Главная стр 1
скачать


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей Соль-Илецкого района»

Оренбургской области

Учитель русского языка и литературы

Ступицкая Марина Ивановна.

Конспект

Урока по русскому языку в 11 классе

Тема

В.В.Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство

В.В.Маяковского.


2009 год

Аннотация

Главная дидактическая цель урока- дать представление о раннем творчестве В.В.Маяковского, новаторском характере его поэзии. Данный урок основан на элементах проблемного обучения с использованием мультимедийных технологий. Эти технологии активизируют познавательную деятельность, творческую самостоятельность учеников. В процессе урока перед учащимися последовательно и целенаправленно

ставится ряд познавательных задач, требующих активного усвоения материала.

Тема: В.В Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В.В.Маяковского.
Цели:
1).Помочь учащимся сформировать образ В.В.Маяковского: поэта и человека, разглядеть уникальность, новаторство, нетрадиционность его поэзии;

2).Проанализировать ранние стихотворения поэта, увидеть лирического героя, противостоящего толпе, не скрывающего ненависти к буржуа;


3).Способствовать формированию стойкого интереса к наследию русской литературы;
4).Формировать навыки аналитического чтения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:

сборники стихотворений В.В.Маяковского, компьютер, мультимедиапроектор.


Словарная работа : футуризм, антиэстетизм, авторские неологизмы.
Ход урока:
I .Организационный момент.
II. Слово учителя.
Мы продолжаем знакомиться с поэзией Серебряного века, поэзией начала ХХ века. Творчество В.В.Маяковского всегда было предметом острых споров. О Маяковском написано очень много, мнения о нём часто полярны. Но нужно понимать, что литературная судьба Маяковского сложилась так, как не могла бы сложиться ни в одной стране, где существовала свобода слова. При жизни поэта у него было множество врагов, с яростью отрицавших его дарование. Однако вскоре после смерти И.В.Сталин назвал Маяковского «талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». И, разумеется, язвительные критические речи сменились сплошным славословием. Только ли слава В.В.Маяковского рождена отзывом И.В.Сталина? Так это или не так? В Этом нам предстоит разобраться на предстоящем уроке.
III. Запись эпиграфа.
А талант, повторяю, был огромный, редкий, и надо

иметь пробку вместо уха, чтобы этого не расслышать.

Г.В.Адамович

IV. Ученическая презентация «Я сам» (слайд-шоу к уроку №2).

Слово учителя.
Дома вы читали статью учебника , из которой узнали основные этапы биографии В.В.Маяковского. А Анастасия Черноморченко работала с автобиографией В.В.Маяковского «Я сам». Ваша задача- в тетрадях сделать пометочки , если информация для вас окажется новой.


V. Реализация домашнего задания. Работа «Бег ассоциаций».

Задание: Я произношу несколько слов, а вы делитесь своими ассоциациями.
Грузия,. Багдады. Журнал «Родина».
-В.Маяковский родился 7 июля 1894 года в Грузии,село Багдады. Отец выписывал журнал «Родина», к которому прилагалось юмористическое приложение. В.Маяковский вспоминает: «Пришла «Родина». Открываю журнал и смеюсь: тётя с дядей целуются. Смеялись. Позднее ,когда пришло приложение , нужно было смеяться по-настоящему. Выяснилось, что раньше смеялись надо мной. Так разошлись наши понятия о юморе».
906 год. Уколол палец. Москва.
-Отец сшивал бумаги, уколол палец: заражение крови. После смерти отца семья перебирается в Москву. Матери приходится сдавать койки студентам. Студенты тоже бедны. Но Владимир и сёстры учатся .У будущего поэта единицы, слабо разноображиваемые двойками. А под кроватью «Анти-Дюринг».
1908 год.11 бутырских месяцев. Училище живописи, ваяния и зодчества.
-В.Маяковский вступил в партию РСДРП. 11 месяцев тюрьмы стали важнейшим временем для поэта. Перечитал всю классику. «Анну Каренину» не успел дочитать: выпустили. Так и не узнал, чем всё дело кончилось у Карениных. Но хорошо понял, что нужно что-то противопоставить этой «эстетике старья». Поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности.
Давид Бурлюк. Жёлтая кофта. Ночи на бульварах.
-В училище знакомится с Давидом Бурлюком. «У Давида-гнев обогнавшего современников мастера, у меня- пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм». Бурлюк, знакомя В.Маяковского с кем-либо, басил: «Мой гениальный друг. Поэт Владимир Маяковский». Он и стал писать. В газетах появляются отзывы, где В.Маяковского называют невежливо «сукиным сыном». Денег на наряды нет. В гардеробе две блузы гнуснейшего вида. Одна из них знаменитая жёлтая.

За агитацию изгнан из училища. Ездили по России с поэтическими выступлениями. Власти просили в докладах не касаться ни начальства, ни Пушкина. Возвращаясь в Москву, часто ночевал на бульварах.


