Главная стр 1стр 2
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №14»
Рассмотрено МО учителей Утверждаю

гуманитарного цикла директор МБОУ «Гимназия №14»

_______________________ ________________ Н.В.Митряева

Протокол № 1от 31.08.201_г приказ №____от_________201_ г

Руководитель МО _______

/С.В.Васильева/




Рабочая программа

Учебного предмета



Литература

Классы 10

Уровень базовый
Разработчик программы: С. В. Васильева,

учитель русского языка и литературы

высшей категории
Улан-Удэ

2012-2013 учебный год



Рабочая программ по учебному курсу «Литература» 10 класс. Базовый уровень (105 часов)

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13 ), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК, рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2011 год



Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса 10 -11 класса построено на литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением – художественным произведением – к формированию представления об историко-литературном процессе.



Цель литературного образования

способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Средством достижения целей и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Главным при изучении предмета «Литература» учащимися второго концентра (10-11 класс) является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание курса реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.



Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам и др.



Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- написание сочинений;

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка докладов;

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Виды деятельности учащихся на уроке:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.



Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

исследовательская технология.

* Изменение, внесённое в авторскую учебную программу и его обоснование

В программу включено творчество А. П. Чехова (в авторской программе он изучается в 11 классе), так как 10 класс - это изучение литературы второй половины XIX века, а 11 класс – литературы XX века. Это допустимо при составлении авторских и рабочих программ.

* При необходимости (уменьшение часов из-за карантина, праздничных дней идр.) возможны объединения тем с использованием альтернативных форм урока, технологий, внеклассных мероприятий: вместо практической работы – лекция с элементами беседы; постановки, написание сценария, «Устный журнал»; использование блочно-модульной технологии и др.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;

основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;



уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

определять род и жанр литературного произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ. Художественное время и пространство.

Содержание и форма. Поэтика.

Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

Деталь. Символ. Подтекст.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Гипербола. Аллегория. Стиль.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа. Литературная критика.

Учебно-тематический план



Дата

Тема

Содержание урока

Интеграция

Контроль

Домашнее задание

Примечание

ЗУН (базовые)

ЗУН (новые)


1четверть (9 * 3 = 27 часов)



1

4.09

Русская классика XIX века

Литературный процесс

Общая характеристика русской классической литературы XIX века.

История, искусство

Конспект



Стр.5-25


Проект «Книга»

2

5.09

Теория литературы

род, жанр, метод, направления

Реализм, критический реализм, психологизм

История, искусство, русский язык

Тест


Стр.12-17

Литературная критика

3

6.09

«Это весёлое имя Пушкин»

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь: основные этапы.

Основные темы творчества

История, искусство, русский язык

Чтение наизусть любимых произведений

Стр.25-37

http://school-collection.edu.ru

4


11. 09

«И вновь Онегин…»


Роман в стихах «Евгений Онегин»,

«Повести Белкина»,

«Капитанская дочка»


Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы

История, искусство, русский язык

Устное высказывание

Стр.34-36




5

12. 09

Последние годы

Лирика последних лет.

«Я памятник воздвиг нерукотворный». Особенности композиции; выразительность деталей.



«Медный всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению.


История, искусство, русский язык

Отрывок наизусть (по выбору)

Стр.37-40




6

13. 09

Образ маленького человека

Самсон Вырин

Бунт маленького человека: «Ужо тебе!..»

История, искусство, русский язык

Кластер/ синквейн

Стр. 37-39




7

18. 09

Философская лирика

Анализ лирического произведения

Комплексный анализ текста

История, искусство, русский язык

Выразительное чтение наизусть (стихотворение по выбору учащегося)

Стр.59




8

19. 09

«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы

Драматический род, жанр – драма, драматический конфликт. Анализ драматического произведения: драматургический конфликт.

Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.

Значение творчества Пушкина в русской литературе и духов ной жизни русского общества.



История, искусство, русский язык

Кластер/ синквейн анализ эпизодов, система персонажей.



Стр.79

Дмитрий Быков

«Дуэль с вечностью»



9

20. 09

Р.Р. Проблема народа и власти

Текст типа рассуждение,

Составление развёрнутого плана, использование цитат.



