Главная | стр 1
Воспитательная система школы. С момента открытия школы перед педагогическим коллективом стояла задача вести работу по формированию у учащихся высокого уровня самосознания, гражданственности, этической культуры, расширения кругозора, способностей детей, творчества и фантазии. В школе работали программы "Удача", "Семья", "Здоровье", включающие в себя 5 основных направлений (нравственное, эстетическое, экологическое, физическое, трудовое). В 2005году была разработана новая воспитательная программа "Планета детства" (зам. директора по ВР Павлова О.Л.), за основу которой была взята краевая программа "Система духовного и физического оздоровления населения Кубани". Новая программа выделяет 4 раздела:
Программа уделяет особое внимание новому смыслу и содержанию воспитательной работы, требованиям времени. Развитию творческих способностей, проявлению социальной активности учащихся, реализации их интересов и склонностей способствует сотрудничество школы с внешкольными учреждениями, общественными организациями района. В учебно-воспитательной деятельности школа осуществляет сетевое взаимодействие со школами Анапского района. Связь с учебными заведениями способствует развитию творческого потенциала учащихся и учителей. Учащиеся обучаются в заочных школах, участвуют в олимпиадах и тестированиях данных вузов, посещают Дни открытых дверей, что обеспечивает их разностороннюю и углублённую подготовку по различным предметам, помогает подготовиться к поступлению в ВУЗы и СУЗы. Сотрудничество с Институтом Повышения Квалификации способствует повышению педагогического мастерства учителей и администрации школы, внедрению в образовательный процесс новых педагогических и управленческих технологий. Деятельность школы направлена на создание воспитательно-образовательной среды, способствующей интеллектуальному, духовно-нравственному, физическому развитию и социализации ребенка. Главной идеей школы является развитие воспитательной системы, влияющей на формирование творчески развитой социально ориентированной личности, способной строить жизнь достойного человека, а также раскрытие, развитие и реализация интеллектуальных и духовных свойств личности, ее самореализация и самоутверждение в современном мире. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми насыщается воспитательная система нашего образовательного учреждения. Сегодня в педагогике живут идеи ценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения, динамичности, толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Целью воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного воспитания является воспитание целеустремленной, инициативной, нравственной личности с активной гражданской позицией. Это способствует ее творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных взаимоотношении в коллективе. Исходя из цели воспитательного процесса, сформулированы задачи воспитательной деятельности: содействие формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю; приобщение детей к общечеловеческим ценностям, содействие формированию у них основ культуры и общения, умений построения межличностных отношений; содействие формированию осознания собственного «Я», оказание помощи обучающемуся в самоопределении и самореализации; содействие повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы, формирование активной жизненной позиции; создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; привлечение обучающихся к здоровому образу жизни, формирование осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей; создание условий для открытого воспитательного пространства, в котором принимают активное участие родители и окружающий социум. Основной идеей организации учебно-воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно-ориентированной системе. Исходя из задач, нами была составлена модель личности выпускника. В центре – выпускник, и качества семи основных направлений, характеризующих достойную, социально адаптированную личность. Компетентности личности, соответствующие направлениям: Семья: внимательный, заботливый сын (дочь); умеет создавать уют в доме, заботиться о членах семьи; стремиться к расширению знаний и умений в создании семейного очага. Труд: хорошо знает трудовые ресурсы поселка, района; готов к профессиональному самообразованию; адекватно оценивает свои реальные и потенциальные возможности; умеет добровольно оказывать помощи на благо других; умеет строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты. Культура: владеет основами коммуникативной культуры личности; умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения; понимает сущность нравственных черт и качеств характера окружающих людей. Знание: испытывает потребность в знаниях; умеет учиться, способен к самообразованию; ориентируется в общественно-политической и экономической жизни страны, имеет свою оценку окружающих событий. Земля: понимает экологические проблемы; активно участвует в деятельности, направленной на решение экологических проблем. Человек:
стремится к здоровому образу жизни; осознает здоровье как одну из основных жизненных ценностей. Отечество: знаком с национальной культурой, традициями поселка и страны; знает и уважает государственные символы; обладает такими качествами как патриотизм, гражданственность, ответственность за свою Родину; активно участвует в общественной жизни поселка; является законопослушным гражданином. Эти семь ценностей были выбраны в качестве основных направлений воспитательной работы. Реализация цели и задач воспитания основывается на принципах государственной политики в области образования: 1. Демократичный характер школьного образования, под которым мы понимаем в первую очередь: демократизацию школьного управления; демократизацию содержания и организации образовательного процесса, основанного на идеях педагогики сотрудничества. 2.Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе: поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личных целей, запросов и интересов; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарования ребенка, для его полноценной жизни, его самоопределения. Основным смыслом образовательного процесса в школе становится развитие ученика. 3.Дифференцированный подход к воспитанию детей, под которым мы понимаем создание веера возможностей для удовлетворения интересов, склонностей и способностей обучающихся, с учетом психофизических особенностей возрастных этапов их развития. 4. Непрерывный характер школьного воспитания, под которым мы понимаем единство, целостность и преемственность на всех возрастных этапах. 5. Связь воспитания с жизнью. 6. Опора на положительное в воспитании. Воспитание в МБОУ СОШ №12 строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую и др. Принцип построения воспитания - поэтапное решение личностью задач на каждом возрастном уровне: Раскрытие личности (1-4 классы). Развитие личности (5-8 классы). Самореализация (9-11 классы). Задача школы – поддержать и развить в человеке Личность, заложить в нем механизм самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания. Задачи воспитания педагогический коллектив решает благодаря: реализации целевых программ воспитания; вовлечению учащихся в различные кружки, секции, студии, объединения по интересам; созданию особой развивающей среды, которая дает ребенку возможность пробовать, выбирать и принимать самостоятельные решения; осознанию педагогами идеи, что главной ценностью был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника; взаимодействию с учреждениями культуры, с общественными организациями. Мы считаем, что на воспитание личности оказывает влияние тот факт, что дети из года в год проживают традиционные мероприятия, к которым многие классные коллективы основательно готовятся на протяжении длительного периода под руководством опытных наставников. Во внеурочное время обучающиеся школ заняты в кружках, секциях и объединениях школы, а также учреждениях культуры и ДОД. Хочется отметить, что достоинством воспитательной системы, с нашей точки зрения, является ее выстраивание по месячным циклам, что позволяет сосредоточить силы всех участников воспитательного процесса на общей теме и организовать работу более целенаправленно и плодотворно. Решение проблем воспитания предполагает взаимодействие школы с другими учреждениями и организациями по следующим направлениям: 1. Формирование единого воспитательно-образовательного пространства через использование возможностей школы и окружающего социума. 2. Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств для развития материально-технической базы школы. Для успешной реализации программы воспитания МБОУ СОШ № 12 сотрудничает с различными учреждениями: МОУ ДОД ЦДТ города-курорта Анапа Школа искусств станица Анапская Администрация Анапского с/о Отделение ГИБДД отдела внутренних дел по Анапскому району ПОМ станицы Анапская ОПДН ОУУП и ПДН отдела МВД России по городу Анапа УФСКН
МУЗ «Амбулатория №1» станица Анапская ППМС центр Антинаркотическая комиссия МО г-к Анапа Молодёжный центр «21 век» КДН и ЗП и др. Управление воспитательным процессом Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда и родительская общественность. Методическая работа с педагогическим коллективом. Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности учителя в области учебного предмета и методики его преподавания. Работа с органами ученического самоуправления. Цель: создать условия для развития ученического самоуправления, ученического коллектива, обеспечить социальную защиту ребёнка. Внешняя среда (связи с внешней социально-культурной, природной средой, связи с государственными и общественными учреждениями и родительской общественностью). Цель: использование в воспитательном процессе дополнительных возможностей, которых школа создать не может. Работа с родителями. Цель: достижение сотрудничества и единства воспитательных требований, предъявляемых к ребёнку обеими сторонами. Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов предполагает внедрение системы моральных и материальных стимулов. Системы моральной поддержки – конкурсы педагогов («Учитель года», «Самый классный классный», «Вожатый года», «Педагог- психолог Кубани» и др.). Практика проведения данных мероприятий в МБОУ СОШ №12 существует. Конкурс «Учитель года» с первых лет своего зарождения является инструментом строгой оценки профессионализма учителя. Педагоги нашего коллектива являются участниками конкурса «Учитель года». Целенаправленная работа по подготовке и участию в муниципальных и краевых конкурсах позволяет достигать результатов, способствует повышению качества образования в школе. Решение задачи развития инструментов финансирования воспитательной и образовательной деятельности, механизмов подушевого финансирования и новой системы оплаты труда, станет дополнительным материальным стимулом воспитательной деятельности педагогов. Контроль осуществляется с помощью системы внутришкольного контроля за реализацией процесса воспитания, включающей: тематические педсоветы; педагогические конференции; консультативную помощь учителям по организации факультативных, групповых и другого рода занятий; координация деятельности МО; комплексный контроль состояния преподавания учебных, факультативных курсов, реализации дополнительного образования, воспитательной работы в классных коллективах; выставку – смотр достижений; открытые факультативные и внеклассные мероприятия; анализ результатов работы по программе воспитания. Структура управления Структура управления, система управленческих отношений обусловлены целями, задачами и основными направлениями жизнедеятельности школы. Управление деятельностью школы осуществляют директор и его заместители. Директор школы руководит разработкой и реализацией образовательной программы школы, разработкой нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школы: Устава школы, приложений к Уставу, Правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, локальных актов. Руководство различными сферами деятельности осуществляют заместители директора по учебно-методической и воспитательной работе. Помимо администрации в процесс управления школой включены все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, родители. Этому способствует наличие таких структурных звеньев, как Педагогический совет, МО классных руководителей, родительский комитет, (Школьная Дума), Совет профилактики и др. Данные структурные звенья принимают коллегиальные решения, учитывая мнения и интересы всех субъектов образовательного процесса. Педагоги участвуют в принятии управленческих решений через участие в работе Педагогического совета, методических объединений, семинаров. Важная часть системы воспитательной работы - это развитие ученического соуправления, возглавляемого Советом старшеклассников (Школьной Думой) под руководством Президента. В его состав входят учащиеся 5 -11 классов. Основными целями и задачами Совета учащихся являются: привлечение учащихся школы к сотрудничеству с педагогическим коллективом в организации внеурочной воспитательной работы; создание условий для адаптации школьников в современных условиях. В состав Школьной Думы входят бывшие кандидаты в президенты (лидеры классов). Они являются Министрами, которые отвечают за работу следующих министерств: Министерство Образования, Министерство Культуры, Министерство СМИ, Министерство ЗОЖ, Министерство Труда и др. Министры ведут работу по направлениям школьной жизни, взаимодействуют с классными активами, которые решают текущие вопросы жизни классов. Цель школьного соуправления в нашей школе – привлечение учащихся к организации и управлению учебной и досуговой деятельностью учащихся школы. Соуправление множит число активных организаторов в коллективе, что позволяет повысить уровень учебной и внеклассной работы. Значение развития соуправления состоит в том, что, выступая в роли активных организаторов, хозяев своей школы, учащиеся утверждаются в активной жизненной позиции, проникаются ответственностью за состояние школьных дел и за свой вклад в них. Особое место в воспитательной работе отведено социально – психологической службе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. В то же время значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители нашей школы вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы. В поле деятельности психолога работа с «трудными» детьми, слабоуспевающими. В течение учебного года ведется индивидуальная работа с детьми, состоящими на ВШУ, на учете в ОПДН. Проводятся психологические обследования интеллектуальной, эмоциональной, личностной сферы учеников. По результатам разрабатываются и реализуются индивидуальные планы работы с каждым ребенком, состоящим на ВШУ. Формы психологической работы с учениками: беседы, консультации, психологические занятия с элементами тренинга, элементы аутогенной тренировки. Проблемы развития и воспитания ребенка обсуждаются на родительских собраниях. Сегодня они могут решаться профессионально. Для этого необходимо вооружение учителей, школьников и их родителей основами психологических знаний, развитие их способностей к рефлексии, самооценке. Помощь в данных вопросах оказывает на МО классных руководителей школьный психолог. Работа социального педагога осуществляется по направлениям: Организационная и координационная деятельность. Профилактическая работа. Защитно-охранная деятельность. Сформирован банк данных по результатам совместных с инспектором ОПДН, социальным педагогом, классными руководителями рейдов и данным педагогической диагностики. Полученные сведения позволили выявить детей «группы риска», неблагополучные семьи, малообеспеченных и остро нуждающихся, опекаемых учащихся. Совместно с заместителем директора по ВР, психологом, социальным педагогом, классными руководителями, родителями проводится работа по составлению социального паспорта, индивидуальных карт учащихся в классах, в которые включена работа с трудными детьми. На административных планёрках обсуждается и корректируется совместная деятельность социальной и психологической служб. Регулярно проводятся выступления на классных родительских собраниях. Осуществляется индивидуальная работа с классными руководителями, учителями – предметниками и родителями. Особое внимание уделено учащимся, нуждающимся в педагогической помощи и поддержке. В школе успешно работает Совет профилактики под руководством заместителя директора школы по ВР Павловой О.Л. в тесном сотрудничестве с социальным педагогом Балагурой Л.В. Составленная база данных и социальный паспорт школы и классов позволяют конкретизировать стоящие перед социальным педагогом и классными руководителями задачи. Работа с учащимися позволяет выявить интересы и их потребности, трудности и проблемы, стоящие перед ними, уровень социальной защищенности. Это способствует своевременному оказанию помощи нуждающимся в ней учащимся, принятию мер по социальной защите. Регулярно проводится сверка данных в ОПДН. Осуществляется летнее трудоустройство малообеспеченных детей, детей из неблагополучных семей, а также детей, состоящих на учете в ОПДН на летний период, организуется их отдых в загородных и пришкольных лагерях. Результатом совместной работы социально – психологической службы, классных руководителей, родителей можно считать снижение количества учащихся на учете в ОПДН. Администрация школы постоянно работает над повышением уровня управленческих компетентностей через курсовую подготовку учителей, их самообразование, участие в семинарах при Управлении образования, в краевых семинарах. Вынесение вопросов воспитания и дополнительного образования на семинары позволяет формировать общие представления об управлении процессом, вырабатывать общие позиции по отношению к приоритетным направлениям школы, решению имеющихся проблем по реализации