Главная стр 1
скачать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Березовский детский сад № 4»




Консультация


Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду

Старший воспитатель:

Е.Г. Малышева




Виды НОД по рисованию
Предметное рисование – рисование по памяти, рисование с натуры, по предварительному наблюдению:

  • рисование по памяти – развивает зрительную память, образное мышление, наблюдательность;

  • рисование с натуры – дети учатся видеть предметы, воспринимать форму, цвет и воспроизводить все это в рисунках. Необходимо детально анализировать натуру. Предмет должен быть четким по форме и строению;

  • по предварительному наблюдению – сначала показывают конкретный предмет, изучают его, запоминают, а потом рисуют.


Сюжетное рисование – рисование по собственному замыслу, на заданную тему, выполнение иллюстраций к прочитанным произведениям:

  • по собственному замыслу – необходимо объяснить, как лучше передать в рисунке задуманное не навязывая своего мнения. Ребенку предоставляется возможность реализовать свои идеи;

  • рисование на заданную тему – должно быть понятным, простым и интересным. Внимание детей направляется на главное, чтобы осознать, что именно будут рисовать;

  • рисование иллюстраций – подобно рисованию на заданную тему. Внимание детей сосредотачивается на определенном эпизоде. Необходимо помочь выделить главное, правильно скомпоновать рисунок.


Примерный план конспекта непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности
Вид и тема НОД

Программное содержание:

  • образовательная задача;

  • изобразительная задача;

  • развивающая задача;

  • воспитательная задача;

  • словарная работа.

Подготовка к НОД

    1. Предварительная работа с детьми по теме НОД.

    2. Подготовка демонстрационного и изобразительного материала для раздачи детям.

Ход НОД

  1. Вводная часть

Методические приемы: создание атмосферы эмоционально-эстетического восприятия предмета или явления, предложенного для изображения; качественный анализ предмета; показ изобразительных приемов; повторный показ.

  1. Основная часть

Самостоятельная работа детей и индивидуальная работа.

  1. Заключительная часть

Просмотр работ, подведение итога НОД и переключение внимания детей к другому виду деятельности.


Организация уголка по художественному творчеству
Особое место следует уделить организации специального места для рисования и размещения оборудования.

При организации развивающей среды следует опираться на следующие принципы:



  • принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка с целью установления контакта. Расположение уголка должно быть таким, чтобы удовлетворять возможное желание ребенка уединиться в процессе творчества;

  • принцип стимулирования активности, самостоятельности и творчества. Дети должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам и право выбора способов рисования и тем для рисования;

  • принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время.


Оборудование:

  • бумага разного цвета, фактуры и формата;

  • цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель);

  • инструменты для рисовании (кисти тонкие и толстые, с различным по жесткости ворсом, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, розетки для краски, баночки для воды, салфетки, палитры, подставки под инструмент).

Оборудование удобно хранить в отдельных коробках.

В уголке для рисования размещаются папки с репродукциями картин художников, предметные и сюжетные рисунки, иллюстрации к сказкам. Папка с образцами рисунков, рисунков детей.




Методы и приемы

обучения детей дошкольного возраста рисованию
II младшая группа
Задачи: прививать интерес рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности (правильно сидеть за столом).

Знакомим со свойствами красок, учим рисовать красками двух-трех цветов, различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый, оттенки – розовый, голубой, серый).

Знакомим с конструктивным построением несложных предметов. Даем понятие о том, что форма состоит из двух-трех частей одинаковые по форме, но разные по величине.

Учим композиционно правильно размещать рисунок на листе. Рисовать прямые линии сверху вниз, слева на право, пересекать их, проводить кривые линии, соединять их. Учить изображать предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы.

Объясняя задание, воспитатель демонстрирует и описывает предмет, обращая внимание на форму и характерные признаки, показывает последовательность выполнения рисунка, рассказывает о композиции.

Учим убирать за собой материалы.

Рисование по замыслу в младшем возрасте вводится с I квартала.

На занятиях по предметному рисованию используются наглядные, словесные, игровые приемы. Эффективным средством обучения является последовательный показ способов изображения.

