в собственной личной жизни.

В большинстве семей родители не ставят в качестве одной из воспитательных задач специальное формирование и развитие ориентаций и установок на идеальное супружество. Семья, в первую очередь, занимается выработкой тех навыков, которые потребуются в будущей семейной жизни, уделяя меньше внимания воспитанию качеств, обеспечивающих высокую удовлетворенность супружескими отношениями. Указывается лишь на необходимость заботы о близком человеке, однако ее содержание нередко сводится к выполнению некоторых бытовых функций, а также к материальному обеспечению мужем своей жены.

Исследования показали, что родители пытаются привить, в первую очередь, своим детям следующие качества, которые потребуются им в будущей семейной жизни: трудолюбие, хозяйственность, ответственность, способность заботиться о детях, умение уступать, самостоятельно зарабатывать деньги. Они, по мнению старшего поколения, могут обеспечить устойчивые и длительные, относительно бесконфликтные отношения в семье.

Что касается качеств будущего спутника (спутницы) жизни, то родители желают видеть: любовь к их ребенку со стороны партнера, ответственное отношение к нему, умение проявить трудолюбие и хозяйственность.

Если сравнить те качества, которые вырабатывали у детей при подготовке к семейной и к супружеской жизни, то обнаруживается, с одной стороны, их тесное переплетение (трудолюбие, хозяйственность). В то же время, обнаруживается отсутствие четкого понимания самой специфики супружеских отношений, которые требуются современной жизнью. Любовь не выделяется как главная их характеристика. Она поставлена в один ряд с умением материально обеспечить семью мужчиной и способностью приготовить обед женщиной.

Следовательно, особое внимание при воспитании детей родители обращают на подготовку их к семейной жизни, не выделяя то влияние, которое оказывают на удовлетворенность ею супружеские отношения. Родители не всегда четко ориентируют детей на то, что им в первую очередь потребуется для того, чтобы достигнуть высокой удовлетворенности семейной жизнью и длительности самого брака: умение любить, сопереживать, сочувствовать, уважать другого человека, понимать его, быть добрым, уметь общаться и обсуждать проблемы.

В. А. Сысенко так формулирует основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни:



  • нравственная (осознание ценности брака, детей и т. д.);

  • психологическая (сумма психологических знаний, необходимых

  • в супружеской жизни);

  • педагогическая (навыки и способности к воспитанию детей);

  • санитарно-гигиеническая (гигиена брака и быта);

  • экономическая и хозяйственно-бытовая. [6; 54]

1.3. Выводы по главе I.

1. Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

2. Особое место в процессе формирования позитивных брачно-семейных установок занимает период детства, который связан с родительской семьей. В это время формируется представление о семье, закладываются черты личности будущего семьянина. Социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи.

3. В психологии семейных отношений современными психологами выделяется концепция дублирования родительских свойств, которая предполагает, что человек учится выполнять мужскую и женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей.



Глава II. Опытно-экспериментальная часть по выявлению взаимосвязи между родительской и будущей семьей в восприятии старшеклассников

2.1. Описание методик исследования

2.1.1. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР)
В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР)  представлены следующие 10 шкал.

1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку.

4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях.

8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. 

Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.

9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.

10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией (см.приложение №1).

2.1.2. Анкетирование «Твоя семья»

Анкета составлена самостоятельно. Она помогает выявить взгляды старшеклассников на его будущую семью (см.приложение №2).



2.2. Описание этапов исследования

Исследование проводилось в три этапа.

Первый – изучение литературных источников по проблеме. Он проходил в течение сентября-октября 2012 года.

Второй этап – проведение исследования. Он проходил в течение ноября-декабря 2012 года на базе МБОУ «СОШ № 33» п. Яйва. В рамках исследования была проведена диагностика старшеклассников (10-11 класс) школы. Всего в исследовании принимало участие 45 человек: 14 человек обучающихся 10 класса, 31 человек – обучающиеся 11 класса. Из них 22 девочки (49%) и 23 мальчика (51%) (см.приложение №3).

Третий этап – обработка диагностических данных, обобщение результатов исследования, выводы. Он проходил в течение января 2013 года.

