Главная стр 1
скачать


Региональный конкурс

«Я – исследователь»


Афганский конфликт

1979-89 годов

Автор:


ученик 4 класса

Краснохолмской средней школы №2

Шайдуллин Марсель Рауфатович

Научный руководитель:

учитель начальных классов


Камидуллина Р. Ф.
2008

I. Актуальность исследования


Я считаю, что до сих пор в Афганской войне остается много белых пятен, много загадок, много искалеченных судеб. Прошло 16 лет, а мы, мальчишки, до сих пор с интересом смотрим фильмы про Афганистан, слушаем военные песни про ту войну. И хочется, чтоб люди не забывали уроки истории, не забывали тех мальчишек, которые не вернулись на Родину.
II. Выбор темы исследования

У нас в классе, каждую пятницу, проводят классные часы на разную тематику. В феврале месяце наш учитель, Камидуллитна Рашида Фадисовна, рассказала о войне в Афганистане. Затем я участвовал в мероприятии, посвященном 16-летию вывода войск из Афганистана. Мероприятие проходило в краеведческом музее. Мы, как юные пионеры, подготовили небольшой концерт для ветеранов Афганской войны. И вот там я увидел фотографии молодых парней, которые не вернулись домой. Долгое время меня мучил вопросы: «Что это за война? Кого они защищали?». Эти вопросы я задавал своим родителям. Папа достал старый альбом и показал фотографию моего дяди. Он служил в Афганистане, погиб, защищая независимость и свободу народа Афганистана.

На следующий классный час я принес уже фотографии и сам рассказал о своем дяде, Назарове Альсуре Магаруфовиче.

Затем учитель предложил мне провести анкетирование среди двух 4 классов. Эту анкету-опрос я составил и провел в течении двух дней. Когда мы подвели итог опроса, то мне даже стало стыдно за наших ребят, которые так мало знают о героях той войны.

И вот после этого возникла тема исследования «Афганский конфликт 1979-1989 годов».


Назаров

Альсур


Нигамаевич

Анкета
Здравствуйте, уважаемые участники опроса! Прошу вас принять участие в моем исследовании и ответить на вопросы.




Вопросы

Ответы

Знаете ли вы про Афганскую войну?

Да – 35,6%

Нет – 64,4%



Хотели бы узнать больше о ней?

Да – 71,1%

Нет – 28,9%



Как вы думаете, можем ли мы гордиться героями – афганцами?

Да – 46,7%

Нет – 53,3%


Спасибо за участие в исследовании!

III. Цель исследования.

Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы его проводим. Я, задавая вопросы взрослым, так и не нашел полного ответа.

Выяснить причины этой войны.
IV. Задачи исследования:


  1. изучить проблему Афганского конфликта;

  2. проследить численность Ограниченного контингента советских войск в Афганистане,ОКСВ.

  3. Выяснить, как погиб мой дядя, Назаров Альсур Магафурович.

V. Объект, предмет.

Объект исследования: любой политический конфликт если остается неконтролируемым, может привести к войне, поэтому я выбрал объект Афганский конфликт.

Предмет исследования: Афганская война 1979 – 1989-х годов, противостояние НДПА и ЦККПСС с оппозицией (моджахеды).


VI. Гипотеза исследования.

Если мы определим причину возникновения конфликта в Афганистане, следовательно, сможем проанализировать и в дальнейшем не допускать ошибок.


VII. Методика исследования.

Мною использовались следующие методы исследования: анализ; опрос, сбор информации из книг, писем; анкетирование; сравнение; обобщение.


VIII. Результаты исследования.

Начался этот конфликт с ввода в Афганистан Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) и вооруженной поддержки им Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти в результате Апрельской революции 1978 и провозгласившей курс на социалистическое строительство. К концу 1970-х г.г. Афганистан превратился в зону острого геополитического соперничества двух сверхдержав – СССР и США, а так же соседних государств. Возможная победа оппозиции в Афганистане воспринималась в СССР как угроза национальной безопасности, особенно с учетом протяженности многокилометровой советско-афганской границы. Кроме того, советское руководство стремилось упрочить свои позиции в традиционно дружественном Афганистане, тогда как США стремились не допускать роста влияния СССР в Азии1.

