Главная | стр 1
Автор: Процкая Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, курса «Основы православной культуры»
Представленный на конкурс материал - проект поурочных планов модуля «Православные праздники». Темы модуля «Православные праздники» являются смежными для нескольких модулей на 16уроке, 30-34 уроках. Структура предложенных тематических поурочных планов «Православные праздники» может быть использована на занятиях модулей «Светская этика», «Основы религиозных культур», «Основы православной культуры» (учебник А. Кураева) и других модулях (как комплекс предложений).
К каждому уроку ставятся цели (в зависимости от темы урока) и следующие виды задач: Образовательные: (меняются в зависимости от темы урока). Развивающие: формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как:
Воспитательные:
Этап подготовки, совпадающий для всех уроков, также приводится только в данных Общих рекомендациях. Подготовка к уроку состоит из:
Ниже остановимся более подробно на описании некоторых форм и видов организации учебной деятельности на уроках. Работа с текстом. Основной подход к формированию качественного чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте
К урокам модуля приводится Словарик к уроку (для учителя). Детям необходимо выписывать объяснения новых слов как можно более кратко (из текста пособия). В любом возрасте процесс овладения новой терминологией – нелёгкий труд. Облегчить детям эту работу позволяет игровая форма работы (разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы – их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем).
Учитель может разработать подобные задания самостоятельно, это могут быть
Такую работу по усмотрению учителя можно организовать в классе (в интерактивной форме) или попросить учащихся выполнить определённые задания дома.
Для более сильного эмоционального воздействия, образного восприятия материала желательно на уроках выделять время для работы с отрывками из разнообразных литературных произведений, древних легенд, исторических документов, и, конечно, священной книги христиан – Библии. Данный вид работы, учитывая возраст обучающихся, желательно организовать в виде чтения (с остановками и комментариями) и дальнейшего ответа детей на вопросы учителя. Работа с аудиоматериалом. При организации такой работы мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:
Интерактивные формы работы. Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы и формы работы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от «обычных» в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый (Материал из Википедии — свободной энциклопедии). К урокам представлены следующие виды интерактивных заданий: творческие задания; задания для выполнения в группах; задания в виде обучающих игр (ролевые и образовательные игры); задания для работы с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами; задания на использование вопросов; выполнение учащимися проектных работ; задания для внеаудиторных видов работы (постановка спектакля, организация выставки, подготовка праздничного (итогового) мероприятия и т. п.).
Работа в группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). При организации работы в группах мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:
(в игровой форме – например, дети получают бумажные фигурки разных цветов, группу образуют дети с фигурками одного цвета; по указанию учителя – учитель старается так подобрать детей в группы, чтобы в каждой были аудиал, визуал, кинестетик; или подбирает детей в группы по успеваемости («сильные» ученики и «слабые»); или использует любой другой способ в зависимости поставленных задач).
Организация рефлексии В данном пособии под рефлексией понимается осмысление ребёнком своих действий (на уроке), а также оценка им изученной информации. Обучение рефлексии (здесь – освоение навыков рефлексии) – один из важнейших способов формирования творческой личности, поэтому на каждом уроке необходимо выделять время для её проведения. Рефлексия может быть организована в игровой форме (например, упражнение «Градусник» - «температура» в классе (тепло, приятно, ноль, прохладно, холодно); или упражнение «Волшебные сундучки» - дети, выходя из класса, опускают листочки со своими именами в три «волшебных сундучка»: было интересно (вариант – узнал много нового); было не очень интересно (узнал не очень много нового); было неинтересно (не узнал ничего нового), или упражнение «Древо настроения»). Учитель, изменяя варианты для выбора, может узнать не только мнение детей об общей атмосфере