Главная стр 1стр 2 ... стр 7стр 8
скачать
Министерство здравоохранения РФ

Департамент здравоохранения Брянской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Брянский медицинский техникум им. ак. Н. М. Амосова»

КОНСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

ОТДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

БРЯНСК- 2013

Конспекты теоретических занятий разработаны для самостоятельного изучения материала, предусмотренного рабочими программами, слушателями отделения повышения квалификации обучающихся по очно-заочной форме обучения.

Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский медицинский колледж им. ак. Н. М. Амосова».
Рекомендовано методическим советом ГАОУ СПО «Брянский медицинский техникум им. ак. Н. М. Амосова» к использованию в образовательном процессе техникума на отделении повышения квалификации.
Заключение методического совета №____ от _________________
«УТВЕРДИТЬ»

Заместитель директора по учебной работе _____________ Цаплина Э. Г.
МП

ОГЛАВЛЕНИЕ




ТЕМА

СТР.

11.

ГЛАВА 1

Сущность сестринского дела.


3-12

22.

ГЛАВА 2

Сестринский процесс.


13-27

33.

ГЛАВА 3

Внутрибольничная инфекция.


27-38

44.

ГЛАВА 4

Современные принципы медицинского обеспечения при ЧС и катастрофах.


39-60




ПРИЛОЖЕНИЕ

Федеральный закон Российской Федерации "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

61-123




ЛИТЕРАТУРА

123

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Прочитав эту главу, Вы узнаете:

о содержании специальности «Сестринское дело»;

о сущности сестринского дела;

о содержании, основных понятиях и этиче­ских элементах философии сестринского дела;

о необходимости холистического подхода к здоровью;

о некоторых моделях, объясняющих понятие «здоровье»;

о сестринской деонтологии и содержании клятвы Флоренс Найтингейл.

Понятия и термины:

болезнь — изменение физиологического, психосоциального и духовного состояния человека, которое приводит к снижению его возможностей в самоуходе и уменьшению продолжительности жизни;

личность — общественная сущность челове­ка;

«не навреди» — этический принцип не причи­нения вреда;

основные потребности человека — условия для роста и развития: физиологические, пси­хологические и социальные потребности, необходимые для поддержания физиологи­ческого равновесия, психического и соци­ального здоровья;

сестринское вмешательство (действие) — содействие пациенту в продвижении к состоянию оптимального уровня здоровья в любой сложившейся ситуации путем запланированного ухода (используя сестринский процесс) и обеспечения соответству­ющих вмешательств;

холистический — целостный;

этический кодекс медицинской сестры — принципы, сформули­рованные представителями сестринской профессии для меди­цинских сестёр в каждой стране. Этот кодекс периодически пересматривается и дополняется новыми концепциями и до­стижениями в системе здравоохранения. Чаще всего он пропа­гандируется профессиональными ассоциациями медицинских сестёр, а также представлен в этическом кодексе Международ­ного совета медицинских сестёр.

1.1. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО КАК ПРОФЕССИЯ

Содержание сестринского дела менялось на протяжении веков так же, как менялись запросы общества и условия жизни. Сегодня однозначно ответить на вопрос, что такое сестринское дело, очень трудно. В настоящее время существует множество определений этого понятия. Каждое из них выводилось под влиянием целого ряда факторов: конкретного исторического периода, социально-экономического уровня и географического положения страны, по­требностей в сестринской помощи, количества медицинских сестёр и выполняемых ими обязанности, взглядов и опыта человека, кото­рые объясняют значение этого термина. Если попросить людей раз­ного возраста, любых профессий и слоев общества определить, что такое сестринское дело, то получим различные толкования.

Первое научное определение специальности «Сестринское дело» дала Ф. Найтингейл в «Записках об уходе» (1859). Она счита­ла, что сестринское дело — это «действие по использованию окру­жающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». При этом цель сестринского ухода была сформулирована так: «Со­здать для пациента наилучшие условия для активации его собствен­ных сил». Под «наилучшими условиями» Ф. Найтингейл подразу­мевала чистоту, свежий воздух, правильное питание. Называя сест­ринское дело искусством, она считала, что это искусство требует «организации, практической и научной подготовки». Ф. Найтин­гейл была твёрдо убеждена, что «по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний». Одно из определений сестринского дела принадлежит американской медицинской сестре, преподавателю и исследователю Вирджинии Хендерсон. Международный совет медицинских сестёр в 1958 г. обратился к ней с просьбой сформулировать значение данного термина и написать книгу об основополагающих принципах ухода за пациентами, она была названа «Основные принципы деятельности по уходу за 3пациентами» и переведена на 25 языков. Определение сестринского дела, данное В. Хендерсон в 1961 г., актуально до сих пор.

