Главная | стр 1
« Учить или не учить ребенка читать в раннем возрасте» Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении. Нарушения навыка чтения тесно связаны с проблемами развития устной и письменной речи ребенка, его личностным развитием, с кругом его общения и интересами. Специалисты называют две основные причины нелюбви детей к чтению: раннее общение с чтением, когда ребенка учат неправильно, отбивая у него всякий интерес к чтению; «специфическая задержка развития навыка чтения» — дислексия. До сих пор нет ответа на вопрос: нужно ли учить читать детей младше трех лет? Большинство психологов и педагогов — сторонников «старой школы» — считают, что такое опережающее развитие только тешит самолюбие родителей, а ребенок ничего, кроме нервно-психического переутомления, не получает. С одной стороны, постоянное развитие науки и техники требует от людей все большего уровня подготовки. Поэтому раннее обучение ребенка — это не попытка «лишить его радостного детства», а необходимое условие освоения им окружающего мира, в котором господствуют высокие технологии и огромные объемы информации. Но, с другой стороны, увеличивается количество так называемых патогенных факторов (плохая экологическая обстановка, низкий уровень социального и медицинского обеспечения, большой процент хронических заболеваний среди населения детородного возраста, а также стрессы, новые болезни и г д. и т.п.), что приводит к рождению слабых, болезненных детей, которым необходимо щадящее, компенсаторное и коррекционное обучение, а ни в коем случае не опережающее и перегружающее. Чаще всего методиками раннего обучения чтению (девиз некоторых из них: «Читать — раньше, чем говорить!») пользуются родители, мечтающие вырастить вундеркинда или стремящиеся подготовить ребенка к поступлению в престижную школу. В таком случае психологи предостерегают: слишком раннее обучение чтению (до трех лет) может привести к дисгармонии развития ребенка. Родителям, стоящим перед выбором, - учить или не учить ребенка читать в раннем возрасте, необходимо ответить для себя на два вопроса: 1) Достаточно ли они владеют методикой раннего обучения чтению, чтобы не создать своему ребенку проблем в дальнейшем? Например, наибольшую сложность вызывает развитие у ребенка фонематического слуха. Если ребенка учить неправильно, у него могут возникнуть сложности при обучении в школе. Понятие «готовность ребенка к обучению» наряду с прочими включает и психологический компонент: у ребенка должна быть сформирована позиция ученика. Будущий первоклассник, как правило, хочет учиться, чтобы получать знания. Но если ребенка уже научили считать, писать, бегло читать, ему будет неинтересно учиться и школу он станет воспринимать как повинность. 2) Выдержит ли ребенок предлагаемые ему нагрузки? Если у ребенка были какие-либо невропатологические проблемы при рождении или в младенчестве, он очень активен или, наоборот, пассивен, то до 5—б лет лучше ограничиться развивающими играми. Следует понимать, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. И психологи, и педагоги считают, что в этом возрасте ребенка важнее научить связно рассказывать, помочь ему освоить необходимый запас слов. С другой стороны, детские психологи отмечают, что при условии нормального хода развития речи можно начинать обучать чтению в игровой форме уже четырехлетнего ребенка. Если же ребенок заговорил поздно (после двух с половиной лет), имеет дефекты произношения, бедный словарный запас, строит короткие фразы, вообще не употребляет предлогов, не изменяет слов по падежам — с обучением чтению торопиться не стоит. Развивающие занятия требуют ежедневности и последовательности. Не стоит начинать самостоятельно обучать ребенка, если вы не можете каждый день выделять время для совместных занятий. Если же вы приступили к обучению, не ждите от ребенка быстрых успехов, не торопите его, не критикуйте, если у него не все получается сразу, — наберитесь терпения. Развивающие занятия должны быть в радость и вам, и вашему малышу. В противном случае ваши раздражение и недовольство передадутся ребенку, создав у него негативное отношение к обучению в целом и к чтению в частности. Если вы не уверены в своих силах или не располагаете достаточным