на занятии, но и различные содержательные аспекты (насколько понятным, например, оказалось занятие). Детям можно также предложить в заранее подготовленных учителем листочках с кратким планом урока поставить напротив каждого пункта разноцветные значки: красный - расскажу маме (папе), близким людям об этом; синий - думаю, что мне в жизни пригодятся знания об этом; зелёный - постараюсь запомнить; жёлтый - есть вопросы (не понял). Вариантом данной формы могут быть пометки: красный – знаю, могу подробно рассказать об этом; синий – в общем представляю, смогу рассказать кратко; жёлтый – не смогу рассказать об этом (не понял). Подготовка к защите итоговой проектной работы. В методических рекомендациях ко многим урокам приводятся темы проектных работ с приблизительной схемой их выполнения. Так как процесс разработки и подготовки проектной работы к защите достаточно трудоёмкий, учителю необходимо предложить детям темы работ заранее. Более подробные рекомендации приводятся в методических рекомендациях к конкретным урокам. Учитель также может предложить детям самим (или совместно с родителями) выбрать тему и название своего проекта. Желательно также поощрять желание детей выполнять проекты не индивидуально, а в составе группы. Комплекс предложений по проведению занятий Модуль «Православные праздники» Православные праздники. Рождество. Крещение. Цель: воспитание ценностного отношения к православной культуре; знакомство с событиями, связанными с Рождением Иисуса Христа, история Крещения Спасителя. Задачи:
План урока
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ По теме Рождество. Крещение. Ключевые слова: Рождество Христово, Вифлеемская звезда, волхвы, Сочельник, Крещение Господне, Иоанн Предтеча, освящение воды. Рассказ учителя. Вступительное слово. (Оформление кабинета несколько икон: Рождество и Крещение Господне). - Скоро, ребята, наступит новое время года - зима. Слышали ли вы поговорку: месяц январь - делит зиму пополам. А много ли в январе праздников? Какие из них вы знаете? -Рождество Христово и Новый год. - Крещение 19 января. - Вы правильно назвали главные праздники месяца Сегодня мы с вами поговорим о празднике Рождества Христова. Празднику предшествует сорокадневный пост, который в церковной традиции принято называть Рождественским. Помните, мы уже говорили с вами, что смысл поста состоит в том, чтобы приготовиться к празднику не столько телесно, сколько духовно. Праздник Рождества называется так потому, что, как говорится в Библии, в эту ночь в Вифлееме родился младенец Иисус Христос. Рождественская служба совершается ночью, в тот час, когда произошло само Рождение Спасителя. По преданию, Его рождение сопровождалось чудесным видением ангелов вифлеемским пастухам. Ангелы принесли радостную весть о пришествии в мир людей Спасителя, поэтому служба в честь праздника Рождества Христова особенно светлая! Посмотрите, ребята, на икону Рождества Христова. Она рассказывает о событиях Рождества, в которых участвуют все: и люди и животные. На иконе изображаются ангелы, которые прославляют Христа пением, волхвы (кудесники, мудрецы, волшебники), которые приносят Ему дары, небеса – как символ Вифлеемской звезды, пастухи - как свидетели чуда. На Рождественские праздники принято наряжать ёлку. Дни от Рождества до Крещения у каждого народа имеют своё название: на Украине и Белоруссии - коляды, в России – святки.
В январе есть ещё один праздник – это Крещение Господне. В этот день в храмах, а иногда на реках и озерах совершается Великое освящение воды, после чего люди могут взять домой эту святыню, чтобы освятить ею жилище и пить ее во исцеление души и тела. В богослужебных книгах праздник Крещения называют Богоявлением, потому что в тот далекий день, когда Богочеловек Иисус Христос крестился от пророка (пророк - вестник правды и воли Божьей) Иоанна Предтечи в водах реки Иордан, Отец Небесный явил себя голосом с неба, а Святой Дух явился в виде белого голубя. Поэтому, принимая Таинство Крещения, верующие трижды погружаются в воду и крестятся во имя Отца и Сына, и Святого Духа. - А когда меня крестили, моя мама покрестилась тоже. - Да, ребята покреститься можно и взрослым, Христу было около 30 лет при Его Крещении. Вот как об этом событии пишет поэт И. Лебединский:
Под небом знойным Палестины Красив священный Иордан, Когда поднимется туман От тихо дремлющей равнины И в зыбь хрустальную, нежна, Посмотрит южная луна. Чаруют воды Иордана Своей святыней мировой, Крещенье принял над Собой В них Иисус от Иоанна. Раскрыло небо свой чертог, И явлен Триединый Бог.
