Главная стр 1
скачать
Конспект открытого урока по литературе в 8 классе.
Тема урока: Что такое счастье в понимании Мцыри?
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Тип урока: интегрированный урок.
Цели: Раскрыть идейное содержание поэмы, своеобразие языка; помочь учащимся выяснить, в чем счастье для Мцыри, используя иллюстрации, муз.отрывки, анализируя текст; Совершенствовать навыки работы с опорной лексикой, навыки комментированного чтения, чтения наизусть; подготовиться к письменной работе;

Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать;

Формирование нравственной позиции учащихся.

Оборудование: текст поэмы «Мцыри», репродукции картин Ф. Константинова, И. Глазунова, рисунков М. Ю. Лермонтова, словарь С. И. Ожегова, музыка Вивальди.
Ход урока:


  • Оргмомент.

  • Вступительное слово учителя.

- Обратите внимание на тему урока, записанную на доске. Прежде, чем мы приступим к её рассмотрению, хотелось бы услышать ваше определение счастья. Что значит для вас быть счастливым?

(Записать на листе ватмана: Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.)

- Как вы думаете, для людей разных эпох, разных миовоззрений понятие счастье одинаково?

- А от чего может зависеть различие в определении счастья?



  • Работа по теме

- Теперь обратимся к теме урока. При обсуждении темы воспользуемся опорными словами:

1. Я считаю, что понятие счастья Мцыри, сродни понятиям...

2. Защищая свое право на волю и счастье, Мцыри отвергает..., а утверждает...

3. Несмотря на все испытания, Мцыри убедился в утверждении, что...



  • Работа с текстом.

- Давайте сначала вспомним, кто такой Мцыри? Какой он?

(Мцыри, будучи ребенком, попадает в монастырь. Он вырос среди чужих людей, монахов. Мцыри несчастлив. Юноша предпринимает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Жизнь в монастыре не приносит ему радости, так как монахи ведут аскетический образ жизни. И Мцыри рвется на свободу, он жаждет жизни, человеческого счастья. Ведь Мцыри - горец, он рожден свободным, но попадает в плен к русским. Вкусив свободы после побега, он уже ни о чем не мог думать, монастырь стал для него тюрьмой. Мцыри целеустремленный, волевой, свободолюбивый, не признающий над собой ничьей власти.)

- Как вы считаете, почему местом действия Лермонтовым был избран Кавказ?


  • Работа с иллюстрациями, репродукциями:

- Как природа отражает чувства, мысли героя?

- Почему Мцыри осуществляет побег из монастыря? (зачитать отрывок)


Подготовленный ученик читает отрывок ( бой с барсом ) из поэмы наизусть под музыку.

- Как ведет себя на воле Мцыри? Как его характеризует этот отрывок? (Своеобразный гимн силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам.)

- Давайте уточним, что же значит счастье для Мцыри?

(Использование опорной лексики 1.)

- Как вы считаете, исповедь Мцыри - это исповедь в церковном ее понимании или звучит она как спор с чернецом?

- О чем же спорит юноша со своим духовным наставником? Что утверждает?

(Использование опорной лексики 2.)

- Как вы думаете, почему Мцыри умирает?

- И, несмотря на все переживания и горести, о чем последние слова Мцыри, в чем он убежден?

(Использование опорной лексики 3.)



Ученик читает отрывок из поэмы наизусть под музыку.

  • Подведение итогов урока:

- Как вы считаете, а как понимал счастье сам Лермонтов?

( Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу. Чувства и переживания Мцыри - это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников Лермонтова отказаться от равнодушия и апатии, он звал почувствовать красоту подвига. Счастье поэт видел в том, чтобы изменить жизнь, сделать её прекрасной, чтобы его родина была свободной. Появление поэмы в годы правления Николая I, в годы реакции не случайно. Поэма явилась своеобразным протестом поэта и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России.)




  • Задание для тех, кого заинтересовала поэма.

Подберите эпиграф, наиболее подходящий к теме урока.
Увы! - за несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...


Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.


Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать. для воли иль тюрьмы



На этот свет родимся мы...


  • Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «Что значит счастье в понимании Мцыри?»
скачать


Смотрите также:
Конспект открытого урока по литературе в 8 классе. Тема урока: Что такое счастье в понимании Мцыри? Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний
30.9kb.
Конспект урока геометрии (8 класс) Тема урока: «Четырехугольники» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
70.44kb.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
Тип урока; Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока : Значение аппликатуры в музыкальных произведениях
41.51kb.
Конспект урока по биологии в 6 классе Тема урока : «Дыхание животных» Место урока : третий урок в теме «Дыхание» Тип урока: урок новых знаний
64.91kb.
Конспект урока Класс: 11 физико-математический профиль. Тема урока: Основные методы решения иррациональных неравенств. Тип : Урок обобщения и систематизации знаний
171.5kb.
Тип урока: урок смотр знаний. Тема урока: Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения, обращения и знаки препинания в нем"
35.41kb.
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе. Тема урока : Уэльс
19.47kb.
План-конспект открытого урока технологии в 7 «А» классе Тема урока: Проект «Интерьер жилого дома» Вид занятия: деловая игра Учитель: Асабина И. И. г. Ртищево, 2008
125.2kb.
Урок истории в 9 классе Тема урока: Реформы Столыпина. Тип урока: урок формирования новых знаний. Цели урока: образовательная
55.54kb.
Конспект урока Класс: 11 физико-математический профиль. Тема урока: Основные методы решения иррациональных уравнений Тип : Урок обобщения и систематизации знаний
159.55kb.
11 класс Урок обобщения и систематизации знаний Тема урока: «альфа-,бета-,гамма-излучение» Цель урока : «Обобщение и систематизация знаний в области строения атомного ядра»
13.5kb.