Главная стр 1
скачать


Лек._03. Данные, Знания, Информация. Материалы

Данные и знания (Гаскаров). 2

Несколько рабочих определений: 2

1.3. Представление данных и знаний 2

Сравнение двух технологий разработки приложения: 3

1.4. Данные 3

Табличные структуры данных. 4

1.5. Знания (Гаскаров с.39) 4



Внутренняя интерпретируемость знаний. 5

Структурированность (рекурсивная структурированность) знаний. 5

Связность (взаимосвязь единиц знаний). 5

Семантическая метрика (семантическое пространство знаний с метрикой). 6

Классификация знаний. 6



Понятие информации, данных, знаний (портал market-pages.ru) 8

Некоторые определения понятия информация 8

Точки зрения на информацию в различных областях 9

Теория информации 9

Логика 9

Кибернетика 9

Физика 10

Физиология 10

Генетика 10

Правовая точка зрения 10

Экономика 11

Менеджмент 11

Бизнес 11

Определения информации - варианты 11

Подходы к определению понятий «данные» и «знание» 12



Данные 12

Знания 13

Выводы 14



Классификация информации (портал market-pages.ru) 15

Свойства информации (портал market-pages.ru) 16

Введение 16

Свойства информации 16

1. Атрибутивные свойства 16

2. Прагматические свойства 17

3. Динамические свойства 18

Понятие информационного менеджмента (портал market-pages.ru) 19

Данные, информация, знания, логика и др. (ГПНТБ) 21

ДАННЫЕ [data, information] 21

БИТ [bit от англ . binary digit] - 21

Байт [byte ] 21

Килобайт , Кбайт [kilobyte ] 21

Мегабайт, Мбайт [megabyte ] 22

Гигабайт, Гбайт [gigabyte ] 22

Информация [Information от лат. Informatio – разъяснение, осведомление ] – 22

ЗНАНИЯ [knowledge] 25

ЛОГИКА [logic] 25

Нечеткая логика [fuzzy logici] 25



Данные, Информация, Знания (сайт sd-company.su) 26

Информация 26

Данные 26

Знания 27


Данные и знания (Гаскаров).

Несколько рабочих определений:


  • Данныеэто отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства.

  • Знания связаны с данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт, полученный в ходе выполнения какой-либо практической деятельности. Они получаются эмпирическим путем.

  • Знанияэто выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области.

При этом Знания связаны с Данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт, полученный в ходе выполнения какой-либо практической деятельности. Знания, как правило, получаются эмпирическим путем.


Знания можно представить как одну из форм представления информации в ЭВМ (Гаскаров).

Знания имеют определенные качественные свойства (специфические признаки).

Прежде всего знания имеют более сложную структуру, чем данные (метаданные). При этом знания задаются как экстенсионально (т.е. через набор конкретных фактов, соответствующих данному понятию и касающихся предметной области), так и интенсионально (т.е. через свойства, соответствующие данному понятию, и схему связей между атрибутами).

Некоторые свойства знаний.



  • Внутренняя интерпретируемость знаний.

  • Структурированность (рекурсивная структурированность) знаний.

  • Связность (взаимосвязь единиц знаний).

  • Семантическая метрика (семантическое пространство знаний с метрикой).

  • Активность знаний.

1.3. Представление данных и знаний


Всегда вызывает интерес соотношение между данными и знаниями, в особенности представления (способы формализации) тех и других, модели представления данных и знаний, поскольку данные и знания — это форма представления информации в ЭВМ (рис. 1.17).

Информация, с которой имеет дело ЭВМ, разделяется на процедурную и декларативную. Процедурная информация овеществлена в программах, которые выполняются в процессе решения задач, декларативная — в данных, с которыми эти программы работают (рис. 1.18).


Для удобства сравнения данных и знаний можно выделить основные формы (уровни) существования знаний и данных. Как представлено в табл. 1.2, у данных и знаний много общего. Однако знания имеют более сложную структуру, и переход от данных к знаниям является закономерным следствием развития и усложнения информационных структур, обрабатываемых на ЭВМ. Поэтому знания иногда называют хорошо структурированными данными, метаданными, данными о данных и т.д. [43].





Данные (Д)

Знания (Зн)

Д1 - Результат наблюдение над объектами или данными в памяти человека

Зн1 – знания в памяти человека

Д2 – фиксация данных на материальном носителе (таблицы, графики и др.)

Зн2 – материализованные знания (учебники, справочники и др.)

Д3 – модель данных (некоторая схема описания, связывающая несколько объектов)

Зн3 – поле знаний (структурированное и полуформализованное описание знание Зн1 и Зн2)

Д4 – данные на языке описания данных

Зн4 – знания на языках представления знаний (формализация Зн3)

Д5 – база данных на машинных носителях информации

Зн5 – база знаний в ЭВМ (на машинных носителях информации)

Традиционно выделяют три уровня:

Д1 – внешний, Д3 – логический, Д5 - физический



Традиционно выделяют три уровня:

Зн1 – знания, Зн3 – поле знаний, Зн5 - БЗ



Классическое соотношение:
ДАННЫЕ + АЛГОРИТМЫ = ПРОГРАММА


Для ИнС:
ЗНАНИЯ + ВЫВОДЫ = ИНТЕЛ.СИСТЕМА



Сравнение двух технологий разработки приложения:


Сравнение данных и знаний можно проиллюстрировать сравнением ИнС и обычных программных систем.

ИнС существенным образом отличаются от традиционных программных систем не только наличием БЗ, в которой знания хранятся и модифицируются в форме, понятной специалистам предметной области (именно поэтому вопросы разработки БЗ являются центральными при создании ИнС).


1) классическая схема разработки ПО

Конечный пользователь

Аналитик

Програм-мист

Оператор

ЭВМ

--------


Об.прогр.

2) разработка ПО с использование ИнС


Инженер по знаниям
----------
Аналитик, Программист, Оператор

ЭВМ

--------


Инт.Сист.

Конечный пользователь


----------
Оператор



1.4. Данные


Параллельно с развитием структуры ЭВМ происходило развитие информационных структур для представления данных. Появились способы описания данных в виде: векторов, матриц, списочных структур, иерархических структур, структур, создаваемых программистом (абстрактных типов данных).

В настоящее время в языках программирования высокого уровня используются абстрактные типы данных, структура которых создается программистом.

Появление баз данных (БД) знаменовало собой еще один шаг по пути организации работы с декларативной информацией.

База данных как естественнонаучное понятие характеризуется двумя основными аспектами: информационным и манипуляционным.



Информационный аспект отражает такую структуризацию данных, которая является наиболее подходящей для обеспечения информационных потребностей, возникающих в предметной области (ПО). С каждой ПО ассоциируется совокупность «информационных объектов», связей между ними (например, «поставщики», «номенклатура выпускаемых изделий», «потребители» — категории информационных объектов, а «поставки» — тип отношений, имеющих место между этими объектами), а также задач их обработки.

Манипуляционный аспект БД касается смысла тех действий над структурами данных, с помощью которых осуществляются выборка из них различных компонентов, добавление новых, удаление и обновление устаревших компонентов структур данных, а также их преобразования.