Рождественский праздник. Клавдия Лукашевич Далекий Рождественский Сочельник. Морозный день. Из окон видно, как белый, пушистый снег покрыл улицы, крыши домов и деревья. Ранние сумерки. Небо синеет. Мы с Лидой стоим у окна и смотрим на небо. — Няня, скоро придет звезда? — спрашиваю я. — Ведь мы проголодались. Очень есть хочется, — говорю я. — Подождите, детушки... Теперь уже скоро... Потерпите. — Дай ты им чего-нибудь перекусить... Совсем заморила девочек. — Мама услышала наш разговор, вышла из своей комнаты и крепко целует нас. — Вот еще, что выдумала!.. Разве можно есть до звезды? Целый день постились. И вдруг не дотерпеть. Грешно ведь, - серьезно возражает няня. Нам тоже кажется, что это грешно. Надо ее дождаться. Взрослые целый день постились и не едят до звезды. Мы тоже решили поститься, как и большие... Но сильно проголодались и нетерпеливо повторяем: “Ах, скорее бы, скорее пришла звезда”.
Слово учителя: Следующий праздник, рассказывающий нам о жизни Спасителя - Крещение Господне. Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Праздника Рождества, когда-то эти два события отмечались одновременно и назывались Богоявлением. Святки на Руси праздновались ярко и торжественно: все поздравляли друг друга, славили Христа, проводили время в делах Богоугодных - милосердия и помощи ближним. В эти дни каждый понимал, что Господь стал к нему ближе... Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен. Вопросы и задания к иконе Крещение: В – Можете ли вы назвать, Кто изображен на иконе? Сам Спаситель, Господь Иисус Христос, стоящий в воде реки, рядом с Ним какой-то человек, множество ангелов по правую и левую стороны. – А может быть, кто-то знает, как называется праздник, икону которого мы рассматриваем? Называется этот праздник Крещением Господним. Крещение Господне произошло через тридцать лет после Рождества Христова. В те времена пришел к народу в долину реки Иордан Иоанн Креститель, пророк и Предтеча Спасителя. Много лет провел Иоанн Креститель в пустыне за рекой Иордан, жил суровой подвижнической жизнью: носил одежду из жесткой шерсти и ел очень скромную пищу. «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!» – говорил Иоанн Креститель людям. И жители всех окрестностей Иорданских выходили к Иоанну, крестились от него в реке, исповедуя свои грехи. Народ спрашивал Иоанна Крестителя: «Что нам теперь делать?» Иоанн отвечал им: «У кого две одежды, тот отдай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Люди спрашивали Предтечу, не он ли Спаситель. Иоанн Креститель отвечал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым…» И настал день, когда пришел к Иоанну Предтече Иисус Христос, чтобы принять от него Крещение. На иконе праздника Крещения Господня рядом со Христом и изображен Иоанн Креститель. «Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» – сказал Христу Иоанн. А Спаситель уже вошел в воды Иордана, и совершилось чудо, было явлено знамение Бога Отца, Творца и Вседержителя мира: отверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. И раздался голос Бога Отца с небес, говорящий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Как раз этот момент и изображен на иконе.
История событий и лиц, изображенных на иконе праздника Рождества Христова. О событиях, произошедших больше двух тысяч лет назад, мы узнаём из Евангелия, из Богослужения, а также из икон Рождества Христова. Давайте подробнее рассмотрим одну из них!
