Главная стр 1
скачать
Конспект урока

Тема урока: Начало Реформации в Европе. Обновление Христианства.
Цель урока: Ознакомление учащихся с процессами происходящими в христианской церкви в 16 в. в Европе.

Задачи урока:

Обучающая: Дать представление о процессе Реформации в Европе и его причинах. Рассмотреть личность Мартина Лютера и его роль в Реформации. Рассмотреть основные положения его учения. Познакомиться с Крестьянской войной в Германии в 1524-1525гг и ее последствиях.

Развивающая: Развить аналитическое мышление, умение рассуждать, сравнивать и систематизировать свои знания. Работать с учебником. Правильно делать выводы.

Воспитывающая: Воспитать толерантное отношение к представителям различных конфессий; на примере жизни Мартина Лютера и Томаса Мюнцера воспитать готовность отстаивать свои взгляды.

Средства(оборудование): Новая история, 1500-1800: Учеб. для общеобразоват учреждений/ А.Я. Юдовская, П.А.Баранов – М., 2000, рабочая тетрадь, ручка, мультимедийный проектор, компьютер.

План урока:

  1. Причины Реформации

  2. Мартин Лютер

  3. Крестьянская война 1524-1525гг.


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение материала предыдущего урока

  3. Объяснение нового материала

  4. Закрепление изученного на уроке

  5. Итог урока


Основные понятия: Реформация, революция, обмирщение сознания, протестантизм, лютеранская церковь.


    1. Приветствие. Проверка по списку отсутствующих в классе.



2. Индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Карточка № 1

Тест.


  1. Выберите один правильный ответ. Бурное развитие естественных наук в Европе происходило в … вв.

А) 9-11

Б) 12-13

В) 13-14

Г) 16-17


2. Мысль о вращении Земли вокруг Солнца впервые высказал:

А) Эразм Роттердамский

Б) Николай Коперник

В) Христофор Колумб

Г) Исаак Ньютон

3. За свои взгляды этот человек был сожжен на костре

А) Николай Коперник

Б) Галилео Галилей

В) Джордано Бруно

Г) Джон Локк

4. Закон всемирного тяготения открыл

А) Исаак Ньютон

Б) Уильям Гарвей

В) Френсис Бекон

Г) Джон Локк

5. Этот ученый академиком, когда ему не было и 30 лет.

А) Уильям Гарвей

Б) Рене Декарт

В) Исаак Ньютон

Г) Галилео Галилей



Карточка № 2

1. Назовите авторов, кому принадлежат нижеследующие высказывания или идеи

А) «Самок лучшее из всех доказательств есть опыт»

Б) «Мыслю, следовательно, существую»

В) «А все таки она вериться»

2. Впишите недостающий элемент в предложение:

Имя ученого, который, наблюдая небо в телескоп, открыл, что на Луне существуют равнины и горы и вокруг Юпитера вращаются четыре спутника - __________ .
1) Один учащийся рассказывает у доски о Николае Копернике, Джордано Бруно.

Остальные слушают и задают дополнительные вопросы.

2) Другой учащийся готовиться рассказать о Исааке Ньютоне и Ульяме Гарвее.

Остальные слушают и задают дополнительные вопросы.


3.

Великие географические открытия изменили жизнь европейского общества. Постепенно происходило обмирщение сознания – освобождение человека от авторитета религии. В 16 веке происходит крупнейшее явление во всемирной истории и связано с появлением новых христианских вероучений. Происходит раскол католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией.

Реформация – движение за переустройство церкви.

Причины недовольства католической церковью.




Слой населения

Князья, феодалы

Горожане

Крестьяне

Общее

1. Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями.

2. Недовольство обязанностью платить церковную десятину

3. Продажа духовных должностей и получение взяток

4. Продажа индульгенций



Особенное

1. Вмешательство духовенства в дела князей.

2. Стремление получить часть церковных земель



1. Недовольство поборами монастырей, расположенными в городской округе

1. Недовольство увеличением церковных владений.

2. Огромные поборы церкви с крестьян.


Реформацию часто называют религиозной революцией.

Революция – крутой переворот, перелом в жизни людей.

Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера. Предки Лютера были крестьяне. От них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Семья Мартина была бедна. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Еще ребенком он решил уйти в монастырь, что бы спастись от нищеты. И в первые годы своей учебы в Эрфуртском университете он Папу боготворил. Он стал самым ученым богословом Германии.

В 1517г – Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против торговли индульгенциями.

Индульгенция – папская грамота на отпущение грехов.

Поступок Лютера вызвал возмущение Папы Римского, подписавшего отлучение от церкви для непокорного профессора. И Мартина Лютера вызвали на имперский суд в город Вормс. В эти годы Германия входила в Священную Римскую империю, императором которой был Карл 5. Он властвовал над Испанией, Нидерландами, германскими землями, Неаполем, Сицилией, колониями Нового Света. Про империю Карла 5 говорили, что это империя где никогда не заходит солнце.

Друзья отговаривали Мартина от поездки на суд. Но он подобно Яну Гусу проявил мужество и явился на суд. По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, которым он читал свои проповеди. На суде император потребовал от Лютера отречься от своего учения. Но Лютер обращаясь к собранию сказал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь.» Во время его выступления, по залу разносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Мартина ждет такая же судьба как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке саксонский князь Фридрих. Пока он жил в замке, началось ниспровержение католицизма – Реформация началась. По дорогам Германии ходили бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только Папы, но и князей. Этого Лютер не мог поддержать и призвал князей установить над церковью свою власть.

Основные идеи Мартина Лютера.

