Главная стр 1 ... стр 4стр 5стр 6стр 7стр 8
скачать

К ВОПРОСУ О «ТРЕХПАЛЬЦЕВОЙ» АППЛИКАТУРЕ ПРАВОЙ РУКИ
В последнее время в исполнительской практике гитаристов широко применяется «трехпальцевая» аппликатура правой руки. Исполнение произведений в применяемой формуле «a-m-i», и других сочетаниях, даст определенную скорость и «блеск». Данная аппликатурная модель, как правило, исполняется приемом apojando и применяется в основном в одноголосных пассажах.

Вместе с тем существует немало произведений, имеющих трехдольную пульсацию, где возможно применение трехпальцевой аппликатуры, но в сочетании с басом и исполнении приемом tirando.

В двухдольной (четырехдольной) пульсации проблем с выбором аппликатуры в правой руке, как правило, не возникает. Происходит чередование пальцев i-m, или m-i с возможным «подключением» в некоторых случаях пальца а.

В трехдольной пульсации есть проблема выбора чередования пальцев правой руки, Существуют несколько аппликатурных решений исполнения данной ритмической группы. Гитарист выбирает наиболее удобную и привычную аппликатуру правой руки для исполнения конкретного произведения или фрагмента пьесы. Выбор этот стоит особенно остро, когда пьеса разобрана и учится наизусть. Применение трехпальцевой формулы a-m-i в трехдольной пульсации применяется неоправданно редко, как в исполнительской, так и в педагогической практике. Рассмотрим несколько примеров:

Пример № 1. А, Иванов-Крамской. «Пьеса» (фрагмент):

Предлагаемая аппликатура правой руки (нижняя) логична и может быть рекомендована к исполнению. В то же время можно применить и трехпальцевую формулу правой руки (верхняя), на протяжении всего отрывка не меняя чередование пальцев, а именно: a-m-i, a-m-i и т. д.

На первый взгляд чередование a-m-i в шестом такте неудобно, но если этот такт рассматривать не как арпеджио, а как элемент мелодии, то использование данной аппликатуры правой руки становится, наиболее целесообразным.

Пример № 2. В. Калинин. «Маленький испанец» (фрагмент).

Как и в первом примере рекомендуется применить формулу a-m-i.

Для усвоения навыков исполнения данной формулы могут быть рекомендованы следующие упражнения.



Преподаватель может дополнить и разнообразить данные упражнения. Необходимо обратить внимание, чтобы верхний голос во второй части данного упражнения рассматривался не как арпеджио, а кок элемент мелодии, проходящей па разных струнах.

В заключение отметим: у исполнителя по должно возникать трудностей с практическим применением аппликатурных формул правой руки в произведениях с трехдольной пульсацией. Применяя предложенную аппликатурную модель, начинающий гитарист приобретает навыки стабильной игры, ровной пульсации, избегает повторения пальцев. Его игра становится легкой и ритмичной.



РАЗВИТИЕ АППЛИКАТУРНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ КЛАССА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ ДШИ
Музыкальное искусство современности развивается бурно и стремительно. Главными характерными чертами этого развития стали ассимиляция различных стилей и направлений, кристаллизация нового музыкального языка, новых принципов композиции, формообразования, формирования различных эстетических платформ. Во всем многообразии звуков и музыкальных впечатлении наших дней гитара заняла свое достойное место, она звучит во всех направлениях и стилях музыкального искусства - от фольклора до современной эстрадной и классической музыки.

Специфика гитары такова, что одну и ту же ноту, например ля первой октавы, можно взять в четырех местах на грифе (исключая флажолеты). Причем, если высота звука будет одинаковой, то тембр и окраска значительно отличаются. Поэтому очень важна роль правильных аппликатурных решений при построении мелодических линий или гармонических последовательностей. То есть, говоря о мелодико-гармоническом мышлении, о развитии опосредованных связей между моторикой движений при игре на гитаре к музыкально-слуховыми ощущениями, необходимо подразумевать аппликатурное мышление.

Некоторые дети, обучающиеся в музыкальной школе, успешно выступают на различных фестивалях и конкурсах, как правило, многие из них продолжают обучение в музыкальных училищах и вузах. Остальные приобретают навыки чтения нот с листа, знакомятся с музыкальной грамотой, с историей развития классической музыки, расширяется их кругозор, повышается общеэстетический уровень, дети становятся более общительными, креативными и т. п. Все это очень полезно в их дальнейшей жизни, но, исходя из современных творческих потребностей молодежи, этого явно недостаточно. Необходимо сделать процесс обучения более увлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся.

Развитие творческих навыков есть один из способов достижения поставленной цели. Под понятием «творческие навыки» подразумевается ряд умений, в которые входят: подбор на слух мелодии и сопровождения, игра аккомпанемента по буквенно-цифровой системе (для наиболее одаренных, а главное, более любознательных учеников), обучение основам импровизации, аранжировки, композиции. Решение этих задач невозможно без развития аппликатурного мышления.

Основная идея предлагаемой методики развития аппликатурного мышления - изучение взаимосвязи мелодико-гармонических элементов и визуализация грифа гитары, через понятая октавная позиция и аккордовая форма. Каждой аккордовой форме, так же как и октавной позиции соответствует свой аккорд, арпеджио, гамма. Таким образом, октавная позиция и аккордовая форма - важные категории, необходимые для развития аппликатурного мышления. Рассматриваются: построение и исполнение на гитаре аккордов, септаккордов, аккордов с добавленными тонами, закладываются основы гармонического и ладового мышления.