2.3. Результаты исследования

2.3.1. Для того чтобы выявить особенности семейных взаимоотношений в родительских семьях старшеклассников нами была проведена диагностика особенностей взаимодействия между родителями и детьми. Причем мы брали не семью в целом, а разграничили взаимоотношения между матерью и ребенком и отцом и ребенком. Мы считаем это целесообразным, т.к. отношения мальчика с мамой или девочки с папой играют, на наш взгляд, существенную роль в построении взаимоотношений с мужем (женой).

Для изучения взаимоотношений в семье мы использовали опросник «ВРР». Были выявлены следующие результаты.

В целом, все 45 человек (100%) положительно оценивают свою родительскую семью.

1. Шкала «Нетребовательность-требовательность». Высокий уровень требовательности со стороны матери указывают 30 человек (67%), средний уровень – 15 человек (33%). Со стороны отца высокий уровень выявлен у 12 человек (27%), средний уровень у 10 человек (22%), у остальных 13 обучающихся – низкий уровень (51%). Лишь только в 7 семьях (15%) уровень требовательности отца и матери примерно одинаков, в остальных 38 семьях уровень требовательности матери выше (85%) (см.приложение №4).

2. Шкала «Мягкость-строгость». Высокий уровень строгости матери выявлен в 15 семьях (33%), значит, в остальных 30 семьях (67%) обучающиеся считают, что их мамы мягки с ними. Высокий уровень строгости отца наблюдается в 17 семьях (38%), в 28 семьях (62%) – средний уровень. (см.приложение №5)

3. Шкала «Автономность-контроль». Излишне контролирующее поведение со стороны матери выявлено всего в 3 семьях (7%), средний (оптимальный) уровень выявлен в 35 семьях (78%), полная автономность ребенка наблюдается в 7 семьях (15%). Со стороны отца высокий уровень контроля не выявлен, низкий уровень выявлен в 18 семьях (40%), в остальных 27 семьях уровень контроля со стороны отца оптимальный. (см.приложение №6)

4. Шкала «Эмоциональная дистанция-эмоциональная близость». Высокий уровень эмоциональной близости с матерью выявлен у 38 человек (84%), у 5 человек выявлен высокий уровень эмоциональной дистанции (16%). Высокий уровень эмоциональной близости с отцом выявлен лишь в 10 семьях (22%), средний уровень – в 4 семьях (9%), в остальных 31 семьях (69%) с отцом эмоциональная дистанция. Причем высокий уровень эмоциональной близости с матерью и высокий уровень эмоциональной дистанции с отцом отмечают не только девочки, но и большая часть мальчиков. (см.приложение №7)

5. Шкала «Отвержение-принятие ребенка родителем». По мнению старшеклассников, все 100% матерей и отцов принимают и воспринимают их как личность. Отвержений детей матерью или отцом не выявлено.

6. Шкала «Отсутствие сотрудничества-сотрудничество». Высокий уровень сотрудничества с матерью выявлен в 35 семьях (78%), средний в 10 семьях (22%). Высокий уровень сотрудничества с отцом выявлен в 10 семьях (22%), средний – в 7 семьях (15%), в остальных 28 семьях наблюдается отсутствие сотрудничества (62%) с отцом. (см.приложение №8)

7. Шкала «Несогласие-согласие между ребенком и родителем». Результаты аналогичны предыдущей школе. (см.приложение №9)

8. Шкала «Непоследовательность-последовательность родителя». Постоянство и последовательность в требованиях к детям со стороны матери отмечают 30 человек (67%), непоследовательность – 15 человек (33%). Со стороны отца последовательность отмечена 7 обучающимися (15%), непоследовательность выявлена в 38 семьях (85%). Если сравнивать данные показатели в каждой паре «мать-отец», то одинаковая последовательность выявлена в 7 семьях (15%), в других парах более непоследовательна мать – 3 семьи (7%) или отец – 35 семей (78%).(см.приложение №10)

9. Шкала «Авторитетность родителя». Авторитетность матери выявлена в 100% семей, авторитетность отца выявлена также в 100 % семей.

