Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Тема 4. Государство как субъект международного права
Государство обладает тремя основными признаками: суверенитет, территория и население.

Являясь творцами международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством – государственным суверенитетом. Из этого следует, что государство не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (формула par in parem non habet imperium – равный не имеет власти над равными). Государственный суверенитет – это верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах.


Население. Это совокупность индивидов, проживающих в данный момент на территории того или иного государства. Население любого государства состоит из следующих категорий:

- граждане (подданные) данного государства;

- обычные иностранцы;

- иностранцы, на которых распространяются иммунитет и привилегии;

- лица без гражданства.

Обязывая государства действовать определённым образом по отношению друг к другу, международное право влечёт за собой обязанность государств предпринимать те или иные действия и в сфере его внутренней жизни, в т.ч. принимать правовые акты, касающиеся положения населения.

Большое значение в международном праве имеет институт гражданства.

Основания и порядок приобретения гражданства устанавливаются каждым государством самостоятельно. Тем не менее, многие вопросы, связанные с гражданством, решаются международно-правовыми методами.

Основные способы приобретения гражданства того или иного государства – по рождению (по происхождению) или в результате натурализации (приёма в гражданство). Законодательством многих стран предусмотрен упрощённый (регистрационный) характер натурализации – в результате усыновления или вступления в брак, а также автоматическая натурализация детей в силу приёма в гражданство родителей. Многие государства считают недопустимым автоматическое приобретение женщиной гражданства мужа в результате вступления в брак. Данная позиция сформулирована и в международном праве – в Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г.

Групповое предоставление гражданства – это наделение гражданством населения какой-либо территории в упрощённом порядке либо предоставление в упрощённом порядке гражданства переселенцам. Частный случай группового предоставления – трансферт – переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Автоматический трансферт, по общему правилу, не допустим, поэтому ему предшествует процедура оптации (выбора гражданства).

Утрата гражданства в одних странах – только по волеизъявлению самого гражданина (например, РФ), в других (например, США) возможна автоматическая утрата в связи с натурализацией в другом государстве, постоянным проживанием за пределами государства гражданской принадлежности, участия в выборах в другом государстве и т.д.

В западной теории международного права существует точка зрения, что лицо, натурализовавшееся в другом государстве, должно считаться утратившим своё прежнее гражданство. В российском законодательстве такой подход не поддерживается.

Многие государства разрешают своим гражданам приобретать гражданство других государств. Вопросы двойного (тройного и т.д.) гражданства регулируются, как правило, международными договорами, которыми предусматривается порядок исполнения обязательств лица в отношении каждого государства. Такие договоры, как правило, посвящены в первую очередь вопросам военной службы.

Россия в настоящее время участвует только в одном соглашении о двойном гражданстве – с Таджикистаном.


Права и обязанности государств

Единый кодифицированный источник прав и обязанностей государств в международном праве отсутствует. Они вытекают из целого ряда норм и принципов международного права и международных обычаев.



Основные права государств:

- право на независимость и свободное осуществление своих суверенных прав;

- право на осуществлении юрисдикции на своей территории и над всеми лицами, находящимися в её пределах, а также над своими гражданами независимо от места их нахождения;

- право участвовать или не участвовать в международных организациях и международных договорах;

- право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооружённого нападения.

Основные обязанности:

- воздерживаться от вмешательства во внутренние дела других государств;

- уважать права человека;

- решать все споры с другими государствами исключительно мирными средствами;

- воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств;

- добросовестно выполнять принятые на себя международные обязательства.



Международно-правовое признание

Для того, чтобы вновь созданное государство стало субъектом международного права, необходимо, чтобы оно было признано другими участниками международного общения.



Признание – односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет о том, что рассматривает другое государство (созданное вновь либо в котором сменилась власть неконституционным путём) как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения.

Кодифицированного международного договора о правилах признания не существует.

В доктрине международного права сложилось 2 теории признания:

1. Декларативная теория: государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание лишь констатирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему международных отношений.

2. Конституционная (конститутивная) теория: возникновение государства ещё не свидетельствует о возникновении нового субъекта международного права, таковым оно становится только в результате признания со стороны других государств.

Практика государств выработала 3 основных формы признания:

1. Признание de jure – полное признание, предполагающее установление стабильных политических отношений и обмен дипломатическими представителями.

2. Признание de facto – неполное признание, выражающееся в желании в дальнейшем установить дипломатические и иные связи, но свидетельствующее о выражении признающим государством неуверенности в жизнеспособности и долговечности нового государства или его правительства. Часто сопровождается установлением консульских отношений.

3. Признание ad hoc («на данный случай», разовое) – вступление государств в официальный контакт для решения конкретной задачи, без установления постоянных политических связей.

Предварительное признание – это признание борющейся нации, восставшей стороны, организации сопротивления или правительства в эмиграции. Применяется в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путём. Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию её международной правосубъектности, что даёт ей возможность получать помощь от других государств и международных организаций (например, признание Организации освобождения Палестины в качестве единственно законного представителя палестинского народа).

Как правило, признание оформляется актом признающего государства (например, Указ Президента РФ от 12 мая 1993 «О признании Эритреи»).


Правопреемство государств

Правопреемство государств – это переход определённых прав и обязанностей от одного государства к другому в соответствии с нормами и принципами МП.

В 1978 и 1983 гг. были приняты Венские конвенции о правопреемстве государств (Конвенция 1983 г. ещё не вступила в силу). Россия в этих договорах не участвует, поэтому их положения для России имеют силу обычаев.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в случаях возникновения нового государства, возникновения нового независимого государства на месте колониального владения, разделения одного государства на несколько новых государств, объединения нескольких государств в одно государство, отделения от государства части территории, присоединения к государству территории другого государства.

Правопреемство возникает в отношении: участия государства в международных договорах, государственной собственности, государственных долгов, государственных архивов.



Правопреемство в отношении международных договоров: Венской конвенцией 1978 г. установлено общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор только в связи с тем, что в момент правопреемства этот договор находился в силе в отношении территории, выступающей объектом правопреемства. Однако новое государство может путём уведомления сохранить участие в международном договоре.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении государства-преемника, если иное не установлено самим договором или если такое правопреемство несовместимо с объектом и целями этого договора.

Когда часть территории государства отделяется и образует новое государство, любой договор, находившийся в силе в отношении государства-предшественника, сохраняет силу и в отношении образованного государства-преемника.

Правопреемство в отношении государственной собственности: переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не установлено соглашением между государствами.

Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность предшественника, находящаяся на территории, выступающей объектом правопреемства, а также движимое имущество, связанное с деятельностью на этой территории, переходит к государству-преемнику. Аналогичное правило действует и в случае, когда часть территории одного государства передаётся другому государству.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Когда государство разделяется и прекращает своё существование, то недвижимая государственная собственность переходит к тому государству-преемнику, на территории которого она находится; также к нему переходит и движимая собственность, связанная с осуществлением деятельности на этой территории; недвижимая собственность за пределами территории государства предшественника, а также иная движимая собственность распределяются между преемниками в справедливых долях. Соглашением между государствами могут быть предусмотрены иные правила.



Правопреемство в отношении государственных долгов: правопреемство государств не должно затрагивать прав кредиторов.

Когда два или несколько государств объединяются в одно, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику. В остальных случаях государство-предшественник и государство-преемник должны заключить соглашение о переходе государственных долгов.



Исключение: если преемник возникает как новое независимое государство в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии соглашения никакие долги к государству-преемнику не переходят.
Правовая помощь

Правовая помощь – форма межгосударственного сотрудничества по гражданским, семейным и уголовным делам.

Правовая помощь регламентируется отдельными двух- и многосторонними договорами, которые, в основном, регламентируют два вида деятельности:

1. Сотрудничество между судебными органами и органами юстиции различных стран в целях оказания помощи друг другу.

2. Обеспечение гражданам и юридическим лицам договаривающихся сторон и лицам, находящимся на территории этих государств прав и средств правовой защиты наравне с гражданами данных государств.

Наибольшее распространении получили двусторонние договоры (например, договоры России о правовой помощи с КНР, Индией, Италией и т.д.). В то же время существуют и многосторонние договоры. Россия участвует в таких многосторонних договорах, как Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г., Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документах 1961 г., Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г., Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.

В договорах, как правило, устанавливается объём правовой помощи. Обычно сюда входят составление и пересылка документов, проведение осмотров, обысков, выемки, передача вещественных доказательств, проведение экспертизы, допроса участников судопроизводства, розыск лиц, выдача лиц для привлечения их к уголовной ответственности, приведение приговора в исполнение, признание и исполнение судебных решений по гражданским делам. Российские суды направляют судебные поручения в иностранные суды через Министерство юстиции РФ.

Переданные российским судам в установленном порядке поручения иностранных судов исполняются на основе законодательства РФ и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок их исполнения.
Международные конференции как форма сотрудничества государств

Международные конференции («многосторонняя дипломатия») созываются для решения определенных политических, экономических, военных, экологических и иных проблем. Часто конференции созываются для разработки и принятия международных договоров или принципов сотрудничества в конкретной области международных отношений. В состав делегации каждого государства-участника конференции входят аккредитованные представители.

Решения на конференциях приимаются, как правило, на основе общего согласия. Если оно не достигнуто, проводится голосование. В этом случае решения по всем существенным вопросам принмаются большинством в 2/3 голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей. Каждая делегация имеет один голос.
Тема 5. Международные организации как субъекты международного права
Международная организация — это добровольное объединение суверенных государств или межгосударственных организаций, созданное на основе международного договора для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее собственную систему органов.

Международные организации являются формой сотрудничества государств и в то же время самостоятельными субъектами международного права. Возникли в 19 в. (Центральная комиссия навигации по Рейну, 1815 г.), термин стал использоваться с 1940 г.

Международные организации обладают специальной (ограниченной) правоспособностью. Правоспособность каждой международной организации зависит от её целей и компетенции, закреплённых в учредительных актах.

Учредительный акт имеется у каждой международной организации. Он принимается государствами-учредителями в форме международного договора (как правило, называется устав или статут).



Виды международных организаций:

1. По территориальному признаку

- всемирные, универсальные (ООН, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная торговая организация (ВТО)

- региональные (Совет Европы, СНГ)

- иные (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

2. По объёму и характеру компетенции:

- организации общей компетенции (ООН, СНГ, Совет Европы)

- организации специальной компетенции (экономические - ВТО, Международный валютный фонд (МВФ); военно-политические - Организация Североатлантического договора (НАТО), морские и авиационные, организации в области науки, культуры и здравоохранения и т.д.)

3. По характеру участвующих субъектов:

- межправительственные (ООН, СНГ, ВТО)

- межведомственные (Международная организация уголовной полиции - Интерпол) – решение вопроса об участии в такой организации относится к компетенции правительства, а все последующие контакты с органами организации осуществляются через соответствующее ведомство.

- неправительственные (Международный Комитет Красного Креста).

Любая международная организация (за исключением неправительственных) создаётся государствами, действует в рамках учредительного акта, является постоянно действующим объединением (т.е. имеет постоянно действующие руководящие органы), имеет фиксированное членство, подчиняющееся определённым правилам, наделено статусом юридического лица. Государства – участники связаны резолюциями органов организации.

Должностные лица и сотрудники международных организаций являются международными гражданскими служащими. При выполнении своих обязанностей они ответственны только перед организацией и не вправе получать каких-либо указаний от своих правительств.


Организация объединённых наций (ООН)

ООН – универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами.

На Московской конференции 1943 г. была принята Декларация по вопросу о всеобщей безопасности, которая содержала тезис о необходимости учреждения всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности. Название организации, её цели и принципы, основные положения Устава были выработаны на Вашингтонской конференции 1944 года, в которой принимали участие представители США, СССР, Великобритании и Китая. Важные политические вопросы (о первоначальных членах, о процедуре голосования в Совете Безопасности) были урегулированы на Крымской конференции 1945 г. Окончательный текст Устава был согласован на Сан-Францисской конференции 1945 г., торжественная церемония подписания Устава состоялась 26 июня 1945 г. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г. (после сдачи ратификационных грамот постоянными членами Совбеза и большинством других государств, подписавших Устав).

Учредительный документ ООН – Устав. Это – единственный международный документ, который обязателен для всех государств. Штаб квартира ООН – в г. Нью-Йорке. В настоящее время в ООН входят 192 государства.



Цели и принципы ООН закреплены в ст. 1 Устава (их практическое значение – служат одним из критериев правомерности действий государств):

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии; проводить мирными средствами улаживание и разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2) развивать дружественные отношения между нациями (государствами) на основе принципа равноправия и самоопределения народов;

3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера;

4) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Система органов ООН

1. Главные (уставные) органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Международный Суд, Совет по опеке, Секретариат.



Генеральная Ассамблея (ГА ООН)– совещательный представительный орган, в котором представлены все государства – члены ООН. Наделена рядом важных функций в рассмотрении кардинальных вопросов мировой политики. Её компетенции принадлежат любые вопросы в пределах Устава ООН. В частности, она может рассматривать общие принципы сотрудничества государств в деле обеспечения международной безопасности, вопросы разоружения. Решает вопросы приёма и исключения из членов ООН, назначает Генерального Секретаря ООН, утверждает бюджет ООН.