Безусловно, к развитию аппликатурного мышления, творческих навыков надо подходить с учетом индивидуальных качеств каждого ученика. Это и возрастные особенности, и различные свойства темперамента, характера, и конечно, различный уровень музыкальных данных. Но начинать развивать эти качества необходимо с самого раннего возраста. Ведь если «дать детям возможность хотя бы минимальной импровизации, отклонения, они открывают сами себя. Здесь начинается свобода, определенная, конечно, свобода, на базе традиций, знаний, ведь свобода без границ - это хаос».



Лекция № 14
ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ГИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ: НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Начальное обучение игре на гитаре в настоящее время осуществляется в образовательных учреждениях различного типа: музыкальных школах, школах искусств, кружках при центрах образования и учебно-воспитательных комплексах и т. д. Гитарное исполнительство, заняв достойное и равноправное место в современном мировом музыкальном пространстве, диктует новые требования и к начальной подготовке юных гитаристов. В условиях, когда наблюдается стремительный рост мастерства исполнителей на гитаре, естественным является процесс повышения общих критериев оценки учащихся. Кроме того, в гитарной педагогике значительно расширился круг вопросов, подлежащих пересмотру, назрела необходимость интенсификации начального гитарного обучения.

К сожалению, в преподавании гитары сегодня не часто затрагиваются вопросы широкого развития личности, а также конкретные методы художественного освоения инструмента и гитарной литературы. Все еще доминирует принцип узкотехнического развития учащихся, не позволяющий в полной мере раскрыть персональные яркие качества обучаемых, развивать их творческое мышление, способствовать становлению индивидуальности.

Для того, чтобы по иному взглянуть на начальное обучение игре на гитаре и предложить конкретные методы интенсификации самого процесса обучения, следует обратиться к педагогическим теориям, разрабатывающим вопросы развития и обучения школьников на начальном этапе. По мнению автора статьи, теоретической основой для модернизированной методической модели преподавания гитары могла бы служить концепция развивающего обучения.

Под развивающим обучением в педагогике понимают ориентацию учебного процесса на реализацию потенциальных возможностей человека, его познавательные, нравственные и физические способности. Обучающийся рассматривается не как объект воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. Рассмотрим более детально некоторые аспекты гитарной педагогики начального этапа и обозначим ряд интересующих нас проблем.

Во-первых, важной задачей для преподавателей начального звена является обобщение существующих наработок современного гитарного исполнительства. В этом и состоит сложность, ведь далеко не каждый педагог-гитарист имеет возможность посещать гитарные форумы, участвовать в конференциях, а значит, отслеживать последние достижения гитарного искусства. В настоящее время обучение игре на гитаре в большинстве своем осуществляется с помощью методик и педагогических программ, требующих существенного дополнения.

Во-вторых, современное начальное обучение гитаре должно носить инновационный характер, способствовать гармоничному развитию личности ученика, последовательному и сбалансированному совершенствованию художественной и технической составляющих.

Характеризуя проблему технического развития учащихся, заметим, что на сегодняшний день уже существует ряд методических работ, направленных на решение технических задач, не получивших, однако, широкого внедрения в педагогическую практику. Так, например, общеизвестен тот факт, что профессиональные классические гитаристы в качестве технологической базы активно используют наработки фламенко-гитары. Конечно, это в меньшей степени относится к звукоизвлечению, ведь эстетика звука гитары фламенко существенно отличается от классического образца. Однако, изучение основ музыки фламенко, даже на уровне гитарной технологии, является, очевидно, полезным.

Добавим, что изучение школы гитары-фламенко не является обязательным в гитарном образовании, хотя обращение к ее элементам могло бы быть весьма полезным, и не только в техническом отношении, но и в целях приобщения обучаемых к культурному контексту, в частности, к искусству фламенко в целом.

Другим важнейшим компонентом в гитарном обучении является исполнение полифонической музыки. В традиционном обучении пианистов, например, обращение к полифонии осуществляется уже на начальном этапе и является обязательным. Однако необходимо подчеркнуть, что в классе гитары на начальном этапе к полифонии обращается далеко не каждый педагог. Заметим, что гитарный репертуар имеет богатый пласт полифонических произведений различной степени сложности, и необходимость широкого внедрения полифонии в педагогический репертуар школьников не вызывает никаких сомнений. Остаются лишь проблемы реализации сказанного выше.

Как известно, исполнение полифонии на любом инструменте представляет собой особую сложность, т. к. требует глубокой концентрации, высокой степени осознания материала, линеарного восприятия всех голосов. Это соответствует принципу обучения на высоком уровне трудности, изложенному Л. В. Занковым в своей развивающей концепции. Реализация данного принципа на начальном этапе предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений; способствует формированию прочного фундамента в обучении исполнительской деятельности.

Таким образом, увеличение объема и сложности используемого в учебно-педагогической работе материала и расширение репертуарных рамок за счёт обращения к большему количеству музыкальных произведений уже на начальном этапе ведет к обогащению профессионального сознания и музыкально-интеллектуального опыта учащихся.