количеством времени для регулярных занятий с ребенком по конкретной программе — не отчаивайтесь. Читая ребенку, рассказывая ему что-то интересное об окружающем мире и побуждая рассказывать его, разыгрывая и обсуждая с ним прочитанные сказки, вы поселите в нем интерес к самостоятельному узнаванию нового. Именно чтение и призвано удовлетворять подобное желание, так как оно является познавательным процессом, позволяющим самостоятельно усваивать самую разнообразную информацию. Этапы обучения чтению Психологи считают, что в 4—5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7—8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Согласно наблюдениям психологов: интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности. Принципы обучения чтению дошкольников и младших школьников с помощью игр предложил детский психолог Д.Б. Эльконин. Эти принципы лежат в основе большинства программ обучения чтению. Я предлагаю вашему вниманию программу занятий, состоящую из пяти этапов. На каждом из них ребенок обучается, играя со взрослым в игры, разработанные челябинскими психологами Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушиным. Этап первый: добуквенный, звуковой период обучения Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь «строится» из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых -выделение в словах определенных звуков. Звукоподражание Взрослый задает вопросы ребенку, например: - Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж!) - Как шипит змея? (Ш-ш-ш!) - Как гудит поезд? (У-у-у!) Главный звук Взрослый читает ребенку стихи, выделяя основной звук. Хорошо использовать тексты стихотворных азбук, например, Е.А. Благининой «Hayчусь-ка я читать» или С.Я. Маршака «Азбука в стихах и картинках» Жужжит Над жимолостью Жук. Тяжелый
На жуке Кожух. (Е. Благинина) Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом. (С.Я. Маршак) Магазин Взрослый - продавец, а ребенок - покупатель, который «приходит» в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать «Л-л». Этап второй: определение звукового состава слова Ребенка учат определять, из каких звуков состоит слово, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Запретные звуки Эта игра помогает развить у ребенка умение выделять звуки в слове и учит его работать по правилу — это одно из важных условий успешного обучения в школе. Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является запретным, например, нельзя произносить «3» или «К». Взрослый показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено, ребенок старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом этапе запретный звук будет находиться в начале слова, а потом в конце. - Кто ползет и шипит? - мея.
- Кто мурлыкает и все время умывается? - от.
- Кто пятится назад? - ра
Эта игра учит ребенка различать твердые и мягкие звуки. Нарисуйте двух человечков. Том «твердый» — он угловатый, тощий, а Тим «мягкий» — он округлый и толстый. Познакомьте с ними ребенка: - Видишь, это Том, его имя начинается очень твердо. Т-т-т. Он сам весь твердый, как этот звук, и выбирает все твердое. Любит Томатный Сок, носит всегда Пальто, играет в Морской Бой и Мыльные Пузыри. А это Тим, его имя начинается мягко. Тъ-ть-тъ. Он любит все, что звучит так же мягко, как его имя: ест Тянучки и Тефтели, играет в Мяч, Рисует и носит Пиджак, Ты будешь Тим, а я Том. Мы идем в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: РЮКЗАК или РАНЕЦ? Также Тим и Том должны взять с собой КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКУ, ВЕРЕВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ЛЕДЕНЦЫ, КРОССОВКИ, КЕДЫ, КЕПКУ, ПАНАМКУ и т.д. Ребенку с помощью взрослого нужно выбрать, что из этого понесет Тим, а что Том. Потом можно поменяться ролями, пусть ребенок побудет Томом, который собирает грибы (ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА), ягоды (ЗЕМЛЯНИКУ, ГОЛУБИКУ), ловит рыбу (ЛЕЩА, САЗАНА) и т.д. Заблудились в лесу Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук - самый «громкий» звук в слове. - Ми-и-ишка! - Маши-и-инка! - Сло-о-он!
- В каждой комнате должен жить звук, давай их расселим. Ребенок произносит звук, который будет «жить» в этой комнате, и кладет на квадратик фишку. -К,О,Т.