Совет Безопасности – орган, на который возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В силу этого он обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного сотрудничества государств. Резолюции Совета Безопасности являются обязательными для всех государств и обеспечиваются принудительной силой государств-участников ООН. СБ состоит из 15 членов, в т.ч. 5 членов – постоянные (СССР, США, Великобритания, Франция, Китай; место СССР в СБ в настоящее время занимает РФ).

СБ расследует любой спор или ситуацию, которые могут привести к международным трениям. Он определяет существование любой угрозы миру, акта агрессии и решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Так, своим решением СБ может потребовать от членов ООН полностью или частично прекратить экономические и дипломатические отношения, транспортное, почтовое, телеграфное и иное сообщение с государством-агрессором. СБ наделён правом формирования и применения вооружённых сил ООН для поддержания международного мира и безопасности. Кроме того, все государства – члены ООН обязаны по требованию Совета Безопасности предоставлять в его распоряжение национальные вооружённые силы, а также оказывать иную необходимую помощь.



Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) – орган, осуществляющий координацию экономической и социальной деятельности ООН. Состоит из 54 государств-членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей на срок 3 года. Служит центральным форумом для обсуждения глобальных международных социально-экономических проблем и для выработки рекомендаций по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом.

Международный Суд – главный судебный орган ООН (г. Гаага). Основная функция – разрешение споров между государствами. За 57 лет с момента создания Суд рассмотрел 96 дел. К ведению Суда относятся все дела, которые предаются ему государствами как сторонами в споре. Вторая функция Суда – принятие консультативных заключений по юридическим вопросам по запросам органов и учреждений ООН.

Секретариат – исполнительный орган ООН, обслуживает другие органы ООН и проводит практическую работу по претворению в жизнь решений и резолюций, принятых этими органами. Руководит работой Секретариата Генеральный Секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН и назначается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет.

2. Специализированные учреждения ООН – это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Юридической основой связи с ООН являются соглашения, заключаемые между такими организациями и ЭКОСОС и утверждаемые Генеральной Ассамблеей ООН. Основные специализированные учреждения: Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Организация объединённых наций по промышленному развитию, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и т.д.



Международная организация труда (МОТ) – создана в 1919 г. при Лиге Наций, получила статус специализированного учреждения ООН в 1946 г. Цель – содействие установлению прочного мира путём поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся. Отличительная особенность руководящих органов МОТ – трёхстороннее представительство (от правительств, от предпринимателей и от профсоюзов).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – создана в 1946 г. Цель – «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья». Основные направления деятельности: борьба с инфекционными заболеваниями, разработка карантинных и санитарных правил, проблемы социального характера.

Организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Учреждена в 1945 г. Задача – содействовать укреплению мира и безопасности путём развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования СМИ, дальнейшего развития образования и распространения науки и культуры.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ) образованы на Бреттон-Вудской конференции. Цель МВФ – координация валютной и финансовой политики государств-членов и предоставление им займов для урегулирования платёжных балансов и поддержания валютных курсов. Основные цели МБРР: содействие реконструкции и развитию государств – членов Банка, поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производства.

3. Вспомогательные органы, созданные при Генеральной Ассамблее и Генеральном секретаре ООН (ЮНИСЕФ, ЮНЕП, Управление Верховного комиссара по делам беженцев и т.д.).

4. «Договорные» органы – органы, созданные в целях контроля за исполнением государствами отдельных международных договоров – Комитет по правам человека (контроль за исполнением Международного пакта о граждинских и политических правах), Комитет против пыток, Комитет по правам ребёнка и т.д.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

ОБСЕ – организация, объединяющая государства Европы, а также США и Канаду и станы бывшего СССР (всего 55 государств-участников). История ОБСЕ начинается в 1975 году, с подписания Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Данный Акт отразил стремление 33 европейских держав, США и Канады к сотрудничеству независимо от политических, экономических и социальных систем на основе уважения прав и свобод человека. В Акте обобщены и конкретизированы принципы МП jus cogens.

В дальнейшем СБСЕ функционировало в рамках регулярных встреч - как международная конференция. В 1995 г. СБСЕ приобрело статус международной организации и было переименовано в ОБСЕ.

Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности основан на сотрудничестве по широкому кругу вопросов, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, экономическую и экологическую безопасность.

Принимаемые в рамках СБСЕ/ОБСЕ решения носят преимущественно политический, а не юридический характер. Вместе с тем отсутствие обязательной юридической силы не умаляет их эффективности, т.к. они принимаются на самом высоком уровне и фактически имеют такое же значение, как и международные договоры. В числе актов ОБСЕ – важные политические программные документы – «Парижская хартия для новой Европы», Документ встречи в Хельсинки «Вызов времени перемен», Политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху», «Человеческое измерение» и другие.

Решения СБСЕ/ОБСЕ принимаются на основе консенсуса, который определяется как «отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу».


Совет Европы (СЕ)

Это международная региональная организация, объединяющая 46 европейских государств. Основана в 1949 г., с 1996 г. членом СЕ является Россия. Учредительные документы – Устав от 5.05.49 и Генеральное Соглашение о привилегиях и иммунитетах от 2.09.49. Штаб-квартира – в г. Страсбурге (Франция).

Целью организации, согласно Уставу, является «достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу».

Сотрудничество в рамках СЕ осуществляется прежде всего посредством заключения и реализации международных договоров – конвенций, протоколов и соглашений (например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод).



Основные органы СЕ:

Парламентская Ассамблея (ПАСЕ) – состоит из представителей от каждого государства-участника, назначаемых из состава его парламента (от России – 18 представителей). Является совещательным органом, принимает большинством голосов рекомендации Комитету Министров.

Комитет Министров – состоит из министров иностранных дел государств-членов. Комитет принимает заключения по рассматриваемым вопросам в форме рекомендаций правительствам. Рекомендации принимаются на основе принципа единогласия.

Конгресс местных и региональных властей Европы – включает делегации соответствующих органов государств-участников.

Секретариат – административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём (избирается ПАСЕ сроком на 5 лет).
Содружество Независимых Государств (СНГ)

Это региональная международная организация, объединяющая государства бывшего СССР (кроме стран Балтии). Соглашение о создании СНГ было подписано 8 декабря 1991 г. Учредительный документ – Устав от 22 января 1993 г.

Содружеству принадлежат координирующие полномочия в таких сферах, как:

- обеспечение прав и свобод человека;

- координация внешнеполитической деятельности;

- формирование и развитие общего экономического пространства, таможенная политика;

- развитие систем транспорта и связи;

- охрана здоровья и окружающей среды;

- вопросы социальной и миграционной политики;

- борьба с организованной преступностью;

- оборонная политика и охрана внешних границ.

Основные органы СНГ:

Совет глав государств – высший орган СНГ, обсуждает принципиальные вопросы деятельности государств-участников.

Совет глав правительств – координирует сотрудничество исполнительной власти государств-участников.