В. Хендерсон утверждает, что уникальной задачей медицинской сестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие бы предпри­нял он сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. Медицинская сестра осуществляет эту работу, помогая пациенту выполнять все назначения, предписанные врачом, и быстрее обре­сти независимость. Она является членом бригады медицинской помощи, содействует другим (так же, как и последние ей), совме­стно с коллегами участвует в планировании и выполнении полной программы действий — будь то профилактика болезней, выздоров­ление или поддержка умирающего. Никто из участников бригады не может возлагать на другого такие тяжёлые обязанности, кото­рые будут препятствовать выполнению непосредственных функ­ций. Никто из медицинского персонала не должен отвлекаться от выполнения своей главной задачи, несмотря на необходимость производить уборку, вести записи, регистрацию и совершать дру­гие действия. Все медицинские работники должны понимать, что центральной фигурой является пациент, а они все призваны слу­жить ему. Усилия бригады медицинской помощи будут напрасны, если пациент не приемлет помощи и не участвует в ней. Чем ско­рее пациент сможет о себе заботиться, наблюдать за состоянием своего здоровья и выполнять назначения врача, тем лучше. Такой взгляд на медицинскую сестру, как на замену того, что недостаёт пациенту для «целости», «невредимости» или «независимости», может показаться несколько ограниченным. Однако это не так. Достигнуть названной цели трудно, поэтому задачи и функции ме­дицинской сестры очень сложны.

Как редко встречаются люди умственно и физически «целые и невредимые»? В какой степени хорошее здоровье является наслед­ственным, а в какой степени — приобретённым? Считается, что уровень умственного развития и образования связан с состоянием здоровья. И если крепкого здоровья трудно добиться большинству людей, то медицинской сестре помочь человеку в достижении этой цели намного сложнее. Она должна просто «встать на место» каж­дого пациента, чтобы понять его нужды. «Сестра то находится в со­знании, то впадает в беспамятство, то любит жизнь, то склоняется к самоубийству. Медицинская сестра — это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребёнку, источник знаний и уверенности для мо­лодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружён в себя, что­бы говорить».

На совещании национальных представителей Международного совета медицинских сестёр (Новая Зеландия, 1987) единогласно была принята такая формулировка: «Сестринское дело является со­ставной частью системы здравоохранения и включает в себя дея­тельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имею­щим физические и психические заболевания, а также нетрудоспо­собным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается меди­цинскими сестрами, как в лечебных, так и в любых других учрежде­ниях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность».

На I Всероссийской научно-практической конференции по тео­рии сестринского дела (Голицыно, 1993) было дано следующее определение сестринского дела: «Сестринское дело как часть систе­мы здравоохранения является наукой и искусством, направленным на решение существующих проблем со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды».

1.2. НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

«Много создано и написано о том, что каждая женщина хорошо себя проявляет в качестве сестры милосердия. Я же, напротив, пола­гаю, что эти основы ухода почти неизвестны», — писала Ф. Найтингейл в «Записках об уходе». Эти слова сказаны более 100 лет назад, однако и сегодня представление о сестринском деле как о профес­сии постоянно изменяется. Эта специальность возникла и существу­ет, чтобы служить обществу. От социальных условий и потребностей здравоохранения зависит роль медицинского персонала.

О роли Ф. Найтингейл в развитии сестринского дела написано много. После Крымской войны она сделала попытку изменить мне­ние о месте и роли сестры милосердия в медицинской практике. Благодаря её активной жизненной позиции и подвижничеству про­изошли огромные изменения во взглядах на профессию медицин­ской сестры. Она предложила изменить систему профессиональ­ного образования, новую теорию ухода за пациентами, технику ги­гиены. Её деятельность была направлена на профилактику болез­ней.

Долго медицинские сестры выполняли только назначения врача. Им категорически запрещалось принимать самостоятельные реше­ния по уходу за пациентами. Однако развитие сестринского дела, борьба за права человека в мире, в том числе и в нашей стране, ста­ли стимулом к переменам в одной из основных медицинских про­фессий. Медицинская сестра в своей деятельности становится бо­лее самостоятельной.

До недавнего времени уход за пациентами в значительной степе­ни носил интуитивный или эмпирический характер (когда сестры полагались больше на практический, часто рутинный опыт или на­блюдения, чем на научные исследования). Путём проб и ошибок медицинская сестра находила средства, которые должны были помочь пациенту, и многие медицинские сестры становились про­фессионалами благодаря накапливающемуся опыту ухода за паци­ентами.

