Главная стр 1стр 2стр 3
скачать


Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Иркутской области

«ство образования и науки РФ

Черемховский педагогический колледж»

Духовно-нравственные ориентации городской и сельской молодежи: сравнительный анализ
Курсовая работа (проект)

по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах

Содержание




  1. Пояснительная записка

3

    1. Общие сведения о проекте

3

    1. Актуальность проекта

3

    1. Основные положения проекта

6

  1. Список литературы

25

  1. Проектный продукт. Пакет диагностического инструментария для исследования духовно-нравственных ориентаций

27



  1. Пояснительная записка

    1. Общие сведения о проекте

Тема проекта: Духовно-нравственные ориентации городской и сельской молодежи: сравнительный анализ

Тип проекта: исследовательский.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Время проекта: краткосрочный.

Участники проекта: городская и сельская молодежь

Цель проекта: исследование духовно-нравственных ориентаций городских и сельских жителей (на примере г. Черемхово и Черемховского района).

Задачи проекта:

1. Теоретическое обоснование проблемы формирования духовно-нравственных ценноcтных ориентаций у молодежи.

2. Подбор исследовательского инструментария для определения духовно-нравственных ориентаций городской и сельской молодежи.

3. Сравнение духовно-нравственных ориентации городской (на примере г. Черемхово) и сельской (на примере Черемховского района) молодежи.

Объект: городская и сельская молодежь.

Предмет: духовно-нравственные ориентации городской и сельской молодежи.



    1. Актуальность проекта

В современном обществе происходят значительные преобразования, ориентированные на глубокое переосмысление человеком приоритетов и ценностных ориентаций в сознании людей. В настоящее время система новых ценностей еще не сложилась в такой степени, в какой она может диктовать общественному и индивидуальному сознанию свои правила. В связи с этим в данный период происходит обратное явление, т.е. не люди строят свое поведение, согласно общественным ценностям и нормам, а нормы и ценностные ориентации складываются под влиянием той или иной деятельности человека.

Особую тревогу вызывает молодежь, так как смена приоритетов в обществе пришлась на период ее формирования. Переживаемые современным российским обществом коренные изменения, обусловленные его трансформацией, поставили проблему молодежи, ее предназначения в этих изменениях в ранг наиболее значимых. Будучи динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума. С другой стороны, характер и содержание деятельности молодежи в обществе как субъекта социального развития напрямую зависит от объективных условий социальной среды, предлагающих ей определенные модели социализации. Условия становления гражданского общества, сопровождающиеся процессами распада прежней системы ценностей, идеалов, существующих моделей социализации и поискам новых, не могли не оказать влияние на личностное формирование и развитие молодежи. Данное влияние закономерно носит противоречивый, сложный характер, что обуславливает широкий круг молодежных проблем, требующий многоаспектного изучения.

Процессы, связанные с актуализацией идеи духовно-нравственных ориентаций, имеют сложный характер и специфические черты, обусловленные региональными особенностями, поселенческими признаками (город, село), нуждаются в системном анализе. Прогрессивное развитие России, успешность реализации в ней принципов гражданского общества, органично связаны с надеждами на городских жителей, но и с возрождением села, подъемом сельского хозяйства, сохранением высоких духовно-нравственных ценностей в ориентациях всех групп, составляющих сельское население, и особенно молодежи, от деятельности которой зависит настоящее и будущее духовной культуры, характер социально-экономических преобразований на селе.

К сожалению, приходится констатировать, что экономические реформы начала 90-х годов обернулись для села падением сельскохозяйственного производства, резким снижением уровня жизни населения. Село оказалось одним из беднейших секторов экономики. Идеи гражданского общества, включенные в ткань преобразовательных процессов на селе, казалось, должны были оказать положительное влияние, однако произошло обратное. Адаптация сельского населения к новым рыночным условиям оказалась мучительно болезненной. Это не могло не оказать влияния на содержание социализации молодого поколения. В период реформ, отсутствия в обществе единой идеологии, системы ценностей и идеалов, сложных (социально-экономических) условий жизни населения, регулятивные функции социальных институтов теряют прежнюю эффективность. Проблема поиска смысложизненных ориентиров личности приобретает особую важность.

