Главная стр 1стр 2 ... стр 6стр 7
скачать


Владимирский государственный университет

П. Е. Матвеев


РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА


Часть 1

Владимир 2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Владимирский Государственный Университет

Факультет философских и социальных наук

Кафедра Философии и религиоведения

П.Е. Матвеев




РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА

Курс лекций
Ч а с т ь п е р в а я

Владимир 2009

УДК 17

ББК 87.715.4



М 33
Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор Владимирского

государственного университета



Е.И. Аринин
Заведующий кафедрой философии ВГГУ,

кандидат философских наук, доцент Владимирского государственного

гуманитарного университета

П.А. Белоусов
Печатается по решению редакционно-издательского совета

Владимирского государственного университета



Матвеев П.Е.

М33 Религиозная этика: Курс лекций. В 3 ч. Ч. 1. Основы общей теории морали / П.Е. Матвеев ; Владим. гос. ун-т. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2009. – 115 с.

ISBN 5-89368- 984-6
Цель курса - ознакомить студентов с основами религиозной этики. В первой части раскрываются темы, связанные с природой, структурой, функциями морали с точки зрения светской этики. Во второй, планируемой части будут проанализированы важнейшие этические учения. В третьей, заключительной части будут раскрыты важнейшие религиозные системы морали.

Содержит рекомендательные библиографические списки к каждой лекции, а также вопросы для контроля, темы докладов и рефератов.

Предназначен для студентов специальности 031801 - религиоведов и других гуманитарных, технических и экономических специальностей очной и заочной форм обучения.

Ил.4.


УДК 17

ББК 87.715.4


ISBN 5-89368-984-6  Владимирский государственный

университет, 2009




ПРЕДИСЛОВИЕ
«Религиозная этика» является одной из важнейших религиоведческих дисциплин. Здесь рассматриваются исторически конкретные религиозные учения о морали. Религиозное начало оказалось важным для нравственного бытия человека. Но здесь возникает вопрос: «На какие религиозные основы должен ориентироваться человек, чтобы быть нравственным?» Проблема соотношения религии и нравственности предстаёт не такой простой, как кажется на первый взгляд, что без религии невозможна положительная мораль. Когда утверждается, что без религии невозможна нравственность, то в современной российской аудитории обычно под словом «религия» понимается «православие» или же «христианство» в целом, иногда мыслится иудаизм, ислам, буддизм, т.е. этические религии. И в отношении их сказанное отчасти справедливо. Но для многих, так называемых «естественных религий», нравственность есть лишь один из факторов мирового порядка. Здесь считается, что данный порядок проявляется и поддерживается не только через общечеловеческую мораль, а через различные божественные и социальные действия, включая человеческие жертвоприношения, храмовую проституцию и т.п. И здесь человек не есть образ Божий, а мораль, как и сам Бог, не есть мир добра.

В настоящее время актуальной является проблема нравственной и воспитательной роли религии для человека и общества. Несомненно, что такая роль есть у религии, но не надо её преувеличивать. Религия также многое выиграла, когда к ней стали применять нравственный подход, выработанный всей культурой человечества, когда в неё стали вносить общечеловеческие нравственные ценности, - явление получившее название инклюзивизма. И в этом смысле мораль также формировала религию, как и религия мораль.

Предлагаемый курс лекций ставит своей целью дать определённые знания по морали, по истории этики, по реальной связи той или иной религии и морали. Следует иметь в виду, что весь материал подается в дискурсе светской этики, как того требует специфика светского образования.

В российской этике уже имеются учебники по общему курсу этики. Можно выделить такие учебники, как: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998; Этика / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М., 2000; Разин А.В. Этика. - М., 2003 и др. Однако на настоящее время учебника по религиозной этике нет. Предлагаемое учебное пособие восполняет в определённой степени данный пробел. Это пособие ориентировано на студентов религиоведов. Но оно может быть полезным и для студентов иных гуманитарных специальностей, а также технических, экономических. Автор при изложении материала обращался к богословской литературе, в частности, к православному нравственному богословию, чтобы приобщить студентов к тем общечеловеческим нравственным ценностям, которые отстаивает и развивает христианство.