В центре иконы – Богородица. На Нее мы обращаем внимание в первую очередь, потому что Ее фигура – самая большая на этой иконе. Это не случайно, – ведь именно благодаря Пречистой Деве произошло величайшее таинство – пришествие Бога в мир. А теперь обратите внимание на то, что лик Богородицы обращен не ко Христу, а к нам? На первый взгляд странно – ведь обычно мать после рождения ребенка глаз от него не может оторвать – таким он видится ей чудесным, прекрасным, лучше всех на свете! Но ведь перед нами икона, а не картина, на которой просто изображены события той ночи. А в иконе каждая деталь наполнена смыслом. Вот и поворот лика Божией Матери к нам, глядящим на икону, говорит о том, что отныне Она становится заступницей рода человеческого, нашей ходатаицей, и что мы можем обращаться к Ней со своими молитвами. Рядом с Богородицей мы видим маленького Христа. Он лежит не в кроватке, а в яслях. Ясли – это кормушка для животных. Вы же помните, ребята, что Христос родился не в царских палатах, не в богатом доме, а в пещере, где находили в непогоду приют овцы и волы. Фигурка младенца Христа – самая маленькая на иконе. Он туго завернут в пеленки, неподвижен и кажется беспомощным. В таком изображении Христа иконописец хочет передать нам очень важную мысль: Сын Божий приходит в мир не в Своем величии и блеске, не для того, что Ему поклонялись и служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им, спасти их от вечной смерти. Приходит тихо и скромно, почти незаметно. Вот почему фигурка Христа так мала. Но именно на нее указывает Вифлеемская звезда, которая привела ко Христу волхвов. Видите, вверху, над головой Христа, изображен полукруг. Это условное обозначение неба. В небе сияет Вифлеемская звезда. Лучи ее спускаются прямо к голове Младенца, они указывают на Него. Они словно говорят: Он один может спасти людей от гибели! Вверху, – слева и справа изображены Ангелы. Они несут людям великую и радостную весть о рождении Спасителя. Первыми из людей узнают об этом пастухи. Количество фигур пастухов на иконе может быть разное. На нашей иконе изображены два пастуха. Голова их чуть приподнята – они слушают Ангела, который сообщает ему чудесную новость. Еще один пастух, немолодой, одетый в шкуру, изображен около Иосифа Обручника. А вот слева – волхвы, которые идут за Вифлеемской звездой. Их трое, на них дорожные плащи и шапки. Они проделали длинный, трудный путь, чтобы найти Христа, поклониться Ему и принести свои дары: золото, ладан и смирну. Волхвы изображены отдельно от пастухов, потому что они представляют языческие народы. А пастухи – иудейский. И вот эти народы, жившие до сих пор каждый по своим законам и традициям, теперь все приходят ко Христу. Он их связывает воедино, дав начало новому роду человеческому – христианам. И, наконец, в нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Эта сцена на иконе тоже символ. Она показывает, что Сын Божий пришел в мир как истинный человек и готов испытать все, что свойственно любому человеку, конечно же, кроме греха.
Слайдовая презентация «Богородица, спасибо за Рождение Спасителя» (см. приложение - мультимедийный диск).
Вопросы: 1. Где родился Иисус? 2. Какие и почему младенцу принесли дары волхвы? 3. Что означает свет Вифлеемской звезды?
Вопросы: 1. Запомнили ли вы, как называется река, в которой принял Крещение Спаситель? 2. Как звали пророка, крестившего Христа в Иордане? 3.Что произошло в момент Крещения Господня? Ребята в группах выполняют небольшой проект, отвечая на вопросы, данные учителем, раскрывая смысл слов на карточках. На большом листе бумаги нарисовать групповые рисунки праздников Рождества и Крещения. Выбирается представитель (два человека) от группы, который (ые) будут защищать данный проект.
Волхвы, гадания, ряженые, колядки, гусь с яблоками, пироги. Святая вода, купанье в проруби, гадание, мороз, освящение скота, кутья
«Древо настроения». ![]() Заполнение дерева листиками. Листочки разноцветные, а цвет означает настроение учащегося по окончании урока. ![]() ![]() ![]()
Крещение Господне называется: 1) Богоявлением, потому что в этот день явился Бог, во Святой Троице поклоняемый: Бог Отец - во гласе, Сын Божий во плоти и Дух Святый - в виде голубя, и еще 2) Просвещением, так как Христос с этого дня явился светом, просвещающим мир.
В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки - для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки - для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги. На стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», - это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» - о чем открытому небу помолишься, то сбудется. 18 января по православному обычаю люди ставили кресты углем или мелом над дверями, окнами, печными отверстиями. Оградив свой дом изображением креста, они считали, что защищены от бесовского влияния. Закаленные и просто смелые люди используют день Крещения, чтобы непременно окунуться в прорубь. Даже в неосвященной проруби 19 января вода становится лечебной.
