скачать
Конспект открытого урока по физической культуре и ОБЖ
в 7 классе МОУ «СОШ № 108»
учителя физической культуры Лопатова В.А.
Тема: «Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, скорости и ловкости – один из основных компонентов здорового образа жизни. Здоровье и здоровый образ жизни»
Задачи урока:
-
Отработка слаженных действий в парных упражнениях. Повышение умения владения своим телом в пространстве.
-
Дать определение «чрезвычайной ситуации», разобрать классификацию чрезвычайных ситуаций, повторить основные действия, которые необходимо совершить при возникновении чрезвычайных ситуаций.
-
Совершенствование двигательных качеств в спортивных эстафетах.
4. Воспитательная задача – воспитание таких качеств, как взаимовыручка, товарищество, коллективизм, находчивость.
Домашнее задание к уроку:
-
Принести спортивную форму.
-
Придумать название и девиз команд.
-
Сделать эмблему команды.
-
Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Здоровый образ жизни» и «Физическая культура».
-
Знать определение «чрезвычайной ситуации», выучить классификацию чрезвычайных ситуаций.
-
Практическая часть
Части урока
|
Содержание материала
|
Дозировка
|
Методические указания
|
I. Вводно – подготовительная часть (10-12 мин.)
|
1. Вход в зал и построение в шеренгу, расчет, приветствие
|
|
|
2. Сообщение задач урока
|
|
|
3. Упражнение на внимание, повороты на месте, построение в две и в одну шеренгу
|
1,5-2 мин.
|
Проверка собственного пульса
|
4. Ходьба
|
30 м.
|
|
5. Упражнение на осанку. Ходьба на носках
|
20 м.
|
|
6. Ходьба на пятках
|
20 м
|
|
7. Ходьба на внешней стороны стопы
|
20 м.
|
|
8. Ходьба перекатом с пятки на носок
|
20 м.
|
|
9. Бег: а. правым, левым боком, приставными шагами;
б. подскоками;
в. с поворотами на 360°
|
50 м
50 м.
30 м.
|
|
10. Бег с чередованием ходьбы, упражнения на дыхание
|
400 м.
|
|
11. Разминочные упражнения в движении
а. Плечевой пояс. Руки за голову, повороты
б. Руки к плечам. Вращении е вперед-назад
в. Руки в стороны. Скрестные движения рук
г. Отведение рук назад с чередованием
д. Вращение рук вперед-назад
е. Вращение рук на встречу
|
10-12 раз
12-16 раз
16 раз
2 раза по 10-12 раз
12-14 раз
|
|
12. Ходьба с вращением головы
|
8-10 раз
|
|
13. Ходьба с выпадами
|
20 м.
|
|
Разминочные упражнения на месте в парах
|
|
|
1. Исходное положение (и.п.) лицом к партнеру. Ноги на ширине плеч. Приветствие друг друга рукопожатиями
|
|
|
2. И.П. тоже, наклоны вперед; правая рука перед грудью, левая рука впереди, встречные движения
|
10-12 раз
|
|
3. И.П. тоже. Руки в стороны, наклоны вправо-влево
|
12-16 раз
|
|
4. И.П. спиной друг к другу за руки; поднимаясь на носках соединить руки над головой
|
10-12 раз
|
|
5. И.П. тоже, руки между локтей, наклоны вперед поочередно
|
8 раз-девочки;10 раз-мальчики
|
|
6. И.П. тоже; приседания с упором в спину
|
8 раз-девочки; 12 раз-мальчики
|
|
7. И.П. лицом друг к другу; сед на правой ноге, перенос центра тяжести с ноги на ногу перекатами
|
8-10 раз
|
Спину держать прямо
|
8. И.П. тоже; правой рукой за правое плечо, мах левой ногой; тоже самое другой ногой
|
10-12 раз
|
|
9. Армреслинг правой, левой руками
|
2 раза
|
|
10. И.П. лицом друг к другу; упор руками в плечи партнера. Цель – оттеснить партнера на 3-4 шага
|
2 раза
|
|
11. И.П. тоже; взяв партнера за руки необходимо перетянуть его на другую сторону
|
2 раза
|
|
12. И.П. в присяди; прыжки вперед - назад
|
16-20 раз
|
Держать равновесие
|
13. И.П. тоже; взявшись за руки вращение на 360° 4 раза подряд, затем в другую сторону
|
2-3 раза
|
|
14. В парах игра на реакцию: «Удары по кистям партнера»
|
30 сек.-1 мин.
|
Проверка пульса
|
II. Основная часть (22-24 мин.)
|
Специальные беговые упражнения в парах
|
|
|
1. Ходьба с восстановлением в парах
|
60 м.
|
|
2. Бег с высоким подниманием колен
|
20 м.
|
|
3. Бег с захлестом голени
|
20 м.
|
|
4. Подскоки
|
20 м.
|
|
5. Ускорение после вращения; ходьба; упражнения, восстанавливающие дыхание. Перестройка по командам.
|
2 раза по 20 м.
|
|
6. Конкурс эрудитов команд
|
4 мин.
|
Знание пословиц и поговорок на темы: «Здоровый образ жизни» и «Физическая культура»
|
7. Определить, что такое «чрезвычайная ситуация», какие виды чрезвычайных ситуаций существуют
|
2 мин.
|
|
Спортивные эстафеты
|
|
|
1. Беговая эстафета
|
30 м.
|
|
2. Челночная эстафета
|
40 м.
|
|
3. Лабиринт
|
30 м.
|
|
4. «Самый меткий» - броски в кольцо
|
Каждый участник выполняет по 3 броска
|
|
5. «Ловкие ребята» - передача мяча.
|
1 мин.
|
Цель – передать наибольшее число раз
|
6. Канат
|
1 мин.
|
|
7. Игра «Москировка команд»:
а. Тропинка,
б. Кочки,
в. Плетень,
г. Стог сена,
д. Яма
|
2 мин.
|
Побеждает та команда, которая действует согласованней и быстрее выполняет команды
|
III. Заключительная часть (3-4 мин.)
|
1. Медленный бег
|
100 м.
|
|
2. Ходьба с восстановлением дыхания
|
50 м.
|
|
3. Построение, итоги урока; задание на дом ( итоги урока см. Приложение № 1)
|
1-1, 5 мин.
|
Повторить основные правила поведения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
|
-
Теоретическая часть
1. Понятие здоровья
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
-
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
-
Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
-
Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
-
Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Признаками здоровья являются:
-
специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
-
показатели роста и развития;
-
функциональное состояние и резервные возможности организма;
-
наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
-
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
2. Понятие здорового образа жизни
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
-
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
-
оптимальный двигательный режим;
-
рациональное питание;
-
закаливание;
-
личная гигиена;
-
положительные эмоции.
3. Понятие чрезвычайной ситуации, классификация чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайная ситуация природного характера – неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на:
-
геофизического характера – вулканы, землетрясения;
-
геологического характера – оползни, сели, лавины, эрозии, пыльные бури;
-
метеорологические и гидрометеорологические погодные явления – морские цунами, тайфуны;
-
гидрологического характера – наводнения, половодье;
-
гидрогеологического характера – низкий и высокий уровень вод;
-
природные пожары
-
инфекционные заболевания людей и скота
-
поражение сельскохозяйственных растений вредителями
скачать