Современные проблемы в Пушкинской драме

История, искусство, русский язык, обществознание

Сочинение



Стр.82-84

http://school-collection.edu.ru

10

25. 09

М. Ю. Лермонтов. Философская лирика



Биография, этапы творчества. Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства»

(В. Г. Белинский).



Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества как основные мотивы лирики.

История, искусство, русский язык, обществознание

Чтение наизусть



Стр.84-93




11

26. 09

Смешение «священного с порочным»

Драма «Маскарад»


Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии.




История, искусство, русский язык, обществознание

Устное высказывание



Стр.90-97




12

27. 09

По следам «героя нашего времени»

Образ «лишнего человека»: Чацкий, Онегин, Печорин?

Сопоставительный анализ литературных героев разных эпох

История, искусство, русский язык, обществознание

Устное высказывание

Стр.90-102




13

2. 10

Лирика М.Лермонтова

Тематика, проблематика

Анализ произведения в контексте творчества и литературного процесса

История, искусство, русский язык, обществознание

Выразительное чтение наизусть (стихотворение по выбору учащегося)

Сочинение-анализ лирического произведения




14

3.10

Образ Демона в творчестве М.Лермонтова

Гёте «Фауст» образ Мефистофеля

Сопоставительный анализ

Демон Пушкина, Демон Врубеля

Кластер/ синквейн

Дом. Сочинение

Стр.107-110



http://school-collection.edu.ru

15

4.10

Н.В.Гоголь

От «Ревизора» до «Мёртвых душ»



Литературные направления первой половины XIX века: романтизм и реализм.

Тема столкновения мечты и действительности. Литературные направления первой половины XIX века — романтизм и реализм (общая характеристика)


История, искусство, русский язык, обществознание

Устное высказывание



Стр.110-117




16

9.10

Натуральная школа: «Петербургские повести»

Петербург 19 века в произведениях русской литературы 1 половины.

«Шинель», «Нос».



Образ Петербурга: сравнительный анализ. «Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.


История, искусство, русский язык, обществознание

публичное выступление по общественно-важным проблемам



Индив. Задание

стр.115





17

10. 10

Р.р. Н.В.Гоголь. «Невский проспект».

Контраст в изображении героев повести.

Город шинельной толпы.

Подготовка к домашнему сочинению по русской литературе первой половины XIX века.



История, искусство, русский язык, обществознание

Мини-сочинение



Сто. 115-119

http://school-collection.edu.ru

18

11. 10

И.А.Гончаров Художественный мир и творческий путь

Критический этюд «Мильон терзаний»

Русская литература второй половины XIX века, «Фрегат «Паллада»

Русская критика 19 века

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Стр.120




19

16. 10

Трилогия «Обыкновенная история»,

«Обломов»,

«Обрыв»

История создания



Взаимосвязь трёх романов с разными персонажами.

История, живопись





Выступление по проблеме

Стр.122-125




20

17. 10

Вслед за автором

Портрет, речь, поступки героя как средство характеристики

Анализ 1 главы,

Образ Захарки: «Он ещё больше Обломов чем я…»



Театр, живопись

Тест

Стр.125




21

18. 10

В гостях у Обломова

Говорящие имена и фамилии, «Невский проспект Гоголя»

Система персонажей: от Волкова до Тарантьева

Театр, живопись

Синквейны (работа в группах)

Стр.125-139




22

23. 10

Увертюра к роману: «Сон Обломова»

Антитеза как композиционное средство

«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова.

История, театр, живопись

ЭОР

Характеристика героя



Стр.127




23

24. 10

Тема дружбы: Штольц – Обломов - Тарантьев

Что такое дружба?

Тема дружбы в литературе 19 века



Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции.

Русский язык, история, живопись, кино

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Стр.130




24

25. 10

Тема любви: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Что такое любовь?

Тема любви в литературе 19 века.



Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской.

Русский язык, история, живопись, кино

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Индив. Задания

Стр.137



Можно ли сравнивать Ольгу с Татьяной Лариной?

25

30. 10

Так кто же такой Обломов?