Ранее сестринское дело получало научную основу либо из облас­ти медицины (лечебное дело), либо из области физиологии, биоло­гии, психологии, социологии. Сейчас сестринское дело стремится создать собственную, уникальную базу знаний. Некоторые аспекты практики по уходу за пациентами окончательно не разработаны и решаются на интуитивном уровне, но основа научного подхода в этой области уже создана и будет развиваться. При этом следует учитывать, что «темпы развития сестринского дела зависят от прак­тики, поэтому можно наблюдать значительные вариации между его различными областями, а также его особенности в разных стра­нах... В различные времена сестры выполняли (и выполняют до сих пор) работу врачей, диетологов, уборщиц и клерков... Всё это вно­сит неразбериху в понимание уникальной роли сестры», — писала Ф. Найтингейл. По её словам, можно прийти к выводу, что сест­ринское дело означает уход за человеком, а не просто решение его медицинских проблем — «лучше знать человека в определённом состоянии, чем само то состояние, которое приносит ему страда­ние».

Время, когда работа медицинской сестры в основном сводилась к тому, чтобы помогать больному вытирать пот с лица, уходит. Се­годня она по-прежнему выполняет назначения врача, но становит­ся всё более самостоятельной в принятии независимого решения.

Доктор Т. Бильрот писал: «Суметь помочь страдающему — несо­мненно, одна из самых прекрасных способностей, которыми толь­ко располагает человек. Но, тем не менее "пособие" должно быть возведено в "искусство", должно соединять знание и умение, если желают достигнуть его полного благотворного действия на себя и других».

И действительно, сегодня сестринское дело — это и искусство, и наука. Оно требует и понимания, и применения специальных знаний и умений. Сестринское дело основывается на теории и практике, созданных на базе гуманитарных и естественных наук: биологии, медицины, психологии, социологии и др. Медицинская сестра принимает на себя ответственность и действует с надлежа­щими полномочиями, непосредственно исполняя профессиональ­ные обязанности, и отвечает за те медицинские услуги, которые предоставляет. Она имеет право самостоятельно решать, необхо­димо ли ей продолжить образование по управлению, обучению, работе в клинике и научным исследованиям, и предпринять шаги, чтобы удовлетворить эти потребности. Миссия сестринского дела в обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне незави­симо от меняющихся условий проживания и работы. Это требует от медицинских сестёр работы по укреплению и сохранению здо­ровья, а также по профилактике заболеваний.

Новое сестринское дело — это потребность в изменении основы текущей практики. Организация сестринской деятельности основа­на на выполнении назначений врача, на уходе, при котором уделя­ется внимание индивидуальным потребностям пациента.

Новая концепция заменит давно установившуюся иерархиче­скую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практи­кующая медицинская сестра должна иметь достаточно знаний и на­выков, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента. При этом делается особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровление и восстановление здоровья пациента.

1.2.1. Миссия и функции медицинской сестры

Из истории медицины известно, что пациенты нуждались и получали помощь и лечение задолго до того, как сестринское дело официально стало специальностью. До конца XIX в. на Западе и до 30-х годов XX в. в России члены семьи обычно самостоятельно выхаживали больных родственников, а больницы предназначались только для бедняков или людей со значительными умственными отклонениями. И сегодня семья — это по-прежнему наиболее доступная в мире «служба здравоохранения».

В последнее время изменилось понятие о функциях медицинской сестры. Если раньше оно было ориентировано на уход за пациентами, то сейчас медицинская сестра совместно с другими специалистами считают главной задачей поддержание здоровья, предупреждение заболеваний, обеспечение максимальной незави­симости человека в соответствии с его индивидуальными возмож­ностями. Однако до сих пор в большинстве стран, в том числе в России, считаются предпочтительными уход и лечение в стацио­нарных условиях.

Фактически Ф. Найтингейл в «Частных заметках» писала о не­обходимости изменения подобной функции медицинской сестры: «Мой взгляд на этот вопрос... заключается в том, что конечная цель всего сестринского дела состоит в уходе за больными в их собствен­ном доме... Я рассчитываю на упразднение всех больниц и... лаза­ретов... Однако об этом бесполезно говорить до 2000 года». И дей­ствительно, более чем через 100 лет после выхода книги Всемирная организация здравоохранения выступила в 1988 г. с глобальной программой «Здоровье для всех к 2000 году».