- Осуждение продажи индульгенции

- Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, что бы объяснять верующим Священное писание.

- Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога.

- Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.

- Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.

- Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке.

Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. В целом мы видим, что взгляды Лютера совпадают с взглядами и интересами князей и богатых горожан.

Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.

Основные идеи Томаса Мюнцера:

- Поддержка взглядов Мартина Лютера

- Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами

- Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны.

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви.

Летом 1524г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. В 1525г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной. В чем ее главные причины. Разложение традиционного общества и развитие товарно-денежных отношений рождали у дворян и князей потребность в увеличении денежных доходов. Они стали захватывать общинные земли и сокращать крестьянские наделы, увеличивать натуральный и денежный оброк, барщину. Зерно, мясо, шерсть, лен – все шло в город в обмен на звонкую монету.

Страдали крестьяне и от роста цен. Приток зерна и серебра из Нового Света вызвал революцию цен – деньги обесценились, цены на товары выросли. После уплаты сеньору у крестьян ничего не оставалось и многие обращались к ростовщикам.

Основным районом восстания стал юго-запад страны. 40 т. человек боролись против гнета светских и духовных феодалов. Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Они требовали: право крестьян выбирать своего священника, отменить личную зависимость крестьян, сократить барщину, отменит второстепенные повинности, установить справедливую арендную плату.

Борьба крестьян закончилась поражением. Не было среди них единства. Дворяне разбили отряды крестьян по одиночке. Раненый Мюнцер попал в плен, его казнили. Дворяне жестоко расправились с восставшими: было уничтожено около 100т. человек.

После разгрома крестьянской войны началась княжеская или умеренная, Реформация. Князья захватывали монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих бывших духовных княжеств. Часть князей испуганная размахом крестьянской войны сохранила верность католицизму. Вся Германия оказалось ввергнутой в вооруженное противостояние, князья и дворяне раскололись на два лагеря.

В 1529г. Карл 5 запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера объявили ему протест. Так родилось слово протестант. Протестант – сторонники реформации церкви. В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами. Карл 5 пытался защитить католическую церковь так как боялся, что вслед за борьбой против Папы начнется борьба против светских владык.

Но остановить реформационное движение было уже невозможно. В 30-40-гг Реформация успешно продолжалась. Карл 5 был занят войной с Францией и Турцией. Но испугавшись размаха Реформации он срочно заключил мир и двинулся в Германию, где и разгромил протестантов. Но в следующем сражении объединенные силы протестантов и часть католиков разгромили Карла 5. Император сам чуть не попал в плен.

1555 – Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям. Поданный обязан был поддерживать только ту религию, которую придерживается его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…».

Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь, ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники – пасторы – находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчиненным князю. Пышные церковные обряды были отменены. Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой.

Северные и северо-восточные земли Германии, а так же некоторые княжества в центральной Германии приняли лютеранство, юг остался католическим.

Князья заставили императора подчиниться своей воле.

Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания единого националього государства.


4.

Тест.


Выберите один правильный ответ.

1. сторонников Реформации в Германии называли

А) протестантами

Б) пуританами

В) гугенотами

Г) иезуитами

2. В результате распространения Реформации в Германии

А) сложилось единое национальное государство

Б) были уничтожены феодальные порядки

В) установилась пресвитерианская церковь

Г) церковь стала дешевле

Выберите несколько ответов

3. Слои населения Германии выступавшие за Реформацию церкви

А) духовенство

Б) горожане

В) крестьяне

Г) монахи

Д) князья

4. Причины вызвавшие недовольство католической церковью

А) строительство новых храмов

Б) уплата церковной десятины

В) обязанность верить в бога

Г) продажа индульгенции

Д) дорогие обряды

5. Впишите недостающий элемент в предложение: Коренной переворот, перелом в жизни человеческого общества обозначается термином - __________________.
5. Выставляются и оглашаются ребятам оценки за работу в классе.

Домашнее задание



- Прочитать параграф 11 учебника

- ответить на 5 вопрос после параграфа на с. 98 устно.
скачать


Смотрите также:
Конспект урока Тема урока : Начало Реформации в Европе. Обновление Христианства
84.57kb.
Урок в 2011-2012 учебном году (гуманитарное направление) Предмет: история 6 класс Тема урока : Владимир I и принятие христианства
156.42kb.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
Конспект урока природоведения ( 3 класс). Тема урока : Температура. Термометр. Как измеряют температуру?
29.93kb.
Конспект урока Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков» Тип урока: урок изучения нового материала
104.5kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. А. Тема урока: Древнейшая песнь материнства. Цель урока : Развитие творческих способностей учащихся. Задачи
121.95kb.
Тип урока: Комбинированный урок Ход урока: Вступительное слово учителя: а тема урока, б цели, в как будем работать. Проверка домашнего задания " Разминка для ума"
7.75kb.
Конспект урока по биологии в 6 классе Тема урока : «Дыхание животных» Место урока : третий урок в теме «Дыхание» Тип урока: урок новых знаний
64.91kb.
План-конспект урока географии Класс 9-й Дата Тема раздела: Общий обзор России Тема урока: Национальный и религиозный состав населения России Цели и задачи урока
77.8kb.
Конспект обобщающего урока по физике. Тема урока: «тепловые явления» учителя анфиногентовой н. Н. Тамбов 2009 Конспект урока по теме
62.65kb.
Конспект урока музыки в 6 классе Тема урока : Волшебная сила музыки. Цель урока : Показать на музыкальных примерах «волшебное» свойство
65.65kb.
Конспект открытого урока музыки. 6 класс. 2 четверть. Тема четверти: «Преобразующая сила музыки». Тема урока
38.04kb.