И. А. Бунин. Крещенская ночь Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись березы. Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное, Полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея, И причудливо стелются тени, На снегу под ветвями чернея. Замело чаши леса метелью, - Только вьются следы и дорожки, Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки. Убаюкала вьюга седая Дикой песнею лес опустелый, И заснул он, засыпанный вьюгой, Весь сквозной, неподвижный и белый. Спят таинственно стройные чащи, Спят, одетые снегом глубоким, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки. Тишина, – даже ветка не хрустнет! А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Тишина, – а, быть может, он близко... И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги. В дальних чащах, где ветви как тени В лунном свете узоры сплетают, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают. Огонек из лесной караулки Осторожно и робко мерцает, Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает. Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона Господня, Тихо блещет звезда, как живая. А над лесом все выше и выше Всходит месяц, – и в дивном покое Замирает морозная полночь И хрустальное царство лесное! А.Афанасьев Святая Пречистая Дева Вместила Создателя в плоть, Чтоб в каменном сумраке хлева На землю явился Господь. И небо к земле преклонилось, Звезда озарила восток, Чтоб Новым заветом свершилось Открыть людям Вечный Чертог. Так Троица в Истинном свете Явила любовь естеству. Великое таинство это Возносит хвалу Рождеству. Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Афанасий Фет Ни ушей, ни взоров лишних, Вот пропели петухи — И за Ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик. Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник. И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран: С ней несут цари востока Злато, смирну и ливан. Сочельник ![]() ![]() В рождественский сочельник разряженная молодежь вечером начинала ходить по деревне, распевая колядные песни и славя святой праздник. Обычно обходили все дома по порядку, а само колядование напоминало целое театральное представление: никакой спешки, красивые костюмы, песни на разные голоса, ролевые колядки. За такие старания хозяева должны были одарить колядующих как можно богаче – кто деньгами, кто сластями. Как говорится, чем Бог послал. Отказать колядующим в гостинце считалось грехом, ведь обряд коляды издавна имел цель восхвалять верховное божество. Кстати, именно поэтому сладости и мелкие безделушки колядующие оставляли себе, а вот собранные деньги относили в местную церковь. Рождественские колядки Добрый тебе вечер, Ласковый хозяин, Радуйся, радуйся, земля, Сын Божий в мир родился. Мы к тебе, хозяин, С добрыми вестями. Радуйся, радуйся, земля, Сын Божий в мир родился. С добрыми вестями Из святаго града. Радуйся, радуйся, земля, Сын Божий в мир родился. ИСТОРИИ КРЕЩЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА В ЕВАНГЕЛИЯХ Евангелие от Матфея 3:13-17 «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Евангелие от Луки 3:21-22 «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Евангелие от Иоанна 1:29-34 «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
Правильно разгадав кроссворд, в выделенном столбце ты прочтёшь, как называется самое главное зимнее торжество - православный двунадесятый праздник. Путники долго на перепись шли, В городе места они не нашли: Под Вифлеемом - голая степь, Стал им приютом убогий ... вертеп 2. Пещера, ясли, сена стог, Cегодня на земле родился ... Бог 3. В храмах лик поющих воспевает: "Дева днесь Пресущественнаго ..." Господа 4. Эта песнь, мы знаем так, Называется - ... кондак 5. В тёмном небе сияла тогда, Путь освещая, святая ... звезда 6. Простые люди весть узнали. В ночи, когда ещё не пели петухи, Они к яслям Младенца поспешали И Бога прославляли ... пастухи 7. Из далёких стран восточных мудрецы пришли Смирну, ... и ладан принесли. золото 8. За звездою, появляясь из дорожной синевы, На верблюдах едут в Вифлеем ... волхвы 9. Над Вифлеемом ангелы летали. Их песнопенья сердцу доставляли сладость. И «Слава в вышних Богу!» воспевали, А людям возвещали ... радость Тест 1. Когда празднуется Крещение? Варианты ответа: 7 января 14 января 19 января
Варианты ответа: Иоанн Предтеча Иоанн Богослов Иоанн Златоуст
Варианты ответа: в купели, в храме в Мёртвом море в реке Иордан
Варианты ответа: печь куличи идти в храм за освященной водой играть в снежки
Варианты ответа: касаемся лба, живота, правого и левого плеча касаемся лба, живота, левого и правого плеча касаемся лба, правого и левого плеча, живота
![]() ![]() ![]() В холодные морозные дни чай становится любимым напитком. Хорошей подставкой для чашки с чаем будет та, которую ты можешь сделать сам. Вариант 2. Домашнее задание: Вопросы и задания: 1.Выпиши непонятные слова и найди им толкование: Вифлеем, волхвы, колядки, пророк. 2.Запомнили ли вы, как называется река, в которой принял Крещение Спаситель? 3.Как звали пророка, крестившего Христа в Иордане? 4.Что произошло в момент Крещения Господня? 5.Нарисуй открытку к празднику Рождества или Крещения Господня.
