Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУРАГИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧЕРЕМШАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20


Современное качество образования

Сопровождение профессионального развития педагогов

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ



С. ЧЕРЕМШАНКА

2013

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение………………………………………………......................................................3

  2. Семинар «Методы, приемы и формы обучения»………..……………………………..4

  3. Семинар «Пути и способы формирования учебной мотивации»…………………….10

    1. Теоретическая часть………………………………………………………………….12

    2. Практическая часть…………………………………………………………………...19

    3. Рефлексия. Подведение итога семинара…………………………………………….20

  4. Семинар «Модуль ФГОС: формирование УУД»………………………………………..21

  5. Семинар «Формирование универсальных учебных действий на уроках»……………29

  6. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС………………32

  7. Система диагностики универсальных учебных действий в начальной школе……….34

  8. Методические разработки уроков ………………………………………………....……37

    1. Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе «Вводные слова и предложения»…………………………………………………………………………37

    2. Урок русского языка по теме: «Звуки русского языка". 1-й класс УМК «Гармония»…………………………………………………………………………...47

    3. Конспект урока по литературному чтению в 1-м классе…..………………….…...54

    4. Открытый урок математики в 7 классе по теме «Графическое решение уравнений»…….………………………………………………………………………60

    5. Авторские задачи для учащихся 5 классов «Курагинский район в задачах»…....63

    6. Урок математики во 2 классе по теме «Умножение»………………………………67

  9. «Первые шаги». Открытые уроки молодых специалистов……………………………..74

    1. Урок по физической культуре в 8 классе……………………………………………74

    2. Урок по физической культуре для учащихся 2 класса……………………………..78


ВВЕДЕНИЕ

Период глобальной реформации современного российского общества, переход к рыночным отношениям требуют от выпускников средней школы не только овладения необходимыми знаниями в области политики и экономики, но и способности ориентироваться в социально-экономической реальности. При всей непредсказуемости социальных перемен, очевидно, что чем раньше человек постигнет тонкости механизмов развития общества, тем ярче и интересней будет его жизнь, тем больший вклад внесет он в благородное дело цивилизованного развития Отечества.

Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных социально-экономических ситуаций, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях.

В связи с этим, все более значимой становится задача воспитания свободного человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен.

Современный урок предполагает создание условий имитационного моделирования жизненных ситуаций, где изменяется позиция ученика от объекта научения до активного субъекта учения, самостоятельно конструирующего нужные способы действий. Позиция учителя тоже меняется – он становится организатором коммуникаций и экспертом. Учителям необходимо скорректировать свою деятельность. Методические площадки «Современное качество образования» и «Сопровождение профессионального развития педагога» создают условия для учителей, желающих видоизменить свою практику.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение условий для введения стандартов нового поколения. ФГОС определяет основные результаты обучения и воспитания. Универсальные учебные действия являются одним из важнейших компонентов ФГОС, поскольку развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Какие методы, приемы и формы обучения применять? Какие пути и способы формирования учебной мотивации использовать? Как построить урок так, чтобы формировать УУД? На эти вопросы педагоги искали ответы в течение года.



Данный сборник включает в себя материалы семинаров, методические разработки уроков, которые могут использоваться управленческими командами школ, руководителями методических объединений, педагогами в практической деятельности для оптимизации учебно-воспитательного процесса и повышения качества образования.

Семинар «Методы, приемы и формы обучения»



















  1. Что следует понимать под методом обучения? Из пред­ложенных ответов выберите правильный, доказав не­полноту или ошибочность остальных.




  1. Метод обучения — это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.

  2. Под методом обучения следует понимать также исход­ные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.

  3. Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.

  4. Метод обучения — это упорядоченная деятельность пе­дагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

  5. Метод обучения — это способ сотрудничества учителя с учащимися.




  1. Что следует понимать под методом обучения? Из пред­ложенных ответов выберите правильный, доказав не­полноту или ошибочность остальных.




  1. Метод обучения — это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.

  2. Под методом обучения следует понимать также исход­ные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.

  3. Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.

  4. Метод обучения — это упорядоченная деятельность пе­дагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

  5. Метод обучения — это способ сотрудничества учителя с учащимися.

I.Что следует понимать под методом обучения? Из пред­ложенных ответов выберите правильный, доказав не­полноту или ошибочность остальных.



  1. Метод обучения — это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.

  2. Под методом обучения следует понимать также исход­ные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.

  3. Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.

  4. Метод обучения — это упорядоченная деятельность пе­дагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

  5. Метод обучения — это способ сотрудничества учителя с учащимися.