Вот почему так необходимо обращение к полифонической музыке в рамках программы начального этапа обучения, где работа над полифоническим произведением должна быть направлена не только на освоение технических исполнительских приемов, но на изучение эпохи создания произведения с ее эстетическими и художественными предпочтениями, авторского стиля, ключевых особенностей музыкального языка, жизненного и творческого пути композитора.

Использование в ходе урока более широкого диапазона сведений музыкально-исторического характера, увеличение меры теоретических знаний в музыкально-исполнительской деятельности соответствует еще одному принципу развивающего обучения - «принципу ведущей роли теоретических знаний». Ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала, отказ от длительных сроков работы над музыкальными произведениями, установка на овладевание необходимыми исполнительскими умениями навыками в сжатые отрезки времени обеспечивают постоянный и быстрый приток, различной информации в музыкально-педагогический процесс, способствуют расширению профессионального кругозора.

ВЫБОР ИНСТРУМЕНТА, СТУЛА
Начальный этап обучения игры на гитаре в современной методике мало освещен, ещё меньше об этом упоминается в старинных сборниках. Рассматривая эту проблему, мы хотим обратить внимание на то, что игра на гитаре на каждом возрастном этапе предполагает использование определённого размера инструмента. При выборе инструмента, следует учитывать, что ребенок в возрасте 5-8 лет нуждается в гитаре размера 1/4 (в случае отсутствия подобного инструмента можно использовать гитару размера 1/2 с применением каподастра на II и III ладах). В этом случае основная настройка инструмента будет ориентирована па V лад, то есть 1-ая струпа на V ладу будет соответствовать ноте МИ, вторая - ноте СИ и т.д. Это необходимо для правильного натяжения струн.

Очень важно подобрать стул необходимой высоты. Во всяком случае, при посадке, колени ребенка не должны «смотреть» в пол, это обязательно случится при использовании большого стула и, как результат, произойдет соскальзывание инструмента вниз, что потребует дополнительных усилий начинающего музыканта в удерживании инструмента. Таким образом, бедро должно быть параллельно полу, и достичь этого можно выбором меньшего по высоте стула или подпилив ножки нормального, обычного стула до необходимой высоты. Стул должен иметь ровную поверхность с тканевым покрытием и с легкой внутренней паралоновой прослойкой (использование жестких кухонных табуретов не целесообразно, так как даже недолгие занятия на таком стуле вызовут целый ряд болезненных ощущений у ребенка).

Ребенок 8-10 лет нуждается в инструменте 1/3 с использованием каподастра на II, III ладу, как говорилось ранее. В дальнейшем можно отказаться от использования каподастра (с 10-12 лет) и затем постепенно переходить па стандартную, «полную» гитару.

Во всех случаях, описанных выше, высота подставки должна быть установлена на уровне II, III делений (12-14 см. в районе пятки и 15-17 см. в районе носка). Крайне не желательно использовать для ребенка большой стул и подставку, фиксированную на максимальной высоте, т.к. в этом случае правая нога по отношению к левой находится в чрезмерном удалении (слишком опущена вниз). Вследствие чего не может являться точкой опоры для инструмента, в результате ребенок слишком наклоняется вперед, интуитивно желая удержать ускользающий инструмент, что в корне изменяет основную, правильную посадку.

Преподаватель должен выбрать инструмент с учётом возрастных особенностей ребёнка, чтобы перейти к работе над, посадкой и постановкой рук.

ПОСАДКА БЕЗ ИНСТРУМЕНТА
Гитара - один из самых «неудобных» для формирования осанки ребёнка музыкальных инструментов, с точки зрения того, что костные ткани формируются в детстве и юности; преподаватель, заботясь о здоровье обучающегося, должен сформировать, правильную посадку, чтобы во время игры не возникло искривление верхней части туловища. Теоретически, «хорошая картинка» немыслима вне расслабленного тела. Расслабление тела, посадка и дыхание взаимно влияют друг па друга. Глубокое и спокойное дыхание невозможно без ровной, естественной посадки; тем более, что мышцы нельзя расслабить, если нет ровного, глубокого дыхания. Этот порочный круг и впрямь есть «вечная спираль» - проблема каждою «расслабленною тела». Строго говоря - следует контролировать состояние мышц, чтоб оставаться всегда «расслабленным» (т.е. в состоянии покоя) или возвращаться к расслаблению после необходимою мышечного усилия.

Несколько советов начинающему молодому музыканту-гитаристу и его преподавателю:

- если посадка правильная, то позвоночник сохраняет свою естественную форму и максимальную длину. Здесь очень многое зависит от мышц шеи и плеч. Шея естественно «продолжает» (т.е. создаёт ощущение) позвоночник; грудь и спина расправлены, от ушей до плеч расстояние равномерное. Посадка поддерживается воображаемым «эластичным» крестом (т.е. позвоночник и линия плеч перпендикулярны);

- если спина искривлена, происходит давление на крестец (нижнюю часть позвоночника). В такой позе грудная клетка деформируется и в легкие не впускается достаточное количества воздуха. В результате быстро наступает усталость, начинаются боли в спине, голове ит.д.