Курс лекций предполагает три части. В первой, публикуемой, раскрываются темы, связанные с природой, структурой, функциями и ценностями морали. Во второй части курса лекций будут проанализированы важнейшие этические учения, с точки зрения их обращённости к религиозным началам нравственности. В третьей, заключительной части будут раскрыты важнейшие религиозные системы морали.

Нам представляется, что в предложенном курсе лекций имеется определённый пропедевтический элемент, поскольку автор старался дать систематическое изложение важнейших проблем религиозной этики по возможности логически последовательно и доступно. В книгу включён и необходимый методический материал, поскольку после каждой лекции дан библиографический список, а также указаны дополнительные вопросы для контроля, темы докладов и рефератов.

В конце предисловия автор хотел бы заверить читателя, что высказанные им замечания по дальнейшему совершенствованию предлагаемого курса лекций будут с благодарностью приняты, внимательно изучены и учтены.

Лекция 1. ЭТИКА И МОРАЛЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Понятие этики. Нормативная и теоретическая этика ●

Понятие научной, религиозной, профессиональной

этики ● Понятие морали




Понятие этики. Нормативная и теоретическая этика

Понятия добра и зла, морали и нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.

Так, великий немецкий философ И. Кант писал, что «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические) объединяются в следующих трёх вопросах:


  1. Что я могу знать?

  2. Что я должен делать?

  3. На что я могу надеяться?»1.

Первый вопрос гносеологический и решается чистым спекулятивным разумом. Второй вопрос нравственный и решается чистым практическим разумом. Первому вопросу посвящена, как многие считают, главная работа Канта – «Критика чистого разума», представляющая собой очень глубокий и сложный философский труд. Второму вопросу посвящены у Канта «Критика практического разума» и др. этические работы. Но сам Кант отдавал предпочтение чистому практическому разуму перед чистым спекулятивным разумом, т.е. этика по нему имеет определённое первенство перед гносеологией. «Следовательно, в соединении чистого спекулятивного разума с чистым практическим в одно познание чистый практический разум обладает первенством, если предположить, что это соединение не случайное и произвольное»2. Таким образом, сложнейшая гносеология Канта может быть рассмотрена как введение в этику.

Гениальный художник и великий моралист Л.Н. Толстой писал: «Мы все привыкли думать, что нравственное учение есть самая пошлая и скучная вещь, в которой не может быть ничего нового и интересного; а между тем вся жизнь человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельностями, - и государственная, и научная, и художественная, и торговая – не имеет другой цели, как большее и большее уяснение, утверждение, упрощение и общедоступность нравственной истины»3.

Итак, что такое мораль, нравственность, этика? Проще всего дать определение этики. Этика есть учение о морали. Мораль предстаёт предметом этики. Этика возникает в лоне философии и существует по настоящее время как философское учение и философская учебная дисциплина. Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.). Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон (428-328 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), Марк Аврелий (121 – 180), Августин Блаженный (354 – 430), Б. Спиноза (1632 – 1677), И. Кант (1724 – 1804), А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 – 1900), А. Швейцер (1875 – 1965). Этикой занимались все крупные русские мыслители. Наиболее значительные работы по этике оставили св. Тихон Задонский (1724 – 1783), св. Феофан Затворник (1815 – 1894), Вл.С. Соловьёв (1853 – 1900), Н.А. Бердяев (1874 – 1948), Н.О. Лосский (1870 – 1965). Мировое значение приобрели нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

На развитие морали и этики огромное влияние оказали идеи моралистов, т.е. людей предлагающих новые моральные заповеди, более глубокое понимание известных нравственных принципов. К числу великих моралистов человечества следует отнести Моисея, Будду, Конфуция, Иисуса, Мухаммеда.

Существует, однако, и попытка сделать этику «научной», оторвав её от такой мировоззренческой, «ненаучной» формы как философия. - Подобная тенденция наблюдается в позитивизме, который пытается сделать из этики строго верифицируемую научную дисциплину. Но в результате из их этики уходит мораль и остаётся «этика без морали».

