Главная | стр 1
Приемы коррекции поведения детей с различными эмоционально-волевыми нарушениями Тревожный ребенок Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: - овладение состоянием тревожности, снятии его отрицательных последствий; - устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования. Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных уровнях:
Одновременно необходимо проводить работу с семьей. Приемы коррекционной работы: 1. Переинтерпретация симптомов тревожности. Часто людей с повышенной тревожностью деморализуют первые же признаки проявления этого состояния. Потренировавшись в применении данного приема, можно научиться овладевать своим волнением.
9. Доведение до абсурда. В процессе беседы «в спокойной ситуации» предлагается сыграть очень сильную тревогу, страх. 10. Переформулировка задачи. Необходимо тренировать умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекать от себя. Агрессивный ребенок Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Дети, подверженные вспышкам агрессивности, используют любую возможность, чтобы толкать, бить, щипать, ломать игрушки и т. п. Причины агрессивности - почти всегда внешние: семейное неблагополучие, несоответствие между желаемым и возможным. Только поняв и приняв это, взрослые «догадываются», что ребенок ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то и он будет доброжелателен и приятен в общении. Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций:
Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации. Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и т. п.). Участникам раздаются эти карточки. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Каждому нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы - отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий; после завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть. Если чье-то сообщение о своих чувствах вызвало желание рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать.
Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности. Сначала ведущий рассказывает притчу: «Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!». Мораль: можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ. Далее участникам предлагают рассмотреть фотографии людей, которые вызывают у них злость, ненависть, желание обидеть. Затем им дается установка мысленным взором увидеть, как они выражают свои чувства к человеку, на которого разгневаны: не сдерживать себя и делать все, что захочется. Когда упражнение заканчивается, проводится групповая беседа, в ходе которой выясняется, что было легко выполнить, а что трудно, что понравилось, а что нет. Таким образом детям демонстрируются модели агрессивного поведения, которые не приносят вреда, а приводят к разрядке накопившейся негативной энергии по отношению к человеку, вызывающему неприязнь. 10. Занятия по психодиагностике (из книги Р В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»).
3) Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Их цели - коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка (группы), моделирование ситуаций, способствующих коррекции качеств личности младших школьников. - Ты вошел во двор и увидел, что там дерутся два ребенка. Разними их и помири.
11. «Баба Яга». Цели: коррекция отрицательных эмоций, отработка умений воздействовать друг на друга. Дети садятся на стулья, расставленные по кругу, лицом друг к другу. Психолог просит их показать, какие бывают выражения лица, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей. (Дети рассказывают и показывают.) Затем ведущий спрашивает: «Как ругают вас старшие, когда вы чего-то боитесь? Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, сердитесь?» (Дети разыгрывают две-три сценки.) 12.«Мальчик (девочка) - наоборот». Цели: развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма. Участники встают в круг, ведущий показывает различные действия (встает, садится, поднимает руку, поворачивает голову направо и т. п.), все повторяют за ним. Мальчик (девочка) - наоборот «должен делать не так, как все». Данные упражнения и игры помогут при коррекции агрессивного поведения детей. Но кроме специальных занятий, проводимых психологом, необходима помощь педагогов и родителей.
Нередко родителей тревожит проявление у детей несобранности, излишней активности или, напротив, замкнутости, робости, плаксивости, а часто и агрессивности. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, возбуждения и чрезмерной активности нервной деятельности, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Для таких детей характерны следующие признаки: 1) ребенок постоянно находится в движении, не может спокойно сидеть;
Самое правильное - научить такого ребенка помогать самому себе, то есть познакомить его с методами саморегуляции. Ребенок многое может сам, а родители всегда должны быть готовы понять и успокоить его. Для этого нужно обратить внимание на следующее:
3. Надо искать возможности использовать двигательную энергию и физическую силу ребенка для помощи людям. Так ребенок сможет выразить переполняющую его симпатию и участливость. 4. Способность к суждению и формированию понятий у страдающего гиперактивностью ребенка можно укреплять с помощью простых терапевтических упражнений. Приведем два из них. Ребенок должен научиться распознавать в зеркально отраженных формах их первоначальный вид. Предложите ребенку идти вперед, топая ногами и считая свои шаги, затем попросите его остановиться и сделать в обратном направлении столько же шагов. Принцип зеркальности можно использовать в языковых упражнениях, предлагая ребенку произносить слова и небольшие фразы сначала так, как это принято, а затем в обратной последовательности. Научите ребенка упражнению «возьми себя в руки». Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, что тебе хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека».
