Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать
Новиков С.А.

Административное право: Конспект лекций

Новиков С.А. Административное право: Конспект лекций. – М.: "Приор-издат", 2003. - 128 с.

Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных вузах. Материал отредактирован специалистами отдела учебной литературы "Издательства ПРИОР" и приведен в соответствие с программой курса "Административное право РФ".

Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерный план ответ на возможные экзаменационные вопросы.

Данное пособие не является альтернативой учебникам, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Редактор: С.А. Новиков Корректор: С.Г. Рыкова Верстка: С.А. Симончук Обложка: А. В. Хегай

ООО "Приор-издат"

г. Москва, Малый Татарский переулок, д.5, стр.1

Издание осуществлено совместно с ЗАО "Книга сервис"

http:www.xlibris.ru , e-mail: prior@knigotorg.ru

Оптовая торговля: (095) 964-42-00, 964-49-00

http:www.knigotorg.ru , e-mail: sales@knigotorg.ru

Подписано в печать 02.12.2002. Заказ П Л О

Отпечатано в Подольском филиале ЧПК

142110, г. Подольск, ул. Кирова, 25.

ISBN 5-94909-076-4

(c)ПРИОР


9|785949"090763|


СОДЕРЖАНИЕ
ВОПРОС 1. Понятие, предмет и метод административного права 1

ВОПРОС 2. Административное право Вправовой системе. 3

ВОПРОС 3. Система административного права 5

ВОПРОС 4. Административное право как наука 6

ВОПРОС 5. Общее понятие управления. Управление как социальное явление 7

ВОПРОС 6. Государственное управление: сущность, функции 8

ВОПРОС 7. Исполнительная власть: понятие, место Вмеханизме разделения властей 10

ВОПРОС 8. Основные функции исполнительной власти 12

ВОПРОС 9. Основные принципы организации исполнительной власти 13

ВОПРОС 10. Формы осуществления исполнительной власти 14

ВОПРОС 11. Административно-правовые нормы 16

ВОПРОС 12. Структура административно-правовой нормы 17

ВОПРОС 13. Виды административно-правовых норм 18

ВОПРОС 14. Реализация административно-правовых норм 20

ВОПРОС 15. Источники административного права 21

ВОПРОС 16. Административный договор 23

ВОПРОС 17. Административно-правовые отношения 23

ВОПРОС 18. Виды административно-правовых отношений 25

ВОПРОС 19. Субъекты административного права 27

ВОПРОС 20. Граждане как субъекты административного права 28

ВОПРОС 21. Административно-правовые гарантии праВи свобод граждан 30

ВОПРОС 22. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства 32

ВОПРОС 23. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 33

ВОПРОС 24. Виды органоВисполнительной власти 34

ВОПРОС 25. Принципы построения органоВисполнительной власти 36

ВОПРОС 26. Полномочия Президента Российской Федерации Всфере исполнительной власти 37

ВОПРОС 27. Правительство Российской Федерации и его полномочия 38

ВОПРОС 28. Центральные органы федеральной исполнительной власти 39

ВОПРОС 29. Органы исполнительной власти субъектоВРоссийской Федерации 41

ВОПРОС 30. Территориальные федеральные органы исполнительной власти 42

ВОПРОС 31. Органы местного самоуправления как субъекты административного права 44

ВОПРОС 32. Государственная служба: понятие и принципы 46

ВОПРОС 33. Государственный служащий. Виды государственных служащих 48

ВОПРОС 34. Административно-правовое регулирование порядка прохождения государственной службы 49

ВОПРОС 35. Основы административно-правового статуса государственных служащих 51

ВОПРОС 36. Права и обязанности государственного служащего 53

ВОПРОС 37. Дисциплинарная ответственность государственных служащих 55

ВОПРОС 38. Материальная ответственность государственных служащих 56

ВОПРОС 39. Предприятия и учреждения как субъекты административного права 58

ВОПРОС 40. Общественные организации (объединения) как субъекты административного права 60

ВОПРОС 41. Понятие и виды актоВисполнительной власти 63

ВОПРОС 42. Требования к актам исполнительнойвласти 65

ВОПРОС 43. Процесс принятия административных актоВ 67

ВОПРОС 44. Понятие и виды методоВдеятельности исполнительной власти 69

ВОПРОС 45. Убеждение Вгосударственном управлении 70

ВОПРОС 46. Понятие и виды административного поощрения 71

ВОПРОС 47. Понятие и виды административного принуждения 73

ВОПРОС 48. Административно-предупредительные меры 75

ВОПРОС 49. Административно-пресекательные меры 75

ВОПРОС 50. Способы обеспечения законности Вгосударственном управлении 76

ВОПРОС 51. Административное правонарушение 78

ВОПРОС 52. Юридический состаВадминистративного правонарушения 79

ВОПРОС 53. Административная ответственность и ее отличие от других видоВюридической ответственности 82