В целом проблематика БД и ИнС развивалась по экстенсиональному пути. Это означает, что основное внимание уделялось широте охвата вопросов, не придавая особого значения расстановке акцентов на них, не отделяя главные, носящие принципиальный характер вопросы от второстепенных. Большое количество публикаций в этой области, разобщенность взглядов авторов, интуитивная трактовка понятий породили своего рода «терминологический Вавилон». Все это не могло не сказаться отрицательно на интенсиональном характере развития этой проблематики. Другими словами, вопросы построения и исследования основополагающих концепций БД, познания их глубинной природы затрагивались слабо. Пожалуй, только в рамках реляционного подхода был сделан определенный (хотя и довольно локальный) шаг в сторону интенсионализации проблематики БД. Следует отметить, что такое положение в области БД не делает ее каким-то исключением. Любая достаточно емкая и комплексно трудная научная область в изначальном своем развитии характеризуется тем, что экстенсиональный этап будет предшествовать интенсиональному.



Табличные структуры данных.


Во многих областях человеческой деятельности используется термин «таблица». При этом в каждом конкретном случае в него вкладывается свой смысл. Наряду со смыслом, или сущностью, таблицы обладают теми или иными формами их представления. Понятие таблицы многоаспектно. Налицо, по меньшей мере, три аспекта — прагматика, семантика и синтаксис. Прагматика задает цели рассмотрения таблиц. Исходя из прагматики, определяется их сущность (семантика). Синтаксический аспект таблиц связан с построением их форм, наиболее подходящих для заданного восприятия (здесь может учитываться ориентация на человека, устройство-автомат и др.). Связь между этими аспектами таблиц выражается как принцип подчиненности: синтаксический аспект подчинен семантическому, а последний зависит от прагматического.

Понятие таблицы у нас будет выступать в качестве одной из основных концепций баз данных (БД), названных в связи с этим табличными БД (ТБД). Посредством таблиц в ТБД представляется информация (сведения) о совокупности однородных объектов, их свойств, фактов, событий, характерных для этой или иной предметной области. Над таблицами как структурами данных должны задаваться определенные действия (манипуляции), обеспечивающие информационные потребности пользователей БД.

В рамках ТБД нас будут интересовать таблицы в плане их сущностей. Что же касается их синтаксического аспекта, то с целью концентрации основного внимания на семантическом аспекте мы от него будем умышленно отвлекаться. В этом заключается принцип отделения, который так же, как и принцип подчиненности указанных аспектов таблиц, выступает в качестве основополагающего принципа ТБД

Поскольку таблица может рассматриваться как конечная совокупность строк, имеющих фиксированное количество элементов, то вскрытие сущности таблиц сводится к вскрытию сущности строк. Строка таблицы — это совокупность именованных элементов, т. е. пар, первые компоненты которых трактуются как имена, а вторые — как их значения, причем каждые две такие пары в рамках одной и той же строки отличаются, по меньшей мере, по первым их компонентам. Каждые две строки таблицы отличаются не более чем значениями имен.

На основе этого интуитивного представления понятий строк Hi таблиц естественным образом вводятся формальные уточнения их семантики.
Семантика строки табличной БД: Пусть A и Σ – соответственно множества имен (атрибутов) и их значений (денотатов).

Тогда семантика строки ТБД – это конечное множество пар:

d={(a1, σ1), (a2, σ2), . . . , (an, σn) }, где ai Ai, σiΣ.

Условимся называть их атрибутивными множествами (А-множествами).


1.5. Знания (Гаскаров с.39)

Рассмотрим общую совокупность качественных свойств для знаний (специфических признаков знаний) и перечислим ряд особенностей, присущих этой форме представления информации в ЭВМ и позволяющих охарактеризовать сам термин «знания» [8].

Прежде всего знания имеют более сложную структуру, чем данные (метаданные). При этом знания задаются как экстенсионально (т.е. через набор конкретных фактов, соответствующих данному понятию и касающихся предметной области), так и интенсионально (т.е. через свойства, соответствующие данному понятию, и схему связей между атрибутами). С учетом сказанного перечислим свойства.

Внутренняя интерпретируемость знаний.


Каждая информационная единица (ИЕ) должна иметь уникальное имя, по которому ИС находит ее, а также отвечает на запросы, в которых это имя упомянуто. Когда данные, хранящиеся в памяти, были лишены имен, то отсутствовала возможность их идентификации системой. Данные могла идентифицировать лишь программа.

Если, например, в память ЭВМ нужно было записать сведения о студентах вуза, представленные в табл. 1.10, то без внутренней интерпретации в память ЭВМ была бы записана совокупность из четырех машинных слов, соответствующих строкам этой таблицы.



Таблица 1.10. Сведения о студентах

Фамилия

Год рождения

Факультет

Курс

Петров

Захаров


Иванов

Кузьмин


1978 1977 1976 1975

Экономический Механический Транспортный Электротехнический

2-й

3-й


4-й

5-й


При этом информация о том, какими группами двоичных разрядов в этих машинных словах закодированы сведения о студентах, у системы отсутствует. Они известны лишь программисту.

При переходе к знаниям в память ЭВМ вводится информация о некоторой протоструктуре информационных единиц. В рассматриваемом примере она представляет собой специальное машинное слово, в котором указано, в каких разрядах хранятся сведения о фамилиях, годах рождения, специальностях и курсе. При этом должны быть заданы специальные словари, в которых перечислены имеющиеся в памяти системы фамилии, года рождения, название специальностей и курса. Все эти атрибуты могут играть роль имен для тех машинных слов, которые соответствуют строчкам таблицы. По ним можно осуществлять поиск нужной информации. Каждая строка таблицы будет экземпляром протоструктуры. В настоящее время СУБД обеспечивают реализацию внутренней интерпретируемости всех ИЕ, хранимых в базе данных.


Структурированность (рекурсивная структурированность) знаний.


Информационные единицы должны обладать гибкой структурой. Для них должен выполняться «принцип матрешки», т.е. рекурсивная вложимость одних ИЕ в другие. Каждая ИЕ может быть включена в состав любой другой, и из каждой ИЕ можно выделить некоторые составляющие ее ИЕ. Другими словами, должна существовать возможность произвольного установления между отдельными ИЕ отношений типа «часть — целое», «род — вид» или «элемент — класс».

Связность (взаимосвязь единиц знаний).


В информационной базе между ИЕ должна быть предусмотрена возможность установления связей различного типа. Прежде всего эти связи могут характеризовать отношения между ИЕ. Семантика отношений может носить декларативный или процедурный характер. Например, две или более ИЕ могут быть связаны отношением «одновременно», две ИЕ — отношением «причина — следствие» или отношением «аргумент — функция». Приведенные отношения характеризуют декларативные знания. Различают отношения структуризации, функциональные отношения, каузальные отношения и семантические отношения. С помощью первых задаются иерархии ИЕ, вторые несут процедурную информацию, позволяющую находить (вычислять) одни ИЕ через другие, третьи задают причинно-следственные связи, четвертые соответствуют всем остальным отношениям.

Между ИЕ могут устанавливаться и иные связи, например определяющие порядок выбора ИЕ из памяти или указывающие на то, что две ИЕ несовместимы друг с другом в одном описании.

Перечисленные три особенности знаний позволяют ввести общую модель представления знаний, которую можно назвать семантической сетью, представляющей собой иерархическую сеть, в вершинах которой находятся ИЕ. Эти единицы снабжены индивидуальными именами. Дуги семантической сети соответствуют различным связям между ИЕ. При этом иерархические связи определяются отношениями структуризации, а семантические связи — отношениями иных типов.

Семантическая метрика (семантическое пространство знаний с метрикой).


На множестве ИЕ в некоторых случаях полезно задавать отношение, характеризующее ситуационную близость ИЕ, т.е. ассоциативную связь между ИЕ. Его можно было бы назвать отношением релевантности для ИЕ. Такое отношение дает возможность выделять в информационной базе некоторые типовые ситуации (например, «покупка», «регулирование движения на перекрестке»). Отношение релевантности при работе с ИЕ позволяет находить знания, близкие к уже найденным.

