Главная стр 1
скачать
Тема урока: Крестово-купольный храм и его архитектурно- художественные особенности .

Пояснительная записка.

Данный урок разработан для учащихся 10 класса, обладающих определенным уровнем знаний по истории Византии и Киевской Руси, изучивших тему «Культура Византии» в курсе МХК. Эти знания являются опорными и пролонгируются при изучении темы урока. Материалы урока также могут быть разделены на две части и в более упрощенном варианте использованы при изучении тем «Культовое зодчество Византии» и «Культовая архитектура Киевской Руси» учащимися более младших классов.

Цель урока:

Показать развитие культового зодчества Киевской Руси в контексте развития средневековой культуры евразийской цивилизации, в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов, прежде всего Византийской империи, откуда пришло на Русь христианство в 988 г.и сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм стал преобладающим типом православного храма на Руси.

Задачи урока:

закрепление учащимися знаний по теме формирование типа крестово-купольного храма в византийской архитектуре;

знакомство с конструктивными и образными особенностями крестово-купольных храмов Киевской Руси на примере собора св.Софии в Киеве;

обучение основам образно-стилистического анализа архитектурного произведения;

пополнение лексического словаря художественных терминов в контексте урока

формирование эстетического вкуса к произведению искусства

воспитание любви к памятникам отечественной культуры и понимания их художественной значимости


Обрудование: компьютер, мультимедийный проектор ,доска, презентация в Power Point
Ход урока
1.Вступительная часть. Представление темы

Во вступительной части необходимо вспомнить, что культура Киевской Руси синтетична в своей основе. Она развивалась опираясь на многовековую культуру восточных славян. В то же время существенное влияние на её развитие оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское).

Принятие христианства в 988 г. из Византии, предопределило влияние христианской культуры Византийской империи на развитие культуры Киевской Руси и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов древнерусского государства с Европой.

Огромное влияние на развитие древнерусского культового зодчества оказала архитектура Византии

Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Они столь органично вписались в ландшафт, что сейчас уже трудно представить типично русский пейзаж без церковных зданий, увенчанных куполами.

Илл. 1 И.И.Левитан «Над вечным покоем»

Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых сооружений и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм стал преобладающим типом православного храма на Руси. На уроке мы повторим историю возникновения данного типа храма в византийской архитектуре и рассмотрим его архитектурно-художественные особенности на примере собора св. Софии в Киеве.


2.Основная часть


2.1. Закрепление знаний по теме формирование типа крестово-купольного храма в византийской архитектуре.

В данной части необходимо вспомнить, что изначально в Восточной Римской империи основным типом христианского храма была базилика.

Илл.2 План и и разрез базилики св.Петра в Риме

Вопрос к учащимся: Что такое «базилика», дать определение

Ответ: Тип общественного и культового здания, прямоугольного в плане , разделенного рядами колонн на 3,5,..коридоров (нефов).

Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах—в Сирии, Малой Азии. В архитектуре этих регионов получил распространение тип укороченной базилики(напр. базилика в Турманине) с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов аркадой на колоннах.

Илл. 3 Базилика в Турманине
Другой тип храма, также получившим распространение в восточноримской архитектуре- центричный. Центрические христианские постройки опирались на богатые традиции римской архитектуры, достигшей в возведении купольных сооружений большого совершенства

Илл. 4 Пантеон

Вопрос к учащимся: Какой центрический храм, перекрытый куполом вы знаете в Древнем Риме?

Ответ: Пантеон

. С одной стороны, центрические храмы сформировались на основе раннехристианских мартириев (от лат. Martyr-христианский мученик) — постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий, а также места погребения мучеников. Самый известный мартирий — ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме).

Илл. 5 Ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме

Начиная с V века стали появляться центрические церкви, увенчанные куполом.

В VI веке были построены два великолепных храма связанных непосредственно с архитектурой столицы Восточной Римской империи — Константинополя.