ВОПРОС 54. Административное наказание 83

ВОПРОС 55. Общие правила назначения административного наказания 85

ВОПРОС 56. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность за административные правонарушения 86

ВОПРОС 57. Административный процесс 87

ВОПРОС 58. Производство по делам об административных правонарушениях 88

ВОПРОС 59. Участники производства по делам об административных правонарушениях 90

ВОПРОС 60. Стадии производства по делам об административных правонарушениях 91

ВОПРОС 61. Административное расследование 92

ВОПРОС 62. Рассмотрение дел об административных правонарушениях 94

ВОПРОС 63. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 96

ВОПРОС 64. Пересмотр постановления 99

ВОПРОС 65. Исполнение решений по делам об административных правонарушениях 101

ВОПРОС 66. Исполнение постановления о наложении административного штрафа 103

ВОПРОС 67. Исполнение постановления о возмездном изъятии или о конфискации предмета 105

ВОПРОС 68. Исполнение постановления о лишении специального права 106

ВОПРОС 69. Исполнение постановления об административном аресте 108

ВОПРОС 70. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ 109

ВОПРОС 71. Дисквалификация 110

Вопрос 1.

Понятие, предмет и метод административного права

1. Понятие административного права.

2. Предмет административного права. •

3. Метод административного права.

1 Административное право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Нормы административного права:

устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;

регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

• определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

• регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах.

8, Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет административного права -совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

3, Метод правового регулирования - способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Для административного права характерны следующие методы правового регулирования:

• метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому);

• метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления);

метод согласования (этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении);

• метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора). ч

Суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений заключается в следующем:

установление определенного порядка действий - предписание к действию в определенных условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответствующей административно-правовой нормой;

запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;

предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения;

предоставление возможности совершать либо не совершать действия,

предусмотренные административно-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.

ВОПРОС 2.

Административное право в правовой системе

1. Административное право в правовой системе .

2. Взаимодействие административного права с другими отраслями права. 1. Правовая система - органически целое правовое явление, включающее в себя следующие структурные элементы:

отрасли права;

• институты права;

• нормы права.

Основным элементом системы права является отрасль права. Это относительно самостоятельное подразделение системы права, которое состоит из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений. Правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, образуют такую отрасль, как административное право.

Отрасль права подразделяется на правовые институты - обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида. Для административного права в качестве примера можно назвать институты административной ответственности и административного процесса.

Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Так, возникает взаимодействие со следующими правовыми отраслями:

• конституционным правом. Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти; права и свободы граждан, часть которых реализуется в сфере государственного управления. Административное право берет начало в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их; определяет правовую реализацию прав и свобод граждан, компетенцию различных звеньев системы исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности и т. п.;

• гражданским правом. Нормами административного права регулируются правила движения имущества (передача, изъятие и т. д.) в сфере государственного управления. Нормы гражданского права регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

• уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями, и виды наказания за их совершение. В определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления и наоборот, что свидетельствует о "подвижности" границ между административным и уголовным правом;

• финансовым правом. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налоговой системы и т. д.;

• земельным правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного права, регулируется нормами административного права;

• трудовым правом. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным правом. Государственные служащие действуют от имени и по поручению государства. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции. Поэтому деятельность государственных служащих регулируется нормами административного права. Трудовые отношения служащего с администрацией (оплата, нормирование, охрана труда) к управлению не относятся и регулируются нормами трудового права;

• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.


ВОПРОС 3.

Система административного права

1. Понятие системы административного права.

2. Общая часть.

3. Особенная часть.

4. Цели административного права.

1. Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно связанных между собой.

Система административного права делится на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

2. Общая часть включает в себя институты:

• устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций;

• регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

• обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;

• регламентирующие принуждение по административному праву.

3. Особенная часть включает институты, регулирующие:

• обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;

У организационно-хозяйственную деятельность;

• социально-культурную деятельность;

• деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

4. Цели административного права:

• создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

• обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;

• защита граждан и общества от административного произвола.

ВОПРОС 4.

Административное право как наука

1. Понятие науки административного права.

2. Предмет науки административного права.

