Главная стр 1
скачать

Коробова Е.В. Лекции по дисциплине «Менеджмент» Раздел 1.Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм


Раздел 1.Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм


    1. Введение. Понятие менеджмента. Цели и задачи курса


Цель дисциплины – освоение студентами сущности управленческой деятельности в новых социально-экономических условиях.
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
Что такое менеджмент? Слово management (англ.) - управление, заведование, организация. Первоначально manage – управление колесницей, лошадьми, владение оружием, позже – управление людьми.


  • Менеджмент – Деятельность, направленная на создание организаций, управление ими путем определения целей и способов их достижения.




  • Организация – состоит из людей – люди обладают уникальными индивидуальными характеристиками, обуславливающими различия в их поведении – менеджмент – искусство управления.




  • Менеджмент – наука, так как менеджмент представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа и определения путей совершенствования управленческого процесса, а так же поиска эффективных механизмов управления развитием организаций и общества.

Таким образом, основные категории менеджмента – управление и организация.



Управление произошло от глагола править, справляться (давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то исправно и т.д.).

это не совсем современное определение, почему?

Управление – непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах. В виду того, что современные условия характеризуются гуманизацией, демократизацией управления и учетом в управленческой деятельности личностных особенностей членов организации.
Современные ученые определяют управление как:

  • Специализированную деятельность, направленную на упорядочивание отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижение целей

  • Деятельность по согласованию сложных иерархических отношений между управляющим и управляемыми

  • Активное взаимодействие руководителей ОУ и других участников образовательного процесса по его упорядочиванию и переводу в новое качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач

Управление – это деятельность по достижению определенных целей, в основе которой – взаимодействие людей, согласование их действий.
1.2. Развитие управленческой мысли

1.3. Принципы, цель и предмет управленческой деятельности
Выделение принципов управления важно для дальнейшего освоения менеджмента. Исходя из них, будут вырабатываться его цель, предмет, содержание и оцениваться результат. Принцип – основные исходные положения, руководящие идеи, которым следует субъект управления при организации управленческого взаимодействия.
Основными принципами управления являются:


  1. Принцип научности управления (Дает возможность применения достижений смежных научных дисциплин – экономика, психология, педагогика и т.д.)

  2. Принцип системности (не просто арифметическая сумма разрозненных действий, а комплекс взаимозависимых, взаимообусловленных и согласованных)

  3. Принцип социальной обусловленности управления (рассмотрение организации в качестве части более крупной социальной системы, процесс управления – социально ориентирован)

  4. Принцип гуманности (главная ценность – человек)

  5. Принцип гибкости управления (учет всех специфических особенностей, решение задач в зависимости от конкретных задач)

  6. Принцип оптимальности управления (Исходить из условий деятельности – обеспеченность, ресурсы, окружение и т.д.)

Цель управления – в 60-е годы определялась как осуществление воздействия руководителей на подчиненных для координации их деятельности в процессе достижения наилучших результатов производства.
Исходя из обозначенных принципов, подумайте, может ли данное определение сохраняться в наше время? Попробуйте самостоятельно определить цель управления в современных условиях.
Цель управления – согласование субъект-субъектных отношений и действий участников управленческого процесса, обеспечивающих достижение результатов деятельности организации.

Т.о. действия руководителя максимально направлены на установление согласия в организации, атмосферы сотрудничества.
Т.о. Предмет управления – сложные иерархические отношения между субъектами управления.

Деятельность по управлению таким образом не рассматривается как безликое манипулирование людьми, что возможно при выделение предметом управление человеком.
1.4. Содержание управленческой деятельности. Методы управления
В современной теории менеджмента не сложилось единых подходов к определению содержания деятельности руководителя. Выделяют три подхода.

Функциональный подход – выполнение субъектом деятельности ряда последовательных операций. Сторонники этого подхода подчеркивают взаимозависимость функций управления и направленность их последовательной реализации на достижение целей управления.
Четыре основные функции – планирование, организация, мотивация, контроль.
Содержательный подход – исходит из классификации основных направлений деятельности руководителя (объектов управления). Содержание деятельности может быть структурировано по следующим направлениям – техническое, кадровое, финансовое, правовое и т.д.

Основные направления деятельности руководителя ОУохрана и укреплении здоровья детей, кадровое обеспечение, методическое обеспечение педагогического процесса, информационное и материально-техническое обеспечение.

Этот подход позволяет четко определить специфику организации.
Интегративный подход – объединение функционального и содержательного подхода. Рассматривает деятельность многомерно. Обозначаются основные сферы деятельности и выделяются функции, позволяющие осуществить управленческий процесс.
Методы управления
Организационно-распорядительные (административные)

  • Формирование структуры управления

  • Утверждение административных норм и нормативов

  • Издание приказов и распоряжений

Экономические методы

  • Использование материального стимулирования

  • Установление экономических норм

  • Разработка налоговой системы

Социально-психологические методы

  • Методы социального развития коллектива

  • Формирование групп

  • Обеспечение участия сотрудников в управлении

  • Моральное стимулирование

  • Создание благоприятного климата


1.5. Результат управленческой деятельности
Что же является результатом управления?

Прибыль организации

Удовлетворенность и желание работать сотрудников

Удовлетворенность потребителей

Качество принимаемых решений

Вернемся так же к предмету управленческой деятельности – и обозначим как ключевой результат – согласованность отношений участников управленческого процесса.







скачать


Смотрите также:
Лекции по дисциплине «Менеджмент» Раздел Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм
50.34kb.
Учебная программа по дисциплине "Стратегический менеджмент"
81.9kb.
Занятие Сопоставление организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
18.41kb.
Квалификационные характеристики должностей работников образования1 I. Общие положения Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
910.05kb.
Экзаменационные вопросы по курсу «Финансы и кредит»
23.01kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в сервисе»
64.38kb.
Задачи: изучить нормативные акты рф, которые регламентируют предпринимательскую деятельность; изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм
186.96kb.
Темы для теста по курсу «Менеджмент»
24.94kb.
Менеджмент в школе План. Понятия «менеджмент»
163.14kb.
Директор моу дод «Станция юных техников»
398.02kb.
Российское законодательство предусматривает ряд льгот для инвалидов при осуществлении ими трудовой деятельности
103.18kb.
Материалы для контроля по дисциплине «менеджмент» Дайте определение понятию «менеджмент»
136.06kb.