В идеале, гитару следует держать так, чтобы правая и левая части спины сохраняли свое естественное положение. Ориентиром служит левая часть спины и нужно постараться выровнять обе стороны. Живот следует расслабить и немного вогнуть позвоночник в районе поясницы. Сидеть следует ближе к краю стула. Следует вспомнить, что для освоения правильной посадки известный французский гитарист Филипп Вилла рекомендует использовать, так называемую «позу наездника», когда ученик садится па стул, перевернутый таким образом, что спинка его находится спереди. Ощущая подобную позу, локти ложатся на спинку стула свободно, спина прямая. Внешне такая посадка как бы имитирует посадку наездника па лошади. Это наиболее свободное и комфортное ощущение затем надо пытаться запомнить учащемуся и сохранить при освоении стандартной посадки.

В рассмотренных примерах мы определили специфику посадки обучающегося без инструмента поскольку считаем, что данный подготовительный этап является непременным условием (т.е. обстоятельством) в обучении игре на гитаре.



ПОСАДКА С ИНСТРУМЕНТОМ
Как и во всякой работе, выполняемой сидя, посадка с инструментом прежде всего должна отвечать общим физиологически правильным условиям: не затруднять деятельность сердца, дыхания, содействовать непринуждённому, устойчивому положению тела и свободному выполнению требуемых движений. Для устойчивости посадки следует устанавливать ноги всей ступнёй. Стояние на носках, слишком согнутое положение ног подгибание ступней за ножки стула и тому подобные отклонения от нормы вызывают излишнее напряжение тела и приводят к быстрому утомлению.

Все общие условия посадки во время работы, выполняемой сидя, необходимо соблюдать и во время игры на гитаре. При этом надо учитывать следующие особые требования, предъявляемые к посадке играющего на гитаре.

Гитара имеет пять точек соприкосновения с телом исполнителя:


  1. Вырезом обечайки она ложиться на левое бедро, ближе к колену, которое приподнято вследствие того, что левая нога находится на подставке.

  2. Правая нога, как ей и положено, смещается вправо настолько, чтобы нижняя часть корпуса гитары нашла удобное положение. Если мысленно провести линию вдоль грифа, и через всю верхнюю деку (как бы продолжая струны) мы найдем вторую точку соприкосновения с инструментом. Эта точка опоры очень важна для устойчивого положения инструмента, поэтому правую ногу не следует слишком уводить в сторону.

  3. Третья точка находится на уровне грудной клетки, чуть выше «солнечного сплетения». В этом месте происходит соприкосновение с верхней частью корпуса гитары в достаточной близости к подбородку. Близость инструмента к подбородку фиксируется за счет подставки, которую не стоит делать слишком низко, но и не слишком высоко, так как это может привести к воспалению седалищного нерва. В наше время все чаще используются приспособления, заменяющие подставку для ног. Это всевозможные «ножки», крепления, изобретенные С.Раком и другими гитаристами. Для взрослых людей большого роста возможно применение подставки и приспособления одновременно.

  4. Опора в том месте, где правая рука соединяется с верхней частью обечайки. Правая рука должна лечь на корпус довольно естественно, не изменяя ровного положения плеча и своим весом и небольшим усилием как бы вдавливать корпус гитары во вторую точку опоры, то есть в то место, где инструмент соединяется с правой ногой.

  5. Последняя точка соединения - это контакт с левой рукой, которая будет располагаться на грифе. Очень важно, чтобы рука при этом была расслаблена, как бы висела на грифе. Необходимо следить за тем, чтобы плечо не напрягалось и не меняло своего естественного положения, а локоть не «уходил» в сторону, и не «прилипал» к корпусу гитариста.



Итак, при правильной посадке гитариста с инструментом, гитара становится очень устойчивым, как бы «сливается» с телом исполнителя, что является залогом уверенной, стабильной игры в дальнейшем, учащийся меньше подвержен усталости. При такой посадке головка грифа располагается не ниже левого уха исполнителя, а пальцы левой руки, находящиеся в первой позиции, будут находиться на уровне глаз, что позволяет лучше просматривать весь гриф.

Задача педагога на данном этапе обучения состоит в том. чтобы добиться непринуждённой посадки учащегося. Пояснив ученику условия правильной посадки с инструментом, нужно предупредить его о недопустимости согнутою положения спины во время игры, подчеркнуть огромную роль внимания во время занятий, а также умения своевременно обнаружить и устранить чрезмерное напряжение мышц.



ФИКСАЦИЯ ИНСТРУМЕНТА
Как правило, в практике игры на гитаре в качестве фиксатора инструмента используется кусок поролона или замши, который размещается на левом бедре исполнителя.

Это дает известный положительный эффект фиксации инструмента, но, к сожалению, неполный, т.к. эта самая фиксация происходит в одной точке, поэтому следует фиксировать инструмент и во второй точке (с правой ногой). Существует три варианта фиксации:



  1. используются два поролона или замши на правой и левой ногах. Этот способ имеет недостаток в том, что при вставании, поклонах приходится собирать все «хозяйство» и затем раскладывать вновь, что выглядит не очень эстетично;

  2. поролон (замша) - удлиненная конструкция, лежащая на обеих ногах - гораздо проще и удобнее. Но при этом, не стоит при вставании со стула забывать о нем, как и после окончании игры или на концертных выступлениях;

3) на нижнюю часть обечайки, в местах соприкосновения с ногами, клеятся кусочки поролона. Выглядит это достаточно эстетично, правда, наносит вред лаку, но не отражается на звуке.

Связанные с этим явлением проблемы посадки и постановки рук решаются благодаря грамотным действиям преподавателя. Фиксация инструмента при игре на гитаре является залогом успешного выступления, стабильного исполнения и дальнейшего развития техники.