Считается, что термин «этика» ввёл Аристотель для обозначения особых добродетелей характера в отличие от дианоэтических добродетелей разума. Он же создаёт и теорию об этических добродетелях – этику4. И здесь содержится важная мысль, которая окажет влияние на дальнейшее развитие этики и психологии, а именно: человеческий интеллект состоит из двух важнейших частей – разума и нрава. Разум включает в себя мышление, память; нрав – чувства, волю.

В отличие от во многом стихийно формирующейся нравственности, этика представляет собой сознательную духовно-теоретическую деятельность. Но теоретически она решает и многие из практических вопросов, которые возникают перед человеком в жизни и которые связаны с проблемами долга, добра, зла, смысла жизни и т.п., т.е. занимается так называемой казуистикой. Этика рационально осмысливает, развивает и формализует некоторые интуитивно очевидные для нас истины о нравственных ценностях, придавая тем самым подобным интуитивным предположениям статус научно обоснованных положений. И это очень важная, нужная и сложная работа. Так, например, крупнейший американский этик XX века Дж. Ролз свою довольно-таки сложную концепцию «справедливости как честности» строит на двух, интуитивно принимаемых как справедливые, принципах – принципе «равенства исходных позиций» и принципе «компенсирующего преимущества» для менее преуспевающих членов общества. Поэтому традиционно этику ещё называют «практической философией».

Этика, возникнув в философии, тем не менее не выделилась в особую науку типа социологии, психологии. Почему? – Потому, что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. В моральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций!

В этике как теоретической дисциплине постепенно стали выделяться два рода проблем. Один род проблем связан с нормами, принципами, ценностями, т.е. с их определением, анализом, с проблемами их формирования, воспитания и т.д. Этими вопросами занимается нормативная этика. Именно нормативная этика даёт нам специфическое моральное знание, для восприятия которого важны как деятельность ума, так и чувств, интуиции, т.е. «деятельности сердца», как подобная деятельность определяется в русской этике5. Это знание часто может не восприниматься чисто рассудочно, потому «образованные» люди могут оказаться более ограниченными в нравственном смысле, нежели «простые», но чуткие сердцем люди.

Нравственное знание, таким образом, передаётся в разной форме, а не только в сугубо понятийной, научной. Оно может передаваться в притчах, нормах, пословицах, сказках, былинах, мифах и т.п. Не случайно новые представления о добре и зле Иисус Христос передал в форме притч. Особую роль в нормативной этике играет проповедь как специфическая форма передачи нравственно-нормативного содержания. Эта форма давно оценена по достоинству церковью, но может быть и светская проповедь.

Второй род проблем в этике – это собственно теоретические вопросы о сущности морали, о её происхождении, законах развития и т.д. Данными вопросами занимается теоретическая, или дескриптивная, этика. Данная этика в наибольшей степени наукообразна, её язык более наукообразен, формализован, чем в нормативной этике. Несомненно, что эти две разновидности этики диалектически взаимосвязаны.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Курс лекций Частьперва я Владимир 2009 ббк 87. 715. 4
1598.62kb.
Курс лекций Минск 2004 (042. 4) Ббк 66. 011 я 73
4423.12kb.
Курс лекций Минск 2005 (076. 6) Ббк 67. 99(2)3 Р44
3337.47kb.
Курс лекций Минск 2005 (076. 6) Ббк 65. 050. 9(2)2 Г13
2196.63kb.
Курс лекций Валерий Васильевич Вандышев Уголовный процесс. Курс лекций
6970.09kb.
Курс лекций 2-е издание, стереотипное Минск 2005 (076. 6) Ббк 71. оя7 Л24
3249.03kb.
Курс лекций по мгз словарные термины абстрактность аксиома аутентичность гносеология имплицитно
123.62kb.
Учебное пособие Черемхово, 2013 ббк 86. 2(2) ф 34
2867.92kb.
Курс лекций по дисциплине " основы компьютерных технологий" Часть I. Microsoft Word Для специальности
389.96kb.
Курс лекций Часть II. Курс лекций Лекция Личность в системе современного научного знания План лекции
3621.33kb.
Курс лекций Педагогическое общество России Москва 2001 ббк 60. 5 Б 53 Бестужев-Лада И. В
5259.22kb.
В. П. Шпалтаков история экономических учений курс лекций Часть 2
584.26kb.