Главная стр 1
скачать

«Что в имени тебе моём?»

Конспект урока по МХК

8 класс


Верещагина А. И.,

преподаватель МХК

МОУ СОШ №4

«Центр Образования»

Тутаев

2008 г
Цель урока: Вспомнить страницы жизни Бориса и Глеба, попытаться понять, в чём состоит их нравственный подвиг, за что их почитают на Руси и чем они полюбились народу.


Задачи урока:

1.Нравственное и эстетическое воспитание учащихся. 2.Расширение кругозора, знакомство со святыми, почитаемыми в родном городе.

3.Развитие образного мышления.

4.Воспитание любви к «малой родине».

5. Развитие аналитических, творческих способностей у учащихся.

Оформление доски

Что в имени тебе твоём?


Подвиг есть в сражении,

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг в терпении,

Любви и мольбе.

А. С. Хомяков

Житийная икона Бориса и Глеба, изготовленная учащимися, в центре силуэты святых из белой бумаги, окружённые клеймами – рисунками учащихся.


Ход урока.
У. Да, многими красотами, чудесами богата наша земля: лесами и реками, озёрами и горами, храмами и домами. Но всё же главное богатство на Руси – её люди.

Жили и живут среди нас особые люди, к которым с почтением относится вся земля русская. Об этом есть достоверные свидетельства, кого любили, уважали на Руси: Ярославль, Сергиев Посад, Петербург, Екатеринбург и, конечно же, наш с вами город издревле называвшийся Романов – Борисоглебск.

Борис и Глеб. Первые русские святые. Тема нашего урока: «Что в имени твоём?»

Как вы считаете, о каком имени идёт речь? Как связаны имя нашего города и имена святых? Какая судьба стоит за их именами?

Ответы учеников.

У.Верно. Более 750 лет св. Борис и Глеб являются покровителями нашей местности. Первый храм был поставлен в 1238 г., бежавшими от татарского разорения ярославскими людьми и потому не случайно его посвятили святым страстотерпцам Борису и Глебу. По названию церкви стало называться поселение – слобода Борисоглебская.

В наших краях есть святыни, связанные с именами благоверных князей Бориса и Глеба. В Воскресенском соборе – престол в честь святых князей. В селе Борисоглеб – храм в честь Смоленской иконы Божьей матери с пределом святых князей Бориса и Глеба. В селе Ильинском – в храме Ильи Пророка – престол в честь страстотерпцев. В Борисоглебском районе находиться монастырь.

Мы познакомились с трагической судьбой юных князей, читая «Повесть временных лет», на экскурсии в Воскресенском соборе углубили знания, рассмотрев житийную икону Бориса и Глеба.

Цель урока: Наша цель не только вспомнить страницы жизни их жизни, но и попытаться понять, в чём состоит их нравственный подвиг, за что их почитают на Руси. Чем они полюбились православному народу.

Ученик читает стих. И. Тюленева

Икона Бориса и Глеба,

Трагедия отчей земли,

Над ней только вечное небо

Да русские избы вдали.

Что зависть, коварство и злоба

И братоубийственный меч?

Встают


Убиенные оба,

Чтоб кротостью

Русь оберечь.

Иконописцы создали большое количество икон, запечатлевших образы русских святых. Посмотрите на экране еще незнакомую вам икону, посвящённую Борису и Глебу. Борис и Глеб на фоне пейзажа русских просторов, а над ними парит «Спас в силах»

- Показ слайда

- Давайте приглядимся, к благоверным князьям, изображённым на иконе.



Ученики: - Очень схожи княжеские облачения. Отличаются одежды князей лишь цветом и мелким орнаментом.

- Сходны типы лиц: овальные с миндалевидными глазами

- Иконописец оттенил лишь разницу в возрасте: Борис с небольшой бородкой. Глеб с лицом юноши.

У. В облике органично слиты черты мучеников и князей - воинов. В иконе есть символические образы: крест указывает на трудную христианскую судьбу, братьям, как и нашему Спасителю, выпал тяжёлый крест, меч – на воинскую славу. Страдание и кротость, а не грозную божественную силу запечатлел неизвестный мастер в иконе.

Народ сначала чтил Бориса и Глеба как целителей, но вскоре стал почитать и как воинов – заступников, руководящих небесными силами, оберегающих Русь.

Показ слайда «Борис и Глеб на конях».

У. К кому они явились в таком виде?

Ученики: В житиях, написанных Нестором – летописцем, говорится о том, как однажды узники в темнице призвали на помощь Бориса и Глеба, и внезапно воссиял свет, и святые въехали на конях.

У. Как подчёркивает иконописец величие святых братьев?

Ученики: Огромным размером их фигур по сравнению с горками.

- Очень маленькие деревья.