I.Что следует понимать под методом обучения? Из пред­ложенных ответов выберите правильный, доказав не­полноту или ошибочность остальных.


  1. Метод обучения — это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.

  2. Под методом обучения следует понимать также исход­ные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.

  3. Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.

  4. Метод обучения — это упорядоченная деятельность пе­дагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

  5. Метод обучения — это способ сотрудничества учителя с учащимися.


Ответьте на вопросы, пользуясь предложенными вариан­тами ответов.
II. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию, дедукцию методами обучения? Опираясь на знания из области философии, педагогики, психологии, проанализируйте альтернативы и придите к правильному ответу, определив тем самым свое отношение к правомерности выделения индуктивных и дедуктивных методов обуче-
ния.



  1. Можно, так как они показывают путь овладения знаниями.

  2. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются основ­ными формами мышления учащихся, посредством кото­рых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения.

  3. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются катего­риями психологии, а не дидактики, поэтому к методам обу­чения они никакого отношения не имеют.

  4. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются метода­ми логического мышления, а не обучения, поэтому непра­вомерно считать их методами обучения.

  5. Нельзя, поскольку индукция и дедукция не ведут к до­стижению цели обучения.


III. Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться побуждают учащихся к учению?

  1. Нет, это общая функция всех методов, применяемых в школе.

  2. Да, лишь отдельные методы, такие, например, как кон­троль, побуждают учащихся к учению, остальные ней­тральны в этом отношении.

  3. Ни один метод специально не направлен на побужде­ние к учению.

  4. Методы — это пути (способы) достижения цели, никаких других функций они не выполняют.

  5. Побуждение к учению — побочная функция всех мето­дов.


IV. Можно ли считать, что функция управления присуща
лишь отдельным методам?


  1. Да, для этой цели разработаны специальные методы.

  2. Нет, это общая функция всех методов.

  3. Ничего определенного сказать нельзя: все зависит от обстоятельств.

  4. Управление вообще не функция метода, посредством метода лишь достигаются дидактические цели.

  5. Функция управления — побочная для всех методов.


V. Из перечисленных утверждений выберите методы обучения:

1) беседа; 2) устное изложение; 3) лекция; 4) рассказ; 5) инструктаж; 6) объяснение; 7) разъяснение; 8) работа с книгой; 9) эстетическое воспитание; 10) видеометод; 11) проблемное обучение; 12) диспут; 13) дискуссия; 14) по­знавательная игра; 15) трудовое воспитание; 16) повторе­ние изучаемого; 17) методы программированного обучения; 18) демонстрация; 19) обобщение; 20) индуктивный; 21) ил­люстрация; 22) стимулирования; 23) упражнения; 24) дедук­тивный; 25) практический метод; 26) лабораторный метод; 27) подведение итогов; 28) обучающий контроль; 29) комби­нированный; 30) ситуационный метод; 31) письменные упражнения; 32) увещевание.



Семинар «Пути и способы формирования учебной мотивации»



Цель: систематизация знаний о роли и путях формирования учебной мотивации

Задачи:

1.Уточнить понятие термина «мотивы».

2.Определить взаимосвязь интереса и учебной мотивации.

3.Рассмотреть пути формирования учебной мотивации.

4.Отработать практически определение способов создания учебной мотивации.

Результаты информационного поиска

предназначение

источник

Научная теория: основные определения, терминология

Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. - СПб, 2007.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка.- М., 1990.



Отражение содержания в учебной дисциплине

Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.,2005.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для вузов. - М.,2005.




Расширенное представление научной информации

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 1991.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.

Дусавицкий А.К. Формула интереса. – М., 1989.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.


Методика

Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – М., 2000.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М., 1999.

Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке: уч. пособие к спецкурсу.- Пермь, 1983 г.

Гейн А.Г. Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога, педагога-психолога, работника школьной библиотеки. – М., 2010.



Участники мероприятия: педагогический коллектив МКОУ Черемшанская СОШ №20

ОРГПРОЕКТ СЕМИНАРА

Тема: Пути и способы формирования учебной мотивации

Цель: систематизация знаний о значении и путях формирования мотивации в учебной деятельности учащихся.

Режим работы:

№ п/п

время

Вид работы

Форма работы

Ответственный

1

14.00-14.05

Установка на работу.

Регламент.