Октябрь. «Сто пятьдесят миллионов». Дни и ночи РОСТА.
-Октябрьскую революцию принял безоговорочно. Работая в Смольном, отмечает, что новая власть «начинает заседать». Заканчивает поэму «Сто пятьдесят миллионов». Дни и ночи рисует карикатуры на белогвардейцев, буржуев.
«Леф». «Вокруг». «Комсомольская правда».
-«Левый фронт искусств»- «охват большой социальной темы всеми орудиями футуризма».

«Вокруг»- замысел большой поэмы о зарубежье. Замысел не осуществлён. А вот, побывав

в Мексике, Испании, Соединённых Штатах, во Франции, Маяковский пишет публицистическую прозу. С 1927 года основная работа в «Комсомольской правде». Маяковского привлекает квалифицированная публицистика и хроника.
VI, Слово учителя.
«Поступил в училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности»,-читаем в автобиографии «Я сам». Здесь В.Маяковский узнал Давида Бурлюка. «Так родился российский футуризм».

Ребята, давайте вспомним ,какими течениями в поэзии представлено начало ХХ века.



VII. Запись на доске (дублируется учащимися в тетрадь).

СИМВОЛИЗМ-отрицание действительности


АКМЕИЗМ-утверждение действительности
ФУТУРИЗМ- преобразование действительности
Задание: прокомментируйте запись, дайте определение футуризму как литературному течению.
Футуризм- авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века,

отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.


Активизация знаний.

Вопрос: что вы ещё знаете об этом течении?

-Стремление к эпатажу отличает представителей этого течения: вызывающая одежда, поведение футуристов шокировало публику. Но это и было целью.
-Огромное значение придавалось визуальному ряду. Василий Каменский расчерчивал страницу на многоугольники. Давид Бурлюк ходил с орнаментом на правой щеке.
-Словотворчество. Смехачи и бобэоби В.Хлебникова, оэкранен И.Северянина.

VIII. Работа с программной статьёй кубофутуристов «Пощёчина общественному вкусу»(1912 г).

Реализация индивидуального задания.

Первая декларация футуристов «Пощёчина общественному вкусу» вышла в 1912 году Молодые поэты (Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Хлебников) заявляли: «Только мы –лицо нашего времени…Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов…

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. С ПароходаСовременности...».

«Рог времени трубит нашими голосами». Таким образом, можно отметить , что поэзию футуристов отличает антиэстетизм.
Словарная работа.

Антиэстетизм- отрицание культуры во имя абсолютизации реальности.


IХ. Чтение ранних стихотворений В.Маяковского наизусть.
Слово учителя.
Футуристы, отрицая культурное наследие, вынесли искусство на улицы, в народ, и сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию. Искусство должно будить и будоражить! Попробуем прочитать именно так! Итак , пофантазируем. Мы на открытии кабаре «Розовый фонарь».

Перед нами благообразная буржуазная публика, а мы бросаем ей в лицо стихотворение «Нате!»(1913 г).

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок



вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я-бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздились, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.


А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется-и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я-бесценных слов транжир и мот.

1914
Ничего не понимают

Вошёл к парикмахеру, сказал-спокойный:

«Будьте добры, причешите мне уши».

Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,

лицо вытянулось, как у груши.

«Сумасшедший!

Рыжий!»-


запрыгали слова.

Ругань металась от писка до писка,

и до-о-о-о-лго

хихикала чья-то голова,

выдёргиваясь из толпы, как старая редиска.

1914
А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть



могли бы

на флейте водосточных тру?

1913

Послушайте!



Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают-

значит- это кому-нибудь нужно?

Значит- кто-то хочет, чтобы они были?

Значит-кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,



просит-

чтоб обязательно была звезда!—

клянётся- не перенесёт эту беззвёздную муку!

А после


ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то.

«Ведь теперь тебе ничего не страшно?

Да?!»

Послушайте!



Ведь, если звёзды зажигают-

значит- это кому-нибудь нужно?

Значит- это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

1914
Х. Анализ стихоторения «Нате!».
1.Какой основной мотив ранней лирики поэта? (Противостояние внешнего мира(города,толпы) лирическому герою).
2. Какие чувства испытывает лирический герой к толпе? (Ярко читается его ненависть к буржуа, их ограниченности, нежеланию видеть мир вокруг себя)
3.Если говорить о поэтике ранних стихотворений В.Маяковского, можно отметить опредмечивание мира. Этот способ даёт возможность посредством предметов охарактеризовать героя. Найдите примеры подобной характеристики героев в стихотворении « Нате!» (мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; женщина, на вас белила густо; грязные, в калошах и без калош…)
4.Можно ли говорить о развёрнутой метафоре , анализируя это стихотворение?( в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир; ощетинит ножки стоглавая вошь).
5.Увидели ли мы гиберболу, авторские неологизмы? (поэтиного сердца, я-бесценных слов транжир и мот).
Слово учителя.
Мы провели частичный анализ стихотворения «Нате!» Но мы и не ставили иной задачи.

Мы увидели, что лирический герой ранней лирики Маяковского совершенно не приемлет окружающую действительность, ощутимо стремление разрушить мир посетителей «гладких парикмахеров».Ощутимо стремление поэта растревожить читателя. Сделать его «хвойным», колючим.