В марте 1979 году произошло крупное восстание против НДПА в Герате, и лидер НДПА Тараки попросил СССР ввести свои войска на помощь просоветскому правительству. Но руководство Советского Союза ограничилось только посылкой вооружений и подготовкой военных специалистов. Руководители КПСС выступали против экстремистской политики афганских лидеров и убедили Тараки вести более осторожные реформы. Но Тараки был свергнут и убит более радикальным лидером НДПА Х.Амином. В Москве считали непредсказуемым лидером, который может переориентироваться на США или Китай, чтобы добиться прекращения войны. Тогда бы возникло враждебное государство. Чтобы предотвратить эту угрозу, руководители Советского Союза решили свергнуть Амина и заменить его более умеренным и послушным лидером Б.Кармалем. Опираясь на действовавшее приглашение советских войск в страну, которое подтвердил и Амин, советская армия в декабре 1979 года вошла в Афганистан. Амин, считавший СССР своим союзником, приказал оказывать помощь советским войскам. Советский десант высадился в столице страны г.Кабуле и взял штурмом дворец Амина. Диктатор был убит.Но через некоторое время началась национально-освободительная война афганцев против советских войск. Моджахеды нападали со всех сторон и скрывались в горах или на территории Пакистана. Эта война стоила СССР около 15 тыс. жизней.

Вторжение в Афганистан потрясло мир. Амин был признанным мировым сообществом главой государства и его уничтожение было актом агрессии. К тому же США опасались, что из Афганистана СССР может нанести удары по Пакистану и нефтяным источникам в Персидском заливе. В мире возобновилась «холодная война»1.

Советская армия не была готова к длительной войне с партизанами. Она захватывала базы моджахедов, несла большие потери, штурмкя позиции в горах. Но партизаны уходили в Пакистан и Иран по горным тропкам, пополняли свои ряды, и снова возвращались. Перекрыть все дороги было невозможно. Американцы поставляли моджахедам современное оружие, проводили подготовку профессионалов-террористов. Моджахеды обстреливали советские гарнизоны и дороги, по которым шли поставки продовольствия и боеприпасов из СССР. Армия НДПА воевала против соотечественников неохотно.
Численность ограниченного контингента советских войск.
Ввод советских войск начался 25 декабря 1979 года.

Устинов на совещании руководящего состава Министерства обороны СССР объявил о принятии решения о вводе советских войск в ДРА с целью «оказания афганскому народу помощи в отражении вооруженной агрессии».

В середине января 1980 года завершен ввод главных сил 40-й армии. На территории ДРА были сосредоточены 3 мотострелковые, 1 воздушно-десантная дивизия, отдельная дисантно-штурмовая бригада, отдельный мотострелковый полк и отдельный парашютно-десантный полк. В дальнейшем в состав ОКСВ входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, 4 дивизии, 5 бригад, 4 отдельных полка, 6 отдельных батальонов охраны, 4 авиационных полка, 3 вертолетных полка, бригада материального обеспечения, трубопроводная бригада, медицинские, ремонтные, строительные, квартирно-эксплуатационные и другие части и учреждения1. общая численность советских войск достигла 81,8 тыс. человек (военнослужащих – 79,8 тыс), в последующие годы она изменялась. Число советников и специалистов к 1982 году составило свыше 5 тысяч человек.

Таблица №1

Численность ОКСВ

(Большая Российская Энциклопедия: в 30 т. – М.: Научное Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2005. – Т. 2: Анкилоз - Банка ).

Год


Общая численность

В точности военнослужащих

1980

65.471

63.997

1981

81.894

79.828

1982

87.694

85.697

1983

90.936

88.900

1984

92.983

90.703

1985

99.904

97.344

1986

108.786

105.977

1987

101.900

99.069

1988

102.187

99.233

1989

66.742

64.716

Подразделения ОКСВ взяли под охрану основные автомобильные магистрали, объекты, на которых работали советские гражданские специалисты, аэродромы и другие, организовали курсы по подготовке младших офицеров и специалистов для Вооруженных Сил ДРА. Перврначально советским войскам запрещалось вступать в боевые действия (за исключением подавления мятежа 4-го артиллерийского полка афганской армии в Нахрине).