План урока
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ По теме Пасха. Троица. Ключевые слова: Пост, Страстные дни, Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Пасха, крашеные яйца, Пятидесятница, Троица, Святой Дух.
Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950). Отрывки из романа "Лето Господне". В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. И видится мне, за вереницею дней Поста, — Святое Воскресенье, в цветах. Скоро Пасха! Принесли из амбара "паука", круглую щетку на шестике, - обметать потолки для Пасхи. У Егорова в магазине сняли с окна коробки и поставили карусель с яичками. Я подолгу любуюсь ими: кружатся тихо-тихо, одно за другим, как сон. На золотых колечках, на алых ленточках. Сахарные, атласные... В булочных - белые колпачки на окнах с буковками - X. В. Прошла "верба". Вороха роз пасхальных, на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале. Страстные дни. Я еще не говею, но болтаться теперь грешно, и меня сажают читать Евангелие. "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду..." В церкви выносят Плащаницу. Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется радость: воскреснет, завтра! Золотой гроб, святой. Смерть - это только так: все воскреснут. Я сегодня читал в Евангелии, что гробы отверзлись и многие телеса усопших святых воскресли. У нас пахнет мастикой, пасхой и ветчиной. Полы натерты, но ковров еще не постелили. Мне дают красить яйца. Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых... - Ну, Христос Воскресе... - нагибается ко мне радостный, милый Горкин. Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником. Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная. Отец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется… лобызаются по три раза: "Христос Воскресе!", "Воистину Воскресе"... "Со Светлым Праздничком"... Словарь и дополнительный материал для учителя: ЛАМПАДА (греч. λαμπαδος — р. п. от λαμπας — светильник) — масляный светильник, подвешиваемый перед иконами, дабы сияние вещественного света напоминало о божественном свете на небесах. ПОСТ — время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения. Страстные дни - В богослужении Великого Четверга воспоминаются четыре события, которые по евангельскому преданию совершились в этот день: Тайная вечеря, на которой Христом было установлено таинство Евхаристии, омовение Христом ног Своим ученикам в знак смирения и любви к ним, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды. День Великой Пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Иисуса Христа. По традиции Восточной Церкви в конце вечерни Великой Пятницы совершается вынос Плащаницы - изображения Иисуса Христа, полагаемого во гроб, - которая устанавливается для поклонения перед алтарной частью храма. В Великую Субботу совершается воспоминание погребения Иисуса Христа, пребывания Его тела во гробе, сошествия в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, ожидавших Его пришествия, и воспоминание о благоразумном разбойнике, призванном в рай. И.Бунин. ТРОИЦА Гудящий благовест к молитве призывает, На солнечных лучах, над нивами звенит; Даль заливных лугов в лазури утопает, И речка на лугах сверкает и горит. И на селе с утра идет обедня в храме; Зеленою травой усыпан весь амвон, Алтарь, сияющий и убранный цветами, Янтарным блеском свеч и солнца озарен. И звонко хор поет, веселый и нестройный, И в окна ветерок приносит аромат... Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат, Весенний праздник твой, и светлый и спокойный! Ты нынче с трудовых засеянных полей Принес сюда в дары простые приношенья: Гирлянды молодых березовых ветвей, Печали тихий вздох, молитву и смиренье. Амвон — (от греч. ambon — возвышение), в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие. В зависимости от временных ограничений и степени подготовленности класса учитель может предусмотреть выполнение только одного из заданий. Задания выполняются устно (кратко записываются только отдельные слова на листах-черновиках во время обсуждения в группах). Данные задания могут быть предложены для выполнения письменно дома (по желанию, и только если они предварительно выполнялись в классе). Вопросы к тексту «Лето Господне»:
Вопросы к стихотворению И. Бунина:
1.2. Работа с иллюстративным материалом:
2. Интерактивные формы работы: На данном уроке предлагается выполнить следующие интерактивные задания:
Можно предложить детям разбиться на несколько групп и поиграть.
3.РЕФЛЕКСИЯ: Мне это было известно:________________________________________ Узнали на этом занятии:________________________________________ Это мне очень понравилось: ___________________________________
Амвон — (от греч. ambon — возвышение), в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие. Лампада - (греч. λαμπαδος — р. п. от λαμπας — светильник) — масляный светильник, подвешиваемый перед иконами, дабы сияние вещественного света напоминало о божественном свете на небесах. Пост- время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения.