Село во все времена признавалось хранителем лучших духовных, традиционных, этнонациональных ценностей русского народа. Русское сельское население является многочисленной социально-территориальной, национальной общностью, поэтому от содержания духовно-нравственных ценностей русской сельской молодежи во многом зависит не только духовная целостность русского сельского населения, но и России в целом.

Для того, чтобы системно решать проблемы социального самочувствия, содержания системы духовно-нравственных ценностей современной молодежи, необходимо обладать сравнительным знанием об особенностях духовно-нравственных ориентаций городских и сельских жителей.

Актуальность темы обусловлена наличием следующих противоречий:

- между существующей ценностной дезориентацией обучающихся и педагогическими средствами формирования ориентаций в условиях образовательной среды;

- между потребностью формировать нравственные представления и ценности молодежи и дефицитом средств (технологий, методик, программного и научно-методического обеспечения) для реализации этой потребности;

- между потребностью во взаимодействии школы, семьи в решении задач воспитания на основе ценностей духовной культуры и недостаточным числом теоретических исследований по выявлению педагогических условий и форм такого взаимодействия;

- между заявляемыми целями формирования системы духовно-нравственных ценностей городских и сельских подростков и недостаточностью обоснованием условий для их достижения.

Таким образом, необходимость разрешения указанных противоречий обусловила выбор темы курсового проекта – «Духовно-нравственные ориентации городских и сельских жителей: сравнительный анализ»


    1. Основные положения проекта

Проблема ценностных ориентаций является одной из самых давно изучаемых в отечественной и зарубежной науке.

Многие авторы подчеркивают, что понятия «ценности» и «ценностные ориентации» имеют сложную природу, которая определяется единством объективных и субъективных факторов.

Н.П. Карпова считает, что предпосылкой формирования ценностных ориентаций субъекта является система социальных ценностей. Ценностное сознание индивида определяется и развивается в процессе социализации, когда им усваиваются ценности в обществе. В то же время в процессе усвоения тех или иных объективно существующих ценностей в сознании индивида формируются определенные оценки как внешней социальной действительности, так и самого себя, как субъекта. В результате те или иные общественные ценности могут разделяться, приниматься, либо не разделяться индивидом, истолковываться им как полезные или вредные, желаемые или нежелаемые. Должные, более значимые для индивида ценности приобретают характер потребности, обуславливающей его ориентации, которые выступают в момент жизненного решения фактором, побуждающим человека к действию, определяющим мотивацию его поступка. Ценностные ориентации – существенные, важные для индивида (социальной группы) ценностные установки, сформированные под влиянием его ценностного сознания, оценок, суждений, убеждений, потребностей, переживаний, ценностей, а также, и, в первую очередь, под влиянием объективно-существующей в обществе системы общепринятых («для всех») ценностей [13].

Ценностные ориентации – одна из наиболее важных психологических характеристик зрелой личности. О степени гражданской и социальной зрелости личности можно судить по тем ценностям, на которые она ориентируется. Следовательно, ценностные ориентации – это смысловые установки субъекта, осознанные им в процессе социализации, позволяющие индивидуальному сознанию сделать общественную духовную ценность своим достоянием, посредством уже принятых в обществе и зафиксированных в языке значений. В нашем понимании «ценностные ориентации» представляются как интегративное личностное качество, определяющее индивидуальную, социально одобряемую жизнедеятельность, основанную на высоких духовно-нравственных ценностях.

П.И. Бабочкин пишет о том, что личностные ценности формируются в процессе стихийной социализации под влиянием как взаимодействия человека с социальной практикой общества и ближайшего окружения, так и в процессе относительно социально-контролируемой социализации, т.е. в процессе воспитания. Но при этом социальное воспитание, всегда функционирующее в конкретном обществе, культивирует тот набор ценностей, который адекватен типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества. Политическая система определяет набор ценностей социального воспитания, в соответствии с присущими ей организацией политической власти, отношений между обществом и государством, свойственными ей политическими процессами и господствующей в ней идеологией [1].