Какова же миссия медицинской сестры? Она заключается в ока­зании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими физического, умственного и соци­ального здоровья в изменяющихся условиях окружающей среды, в которой они живут и работают. «Это потребует от сестёр выпол­нения ими определённых функций, способствующих укрепле­нию и сохранению здоровья, а также профилактике заболеваний. Сестринское дело включает в себя планирование и осуществле­ние ухода и в период болезни, и в период реабилитации, воздейст­вуя не только на физические, но также и на психологические и социальные аспекты жизни человека, составляющие его еди­ное целое. Все эти аспекты в какой-то степени воздействуют на здоровье человека, на его болезнь, инвалидность или смерть» [40].

Функции медицинской сестры следуют из миссии сестринско­го дела в обществе. Они имеют огромное значение независимо от места (дом, работа, школа, университет, тюрьма, лагерь бежен­цев, больница, клиника и другие места) и времени оказания помо­щи, тяжести состояния пациента, его финансового положения.

Медицинская сестра должна активно привлекать пациента к самообслуживанию, а членов его семьи, друзей к уходу за ним. Она должна помочь ему сохранить самостоятельность и независи­мость.

Функции сестринского персонала определяются целями сест­ринского дела, которые в различной степени должны разделять и другие работники системы здравоохранения. К таким целям отно­сятся:

помощь человеку, семье, группе в определении и достижении физического, умственного и социального здоровья и благопо­лучия в связи с их социальным и экологическим окружением;

укрепление и сохранение здоровья;

максимальное вовлечение человека в заботу о своём здоровье;

облегчение или снижение до минимума отрицательного воз­действия болезни на личность;

удовлетворение потребностей людей в физической, эмоцио­нальной или социальной заботе в случае нездоровья, немощ­ности или смерти.

Функции медицинской сестры (а они могут быть разными в за­висимости от потребностей общества) определяются для СНГ Ев­ропейским региональным бюро (ЕРБ) ВОЗ по сестринскому делу в рамках проекта «Лемон».

Первая функция — осуществление сестринского ухода. Это могут быть профилактические меры, сестринские вмешательства, связан­ные с реабилитацией, психологической поддержкой человека или его семьи. Она наиболее эффективна, если осуществляется в рам­ках сестринского процесса, и заключается в выявлении и оценке потребностей человека или его семьи; определении первоочеред­ных проблем со здоровьем; планировании и осуществлении необ­ходимого сестринского ухода; вовлечении в самоуход пациента, а при необходимости членов его семьи, друзей к уходу.

Вторая функция — обучение пациентов и их близких навыкам, снизанным с сохранением и поддержанием здоровья на определён­ном уровне.

Третья функция — исполнение медицинской сестрой как зависи­мой, так и независимой роли в составе бригады медицинских рабо­тников, обслуживающих пациента.

Без этих функций сестринское дело не сможет занять должного места в системе здравоохранения. Некоторые компоненты этих важных функций — сотрудничество с пациентом, семьёй и другими сотрудниками здравоохранения в планировании, организации, управлении, обсуждении плана и результата ухода за пациентом — успешно реализуются уже сегодня в лечебно-профилактических уч­реждениях многих регионов РФ.



Четвёртая функция — исследовательская деятельность в области сестринской практики и последующее её изменение в соответствии с новыми научными фактами — также начинает реализовываться в нашей стране. Примером тому служат стандарты некоторых про­стых и сложных медицинских услуг, протоколы ведения пациентов, в создании которых активное участие принимают медицинские се­стры.

Итак, эти функции, определяемые ЕРБ ВОЗ, позволяют по-но­вому осмыслить профессию медицинской сестры.



1.2.2. Философия сестринского дела

Одно из наиболее широко распространенных в настоящее время определений понятия «философия»: философия — это наука о взаимодействии субъекта и объекта и об изменениях отношений между ними, возникающих в результате этого взаимодействия.

С началом реформы сестринского дела в России активно ис­пользуется понятие «философия сестринского дела» — «выражен­ный в понятиях дух этой профессии, определение её миссии в об­ществе, а также лежащей в её основе системе ценностей».

Философия и сестринское дело. Какая связь между ними? Зачем сестринскому делу философия? И что такое философия сестрин­ского дела? Эти вопросы обсуждались на I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела.

Впервые в нашей стране были даны определения таких ключе­вых в сестринском деле терминов, как «медицинская сестра», «па­циент», «сестринское дело», «окружающая среда». Были установле­ны отношения и взаимодействия, возникающие между указанными субъектами и объектами. Наконец, сформулированы этические ценности, которыми должна обладать профессиональная медицин­ская сестра.