10. Шкала «Удовлетворенность отношениями с родителями». Высокий уровень удовлетворенности отношениями с матерью выявлен в 42 семьях (93%), не удовлетворены 3 человека (7%). Высокий уровень удовлетворенности отношений с отцом выявлен у 17 человек (38%), не удовлетворены 28 человек (62%). Из них 9 мальчиков и 19 девочек. (см.приложение №11)



Таким образом, можно сделать вывод:

  • в большинстве семей высокий уровень требовательности со стороны матери, они ожидают высокого уровня ответственности от своих детей; со стороны отца уровень требовательности значительно меньше;

  • примерно в одинаковом количестве семей (около 35%) мать и отец одинаково строги со своими детьми: существуют в семьях определенные виды наказаний, жесткость правил, мер, побуждающих ребенка к чему-либо;

  • в большинстве семей наблюдается оптимальный уровень контроля со стороны матери, излишняя опека у 7%, полная автономность у 15% обучающихся; уровень контроля со стороны отца значительно ниже по сравнению с матерью;

  • в большинстве семей наблюдается высокий уровень эмоциональной близости с матерью, а с отцом наоборот – эмоциональная дистанция (ее отмечают и девочки, и мальчики), т.е. у детей нет близких отношений с отцами, нет стремления делиться чем-то важным, сокровенным с отцами;

  • все родители принимают своих детей такими, какие они есть, с их личностными качествами и поведенческими проявлениями;

  • почти во всех семьях выявлено сотрудничество с матерью, с отцом наблюдается отсутствие сотрудничества (возможно, отсюда и отсутствие контроля со стороны отца и эмоциональная дистанция с ним);

  • большая часть матерей последовательна в требованиях, постоянна в применении наказаний и поощрений, отцы – непоследовательны, обладают воспитательной неуверенностью;

  • все родители имеют авторитет у собственных детей;

  • большинство обучающихся удовлетворены отношениями с матерью, а с отцом нет (возможно, из-за отстраненности отца от процесса воспитания, не участия в жизни детей).

2.3.2. Анализ анкет показывает, что:

  • 30 обучающихся воспитываются в полных семьях (67%), 15 семей – неполные (33%); (см.приложение №12)

  • обеспеченных семей 6 (13%), со средним достатком – 32 (72%), малообеспеченных 7 (15%); (см.приложение №13)

  • семья нужна человеку для: продолжения человеческого рода – 13 человек (29%), для поддержки в трудную минуту – 8 человек (18%), для комфортной жизни – 3 человека (7%), чтоб было о ком заботиться – 4 человека (9%), чтоб не быть одиноким – 17 человек (38%); (см.приложение №14)

  • хорошо живется в родительской семье 40 обучающимся (89%), плохо – 5 обучающимся (11%); (см.приложение №15)

  • в трудные минуты поддерживает мама – 25 человек (55%), родители – 10 человек (22%), другие родственники – 2 человека (4%), домашние животные – 2 человека (4%), никто не поддерживает – 6 человек (15%); (см.приложение №16)

  • эталоном поведения в семье является мама – 26 человек (58%), отец – 8 человек (18%), родственники – 2 человека (4%), нет эталона – 9 человек (20%); (см.приложение №17)

  • возраст создания собственной семьи: юноши: до 25 лет – 10 человек (22%); после 25 лет – 35 человек (78%); девушки – до 25 лет (100%);

  • допускают возможность гражданского брака 6 человек (13%), из них 2 юноши и 4 девушки; не допускают – 39 человек (87%);

  • предполагаемый возраст супруга (супруги): юноши – 23-25 лет, девушки – 25-30 лет;

  • брак по расчету – 0 человек, по любви – 43 человека (95%), по необходимости – 2 человека (5%) (1 девушка, 1 юноша);

  • социальный статус не указали – 35 человек (78%), рабочий – 2 человека (4%), служащий – 8 человек (18%);

  • качества супруга: веселый, надежный, красивый, заботливый, материально обеспеченный; качества супруги: умная, добрая, красивая, заботливая, внимательная;

  • для создания семьи имеет значение статус и материальное положение родителей супруга (супруги) – 28 человек (62%), не имеет – 17 человек (38%);

  • национальность имеет значение для 10 человек (22%), не имеет – 35 человек (78%);

  • будет значимо мнение родителей о будущем супруга (супруги) для 25 человек (55%), не значимо – для 20 человек (45%);