ПОСТАНОВКА РУК. ПРАВАЯ РУКА
Совершенно естественно, что постановка обеих рук будет напрямую связана с посадкой. Учитывая расположение гитары по отношению к телу играющего, правая рука займет положение, которое в гитарной терминологии получило название «рычаг» (выражение, часто используемое А.К.Фраучи).

Вообще, вокруг вопроса о постановке правой руки велось и ведется до сих пор множество споров. О том, какой должен быть рычаг, короткий (когда предплечье и кисть расположены на одной линии) или длинный (когда кисть опущена и находится под углом по отношению к предплечью), под каким углом должны находиться пальцы по отношению к струнам - прямым или нег, как играть - с опорой или без. На самом деле, если заглянуть в историю исполнительства на гитаре, а так же на современную ситуацию в «гитарном мире» (я имею ввиду, естественно, классическую гитару), можно еще раз убедиться, что вся история развивается по спирали, и многие забытые порой истины и традиции вновь возвращаются и становятся актуальными и естественными на новом уровне развития искусства и всего человечества.

С точки зрения современного состояния гитарною исполнительства следует указать, что еще со времен Х.Бермудо и предшественников Х.К.Амата, включая всех испанских, португальских, итальянских и французских авторов 17-18 вв., вплоть до Ф.Сора, Д.Агуадо и Н.Коста, упоминания о способе звукоизвлечения апояндо (apoyando - опираясь, прислоняясь, исп.) нет ни в одном из известных трактатов. Различия между известными школами (кроме известного в те времена спора, как о способе игры на гитаре - в пользу ногтей против подушечек пальцев) заключалось в одном: опираться о верхнюю деку мизинцем (Ф.Карулли, Ф.Моретти и др.) или нет (Д.Агуадо. Ф.Сор и др.). И все факты говорят о том. что гитаристы играли «коротким рычагом», т. к. по-другому невозможно держать кисть, касаясь мизинцем верхней деки. Да и Д.Агуадо и Ф.Сор, будучи весьма высокопрофессиональными педагогами, не остались бы равнодушными к столь важному техническому приему, если бы они практиковали способ апояндо.

Это предположение подтверждается одной деталью: удар с опорой логически требует перпендикулярною положения пальцев правой руки (длинный рычаг) для воспроизведения максимальною звучания с наибольшей естественностью. Однако все мастера прошлого советовали применить наклонное положение пальцев правой руки по отношению к струнам (короткий рычаг). Если заглянуть ещё дальше - в историю, то мы увидим, что на лютне, непосредственной предшественнице гитары часто опора на деку осуществлялась мизинцем и безымянным пальцами, а пассажи исполнялись большим и указательными пальцами, что делало невозможным применения «длинного рычага».



Первым гитаристом, который добился успеха, применив «длинный рычаг», по-видимому, был Ф.Таррега. Он использовал способ апояндо почти для всех звуков, не составляющих часть аккорда или быстрого арпеджио, где применение этого удара препятствует продлеванию звуков, исполняемых на соседней, более низкой струне. В этом и было важнейшее отличие от принципов техники правой руки, который утвердили такие выдающиеся авторитеты, как Д.Агуадо и Ф.Сор. Хотя на юношеских фотографиях Ф. Тарреги. когда еще ему было 15 или 16 лет, мы видим, что положение его правой руки еще не перпендикулярно струнам, а некоторые детали говорят о влиянии Д.Агуадо.

Переход на «длинный рычаг» Ф.Тарреги видимо произошел в связи с тем, что он был основоположником не только апояндо, но и приема тремоло, что, безусловно, сыграло важную роль, т.к. ошеломило поклонников гитары тех лет. Франсиско Таррега создает свою школу и в числе его лучших учеников были: Мигуэль Льобет, Эмилио Пухоль, Доменико Прат. Даниэль Фортес и др., которые в свою очередь популяризировали его постановку в качестве концертантов и педагогов. Наиболее известный и важный для истории гитарного исполнительства пример - Андрес Сеговия, который был учеником М.Льобета. А.Сеговия дважды посещал Россию и встречался с Н.П. Агафошиным, известным российским педагогом и исполнителем, а затем и его учеником A.М.Ивановым-Крамским и многими другими. Российским гитаристам ничего не оставалось делать, как перенять все, что они увидели у великого Маэстро. В продаже с тех пор доминируют «Школы игры» Э.Пухоля. П.С.Агафошина, А.М.Иванова-Крамского, «Искусство игры на шестиструнной гитаре» Н.Г.Кирьянова. Но вот несколько десятилетий назад многие концертирующие гитаристы стали задумываться о правильности подобного метода. Речь идет о приеме тирандо (tirando - дёргая, доставая, исп.). При такой постановке («длинный рычаг») мы получаем удивительно некачественный звук. Учитывая то обстоятельство, что тирандо применяется на инструменте никак не реже, а даже чаще, чем апояндо, невольно стала приходить мысль об изменении постановки. Примечательно, что у А.Сеговии на поздних фотографиях и видеозаписях можно отметить также положение правой кисти и пальцев по отношению к струнам не перпендикулярное, а под тупым углом. Так постепенно происходит возврат к «короткому рычагу».