У. В каких сражениях помогли одержать победу?

- В Невской битве 1240 г.

- На Куликовом поле Дмитрию Донскому.

У.Святые братья торжественно восседают на конях и совершают свой путь. А кто благословляет их?

Ученики: Иисус Христос. Показана связь между подвигом братьев и подвигом Христа.

У. В этой иконе символичен цвет. Братья скачут на лошадях разного цвета: красный и чёрный кони стремительно скачут к чему?

Ученики: К смерти, к расправе.

У. Чёрный цвет – это цвет смерти, красный – жизни. Они были созданы для жизни, но обрели смерть.

У. По каким источникам создавались иконы?

- «Повесть временных лет»,

- «Сказание о Борисе и Глебе»,

- жития святых.


Житийная икона и житийное сказание тесно связаны между собой, но, повествуя о судьбе Бориса и Глеба, они нарушают традицию этих жанров, так как не дают подробности рассказа о пути героев с их рождения.

Мы с вами были в Воскресенском соборе, познакомились с житийной иконой Бориса и Глеба, «Повестью временных лет», со «Сказаниями о Борисе и Глебе», попытались составить композицию житийной иконы. Давайте поговорим о жизни Бориса и Глеба, обращаясь к этой композиции.



У. Что мы знаем о семье? Что изображали живописцы на иконе?

Сообщения учеников. У князя Владимира было 12 сыновей. Среди них самые любимые Борис и Глеб, матерью которых была греческая принцесса Анна. Этот брак имел большое значение: он соединил династию русских царей с византийским двором.

Отец дал в удел Борису – Ростовское княжество, Глебу – Муромское. Святополк княжил в Чернигове, Ярослав в Новгороде.

У. В чём суть конфликта?

В июле 1015г. Владимир неожиданно умер. Сохранилось предание, что он успел завещать великокняжеский стол Борису. Так была заложена основа конфликта. Ситуация осложнялась тем, сто ни Бориса, ни Глеба не было в Киеве в момент смерти отца: Борис шёл походом на печенегов, а Глеб находился в Муроме. Заняв великокняжеский стол в Киеве, он сразу принял меры к устранению Бориса и Глеба. Борис представлял собой опасного конкурента – стоял во главе киевского войска и дружины отца. Не встретив печенегов, возвращаясь в Киев, он узнал о замысле Святополка убить его. Однако принял решение, поразившее дружину: не противиться воле старшего брата. Тогда войска покинули его. Почему?



Ученики: Посчитали нерешительным, немужественным.

У. Правы ли были войны?

Ученики: - Нет. Именно в том, как человек принимает смерть, часто проверяется истинное его лицо.

У. О чём просит Бога?

Ученики:

- Думал о смирении.

- О невозможности для него ненавидеть брата.

- О мучениках погибших от руки близких.

- Об отце.

У. Расскажите, как был совершён злодейский поступок?

Ученики:

-Остановившись на реке Альте, Борис провёл последние часы в молитве. Главным утешением его была мысль о том, что его смерть - подражание Христу, соучастие в его страданиях.



У.Посмотрите на клеймо иконы «Шатёр и убийцы». Что изображено на нём?

Ученики: Утром, 24 июня, убийцы ворвались в шатёр и пронзили Бориса копьями. Борис же сумел выйти из шатра, попросил помолиться в последний раз и благословил убийц.

«Подходите, братия, кончайте службу свою, да будет мир брату Святополку и вам».

- Верный слуга князя, венгр Георгий пытался спасти князя, но был убит.

- Тело его повезли в Киев. Недалеко от города заметили, что князь ещё дышал, и тогда два варяга мечом пронзили Бориса в телеге.



У.Подводя некоторые итоги, давайте скажем, что даёт ему силы не струсить перед лицом смерти, а достойно принять её?

Ученики:

- Умирает как Христос.

- Принимает страдания, приносит себя в жертву.

- Почитание старшего брата как отца своего, истинная христианская вера, основанная на послушании старшему брату.



У.Судьба Глеба ещё более трагична. Обманом Святополк вызывает юного Глеба из Мурома, сообщив, что болен отец. (Класс рассматривает клейма «Глеб в ладье, «Глеба убивает повар»).

Что нам поведал иконописец?



Ученики:

- Глеб плыл к Смоленску, в устье Медыни ладья с убийцами настигла его. Глеб умолял о сострадании, но тщетно: повару князя было приказано перерезать горло. Глеб произнёс пронзительные слова «Се несть убийство, а сырорезание».

- Глеб от близких людей потерпел предательство

У. Какая идея двигала братьями?

Ученики:

- Идея непротивления злу. Не убий. На зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.