Активность знаний.

С момента появления ЭВМ и разделения используемых в ней ИЕ на данные и команды создалась ситуация, при которой данные пассивны, а команды активны. Все процессы, протекающие в ЭВМ, инициируются командами, а данные используются этими командами лишь в случае необходимости. Для ИнС эта ситуация неприемлема. Как и у человека, в ИнС актуализации тех или иных действий способствуют знания, имеющиеся в системе. Таким образом, выполнение программ в ИнС должно инициироваться текущим состоянием информационной базы. Появление в базе фактов или описаний событий, установление связей может стать источником активности системы.

Следует упомянуть о функциональной целостности знаний, т.е. возможности выбора желаемого результата, времени и средств получения результата, средств анализа достаточности полученного результата.
Перечисленные пять особенностей ИЕ определяют ту грань, за которой данные превращаются в знания, а базы данных перерастают в базы знаний (БЗ). Совокупность средств, обеспечивающих работу со знаниями, образует систему управления базой знаний (СУБЗ). Однако к БЗ, в которых в полной мере была бы реализована внутренняя интерпретируемость, структуризация, связность, введена семантическая мера и обеспечена активность знаний, еще необходимо проделать определенный путь.

Все приведенные выше качественные свойства знаний касаются в основном уровня 3hi и связаны со сложной природой знания, изучение которой происходит на междисциплинарном стыке таких наук, как кибернетика, лингвистика, психология и т.д.


Классификация знаний.


Из всего многообразия существующих способов классификации знаний на рис. 1.22—1.23 представлены наиболее важные из них с точки зрения технологии разработки ИнС [1, 8, 28, 40, 43].




Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные определения в теории интеллектуализированных систем?

  2. Что из себя представляет технология инженерии знаний?

  3. Какова основная терминология в области разработки ИнС?

  4. Какие типы классификаций ИнС распространены в последние годы?

  5. Что составляет проблемную область искусственного интеллекта?

» 6. В чем состоят основные аспекты системного анализа ПО на применимость технологии ИнС?

  1. Каким образом осуществляется представление данных в компьютере?

  2. Особенности представления знаний ИнС.

  3. В чем принципиальное отличие представления данных и знаний в ЭВМ?

10. Каковы классификация и состав знаний в ИнС?


Понятие информации, данных, знаний (портал market-pages.ru)


http://www.market-pages.ru/infteh/2.html

Понятие "информация" достаточно широко используется в обычной жизни современного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что это такое. Но когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она уточняет их, приспосабливая к своим целям, ограничивает использование термина строгими рамками его применения в конкретной научной области.

Деятельность людей связана с переработкой и использованием материалов, энергии и информации. Соответственно развивались научные и технические дисциплины, отражающие вопросы материаловедения, энергетики и информатики. Значение информации в жизни общества стремительно растет, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения новых информационных технологий. Сложность явления информации, его многоплановость, широта сферы применения и быстрое развитие отражается в постоянном появлении новых толкований понятий информатики и информации.

Существует множество определений и взглядов на понятие "информация"1. Так, например, наиболее общее философское определение звучит следующим образом: "Информация есть отражение реального мира. Информация - отраженное разнообразие, то есть нарушение однообразия. Информация является одним из основных универсальных свойств материи." [Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Под ред. Д.А.Поспелова - Москва.: Педагогика-Пресс, 1994]. В узком, практическом толковании определение понятия "информация" представляется так: "Информация есть все сведения, являющееся объектом хранения, передачи и преобразования" [Я.Л.Шрайберг , М.В.Гончаров - Справочное руководство по основам информатики и вычислительной техники -М осква: Финансы и статистика, 1995].

У подавляющего большинства авторов свое понимание информации, иногда в чем-то пересекающееся, но нередко совсем несовпадающее. Все разнообразие взглядов на информацию более или менее четко укладывается в две ведущие модели, одна из которых трактует информацию как неотъемлемое свойство материи, ее атрибут ("атрибутивная концепция"), а другая - как неотъемлемый элемент самоуправляемых (технических, биологических, социальных) систем, как функцию этих систем ("функционально-кибернетическая концепция").

Некоторые определения понятия информация


Рассмотрим некоторые из основных существующих точек зрения на понятие "информация".

Так, согласно определениям, приведенным в толковых словарях, термин "информация" означает следующее:

•         Информация ( Information )- содержание сообщения или сигнала; сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия, позволяющие расширить знания об интересующем объекте [Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники. Под ред. А.П.Ершова, Н.М.Шанского.­Москва .: Просвещение, 1991.-159 с.].

•         Информация - является одной из фундаментальных сущностей окружающего нас мира (академик Поспелов).

•         Информация - первоначально - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь другим способом (Большая Советская Энциклопедия. Москва.: Советская энциклопедия. 1980.-1600 с.).

В самом общем смысле информация есть обозначение некоторой формы связей или зависимостей объектов, явлений, мыслительных процессов. Информация есть понятие, абстракция, относящееся к определенному классу закономерностей материального мира и его отражения в человеческом сознании. В зависимости от области, в которой ведется исследование, и от класса задач, для которых вводится понятие информации, исследователи подбирают для него различные определения.


Точки зрения на информацию в различных областях

Теория информации


Автор теории информации2 К.Шеннон (1916) определил понятие информации как коммуникацию, связь, в процессе которой устраняется неопределенность. Шеннон предложил в к. 40-х годов единицу измерения информации - бит. Каждому сигналу в теории приписывалась априорная вероятность его появления. Чем меньше вероятность появления того или иного сигнала, тем больше информации он несет для потребителя (т.е. чем неожиданней новость, тем больше ее информативность). Формула информации Шеннона имеет вид:

Знак минус поставлен для того, чтобы значение информации было положительным, поскольку вероятности всегда меньше или равны 1. Формула показывает зависимость количества информации от числа событий и от вероятности совершения этих событий. Информация равна нулю, когда возможно только одно событие. С ростом числа событий она увеличивается и достигает максимального значения, когда события равновероятны. При таком понимании информация - это результат выбора из набора возможных альтернатив. Однако математическая теория информации не охватывает все богатство содержания информации, поскольку она не учитывает содержательную сторону сообщения.


Логика


Дальнейшее развитие математического подхода к понятию "информация" отмечается в работах логиков (Р.Карнап, И.Бар-Хиллел ) и математиков (А.Н.Колмогоров). В этих теориях понятие информации не связано ни с формой, ни с содержанием сообщений, передаваемых по каналу связи. Понятие "информация" в данном случае определяется как абстрактная величина, не существующая в физической реальности, подобно тому, как не существует мнимое число или не имеющая линейных размеров точка.

Кибернетика


С кибернетической точки зрения информация (информационные процессы) есть во всех самоуправляемых системах (технических, биологических, социальных). При этом одна часть кибернетиков определяет информацию как содержание сигнала, сообщения, полученного кибернетической системой из внешнего мира. Здесь сигнал отождествляется с информацией, они рассматриваются как синонимы. Другая часть кибернетиков трактуют информацию как меру сложности структур, меру организации. Вот как определяет понятие "информация" американский ученый Б.Винер, сформулировавший основные направления кибернетики, автор трудов по математическому анализу, теории вероятностей, электрическим сетям и вычислительной техники: информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира.