При «коротком рычаге» пальцы p,i,m,a выстраиваются в одну линию у края резонаторного отверстия со стороны подставки, что приводит к ровной тембральной окраске и приносит большое удобство для использования пальца р при исполнении одноголосных пассажей. Так же такая постановка даёт возможность применения четырёх-пальцевой системы.

Мы определяем, что круг, длиною в 300 лет замыкается, только на новом качественном уровне, т.к. при возвращении к нам этого способа игры, в постановке уже нет опоры на мизинец.

При этом, тирандо и апояндо существуют вместе, помогая нам полнее раскрывать художественные образы, решать сложные технические задачи в тех или иных произведениях. И лучшие современные исполнители (Аньело Десидерио, Лео Брауэр, Джон Рассел, Александр Фраучи) научились очень тонко сочетать эти приемы и активно пропагандируют эту современную методику.

АПОЯНДО
Начинать с детьми следует с отработки удара апояндо. Правильный удар по струнам производится по направлению к верхней деке, чтобы не оттягивать их от нее, это в полной мере достигается при игре апояндо, когда палец, ударяющий по струне, отклоняет ее под углом приблизительно 45 градусов по направлению к деке. Но, строго говоря, это достигается только при исполнении отдельных нот, т.к. при этом палец неминуемо заглушает соседнюю струну. Таким образом, апояндо применяется только при игре пассажей отдельными нотами, когда нужно особо подчеркнуть силу и объем звука, либо выделить мелодические ноты в потоке арпеджио. Кисть стараться удерживать в положении «короткого рычага», т.к. при этом пальцы i,m по отношению к струнам выстраиваются под углом приблизительно 45 градусов, что придает звуку красивый, наполненный тон. Если художественный образ требует более резкою, звонкого звучания, можно менять положение кисти - 90 градусов по отношению к струнам (длинный рычаг). Но важно это использовать как прием гам, где это необходимо, но не постоянно. Разворот кисти в сторону «длинного рычага» также используется при исполнении пассажей по 6,5,4 струнам, дабы избежать призвуков «свистов», которые появляются от соприкосновения «канители» струн и ногтей.

Исполнение приема апояндо пальцем р производится посредством удара струны левым углом большого пальца с последующей опорой на соседнюю; используется также в тех случаях, когда надо сделать акцент или выделить мелодию, проходящую в басу.



ТИРАНДО
Тирандо это удар (щипок) по направлению к деке, не прикасаясь при этом к соседней струне. Если пальцы правой руки сгибаются в среднем суставе при одновременном легком сгибании в первом, ближайшем к кисти суставе, то кончики пальцев описывают заметную правильную дугу, что позволяет им ударять по струнам в той части дуги, где она опускается к деке, а не отходит от нее. При этом наша дуга настолько изогнута, что движущийся по ней палец при восходящем движении не коснется соседней струны. Следует отметить, что постановка руки при исполнении апояндо и тирандо не должна изменяться существенно.

Точно таким же способом (тирандо) можно извлекать и аккорды, хотя технически это сложнее. К счастью, если аккорду не нужно звучать громче одноголосного пассажа, предшествовавшего ему или следующею за ним. общий объем его звуков, извлекаемых одновременно не должен быть выше звучания отдельных нот, исполняемых ударом сверху во всей пьесе. Однако иногда необходимы подчеркнутые аккорды и лини, немногие гитаристы умеют исполнять их, не прибегая к удару большим пальцем. Здесь потребуется прилежание и терпение. Требуется расположить пальцы правой руки над соответствующими струнами - движением всей кисти и отдельных пальцев, сгибаемых в суставах, опустить пальцы на струны, надавить на струны вниз, пройти ногтями по струнам и мгновенно поднять все пальцы, чтобы не позволить им зацепиться за соседние струны. Кончики пальцев при этом опишут небольшую дугу. Струны будут задействованы при движении пальцев в нисходящей части дуги, а резкий подъем пальцев по дуге вверх позволяет им отойти от струн, не мешая им свободно колебаться.

Итак, чтобы добиться качественною тона при исполнении единичных звуков, интервалов, арпеджио, следует направлять удар сверху вниз в сторону деки, затем при небольшом сгибании делать дугу и резко поднимать пальцы. При правильном исполнении этого приема колебание струны получается ровным, практически параллельным плоскости грифа и деки, что позволяет избегать призвуков при соприкосновении неправильно колеблющейся струны с порожками и придает звуку благородный тембр, долгое и ровное звучание. Для пальца р прием тирандо применяется в большинстве случаев.

Удар большим пальцем происходит сверху параллельно деке к пальцу i, и заканчивает движение, опираясь на указательный палец в месте соединения крайней (ногтевой) и средней фаланг. Прием выполняется прямым, не сгибающимся пальцем (опять же «короткий рычаг»). Если встречаются аккорды пяти-шестизвучные. обычно палец р ударяет по 2 и 3 струнам.

Удар выполняется по прямой, резко (для эффекта одновременного исполнения интервала или аккорда) с опорой па указательный палец. Простейшие упражнения можно найти в «школе» Э.Пухоля (на апояндо), М.Каркасси (тирандо), а также в учебниках А.М.Иванова-Крамского, П.С.Агафошина, Н.Г.Кирьянова или придумать самому. Во время работы над постановкой правой руки учащегося и приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо) левая рука свободна, расслаблена и не принимает участия в процессе, тем более не поддерживает гитару за гриф. Преподаватель внимательно продолжает следить за посадкой ученика, особенно за плечами; при этом правое плечо должно быть ровным, расслабленным, не подниматься.