Свет» и «тени» в характере Обломова.

Нежны ребёнок или лишний человек



Трагический колорит в изображении судьбы Обломова.

Образ лишнего человека в литературе 19 века

Критика

Стр.130-133

http://school-collection.edu.ru

26

31. 10

Обломов и обломовщина

Лень, мечтательность, паразитизм – стать толкового словаря

Обломовщина: её исторические и социальные корни, нравственное содержание.

Русский язык, история, живопись, кино

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Задание 10

*Устный журнал «Необыкновенная история о необыкновенном человеке» вместо итогового урока по творчеству Гончарова

27

1.11

Р.Р. «Мои размышления о …»

Композиция текста сочинения-рассуждения

литературоведческое сочинение

Русский язык, история, живопись, кино

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.Гончарова «Обломов».

Сочинение

http://school-collection.edu.ru


2 четверть (7*3=21 час)

1

13. 11

И.С.Тургенев Жизнь и творчество.

«Удивительный русский»

«Всего лишь хороший поэт»

История, литература

Критические статьи по выбору

Стр.160

http://school-collection.edu.ru

2

15. 11

С «Современником»: цикл рассказов «Записки охотника»

Литературный процесс

2 половины 19 века,

Рассказ как жанр.


Что такое цикл рассказов?


История, литература


Анализ рассказа


Стр.161


http://school-collection.edu.ru

3

16. 11

Анализ рассказа

«Бежин луг»

«Хорь и Калиныч», «Бирюк», «Певцы»

живопись, русский язык, литература, кино

Мини-сочинение

Стр.172 № 1




4

20. 11

Возвращение романтического героя

Романтизм.

Романтический герой.






История, литература

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Стр.172 № 2




5

22. 11

Кто такие «отцы» и «дети»?


Вечные темы, вечные образы


Вечные проблемы



История, живопись, литература, кино

устное высказывание на заданную тему


Стр.174 № 3




6

23. 11

Нигилизм и его противники



Термин «Нигилизм»

Нигилизм и нравственный максимализм Базарова.

История, живопись, литература, кино

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Стр. 175 № 4



http://school-collection.edu.ru

7

27. 11

За кого болеет писатель?



По страницам биографии: что разделял Тургенев во взглядах своего героя, а что резко отрицал.

Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей в романе.

История, живопись, русский язык, литература, кино

устное высказывание на заданную тему



Стр. 176 № 5






8

28. 11

«Отцы и дети» Герой и его окружение



Базаров в системе действующих лиц.


Ум, твёрдая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя.


История, живопись, русский язык, литература, кино

Кластер


Стр. 177 № 6






9

29. 11

Женские образы в романе

Анна Одинцова, Фенечка, Катенька, таинственная княгиня.

Образ матери

История, живопись, русский язык, литература, кино

Синквейн

Стр.180-181

№ 7-10





10

4.12

Своеобразие психологического анализа у Тургенева




Своеобразие композиции. Испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов.

История, русский язык, литература

Выступление по проблеме



Стр. 170




11

5.12

Споры о смысле названия и идее романа

Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе.

История, русский язык, литература

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Стр. 182-189




12

6.12

Р.Р. Подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

«Всё движется любовью», повесть «Ася»

Жанр тургеневского романа, образ тургеневской девушки

История, живопись, русский язык, литература

Сочинение



Стр.160-189

http://school-collection.edu.ru

13

11. 12

Итоговый урок по творчеству И.С.Тургенева.

Стихотворение как жанр лирического рода.

Автобиографичность лирических произведений


Стихотворения в прозе. Цикл миниатюр начало нового жанра в литературе.

Гимн любви, гуманности и красоте



История, живопись, русский язык, литература

Наизусть 1 стихотворение по выбору



Устное высказывание по выбранному стихотворению




14

12. 12

«Оттепель»: пора великих реформ

Историческая справка о последних годах правления Николая I, вступление на престол Александра II

«С лёгкой руки острослова Ф.И.Тютчева наступивший период получил название «оттепели»

История, литература

Конспект лекции

критика




15

13. 12

«Современник»: звёздный час и раскол

Время «мрачного семилетия»

Некрасов и Панаев

История, литература

Конспект лекции

Стр.139-147

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

16

18. 12

О том, что когда-то вызывало смех («Свисток» и др.)