Е.А. Гришина выделяет другой, не менее существенный принцип ценности: в ценностных ориентациях аккумулируются весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, все следы внешних воздействий со стороны природы и общества. В соответствии с этим принципом ценностные ориентации, усваиваемые в ходе формирования личности, служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, возникающие потребности и актуальное поведение. Формирование и развитие ценностных ориентаций – это сложный многоступенчатый процесс, зависимый, в частности, от возрастных особенностей индивида [8].

Т.Н. Бояк указывает на то, что формирование ценностных ориентаций как внутренних детерминант деятельности связано с формированием системы значений; в основе ценностных ориентаций лежат обобщенные ценностные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности; являясь структурными компонентами вербального сознания, ценностные ориентации функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения; ценностные ориентации тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека [5].

Формирование ценностных ориентаций – длительный и сложный процесс, на который оказывают влияние многие факторы. Одним из системообразующих факторов является образовательная среда, в содержании которой заключена система ценностей, передаваемая подрастающему поколению. Основной частью такой среды является школа как общеобразовательное и воспитательное учреждение, социальный институт, профессионально занимающийся социализацией детей и подростков. Именно школа имеет возможность аккумулировать весь потенциал социокультурной среды с целью оказания влияния на формирование системы ценностных ориентаций.

В системе ценностей одно из важных мест занимают духовно-нравственные ценностные ориентации. О содержательном анализе понятия «духовность» писали М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, Ю.П. Вяземский, П.М. Ершов, И.А. Ильин, А.Д. Косичев, М.К. Мамардашвили, Г.П. Меньчиков, Т.В. Платонов, П.В. Симонов и др.

Будучи субъективно-индивидуальной по своему происхождению, духовность субъекта постоянно находится под влиянием множества объективных факторов. От характера влияния объективных факторов на субъекта, зависит уровень и «качество» его духовности. Духовность – своеобразная система управления человеческой деятельностью, включающая в себя большое число субъективных и объективных факторов: с одной стороны – сила воли, целеустремленность, способности, потребности к духовной деятельности субъекта, с другой стороны – общественное мнение, система ценностей, политические, социально-экономические условия общества, система образования, воспитания, характер социализации и т.д. Духовное включает в себя внутреннее и внешнее, врожденное и приобретенное [19].

Занимая в структуре духовных ценностей приоритетное положение, нравственные ценности образуются единством морального сознания и моральной практики. Моральное сознание, включающее в себя социальный (объективный) и личностный (субъективный) аспекты, выглядит как система оценок, отражающая действительность сквозь призму одобрений и осуждений, выражается в осмыслении нравственных норм, ценностей, оценке явлений окружающей действительности, нравственном сопереживании. Включает в себя процессы мышления, взгляды, идеи, представления, идеалы, принципы, качества, нормы, убеждения, нравственные чувства. Нравственное поведение - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение нравственные ценности, ориентации индивида, обусловленные работой его морального сознания. Сознание определяет содержание поступков, а поведение раскрывает его. Центральными компонентами поведения являются: поступок (включающий само действие или бездействие, цель, средства ее достижения, условия совершения, результаты действия, оценка, самооценка). Во взаимодействии моральное сознание и поведение определяют содержание духовно-нравственных ценностей личности (социальной группы), уровень ее духовно-нравственной культуры [10].

Духовно-нравственные ценности молодежи определяются как система ценностей, сформировавшаяся в процессе субъект-объектных отношений (молодежь-общество), система, в которой в неразрывном единстве и взаимосвязи представлены: знания общечеловеческих и нравственных ценностей; убеждения в их реализации в отношениях между людьми; поведение, направленное на воплощение этих знаний и убеждений в практической деятельности.

Для выявления духовно-нравственных ориентаций молодежи был подобран инструментарий (подробно см. в Проектном продукте).

В исследовании – опросе приняли участие молодые люди – жители города Черемхово - 16 человек и жители сельских территорий Черемховского района (п. Новостройка, д. Романенкино, п. Узкий Луг ) – 16 человек.