Хотелось бы ещё отметить что, отрабатывая первые приемы звукоизвлечения, не стоит стараться извлекать громкие звуки, особенно тирандо, т.к. это может вызвать захват струны пальцем и «шлепанье» ею о гриф. Лучше начинать с тихого или не очень громкого звука, который является основой правильного звукоизвлечения, дабы избежать напряжения и зажима в руке. Через некоторое время, когда рука окрепнет и привыкнет к постановке, а пальцы научатся правильно извлекать звук, можно начинать использовать наиболее полно всю динамическую шкалу. Всегда надо помнить о том, что динамика на гитаре строится в сторону piano. И лишь овладение этим оттенком даёт затем гитаристу возможность добиться полноценного освоения всего динамического диапазона инструмента и максимально расширить его рамки.



СОЕДИНЕНИЕ ТИРАНДО И АПОЯНДО
Хочется отметить еще один важный момент - это соединение двух способов звукоизвлечения, когда, например, палец р играет апояндо (подчеркивает мелодию), а остальные пальцы i,m играют либо аккордовую фактуру, либо арпеджио на тирандо (А.М.Иванов-Крамской Прелюдия №1).

Может встречаться в движении арпеджио, где требуется подчеркнуть мелодию в верхнем голосе, тогда палец а играет апояндо, а остальные тирандо. (В.Гомес «Романс»)

Крайне редко встречается двойное апояндо (пальцем р и каким-то из i,m). Такой прием обычно бывает единичным в произведениях современных композиторов или встречается в школе фламенко. Это довольно-таки неудобное движение и используется именно как прием, дабы подчеркнуть, акцентировать определенные ноты. Встречаются также произведения, в которых могут использоваться оба приема; вначале апояндо играет палец р, остальные - тирандо (пример №1), затем мелодия переходит постепенно в верхний голос или появляется важный подголосок и удар с опорой уже производит палец а (пример №2) ( А.М. Иванов-Крамской Прелюдия №2).

Пример № 1



Пример №2

ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРАВОЙ РУКИ
Правая рука имеет возможность во время игры охватить большой динамический диапазон. Используя динамическую волну от рр до ff. мы не должны иметь физических затруднений; если находимся в зоне от рр до mf, но, начиная; с f до ff очень часто исполнитель чувствует напряжение мышц., а порой и зажим, т.к. без некоторого физического напряжения сыграть быстрый пассаж или фразу на фортиссимо невозможно. В обоих случаях возрастание напряжения диктуется необходимостью усиления динамики.

Беспокойство у преподавателя должны вызывать лишь случаи, когда освободиться от излишнего напряжения невозможно. Тогда возникает торможение, препятствующее свободному движению суставов. Физически нужно двигаться за музыкой, crescendo - увеличивается постепенно мышечная нагрузка. Diminuendo - постепенно уменьшается (постоянно контролируя комфортность руки). Акцент - за ним следует немедленное расслабление рук. Любая пауза - это время для максимального расслабления, а тем более границы крупных построений, цезуры, паузы, где следует снимать руку со струн, делать как бы небольшое круговое движение вверх (как делают пианисты в моментах переноса кисти или расслабления), делать вздох. Для ученика эти замечания рекомендуются проставлять в нотном тексте, и при разучивании произведения запоминать и использовать эти моменты в работе. Постепенно, грамотное исполнение нотного текста входит в привычку и происходит совершенно естественно.



Итак, в заключение об особенностях исполнения правой руки. Основополагающие моменты постановки. Это «короткий рычаг», кисть расслаблена, округлая (как будто держит яблоко). Абсолютное удобство пальца а, именно он располагается точно над 1 струной. Угол большого пальца должен контактировать с 6 струной. Пальцы i,m,a должны как бы стоять перпендикулярно на струнах соответственно 3, 2, 1, т.е. последние фаланги должны быть немного согнуты. Вид пальцев сбоку должен представлять полукруг (опять же, как будто в руке шар). Все пальцы р, i, m, а как бы располагаются на одной линии, если смотреть сверху. Основное положение - на краю резонаторного отверстия. Так выглядит основная постановка правой руки, которой вы или ваши ученики будут пользоваться в большинстве случаев.

ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ
Постановка левой руки довольно подробно и основательно описана в трудах Э.Пухоля, П.С.Агафошина, А.М.Иванова-Крамского и др., поэтому мы лишь обозначим важнейшие моменты в постановке и немного дополню информацию, представленную в школах знаменитых Маэстро. Левая рука не поддерживает гриф, а как бы «висит» на нем. Локоть не отводится в сторону и не прижимается к телу, а находится параллельно корпусу исполнителя. Большой палец ни в коем случае не сгибается (очень важный пункт) и располагается на средней линии задней части грифа. Запястье приподнятое и округлое. Кисть и пальцы также свободны и округлы, «костяшки» выпуклы. Широкая часть кисти должна оставаться параллельно грифу и не соприкасаться с ним в тыльной части указательного пальца (здесь мы придерживаемся рекомендаций Ф.Молино, а не Ф.Карулли).