сообщение

Член творческой группы

2

14.05-14.45

Выступления по теме семинара

Доклад «Пути и способы формирования учебной мотивации»,

Вопросы на понимание, дополнения, уточнения учителей



Заместитель директора по УВР

3

14.45-15.15

Практическая работа по определению способов создания учебной мотивации на уроке

Работа в группах

Руководитель МО

4

15.15-15.30

Рефлексия

Анкетирование, выступления участников семинара

Член творческой группы

Описание мероприятия

Формирование учебной мотивации

Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться – в самом характере детского труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставить ребенка сидеть за книгой.

В.А. Сухомлинский


  1. Теоретическая часть.

Мотивы — главные движущие силы ди­дактического процесса. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и ее движение в нужном направлении - сердцевина педагогического труда.

Педагогические рекомендации 80-х годов нацеливали учите­лей на повышение школьной мотивации путем разъяснения учащимся общественной значимости их обучения. Широкие об­щественные мотивы, занимавшие некогда ведущее место, ныне действуют незначительно, и с этим нужно считаться. Без них отечественная педагогическая теория оказалась как бы опустев­шей, она с трудом отыскивает новые мотивы в пока еще старых ценностях. Несомненно, искать их следует прежде всего в удо­влетворении личных интересов. В современном мире мы обре­чены ориентироваться на вечные ценности, на которые уже дав­но опирается западная гуманистическая педагогика. Мотивы учения иногда подразделяют на внешние и внутрен­ние. Первые, естественно, исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, на­меков, требований, указаний, понуканий или даже принужде­ний. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам обуча­емый захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решаю­щее значение придается не мотивам обучения — внешнему на­жиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам. Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том, какие при­чины побуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влече­ниях, которые, тем не менее, могут быть очень сильными. Наконец, выделим мотивы реальные, осознаваемые обучае­мыми и учителями, объективно определяющие школьные до­стижения, и мотивы мнимые (надуманные, иллюзорные), кото­рые могли бы действовать при определенных обстоятельствах.



Интерес в мотивационной сфере

В общепсихологическом определении интерес — это эмоци­ональное переживание познавательной потребности. Характери­зуя его как один из компонентов учебной мотивации, необходи­мо обратить внимание на то, что в повседневном, бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «ин­терес» часто используется как синоним учебной мотивации.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — воз­можность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче за­интересовать ими учащихся. Основное средство воспитания ус­тойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной по­исковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет со­здание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудно­стью, которую они не могут разрешить при помощи имеющего­ся у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убежда­ются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требую­щий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоле­ние трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие воз­никновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тог­да, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном слу­чае интерес быстро падает.

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обес­печивается не только столкновением учащихся с различными объ­ектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объек­те можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуж­дения у учащихся познавательного интереса — отстранение, т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привыч­ном и обыденном. Новизна материала — важнейшая предпосыл­ка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Ис­пользование прежде усвоенных знаний — одно из основных ус­ловий появления интереса. Существенный фактор возникнове­ния интереса к учебному материалу — его эмоциональная окра­ска, живое слово учителя.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Конспект урока по литературному чтению в 1-м классе Открытый урок математики в 7 классе по теме «Графическое решение уравнений»
1294.14kb.
Конспект урока-путешествия по математике в 6-м классе по теме «Решение уравнений»
78.92kb.
Урок математики в 6-м классе по теме: "Решение уравнений" Мадаминова Айгуль Маткаримовна, студентка впк тип урока: урок повторения и закрепления знаний по
87kb.
Открытый урок по литературному чтению (во 2 «Б» классе по системе Л. В. Занкова ) Тема урока «Н. Носов «Фантазёры» в рамках декады методической работы в начальной школе
57.53kb.
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А. С. Пушкин. "Зимний вечер"
44.21kb.
Урок математики по теме: "Число и цифра 3" в 1-а классе Учитель начальных классов: Поселеннова Ю. М. 2011г. Урок математики по теме: "
47.02kb.
Открытый урок. Тема урока. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
176.5kb.
Урок математики в 6-м классе по теме: "Решение задач с помощью пропорций"
37.32kb.
Тип урока: урок смотр знаний. Тема урока: Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения, обращения и знаки препинания в нем"
35.41kb.
Урок по литературному чтению на кафедру в 3 «В» классе Учитель Болдарева Т. Е. октябрь 2008 г. Тема урока. Л. Н. Толстой «Акула». Цель урока: продолжить ознакомление детей с творчеством Л. Н. Толстого
39.6kb.
Конспект урока по литературному чтению в третьем классе. Тема. Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»
99.24kb.
Практикум по алгебре в 8 классе «Решение дробных рациональных уравнений»
64.48kb.