В качестве индикаторов использовалось их отношение к тем или иным социальным, экономическим, политическим и этическим явлениям, которые, в конечном счете, определяют содержание интересов и ценностей. Отметим, что все результаты, приведенные в курсовой работе, получены при посредстве ответов на прямые вопросы и отражают, скорее, социальную предпочтительность.

Для сравнения духовно-нравственных ориентаций городской и сельской молодежи был использован из данного диагностического пакета разработанный нами опросник, включающий 3 блока вопросов:


  1. Для оценки духовных проблем.

  2. Для оценки нравственных проблем.

  3. Для оценки культурных проблем.

Опрашиваемые оценивали собственный уровень ориентаций в соответствии с критериями: 0 баллов – оценка соответствует показателю «отсутствие» , 1 балл – оценка соответствует показателю «низкий уровень», 2 балла – оценка соответствует показателю «средний уровень», 3 балла – оценка соответствует показателю «высокий уровень» (подробно см. опросник в Приложении 1).

При оценке вопросов первого блока – оценка духовных проблем - опрашиваемая городская и сельская молодежь оценивала:

- собственный уровень образования;

- уровень владения знаний спецификой жизни духовенства города (деревни);

- уровень взаимодействия Церкви и светской власти на местах;

- уровень собственного взаимодействия с «духовным» лицом;

- знания способов противодействия тоталитарным сектам;

- собственную толерантность (отношение к представителям различных конфессий, религий);

- уровень обеспеченности территории (города, села, деревни) духовно-просветительскими центрами;

- собственный уровень знания духовной литературы (Библия, Коран, жития и т.п.);

- уровень духовно-нравственных ценностей молодежи территории;

- уровень агрессивности населения территории духовенству;

- собственный уровень духовно-нравственной культуры.

При оценке вопросов второго блока – оценка нравственных проблем - опрашиваемая городская и сельская молодежь оценивала:

- уровень удовлетворенности собственным браком (если замужем, или женаты);

- уровень половой распущенности молодежи территории;

- уровень проституции теорритории;

- уровень наличия неблагополучных семей территории;

- уровень злоупотребления алгоголем молодежи территории;

- собственный уровень злоупотребления алгоголем;

- уровень употребления наркотиков молодежи территории;

- собственный уровень употребления наркотиков;

- уровень населения территории по частотности курения;

- собственный уровень по частотности курения.

При оценке вопросов третьего блока – оценка культурных проблем - опрашиваемая городская и сельская молодежь оценивала:

- территорию с точки зрения обеспеченности местами для проведения культурного досуга;

- уровень собственных знаний традиций и обычаев территории;

- уровень оснащенности библиотеки территории;

- уровень Доступа к сети Интернет;

- собственный уровень компьютерной грамотности;

- собственный уровень чтения художественной литературы;

- собственный уровень чтения справочной-познавательной литературы;

- собственный уровень зависимости от просмотра теливизора;

- собственный уровень театральных предпочтений;

- собственный уровень культурно-просветительской активности.

Количественные результаты представлены в протоколе исследования – опросе городских и сельских жителей (см. Приложении 2).

Количественный анализ средних данных протокола представлен в графиках.

Первый блок: Оценка духовных проблем

0- отсутствует

1- низкий

2– средний

3– высокий


1.Ваш уровень образования?

(по уровню 2-средний)




  1. Ваш уровень владения знаний спецификой жизни духовенства вашего города (деревни)? (по уровню 0 – «отсутствует»)




3.Оцените уровень взаимодействия Церкви и светской власти на местах (по уровню средний – 2)




4.Оцените уровень Вашего взаимодействия с «духовным» лицом (по уровню – «отсутствует»-0)


5. Каковы Ваши знания способов противодействия тоталитарным сектам? (по уровню –0 «отсутствует»)


6.Оцените собственный уровень чтения художественной литературы – (по уровню – средний-2 )


7.Оцените уровень обеспеченности Вашей территории (города, села, деревни) Духовно-просветительскими центрами (по уровню средний -2)