На основе принятых определений были изложены принципы философии сестринского дела в России. Ниже приведён полный текст этого документа.

«Философия сестринского дела является частью общей филосо­фии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. Она основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В центре этой философии находится человек. Сестринское дело опирается на древнюю традицию, целью которой является удовлетворение чело­веческих потребностей в защите здоровья и окружающей среды.

Основным принципом философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Мы верим в священный дар жизни и в связи с этим рассматриваем каждую от­дельную личность как единое целое с её внутренними возможно­стями к росту и развитию физическому, философскому, социаль­ному, культурному, интеллектуальному и духовному.

Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматри­вают ответственность сестры перед обществом (в том числе и перед пациентом) и ответственность общества перед сестрой. Общество признаёт важную роль сестринского дела в системе здравоохране­ния, регламентирует и поощряет его посредством издания законо­дательных актов.

Целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса.

Сестра стремится выполнять свою работу профессионально, уважая и охраняя достоинство пациента, его автономию и гармо­нию с обществом и социальными потребностями.

Современное сестринское дело является наукой и искусством. Успешное применение философии сестринского дела в России, развитие творческого потенциала сестёр возможны только в том случае, если общество выполнит все свои обязательства по отноше­нию к ним.

Сестра является специалистом, который обладает знаниями и умениями, несёт ответственность за процесс ухода и проявляет ми­лосердие. Сестра — уникальная, общественно активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход. Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоох­ранения, с тем, чтобы удовлетворить потребности общества и отдельных пациентов в защите здоровья.

Обязательства сестёр включают в себя уважение к пациентам и право их на самостоятельность. В соответствии с этим она действу­ет исходя из принципов: не причинить вреда, делать добро, уметь сотрудничать и быть преданной как профессии, так и пациенту. Се­стринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, полу, политическим или религиозным убеждениям, со­циальному положению.

Потребность в сестринском уходе универсальна. Человек нужда­ется в ней от рождения до смерти. Оказывая помощь пациенту, се­стра старается создать атмосферу уважительного отношения к его этическим ценностям, обычаям и духовным убеждениям. Сестра сохраняет конфиденциальность в интересах пациента, оберегает информацию, если она не противоречит его здоровью и здоровью общества.

Сестра принимает участие в решении экологических проб­лем.

Современные сестры обращаются к опыту основоположников сестринского движения, подвижничеству таких легендарных лич­ностей, как Флоренс Найтингейл, Екатерина Бакунина, Дарья Се­вастопольская и другие.

Сестры оптимистично смотрят в будущее и развивают сестрин­ское дело как науку и искусство.

С новым сестринским делом для новой России в новое сто­летие!»

1.2.3. Составляющие сестринского дела

Согласно международной договорённости, философия сестрин­ского дела основывается на 4 основных понятиях: пациент как лич­ность, сестринский уход как наука и искусство, окружающая среда, здоровье.

Ниже приведены определения терминов.

Пациент — человек (индивид), который нуждается в сестрин­ском уходе и получает его.

Сестринское дело — часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая профессиональная деятельность, наука и искусст­во, направленные на решение существующих и потенциаль­ных проблем со здоровьем в условиях изменяющейся окружающей среды.

Сестринское дело должно быть сконцентрировано на заботе о пациентах. Свои знания и навыки медицинская сестра использует для того, чтобы укреплять их здоровье.

Эта работа должна быть целенаправленной и систематической. Искусство сестринского дела заключается в том, чтобы воображе­ние и творчество по уходу за пациентами сочетались с научным обоснованием. Искусство ухода жизненно важно для сохранения контакта с пациентом. Медицинская сестра должна уметь не только распознавать важные проблемы со здоровьем, но и понимать мыс­ли, чувства человека.

Искусство ухода подразумевает также защиту пациента, если он не в состоянии самостоятельно принимать решения, что особенно важно для детей и людей пожилого и старческого возраста.

Осуществляя свои уникальные функции, медицинская сестра действует независимо (в рамках сестринского процесса), взаимоза­висимо (в составе бригады) и в зависимости от врача (выполняя его назначения). В разных странах параметры этих функций раз­личны.

Одна из основных проблем сестринского дела — изменение под­хода к пациенту. Это не просто человек, нуждающийся в сестрин­ском уходе и получающий его, это личность. Медицинская сестра, разрабатывающая совместно с пациентом план ухода, может рас­считывать на успешную его реализацию только в том случае, если она понимает и учитывает, что общается с личностью с определён­ными биологическими, психологическими, социальными и духов­ными проблемами.

Медицинская сестра должна быть готова к целостному (холи­стическому) подходу к человеку.