Нормальное психическое состояние ребенка - хорошее и бодрое настроение, тяга к веселью и шалостям. У детей, конечно же, происходит смена настроения в зависимости от всевозможных случайных обстоятельств. Но здоровый ребенок, пока он не выдохся, не устал, легко возвращается в исходное хорошее настроение. Однако в период адаптации к школе шестилетний ребенок испытывает большие затруднения. Некоторые дети в этот период становятся очень ранимыми, плаксивыми, быстро утомляются, с трудом выдерживают урок, на каждое замечание реагируют слезами, раздражением или совсем замыкаются в себе, отказываются отвечать. Порой у них отмечается заикание, непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, становится тревожным сон. Замкнутость - нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, затруднении эмоционального контакта с окружающими людьми, сложности установления новых социальных отношений. Основные направления работы с замкнутыми детьми:
Следует иметь в виду, что коррекция замкнутости может занять много времени и должна проводиться с осторожностью. Работа ведется одновременно по нескольким направлениям:
- посредством игровой терапии, изотерапии, танцетерапии, гидротерапии и т. д. Занимаясь коррекцией замкнутости, не забывайте соблюдать следующие правила:
Затруднения в общении Как больно родителям, наблюдающим за играми детей, видеть, что их ребенок робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Другим родителям ничуть не легче выслушать жалобы, что их ребенок все время дерется, обижает других детей, спорит, мешает им играть. Нарушения в общении, конфликтность и обособленность - признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, серьезные эмоционально-личностные проблемы в будущем. Дети с нарушениями подобного типа характеризуются тем, что:
5) переключение деятельности у них сопровождается «взрывом» вербальной активности. Предлагаемые коррекционные игры: 1. Игра «Найди друга». В этой игре наравне с детьми могут участвовать и родители. Половине игроков - детям - завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают на ощупь найти и узнать друга (или своего родителя). Затем игроки меняются ролями. 2. Игра «Оригинальное знакомство». Ее цель - продиагностировать внутреннее состояние. Участники садятся в круг и представляются любым именем, персонажем фильма, сказки либо предметом. Необходимо также продумать какой-либо жест, характеризующий состояние игрока на данный момент. Если предыдущий участник говорит, что ему одиноко или грустно, то следующий должен его как-то подбодрить. 3. Игра «Сочини историю». Ведущий начинает историю: «Жили-были ...», а участник продолжает, и так далее, по кругу. Когда очередь вновь доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, делает его более осмысленным, и упражнение продолжается. 4. Игра «Скажи, что ты слышишь». Ее цель - накопление словаря, развитие фразовой речи и слухового внимания. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно прислушаться и определить, какие звуки они слышат (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны отвечать целыми предложениями. Игру лучше проводить во время прогулки.
Немецкий психиатр Фридрих Шольц образно определяет застенчивость так: «... в то время как страх смотрит в будущее, а печаль обращает свои взоры в прошлое - застенчивость есть мучительное ощущение каждого текущего момента, такое же частое у детей, как и у взрослых». Застенчивость - это тяжелое психическое состояние, которое может влиять на мышление, задерживая или расстраивая его ход, вынуждает действовать вопреки желаниям, вызывает неловкие, лишние движения и т. п. У детей застенчивость проявляется в смущении, робости, неловкости и даже кажущейся глупости; она возникает у них в присутствии незнакомых им людей - как взрослых, так и детей. В некоторых случаях застенчивость можно рассматривать как один из симптомов психоастении. Коррекция в данном случае состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми. Продумайте для ребенка систему поручений: сначала попросите его передать какую-нибудь вещь малознакомому человеку, далее предложите ему передать тому же человеку на словах какую-нибудь просьбу и т. п. Постоянно обращайтесь к ребенку с подобными поручениями, постепенно усложняя их в пределах своего дома или учреждения, а затем и вне его; со временем ребенок начинает ходить в близлежащий магазин, почтовое отделение, аптеку... Мягко проводимая система поручений нефорсированно дает хорошие результаты. Никогда не браните и не упрекайте ребенка, также нельзя быть с ним холодно-строгим - это лишь усилит его боязливую напряженность. Для определения эффективности применяемой коррекции целесообразно провести с ребенком диагностику до и после курса занятий и проследить изменения его самооценки.
Таким образом детям демонстрируются модели агрессивного поведения, которые не приносят вреда, а приводят к разрядке накопившейся негативной энергии по отношению к человеку, вызывающему неприязнь. Интерактивные игры: Многие учителя жалуются на то, что сегодня даже маленькие дети не такие вежливые и послушные, как раньше. Для многих все труднее становится взаимодействовать с одноклассниками, учителями и родителями. Учителя вынуждены больше времени уделять заботе о дисциплине в классе. К сожалению, приходится признать, что спокойные и дружелюбные дети в итоге обделены учительским вниманием. Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге: работа со все большим числом беспокойных детей вынуждает их устанавливать все более строгие порядки в классе. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя скованно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. Школьники, не имея возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки, становятся все более агрессивными и неуправляемыми. В этой ситуации можно организовать интерактивные игры, которые научат детей логически мыслить, анализировать, справляться со страхами и стрессами, открывать и развивать в себе сильные стороны своего характера, разрешать конфликты с окружающими без агрессии, уважая точку зрения других людей, и следовать социальным нормам и правилам поведения.