8.Оцените собственный уровень знания духовной литературы (Библия, Коран, жития и т.п.) (по уровню – 0 «отсутствует»)




9.Оцените уровень духовно-нравственных ценностей молодежи вашей территории (по уровню низкий-1)




10. Оцените уровень агрессивности населения Вашей территории духовенству (по уровню низкий–1)


11. Оцените собственный уровень духовно-нравственной культуры (по уровню средний-2)

Второй блок: Оценка нравственных проблем

1.Оцените уровень удовлетворенности Вашего Брака (если замужем, или женаты) (по уровню «отсутствует» - 0)

2.Оцените уровень половой распущенности молодежи вашей территории (по уровню средний -2)

3.Оцените уровень проституции Вашей территории (по уровню низкий -1)



4.Оцените уровень наличия неблагополучных семей вашей территории (пот уровню средний-2)

5.Оцените уровень злоупотребления алкоголем молодежи Вашей территории (по уровню высокий-3)

6. Оцените собственный уровень злоупотребления алкоголем –(по уровню средний -2)



7.Оцените уровень употребления наркотиков молодежи Вашей территории (по уровню средний -2)

8.Оцените собственный уровень употребления наркотиков (по уровню « отсутствует»)

9.Оцените уровень населения Вашей территории по частотности курения (по уровню высокий -3)



10.Оцените собственный уровень по частотности курения (по уровню средний-2)



Третий блок : Оценка культурных проблем

1.Оцените Вашу территорию с точки зрения обеспеченности местами для проведения культурного досуга (по уровню средний-2)

2.Оцените уровень собственных знаний традиций и обычаев Вашей территории (по уровню низкий -1)

3.Оцените уровень оснащенности библиотеки Вашей территории (по уровню средний -2)

4.Оцените уровень Вашего Доступа к сети Интернет (по уровню низкий -1)

5.Оцените собственный уровень компьютерной грамотности- (по уровню средний -2)

6.Оцените собственный уровень чтения художественной литературы (по уровню средний -2)

7. Оцените собственный уровень чтения справочной-познавательной литературы (по уровню средний-2)



8.Оцените собственный уровень зависимости от просмотра телевизора (по уровню средний -2)

9.Оцените собственный уровень театральных предпочтений – (по уровню «отсутствует»)

10.Оцените собственный уровень культурно-просветительской активности (по уровню низкий -1)




Качественный анализ позволяет констатировать, что проведенный в ходе исследования анализ специфики современной культурно-образовательной среды «города» и «села» показывает, что пассивные, но постоянно действующие среды часто оказывают большее влияние, чем активные. В зависимости от материальной базы и эффективности работы влияние среды различно. Так на ориентации и сельских и городских жителей достаточно активно влияют образовательная, культурно-просветительная, семейная среды; повседневно, но пассивно – природная, спортивно-оздоровительная и дворово-уличная.

Можно выделить факторы, которые оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование духовно-нравственных ориентаций молодежи. К группе негативных факторов формирования системы ценностей сельской молодежи относятся:

- низкий уровень взаимодействия Церкви и светской власти на местах;

- низкий уровень собственного взаимодействия жителя с «духовным» лицом;

- низкий уровень собственной толерантности (отношение к представителям различных конфессий, религий)

- низкий уровень духовно-нравственных ценностей молодежи территории;

- высокий уровень агрессивности населения территории духовенству.

К группе негативных факторов формирования системы ценностей городской молодежи относятся:

- низкий уровень владения знаний спецификой жизни духовенства города;

- низкий уровень собственного взаимодействия с «духовным» лицом;

- отсутствие знания способов противодействия тоталитарным сектам;

- незнание духовной литературы (Библия, Коран, жития и т.п.).

С другой стороны, у сельской молодежи в большей степени, чем у городской, сохраняется ориентация на общечеловеческие, этнонациональные, духовно-нравственные ценности и в меньшей степени обнаруживается влияние прагматических ценностей. Влияние молодежных субкультур и городской среды на селе ограничено, что препятствует развитию среди сельской молодежи таких процессов как отчуждение от старшего поколения, аполитичность, агрессивность, экстремизм.