- Не нарушили заповеди блаженства, данные Христом в Нагорной проповеди:

- блаженны кротцы,

- блаженны незлобливые,

- блаженны чистые сердцем.

- Ради соблюдения послушания.

У.Мы рассказали о поведении князей в последние минуты перед смертью, можно ли назвать их поведение подвигом?

Ученики:

Да, можно – они пожертвовали самым дорогим, что есть у человека – жизнью.



У. Перед каким выбором они оказались?

Ученики:

- Принять мученическую смерть от брата, но не нарушить евангельские заповеди или продлить свою жизнь, но вступить в противоборство со старшим братом.

- Стать на путь греха.

У. С какими словами Борис и Глеб встречают смерть?

- «Подходите, братия, кончайте службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам».

- Не вмени ему, Господи, это во грех».

- «Бог гордым противиться, а смирным даёт благодать».



У. Не случайно эпиграфом к нашему уроку стали слова Алексея Степановича Хомякова:

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг в терпеньи

Любви и мольбе.

Русскому человеку свойственно терпение, любовь, обращение к Богу в трудные минуты жизни, вот поэтому так велика и сильна любовь народная к двум страстотерпцам, князьям благоверным Борису и Глебу, судьба которых образец правильной христианской жизни, совершивших подвиг души.

А что же произошло со Святополком?

- Его прозвали «окаянным».



У. А как вы понимаете это слово?

- Проклятый, отверженный.



У. С каким библейским героем схож Святополк?

- С Каином, который получил в наказание от Бога - он стал скитальцем и отшельником. Такая же судьба постигла и Святополка - братоубийцу.



У. Слава братьев пережила века, сияют золотыми куполами церкви, построенные в честь святых, стоят на Руси большие и малые поселения, названные именами братьев. Есть надежда, что городу нашему будет возвращено исконное имя, чтобы покровительство этих святых не оставляло нашу землю. Я думаю, близко приняв жизнь благоверных к сердцу, у большинства у вас не возникнет сомнения, чьё имя должна носить наша святая земля. Давайте прислушаемся к голосу прародителей наших, мудрых людей, когда-то построивших церковь Бориса и Глеба, которая и дала название Борисоглебской слободе.

Заключение. Показ слайдов с панорамой города Тутаева на фоне духовной музыки.

Использованная литература:


1. Святые князья – страстотерпцы Борис и Глеб //Собор.- 1999.-№8.- С.2 -3

2.День памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба // Собор.- 2000.-№8.- С. 1-4

3. Образы святых Бориса и Глеба //Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М.: Просвещение, 1993.- С. 185 - 189

4.Сказание о Борисе и Глебе // Древнерусская литература: кн. для чтения; сост. Е. Рогачевская.- М.: Школа – ПРЕСС, 1993.- 94 - 112

5.Конюшев К. В. Тутаев: исторический очерк.- Ярославль: Верхнее – Волж. кн. изд., 2000.- С. 10 -12

6.Кызласова К. В. Первые русские святые Борис и Глеб // Юный художник.- 1993.- № 5-6.- С.9 - 13

7.Данилова И. От иконы к картине // Юный художник.- 1996.- №4.- С.27 - 28

8.Сказание о Борисе и Глебе // Хрестоматия по древней русской литературе 11- 17 веков.- М.: Учпедгиз, 1955.- 40-50



9.Житие святых мучеников Бориса и Глеба, князей русских //Жития русских святых: март – август Т.1.- Тутаев: Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000.-С.321 - 333


скачать


Смотрите также:
Конспект урока по мхк 8 класс Верещагина А. И
84.68kb.
Конспект урока природоведения ( 3 класс). Тема урока : Температура. Термометр. Как измеряют температуру?
29.93kb.
Конспект урока технологии. Технология художественной обработки материалов. Тема урока: «Организация рабочего места при выполнении плоскорельефной резьбы» План конспект. 7 класс
27.26kb.
Конспект урока русского языка Класс: 6 Тема урока: «Гласные в приставках пре- и при-»
214.44kb.
Конспект урока информатики. Класс: 9 «А». Тема урока: База данных. Основные понятия. Создание и заполнение базы данных
119.52kb.
Конспект урока Природоведение 5 класс. Раздел Вселенная Тема урока: Звезды
54.09kb.
План-конспект урока музыки учителя Назаровой Кристины Павловны Класс 4 класс
71.41kb.
План-конспект урока тема урока: методы шифрования текстовой информации (8 класс) Цели урока: Образовательные
47.75kb.
Конспект урока Предмет: русский язык Класс: 8 Тема урока: Безличные предложения
53.04kb.
Конспект урока геометрии (8 класс) Тема урока: «Четырехугольники» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
70.44kb.
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема урока: Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Задачи урока: Обучающие
105.14kb.
Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"
99.17kb.