Словесными приемами обучения (объяснение, указание, поощрение), активизирующими внимание детей необходимо пользоваться на протяжении всего занятия: объяснение задания, показ последовательности изображения, сопровождение словом каждого движения, повторение как надо правильно держать кисточку.

Связь рисования с другими видами изобразительной деятельности помогает ребенку понять форму предмета и правильно ее воссоздать в рисунке. Круглые формы сначала воссоздают способом аппликации, лепят, а уже потом рисуют. Сложные предметы (дом) сначала складывают из частей, затем рисуют.

В конце образовательной деятельности воспитатель анализирует работы детей, не оценивая отрицательно. Так как дети 3-4 лет не умеют замечать недостатки.

Средняя группа
Задачи: закреплять интерес к рисованию, развивать наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность; учим рисовать простые по форме предметы и выделять их основные части; учим различать и правильно использовать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый, оранжевый, оттенки – розовый, голубой, серый, светло зеленый).

Дети средней группы учатся рисовать по памяти, творчески выполнять задание; грамотно размещать изображение на листе; работать карандашом и кистью; рисовать предметы, используя знания о геометрической форме и цвета; объединять в рисунке изображения двух-трех предметов, сочетать цвета.

Воспитанники учатся передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине; учатся передавать впечатление от природных явлений, праздников.

Рисование проводится один раз в неделю. Используются игровые, словесные, наглядные приемы – бусы для елочки, морковка для зайчика.

Даются задания по рисованию на воображение, по памяти – снежная баба, деревья осенью, цветы, для самостоятельности, развития внимания, памяти, чувства цвета и формы.

В средней группе воспитатель иногда показывает последовательность изображение предмета полностью, чтобы дети приучались работать самостоятельно, не перерисовывая.

Повышается требование к техническим навыкам – закрашивать карандашом и краской (карандаш не должен отрываться от бумаги, кисть вести за ворсом), штрихи наносятся в одном направлении, рисуют двумя-четырьмя красками.

Дети учатся компоновать два-три предмета на одном рисунке, связывая общим замыслом.

Во втором полугодии проводится работа над графическим рисунком цветными карандашами. Рисунок карандашом очень важен для развития мелкой моторики руки.

Дети совершенствуют умение рисовать деревья, например - изображая сначала елку, укрытую снегом, затем елку и падающий снег, елку летом.

При рисовании животных и птиц предлагаем сначала назвать форму туловища и головы, затем показываем последовательность рисования, называя части и их форму (туловище - овальное, голова – круглая, клюв, хвост).

Рисование здания начинается с изображения маленького домика с одним окошком. Особое внимание уделяется проведению прямых линий и определению их направления (вертикальное, горизонтальное, наклонное), соотношению частей, равномерному раскрашиванию.

Цветы для рисования лучше брать простые по форме и строению. Вначале анализируем вместе с детьми строение цветка, сколько лепестков, их цвет и форма. Рисование цветка лучше проводить во фронтальном положении.

В средней группе учим детей, как правильно воспроизвести пропорции, формы головы и туловища (неваляшки, кукла в длинном платье).

В средней группе начинаем работать в технике коллажа.

Рисование ладошками для детей всегда было увлекательным занятием, дающее простор для развития воображения.

В этом возрасте дети самостоятельно убирают материалы, правильно оценивают, анализируют свою работу и работу детей.
Старшая группа
Задачи: развивать наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность; воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить описывать предмет, форму, выделяя существенные признаки, сравнивать предметы по форме и цвету, передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение; учить рисовать по замыслу, по памяти.

В образовательной деятельности используются наглядные и речевые приемы обучения. Если дети рисуют предмет впервые, то необходимо проанализировать его форму, цвет, показать последовательность изображения полностью или частично. В старшей группе проанализировать предмет предлагается самим детям. Если дети рисуют по памяти или воображению можно ничего не показывать или объяснить что-то только на словах.

О том, что дети будут рисовать по замыслу, воспитатель сообщает заранее, для того чтобы дошкольники могли обдумать и спланировать свой рисунок. Воспитатель интересуется, кто что задумал нарисовать, советует, как выполнить задание, где и как разместить предметы.

Детей старшего возраста знакомим с произведениями декоративно-прикладного искусства, народными промыслами. В образовательной деятельности по декоративному рисованию знакомим с основами композиции, ритма, орнамента.