Физика


В физике информация выступает в качестве меры разнообразия. Чем выше упорядоченность (организованность) системы, объекта, тем больше в ней содержится "связанной" информации. Отсюда делается вывод, что информация - фундаментальная естественнонаучная категория, находящаяся рядом с такими категориями как "вещество" и "энергия", что она является неотъемлемым свойством материи и потому существовала и будет существовать вечно. Так, например, французский физик Л. Бриллюэн (1889-1969), основоположник зонной теории твердых тел, автор трудов по квантовой механике, магнетизму, радиофизики, философии естествознания, теории информации определяет информацию как отрицание энтропии (энтропия - мера неопределенности, учитывающая вероятность появления и информативность тех или иных сообщений).

Физиология


С 50-60-х годов терминология теории информации стала применяться и в физиологии (Д.Адам). Была обнаружена близкая аналогия между управлением и связью в живом организме и в информационно-технических устройствах. В результате введения понятия "сенсорная информация" (т.е. оптические, акустические, вкусовые, тепловые и прочие сигналы, поступающие к организму извне или вырабатываемые внутри его, которые преобразуются в импульсы электрической или химической природы, передающиеся по нейронным цепям в центральную нервную систему и от нее - к соответствующим эффекторам) появились новые возможности для описания и объяснения физиологических процессов раздражимости, чувствительности, восприятия окружающей среды органами чувств и функционирования нервной системы.

Генетика


В рамках генетики было сформулировано понятие генетической информации - как программа (код) биосинтеза белков, материально представленных полимерными цепочками ДНК. Генетическая информация заключена преимущественно в хромосомах, где она зашифрована в определенной последовательности нуклеидов в молекулах ДНК. Реализуется эта информация в ходе развития особи (онтогенеза).

Таким образом, систематизируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что для инженеров, биологов, генетиков, психологов понятие "информации" отождествляется с теми сигналами, импульсами, кодами, которые наблюдаются в технических и биологических системах. Радиотехники, телемеханики, программисты понимают под информацией рабочее тело, которое можно обрабатывать, транспортировать, так же как электричество в электротехнике или жидкость в гидравлике. Это рабочее тело состоит из упорядоченных дискретных или непрерывных сигналов, с которыми и имеет дело информационная техника.


Правовая точка зрения


С правовой точки зрения информация определяется как "некоторая совокупность различных сообщений о событиях, происходящих в правовой системе общества, ее подсистемах и элементах и во внешней по отношению к данным правовым информационным образованиям среде, об изменениях характеристик информационных образований и внешней среды, или как меру организации социально-экономических, политических, правовых, пространственных и временных факторов объекта. Она устраняет в правовых информационных образованиях, явлениях и процессах неопределенность и обычно связана с новыми, ранее неизвестными нам явлениями и фактами" [Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.М. Рассолов, В.Д.Элькин , И.М.Рассолов. Москва.:1998].

Экономика


Экономисты рассматривают информацию как сведения в сфере экономики, которые необходимо фиксировать, передавать, хранить и обрабатывать для использования в управлении как хозяйством страны в целом, так и отдельными его объектами. Информация позволяет получить решение, как эффективнее и экономически выгоднее организовать производство товаров и услуг.

Экономическая информация в основном дискретна и состоит из отдельных сообщений, т.е. комплексов значений, характеризующих конкретные факты, предметы, явления, хозяйственные операции и т.п. Каждое сообщение может быть представлено в виде чередования импульсов, букв, цифр или других символов.

Таким образом, информация с экономической точки зрения - это стратегический ресурс, один из основных ресурсов роста производительности предприятия. Информация - основа маневра предпринимателя с веществом и энергией, поскольку именно информация позволяет устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности; принимать обоснованные и своевременные управленческие решения; координировать действия различных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей. Например, маркетологи Р.Д.Базел , Д.Ф.Кокс, Р.В.Браун определяют понятие "информация" следующим образом: "информация состоит из всех объективных фактов и всех предположений, которые влияют на восприятие человеком, принимающим решение, сущности и степени неопределенностей, связанных с данной проблемой или возможностью (в процессе управления). Все, что потенциально позволит снизить степень неопределенности, будь то факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи или слухи, должно считаться информацией".

Менеджмент


В менеджменте под информацией понимаются сведения об объекте управления, явлениях внешней среды, их параметрах, свойствах и состоянии на конкретный момент времени. Информация является предметом управленческого труда, средством обоснования управленческих решений, без которых процесс воздействия управляющей подсистемы на управляемую и их взаимодействие невозможен. В этом смысле информация выступает основополагающей базой процесса управления.

Бизнес


Значение информации для бизнеса определили Д.И.Блюменау и А.В.Соколов: "информация - это продукт научного познания, средство изучения реальной действительности в рамках, допустимых методологией одного из информационных подходов к исследованию объектов различной природы (биологических, технических, социальных). Подход предполагает описание и рассмотрение этих объектов в виде системы, включающей в себя источник, канал и приемник управляющих воздействий, допускающих их содержательную интерпретацию". Если попытаться объединить предложенные подходы, то получится следующее [Информационные системы в экономике. А.В.Хорошилов и др. Москва.: МЭСИ. - 1998]:

Определения информации - варианты


Информация - это:

•         информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ФЗ-149-2006-Об информации…)

•         сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы представления (ФЗ-24-1995-Об информации…);;

•         данные, определенным образом организованные, имеющие смысл, значение и ценность для своего потребителя и необходимая для принятия им решений, а также для реализации других функций и действий;

•         совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними, являющихся одним из видов ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и быту;

•         сведения, неизвестные до их получения;

•         значение, приписанное данным;

•         Средство и Форма передачи знаний и опыта, сокращающая неопределенность и случайность и неосведомленность;

•         обобщенный термин, относящийся к любым сигналам, звукам, знакам и т.д., которые могут передаваться, приниматься, записываться и/или храниться.

Приведенные выше определения понятия "информация" показывают, что понятия "знание", "информация", "данные" часто отождествляются. Однако, эти понятия необходимо различать [Хорошилов , Карминский , Романов, Майоров].

Подходы к определению понятий «данные» и «знание»


Подходы к трактовке понятия "информация" уже были рассмотрены выше. Теперь остановимся на рассмотрении таких понятий как "данные" и "знания".

Данные


Вот как определяет понятие "данные" С.В. Симонович: "Мы живем в материальном мире. Все, что нас окружает и с чем мы сталкиваемся относится либо к физическим телам, либо к физическим полям. Все объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которое сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую. Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, т.е. образуются данные" [Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов / Симонович С.В. и др. – СПб.: Издательство Питер, 1999. – 640 с.].

Известны также следующие трактовки понятия "данные". Данные это:

•         факты, цифры, и другие сведения о реальных и абстрактных лицах, предметах,   объектах,   явлениях   и   событиях,   соответствующих определенной предметной области3, представленные в цифровом, символьном, графическом, звуковом и любом другом формате;

•         информация, представленная в виде, пригодном для ее передачи и обработки автоматическими средствами, при возможном участии автоматизированными средствами с человеком;

•         фактический материал, представленный в виде информации, чисел, символов или букв, используемый для описания личностей, объектов, ситуаций или других понятий с целью последующего анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.

Из всего многообразия подходов к определению понятия "данные" на наш взгляд справедливо то, которое говорит о том, что данные несут в себе информацию о событиях, произошедших в материальном мире, поскольку они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информации. [Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов / Симонович С.В. и др. – СПб.: Издательство Питер, 1999. – 640 с.]. Станут ли данные информацией, зависит от того, известен ли метод преобразования данных в известные понятия. То есть, чтобы извлечь из данных информацию необходимо подобрать соответствующий форме данных адекватный метод получения информации. Данные, составляющие информацию, имеют свойства, однозначно определяющие адекватный метод получения этой информации. Причем необходимо учитывать тот факт, что информация не является статичным объектом - она динамически меняется и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Все прочее время она пребывает в состоянии данных. Информация существует только в момент протекания информационного процесса. Все остальное время она содержится в виде данных.