Совет министров иностранных дел – осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-участников, взаимодействие дипломатических служб, сотрудничество с другими международными организациями.

Совет министров обороны – координирующий орган в области военной политики и безопасности.

Исполнительный секретариат – постоянно действующий организационно-административный орган СНГ, возглавляемый Исполнительным секретарём СНГ.

Экономический суд СНГ – орган рассмотрения споров по заявлениям государств-участников СНГ, а также толкования вопросов юридического характера. К ведению Суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств государств, споров о соответствии актов государств по экономическим вопросам соглашениям, принятым в рамках СНГ.

В рамках СНГ заключено значительное число международных договоров (о безвизовом въезде, о беспошлинном ввозе товаров, о взаимной правовой помощи и т.д.). Страны бывшего СССР объединяются и в иные организации (ЕврАзЭС, ГУАМ и т.д.).


Тема 6. Международный договор
В настоящее время международный договор является ведущим источником международного права.

Процесс заключения международных договоров и их правовой режим регулируется Венской конвенцией о праве международных договоров 1969г.



Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и (или) воздержания от действий.

Сторонами международного договора могут выступать государства, государствоподобные образования и международные организации.

В соответствии со ст. 6 Венской конвенции каждое государство обладает правоспособностью заключать любые договоры. В то же время, правоспособность международных организаций является специальной, ограниченной целями и правилами этой организации.


Виды международных договоров:

1. По кругу участников.

а) двухсторонние (например, о культурном, экономическом или научно-техническом сотрудничестве, о взаимной правовой помощи, о выдаче преступников, о безвизовом въезде, о двойном гражданстве и т.д.);

б) многосторонние (могут быть универсальными, т.е. рассчитанными на участие всех или большинства государств мира, либо иметь ограниченное число участников);

2. По условиям присоединения к договору:

а) открытые (участниками могут быть любые государства независимо от того, имеется ли на то согласие других участников данного договора);

б) закрытые (участие в договоре зависит от согласия его участников).

3. По сроку:

а) срочные;

б) бессрочные.
Язык договора

Двухсторонние договоры составляются на языках обеих договаривающихся сторон, а иногда — также на третьем (нейтральном) языке. Многосторонние договоры составляются на языках, которые определяются их участниками.



Заключение договора

Процесс заключения договора может быть представлен как последовательность определенных стадий.

1. Подготовка и принятие текста договора. Осуществляется путём дипломатических переговоров (для двухсторонних договоров), либо на международных конференциях или в международных организациях (для многосторонних договоров).

Согласно ст. 9 Венской конвенции, текст договора принимается по согласованию государств, участвующих в его составлении. Международная практика выработала также форму принятия без голосования, путём согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны кого-либо из участников.

2. Установление аутентичности текста договора. Аутентичность означает, что текст договора является подлинным и достоверным. Ст. 10 Венской конвенции предусматривает следующие способы (формы) установления аутентичности:

- подписание;

- подписание ad referendum (условное подписание, нуждающееся в последующем подтверждении соответствующим государством или международной организацией);

- парафирование (постраничное подписание текста договора инициалами представителей государств).

3. Выражение согласия на обязательность договора. Основные способы выражения согласия (ст. 11 Венской конвенции):

- подписание;

- обмен документами (например, ратификационными грамотами);

- ратификация. Ратификация является одновременно и международным, и внутригосударственным институтом, т.к. Именно внутреннее право определяет, какой орган должен осуществлять ратификацию (как правило, законодательный орган).


Договоры заключаются специально уполномоченными лицами, которым выдаётся особый документ — полномочия. Главы государств, главы правительств и министры иностранных дел не нуждаются в полномочиях и могут осуществлять все действия, связанные с заключением договоров.

При заключении договора государство может делать оговорки (односторонние заявления), исключающие или изменяющие юридическое действие определенных условий договора применительно к данному государству (если это не противоречит условиям и существу самого договора).

Заключение многостороннего договора диктует необходимость назначения депозитария — государства или международной организации (либо главного должностного лица международной организации), осуществляющего (осуществляющей) хранение подлинника договора и всех связанных с ним документов. Например, депозитарием Венской конвенции является Генеральный секретарь ООН.

Прекращение международного договора. Выход из международного договора.

Прекращение договора, как правило, может быть осуществлено в любое время с согласия его участников. Действие срочных договоров прекращается с истечением его срока.

Если произошло существенное нарушение двухстороннего договора одним из его участников, другой участник имеет право прекратить или приостановить действие данного договора. В случае существенного нарушения многостороннего договора его участники вправе приостановить действие договора в отношении нарушителя или в отношении всех участников.

Для выхода государства или международной организации из договора используется процедура денонсации — уведомления о выходе из договора, которое может осуществляться лишь в случаях и на условиях, предусмотренных самим договором.


Недействительность международного договора

Международный договор, в целом или в какой-либо части не противоречащий общим принципам международного права, по общему правилу, признаётся действительным. Недействительность международного договора означает отсутствие у данного договора правовых последствий. Различают относительную недействительность (оспоримость, т.е. возможность признания договора недействительным в отношении пострадавшей стороны по её требованию) и абсолютную недействительность (ничтожность, т.е. отсутствие правовых последствий всего договора в отношении всех его участников с самого начала срока действия договора).



Основаниями относительной недействительности являются:

1. Нарушение внутренних конституционных норм государства при заключении договора;

2. Ошибка при даче согласия на обязательность договора;

3. Обман со стороны другого государства при заключении договора;

4. Подкуп представителя государства при заключении договора.

Основаниями абсолютной недействительности (ничтожности) являются:

1. Принуждение или угрозы в адрес представителя государства при заключении международного договора;

2. Применение силы или угроза силой в отношении государства при заключении договора, следствием чего явилось заключение договора данным государством;

3. Противоречие нормам jus cogens.


Заключение международных договоров Российской Федерацией

Порядок участия Российской Федерации в международных договорах регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995г. № 101-ФЗ.



Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту РФ, а предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, представляются в Правительство РФ. Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту или Правительству Министерством иностранных дел РФ. Если международным договором, предлагаемым к заключению, содержатся иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, такое предложение направляется Министерством иностранных дел с согласия Министерства юстиции РФ.

Предложение о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий заключения договора.



Решение о проведении переговоров и подписании международного договора принимается: в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом РФ, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, или от имени Правительства РФ - Правительством РФ.

Ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:

а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ.

е) если ратификация предусмотрена текстом самого договора.

Ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона. На основании федерального закона о ратификации международного договора Российской Федерации Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ.