поставленных задач. В школе разработаны и приняты к действию локальные акты: Положение о ШВР Положение о школьном Совете профилактики Положение о службе примирения Положение об ученическом соуправлении. Положения о детских общественных объединениях и др. Ведущая роль в повышении профессионального уровня педагогов принадлежит методической службе. Коллектив классных руководителей школы работает над единой методической темой: «Воспитательная деятельность классного руководителя по организации творческой жизнедеятельности классного коллектива». Основной целью МО классных руководителей является совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя. В октябре 2012 года школе присвоен статус «Опорного образовательного учреждения (ООУ) по организации деятельности классных руководителей», сроком на три года. Для профессионального образования классных руководителей в методической деятельности используется проектно-программный подход, механизмы изучения динамики становления, развития и контроля уровня профессиональной компетентности классного руководителя, используются продуктивные формы методической работы: рефлексивные семинары, где ведется освоение педагогами продуктивных способов деятельности с целью переноса их в воспитательный процесс. В целях организации непрерывного образования классных руководителей используются такие формы методической работы, как: педсоветы, семинары, предметные недели, мастер – классы, открытые внеклассные мероприятия, консультации, самообразование. На педсоветах, семинарах обсуждаются проблемы, намечаются общие цели, планируются мероприятия по решению проблем. Критерии и показатели эффективности воспитания Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе. Отношение к внутришкольным конфликтам. Характер взаимоотношений между различными субъектами системы. Событийный характер деятельности. Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки). Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся). Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики 1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося: общие сведения; способности; темперамент; тип личности в общении; самооценка; успешность в деятельности; уровень воспитанности. 2. Изучение межличностных отношений: социометрия; социально-психологический климат в классе; общие сведения; способности; темперамент; тип личности в общении; самооценка; успешность в деятельности; уровень воспитанности. 3. Формы диагностики: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседы. Направления внеклассной работы Внеклассная работа с учащимися направлена на формирование у детей: - гражданственности и патриотизма, - экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, - готовности к осознанному выбору будущей профессии, - эстетического отношения к окружающему миру, -активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, коммуникативных умений и навыков, физической культуры, навыков здорового образа жизни. Чтобы организовать работу с классом, педагоги используют такие виды внеурочной деятельности как: познавательную, эстетическую, досуговую, профориентационную, спортивную. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению воспитательных целей. Так познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и прочее. Организовывается она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы и т.д. Ценностно–ориентационная деятельность представляет собой формирование отношения к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями, которые вырабатываются в различных формах внеурочной деятельности: беседах, акциях по социально – нравственной проблематике, дискуссиях, диспутах. Ожидаемые результаты: 1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты. 2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей. 3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. 4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре. 5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды. 6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. 7. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры. Закономерным результатом работы школы, педагогического коллектива и учащихся стали наши достижения и победы:
Ученики нашей школы являются победителями и призерами ежегодных конкурсов, олимпиад, различных смотров, соревнований проводимых Управлением образования, ЦРО, ЦДТ и другими молодежными организациями:
города-курорта Анапа, Экологический клуб «Гармония» 2 место. Ожидаемые результаты: 1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты. 2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей. 3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. 4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре. 5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды. 6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. 7. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры. Мы не будем останавливаться на достигнутом. Только вперед! Дорогу осилит идущий… Смотрите также: Литература для учителей Художественная литература Технические средства обучения Компьютеры Ноутбуки
270.39kb.
Литература для учащихся начальных классов и учителей. № Инвентарный №
477.95kb.
Литература 1214 Художественная литература 4720 Электронная литература 327
269.27kb.
Виктор Наумов
154.66kb.
Литература как искусство слова (2 ч)
95.25kb.
Средства информатизации Технические средства
104.07kb.
Технические средства обеспечения образовательного процесса, оборудование
27.5kb.
Технические средства обеспечения образовательного процесса, оборудование
167.67kb.
Технические средства обеспечения образовательного процесса компьютеры
270.71kb.
Электронные Средства Обучения (эсо) для средней общеобразовательной школы
26.35kb.
Литература как искусство слова. Национальная самобытность русской литературы
637.26kb.
Литература для учащихся старшего школьного возраста Русская литература и литература народов России Абрамов Ф. А 67.14kb.
|