Одни и те же данные могут в момент потребления представлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов.

По своей природе данные являются объективными, так как это результат регистрации объективно существующих сигналах, вызванных изменениями в материальных телах или полях. Методы являются субъективными. В основе искусственных методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), составленные и подготовленные людьми (субъектами). В основе естественных методов лежат биологические свойства субъектов информационного процесса. Таким образом, информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов.


Знания


Переходя к рассмотрению подходов к определению понятия "знания" можно выделить следующие трактовки. Знания - это:

•         вид информации, отражающей знания, опыт и восприятие человека - специалиста (эксперта) в определенной предметной области;

•         множество всех текущих ситуаций в объектах данного типа и способы перехода от одного описания объекта к другому;

•         осознание и толкование определенной информации, с учетом путей наилучшего ее использования для достижения конкретных целей. Характеристиками знаний являются: внутренняя интерпретируемость, структурируемость , связанность и активность. Согласно [Информационные системы в экономике. А.В. Хорошилов и др. Москва.: МЭСИ, 1998], “знания есть факты плюс убеждения плюс правила”.

Основываясь на приведенных выше трактовках рассматриваемых понятий, можно констатировать тот факт, что знание - это информация, но не всякая информация - знание. Информация выступает как знания, отчужденные от его носителей и обобществленные для всеобщего пользования. Другими словами, информация - это превращенная форма знаний, обеспечивающая их распространение и социальное функционирование. Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения в свои личностные знания. Здесь мы имеем дело с так называемыми информационно-когнитивными процессами, связанными с представлением личностных знаний в виде информации и воссозданием этих знаний на основе информации.

Выводы


В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание системы общественных связей, - культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Между информацией и знаниями имеется разрыв. Человек должен творчески перерабатывать информацию, чтобы получить новые знания.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что фиксируемые воспринимаемые факты окружающего мира представляют собой данные. При использовании данных в процессе решения конкретных задач - появляется информация. Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений представляет собой знания [Романов, Майоров]. Необходимо также отметить, что понятие "информация", становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обогащается. Понятие "информация" является одним из основных в современной науке и поэтому не может быть строго определено через более простые понятия. Можно лишь, обращаясь к различным аспектам этого понятия, пояснять, иллюстрировать его смысл [Заварыкин В.М. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. пособие для студентов пед . ин-тов по физ.-мат. спец.- М.: Просвещение, 1989.-207 с.].

-----------------

Классификация информации (портал market-pages.ru)


http://www.market-pages.ru/infteh/3.html

Информация может быть классифицирована следующим образом:

1)    по объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и т.д.

2)    по принадлежности к подсистеме системы менеджмента -и нформация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам;

3)    по форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная;

4)    по изменчивости во времени - условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

5)    по способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и т.д.;

6)    по режиму передачи - в нерегламентные сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

7) по назначению - экономическая , техническая, социальная, организационная и т.д.

8) по стадиям жизненного цикла объекта - по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д.;

9) по отношению объекта управления к субъекту - между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

Читать далее: Свойства информации


----------------------

Свойства информации (портал market-pages.ru)


http://www.market-pages.ru/infteh/4.html

Введение


Информация является динамическим объектом, образующимся в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов [Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов / Симонович С.В. и др. – СПб.: Издательство Питер, 1999. – 640 с.]. Как и всякий объект, информация обладает свойствами. На свойства информации влияют как свойства данных, так и свойства методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса. По окончании свойства процесса свойства информации переносятся на свойства новых данных, то есть свойства методов могут переходить на свойства данных.

Знания, информация - обладают свойствами далеко не обычными. Например, известно высказывание Б.Шоу: "если у тебя и меня имеется по одному яблоку и мы ими обменялись, то у каждого из нас осталось по одному яблоку; если у тебя и меня имеется по одной идее и мы ими обменялись, то у каждого из нас будет по две идеи" [7]. Однако, этим особенности свойств информации не ограничиваются. Информация специфична и с точки зрения старения (т.е. на информацию действует не само время, а появление новой информации, отрицающей или уточняющей данную), и с точки зрения различных вариантов относительно материального носителя или знаковой формы, и с точки зрения воздействия (например, результат воздействия на потребителя сообщений А,В ,С,Д ... неравнозначен результату воздействия тех же сообщений на того же потребителя, если они поступают в различных сочетаниях, либо в иной последовательности и ином сочетании) и так далее.


Свойства информации


Можно привести немало разнообразных свойств информации. Каждая научная дисциплина рассматривает те свойства, которые ей наиболее важны. Систематизация существующих подходов к выделению свойств информации, позволяет говорить о том, что информации присущи следующие свойства.

1. Атрибутивные свойства


1. Атрибутивные свойства - это те свойства, без которых информация не существует. К данной категории свойств относится:

•         неотрывность информации от физического носителя и языковая природа информации. Одно из важнейших направлений информатики как науки является изучение особенностей различных носителей и языков информации, разработка новых, более совершенных и современных. Необходимо отметить, что хотя информация и неотрывна от физического носителя и имеет языковую природу она не связана жестко ни с конкретным языком, ни с конкретным носителем.

•         дискретность . Содержащиеся в информации сведения, знания -д искретны, т.е. характеризуют отдельные фактические данные, закономерности и свойства изучаемых объектов, которые распространяются в виде различных сообщений, состоящих из линии, составного цвета, буквы, цифры, символа, знака.

•         непрерывность. Информация имеет свойство сливаться с уже зафиксированной и накопленной ранее, тем самым, способствуя поступательному развитию и накоплению.


2. Прагматические свойства


2. Прагматические свойства - это те свойства, которые характеризуют степень полезности информации для пользователя, потребителя и практики. Проявляются в процессе использования информации. К данной категории свойств относится:

•         смысл и новизна. Это свойство характеризует перемещение информации в социальных коммуникациях, и выделяет ту ее часть, которая нова для потребителя.

•         полезность. Уменьшение неопределенности сведений об объекте. Дезинформация расценивается как отрицательные значения полезной информации.

•         ценность. Ценность информации различна для различных потребителей и пользователей.

•         кумулятивность . Характеризует накопление и хранение информации.

•         полнота. Характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.

•         достоверность. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются полезными — всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем информационного шума. Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижается. В этом случае для передачи того же количества информации требуется использовать либо больше данных, либо более сложные методы.

•         адекватность — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

•         доступность (мера возможности получить ту или иную информа-цию ). На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Отсутствие адекватных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация.

•         актуальность (степень соответствия информации текущему моменту времени). Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные п роцессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска (или разработки) адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной. На этом, в частности, основаны многие современные системы шифрования данных с открытым ключом. Лица, не владеющие ключом (методом) для чтения данных, могут заняться поиском ключа, поскольку алгоритм его работы доступен, но продолжительность этого поиска столь велика, что за время работы информация теряет актуальность и, соответственно, связанную с ней практическую ценность.

объективность и субъективность. Понятие объективности информации является относительным. Это понятно, если учесть, что методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых дисциплинах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события или получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц).

3. Динамические свойства


3. Динамические свойства - это те свойства, которые характеризуют изменение информации во времени.

•         р ост информации. Движение информации в информационных коммуникациях и постоянное ее распространение и рост определяют свойство многократного распространения или повторяемости. Хотя информация и зависима от конкретного языка и конкретного носителя, она не связана жестко ни с конкретным языком, ни с конкретным носителем. Благодаря этому информация может быть получена и использована несколькими потребителями. Это свойство многократной используемости и проявление свойства рассеивания информации по различным источникам.

