Главная стр 1
скачать
Предмет: физика.

Урок 25

Класс: 7.
Дата:
Тема урока: «Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7

«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины»».


Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:

  • создать условия для изучения устройства и принципа действия приборов для измерения сил; создать условия для формирования умений и навыков выделять физические явления, описывать их физическими величинами и законами, планировать и проводить эксперимент;

  • содействовать развитию самостоятельности мышления учащихся, умения применять знания в новой ситуации, способствовать развитию умения выделять главное и существенное в наблюдаемом явлении (формулирование выводов);

  • способствовать формированию мировоззренческих представлений (познаваемость мира и природы).


Форма урока: диалог «учитель – ученик», лабораторная работа.
Оборудование: динамометры, металлический цилиндр; штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов, масса каждого по 0,1 кг, линейка (по количеству учащихся в классе).
Ход урока

  1. Организация начала урока.

Цели урока: изучить устройство и принцип действия приборов для измерения сил и научиться измерять силы с помощью прибора для измерения сил; исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины, и измерить жесткость пружины, продолжать учиться проводить опыты, оформлять отчёт о результатах измерений и вычислений, формулировать выводы.


  1. Проверка домашнего задания.

Опрос по § 27 (вопросы на с. 64).


    1. Изучение нового материала.

1. Динамометр – прибор для измерения силы.

- Рассмотрите динамометр. Что он собой представляет?




ДЕМОНСТРАЦИЯ: измерение сил динамометром.

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Какие силы можно измерить с помощью динамометра? (Fт; Fупр; P).

  3. Определите значения этих сил, действующих на металлический цилиндр.

2. Различные типы динамометров:

1) медицинские;

2) силомер – ручной динамометр;

3) тяговые.




    1. Практическая часть урока.

  1. Инструктаж по ТБ.




  1. Правила организации рабочего места.

  2. Правила поведения при выполнении лабораторной работы.

  3. Правила работы с динамометром.




  1. Постановка учебной проблемы.

- Какой закон лежит в основе действия динамометра? Сформулируйте этот закон.

- Какие измерения необходимы для вычисления жёсткости пружины? (Fупр и ∆ℓ).




  1. Выполнение лабораторной работы № 7.

По описанию (раздаточный материал).

Лабораторная работа №7

«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.

Измерение жесткости пружины».
Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины, и измерить жесткость пружины.

Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов, масса каждого по 0,1 кг, линейка.

Порядок выполнения работы.

  1. Закрепите на штативе конец спиральной пружины.

  2. Рядом с пружиной установите и закрепите линейку.

  3. Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.

  4. Подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.

Сила тяжести грузов, подвешенных к пружине, уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине. При изменении числа грузов, подвешенных к пружине, изменяется ее удлинение и сила упругости. По закону Гука Fупр. = k│ ∆ℓ│, где ∆ℓ- удлинение пружины, k – жесткость пружины.

  1. К первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:




№ опыта

m, кг

mg, Н

│ ∆ℓ│, м

1

0,1

1

0,025

2

0,2

2

0,05

3

0,3

3

0,075

4

0,4

4

0,1




  1. По результатам измерений постройте график зависимости модуля силы упругости Fупр от модуля удлинения │∆ℓ│. При построении графика по результатам опыта экспериментальные точки могут не оказаться на прямой, которая соответствует формуле Fупр = k│ ∆ℓ│. Это связано с погрешностями измерения. В этом случае график надо проводить так, чтобы примерно одинаковое число точек оказалось по разные стороны от прямой.

  2. Пользуясь графиком, определите среднее значение жесткости пружины kср. Возьмите точку на прямой (в средней части графика) и определите по графику соответствующие этой точке значения силы упругости Fупр и удлинения │∆ℓ│и вычислите жесткость k по формуле:

, kср = 40 Н/м.

Она и будет искомым средним значением жесткости пружины.

  1. Сделайте вывод о зависимости силы упругости от удлинения пружины.




  1. Итоги урока.

  • Какие опыты проводили по выяснению зависимости силы упругости пружины от удлинения пружины?

  • Вывод, сформулированный по результатам работы (чем больше удлинение пружины, тем больше сила упругости пружины).




  1. Домашнее задание: § 28 (с. 65, 66); упр. 10 (с. 67).




  1. Рефлексия.

скачать


Смотрите также:
Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины»»
44.4kb.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости 2 Измерение ускорения свободного падения
174.07kb.
Лабораторная работа №1: Исследование зависимости скорости равноускоренного движения от времени. Лабораторная работа №2
24.03kb.
Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром
29.96kb.
Урок по физике в 7 классе «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
30.04kb.
Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»
16.17kb.
«Основы динамики»
40.95kb.
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды 2
217.75kb.
Лабораторная работа №2 «Исследование динамики гармонических колебаний в поле силы тяжести» Какие силы называются консервативными?
45.3kb.
Лабораторная работа Сила трения Цель
48.63kb.
«Сила как мера взаимодействия тел»
67.3kb.
Тема Срок Знать Уметь
63.12kb.