Тема 7. Права человека в международном праве
Термин «права человека» понимается в двух значениях:

а) в объективном значении права человека — это система внутригосударственных правовых норм и общепризнанных обычаев, принципов и норм международного права, признающих, гарантирующих, обеспечивающих и защищающих правомерные правомочия индивидов и социальных общностей во всех сферах общественных отношений;

б) в субъективном значении права человека — это принадлежащие конкретному лицу (или социальной общности) возможности правомерного действия, поступка, поведения, предусмотренного (или не запрещённого) национальными и международными нормами права.
Основные международные документы по правам человека:

1. Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.). По своей юридической природе не является международным договором, а является актом международной организации. Не содержит обязывающих норм, имеет рекомендательное значение, провозглашается «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Имеет большое политическое значение и фактически добровольно признаётся сегодня большинством государств (в т.ч. Россией) как обязательный для исполнения документ.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах - МПГПП (принят 16 декабря 1966г., вступил в силу 3 января 1976г.) - универсальный международный договор, обязательный для государств-участников. Является одним из основных международных договоров в области прав человека. В настоящее время в нем участвует более 130 государств. В числе прав, предусмотренных Пактом, право на жизнь (ст. 6), запрет пыток (ст. 7), запрет рабства (ст. 8), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9), запрет лишения свободы за долги (ст. 11), право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14-15), запрет дискриминации (ст. 26) и т.д. К МПГПП также были приняты два факультативных протокола. Первый протокол предусматривает возможность личного обращения граждан государств-участников в Комитет по правам человека ООН (в отношении России вступил в силу 1 января 1992г.). Второй Факультативный протокол предусматривает отмену смертной казни (Россия в нём не участвует).

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах — МПЭСКП (принят 16 декабря 1966г., вступил в силу 23 марта 1976г.). В отличие от МПГПП, содержащего императивные нормы, обязательные для исполнения всеми государствами, МПЭСКП предусматривает обязательства государств «принять в максимальных пределах» меры к постепенному обеспечению полного осуществления признаваемых прав всеми надлежащими способами.

МПГПП и МПЭСКП предусматривают определенную систему межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека.

4. Специальные международные договоры (посвященные отдельным правам или определенным категориям индивидов):

- Конвенция о политических правах женщин 1952г.;

- Конвенция о правах ребёнка 1989г.;

- Конвенция о статусе беженцев 1951г.;

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г.;

- Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948г.;

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984г.

И т.д.

5. Региональные международные договоры:



- Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г. (Европейская конвенция о правах человека);

- Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995г. и т.д.

Все перечисленные выше в качестве примеров международные акты действуют в Российской Федерации непосредственно.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».
Международный механизм защиты прав человека в рамках ООН

В структуре ООН имеются следующие органы по правам человека:

1. Комиссия ООН по правам человека. Создана в 1946г. как функциональная комиссия в структуре ЭКОСОС. Первые 20 лет своей деятельности занималась разработкой международных стандартов в области прав человека (нормативного механизма, определяющего гарантированный минимум защиты обеспечения и защиты прав человека в каждом государстве). Данные стандарты были воплощены в МПГПП и МПЭСКП. В настоящее время в Комиссии представлены 43 государства. Комиссия занимается рассмотрением грубых и массовых нарушений прав человека, принимает решения по широкому диапазону общих проблем прав человека, проводит исследования, разрабатывает международные документы, устанавливающие стандарты прав человека. Комиссия НЕ рассматривает индивидуальные жалобы.

2. Верховный комиссар ООН по правам человека.

3. Договорные органы (создаваемые определенным международным договором в целях контроля за его исполнением государствами-участниками):

- Комитет по правам человека (учрежден МПГПП);

- Комитет по правам ребенка;

- Комитет по экономическим, социальным и культурным правам при ЭКОСОС;

- Комитет против пыток;

- Комитет по ликвидации расовой дискриминации и т.д.


Комитет по правам человека ООН (КПЧ ООН)

Создан для контроля за соблюдением государствами Международного пакта о гражданских и политических правах и факультативных протоколов к нему. Состоит из 18 членов, избираемых государствами-участниками. Форма работы — сессионная (2 раза в год).



Формы международного контроля КПЧ ООН:

1. Систематическое представление в КПЧ докладов государств о претворении в жизнь Пакта;

2. Сообщение государства о нарушении другим государством прав человека;

3. Индивидуальные жалобы.



Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в КПЧ ООН

Общие условия подачи жалобы:

1. Субъекты обращения — только индивиды (жалобы не могут подавать группы лиц, а также юридические лица);

2. Субъект должен быть жертвой нарушения государственным органом одного или нескольких прав, гарантированных МПГПП;

3. Жалоба может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом. КПЧ не вправе проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта. Жалоба может касаться только нарушения конкретных прав конкретного индивида.



Правила приемлемости жалобы:

1. Заявитель должен исчерпать все внутренние средства правовой защиты (таковыми признаются суды первой и кассационной инстанции). Таким образом, предметом жалобы может быть только окончательное решение.

2. Жалоба не должна содержать оскорблений, ложной информации;

3. Жалоба не должна быть анонимной;

4. Вопрос, поставленный в жалобе, не должен рассматриваться (или быть рассмотренным) по другой международной процедуре.

Содержание жалобы:

1. Личные данные заявителя: фамилия, имя, отчество, гражданство, профессия, дата и место рождения, адрес;

2. Указание на государство, против которого подаётся жалоба;

3. Суть вопроса и просьба заявителя;

4. Конкретные нормы МПГПП, которые, по мнению заявителя, были нарушены;

5. Предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе прилагаются копии необходимых документов.

Как правило, жалоба должна быть написана на английском или французском языке на специальном формуляре. Однако допускается написание жалобы от руки на официальном языке государства государственной принадлежности заявителя.

Рассмотрение жалобы носит конфиденциальный характер. Основные стадии процесса рассмотрения жалобы:

1. Контрольная процедура проверки приемлемости жалобы. Если жалоба не соответствует формальным требованиям, она отклоняется.

2. Передача приемлемой жалобы заинтересованному государству.

3. Представление государством в установленный срок объяснений по жалобе, передача объяснений заявителю. В течение данного срока государство может добровольно восстановить нарушенные права человека или устранить последствия таких нарушений. В этом случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

4. Принятие решения. Констатируя нарушение прав человека, Комитет обращается к государству-нарушителю с призывом предпринять соответствующие меры. Решение КПЧ ООН является окончательным.

5. В течение 180 дней государство должно представить Комитету информацию о принятых мерах. Данная информация должна быть включена в текст периодического доклада.


Международный механизм защиты прав человека в рамках Совета Европы

Основным инструментом Совета Европы по защите прав человека является Конвенция о защите прав человека и основных свобод, или Европейская конвенция о правах человека (ЕКПЧ). Она принята в Риме 4 ноября 1950г., вступила в силу 3 сентября 1953г., для России вступила в силу 5 мая 1998г. ЕКПЧ, несмотря на то, что не изобрела никаких новых прав, создала особый правопорядок, не имеющий аналогов в международном праве. Закрепленные в ЕКПЧ и протоколах к ней права обязывают государств-участников создавать эффективные системы государственного управления, позволяющие соблюдать права каждого человека и принимать меры по защите нарушенных прав.