  • будет иметь значение, что супруг (супруга) был в браке для 27 человек (60%), не будет иметь значение для 18 человек (40%);

  • дети от предыдущего брака имеют значение для 30 человек (67%), не имеют значения для 15 человек (33%);

  • перевоспитывать вторую половину намерены 13 человек (29%), из них 10 девушек и 3 юноши; не определились – 10 человек (22%), не будут перевоспитывать – 22 человека (49%);

  • хотят, чтоб их отношения в семье были такие же, как у родителей только 15 человек (33%), не хотят таких отношений 30 человек (67%); (см.приложение №18)

  • на прочность брака влияют: доверие, верность, взаимопонимание, любовь, честность;

  • главой в семье будет муж – 38 человек (84%), жена – 4 человека (9%), оба – 3 человека (7%);

  • материально семью должен обеспечить муж – 35 человек (78%), оба – 10 человек (22%); (см.приложение №19)

  • в родительской семье материально обеспечивает мама – 17 человек (38%), папа – 10 человек (22%), оба – 18 человек (40%);(см.приложение №20)

  • должен разделять домашние обязанности с женой – 40 человек (89%), не должен – 5 человек (все девушки) (11%); (см.приложение №21)

  • разделение обязанностей в родительской семье есть у 15 человек (33%), нет разделения обязанностей у 30 человек, все делает мама (67%); (см.приложение №22)

  • воспитанием детей будет заниматься папа – 2 человека (4%), бабушка – 1 человек (2%), мама – 8 человек (18%), вместе – 34 человека (76%); (см.приложение №23)

  • в родительской семье воспитанием детей занимается мама – 27 человек (60%), папа – 7 человек (15%), вместе – 11 человек (25%); (см.приложение №24)

  • на родительские собрания должны ходить: мама – 36 человек (80%), вместе – 5 человек (11%), папа – 4 человека (9%);

  • детей планируется 2-3 человека;

  • допускают решение конфликтной ситуации с помощью агрессии, насилия – 3 человека (юноши) (7%), не допускают 42 человека (93%);

  • партнер должен иметь сексуальный опыт до брака – 15 человек (33%), не должен – 10 человек (22%), не определились – 20 человек (45%);

  • материальный достаток планируют от 50 до 70 тыс. рублей;

  • допускают, что семья может распасться – 21 человек (47%), не допускают – 24 человека (53%);

  • к разводу может привести неверность, насилие, агрессия, ссоры;

  • будут все прощать, чтобы сохранить семью 23 человека (51%), не будут прощать 10 человек (22%), не знают – 12 человек (27%).

Таким образом, на основании акеты и результатов диагностики можно сделать вывод, что:

1. Старшеклассники имеют представления о своей будущей семье, у них, в целом, уже сложилось видение собственной семейной жизни.

2. Свою будущую семью положительно воспринимают 100% учеников, а психологическую атмосферу родительской семьи только 89%.

3. Благоприятный эмоциональный климат во взаимоотношении супругов в будущей семье видят 100% обучающихся, а в родительской семье 33%. Эмоциональный портрет родительской семьи и будущей семьи не совпадает, т.к. оценка родительской и супружеских ролей в родительской семье происходит с точки зрения ребенка, а своей будущей семьи – с точки зрения перспективы взрослого.

3. При формировании собственной концепции семьи очень важно, какую роль имеют отец и мать. У старшеклассников наблюдается положительное отношение к семейной роли, равноправное отношение в воспитании и развитии детей (76%), в распределении домашних обязанностей (89%), в возложении материального обеспечения на плечи мужчины (78%) или равноправное обеспечение (22%). В родительских семьях воспитанием детей занимается, в основном, мама. Семью обеспечивает мама и совместно с отцом. Таким образом, восприятие в данном направлении также не совпадает. Воспитательный процесс будет выстроен не как в родительской семье.

4. Для большинства обучающихся самым близким и значимым человеком, поддерживающим в трудных ситуациях, является мама. Значимость отца значительно ниже. Поэтому даже юноши не стремятся копировать в будущей семейной жизни модели поведения отца в семье, его положение и статус.

5. Старшеклассники ищут свои собственные модели построения семьи в современных условиях.

6. Половина опрошенных спокойно относится к тому, что семья может распасться, и они не будут сохранять отношения даже ради детей.

