Главная стр 1
скачать


 

Концепция воспитательной системы МОАУ «СОШ №4 г. Соль-Илецка» «Духовно-нравственное развитие личности».

Концепция воспитательной системы МОАУ «СОШ №4 г. Соль-Илецка» «Духовно-нравственное развитие личности».

Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации «Концепция модернизации российского образования», приказа Министерства образования России «Основные направления развития воспитания в системе образования», Постановления Правительства РФ от 16.02.2011г. №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 - 2015 годы». Концепция воспитательной системы Соль - Илецкого района «Социально - культурная среда района как воспитательная система» и обусловлена необходимостью выполнения данных документов.



Введение

В период модернизации системы образования возникают множество вопросов, связанных с актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения.

Задача школы – воспитание человека  – остаётся во все времена актуальной, а решение её – противоречивым, поэтому организация воспитательного процесса становится более значимой.

В настоящее время термин «воспитание» имеет у различных авторов педагогически различные значения. Нам ближе всего определение «воспитание», данное доктором педагогических наук, академиком Н.Е. Щурковой: «Воспитание как целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу ребенка и природу развития личности, организованное профессионалом-педагогом вхождение ребенка в контекст культуры современного ему общества и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека». В этом определении процесса воспитания затронуты важнейшие аспекты духовно-нравственного воспитания и социализации личности ребенка в современном обществе.

Процесс воспитания, в силу исторического развития нашей страны, менял приоритеты в соответствии с социально-экономическим развитием страны, общечеловеческими нормами морали и права. Поэтому, разрабатывая концепцию воспитательной работы школы как образовательного учреждения, педагогический коллектив учитывал особенности и тенденции в развитии современного российского общества, где процесс воспитания характеризуется следующими особенностями:

сильнейшим влиянием средств массовой информации (СМИ), где чаще всего учащиеся видят сцены насилия, наркомании, бездуховности, преклонения перед западным образом жизни; влиянием социума; отсутствием четкой жизненной ориентации и целеполагания подростка на ближайшее будущее. Возрождение российского общества возможно только при формировании у подрастающего поколения высоких моральных качеств.

Мы предполагаем, что реализация основных положений концепции позволит совершенствовать механизм развития воспитания в школе, ориентированный на формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни учащихся.

Принимаемая Концепция определяет основы:

разработки новой программы воспитательной деятельности;

совершенствования системы управления развитием воспитания;

повышения эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении;

обеспечения необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания



Цель и задачи концепции воспитательной системы школы.

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина - патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым, эффективным.

Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе.

Таким образом, главной целью воспитательной работы школы является: способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

Для осуществления этой высокой цели перед педагогами школы стояли следующие задачи воспитательной работы:


  1. Воспитать цельную, целомудренную личность, понимающую и принимающую свои обязанности; способную к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познавать себя, свои способности, возможности для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования.

  2. Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.

  3. Способствовать развитию ученического самоуправления.

  4. Формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ.

  5. Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития.

  6. Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций

  7. Активизировать работу по изучению уровня воспитанности учащихся

  8. Совершенствовать систему методической работы с классными руководителями.

  9. Повысить у учащихся интерес к внеклассной работе.


Воспитательные цели детализированы на каждом возрастном этапе:

1 ступень. Воспитание в начальной школе (1-4 классы).

Задачи:

1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

2. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.

3. Формирование потребности в творческой деятельности.

4. Развитие художественно-эстетических способностей.

5. Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

6. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.

7. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений. Стремление говорить правду, поступать по справедливости; стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.

8. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, стремления к здоровому образу жизни.

2 ступень. Воспитание в основной школе (5-9 классы).

Задачи:

1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

2. Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности.

3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно - эстетических учений и навыков.

6. Дальнейшее развитие национального самосознания на основе краеведческой, художественно - эстетической деятельности.

3 ступень. Воспитание и образование в старшей школе. (10-11 классы)

Задачи:

1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.

2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшей профессиональной учебы, выполнения гражданских обязанностей, успешной жизни и деятельности в сложных экономических условиях.

3. Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.

4. Дальнейшее физическое развитие личности.

5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.



Основные принципы и подходы реализации концепции воспитательной системы.

Для воспитательной системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее подсистемами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой воспитательная система проявляет свою целостность. Воспитательная система интегрирует все воспитательные воздействия в целостный педагогический процесс, придает процессу воспитания системный характер.