Частая ошибка - ребенок правильно называет первый и последний звуки и «теряет» средний. Взрослый может удивиться: - Разве здесь живет «КТ»? Здесь живет «Ко-о-от»! (тянет пропущенный звук). Дом в лесу Задача та же, только домик надо нарисовать из четырех комнат. - В этом доме хотят поселиться ЛЕВ, СЛОН и ЖИРАФ. Как ты думаешь, для кого из них этот дом построили? А смогут ли в нем жить ЛИСА, ВОЛК, УЖ, СОВА, СОБАКА, КРОТ, ВОРОНА? Если ребенок испытывает трудности, нарисуйте дополнительно трехкомнатный и пятикомнатный домики, попросив «расселить» зверей в подходящий для каждого из них дом.
Взрослый рисует четыре одинаковых четырехкомнатных домика. - В этих домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. Помоги ЦАПЛЕ попасть в гости к АИСТУ, а не на обед ЛИСЕ или ВОЛКУ. Подскажите ребенку выход - поставьте ударение в слове «слон», закрасив соответствующий квадратик в одном из домиков. Стройка Игра для закрепления навыка расстановки ударений. - Со склада стройматериааов на стройку нужно привезти сначала ЦЕМЕНТ, затем КИРПИЧ, следом ПЕСОК потом ГЛИНУ, за ней СТЕКЛО, а под конец - ДОСКИ. Ты будешь шоферам. Взрослый делает шесть карточек с числом квадратиков, соответствующим количеству звуков в каждом слове, и заштрихованными ударными звуками. Это и будут необходимые стройматериалы. Взрослый просит ребенка: - Найди и отвези на стройку ЦЕМЕНТ и т.д. Этап четвертый: буквенный период обучения Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным. Вы можете учить с ребенком буквы на прогулке, в дороге, в гостях. Звуковое лото Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает: - У кого есть слово на эту букву? Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.
Можно также вернуться к игре «Дом звуков», но теперь вместо произнесения звуков и раскладывания фишек ребенок должен сказать взрослому, какие буквы нужно написать, чтобы поселить в домик того или иного зверя. Этап пятый: слияние слогов в слова На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Учите ребенка читать слоги протяжно, как бы «пропевая» их («ССОО-ССННАА», «ММАА-ШШИИ-ННАА»). Это поможет ребенку избежать «рубленого» слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами. Запаситесь кубиками или карточками с изображением букв. Пусть ребенок пытается сложить слова, которые вы ему предлагаете. Начните с самых простых. Покажите ему, как складывать слова, на примере отрывка из стихотворения Г. Виеру «Мама»: Ну-ка, М дай руку А, Ну-ка, МА, МА и МА, а вместе МАМА — Это я пишу сама. Работа с ударением ускорит и облегчит переход к чтению словами. Вот несколько игр, помогающих ребенку усвоить принцип слогослияния. Перестановка ударений Пусть ребенок поэкспериментирует с ударениями в словах, отвечая i на ваши вопросы.
- ПашА. ПАша. - Что это такое? - ТЕлевизор, телЕвизор, телевИзор, телевшОр. Укротитель Ребенку даются карточки с написанными на них печатными буквами названиями диких животных, которых ему надо укротить, поставив ударение на соответствующую гласную (ударение «ставится» с помощью специальной фишки). Например, в слове БИЗОН, ребенок должен положить фишку на букву О. Если ребенок слишком долго думает или ставит ударение неправильно, животное «убегает» в лес (джунгли, степь и т.п.). Укротителю нужно правильно позвать его (см. игру «Заблудились в лесу»), чтобы оно вернулось. Смотрите также: Консультация для родителей «Учить или не учить ребенка читать в раннем возрасте»
91.56kb.
Звуки [л], [л’], буквы Л, л
25.01kb.
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия»
27.71kb.
Программа «Школа приемных родителей»
87.57kb.
Анкета для родителей «Ребенок и его семья»
157.54kb.
Занятие «Мой любимый детский сад»
48.52kb.
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить И. Кант
195.68kb.
Коррекционно-развивающих занятий
813.53kb.
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»
31.32kb.
Пояснительная записка Добро и зло… Вечные темы. Темы сказок, мифов, искусства, религии… Темы жизни. Современное общество с его информатизацией и стрессами всё чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности
158.7kb.
Консультация для родителей «Формирование правильной осанки одна из важнейших задач физического воспитания детей»
44.9kb.
- 26.69kb.
|