Важно располагать пальцы позиционно, каждый над своим ладом. Пальцы ставятся на струны не плашмя, а как молоточки, на кончики ногтевой фаланги, так, чтобы эта фаланга была перпендикулярна плоскости грифа. Пальцы должны обязательно вставать у самого порожка, это позволит избежать призвуков и дребезжания. За этим нужно обязательно следить. Нажатие на струну производится как бы под весом самого пальца, не более того, излишнее усердие в нажатии струны приводит к зажатию мышц и болезненным ощущениям в пальцах, подвижности в этом случае добиться невозможно. Рафаэла Смите предлагает упражнение, способствующее приобретению ощущения нормального, не чрезмерного давления на струну. На 4 и 5 струну ставится, к примеру, на второй и третий лад, второй палец, т.к. он более сильный и послушный. Палец только касается струны, и при извлечении звука пальцами правой руки получаем приглушенный звук. Это первый этап. Второй - палец чуть-чуть прижимает струну, и мы должны получить тон с призвуком (дребезжанием). Это промежуточное состояние звука между пиццикато и чистым тоном. Его довольно- таки непросто добиться сразу, поэтому требуется усидчивость. И третий этап - это когда делается такое же мизерное давление, как в предыдущем случае (но не более), и мы получаем звук, к которому шли, а также расслабленную кисть и палец. Затем весь процесс повторяется в обратном порядке. Звук извлекается ровными длительностями, не торопясь. Следует сконцентрировать все внимание на левой руке и держать ее все это время в расслабленном состоянии, иначе ничего не получится. Это упражнение следует повторять со всеми пальцами левой руки.

Еще два важных момента: при исполнении гамм и простейших упражнений пальцы должны подниматься над струной на минимальное расстояние, а те, которые не задействованы в данный момент в движении, расслаблены, остаются на струпе, но не прижимают се, а лишь касаются и готовятся к исполнению своих звуков. При движении в верхней позиции большой палец выносится на нижний край грифа, кисть поднимается, пальцы, находящиеся на струнах, остаются закругленными. При обратном движении большой палец занимает свое обычное положение. При работе с начинающими, особенно с детьми, важно обращать внимание на аппликатуру левой руки и, если возможно, избегать баррэ и растяжек, т.к. эти приемы довольно сложны физически, и к ним надо обращаться осторожно, не спеша, подготавливая и укрепляя аппарат постепенно.

В исполнении баррэ. как малого, так и большого, избегать излишних усилий, первое время заниматься этим приемом умеренно, не переутомляя левую руку и мышцы большого пальца и кисти. Ни в коем случае не сгибать (даже немного) палец р в суставах, держать его прямо. При исполнении малого баррэ можно прогибать немного указательный палец внутрь к ногтевой фаланге, и ставить баррэ точно у порожка, параллельно ему по всей длине. Кисть левой руки выносится немного вперед, чтобы указательный палец удобно и плотно прижимал струны к ладам и не сгибался.

В этом приеме важнее не усилие, а удобство и правильность положения указательного пальца. Поэтому следует искать именно в этом направлении, а не через применение силы. Также встречаются переложения, часто скрипичные, в которых требуется прибегать к растяжкам для исполнения нижнего и верхнего голоса одновременно (особенно когда бас идет по 6 или 5 струнам, а верхний голос по 1, 2). Что для маленькой руки крайне проблематично, но стоит только перенести нижний голос на октаву вверх и все встанет на свои места, проблемы не станет, появится удобство и комфорт в исполнении, да и звучит порой такое изменение ближе к оригиналу (И.С.Бах «Менуэт» переложение А.М.Иванова-Крамского).

Также достаточно важным является вопрос о смене позиций. Переходя из одной позиции в другую, ученик должен приложить все усилия к тому, чтобы эта перемена или скорее перенесение руки из одного положения в другое. начиная с первой позиции, совершалось беззвучно. Это наиболее важное условие. Перенос следует осуществлять без, сколько нибудь слышимого глиссандо. Если мы движемся по первым трём струнам, то палец может, а порой должен продолжать касаться, контактировать со струной и как бы передвигаться по ней, не прижимая ее (являясь связующим). Но если смена позиций происходит по струнам 6,5,4 лучше сделать переход через верх, т.е. не касаясь струны, дабы избежать «свиста» (призвука от «канители»).

В исполнении пассажей, арпеджио со сменой позиций очень важно, чтобы ученик руководствовался, главным образом, «ритмической аппликатурой», т.е. выполнять смены позиций в соответствии с ритмическим делением пассажа, арпеджио, чтобы не нарушать смысл и характер музыкальной фразы.



скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Лекционный материал по предмету: «Методика обучения игре на инструменте»
1938.12kb.
Примерные вопросы
33.03kb.
Кодекс Таможенного союза, лекционный материал и материалы официального сайта фтс
18.81kb.
Лекционный материал к зачёту №5 по вопросам
147.28kb.
Лекционный материал к зачёту №4 по вопросам
63.19kb.
Билеты по психосоматике 2010-2011
70.43kb.
Пояснительная записка. Главной и основной задачей дмш и школ искусств является общее музыкальное развитие
241.2kb.
Методика обучения и совершенствования техники игры юных гандболистов
108kb.
Основы правового статуса человека и гражданина
85.06kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по курсу теория и методика обучения физике
45.4kb.
Методика изучения учебной мотивации по итогам обучения в 1-м классе 1
440.26kb.
Презентация Раздаточный материал Описание игры
103.19kb.