После массовых антиправительственных выступлений в конце февраля 1980 г. в Кабуле, сопровождавшихся обстрелом здания советского посольства и открытого обращения Б. Кармаля к руководителям СССР было принято решение о начале активных действий по разгрому вооруженной оппозиции. Советские войска приступили к военным операциям с марта 1980 г. Их деятельность строилась на основе единого плана, который утверждался министерством обороны СССР. С апреля 1985 г. ОКСВ перешел к поддержке авиацией и артиллерией операций афганских правительственных войск, при необходимости привлекались советские саперные подразделения; подразделения специального назначения вели борьбу с караванами оппозиции. Для разгрома особо опасных группировок моджахедов и ликвидации их крупных баз проводились плановые крупномасштабные операции (свыше 400 в 1979-1989), среди них – Кунарская (1985, высажено 17 вертолетных десантов общей численностью свыше 11,5 тысяч человек), операция по разгрому базового района Джавара («Волчья яма») вооруженных формирований «Исламской партии Афгфнистан» (1986), «Магистраль» - по деблокированию дороги Гардез – Хост и проводке автомобильных колонн с военными и гражданскими грузами для населения и гарнизона г.Хося (1987-1988), и другие.

Оппозиция не смогла свергнуть режим НДПА, но и войскам этого режима совместно с ОКСВ не удалось ликвидировать вооруженную оппозицию.

В связи со сменой политического курса СССР в начале перестройки и с приходом к власти в Афганистане (май 1986) М. Наджибуллы была сформулирована новая политика НДПА – «национального примирения»: немедленно прекратить боевые действия, перейти к переговорам для поиска мирного решения проблемы. Однако лидеры моджахедов провозгласили «войну до победного конца».

В феврале 1986 в докладе на 27-м съезде КПСС М. С. Горбачев заявил о выработке совместно с афганской стороной плана поэтапного вывода советских войск из Афганистана. В 1988 году были достигнуты соглашения в Женеве, по которым СССР выводил свою армию, а США и Пакистан прекращали военную поддержку моджахедов. В феврале 1989 году советские войска были выведены из Афганистана5.

Казалось, что достаточно вывести советские войска, и все успокоится но, как мы знаем, что в Афганистане до сих пор неустойчив мир.

Многие участники боевых действий в Афганистане, проявившие большое мужество и отвагу, были представлены к государственным наградам: орденом и медалями СССР награждено свыше 200 тысяч военнослужащих, рабочих и гражданских служащих ОКСВ; 66 военнослужащим присвоено звание Героя Советского Союза. Одним из них был и мой дядя. За свой подвиг он посмертно был награжден орденом «Красной Звезды».




Почетный караул

Хотелось приложить похоронку, такой какой она была на самом деле, но истечением времени она изменилась, пожелтела, слова читаются с трудом. Поэтому решил передать ее содержание:

«Уважаемая Азалия Нигамаевна!

С Глубокой скорбью сообщаю вам, что Ваш сын и наш боевой товарищ гвардии младший сержант назаров Альсур Магафурович пал смертью героя за независимость и свободу дружественного народа Афганистана.

6 сентября 1982 года в районе населенного пункта Руха на господствующих высотах была обнаружена крупная банда мятежников, которая не давала покоя продвижению советских войск по ущелью.

Крайне необходимо было ликвидировать эту банду и занять высоту. Была образована группа добровольцев, в которую вошел лучший снайпер-наводчик-оператор гвардии младший сержант Назаров Альсур Магафурович. Умело маневрируя, и используя складки местности, группа захвата зашла в тыл противника и внезапным решительным ударом выбила бандитов с занятых рубежей.

Душманы не могли смириться с потерей и предприняли попытку выбить молодых героев с высоты. Силы были не равны, боеприпасы на исходе, но ни разу не замолчал в руках Альсура пулемет. Он всегда появлялся там, где было самое тяжелое положение, его пулемет своим метким огнем везде и повсюду наводил ужас и панику в рядах мятежников, десятки бандитов нашли свою смерть от меткого огня Альсура. Увлеклись боем, никто не заметил как группа мятежников зашла во фланг десантникам. Альсур был ближе и первым заметил опасность. Ни секунды не раздумывая, Альсур перенес весь огонь на них, попытка захватить и уничтожить группу десантников провалилась. В этом бою погиб и Ваш сын назаров Альсур. Ценой своей жизни, он спас своих боевых товарищей, обеспечил успешное выполнение поставленной боевой задачи. Он погиб как герой до конца выполнив свой воинский и интернациональный долг. За этот подвиг Альсур представлен посмертно к ордену «Красная Звезда».

Светлая память о нашем боевом товарище, гвардии младшем сержанте Назарове Альсуре навечно останется в наших сердцах.