В г. Соль-Илецке расположено достаточное количество учреждений дополнительного образования и культурного досуга: районный дом культуры, ДЮСШ (Детская юношеская спортивная школа) «Самбо – 85», РЦДТ (Районный центр детского творчества), ДШИ (Детская школа искусств), ДЮСШ (Детская юношеская спортивная школа), ФОК (Физкультурно-оздоровительный комплекс). Наличие на территории широкой сети культурно - образовательных и спортивных учреждений позволяет говорить о достаточно благоприятной социально - культурной обстановке.

Основные виды деятельности, субъектами и участниками которых являются дети и взрослые, направлены на актуализацию и поддержку процесса самовыражения личностей учащихся и педагогов. Учителя имеют возможность для самовыражения как в профессиональной сфере посредством организации и участия в преподавательской, воспитательной ( использование нестандартных форм и способов подготовки и проведения внеклассных мероприятий, разработка новых технологий и способов работы классного руководителя, организация кружковой, секционной деятельности), управленческой (руководство МО, педагогическим и ученическим коллективами) деятельности, так и непрофессиональной сфере посредством развития и проявления своих способностей в различных видах искусства, спорта и т.д. Учащимся создаются условия для самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физической культурой и спортом, в соответствии с их возрастными особенностями.



Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитывать духовно - нравственную, здоровую, физически развитую личность учащегося, гражданина-патриота. 

Принцип гуманистического воспитания  предполагает, что учащиеся являются субъектом воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности воспитательной работы – объединение учащихся и учителей в единый коллектив, способный работать на благо развития личности учащегося.

Принцип научности - использование достижений науки в процессе воспитания.

Принцип реальности - предполагает тесную координацию целей направлений воспитания с объективными тенденциями развития общества.

Индивидуализация и дифференциация  процесса воспитания служит для перспективы роста личности учащегося.

Личностно-ориентированный принцип  воспитания предполагает признание личности учащегося  высшей социальной ценностью. 

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на взаимосвязи природных и социокультурных процессов, возрастных особенностей, пола, особенностей психологии и физиологии учащихся.

Культурологический  принцип обеспечивает приобщение учащихся к культуре своего народа, к культуре народов России.

Принцип деятельностного подхода в воспитании состоит в том, что учащийся живет реальной жизнью сегодня. И учащемуся нужна сегодняшняя интересная жизнь в зависимости от его конкретных потребностей: учебная, трудовая, физическая, творческая и т. д.

Принцип целостного подхода  – воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип индивидуальности  воспитания предполагает адресный процесс, направленный на конкретного учащегося.

Принцип дифференциации воспитания предполагает учет этнических, религиозных, исторических условий развития общества, признание уникальности участников воспитательного процесса.

Принцип демократичности предполагает  использование демократии в процессе воспитания.

Принцип толерантности предполагает воспитание терпимости ко всему окружающему.

Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать учащегося комплексно. Следует провести воспитательный процесс таким образом, чтобы раскрывались разносторонние интересы личности учащегося.
Перечисленные выше принципы воспитания составляют основу системы воспитания в МОАУ «СОШ №4 г. Соль-Илецка».

Основные направления в воспитании:

  • гражданско-патриотическое;

  • гражданско-правовое воспитание;

  • учебно-познавательное;

  • физкультурно-оздоровительное;

  • нравственно-эстетическое;

  • профилактика правонарушений;

  • работа с родителями.

При выборе набора годовых дел основной акцент делается на многопрофильность, разнообразие, на учет индивидуальных потребностей и интересов детей, педагогов, родителей.

Этому способствуют традиционные мероприятия:

День Знаний,

операция «Внимание – дети!»,

Кросс наций,

День народного единства,

День учителя,

день самоуправления,

общешкольный туристический слет,

конкурс «Фабрика звезд»,

осенний бал,

День матери,

День Конституции,

День здоровья,

новогодний карнавал,

Серебряные коньки,

Лыжня России,

месячник, посвященный Дню защитника Отечества,

День родной школы,

Международный женский день,

День Победы,

праздник последнего звонка,

выпускной бал,

акции милосердия: « День пожилых людей», « Дети России – солдатам войны», « Помоги ребенку», «Нет – наркотикам», « Я – гражданин России»,

конкурсы: «Ученик года», «Самый классный Классный».
Управление воспитательной системой школы.