Главным достижением ЕКПЧ является создание самого эффективного в международной практике механизма рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения прав человека — Европейского Суда по правам человека.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)

ЕСПЧ — международный орган, учреждённый Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). В состав ЕСПЧ входят по одному судье от каждого государства — члена Совета Европы. Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности.

Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) сроком на 6 лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. В структуре суда — председатель, два заместителя. Для рассмотрения дел образуются комитеты в составе трёх судей, палаты в составе семи судей и Большая Палата в составе 17 судей. Официальные языки Суда — английский и французский. В ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся применения и толкования ЕКПЧ и протоколов к ней. Прецеденты ЕСПЧ являются источником толкования норм и понятий, содержащихся в Конвенции (например, понятия «пытки», «унижающее человеческое достоинство обращение» и т.д.). Решения ЕСПЧ имеют прямое действие на территории всех государств-участников. Таким образом, все решения ЕСПЧ можно считать одним из источников российского права. Все акты в РФ должны соответствовать Европейской конвенции о правах человека в свете её толкования Европейским судом по правам человека.

Правила приемлемости жалоб в ЕСПЧ:

1. Rationе loci — заявитель обязательно должен находиться под юрисдикцией государства — участника ЕКПЧ (юрисдикция не всегда совпадает с территорией и с гражданством);

2. Субъектом обращения может быть физическое лицо, неправительственная организация, группа частных лиц. На практике также принимаются жалобы юридических лиц.

3. Заявитель должен быть прямой или косвенной жертвой нарушения, т.е. лицом, непосредственно пострадавшм в результате нарушения Конвенции (реальная жертва), либо реально может пострадать из-за нарушения Конвенции (потенциальная жертва). При утрате заявителем статуса жертвы производство по жалобе подлежит прекращению.

4. Ratione personae — обусловлено действием Конвенции по кругу лиц. Жаловаться можно только на нарушения со стороны государств — участников Конвенции. Ответчиком может быть только государство — участник Конвенции.

5. Ratione materiae — жалобы могут подаваться только на нарушение Конвенции и протоколов к ней.

6. Ratione temporis — жалобы из России могут касаться только фактов, возникших после даты вступления Конвенции в силу в отношении России (5 мая 1998г.), или если последнее окончательное решение по фактам, возникшим до 5 мая 1998г., было вынесено после указанной даты.

7. Заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты (суды первой и кассационной инстанций). Надзорная инстанция не принимается во внимание. Существует презумпция эффективности внутренних средств правовой защиты. Исключение составляют жалобы на нарушение ст. 6 Конвенции (право на справедливый и беспристрастный суд). В этом случае жалобу в ЕСПЧ можно подать и до вынесения решения (в т.ч. решения суда первой инстанции) — в том случае, если рассмотрение дела необоснованно затягивается.

8. Срок подачи жалобы — 6 месяцев со дня вынесения последнего решения по делу (последним решением признаётся судебное постановление кассационной инстанции).

9. Не принимаются анонимные жалобы.

10. Не принимаются одинаковые по содержанию жалобы от одного и того же лица.

11. Не принимаются явно необоснованные и несовместимые с Конвенцией жалобы, а также жалобы, поданные со злоупотреблением правом подачи жалобы (заведомая ложь, оскорбления и т.д.).

12. Вопрос, поставленный в жалобе, не должен рассматриваться (или быть рассмотренным) по другой международной процедуре (например, в КПЧ ООН).

Порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ

Жалобы в ЕСПЧ подаются на специальном формуляре на официальном языке государства — участника ЕСПЧ. Все жалобы в ЕСПЧ поступают в Секретариат Суда. Если жалоба подана не на формуляре, Секретариат направляет заявителю бланк формуляра и инструкцию по его заполнению. При последующем поступлении данной жалобы на заполненном формуляре датой подачи жалобы считается первоначальная дата поступления жалобы (не на формуляре). Затем Председатель Палаты направляет жалобу для рассмотрения её приемлемости в Комитет из трёх судей (в особенности, явно неприемлемые или потенциально неприемлемые жалобы) или в Палату из семи судей. Комитет может либо единогласным решением отклонить жалобу как неприемлемую, либо передать решение вопроса о приемлемости жалобы на рассмотрение Палаты. Решение Комитета по вопросу приемлемости жалобы окончательно и не подлежит обжалованию.

Если жалоба признана приемлемой, она рассматривается по существу Палатой в составе семи судей. Срок рассмотрения жалобы не установлен (на практике — 2-5 лет, в первую очередь рассматриваются дела по фактам наиболее грубых нарушений; быстрее рассматриваются типичные ситуации — такие, по которым ранее по аналогичным делам других заявителей уже были вынесены решения). Принятая к рассмотрению по существу жалоба направляется государству-ответчику для выяснения позиции правительства по вопросу приемлемости и по существу. Слушания по делу проводятся в Страсбурге — в том случае, если необходимо заслушать мнения сторон и исследовать доказательства. Большинство же дел рассматриваются без проведения слушаний, токо путём исследования имеющихся письменных доказательств (но с соблюдением принципов равноправия и состязательности сторон). Суд прекращает производство по жалобе в случае, если заявитель утратил статус жертвы, если между сторонами заключено мировое соглашение, в некоторых других случаях. В случае смерти заявтеля дело может продолжить, как правило, его правопреемник.

Рассматривая дело, ЕСПЧ тестирует каждое предполагаемое нарушение с точки зрения:

- законности действий органов государства;

- пропорциональности мер государственного принуждения;

- легитимности цели.

Законность действий государства означает, что действия государственных органов, которыми, как предполагается, была нарушена Конвенция, соответствовали внутреннему закону государства. При этом внутригосударственный нормативный акт признаётся законом при наличии соблюдения следующих условий:

- он принят компетентным органом государства;

- имеет публичный характер и опубликован для всеобщего сведения;

- содержит чёткие правила. Недостаточное качество закона (например, нечеткость формулировок, к примеру, «в исключительных обстоятельствах...») может послужить основанием признания действий органов государства незаконными.



Доктрина пропорциональности мер государственного принуждения может быть сформулирована следующим образом: ответные меры государственного принуждения должны быть пропорциональны (соразмерны) деяниям нарушителя, в отношении которого эти меры применяются. Любые ограничительные действия должны быть пропорциональны ситуации.

Доктрина легитимности цели означает, что любые ограничения прав граждан должны диктоваться исключительно «необходимостью в демократическом обществе». Любые ограничения (например, ограничения свободы слова) должны быть пропорциональны преследуемой демократической цели. Например, если в определенной ситуации в отношении обвиняемого или подсудимого могла быть избрана мера пресечения (или наказания), не связанная с заключением под стражу (или лишением свободы), но, несмотря на это, было применено заключение под стражу, то это может быть признано нарушением ст. 5 Конвенции.