У городской молодежи больше:

- уровень обеспеченности территории Духовно-просветительскими центрами;

- уровень чтения справочной познавательной литературы;

- уровень Доступа к сети Интернет;

- собственный уровень компьютерной грамотности;

- обеспеченность территории местами для проведения культурного досуга.

Таким образом, исследование выявило недостатки развития духовно-нравственной культуры молодежи, ее социальной, гражданской активности, преобладание в нравственном поведении установки «прежде всего для себя, а уже затем – для других», противоречия между собственным сознанием и поведением молодых людей (между пониманием необходимости духовно-нравственной совершенствования и пассивным характером участия в этой деятельности).




  1. Список литературы

  1. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе / П.И. Бабочкин. - М., 2000;

  2. Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / Б.Н. Бессонов, В.В. Дубрицкий. -Омск, 2002;

  3. Бондаренко Л. В. Сельская Россия в начале XXI века (социальный аспект) // Социол. исслед. 2005. N 11. С. 76.

  4. Бояк Т.Н. Русская сельская молодежь: традиции и ценности/Т.Н. Бояк, И.И. Осинский. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2002.- 242 с. (авторских 8 п. л.).

  5. Бояк Т.Н. Русская сельская молодежь: трансформация духовно-нравственных ценностей (на материалах Республики Бурятия и Читинской области) / Т.Н. Бояк. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007.- 478с. (27,8 п. л.).

  6. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция / В.В. Витюк. - М., 1995;

  7. Ганин О.Н. Гражданское общество в контексте глобализации: Автореф. дис….к.филос.наук / О.Н. Ганин. - Саранск, 2005;

  8. Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности / Е.А. Гришина. - М., 1999;

  9. Гуцу И.Т. Образ жизни молодежи современного села / И.Т. Гуцу, С.И. Плацкий. - Кишинев, 1984;

  10. Добреньков В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы (от социологии кризиса к социологии надежды) / В.И. Добреньков // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология.- 2004.- № 1.-С.7-27.;

  11. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков. - Оренбург, 1999;

  12. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И.М. Ильинский. - М., 2001;

  13. Карпова, Н.П. Некоторые проблемы формирования ценностных ориентаций подростков в современном обществе /Н.П.Карпова //Наука и образование. – 2006. – № 4. – С.113-118.

  14. Карпова, Н.П. Потенциал сельского социума в формировании духовности школьников /Н.П.Карпова //Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. -С.106-112.

  15. Кац Э.М. Сельская молодежь: Проблемы выбора профессии / Э.М. Кац. - Кишинев, 1981;

  16. Левашов В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России / В.К. Левашов // Социологические исследования.-2006. - № 1.-С.3-20;

  17. Левикова С.И. Молодежная культура / С.И. Левикова. - М., 2002;

  18. Левыкин И.Т. Динамизм психологии сельской молодежи // Социальный облик сельской молодежи / И.Т. Левыкин. - М., 1985;

  19. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В.Т. Лисовский. - СПб., 2000;

  20. Логвинова Т.Ф. Ценностные ориентации и жизненные планы старшеклассников и выпускников средней сельской школы и СПТУ / Т.Ф. Логвинова // Социальный облик сельской молодежи. - М., 1985;

  21. Маршак А.Л. Социальные проблемы развития молодежи современного села: Автореф. дис... д-ра филос. Наук / А.Л. Маршак. - М., 1989; Слепенков И.М. Молодежь села сегодня / И.М. Слепенков, Б.В. Князев. - М., 1972 и др.

  22. Молодежь страны и региона на пороге XXI века. Социальные проблемы / Отв. ред. А.М. Осипов, В.В. Матвеев. -Великий Новгород, 2001;

  23. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации / Ю.М. Резник. - М., 1993 и др.

  24. Социальное положение и уровень жизни населения Сибирского Федерального округа. Ст. сб. за 1999 - 2004 г. Новосибирск, 2005. С. 60.