Когда мы изучали обзорную тему «Футуризм», мы размышляли над выражением «флюиды времени витают в воздухе». И в связи с этим вы получили опережающее задание- провести исследовательскую работу и дать ответ на вопрос, зависит ли поэзия, архитектура, скульптура от социального строя .С нами сегодня делится своими мыслями Полина Гулько.
ХI. Просмотр исследовательской работы «Новая поэзия- современная архитектура».

(презентация к уроку №2).
Цель:

Я думаю, что всё на свете меняется. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»

Изменяется социальный строй- изменяется и поэзия, и архитектура. Трудно представить, что Афанасий Фет, провозгласивший «Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало», жил в городе, уходящем мачтами домов в дымное небо. Именно поэтому я хочу посмотреть, взаимосвязаны ли такие понятия : ВРЕМЯ-ПОЭЗИЯ-АРХИТЕКТУРА.

ХII. Работа со статьёй В.В.Маяковского «Как делать стихи».

Слово учителя.
Мы ещё раз утвердились в понимании того, что всё в жизни взаимосвязано. И коль время было предреволюционное, тревожное, а потом и революционное, то и поэзия решала задачи серьёзные. И стихи приходилось «делать».Потому что возникла задача, которая никогда не решалась ранее поэзией. Социальный заказ.
Задание: ответьте на вопрос, какие же предпосылки необходимы ,с точки зрения В.В.Маяковского, для начала поэтической работы. Запишите в тетрадь.

1.Наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. Социальный заказ.


2.Точное знание или , вернее, ощущение желаний вашего класса в этом вопросе, т.е. целевая установка.
3.Материал.Слова.Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа нужными, выразительными, редкими, изобретёнными, обновлёнными, произведёнными и всякими другими словами.
4.Оборудование предприятия и орудия производства. Перо, карандаш, пишущая машинка, телефон, костюм для посещения ночлежки, велосипед для езды в редакции, зонтик для писания под дождём, жилплощадь определённого количества шагов, которые нужно делать для работы., связь с бюро вырезок для присылки материала по вопросам, волнующим провинции…
5.Навыки и приёмы обработки слов, бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами ежедневной работы.

Например: Социальное задание- дать слова для песен идущим на питерский фронт красноармейцам. Целевая установка- разбить Юденича. Материал- слова солдатского лексикона. Орудия производства- огрызок карандаша. Приём- рифмованная частушка.

Результат: милкой мне в подарок бурка

и носки подарены.

Мчит Юденич с Петербурга,

как наскипидаренный.


Домашнее задание:

Александру Твардовскому принадлежат строки о книгах:

На них печать почтенной скуки

И давность пройденных наук;

Но, взяв одну такую в руки,

Ты, время, обожжёшься вдруг…

Задание: поразмышляйте, актуален ли сегодня В.Маяковский, может ли сегодня ваш современник найти ответы на злободневные вопросы сегодняшнего дня.

Список литературы:

1.В.В.Маяковский . «Как делать стихи».

2. Статья «Пощёчина общественному вкусу».

3.В.В.Маяковский . «Я сам».

4.В.Г.Маранцман . Методические рекомендации. 9 класс

5.Краснова Л.В. Особые средства поэтики В.Маяковского.

6. Туранина Л.А. Из наблюдений над метафорой в поэзии Маяковского.

7.Михайлов А. «Я хочу быть понят своей страной...»





Ступицкая Марина Ивановна. Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей Соль-Илецкого района» Оренбургской области.



скачать


Смотрите также:
Конспект Урока по русскому языку в 11 классе Тема В. В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского. 2009 год
107.65kb.
Урок №1 и №2 Тема урока: В. Маяковский. Судьба поэта, начало творческой деятельности. Футуризм. Ход урока
112.94kb.
Конспект урока по русскому языку по теме: «Значение слова» ( 2 класс) учитель: Светашова М. В. 2009-2010 уч год Задачи
50.15kb.
Конспект урока по русскому языку (письмо) по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Тема урока : Строчная и заглавная буквы Дд. Перенос слов. Географические названия
35.98kb.
Тип урока: урок смотр знаний. Тема урока: Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения, обращения и знаки препинания в нем"
35.41kb.
Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: Разные языки: родной и иностранный
142.37kb.
Русская литература № п\п Тема урока Сентябрь I повторение изученного в 10 классе
85.65kb.
Конспект урока литературы по теме: «В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
64.17kb.
Окончание. Роль окончания в слове
61.2kb.
«Развитие речи. Описание одежды»
82.23kb.
Урок по русскому языку в 8 классе Провела Захарова Н. Г. Тема урока: Предложения двусоставные и односоставные. Цель урока: Ход урока Поэзия Пушкина неиссякаемый источник
29.5kb.
Урок по русскому языку в 7 классе. ( с использованием новой технологии) Тема урока: -не- с разными частями речи. Цели урока: Систематизировать знания о написании -не
56.34kb.