Главная стр 1
скачать
Планы-конспекты занятий

Тема занятия: «Структурные части сочинения».


Туманова Н.Ю.

Цели:

  • закрепление навыков идейно-художественного анализа литературного произведения;

  • развитие мышления и речи учащихся;

  • содействие формированию и развитию нравственных и эстетических ценностей в сознании старшеклассников на материале литературного произведения.
Ход занятия

  1. О теме и цели занятия.

  2. Взаимопроверка домашней работы: кто удачно написал 2 абзаца о теме и идее поэмы А. Ахматовой «Реквием»?

  3. Если поняли и сформулировали идею поэмы, то какие строки из нее могли бы быть эпиграфом к сочинению?
Варианты: «Я вижу, я слышу, я чувствую вас…», «Для них я соткала широкий покров», «Из бедных, у них же подслушанных слов», «О них вспоминаю всегда и везде…», «…мой измученный рот, которым кричит стомильонный народ».

  1. О сюжете. Определение – по «Словарю литературоведческих терминов» Можно ли говорить о сюжете «Реквием» в обычном понимании этого слова? Есть ли тут последовательная цепь событий? В чем же особенность ахматовского сюжета? – Это события, происходящие в духе человека, в его памяти. Маяковский: «Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем». Какие этапы этого сюжета мы прослеживаем? Что мы назвали бы кульминацией?

  2. Напишите один абзац из 7-10 предложений о сюжете поэмы «Реквием». Как можно начать?

  3. Выборочное чтение отдельных удачных фрагментов.

  4. Домашнее задание: дописать абзац; устно определить особенности композиции поэмы.

  5. Резервное время – чтение удачных фрагментов из сочинений разных лет.

Тема занятия: «Подготовка к сочинению по картине на основе личных впечатлений».

Цели:

  • учить излагать свои впечатления о произведения искусства в жанре эссе;

  • развивать эстетические и нравственные чувства подростков.

Форма занятия – заочная экскурсия

Оборудование: диапроектор, слайды, магнитофон, альбом репродукций.
Ход занятия

  1. О теме и цели занятия. Что такое эссе? Об особенностях сочинений данного жанра.

  2. Итак, мы отправляемся на заочную экскурсию. Сегодня наш путь лежит в Германию, в прекрасный город Дрезден (цветное фото), пройдем по его улицам (слайды), выйдем на театральную площадь. Мы уже у цели. Поднимемся по этой лестнице на знаменитую Брюлеву террасу… Но что это за надпись на одной, мощных колонн? Читаем: «Замок проверен. Мин нет. Проверял Ханутин».

  3. Индивидуальное задание – рассказ о судьбе музея в годы войны.

  4. Итак, входим в галерею. Но… мы не будем ее осматривать.

Как ходят в музей японские школьники? – К одной картине. Поближе к нам – музей одной картины в Пензе.

И хотя Дрезденская галерея обладает богатейшей коллекцией, мы пройдем по залам мимо многих прекрасных шедевров живописи, но, не зажмурившись ведь? Просто мимо. Только поздороваемся со знаменитыми картинами, если встретим (слайды). Мы идем к залу № 117, где нас ждет «Сикстинская мадонна» Рафаэля (слайд). Подойдем-ка поближе.



  1. Вот она – одна из самых знаменитых картин на Земле. Постоим молча, всмотримся, прислушаемся к своим чувствам, ощущениям (слайд, «Ave Maria» Шуберта) 1 мин.

  2. А теперь отойдем в сторонку, чтобы не мешать другим посетителям. И побеседуем.

  • Узнали музыку?

  • Что общего у музыки и картины?

  • Ваши впечатления?

  • Хотите узнать побольше об этой картине?

7. Индивидуальное задание – рассказ об истории создания картины.

  • Кто такая Мадонна? Символ святости – нимб. Видите его? Почему художник изобразил нимб почти незаметным? – Как простая земная женщина? Может быть, кто-то из вас увидел сходство со своей мамой? В чем?

Какие чувства у вас вызывает картина? Кто хотел бы иметь дома репродукцию? Зачем? А знаете, у двух великих русских писателей дома висели репродукции «Сикстинской мадонны» – у Толстого и Достоевского.

8. Почему наше внимание приковано к Марии? Ведь здесь изображены и другие люди? Почему папа Сикст – без тиары? Младенец – почему страх в глазах? И снова – к лицу Мадонны, к ее глазам – что в них?

Каким чувством наполнил художник свое произведение? – Постараемся и мы унести это чувство в душе, сохранить его. Кто согласен с отзывом Кюхельбекера: «Посмотрите, она все преображает вокруг себя! Я чувствовал себя лучше всякий раз, когда возвращался от нее домой!» (этот эпиграф к занятию написан на доске).


  1. Ну что ж, пора прощаться с Мадонной. Оглянемся на нее (слайд) и - назад, по длинной анфиладе залов.

Сейчас снова мы пройдем мимо картин. Бегло глядя на них на ходу, подумайте все-таки, стоит ли нам когда-нибудь вернуться к какой-нибудь из них? Ведь и у этих полотен есть, наверное, своя тайна и, конечно, своя красота (слайды).

  1. Слайд (на лестнице). Итак, будем ли возвращаться сюда?

А сегодня наша экскурсия завершена. Прошу вас сделать записи в книге отзывов галереи.

(Домашнее задание: сочинение – миниатюра в жанре эссе. Как назвать его?)


Литература

  1. Калчанова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М., 1997

  2. Кохтев Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком – М.: Школа Пресс, 1994

  3. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. – М., 1987

  4. Обернихина Т. А. Сочинение на литературную тему. – М.: Аркти, 1998

  5. Фогельсон И. А. Литература учит. – М., «Просвещение», 1990

  6. Элективные курсы по русскому языку и литературе. Методическое пособие для учителей. – Саратов, 2004.

скачать


Смотрите также:
Конспекты занятий Тема занятия: «Структурные части сочинения». Туманова Н. Ю
37.33kb.
Конспекты теоретических занятий для слушателей отдения повышения квалификации
3120.74kb.
Преддипломная практика Сроки прохождения преддипломной практики в 2010-2011 уч году
24.76kb.
Конспекты музыкальных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Аргеткина Елена Александровна
513.66kb.
Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина
47.08kb.
Конспект занятия до «Хозяюшка» №6 Тема занятия. Изделие из песочного теста. Пирог
26.43kb.
Тема Международная финансовая система. Направления и структурные тенденции финансовой глобализации. Вопросы темы
418.38kb.
План анализа лирического стихотворения
28.88kb.
Егэ (часть С) и создание сочинения. Теория Теория. Работа над содержанием сочинения
207.71kb.
Урок русского языка по подготовке к гиа. Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения рассуждения публицистического текста.»
91.25kb.
Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения
111.51kb.
Урок по кубановедению (1 класс) Тема. Традиции моей семьи. Цели: изучить семьи учащихся, познакомить учащихся с распространёнными традициями русского народа
61.46kb.