Окружающая среда — совокупность природных, социальных, психологических, духовных факторов жизнедеятельности человека.

Окружающая среда, по мнению американских специалистов, — «это все события, факторы и влияния, которым подвергается чело­век (или система), проходя через стадии развития. Всё то, что не является человеком, рассматривается как окружающая среда...».

Ещё Ф. Найтингейл считала окружающую среду важным факто­ром в предупреждении заболеваний. Некоторые теоретики сестринского дела подразделяют её на физическую, социальную и куль­турную.

Физическая среда — это, прежде всего материальный мир: воз­дух, вода, свет, звуки, климат. Загрязнённый воздух приводит к за­болеваниям дыхательных путей, аллергии. Некачественная вода и продукты питания — спутники инфекционных заболеваний, отрав­лений химическими веществами (и воздух, и вода часто содержат канцерогенные вещества, т.е. вызывающие рак). Шум и свет спо­собствуют развитию стресса, в некоторых случаях могут даже дез­ориентировать человека. А непосредственно сам шум при длитель­ном воздействии приводит к снижению слуха. К физической окру­жающей среде относится и созданная человеком инфраструктура (здания, мосты, парки и т.п.). Среда обитания должна быть без­опасной. В жилых и общественных помещениях уровни температу­ры окружающего воздуха, влажности, освещённости, яркости, зву­ка, вибрации следует поддерживать в пределах допустимых зна­чений.

Социальная среда — это семья, соседи, друзья, коллеги. Семья, как правило, играет главную роль в удовлетворении физиологиче­ских и социальных потребностей. Школа, коллеги, соседи, друзья заставляют каждого из нас выполнять определённые обязанности.

Культурная среда определяет поведение человека, его взаимоот­ношения, веру, а также язык, традиции, обычаи и манеру общения. Она может, как изменяться, так и быть стабильной.

Последней основной составляющей сестринского дела является здоровье. Существует несколько его определений. Ниже приведено одно из них.

Здоровье — динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

Помимо определений 4 основных понятий, необходимо знать и значения других терминов, существенных для сестринского дела.



Человек — целостная, динамическая саморегулирующаяся био­логическая система, совокупность физиологических, психосоци­альных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

Медицинская сестра — специалист с профессиональным образо­ванием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.

Убеждения и ценности, на которых основывается сестринское дело, должны становиться важными также и для других работников системы здравоохранения. Они включают:

уважение личности каждого человека; убеждение, что люди яв­ляются сложной целостностью (холизм);

признание факторов, которые влияют на опыт человека в от­ношении здоровья и болезни;

потребность укреплять и сохранять здоровье на протяжении жизни;

убеждение, что люди имеют право на участие в принятии ре­шений относительно получаемого ухода.

Именно эти убеждения и ценности сестринского дела заложены в его философии.

Этическими элементами философии сестринского дела являют­ся этические обязанности, ценности и добродетель (совершенство).

Медицинская сестра, разделяющая принятую философию сест­ринского дела, принимает на себя следующие этические обязанно­сти: говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать права пациента, уважать обязательства других (членов бригады), держать слово, быть преданной своему делу, уважать право (паци­ента) на самостоятельность.

Этическими ценностями (на которых также основана филосо­фия), определяющими цели, к которым стремится медицинская се­стра, являются профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).

Добродетель (совершенство) определяет личные качества, кото­рыми должна обладать хорошая медицинская сестра. Доброде­тель — это черты характера, которые располагают человека к хоро­шим поступкам: сострадание, милосердие, терпение, целеустрем­ленность.

Конечная цель сестринского дела — это помощь пациенту и/или его семье, но важнейшими средствами достижения этой цели явля­ются забота, уход и выхаживание.

Если кто-то выбирает профессию медицинской сестры, он при­нимает на себя обязанность придерживаться тех ценностей, на ко­торых основана философия сестринского дела. Этический кодекс медицинской сестры России, принятый в 1996 г. Ассоциацией ме­дицинских сестёр России, отражает современные этические прин­ципы, нормы и стандарты, обязательные в профессиональной дея­тельности медицинских сестёр.

Основными принципами ухода являются:

обеспечение безопасности пациента;

конфиденциальность;

уважение к пациенту и поддержание его чувства собственного достоинства;

общение;


поддержание независимости пациента;

обеспечение инфекционной безопасности.

Принимая философию ухода, медицинская сестра должна осу­ществлять уход в рамках этих принципов.

1.3. ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?