Наша школа - это педагогическая система, эффективность которой зависит от обоснованности всех составляющих эту систему компонентов (целей, содержания, методов, средств, организационных форм вовлечения учащихся в познавательную, воспитательную и развивающую деятельности) как составных частей активной жизнедеятельности детей в период обучения и воспитания. Все компоненты данной педагогической системы взаимосвязаны. Поэтому эффективность работы системы в целом может быть достигнута только при условии оптимальности всех входящих в систему компонентов. 



   Управление развитием воспитательной системы осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности,  реализацию проектов и организацию взаимодействия между звеньями управления.

1. Директор школы  осуществляет руководство школой на основе нормативных документов и собственной позиции, выражает заказ властных органов, как на государственном, областном, районном, так  и на местном уровне.

2. Наблюдательный Совет школы – общественный коллегиальный орган, координирующий деятельность ученического, педагогического и родительского коллективов, направленную на эффективное функционирование и развитие учебного заведения.

3. Педагогический совет – орган коллективной мыследеятельности и педагогического диагностирования, формирующий новое педагогическое мышление, отношения сотрудничества для реализации основных задач школы; это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса, объединяющий всех педагогических работников школы, являющийся постоянно действующим общественным органом для рассмотрения основных текущих и перспективных вопросов учебно - воспитательной работы.


Непосредственным осуществлением воспитательной деятельности занимаются:

1. Заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе  осуществляют организационное, методическое и диагностическое руководство воспитательной работой.

2. Классные руководители осуществляют воспитательную работу с классами на  коллективном и  индивидуальном уровне, помогают в проведении общешкольных дел, ведут работу с родителями.

3. Учителя-предметники  реализуют воспитательную работу через работу с микрогруппами и отдельными учащимися, проводят тематические мероприятия в школе.

4. Совет старшеклассников образует советы дел по разработке и проведению школьных акций и отдельных дел, организует работу классных коллективов и отдельных детей.

5. Волонтеры – отряд, проводящий комплексную профилактическую работу в школе для выработки у учащихся навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия к употреблению психоактивных веществ.

7. Совет по профилактике правонарушений учащихся  ведет профилактическую работу с «группой риска», проводит мероприятия по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
К вспомогательным службам относятся те элементы воспитательной системы, которые осуществляют специализированное воздействие, работают по определенным программам:

1. Дополнительного образования  – составная часть внеурочной деятельности учащихся по интересам.

2. Детская организация «Горячие сердца»  создана для развития коммуникативных и организаторских способностей, познавательного интереса, нравственных качеств и повышения этической культуры общения.

3. Детская разновозрастная организация «Школьные ученические экипажи»  характеризуется управленческой структурой, построенной на демократических началах; активным творческим поиском в учебной, исследовательской, внеурочной деятельности; полноправным участием в делах школы.  

Большое значение в реализации проблемы социального самоопределения наших учащихся мы придаем ученическому самоуправлению. В нашей школе самоуправление является не целью, а средством воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Работа над поставленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве учителей, учащихся и родителей. 



Система школьного ученического управления в нашей школе имеет 2 уровня:

I – классное ученическое самоуправление.

II – школьное ученическое самоуправление.

Структура первого уровня – ученическое самоуправление на уровне классных коллективов (5-11кл). Каждый учащийся входит в тот или иной классный ученический экипаж (6 экипажей). Каждый экипаж избирает из своего состава командира. Из командиров экипажей образуется совет учащихся отряда. Высший орган самоуправления в классе – собрание отряда, во главе которого находится командир отряда.

Структура второго уровня – школьное ученическое самоуправление. Это школьные ученические экипажи:

  • «Наука и образование»

  • «Труд и порядок»

  • «Спорт и здоровье»

  • «Досуг»

  • «Забота»

  • «Пресс-центр»

Школьные ученические экипажи возглавляют командир и староста, входящие в данный экипаж. В работе школьным ученическим экипажам помогают вожатые и педагоги – консультанты, в роли которых выступают заместители директора по ВР и ГПВ

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/335/334856/334856_html_m9016bca.gif

Программа построения воспитательной системы школы.

1 этап – проектный (2010 – 2011 г.)


Деятельность по созданию

воспитательной системы

Участники

деятельности

Сроки

проведения

Ответ-

ственные

1. Обсуждение и утверждение концепции воспитательной системы на общешкольном собрании.

Администрация,

педагоги, учащиеся,

родители


Май –август 2010г.