Учим различать, называть и подбирать цвета (красный, синий, фиолетовый, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый, черный, белый, оттенки – розовый, голубой, серый) и нейтральные тона, создавать оттенки добавляя белую гуашь, в акварели воду.

В этом возрасте дети отображают в рисунке пропорциональное соотношение двух-трех предметов, расположив по схеме: внизу – все, что находится на земле, вверху – что в воздухе, в небе. Для закрепления полученных знаний на прогулке обращаем внимание на то, что близкие деревья кажутся большими, дальние – маленькими, рассматриваем дом вблизи и издали.

В старшем возрасте дети изображают человека во фронтальном статичном положении и в движении. Следует им дать общее представление о строении человеческого тела, с помощью выполнения аппликации «Починим куклу». Показываем куклу и рассказываем о ее строении, знакомим с пропорциями и формой. Самое сложное - рисование человека в движении. Сначала фигуру выкладывают в виде аппликации, затем заставляют части тела «двигаться». Обращаем внимание на положение рук, ног, туловища. Показываем, как передавать человека в движении.

Рисуют по памяти цветущие деревья, кусты, цветы, двух-трех этажные дома, грузовые автомобили, самолет, пароход, игровую площадку в детском саду. Для того чтобы дети лучше выполняли рисунки по памяти на темы окружающей действительности, хорошо проводить экскурсии и тематические прогулки, что способствует развитию детской наблюдательности. Закрепить впечатление от увиденного можно с помощью репродукций картин, сюжетных картинок, игрушек. Рисуя деревья, говорим с детьми о том, что они бывают разными – высокими и низкими, старыми и молодыми, стройными с тоненькими ветвями и раскидистыми с толстым стволом.

Для иллюстрирования следует брать известное произведение, перед образовательной деятельностью необходимо поговорить о нем вызывая в воображении детей картину того, что они будут рисовать.

Для того чтобы дети лучше поняли как рисовать птиц и животных используем игрушки, что позволяет усвоить пропорции частей тела – туловище напоминает овал, голова – круглая (овальная). Во время проведения анализа строение тела животного или птицы, показываем игрушку или рисунок. Предлагаем мысленно разделить объект на составляющие – голова, шея, туловище, ноги, хвост – сравнить с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, обязательно соблюдая пропорции.

Продолжаем развивать воображение детей способом дорисовывания контура ладошки. Таким способом изображаются кактусы, деревья, грибы, птицы, морские обитатели, пальмы на острове.

На занятиях с детьми старшего возраста широко используем нетрадиционное рисование: для нанесения отпечатка берутся сухие листья, ластик, поролон, смятая бумага, картофель, пробки; техника - «кляксография»; техника – «ниткография»; «набрызг». Рисование пластилином позволяет проводить работу по цветоведению, смешиванию цветов и оттенков, развивает силу кисти рук, подготавливает мелкую моторику к письму. Способы рисования пластилином – размазывание маленьких кусочков пластилина внутри картонного трафарета; промазывание пластилином картонного силуэта, затем его наклеивание на рисунок; рельефные налепы.



Подготовительная группа
Задачи: развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, внимание, зрительную память, наблюдательность, образное мышление; учить продумывать, планировать работу; знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира, с образцами народного творчества, с произведениями изобразительного искусства; совершенствовать изобразительные умения (правильно размещать изображение на листе, знакомить с понятием «перспектива»; передавать цвет и его оттенки, находить и определять; рисовать карандашом контуры предметов, закрашивать рисунок, изменяя направление штрихов в соответствии с формой; рисовать фигуру человека, птиц, животных, различные виды транспорта; отображать события; рисовать иллюстрации к литературным произведениям).

В образовательной деятельности знакомим детей с понятием перспективы, для рисования на заданную тему (по воображению и по памяти). Для этого наблюдаем на прогулке за тем, какими представляются размеры предметов по мере их удаления от нас на большее расстояние. Уделяем внимание умению размещать предметы на листе, правильно определять размеры предметов относительно листа.

Перед изображением людей, птиц, животных, машин, сначала выполняем работу в технике аппликация или лепка, что способствует усвоению пропорций и форм.