Спасибо Вам за сына, уважаемая Азалия Нигамаевна!»

Но и это еще не все. Результаты ошеломили меня и весь наш класс. Когда я начал изучать все материалы, завязались переговоры с папиными родственниками, оказалось, что я очень часто бывал в гостях у мамы этого солдата, сейчас она живет в Набережных Челнах. Азалия Нигамовна – родная сестра моей бабушки Шайдуллиной Лизы Васбиевной.

Даже есть фотографии, где мы с ней вместе. Она поделилась фотографиями. Конечно же, вспоминать ей было очень больно, разговаривая по телефону, она часто плакала. Я уже хотел закончить расспрашивать её, но она даже сама звонила и узнавала, как продвигается моя работа. Это говорит о том, что она гордится своим сыном.




Восстанавливая годы жизни Альсура, который прожил всего 20 лет, я узнал и был очень рад и горд за него, за свою школу, потому что он, оказывается, учился в нашей школе. Мои одноклассники и наш учитель написали в газету об этом. Заинтересовались и в музее. Сейчас в нашем музее есть фотография моего дяди, героя Афганской войны.

Его биография: Назаров Альсур Магафурович родился 20 января 1962 года в поселке Краснохолмский, Калтасинского района, Республики Башкортостан. В 1977 году закончил 8 классов в Краснохолмской средней школе №2, затем поступил в СПТУ в г. Нефтекамск, по профессии тракторист. После окончания СПТУ переезжает в город Набережные Челны и призывается в ряды Советской Армии – г. Фергана, потом – Афганистан.

6 сентября 1982 года в районе населенного пункта Руха была обнаружена крупная банда моджахедов. Для ликвидации этой банды была образована группа добровольцев, в которую вошел лучший снайпер-наводчик-оператор гвардии младший сержант Назаров Альсур Магаруфович. Силы были не равны. Защищая высоту, погиб Назаров Альсур. За свой подвиг он посмертно представлен к ордену «Красной Звезды».

Похоронен Назаров Альсур в г. Набережные Челны.



У могилы героя

Заключение
Вся проделанная работа еще раз доказывает, как много в России героев, которые заслуживают гордость и уважение. Они выполняли свой долг в Афганистане, принимали присягу и как солдаты Великой Отечественной Войны заслуживают уважение и гордость. Они герои.

«Помни присягу святую свою,

Будь неприступен и стоек в бою,

Трусы погибнут, орлы победят,

Будем орлами, ни шагу назад!»

Литература




  1. Большая Российская Энциклопедия: в 30 т. – М.; Научное Издательство Большая Российская Энциклопедия, 2005. – Т. 2: Анкилоз-Банка.

  2. Маслова Е. В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: – М.; Аркти, 2006.

  3. Миронов Л., Афганистан: Накануне//Азия и Африка сегодня: – 1989 –№12. – с. 30-32.

  4. Никитенко Е. Г. Афганистан: От войны 80-х до прогноза новых войн. М.; 2004.

  5. Шубин А. В. Школьная энциклопедия: в 20 т. – М.;ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003 – Т. Новейшая история. XX век.



1 Миронов Л., Афганистан: Накануне//Азия и Африка сегодня: - 1989 - №12. – С.30-32

1 Шубин А.В. Школьная энциклопедия: в 20 т. – М.; ОЛМА – Пресс Образование, 2003 – Т. Новейшая история XX век.

1 Громов Б.В. Ограниченный контингент. Москва, 1994 – с.56


скачать


Смотрите также:
Конкурс «Я исследователь»
159.1kb.
Конкурс профессионального мастерства «Учитель-исследователь 2011»
287.72kb.
Конкурс «Педагог исследователь»
217.37kb.
Г. Дубна Московская область педагог-психолог высшей квалификационной категории Направление: «Педагог-исследователь»
82.47kb.
Конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»
124.22kb.
Конкурс «Я исследователь»
76.07kb.
Образовательная программа «Я исследователь»
138.89kb.
Конкурс художников. Выездной конкурс. Конкурс пантомимы. Конкурс капитанов. Домашнее задание. Итоги игры квн
34.36kb.
Конкурс творческих работ учащихся «Перспективный проект»
616.33kb.
Конкурс «Я исследователь»
123.94kb.
Планирование эксперимента основные понятии и определения
176.11kb.
Конкурсы: Приветствие Викторина Конкурс стихов Конкурс песен Экологическое моделирование
60.33kb.