Илл.6 Реконструкция и план церкви Сергия и Вакха в Константинополе

Первый из них — Церковь Святых Сергия и Вакха, построенная в Константинополе в 527—529 гг.[9] Юстинианом Великим. Храм являлся одновременно и мартирием (местом хранения мощей этих святых), и храмом для общественного богослужения. По архитектурному решению эта церковь- центрическое сооружение с куполом. В плане храм представляет собой квадрат, в центральной яасти перекрытый куполом. Купол с помощью экседр опирается на восемь мощных цетральных столпов. Экседры по углам полукруглые, а по сторонам света — прямоугольные. Храм имеет внутренний круговой обход с хорами.(прим.Эксе́дра (греч. έξέδρα, сиденье за дверями) — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом).


Илл.7 Церковь Сан Витале в Равенне

Позднее по образцу этого столичного храма была возведена знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне (527—548). Итальянский город был в то время возвращен Византийской империи, и постройка нового храма знаменовала победы Юстиниана на её западных границах.Объемно-планировочное решение здания представляет собой 8-гранную призму, внутри которой центрически расположены 8 колонн .На колонны с помощью экседр опирается 8-гранный барабан, перекрытый куполом. Алтарная абсида соединена с подкупольным пространством длинным прямоугольным проходом. Круговой обход храма также двухэтажный (с хорами). В отличие от превращенного в мечеть константинопольского прототипа Сан-Витале сохранила почти все свое мозаичное убранство.

В этих постройках ярко выразилось желание создать именно центричный купольный храм, способный заменить тип базилики.
Постройки Юстиниана подвели итог поискам формы купольного храма на основе типа мартирия. В них во всей полноте можно увидеть новое понимание архитектуры храма и особое византийское чувство пространства. Купол как бы парит над храмом. Несущие конструкции не вызывают ощущения тяжести. Тектоника здания не подчеркивается, а напротив скрывается. Все выглядит легким и невесомым. Стены и колонны не поднимаются от пола вверх, а воспринимаются скорее спускающимися сверху, с небес. Эти образные черты во многом будут справедливы для всех последующих византийских церквей.

С другой стороны, сам старый тип храма-базилики подвергся трансформации и был соединен с куполом. Именно этому процессу принадлежит решающая роль в создании крестово-купольного типа храма, во многом сохранившего структуру базилики — деление интерьера на нефы. Здесь ведущая роль принадлежала Константинополю

Илл.8 Храм св. Софии в Константинополе .Общий вид

Величайшим храмом, в котором совместились базиликальный план и венчающий огромное пространство купол, стал Софийской собор Константинополя, возведенный в 532—537 гг. В нём — самой яркой и грандиозной постройке эпохи Юстиниана Великого — удивительно полно воплотилось и христианское миропонимание и эстетическое чувство византийских зодчих.

Илл. 9 . План храма св. Софии в Константинополе

Огромное пространство среднего нефа перекрыто господствующим над всем куполом и благодаря поддерживающим его полукуполам имеет продольную ориентацию. Над боковыми нефами и нартексом вокруг подкупольного пространства проходит обход — хоры. Пространство боковых нефов и хор отделено от центра храма двумя ярусами аркад, над которыми стоят люнеты боковых стен, прорезанные окнами.(прим. Люне́т, Люнетта (фр. la lunette — диминутив от «луна») — в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами). Между ними также возникает поперечная перекличка, хотя крест в интерьере храма ещё никак не намечен.

Илл.10 Интерьер собора св. Софии в Константинополе

В интерьере конструктивная особенность храма очень хорошо видна. Пространство раскрывается прежде всего в центральной части интерьера, где на четырех мощных столпах покоится купол. Барабан купола невысокий, прорезан 40 окнами, которые образуют световое кольцо и создают ощущение, что купол парит в небе (византийцы считали, что купол золотыми цепями привязан к небу).

В художественной разработке культового здания интерьеру уделяется особое внимание.Пышная отделка интерьеров дорогими облицовками, мозаичными картинами или фресками противопоставлялась суровому наружному виду замкнутого пирамидального объема храма, стены которого украшали только арочные завершения проемов.