7. Родительская семья не является показателем и образцом семейной жизни для большинства учеников.

8. Не снижена ценность семейной жизни для старшеклассников, не смотря на отрицательный опыт большей части родительских семей.



2.4. Портрет будущей семьи в восприятии старшеклассников

Проанализировав результаты анкеты, нами был составлен обобщенный портрет будущей семьи в восприятии старшеклассников:



  • возраст супругов 25-30 лет;

  • брак официальный, создан по любви;

  • супруги верные, заботливые, понимающие, внимательные, добрые, красивые;

  • жених должен быть обеспечен;

  • национальность будущего супруга (супруги) не имеет значения;

  • при создании брака учитывается мнение родителей, материальное положение родителей жениха (невесты), предыдущие браки избранника и дети от предыдущих браков;

  • глава семьи – муж, который должен материально обеспечить семью;

  • в семье 2-3 ребенка, которых родители будут воспитывать совместно;

  • материальный достаток семьи – 50-70 тысяч рублей в месяц;

  • разрешение семейных конфликтных ситуаций будет проходить без насилия и агрессии.

Заключение

Целью нашего исследования было выявить взаимосвязь между родительской и будущей семьей в восприятии старшеклассников. Для этого мы диагностировали способы взаимодействия между родителями и обучающимися 10-11 классов, выявили представления старшеклассников об их будущей семье, составили портрет будущей семьи глазами старшеклассников.

Мы предположили, что модель родительской семьи в главных чертах определяют модель семьи, которую создают их дети. Вероятность гармоничного союза тем выше, чем ближе модели семей, из которых происходят супруги.

Результаты диагностики выявили, что в родительских семьях старшеклассников не все благополучно: некоторые из старшеклассников недовольны психологическим климатом в семье, особенностями отношений между родителями, способами воспитания в семье и т.д. Функцию воспитания выполняет зачастую одна мама, которая является и основным источником материального обеспечения. Отец в большинстве случаев отстранился от процесса воспитания.

Обучающиеся 10-11 классов имеют собственное представление о будущей семье, отличное, в большинстве случаев, от родительской семьи. Они ищут свои модели поведения в будущей семье, в воспитании детей, в обеспечении семьи и др. Представления о будущей семье как модели родительской семьи не совпадают. Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась.

Причиной может быть идеальное представление о своей будущей семье, мечты о счастливой семейной жизни. Иногда, начав семейную жизнь, молодожены волей-неволей начинают копировать семейную ситуацию родительских семей. И представления об идеальной семейной жизни рушатся.

Список использованной литературы



  1. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998.- № 2.- С. 46 – 56.

  2. Жданова С. Ю. Особенности представлений о будущем у лиц студенческого возраста. Международная научно-методическая конференция «Университет в системе непрерывного образования», Пермь, 14-15 октября 2008 г.

  3. Каган В.Е. Семейные полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987.- № 2.- С. 54 – 61.

  4. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.

  5. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999.- №2.-      С. 94 – 108.

  6. Сысенко В. А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок// Мо­лодожены. М., 1985.

  7. Черкасова В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург: Б. и., 2004. — 18 с.

  8. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.

  9. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов .2-е изд. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с.

  10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656с.; 2001.



скачать


Смотрите также:
Конкурс учебно-исследовательских работ обучающихся Социально-гуманитарное направление
342.52kb.
Конкурс научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ обучающихся
337.91kb.
Дмитрия Ивановича Менделеева Цели и задачи конкурса: конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений далее конкурс
81.04kb.
Конкурс учебно исследовательских и научно исследовательских работ учащихся
237.62kb.
Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» в естественно-технической направленности
79.81kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально-гуманитарных наук моу гимназия №5
390.09kb.
Конкурс юношеских учебно-исследовательских работ им. Н. В. Ломоносова
139.86kb.
Решением Правления нс «Интеграция»
94.54kb.
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «Юность, Наука, Культура»
129.47kb.
Конкурс учебно-исследовательских работ «Путь в науку»
283.6kb.
Конкурс: Педагогика XXI века Направление конкурса: учебно-методическое обеспечение специальностей
81.51kb.
Полное название образовательного учреждения Окружной конкурс проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада»
70.71kb.