Пасха Христова - торжество из торжеств Святой Григорий Богослов в своем 45-м Слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды» А. Плещеев Христос Воскресе! Повсюду благовест гудит. Из всех церквей народ валит; Заря глядит уже с небес... Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес - Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля... Весна идет, полна чудес. Христос воскрес! Христос воскрес! Как солнце блещет ярко, Как неба глубь светла, Как весело и громко Гудят колокола. Немолчно в Божьих храмах Поют "Христос Воскресе!" И звуки дивной песни Доходят до небес.
Ф.Тютчев 16 апреля 1872 День Православного Востока, Святись, святись, великий день, Разлей свой благовест широко И всю Россию им одень! Но и святой Руси пределом Его призыва не стесняй: Пусть слышен будет в мире целом, Пускай он льется через край, Своею дальнею волною И ту долину захватя, Где бьется с немощию злою Мое родимое дитя,* – Тот светлый край, куда в изгнанье Она судьбой увлечена, Где неба южного дыханье Как врачебство лишь пьет она. О, дай болящей исцеленья, Отрадой в душу ей повей, Чтобы в Христово Воскресенье Всецело жизнь воскресла в ней. С. Есенин Пасхальный благовест Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздается Голос по лесам. Тихая долина Отгоняет сон, Где-то за дорогой Замирает звон. Татьяна Шорыгина. Перед иконой Святой Троицы И вот я в Третьяковке снова Смотрю на «Троицу» Рублева:
Пред светлым миром единенья Трех кротких Юношей Святых – Как милосерден облик Их! Рублев замкнул Их тесным кругом, Они склоняются друг к другу С любовью, лаской молчаливой.
Их лица, позы, облаченья! Воспитанник монастыря, Он Троицу писал не зря – В раздорах плакала земля...
Терпенья, кротости порой И мудрого святого слова Великой «Троицы» Рублева. Традиции празднования Троицы на Руси Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь. Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. По народному календарю Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар. Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты. Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.
Задания первого уровня. Работа в четвёрках
![]()
Подготовь устную презентацию мини-проекта «Святая Троица Рублёва», или составь план рассказа об иконе. Андрей Рублев. Икона Святая Троица, 1410-е. ГТГ На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Средний ангел благословляет чашу, сидящий одесную его принимает ее, ангел, расположенный по левую руку от среднего, словно подвигает эту чашу тому, кто напротив него. Основной смысл образа прозрачен - в недрах св. Троицы идет совет об искуплении человечества. Совершенно естественно задать вопрос: кто есть кто на этой иконе. Самым распространенным толкованием и ответом на возникающий вопрос является вариант, который подсказывает одеяние среднего ангела, который облачен в одежды Христа - вишневый хитон. Таким образом, мы имеем здесь изображение Христа, Второго Лица св. Троицы в центре, следовательно, Отец, Тот, кто изображен слева от зрителя, и напротив Него - Дух Святой. В равной степени каждый из ангелов нам может показаться той или иной ипостасью, ибо, по словам св. Василия Великого, "Сын есть Образ Отца, а Дух - образ Сына".
Фото готовой поделки - из книги "Рукоделие маленькой хозяйки". Список литературы и использованных источников:
Смотрите также: К модулю курса «орк и сэ» «Основы православной культуры». Представленный на конкурс материал проект поурочных планов модуля «Православные праздники»
473.93kb.
Родителям об орксэ
39.77kb.
Из опыта работы по модулю «Основы православной культуры»
50kb.
Основы православной культуры преподают люди не имеющие представление о религии
32.12kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности во 2 классе основы православной культуры
175.77kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности в 1 классе основы православной культуры
167.23kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности в 3 классе основы православной культуры
190.52kb.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ модулей курса «орк и сэ» «Основы православной культуры»
27.03kb.
Работы кружка «Основы православной культуры» по художественному воспитанию детей дошкольного возраста. С января 2011 года в мбдоу д/с №6 начал работу кружок «Основы православной культуры»
42.03kb.
«Церковные праздники» Православные праздники
71.77kb.
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры»
848kb.
Учебный курс «Основы Православной культуры» 624.22kb.
|