•         старение. Информация подвержена влиянию времени.

Читать далее: Понятие информационного менеджмента


------------------------

Понятие информационного менеджмента (портал market-pages.ru)


http://www.market-pages.ru/infteh/5.html

В соответствии с кибернетическим подходом система управления экономическим объектом может быть рассмотрена как совокупность объекта управления и субъекта управления. Например, в качестве объекта управления может выступать деятельность предприятия, а в качестве субъекта управления - управленческий аппарат предприятия. Между субъектом управления и объектом управления существует прямая и обратная взаимосвязь, выражающаяся в обмене информационными сообщениями (см . рис. 2).



Управленческий аппарат на основе информации, полученной из внешней среды, изучает сложившуюся экономическую ситуацию и в зависимости от целей управления передает соответствующие указания объекту управления. В ответ на полученные указания объект управления передает субъекту управления отчеты о том, как выполняются полученные управленческие решения и насколько серьезно сказывается на деятельности объекта управления влияние внешней среды. Субъект управления, получив от объекта управления отчеты, анализирует их, контролирует ход выполнения намеченных целей, в случае необходимости ищет пути по регулированию сложившейся ситуации и планирует дальнейшую деятельность объекта управления, формируя новые указания и передавая их обратно объекту управления. Таким образом, между субъектом управления и объектом управления образуется постоянный обмен информационными сообщениями. И для системы управления крайне важным становится качественное и своевременное информационное обеспечение.

В связи с этим, в последнее время все большее внимание уделяется информационному менеджменту, под которым понимается управление информацией, с целью повышения эффективности принимаемых управленческим аппаратом решений.

Практическую работу по построению современных систем управления информационными потоками в организациях предлагается проводить с использованием методологии информационного менеджмента. Информационный менеджмент как научная дисциплина включает в себя достижения нескольких смежных научных дисциплин по отношению к управлению информацией в современных организациях, что позволяет на практике перейти к информационно-ориентированному типу организации, характерному для информационного общества. Информационный менеджмент как новая методология построения системы управления информацией имеет фундаментальное значение для организаций и в качестве метаконцепции обладает значительным интегрирующим потенциалом.

С позиций системного подхода информационный менеджмент охватывает планирование, организацию, координацию и контроль информационной деятельности и процессов, а также коммуникации внутри организации с целью улучшения качества и эффективности ее работы, развития организации. Использование методологии информационного менеджмента позволит решить многие вопросы теории и практики управления информационными потоками в современных организациях, которые пока разделены барьерами между профессиональными областями, техникой и технологиями, обусловленными традициями и некачественным менеджментом. Единая методология позволит интегрировать различного рода информацию в общий информационный ресурс и построить эффективно действующую информационную инфраструктуру организации на базе массивов информационных ресурсов, информационных технологий, средств коммуникации и квалифицированных кадров с целью обеспечения с наименьшими затратами эффективного информационного обеспечения процессов управления.

Менеджер отвечает за то, чтобы компания использовала информацию в соответствии со своей стратегией.

Читать далее: Информационные потребности
----------------------------

Данные, информация, знания, логика и др. (ГПНТБ)


http://www.gpntb.ru/win/book/1/Doc3.HTML

ДАННЫЕ [data, information]


- Сведения, факты, показатели, выраженные как в числовой, так и любой другой форме.

Указанный в скобках англоязычный эквивалент термина показывает, что он весьма часто рассматривается как синоним термина "информация". Так, словосочетание "data system" и производные от него могут соответствовать одному из совсем не однозначных, хотя и связанных между собой понятий - "система данных" и "информационная система". Аналогичное явление прослеживается при русскоязычном использовании этого термина. Например, в одном из изданий "Словаря терминов по информатике" данные трактуются, как "Информация, представляющая собой сведения..", а в ГОСТ 15971-84 [2], как "Информация, представленная на материальных носителях".

С целью смыслового разделения понятий "информация" и "данные" Ассоциация стандартов Франции (АФНОР) дает следующее определение: "Данные - факт, понятие или инструкции, представленные в условной форме, удобной для пересылки, интерпретации и обработки человеком или автоматизированными средствами".

Согласно другого важного для понимания этого термина определения: "Данные - некоторый факт, то на чем основан вывод или любая интеллектуальная система"[1]. Компонентами данных являются цифры и символы естественного языка или их кодированное представление в виде строки двоичных битов .


БИТ [bit от англ . binary digit] -


Простое двоичное число (цифра или символ), принимающее значения 1 или 0 и служащее для записи и хранения данных в ЭВМ.

Бит является минимальной двоичной единицей измерения энтропии и количества информации в ЭВМ, соответствующей одному двоичному разряду. Энтропия сообщения, выраженная в битах, определяется средним числом символов, необходимых для записи этого сообщения. Определенное количество бит составляет размер других единиц – двоичных слов, в т.ч. – байта [ byte ], килобайта [ kilobyte ], мегабайта [ megabyte ] и т.д.

Байт [byte ]


– Двоичное слово, способное записывать и хранить в памяти ЭВМ один буквенно-цифровой или другой символ данных. Каждый символ записывается в виде набора двоичных цифр (битов) при помощи определенного кода, например, ASCII . Количество бит в байте определяет его разрядность, которая может составлять 8, 16, 32 и т.д. Соответственно байт называют 8-разрядным, 16-разрядным и т.д. Один 8-разрядный байт может определять 256 разных значений, например, десятичных чисел от 0 до 256. Увеличение разрядности ведет к соответствующему увеличению числа возможных вариантов комбинаций, кодируемых одним байтом. Например, 16-разрядным - до 65536 или 2 16 , 32-разрядным – до 232 и т.д.

Килобайт , Кбайт [kilobyte ]


– Единица измерения ёмкости памяти или длины записи, равная 1024 байтам. Часто под килобайтом понимается также величина, равная 10 3 байт.

Мегабайт, Мбайт [megabyte ]


- Единица измерения ёмкости памяти или длины записи, равная 1024 килобайтам. Часто под мегабайтом понимается также величина, равная 10 3 килобайт или 10 6 байт.

Гигабайт, Гбайт [gigabyte ]


- Единица измерения ёмкости памяти или длины записи, равная 1024 мегабайтам. Часто под гигабайтом понимается также величина, равная 10 3 мегабайт, 10 6 килобайт или 10 9 байт.

Информация [Information от лат. Informatio – разъяснение, осведомление ] –


Данный термин и отражаемое им понятие являются сегодня одними из самых распространённых. Сказанное относится к их использованию как на бытовом, так и профессиональном уровнях.

Существует множество различных определений этого понятия, например, такие:



  • “Информация – содержание какого-либо сообщения, сведения о чём-либо, рассматриваемые в аспекте их передачи в пространстве и времени…” [2];

  • “Информация – сведения, подлежащие передаче”;

  • “Информация – это значение, вкладываемое человеком в данные на основании известных соглашений, используемых для их представления”;

  • “Информация – содержание, значение данных, которое видят в них люди. Обычно данные состоят из фактов, которые ставятся “информацией” в определённом контексте и понятны людям” [35].

Следует упомянуть здесь также классическое определение К.Шеннона, в соответствии с которым информация – это то, что сокращает степень неопределённости (у Шеннона – энтропии) у её адресата о каком-либо объекте (в т.ч. явлении, передаваемом сигнале и т.п.). Другими словами, по Шеннону информация это то, что увеличивает степень знания её адресатом интересующих его объектов окружающего мира. В указанном контексте количество информации можно даже рассчитать, например, по увеличению вероятности успешного решения поставленной задачи.