Производство по жалобе ведётся на английском языке. Жалобы и ходатайства из России могут подаваться на русском языке. Все документы ЕСПЧ составляются только на английском языке (включая переписку с заявителями).

В ЕСПЧ возможно представительство. Представителями заявителя могут быть адвокаты, а также (с разрешения Председателя Палаты) иные лица. Часто представителями являются учёные-специалсты в сфере международного права. Документы от имени представителя могут подаваться в ЕСПЧ только на английском языке.

Мировое соглашение

ЕКПЧ предусматривает возможность заключения мирового соглашения («дружественного урегулирования») между заявителем и государством-ответчиком. ЕСПЧ содействует дружественному урегулированию споров.

Необходимое условие мирового соглашения: оно должно соответствовать принципу соблюдения прав человека.

Даже в случае заключения мирового соглашения Суд вправе продолжить рассмотрение жалобы по существу и вынести решение, если того требуют интересы обеспечения прав человека, в следующих случаях:

- если по данному вопросу отсутствует официальное толкование Конвенции, ранее данное Судом;

- если спор возник в результате «структурной проблемы», которая не будет разрешена после заключения мирового соглашения и будет продолжать вызывать дальнейшие нарушения Конвенции.

Все переговоры между сторонами в ходе заключения мирового соглашения являются конфиденциальными.

Присуждение «справедливой компенсации»

При вынесении решения, констатирующего факт нарушения Конвенции, Суд присуждает жертвер нарушения справедливую компенсацию (ст. 41 Конвенции). Государство, виновное в нарушении Конвенции, обязано возместить ущерб и устранить все возможные последствия всеми возможными законными способами (Restitutio in Integrum – восстановление положения, существовавшего до нарушения Конвенции).

Restitutio in Integrum возможно как в денежной форме, так и, например, путём проведения нового судебного разбирательства (в случае нарушения ст. 6 Конвенции).

Справедливая компенсация включает в себя:

- материальный ущерб;

- компенсацию морального вреда;

- судебные издержки.

Материальный ущерб вычисляется математически и подлежит доказыванию. Формул для определения компенсации морального вреда не существует. Она возмещается в том случае, если лицо претерпело страдания. В ряде случаев уже сама констатация факта нарушения признаётся достаточной компенсацией морального вреда.

Судебные издержки вычисляются математически. Возмещению подлежат как издержки на внутригосударственные процедуры. Гонорары адвокатов должны быть соразмерны сложности дела. Размер судебных издержек подлежит доказыванию.

Исполнение решений ЕСПЧ

ЕСПЧ — единственный международный судебный орган, имеющий механизм обеспечения исполнения принятых судебных решений. Различают 3 категории мер, которые должно принять государство-ответчик, виновное в нарушении Конвенции:

- выплата справедливой компенсации;

- меры общего характера;

- восстановление существовавшего до нарушения Конвенции положения (меры индивидуального характера).

Государство-ответчик предоставляет Комитету Министров Совета Европы информацию о ходе исполнения решений ЕСПЧ. Выбор конкретных мер общего и индивидуального характера принадлежит самому государству-ответчику. Комитет министров оценивает, насколько эффективны принятые меры с точки зрения восстановления положения и недопущения нарушения Конвенции в будущем. Когда решение ЕСПЧ полностью исполнено, Комитет министров принимает резолюцию, которой закрывает производство по делу.


Тема 8. Международно-правовая ответственность
Международно-правовая ответственность — это обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства или иных принципов и норм международного права, а в установленных случаях — и в результате правомерных действий.

Ответственность выступает в качестве особого инструмента регулирования международных отношений и гаранта функционирования международного права.



Основанием возникновения международно правовой ответственности является, по общему правилу, международное правонарушение, элементами которого являются:

1. Нарушение норм или принципов международного права, международных обязательств конкретными действиями или бездействием субъекта международного права (при этом под действием/бездействием государства или международной организации понимаются действия/бездействия их органов и должностных лиц);

2. Наступивший вред и причинная связь между действием/бездействием и причиненным вредом (данный элемент используется только для применения мер материальной ответственности. Для применения мер политической ответственности достаточно усеченного состава правонарушения — только одного первого элемента).

В ряде случаев основанием международной ответственности являются правомерные действия или случайные обстоятельства, в результате которых был причинен вред (например, падение искусственного космического объекта, принадлежащего одному государству, на территорию другого государства).


Виды международно-правовой ответственности:

1. По субъектам:

а) ответственность государств;

б) ответственность международных организаций;

в) индивидуальная международная уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений.



2. В зависимости от степени общественной опасности международных правонарушений:

а) ответственность за международные деликты;

б) ответственность за международные преступления.

3. По форме (способу реализации):

а) материальная ответственность;

б) политическая ответственность.

Формы международно-правовой ответственности:

1. Формы материальной ответственности:

а) реституция — восстановление положения, существовавшего до совершения нарушения;

б) реституция in integrum — восстановление прежнего положения и выплата возмещения (если восстановление прежнего положения в полном объёме невозможно);

в) компенсация (часто её размер ограничивается международными договорами);

г) ресторация — восстановление прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, загразненной воды).

2. Формы политической ответственности:

а) сатисфакция — удовлетворение нематериальных требований пострадавшей стороны (например, официальные заявления, признание неправомерности своих действий, гарантии неповторения инцидента в будущем);

б) чрезвыйчайные сатисфакции — временные ограничения суверенитета и международной правоспособности государства-нарушителя, его демилитаризация (разоружение), установление контроля над государством и применение в отношении его вооруженных сил;

в) репрессалии — ответные индивидуальные насильственные действия пострадавшего субъекта;

г) коллективные санкции (вводятся по решению Совета Безопасности ООН) — полное или частичное приостановление дипломатических, экономических, транспортных, почтовых и других отношений с государством-нарушителем, применение Миротворческих сил ООН;

д) чрезвычайные репарации — ограничение правоспособности государства по распоряжению своими материальными ресурсами.

От международных правонарушений следует отличать недружественные акты — действия государств, наносящие ущерб другому государству, но не нарушающие норм международного права и не предусматривающие ответственности за их совершение. Например, ограничение прав граждан какого-либо государства на территории другого государства; установление повышенных таможенных пошлин или запрета на ввоз товаров из определенного государства; отзыв посла и т.д.

В качестве контрмеры (ответного действия) за совершение недружественного акта используется не ответственность, а реторсии — ответные акции пострадавшего государства.



Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности:

1. Вина потерпевшей стороны;

2. Контрмеры (ответные действия пострадавшего государства, в т.ч. самооборона, или ответ на приготовление к совершению в отношении такого государства международного правонарушения);

3. Форсмажор (непреодолимая сила), в т.ч. стихийные бедствия;

4. Соглашение с потерпевшей стороной (за исключением нарушения норм jus cogens).
Международная уголовная ответственность физических лиц

Международная уголовная ответственность физических лиц — особая форма ответственности, наступающая в случае совершения международных преступлений. Основания ответственности и порядок привлечения к ней регулируются нормами специальной отрасли международного права — международного уголовного права.

В 1998г. был принят Статут Международного уголовного суда (Римский статут). Юрисдикция Суда ограничивается наиболлл серьёзными преступлениями, вызывающими обеспокоенность всего мирового сообщества — геноцид, преступления против человечности; военные преступления; акты агрессии.

Кроме того, существуют специальные суды и трибуналы — например, Международный трибунал по бывшей Югославии, Международный уголовный трибунал по Руанде (оба созданы по решению Совета Безопасности ООН); Специальный суд по Сьерра-Леоне и др.


Раздел 3. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Тема 9. Международное дипломатическое и консульское право
Международное дипломатическое и консульское право (право внешних сношений) – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, функции, порядок формирования государственных органов, осуществляющих международное представительство государства.
Основные источники МДКП:

  1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

  2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

Акты Российской Федерации:

1. Положение «О посольстве Российской Федерации» (утв. указом Президента РФ от 28.10.1996 г.)

2. Положение «О консульском учреждении Российской Федерации» (утв. указом Президента РФ от 5.11.1998 г.)

3. Положение «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве» (утв. указом Президента РФ от 7.09.1999 г.).
Дипломатия – это важнейшее средство осуществления внешней политики государства; официальная деятельность государства и его органов по осуществлению представительства в других государствах и при международных организациях.

Дипломатия может быть двухсторонней и многосторонней. Двухсторонние дипломатические и консульские отношения устанавливаются на основе принципа взаимности.


Органы, осуществляющие внешние сношения:

1. Внутригосударственные;

2. Зарубежные.

а) постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения);

б) временные (делегации, специальные миссии).

К внутригосударственным органам внешних сношений в РФ относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Министерство иностранных дел РФ. Также определенные функции в данной сфере выполняют Министерство юстиции РФ, Министерство обороны РФ и другие федеральные органы исполнительной власти.

Статус Министерства иностранных дел РФ (МИД России) определен Указом Президента РФ «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» от 11 июля 2004г. № 865. Данным указом утверждено Положение о МИДе России.

МИД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений РФ.

Основными задачами МИДа России являются:

1) разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

2) реализация внешнеполитического курса РФ в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ;

3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности РФ, других ее интересов на международной арене;

5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

6) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;

и другие.

МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через загранучреждения - дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных организациях, территориальные органы - представительства МИДа России на территории РФ. Руководство деятельностью МИДа России осуществляет Президент Российской Федерации. МИД России возглавляет Министр иностранных дел Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МИД России полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Дипломатическое представительство – это орган одного государства (аккредитующего), учреждённый на территории другого государства (государства пребывания) для осуществления официальных отношений между ними.

Виды дипломатических представительств:

1. Посольства (дипломатические представительства 1 класса). Такие дипломатические представительства возглавляют Чрезвычайные и Полномочные Послы.

2. Миссии (дипломатические представительства 2 класса). Такие дипломатические представительства возглавляют посланники.

3. Представительства государства при международной организации;

4. Другие виды дипломатических представительств (например, представительства государств в Ватикане; представительства Ватикана в других государствах – нунциатуры).

Функции дипломатического представительства:

1. Представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

2. Защита интересов аккредитующего государства в государстве пребывания (в том числе контроль за исполнением государством пребывания двухсторонних договоров с аккредитующим государством);

3. Ведение переговоров с правительством государства пребывания;

4. Выяснение условий и событий в государстве пребывания всеми законными способами и сообщение о них властям аккредитующего государства;

5. Поощрение дружественных отношений между государствами; развитие взаимоотношений в сферах экономики, науки, культуры.



Структура дипломатического представительства:

1. Дипломатический персонал (глава дипломатического представительства, дипломаты, торговые представители, военные атташе, а также их заместители);

2. Административно-технический персонал (переводчики, бухгалтера, другие специалисты);

3. Обслуживающий персонал (водители, повара, курьеры и т.д.).

В каждом дипломатическом представительстве есть глава дипломатического представительства. Существует три класса глав дипломатических представительств:

1 класс - Послы (аккредитуются при главах иностранных государств), а также нунции (послы Ватикана);

2 класс – Посланники (аккредитуются при главах иностранных государств), а также интернунции;

3 класс – поверенные в делах (аккредитуются при главах внешнеполитических ведомств).

В процедуре назначения главы дипломатического представительства принимают участие как аккредитующее государство, так и государство пребывания. Процедура включает в себя несколько стадий.

1. Запрос агремана – согласия государства пребывания на назначение конкретного лица главой дипломатического представительства (по общему правилу, если в течение 3 месяцев агреман не получен, считается, что государство пребывания отказало в назначении данного лица главой диппредставительства).

2. Назначение главы дипломатического представительства (только после получения агремана). Как правило, оформляется указом главы аккредитующего государства.

3. Вручение верительной грамоты – документа, подтверждающего официальный статус главы дипломатического представительства. Верительная грамота подписывается главой аккредитующего государства и руководителем внешнеполитического ведомства и вручается главе государства пребывания.



Прекращение функций главы дипломатического представительства осуществляется в случаях:

1. Отзыва аккредитующим государством (в этом случае подписывается и вручается отзывная грамота);

2. Объявления его властями государства пребывания персоной non grata;

3. Разрыва дипломатических отношений между аккредитующим государством и государством пребывания (в т.ч. в результате начала военных действий);

4. Прекращение одного из государств или обоих государств.


скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Конспект лекций по курсу «Международное право»
905.33kb.
Международное частное право Краткий курс лекций уфа 2008
2870.82kb.
Контрольные вопросы к экзамену по курсу "международное публичное право"
41.59kb.
Конспект лекций Новиков С. А. Административное право: Конспект лекций. М.: "Приор-издат", 2003. 128 с. Настоящим изданием мы продолжаем серию "
1631.34kb.
Международное право – регулирует межгосударственные (международные) отношения
69.67kb.
Тема: Международное право в деятельности таможенных органов План
840.36kb.
Вопросы по международному праву
106.8kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине международное частное право для специальности «Международное право»
27.5kb.
Экзаменационные вопросы по курсу «международное частное право»
23.78kb.
Международное право и право на получение экологической информации в России
83.05kb.
Международное экономическое право: правовые режимы №38
29.95kb.
Конспект лекций по дисциплине
487.7kb.