Материалы: бумага и цветные карандаши. Инструкция. Бывают дни, когда мы чувствуем себя не лучшим образом, может быть, мы не выспались. У нас по каким-то причинам испорчено настроение. И мы хотим, чтобы нас оставили в покое на некоторое время. Как же дать понять другим, что нам хочется побыть в одиночестве? Мы можем показать одноклассникам свой «прогноз погоды», ведь погода бывает разная: пасмурная, дождливая, ветреная, снежная, солнечная, ясная и т. д. Возьмите бумагу, карандаши и нарисуйте свою погоду, которая соответствует сейчас вашему настроению. Или просто напишите большими буквами: «надвигается гроза», «светит солнце», «идет дождь» и т. п. Эта игра научит детей считаться с настроением друг друга и улучшит психологический климат в классе, иногда в конце урока дети могут изменить свой рисунок.
Игра основана на простой, понятной детям метафоре и побуждает даже самых стеснительных поделиться своими проблемами. Слова «у меня камешек в ботинке» могут послужить сигналом к тому, что ребенок испытывает трудности, ему что-то мешает, он сердится или обижен и никак не может собраться на уроке. Инструкция. Расскажите мне, что происходит, когда камешек попадает в ваш ботинок. Сначала он не очень мешает, затем в ноге появляется боль, в конце концов этот камешек превращается в «обломок скалы», тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его. Но на ноге остается ранка. Так маленькое неудобство становится проблемой. Вовремя позаботившись о ноге, мы сохраним ее невредимой. Если кто-то из вас скажет нам: «у меня камешек в ботинке», мы будем знать, что вам что-то мешает, сможем поговорить об этом и постараемся помочь. Необходимо обсудить каждый «камешек», который будет назван.
Дети, как и взрослые, иногда не ценят свои успехи и достижения, сосредоточившись лишь на ошибках и неудачах. Это упражнение поможет им закончить школьную неделю приятными переживаниями. Его целесообразно давать в конце последнего урока недели. Инструкция. Для начала пусть каждый из вас вспомнит, над чем он особенно потрудился на этой неделе. Например, выполнил сложное домашнее задание, помог однокласснику убрать классную комнату и т. д. Выберите три поступка, которыми вы гордитесь, и напишите их на листе бумаги, после этого похвалите себя: «Петя, ты на самом деле сделал это здорово!». Запишите и эту фразу. Игра поможет детям самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя среди них хорошие, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом новых побед.
В этой игре дети учатся позитивному внутреннему разговору о самом себе, чтобы понять, какими качествами и способностями они уже обладают, а какие хотели бы иметь в будущем. Материалы: бумага и цветные карандаши. Инструкция. Всем людям нравится, когда их хвалят. Поощрение помогает добиваться успеха, переживать сложные ситуации, доводить до конца трудные дела. Теперь подумайте, каким трем видам деятельности вы хотели бы научиться или делать лучше, чем сейчас, произнесите их в утвердительной форме. Например: «Я отлично играю в футбол», «Я быстро и правильно решаю задачи». Запишите эти фразы большими буквами и раскрасьте цветными карандашами. Игра помогает выявить детские страхи и комплексы. По окончанию каждый, кто захочет, может показать свой плакат и громко зачитать его. Важно, чтобы ученики, забрав плакаты домой, повесили их на видное место. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет претворить написанное в реальность.
Игра помогает ученикам выработать привычку фиксировать свои достижения. Отмечая их, детям легче будет настроиться на успех. Каждый ученик должен завести тетрадь своих достижений, которую будет заполнять в течение года. Это научит последовательности в делах и умению доводить начатое до конца. Даже самый небольшой успех имеет значение. Тетрадь может стать чем-то вроде личного дневника. Полезно начать с описания прежних достижений, а затем раз в неделю записывать или зарисовывать новые успехи. Материалы: тетрадь, бумага, цветные карандаши, клей. Инструкция. Сегодня мы заведем особенную тетрадь. Она предназначена не для школьных занятий, а для записи наших успехов и достижений. Вы не обязаны ее никому показывать. Давайте начнем с того, что украсим ее обложку. На листе бумаги красивыми и большими буквами напишите: «Мои достижения» или «Мои успехи». Если вам придет в голову другой заголовок, то напишите его. Раскрасьте буквы и наклейте лист на тетрадь. Теперь начнем заполнять первую страницу. Вспомните какой-нибудь из своих успехов, запишите его или нарисуйте. Важно, чтобы каждый ученик зафиксировал что-то из достижений, пусть даже с вашей помощью. Смотрите также: Консультация для родителей приемы коррекции поведения детей с различными эмоционально-волевыми нарушениями
166.24kb.
Вопросы к курсу «Психология семьи». (нечетные номера – теория, четные номера – практика)
45.8kb.
Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» Специальность 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Дошкольная логопедия»
140.71kb.
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
47.76kb.
Консультация Наглядное моделирование — эффективный метод при коррекции речевых нарушений с детьми дошкольного возраста
82.3kb.
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Цели программы
147.9kb.
Методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе
92.03kb.
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год
443.18kb.
Курс лекций по детской патопсихологии. Рн/Д., 2000. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. М., 2003
90.84kb.
Программа развития и коррекции эмоционально-личностной сферы младших школьников
303.09kb.
Консультация для родителей «если у вас в семье ребенок с тяжелыми нарушениями зрения»
510.6kb.
Учитель-логопед I категории мбс(К)оу «С(К)ош для детей с овз №155» г. Перми 35.12kb.
|