Показываем детям, как рисовать человека в движении. Объяснять положение фигуры человека во время движения, положение рук и ног можно на живой натуре (на ком-то из детей). Для показа очень хорошо использовать подвижную модель фигуры человека. Дошкольникам легче дается рисование человека, если они пользуются построением фигуры из геометрических фигур.

Для рисования нового или недостаточно усвоенного материала, используется полный или частичный показ изображения предмета, его деталей, а также словесные приемы для закрепления и повторения полученных знаний и умений.

Для развития творческих способностей, самостоятельности, инициативы проводим рисование по замыслу. Проводя работу в данном направлении, поддерживаем творческие поиски детей в выборе темы, поощряем самостоятельность.

Совершенствуем навык рисования графитным карандашом: легко наносим линии контура.

Совершенствуем умение рисовать деревья разных пород (дуб, береза, тополь, клен, ель). Используем при показе словесные приемы и схематичное изображение. Во время показа приема рисования дерева объясняем, что сначала нужно провести тонкие линии, обозначающие основную форму и размер, прорисовываем направление и форму ветвей, далее рисуется точный контур дерева. Затем добавляем листву и мелкие детали, раскрашиваем.

Перед тем как начать рисовать виды транспорта, анализируем форму модели, определяем ее составные части. Для показа подбираются игрушки, простые по строению, но выразительные по форме. Показывая последовательность изображения предмета, обращаем внимание на прорисовку основных деталей.

В этом году вводится рисование с натуры. Делая набросок карандашом. Затем наносим краску.

Примерный план занятия по рисованию с натуры:


  • постановка модели для рисования;

  • анализ натуры;

  • объяснение размещения рисунка на листе;

  • последовательность выполнения рисунка;

  • рисование предмета с натуры;

  • анализ работ.

Анализируем рисунки с привлечение детей, что приучит их высказывать свои мысли и аргументировать сказанное. Проводя анализ отмечаем сходство изображения с натурой, удачное размещение, хороший подбор красок.

В развитии творческих способностей большую помощь оказывают нетрадиционные техники рисования: выдувание небольшого количества краски из трубочки, примакивание кисточки, рисование свечой, монотопия, дополнение работ поделками оригами, рисование пластилином, оформление рисунков в технике «обрывание», отпечатки картофельных матриц с дорисовкой, отпечатки подушечек пальцев и ладоней.

В старшей группе продолжаем совершенствовать у детей навык рисования по алгоритмическим схемам. Объясняя последовательность рисования птиц, животных, человека, прежде всего показываем (схематически) расположение частей тела во время движения, в полете. Обращаем внимание детей на характерные особенности разных животных.

Знакомим детей с рисованием полусухой щетинистой кистью - фактура перьев, иголок, шерсти животных. Прорисовку делаем мягкой колонковой или беличьей кисточкой.

Работаем с детьми в технике мозаичной аппликации. Сначала рисуем контур предмета, закрашиваем красками фон, затем промазывая клеем небольшие участки предмета, накладываем нарезанные кусочки цветной бумаги.

Для развития воображения предложите дошкольникам выполнить работы в технике монотопия.



С детьми старшего возраста продолжаем с детьми совершенствовать навык работы в технике ниткография. Направляя детей на поиск художественного образа в оставленном ниточкой следе, заставляя работать ассоциативное воображение детей.
скачать


Смотрите также:
Консультация Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду Старший воспитатель
132.87kb.
Пояснительная записка Циклограмма работы воспитателя по изобразительной деятельности
300.23kb.
Цель: развития у детей творческих способностей и знакомства детей с азами изобразительной техники в детском саду создана изостудия. Основные задачи
32.44kb.
Кто есть кто в детском саду?
83.32kb.
Отчёт о проведении физкультурно-оздоровительной работы в «Детском саду №5 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» за летний период 2010/2011 уч года
42.54kb.
«Создание условий для реализации трудового воспитания детей в детском саду». Старший воспитатель мдоу д/с
111.96kb.
Н. Я. Сацков Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя
4897.25kb.
«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»
104.71kb.
Питьевой режим в детском саду. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 4 2660-10, п. 15. 24
12.31kb.
Первые дни в детском саду
22.23kb.
Формы и методы организации двигательной деятельности детей в детском саду
31.05kb.
Организация театрализованной деятельности в детском саду
28.87kb.