С чем же связано различное представление понятия “Информация” разными его пользователями, включая профессионалов?



Во первых, его сложной и неоднозначной сущностью, которая к тому же имеет тенденцию достаточно быстро изменяться в ходе научно-технического прогресса. К примеру, в 1992 г. в журнале НТИ в статье одного уважаемого автора достаочно убедительно доказывался тезис о том, что информация отнюдь не всегда повышает вероятность успешного решения некоторых прикладных задач.

Во вторых, с тем, что цитируемые и другие определения этого понятия вычленяют только те его признаки, которые служат достижению конкретных целей или соответствуют контексту документов, в которых они опубликованы. Так, наука кибернетика расширенно толкую понятие “Информация” вывело его за пределы человеческой речи и других форм коммуникаций между людьми, связав его с целенаправленными системами любой природы – биологической (например, – биотоки в организмах, связи в генетических механизмах и т.п.), технической (например, - сигналы в электрических сетях) и социальной (движение человеческих знаний в общественных системах).

Мы также остановимся только на тех признаках понятия "информация", которые необходимы большинству наших читателей, которые, как мы полагаем, тем или иным образом преимущественно связаны с библиотечной и информационной сферами деятельности.

Кратко эти признаки информации можно сформулировать следующим образом: "Информация это сведения или данные, объективно отражающие различные стороны и элементы окружающего мира и деятельности человека, на определенном этапе развития общества, представляющие для него какой-либо интерес, и материализованные в форме удобной для использования, передачи, хранения и/или обработки (преобразования) человеком или автоматизированными средствами".

Если на бытовом уровне смешение понятий "данные" и "информация" вполне допустимо, то для профессионалов это может привести и приводит к серьезным последствиям,



Чтобы стать информацией, данные должны правильно отражать объекты описания, в противном случае мы будем иметь дело с "дезинформацией " (ее англоязычные эквиваленты: false information, misleading information). Сама по себе "правильность отражения действительности" в соответствии с теорией познания всегда носит условный характер, поскольку связана с уровнем развития знаний на данном этапе развития общества или отдельных его социальных групп и индивидуумов. Так, состав и точность данных, которыми владеют или которые необходимы различным организациям и лицам об одном и том же объекте, будут существенно различаться в зависимости от образовательного, возрастного, социального статусов субъекта информирования, а также целей их использования (например, для "повышения общей эрудиции" или для решения научных, технических, производственных, коммерческих и др. задач). В указанном плане данные, которые для одного субъекта будут представляться вполне точными, для другого - могут оказаться грубой "дезой".

Чтобы стать информацией, данные должны представлять для субъекта информирования "определенный интерес" и "новизну". Последнее означает, что они должны быть для него связаны с необходимостью решения каких-либо практических или других задач и сокращать "степень неопределенности" об объекте "интереса" (вспомним определение К.Шеннона!). В указанном плане информация помимо того, что она адресно "прибавляет знания" об интересующем объекте, должна доставляться своевременно. К примеру, сообщение о том, что "Сегодня в городе проливной дождь, гололед (или другие напасти)", полученное нами после того, как мы успели выйти из дома и промокнуть или забуксовать на дороге - информацией не является, как не является информацией и сообщение о погоде, скажем, в Чили или деревне Гадюкино, если там не живут наши близкие родственники и мы не собираемся туда ехать. Для нас эти данные являются тем, что в информатике принято называть "информационным шумом". Однако для кого-то в зоне действия средств массовой информации (кто еще не вышел на улицу или живет в упомянутых местах) эти же сведения - информация.

"Информационным шумом" являются также сообщения и данные, не представляющие для субъекта информирования предмета новизны (другими словами - этими данными он уже владеет). Вспомним в этой связи с часто повторяющейся и вызывающей только раздражение рекламе даже нужных нам товаров и услуг!

Приведенные примеры, носящие откровенно бытовой характер, могут быть заменены другими из любой сферы деятельности человека. Смысл их от этого не изменится: данные, переданные "не по назначению", не своевременно или не представляющие новизну, - являются "информационным шумом".

Понятие "информационный шум" может быть также распространено на данные, "не удобные" (см. определение) для "использования, передачи, хранения и/или обработки", поскольку и в этом случае они приводят к бесполезным, а возможно и вредным затратам материальных, временных и других ресурсов.

Подводя итог сказанному, можно существенно сократить определение понятия информации: "Информация это данные, необходимые или полезные тому, кому они передаются".



И в заключение небольшое отступление, адресованное нетерпеливому читателю, раздраженному кажущейся ему пространностью данной словарной статьи: "Скажите, с чем связаны бытовавшие и увы существующие еще способы оценки эффективности работы библиотек, информационных органов, а также отдельных их служб и работников по количеству выданных пользователям (или читателям) - документов, справок, библиографических описаний и т.п. без учета соответствия содержащихся в них данных признакам, делающим их информацией?",

Широкоупотребительными являются случаи применения сочетаний термина "информация" с различными прилагательными, когда:

  1. Сведения или данные, полученные в процессе какого-либо вида деятельности, отражают результаты этого вида деятельности или имеют отношение к ней, и предназначенные для справочно-информационного обслуживания и/или информационного обеспечения (см. ниже) заинтересованных пользователей, например, научно-техническая информация [scientific-technical information ], юридическая информация [juridical information ], патентная информация [patent information] и т.п.

  2. Сведения или данные, имеют определенное назначение, например,

  • справочная информация [reference information] - Сведения или данные для выдача справок о чем то;

  • сигнальная информация [alert information, current awareness information ] - информация, предназначенная для быстрого предварительного оповещения.

3. Словарная статья определяет характер, принадлежность, форму или вид данных, используемых в информационном процессе, например,

  • априорная информация [aprior information ] и апостериорная информация [aposterior information] - Соответственно, - данные, имевшиеся до проведения какого-либо опыта или другого действия, и сведения, полученные после его выполнения;

  • коммерческая информация [commercial information] - Данные, сведения и содержащие их документы, являющиеся объектом продажи их собственником;

  • личная информация [private information] - Сведения (данные) о гражданах и организациях, затрагивающие их интересы и запрещенные для распространения без их согласия;

  • библиографическая информация [bibliographic information] - Библиографические данные, описания и их перечни;

  • графическая информация [graphical (pictorial, image, pattern) information] - Сведения или данные, представленные в виде схем, эскизов, изображений, графиков, диаграмм, символов;

  • ретроспективная информация [retrospective information] - Сведения, содержащиеся в накопленных за два и более лет массивах данных или полученные в результате поиска в этих массивах (так называемого - ретроспективного поиска ).

4. Словарная статья характеризует средства закрепления, отображения и/или передачи данных, например:

  • документальная информация [documentary information] - сведения, закрепленные на каком-либо материальном носителе; содержание документа или текста;

  • устная информация [oral information] - содержание устного сообщения и т.п.

ЗНАНИЯ [knowledge]


Совокупность сведений (данных или программ), отражающих знания человека - специалиста (эксперта) в определенной предметной области и предназначенных для хранения в базах знаний. Знания отражают множество возможных ситуаций, связанных с состоянием и конкретной реализацией объектов определенного типа, способы перехода от одного описания объекта к другому. Для знаний характерны внутренняя интерпретируемость, структурированность, связанность и активность - Условно можно записать, что "знания = факты + убеждения + правила" [265].

ЛОГИКА [logic]


Наука о законах и формах мышления, методах познания и условиях определения истинности знаний и суждений.