3. Методы науки административного права.

4. Задачи науки административного права.

1. Наука административного права - система научных взглядов, представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, существующих в сфере административного права.

Наука административного права изучает:

сущность и структуру исполнительной власти;

отношения, регулируемые нормами административного права;

виды административно-правовых норм;

источники административного права;

систему административного права;

правовой статус субъектов и объектов государственного управления;

правовые формы и методы осуществления государственного управле-

ния;

вопросы административной ответственности;



способы обеспечения законности в сфере государственного управле-

ния.


2. Предмет познания науки административного права: предмет отрасли административного права; административно-правовые категории; практика органов исполнительной власти; история развития административного права.

Теоретическая основа науки административного права - философские и общесоциологические науки, положения теории социального управления и общей теории государства и права.

3. Методологическую основу науки административного права составляют следующие методы исследования:

исторический;

сравнительно-правовой;

логический;

формально-юридический;

социологический. .

4. Задачи науки административного права:

исследование государственного управления, складывающихся в его сфере общественных отношений и административно-правовых норм, которыми регулируются эти отношения;

• анализ опыта реализации административно-правовых норм;

• изучение общих закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.


ВОПРОС 5.

Общее понятие управления. Управление как социальное явление.

1. Понятие управления.

2. Виды социального управления.

3. Признаки социального управления.

4. Функции социального управления.

1. Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.

Управление обусловлено:

наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют);

• существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления) связи.

Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью:

• упорядочения системы;

• сохранения структуры системы;

• обеспечения функционирования системы.

2. Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:

• государственное (управление делами государства);

негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т. п.).

3. Признаки социального управления:

• социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;

• главное назначение социального управления - упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности;

• объектом воздействия социального управления являются поведение участников совместной деятельности, взаимоотношения между ними;

социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей;

• базис социального управления - соподчиненность воли участников управленческих отношений;

механизм реализации социального управления олицетворяют субъекты управления (органы управления).

4. • В процессе осуществления социального управления выполняются следующие функции:

сбор и обработка информации;

• прогнозирование (научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных);

планирование (определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения);

организация (формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления);

• координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;

• контроль и учет.


ВОПРОС 6.

Государственное управление: сущность, функции

1. Понятие государственного управления.

2. Субъекты и объекты государственного управления. 3. Характерные черты государственного управления. 4. Функции государственного управления.

1. Государственное управление, в широком смысле слова, - управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Государственное управление, в узком смысле слова, - исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.

2. Субъекты государственного управления - государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями. Объекты государственного управления - предприятия, органи-

зации, граждане, которые не имеют властных полномочий. Деятельность, осуществляемая субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется организационно-распорядительной.

3 Государственное управление характеризуется следующими признаками: •• является организующей деятельностью;

• носит организационно-распорядительный характер;

4. в процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в социально-культурной, социально-политической, экономической сферах деятельности;

• осуществляется уполномоченными на то субъектами управления.

Функции государственного управления:

• разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов;

установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни;

• управление учреждениями государственного сектора;

• регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

• осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой и регулируемой сферах.


ВОПРОС 7.

Исполнительная власть:

понятие, место в механизме разделения властей

1 . Понятие исполнительной власти.

2. Цели исполнительной власти.

3. Признаки исполнительной власти.

4. Место исполнительной власти в механизме

разделения властей.

1. Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

2. Главные цели исполнительной власти:

• обеспечение безопасности граждан, общества, государства;

10 • создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;

• создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

3 Признаки исполнительной власти:

• универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);

предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);

принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия);

• организующий характер.

4. Основные организационно-правовые принципы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти:

каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;

• приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам; не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;

• осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с той целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой;

• гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции;

• для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов. Применение требований законодательства судебной властью осуществляется преимущественно в негативных случаях, т. е. когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране.

Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть:

• отношения власти с гражданином;

• хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;

• отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

• • 11

ВОПРОС 8.

Основные функции исполнительной власти

1. Функции ориентирования системы.

2. Функции обеспечения системы.

3. Функции оперативного управления системой.

1. Функции ориентирования системы:

• анализ (обработка и осмысление информации, осуществляемые с целью изучения объекта управления, а впоследствии оказания на него соответствующего управляющего воздействия);

• прогнозирование (предвидение изменений в развитии событий или процессов на основе имеющейся информации);

• планирование (определение направлений, целей, задач и возможных результатов управленческой деятельности);

• правовое регулирование (установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур);

• методическое руководство.