И в древнем мире люди были озабочены поддержанием своего здоровья гораздо больше, чем сегодня. Так, в Древней Греции достижение совершенства, основанное на идеале Платона, требовало здорового разума в здоровом теле. В работе «Республика» Платон утверждал, что «...в хорошо устроенном и развивающемся обществе у каждого человека... нет времени, чтобы тратить свою жизнь на болезни и лечение... Нет ничего более изнурительного, чем болезнь дома, а также в армии и в любом гражданском заведении».

Известный врач Гален (201-131 до н.э.) считал, что здоровье в абстрактном понимании — это идеальное состояние, которого никто не достигает. Он рассматривал здоровье как состояние разумного (приемлемого) выполнения всех функций и отсутствие боли, даже небольшого недомогания.

Конечно, это достаточно старое определение здоровья, но про­фессионалы-специалисты ВОЗ и широкая общественность во мно­гих странах мира и сегодня считают, что здоровье не является абсо­лютным качеством. Это понятие постоянно изменяется в процессе приобретения знаний и культурного развития. В 1946 г. ВОЗ опре­делила термин «здоровье», как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие за­болевания или немощности». Исчерпывающего определения здо­ровья не существует, но следует помнить, что здоровье — это дина­мический процесс, который определяется субъективно и объектив­но; это умение заботиться о себе; это целостность личности с опти­мальным функционированием организма в целом; это адаптация к стрессам, вызванным болезнью, смертью, разводом; процессы не­прерывного роста и становления личности. Это цель, к которой нужно стремиться.

Под здоровьем А. Перри и П. Поттер понимают состояние, при котором человек использует во внешних условиях свои адаптаци­онные возможности. Здоровье — это не только отсутствие болезни. Здоровый человек имеет хорошее самочувствие в рамках фи­зического, психического, психосоциального и духовного аспек­тов.

В результате успехов в области медицинских технологий, а также информации и знаний, которые население получает через средства массовой информации, ожидания частью населения «лучшего здоро­вья» постоянно растут. Однако даже при таком положении некото­рые люди настаивают на том, что они «абсолютно здоровы», несмот­ря на достаточно серьёзное заболевание или нетрудоспособность. С другой стороны, человек с не выявленным заболеванием может до­казывать, что он «нездоров», поскольку чувствует себя плохо.

Медицинская сестра должна уметь оценить состояние человека, его самочувствие и помочь ему укрепить здоровье или предупре­дить заболевание в рамках своей компетенции.

Самочувствие человека всегда субъективно. Так, например, болезненный от природы великий философ Иммануил Кант в своей работе «О власти души» писал, что воспринимает слабости и недуги своего тела так, как будто они его не касаются, он их просто игно­рирует и ведёт себя как совершенно здоровый человек. Понятия здоровье» и «болезнь» относительны. Вспомним, что ранняя потеря слуха, зрения, зубов прежде считалась естественным процессом старения. В настоящее время благодаря современным методам профилактики и лечения удаётся сохранить или восстановить их.

Многие люди через средства массовой информации узнают о новых медицинских технологиях и предъявляют более высокие требования к уровню своего здоровья. Некоторые, несмотря на достаточно серьёзное заболевание или даже нетрудоспособность, настаивают на том, что они «здоровы». Существуют и те, кто настаи­вает на том, что «нездоровы», хотя и не имеют никакого заболе­вания.

Профилактические мероприятия, как пассивные, так и актив­ные, помогают людям оставаться здоровыми, предупреждать заболевания и травмы, способствовать сохранению и поддержанию здо­ровья. Они должны начинаться уже в перинатальном периоде (а в некоторых случаях до зачатия, когда проводится генетическое консультирование) и продолжаться в течение всей жизни, чтобы избежать или снизить воздействие факторов риска на здоровье человека.

В настоящее время во всем мире возрождается личная ответст­венность каждого человека за своё здоровье.

Термин «самоуход» употребляется всё чаще, когда речь идет о деятельности служб здравоохранения, членов семьи, друзей, групп само- и взаимопомощи. Самоуход предполагает деятельность само­го человека, направленную на удовлетворение его жизненно важ­ных потребностей, в результате чего обеспечивается достаточный для него уровень здоровья.

Ещё Ф. Найтингейл в своих «Записках об уходе» (1859) писала, что уход за здоровым человеком — это «поддержание человека в со­стоянии, при котором болезнь не может наступить», а уход за больным — это «помощь страдающему от болезни человеку в его стремлений жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение».

На одной из конференций в 1988 г. в Великобритании, где рас­сматривалась программа ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году», уча­стники напомнили, что задачи, стоящие перед здравоохранением, основаны на «...предпосылке, что здоровье — это не просто отсут­ствие заболевания, но и благоприятная возможность создать обста­новку благополучия и реализовать возможности человеческого по­тенциала».