Админист-

рация


2. Создания и программирование работы творческих лабораторий педагогов:

- технологии личностно –ориентированного воспитания и образования;

- моделирование и построение воспитательной системы класса;

- проектирование воспитательно-образовательных маршрутов учащихся;

- мониторинг результатов развития личности и коллектива.


Педагоги, родительская общественность

Сентябрь-октябрь 2010г.

Админист-

рация


3. Создание и планирование работы временных научно-исследовательских коллективов и экспериментальных площадок.


Педагоги

Сентябрь-ноябрь 2010г.

Админист-

рация


4. Организация работы психолого-педагогического семинара «Теоретические и методические основы личностно-ориентированного воспитания и обучения».


Администрация, педагоги, психолог

В течение всего периода

Педагог - психолог, заместитель директора по ВР

6. Подбор диагностических методик для исследования результативности процесса самореализации (самовыражения) личности ребенка.


Педагог - психолог

Февраль 2010г.

Педагог - психолог

7. Разработка диагностических методик для изучения удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.


Педагог - психолог

Март 2010г.

Педагог - психолог

8. Ознакомление с практикой проектирования и функционирования личностно-ориентированных систем воспитания и обучения в ОУ и других регионов страны.


Заместитель директора по ВР, педагоги

2010-2011 гг.

Заместитель директора по ВР

9. Обсуждение на заседаниях научно-методического совета идей,

проектов и программ осуществления инновационной деятельности.



Администрация,

педагоги


2010-2011гг.

Заместитель директора по ВР



10. Определение совместно с учащимися и их родителями наиболее рациональной системы

кружковых, клубных, научных объединений учащихся.




Учащиеся, родители, классные руководители

2010-2011гг.

Заместитель директора по ВР

2 этап – практический (2011 - 2014 г.)

Деятельность по созданию воспитательной системы

Участники деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1. Опытно-диагностическая деятельность по моделированию и построению воспитательных систем классов.

Классные руководители, психолог

2011 -2014гг.

Заместитель директора по ВР

2. Создание и деятельность центра содействия развитию личности ребенка.

Администрация, педагоги

Сентябрь 2011г.- май 2013 г.

Администрация

3. Определение возможностей, условий, приемов и методов создания для учащихся ситуаций успеха в учебно - воспитательном процессе.

Администрация,

педагог - психолог, педагоги




Сентябрь

2013г.- май 2014 г.




Администрация


4. Выявление характерных черт личностно -ориентированного учебного занятия и внеклассного воспитательного дела.

Администрация,

педагоги


2012- 2013 гг.

Администрация



5. Разработка и апробация мониторинга развития личности и формирования коллектива.

Администрация, педагоги.

2013 г.

Педагог - психолог

6. Ежегодное исследование

эффективности воспитательной системы школы.



Педагог - психолог, педагоги

В течение всего периода

Педагог - психолог

7. Проведение психолого-педагогических семинаров по проблемам инновационной деятельности школы.

Администрация, педагог - психолог, педагоги

В течение всего периода

Педагог - психолог

8. Поддержание научно-методических контактов с инновационными учебными заведениями города, области, страны.

Администрация

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР

9. Расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, представителями и группами из окружающего социума.

Администрация, родители

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР, психолог

10. Ежегодное информирование педагогов, учащихся и их родителей о ходе и результатах инновационной деятельности.

Администрация

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР



МОАУ «СОШ №4 г. Соль-Илецка» Оренбургской области



скачать


Смотрите также:
Концепция воспитательной системы моау «сош №4 г. Соль-Илецка» «Духовно-нравственное развитие личности». Концепция воспитательной системы моау «сош №4 г. Соль-Илецка» «Духовно-нравственное развитие личности»
181.26kb.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в моу «сош №4 г. Соль-Илецка»
2572.02kb.
Анализ воспитательной работы в моу кассельская сош в 2011-2012 учебном год
264.77kb.
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося» на период 2011-2015 годы Новоалтайск
386.9kb.
Приказ № от Концепция воспитательной системы
446.51kb.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России залог психического и физического здоровья личности
124.65kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
498.35kb.
«Школа духовно нравственного становления личности»
498.42kb.
Программа по направлению Духовно-нравственное воспитание учащихся моу каликинская сош
408.86kb.
Семья моя надежда и опора
124.04kb.
Концепция воспитательной системы «школа гражданского становления» ценностно-ориентационный компонент
121.56kb.
Семинаре учителей истории «Духовно-нравственное воспитание в системе общего образования»
74.8kb.