2. Функции обеспечения системы:

• материально-техническое обеспечение;

• финансовое обеспечение; V кадровое обеспечение;

• информационное обеспечение.

3. Функции оперативного управления системой:

• организация управления (создание органов управления, установление их функций, подчиненности, прав и обязанностей и т. д.);

• общее руководство и оперативное распорядительство;

предварительная и текущая координация действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;

• контроль (проверка фактического положения дел с целью выявления и устранения отклонений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер к нарушителям установленного порядка);

учет (систематический сбор сведений);

• оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).

12

ВОПРОС 9.

Основные принципы организации исполнительной власти

1. Принцип народовластия.

2. Принцип законности.

3. Принцип разделения властей.

4. Принцип федерализма.

5. Принцип гласности.

6. Принцип приоритета и гарантированности

прав личности.

7. Принцип централизации и децентрализации.

Органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуются следующими принципами.

1. Принцип народовластия. Закрепленный в Конституции принцип народовластия означает, что народ - единственный источник власти, он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется как со стороны органов законодательной и судебной власти, так и со стороны народа. С этой целью установлен порядок отчетности должностных лиц органов исполнительной власти перед населением.

2. Принцип законности предусматривает обязанность всех органов государственной власти, должностных лиц соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Одной из основ поддержания законности и

правопорядка является персональная ответственность должностного лица и гражданина за нарушение закона. Принцип законности заключается также в требовании строгого соблюдения норм Конституции РФ о соотношении актов органов государственной власти и актов, принимаемых субъектами. В частности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией.

3. Принцип разделения властей отражает существование и самостоятельность трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая ветвь государственной власти осуществляет свои функции в установленных пределах.

4. Принцип федерализма. Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов государственной

13

власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными Ьрганами исполнительной власти).



5. Принцип гласности. Конституцией Российской Федерации установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности. Права личности являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.

7. Принцип сочетания централизации и децентрализации.

Принцип централизации - сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти. Централизация вытекает из единства системы исполнительной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместном ведении с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Централизованное осуществление исполнительной власти сосредотачивается в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определенных законодательством.

Принцип децентрализации означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу.

ВОПРОС 10.

Формы осуществления исполнительной власти

1. Понятие и виды форм осуществления исполнительной власти.

2. Правовые формы осуществления исполнительной власти.

3. Неправовые формы осуществления исполнительной власти.

1. Формы осуществления исполнительной власти - внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными органами (должностными ли-

цами) в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.

Выделяют следующие формы осуществления исполнительной власти: правовые,

• неправовые (организационные).

Правовые и неправовые формы различаются по характеру вызываемых последствий - правовые формы влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а неправовые формы прямых юридических последствий не влекут.

2. Правовые формы осуществления исполнительной деятельности классифицируются по содержанию, цели использования, способу выражения.

По содержанию выделяют правотворческую и правоприменительную фор-• мы осуществления исполнительной власти.

Правотворческая управленческая деятельность заключается в создании, I изменении, отмене и усовершенствовании правовых норм, т. е. издании : нормативных актов. Правотворческая деятельность коллегиальных органов управления осуществляется следующим образом:

• принимается решение о разработке проекта управленческого нормативного акта;

• создается текст проекта;

• проект проходит стадии предварительного обсуждения, доработки, согласования, одобрения соответствующими органами;

• организуется обсуждение проекта в правотворческом органе;

• проект утверждается и опубликовывается.

Процедура принятия нормативных актов единоначальными органами более простая - руководитель органа исполнительной власти после подготовки проекта может сразу утвердить его.

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти заключается в разрешении конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм.

Правоприменительная деятельность включает:

• установление фактических обстоятельств дела;

выбор соответствующей нормы права, которую можно применить для решения определенного вопроса;

• толкование правовой нормы;

• принятие индивидуального акта;

• исполнение акта применения нормы права.

По целям использования различают внутренние (решение организационно-штатных вопросов, руководство сотрудниками, управление струк-

15

турными подразделениями внутри органа) и внешние (обеспечение выполнения функций, возложенных на орган) правовые формы управленческой деятельности.



По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (использование жестов, сигналов, знаков).

Исполнительная деятельность осуществляется и в других правовых формах, к которым относятся:

• представление обязательных отчетов (юридическими лицами в налоговую инспекцию);

• осуществление государственной регистрации (охотничьего оружия);

• выдача документов, подтверждающих наличие специального права (лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности определенного характера);

• совершение иных юридически значимых действий.