Новая архитектура, с ее тонкой дифференциацией сводов и пространств, создала идеальные условия для символического осмысления. Храм воспринимался как микрокосм, объединяющий две сферы – земную и небесную. Его архитектура – отпечаток невидимой телесным зрением красоты. Упорядоченность его форм – отражение гармонии небесного мира. С горним миром ассоциировались прежде всего купол и своды. В соответствии с этими представлениями в куполе помещали изображение самого Христа Пантократора (Вседержителя). Паруса, расположенные по углам подкупольного квадрата и служащие для перехода от квадратного основания к круглому куполу, несли на себе образы евангелистов и символизировали проповедь Евангелия по всем четырем сторонам света. В алтарной апсиде (полукруглом выступе на восточной стороне храма) помещали образ Богоматери, чьи молитвы соединяют мир дольний (зона стен) и мир горний (зона сводов). Здесь же в алтаре изображали причащение апостолов и причисленных к лику святых священников.

Илл.11 Церковь св. Ирины в Константинополе. Общий вид и интерьер

Почти одновременно с Софийским собором была построена константинопольская церковь Святой Ирины. Первоначально она имела близкую к описанной выше структуру, с той разницей, что боковые нефы имели хоры. Но перестройка 740 года сильно изменила характер интерьера храма, сделав его совершенно крестово-купольным. Вторые ярусы боковых аркад были разобраны, пространства боковых нефов (точнее хор над ними) слились с подкупольным. Подпружные арки, несущие купол, теперь плавно перетекали в боковые цилиндрические своды. Получилась композиция из четырёх рукавов креста, завершенных расходящимися на четыре стороны сводами. Теперь рукава креста доходили до наружных стен храма, охватив весь интерьер. Они заканчивались не аркадами, а стенами храма, прорезанными окнами. Удлиненной сделана западная часть храма

Крестовые походы, соперничество Венеции, набеги турок подрывают могущество Византийской империи и масштабы строительства здесь сокращаются. Резче выявляются особенности местных архитектурных школ в Малой Азии, Греции, самом Константинополе. Основной объем культового строительства приходится теперь на монастыри, где жилые и хозяйственные постройки, примыкающие к прочным стенам, окружали небольшие церкви.

В IX-XV вв.наиболее широкое распространение получает крестово-купольный тип храма, в котором центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами.

Создание крестово-купольной системы завершило поиск конструктивных средств выражения идеи единства церкви и государства в лице императора.

Илл12. Формирование византийских систем перекрытия

Архитектурная концепция крестово-купольного храма и схема его декорации были восприняты как канон, на основе которого создавались многочисленные варианты решений

Т.о. Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является

развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов

структур — купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми

опорах и крестово-купольной системы. Крестово-купольный тип храма становится главенствующим в культовой архитектуре христианской Руси.

2.2. Сложение централизованного древнерусского государства –Киевская Русь. Рост его экономического и политического могущества, распространение христианства, расцвет культуры в XI-XIIвв. Развитие каменного зодчества. Размах культового строительства.

С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

Илл.13 Раскоп Десятинной церкви в Киеве 989-996гг

Археологические раскопки позволили установить план первого каменного киевского храма— Десятинной церкви Успения Богоматери, сооруженной по желанию князя Владимира (989—996гг).Его размеры (по фундаментам, без абсид)-35х37 м, основной строительный материал-плинфа(тонкий византийский кирпич 31х31х2,5 см).Церковь обрушилась в 1240 г. во время штурма Киева ханом Батыем.

Илл.14 Реконструкция собора св.Софии в Киеве ХI в.

А уже в XIвеке ( ?1037г.) в Киеве князем Ярославом Мудрым был возведен самый большой храм домонгольской Руси- собор св.Софии. Он был сложен сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (византийский кирпич), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Высота до вершины главного купола 28,6 м. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Центральный неф и трансепт значительно шире боковых нефов, образуя в интерьере собора четкий крест. Крестообразная композиция была видна и снаружи храма. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6.