  25. Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи / Отв. ред. В.Н. Шубкин. - М., 1999; Чукреев П.А. Социальные технологии регулирования занятости молодежи / П.А. Чукреев. - Улан -Удэ, 2000

  1. Проектный продукт. Пакет диагностического инструментария для исследования духовно-нравственных ориентаций молодежи

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Иркутской области

«ство образования и науки РФ

Черемховский педагогический колледж»


А. Ярлыкова

Пакет

диагностического инструментария для исследования духовно-нравственных ориентаций молодежи

Черемхово, 2013


  1. Когнитивный компонент духовно-нравственной культуры

Инструментарий по выявлению уровня когнитивного компонента духовно-нравственной культуры
Опросник

Инструкция для исследуемых: Ответить на вопросы

  1. Как вы понимаете слово «духовность»

  2. Как вы понимаете слово «нравственность»

  3. Какого человека можно, по вашему мнению, назвать духовным

  4. Дайте определение понятиям:

- религия

- религиозность

- вера

- Бог


- душа

- Библия


- церковь

- секта


5. Считаете ли вы синонимичными понятия «вера» и «религия»

6. Какие религиозные праздники вы знаете (независимо от вероисповедания)

7. С какими религиозными обрядами вы знакомы (независимо от вероисповедания)

8. К какой религиозной культуре вы себя относите (православие, ислам, буддизм или др.)

9. Какие религиозные организации вы считаете сектантскими

10. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах духовно-нравственной культуры


Протокол обработки опросника «Когнитивный компонент»

____ группы ____________






1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4




Духовность

Нравственность

Духовный чел.

Религия

Религиозность

Вера

Бог

Душа

Библия

Церковь

Секта

1
































2
































3
































4
































5…
































  1. Аксиологический компонент духовно-нравственной культуры

Инструментарий по выявлению уровня аксиологического компонента духовно-нравственной культуры


    1. Духовно-нравственный потенциал общества

Инструкция для исследуемых: оценить по десятибалльной шкале  духовно-нравственный потенциал общества, которое вас окружает                                      




Созидательный потенциал

( + )










Разрушительный потенциал

( - )






Наименование качества

Оценка






  Наименование качества

Оценка

1

Благочестие







1

Авантюризм




2

Бескорыстие







2

Бюрократизм




3

Волевые качества







3

Бездарность в управлении




4

Демократичность







4

Взяточничество




5

Духовность







5

Волюнтаризм




6

Законопослушание







6

Воровство




7

Мудрость







7

Грубость




8

Неподкупность







8

Жестокость




9

Преданность







9

Корыстолюбие




10

Последовательность







10

Коррупция




11

Предсказуемость







11

Лживость




12

Патриотизм







12

Паразитизм




13

Просветленная культура







13

Невежество




14

Праведность







14

Недальновидность




15

Религиозность







15

Непредсказуемость




16

Уважительность к социуму







16

Надменность




17

Уважительность к человеку







17

Продажность




18

Самоотверженность







18

Физический терроризм




19

Уровень соборной совести







19

Психический терроризм






    1. скачать

следующая >>
Смотрите также:
Курсовая работа (проект) по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах
903.58kb.
Курсовая работа (проект) по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах
460.38kb.
Курсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах
361.65kb.
Программа государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальности 050709 Преподавание в начальных классах
1007.12kb.
Банк тестовых заданий по дисциплине «Педагогика» для студентов 3-5 курсов специальность «Преподавание в начальных классах»
544.04kb.
2010 – 2011 уч год. Специальности 050709 Преподавание в начальных классах
155.17kb.
Департамент общего и профессионального образования брянской области
261.89kb.
Самостоятельная работа Подготовка системы упражнений для осуществления образовательных задач при изучении темы «нумерация чисел»
27.38kb.
Рабочая программа дисциплины математический анализ для специальности 050709 Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области математики
199.46kb.
Преподавание в начальных классах Интегрированный подход к формированию коммуникативной компетентности студента педагогического колледжа Направление: учебно-методическое обеспечение специальности 050146
90.27kb.
Преподавание в начальных классах спо
223.53kb.
Руководство» по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»
302.13kb.