3. Неправовые формы осуществления исполнительной власти:

осуществление организационных действий, возникающих в повседневном процессе деятельности органов исполнительной власти (разработка программ, контроль, изучение и обобщение опыта работы, подбор и обучение кадров);

• выполнение материально-технических действий, которые носят вспомогательный характер в управленческой деятельности (работа с информацией; ведение делопроизводства).

ВОПРОС 11.

Административно-правовые нормы

1. Понятие административно-правовой нормы.

2. Особенности административно-правовых норм. 1. Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Нормы административного права:

• устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти;

• регулируют деятельность органов исполнительной власти;

• регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти; определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.

16

2. Особенности административно-правовых норм:



цели административно-правовых норм - обеспечение организации и упо-рядочение функционирования всей системы исполнительной власти;

административно-правовые нормы определяют должное поведение всех |лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

(назначение административно-правовых норм состоит в обеспечении эффективной реализации функций исполнительной власти;

• посредством административно-правовых норм устанавливается и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

• административная ответственность - юридическое средство защиты от посягательств на административно-правовые нормы;

административно-правовые нормы способствуют урегулированию таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.;

административно-правовые нормы устанавливаются зачастую в процессе реализации исполнительной власти.

ВОПРОС 12.

Структура административно-правовой нормы

1. Структура административно-правовой нормы.

2. Особенности структуры административно-правовой нормы.

1. Административно-правовая норма так же, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру (внутреннее строение). Составляющие части административно-правовой нормы:

гипотеза - условия действия административно-правовой нормы; V диспозиция - предписания, запреты и дозволения;

• санкция - меры административного или дисциплинарного воздействия.

2, Особенности структуры административно-правовых норм:

• не во всех случаях четко выражена гипотеза. В некоторых случаях она изла-1 гается в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершения административного правонарушения и т. п.);

• структура многих административно-правовых норм не содержит санкций, в этих случаях санкции предусматриваются другими актами. На-! пример, административно-правовые нормы, регулирующие управленчес-] кую деятельность, исходят из того, что отношения между вышестоящими j и нижестоящими административно-управленческими работниками стро-

17

ятся на началах дисциплинарной власти. В данном случае санкции содержатся в нормах общего характера, которые относятся к институту государственной службы. В нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений, закреплены конкретные административные санкции;



для административно-правовых санкций характерно многообразие: административные санкции, дисциплинарные, административно-материальные, административно-процессуальные;

санкции в административном праве разделяют на абсолютно - определенные и относительно - определенные.

ВОПРОС 13.

Виды административно-правовых норм

1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений.

2. По предмету регулирования.

3. По предмету воздействия на субъекты, административного права. 4. По адресату.

5. По пределу действия.

6. С учетом федеративного устройства.
1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений

все нормы административного права делятся:

на общие - нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей);

особенные - нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.

2. По предмету регулирования различают:

материальные - нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус;

процессуальные - нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.

3. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют:

обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;

18

запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер. Примером запрета общего характера является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения. Запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних - пример специального запрета;



уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспози-тивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

стимулирующие (поощрительные) - нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т. д.);

рекомендательные - нормы, которые носят рекомендательный характер. Рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.

4. По адресату могут быть отмечены нормы, рекламентирующие: организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Конспект лекций Новиков С. А. Административное право: Конспект лекций. М.: "Приор-издат", 2003. 128 с. Настоящим изданием мы продолжаем серию "
1631.34kb.
Конспект лекций по дисциплине
487.7kb.
Конспект лекций дисциплина «Менеджмент»
125.05kb.
Конспект лекций (26 часов). Тема 12. Национальная экономика и ее важнейшие показатели Предмет и цели макроэкономики
1703.64kb.
Конспект лекций Издательство: Эксмо, 2008 г.; 160 стр. В предлагаемом издании представлены ответы на экзаменационные ответы по логистике
1977.85kb.
Конспект лекций по курсу «Международное право»
905.33kb.
План-конспект лекций И. Р. Крылова для студентов II курса физического факультета
130.36kb.
Конспект лекций (Для Блондинок) часть 1
1495.34kb.
Конспект лекций по дисциплине «технические средства охраны»
274.03kb.
Конспект лекций по дисциплине «технические средства охраны»
274.03kb.
Статистика конспект лекций
1995.27kb.
Кодекс рф, ч. 2 Гк РФ «Расчеты». Фкз «о центральном банке (банке рф)», фз «О банках и банковской деятельности»
691.24kb.