Огромные размеры и архитектурный образ собра св. Софии воплощал идею силы и величия киевской державы .В этом сооружении архитектурная концепция крестово-купольного храма и схема его декорации были восприняты как канон, на основе которого мастера создали вариант, отражающий «волю новой эпохи». Исследования культовых сооружений свидетельствуют, что к тому времени древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Некоторое своеобразие культовых построек Древней Руси можно проследить составив сравнительную таблицу.

Илл.15 Общий вид соборов св.Софии в Киеве и Константинополе

Проведем сравнение объемно-планировочного решения соборов св. Софии в Киеве и Константинополе



Параметры

Собор св.Софии в Константинополе


Собор св.Софии в Киеве

Композиция, силуэт

Пирамидальная, по силуэту подобен горе, устремленной в небеса

Пирамидальная, по силуэту подобен горе, устремленной в небеса

Типология

Укороченная базилика, перекрытая куполом

Крестово-купольный храм, 13 куполов

План

Прямоугольник, приближенный к квадрату(75,6х68,4), купольное перекрытие(диам.купола 32м),обширное подкупольное пространство, центральный неф значительно шире боковых(шир. ок.30м)

В плане почти квадрат(29,5х29,3м), цилиндрические своды перекрывают центральный и боковые нефы(образуют крест),13 куполов, центральный наибольшего диаметра(прим.7м), центральный неф шире боковых( 7м)

Наличие галерей

Галереи внутри основного объема здания.Галерея второго этажа с западной стороны(хоры), трифорий-галерея над боковыми нефами.Лестница на галереи из нартекса

С трех сторон был окружен двухярусной галереей(2-й этаж-хоры), с внешней стороны одноярусной

Лестница на галереи- в боковых угловых башнях



. Убранство интерьера киевского собора в технике мозаики и фрески выполнили византийские мастера по византийской системе.

Илл. 16 Интерьер собора св.Софии в Киеве

Основу этой системы составляет восприятие пространства храма как «земного неба», в котором присутствует Бог. Всё пространство храма мысленно делится на две зоны — «небесную» (купол и апсида) и «земную» (стены и западные столбы). Само богослужение символически уподобляется небесной службе, совершаемой Христом и его ангелами. Во время церковной службы внимание верующего сосредоточено на двух основных частях храма: пространстве под куполом, где находится амвон (место, откуда священник возглашает текст Священного писания или проповеди), и на алтаре, расположенном в восточном полукружии храма (апсиде).

Илл.17 Иисус Пантократор ,мозаика собора св.Софии в Киеве

Главная купольная мозаика "Христос Пантократор" (Вседержитель).

По сторонам от Пантократора располагались архангелы (сохранилась только одна фигура). В барабане помещались изображения двенадцати апостолов (до нас дошла только фигура апостола Павла). На парусах традиционно изображались четыре евангелиста (полностью сохранилась фигура Марка).

Илл.18 Богоматерь Оранта , мозаика абсиды собора св.Софии в Киеве

В конхе (конха-перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.) алтарной апсиды располагается Богоматерь Оранта (молящаяся), прозванная «Нерушимая стена». Огромная фигура (ее высота 4,5 метра) с поднятыми в молитве руками, с одной стороны, символизирует Софию, Премудрость Божию, которой посвящен храм, а с другой — представляет собой Богоматерь-Заступницу, наиважнейший образ русского православия.

Илл. 19 Евхаристия, мозаика абсиды собора св.Софии в Киеве

Немного ниже, под "Нерушимой стеной" находятся мозаики "Евхаристия" (Евхари́стия (греч. ευχαριστία — благодарение), Свято́е Прича́стие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд ) "

Всего же мозаики собора занимали площадь ок. 640 кв. м.

Илл. 20 Фрески в интерьере собора св.Софии в Киеве

Мозаиками была украшена только центральная часть собора. Галереи и остальные части украшались фресками с изображением различных сцен Ветхого и Нового заветов, различных святых. Причем, наряду с фресками на христианские сюжеты, на росписях св. Софии можно увидеть изображения членов семьи Ярослава Мудрого, различные светские сюжеты, например, скоморохов или сцену на ипподроме.