1.4. СЕСТРИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

Этические элементы принятой философии и раньше считались незаменимыми для сестринской работы. Моральные и нравствен­ные качества медицинской сестры всегда имели не меньшее зна­чение в её профессиональной деятельности, чем практические на­выки.

Специфика медицины, существенно отличающая её от других видов человеческой деятельности, заключается прежде всего в не­обходимости постоянного, каждодневного, ежечасного общения медицинской сестры с пациентом. При этом следует помнить, что человек, имеющий проблемы со здоровьем, по характеру мышле­ния, глубине переживаний, силе психоэмоционального напряже­ния по отношению к самому себе и окружающим, как правило, су­щественно отличается от человека, у которого таких проблем нет. Болезнь, особенно хроническая, для многих людей представляет тяжёлую психическую травму, которая приводит не только к ухуд­шению физического состояния и самочувствия, но и к серьёзным сдвигам в психоэмоциональной сфере. Пациент, доверяющий ме­дицинской сестре своё здоровье, а нередко и свою жизнь, хочет как можно скорее получить эффективную сестринскую помощь. Он должен быть уверен не только в высоком профессионализме меди­цинской сестры, но и в её порядочности, честности, доброте, мило­сердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому уже с древних времен общество предъявляло высокие требования именно к моральным, нравственным качествам сестринского персонала. И медицинская сестра берёт на себя определённые моральные обязательства по от­ношению к пациенту, обществу, коллегам.

Частью сестринской этики является деонтология (от греч. deon, родительный падеж deontos — нужное, должное и gоs — учение) — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и дол­жного. Этот термин был впервые введен И. Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Де­онтология учит, как с точки зрения сестринской этики должна поступать медицинская сестра в конкретных ситуациях, возникающих в процессе её профессиональной деятельности.

Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ (460-377 до н.э.): «Должно обращать внимание, чтобы все что принимается, приносило пользу». Он писал: «Лицо, посвятившее себя медицине, должно обладать следующими качествами: бескорыстием, скромностью, целомудрием, здравым смыслом, хладнокровием...»

Какие же качества необходимы медицинской сестре для её про­фессиональной деятельности?

«Любовь и забота — лучшее лекарство», — писал Парацельс. Эти же качества, обязательные для сестринского персонала, отмечает и И.Харди в книге «Врач, сестра, больной» (1981): «Нежность, ласковость, терпение и вежливость — вот составные элементы хорошего стиля работы, в них выражаются заботливость, внимание и любовь сестры к больным».

На наш взгляд, точнее всего принципы сестринской этики и де­онтологии отражены в клятве, которую дают выпускники сестринских школ во многих странах. Это клятва Флоренс Найтингейл:

«Перед Богом и перед лицом собравшихся я торжественно обе­щаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

Я буду воздерживаться от всего ядовитого и вредного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарства, могущего принести вред.

Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в секрете всю личную ин­формацию, которая окажется в моём распоряжении во время работы с пациентами и их родными.

Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных моей заботе» [40].

Медицинская сестра должна понимать, что все люди заслужива­ют, чтобы к ним относились так, как гласит золотое правило:

Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к ним.

Своим поведением на рабочем месте медицинская сестра дол­жна создавать атмосферу уважения и заботы. Отношение к работе в моральном и этическом плане оказывает непосредственное воздействие и на качество сестринской помощи, и на коллег.




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Конспекты теоретических занятий для слушателей отдения повышения квалификации
3120.74kb.
Программа повышения квалификации «Психология в экспертной практике»
49.3kb.
К курсам повышения квалификации слушателей кафедры педагогики и психологии
20.91kb.
Iv программы повышения квалификации (направление государственное и муниципальное управление)
52.91kb.
Учебное пособие для студентов и магистров, обучающихся по направлениям «Экономика» и«Менеджмент», а также слушателей курсов повышения квалификации профессиональных бухгалтеров
2598.73kb.
Учебное пособие для слушателей повышения квалификации судоводителей Москва В/О > 1987
371.57kb.
Программа повышения квалификации
15.72kb.
Программа повышения квалификации
16.79kb.
Программа занятий на курсах повышения квалификации «Геодезическое обеспечение строительных работ»
33.51kb.
Программа для переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений
175.62kb.
Пояснительная записка Программа стажировки предназначена для использования в системе повышения квалификации по накопительной системе
113.73kb.
Виды занятий, количество учебных часов
92.06kb.