Нечеткая логика [fuzzy logici]


- В математике и вычислительных системах - Форма представления знаний или данных, связанных с описанием различных объектов понятиями вида "тяжелый", "громкий", "горячий" и т.п.. имеющими неточные значения. Более строгое определение значения указанных понятий возможно только с привлечением ряда дополнительных сведений, или данных, входящих в нечеткие множества и составляющих перечни дополнительных данных или условий. Например, чтобы определить: "Для кого и при каких условиях объект может быть отнесен к классу тяжелых" (мужчины или женщины, их вес, возраст, вес груза и т.п.). Центральным понятием нечеткой логики является понятие "вероятность члена множества ", которая определяет степень правомерности отнесения данного члена к указанному множеству. Например, для члена нечеткого множества, относящего предметы к тяжелым, вес 20 кг может иметь такое значение с вероятностью 90% для миниатюрных женщин и, скажем, только 20% для мужчин.

Нечеткая логика широко используется в различного рода экспертных системах для автоматизированного принятия решений близких к человеческим на основе адекватного реагирования на сигналы, поступающие от связанных с ними датчиков, а также команды с пульта управления.

-----------------------------

Данные, Информация, Знания (сайт sd-company.su)


http://www.sd-company.su/article/help_computers/information_knowledge_data

Понятие «информация» достаточно широко используется в обычной жизни современного человека. Значение информации в жизни общества стремительно растет, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения информационных технологий. Динамизм информатики как науки отражается и в постоянном появлении новых определений и толкований основного понятия информатики - информации.


Информация


Наиболее часто термин «информация» употребляется в его исходном значении (от латинского слова informatio) - это сведения, сообщения о каком-либо событии, деятельности и так далее. При этом в различных областях знаний могут вводиться разные определения этого понятия.

Информация в кибернетических системах - основа функционирования самоуправляемых систем (технических, биологических, социальных), и она рассматривается как обозначение содержания сигнала, полученного системой из окружающего мира в процессе взаимодействия системы с ним (Н. Винер).

Объединяющим (по крайней мере, с философской точки зрения) определением является следующее: «Информация - это отраженное разнообразие» (А. Д. Урсул). Разнообразие и отражение в развивающемся материальном мире неразрывно связаны и взаимно определяют друг друга: чем выше внутреннее разнообразие системы, тем более адекватно отражение ею внешнего мира. Чем выше возможности отражения (восприятия и понимания взаимодействия с окружающей средой), тем больше у системы возможностей адаптироваться - развиваться и увеличивать свое разнообразие (принцип необходимого разнообразия).

Данные


Остановимся на понятии «данные», которое, например, вводится следующим образом: «Мы живем в материальном мире. Все, что нас окружает, и с чем мы сталкиваемся, относится либо к физическим телам, либо к физическим полям. Все объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которое сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую. Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать теми или иными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, то есть образуются данные».

Это определение принимает первичность и объективность существования данных, в том числе - независимость от субъекта их использующего. Но если существование данных не зависит от того, будут ли они когда-либо использованы или нет, эффективность функционирования многих процессов (имеющих контур управления) зависит от данных. Например, данные, используемые для изменения поведения процесса на основе построения прогноза (то есть факты, характеризующие предшествующие состояния), позволят оптимизировать получение конечного результата, и будут уже выступать в роли управляющей информации. Роль и характер используемых данных в целом отражены на обобщенной схеме управляемого функционального процесса.



Рис.1. Обобщенная схема функционального процесса, управляемого данными

Система преобразования ресурса, функциональность которой обусловлена проблемным контекстом (данными, представляющими целевую задачу), фактически преобразует и информацию. Потенциально полезные данные, выделенные из общего множества в соответствии с контекстом задачи (исходная информация) в результате использования порождает выходную информацию - актуализированные данные, подтверждающие или отрицающие действенность выбранных исходных данных для решения задачи.

Знания


Переходя к рассмотрению роли понятия «информация» в человеко-машинных комплексах, используемых в когнитивных, социальных и производственных системах, необходимо более полно определить понятие «знания».

Понятие «знания» может быть определено следующим образом: «Научное знание - вся совокупность сведений, являющаяся результатом отражения материальной и нематериальной действительности в человеческом сознании» (Урсул А. Д.).

С другой стороны, утверждается, что «научно-техническая информация - это задокументированное научное знание , введенное в оборот, участвующее в функционировании и развитии общества» (Муранивский Т. В.). То есть, знание, являющееся достоянием чьего-либо сознания и не получившее «толчка» для циркулирования в обществе, не может рассматриваться как информация.

Основываясь на этом, можно констатировать условность превращения знания в информацию и информации в знание. Информация выступает как форма знания, отчужденная от его носителя (сознания субъекта), и обобществляющая его для всеобщего использования: информация - это динамическая форма существования знания, обеспечивающая его распространение и действенность (применение). Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения (информационно-когнитивного процесса) в свои новые личностные знания, то есть происходит воссоздание знаний на основе информации.

Соответственно можно сказать, что на начальном этапе знания - это данные, актуализированные субъектом, особенностью которых является то, что они не могут быть использованы без участия самого субъекта.

Результаты решения задач (обычно, «субъективизированного»), обобщения в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений, выступающие как истинная, проверенная информация, отчужденные от субъекта их сформировавших, образуют обобществленные знания. Представленные обычно в форме документов и сообщений, они, в свою очередь, могут рассматриваться как объективно существующие данные.

Функциональное соотношение этих понятий иллюстрируется схемой, где когнитивный процесс рассматривается как неотъемлемая составляющая любого созидательного, как творческого, так и производственного процесса, предполагающего возможность прогнозирования и управления.

Рис.2. Соотношение понятий «информация», «данные», «знания»

Станут ли данные информацией, зависит от того, известен ли метод преобразования (отражения) данных в новые или уже известные понятия. То есть, чтобы извлечь информацию из данных, необходимо иметь метод получения информации, адекватный форме представления данных. Причем необходимо учитывать тот факт, что информация не является статичным объектом - она динамична и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Можно сказать, что все прочее время она пребывает в «потенциальном» состоянии и представлена как данные.

Кроме того, одни и те же данные могут представлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов, к которым надо отнести и условия ее извлечения (например, наличного знания субъекта).

Таким образом, в отличие от данных, которые по своей природе являются объективными (так как это результат регистрации объективно существующих сигналов, вызванных изменениями в материальных телах или полях), методы являются субъективными в том смысле, что они создаются или выбираются и далее целенаправленно применяются для решения практически значимых задач конкретного субъекта. В основе создаваемых (искусственных) методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), составленные и подготовленные субъектами (людьми), а в основе естественных методов лежат биологические свойства субъектов. Соответственно информация возникает и существует в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов.

*****



скачать


Смотрите также:
Лек. 03. Данные, Знания, Информация. Материалы Данные и знания
481.02kb.
Лекция №1 по дисциплине «Информатика»
59.22kb.
1. Понятие данных. Неструктурированные данные. Данные
486.32kb.
1. Знания – информация – данные
138.15kb.
Учебная программа по специальности 351400 Прикладная информатика
125.67kb.
1. общие положения термины и определения Персональные данные
263.67kb.
А4 Знания о файловой системе организации данных 2 мин
75.64kb.
Программа на иностранном языке. Ребята показали глубокие знания английского языка, артистические данные
55.88kb.
Билеты по информатике
74.08kb.
Понятие информационных систем
83.2kb.
Самомассаж Упражнения на повышение уровня активации
13.99kb.
Олимпиада по русскому языку (школьный тур). 8 класс
27.42kb.