Заключение

В заключительной части обобщить изученный материал , сделав акценты на важнейших составляющих содержания урока.

1.Развитие культовой архитектуры Византии привело в конечном итоге к формированию крестово- купольной системы

2. Крестово-купольный храм- это тип восточнохристианского храма. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения часто также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже - угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей.

3.К XI столетию в древнерусской архитектуре крестово-купольный храм становится основным типом культового сооружения. Этот тип храма, привнесенный в древнерусскую архитектуру из Византии по воздействием местных условий и задач, поставленных перед архитекторами, приобретает черты нацонального своеобразия, которые будут развиты в дальнейшем. Собор св.Софии в Киеве- главный храм Киевской Руси, представляет собой ярчайший пример подобного сооружения, соединившего византийские традиции и национальное своеобразие.

Домашнеее задание:

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся сделать сообщение или презентацию об одном из храмов Киевской Руси (по выбору), например о Соборе св. Софии в Новгороде . На следующем уроке, заслушать учащихся и обсудить их работы в классе, сделав мини –конференцию, посвященную архитектурно-художественным особенностям памятников древнерусской культовой архитектуры.

Список иллюстраций:

1. И.И.Левитан «Над вечным покоем» 1894г.

2. План и и разрез базилики св.Петра в Риме IV в.

3. Базилика в Турманине. Сирия, Vв.

4. Пантеон IIв.

5. Ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме IVв.

6. Реконструкция и план церкви Сергия и Вакха в Константинополе 527-529 гг.

7. Церковь Сан Витале в Равенне 527-548 гг.

8. Храм св. Софии в Константинополе .Общий вид 532-537 гг.

9. План храма св.Софии в Константинополе

10. Церковь св. Ирины в Константинополе 532 г.

11. План церкви св. Ирины в Константинополе

12. Интерьер собора св.Софии в Константинополе

13. Раскоп Десятинной церкви в Киеве 989-996 гг.

14. Реконструкция собора св.Софии в Киеве ХI в.

15. Общий вид соборов св.Софии в Киеве и Константинополе

16. Интерьер собора св.Софии в Киеве

17. Иисус Пантократор ,мозаика собора св.Софии в Киеве

18. Богоматерь Оранта , мозаика абсиды собора св.Софии в Киеве

19. Евхаристия, мозаика абсиды собора св.Софии в Киеве

20. Фрески в интерьере собора св.Софии в Киеве

Список литературы:

Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая' /Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского / М., 1960

История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение (под ред.Ц.Г.Нессельштраус), М.,1982

История русской архитектуры. Под общей ред. Ю.С.Ушакова и Т.А.Славиной. СПб., 1994

История русского искусства. Под ред. И.Э.Грабаря. т. I-II., 1953

Кондаков Н. П. Византийские памятники и церкви Константинополя., М, 2006

Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в.. М.: Наука, 1987



Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978

Малая история искусств. Искусство средних веков М.,1975
скачать


Смотрите также:
Крестово-купольный храм и его архитектурно- художественные особенности
140.27kb.
Конспект «Идейно-художественные особенности драмы»
56.84kb.
Художественные материалы и техники в практике обучения изо
26.65kb.
Художественные искания века. Особенности поэзии конца 19 начала 20 веков
206.73kb.
Краткое содержание программы к курсу «Декоративно прикладное искусство» Тема раздела: Народные промыслы России. 1 четверть Вводное занятие. Художественные промыслы России
164.82kb.
Зачёт №1 по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»
35.08kb.
Архитектурно-градостроительное управление Рыбинского муниципального округа
78.94kb.
План занятий и мероприятий на 2012-2013 учебный год
26.72kb.
Лицей №1502 История развития символики
323.95kb.
I вариант Выделите основные особенности искусства Двуречья
150.3kb.
Как правильно выражать свои мысли
8.19kb.
Верха-низа –55 § Художественные концепты полет и парение
788.31kb.