Комическое. Средства комического. Тематика 18 - 1 половины 19 века

Литературные мистификации.

Стихи и проза Козьмы Пруткова.



История, русский язык, литература

Анализ отрывка

Стр.147-154

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

17




О том, что вызывает смех сегодня

Анекдот, юмореска, комедия.

Литература абсурда

История, русский язык

Диспут

Стр.155-161

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

18

20. 12

А.Н.Островский. Жизнь и творчество



Колумб Замоскворечья

В чужой Вселенной

Комедия «Свои люди – сочтёмся»



История, живопись

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Стр.139-146

Инд.задания






19

25. 12

Комедии Островского

«Свои люди – сочтёмся»

Анализ комедии

История, театр

Ответ на проблемный вопрос

Стр.289-300

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

20

26. 12

Необычность обычного/ обыденного

«Гроза». Катерина и Кабаниха – два полюса Калиновского мира.

Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством».

История, живопись, русский язык, театр

Добролюбов о пьесе «Гроза».



Стр.146




21

27. 12

Драма о белой вороне. Драма «Гроза»

Образ литературного героя

Символика заглавия пьесы.

История, живопись, русский язык, театр

устное высказывание на заданную тему




Стр.308-317

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

3 четверть (10*3=30 часов)

1

15. 01

Система персонажей

Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира.


тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга

«Гроза».


История, живопись, русский язык, литература

Кластер


Конспект статьи Добролюбова «Луч света…» Стр.155




2

16. 01

Р.р. Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза» Островского



Торжество хищника (стр.312)

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».

История, живопись, литература

Написание сочинения по пьесе А.Н.Островского «Гроза».

стр.312-319

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

4

17. 01

«Луч света в тёмном царстве»

Критика

Работа с конспектом

История, русский язык, литература

Итоговый тест

Анализ статьи




5

22. 01

Поэты середины XIX века: А.К.Толстой




Традиционные поэтические образы – природа, любовь, творчество.

Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии




Анализ стихотворения

(восприятие, истолкование, оценка).



Стр.243-255

http://school-collection.edu.ru

6

23. 01

А.А. Фет

Традиционные поэтические образы – природа, любовь, творчество. «Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта...» «Ласточки пропали...»

Трагическое ощущение мимолётности бытия. Пластическая точность образов, их символический смысл. «Новое освещение поэтических образов – природы, любви, творчества волшебным языком искусств!

Музыкальность лирики Фета.

Стихотворение «Ещё майская ночь» (восприятие, истолкование, оценка).




Стр.231-232

http://school-collection.edu.ru

7

24. 01

Ф.И.Тютчев – поэт-философ.

Традиционные поэтические образы – природа, любовь, творчество. «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять... «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Нам не дано предугадать...»

Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер»

История, живопись, музыка

Анализ стихотворения

(восприятие, истолкование, оценка).


Стр.216-230

http://school-collection.edu.ru

8

29. 01

Р.р. Звуки русского романса

Подготовка к сочинению по творчеству поэтов середины XIX века

Романс как жанр.

Особенности жанра городского романса.



Театр, музыка, х/фильм «Жестокий романс»

Сочинение по творчеству поэтов середины XIX века.

Сочинение

Посещение театра

9

30. 01

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.

Некрасовский выбор

«Неправильные» стихи

История, искусство

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Стр.191-195

http://school-collection.edu.ru

10

31. 01

Лирика Некрасова

«Я лиру посвятил народу своему…»:

«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, Муза! Я у двери гроба!..».



Лирика Некрасова – воплощение страданий, дум и чаяний народа

История, живопись, русский язык, литература

Анализ стихотворения (восприятие, истолкование, оценка).



Стр.191-195

Наизусть по выбору






11

5.02

Р.р. Цикл стихотворений «О погоде»

«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина»,

восприятие, истолкование, оценка

История, живопись, русский язык, литература

Анализ стихотворения (по выбору учащегося)

Письменная работа

http://school-collection.edu.ru

12

6.02

«Кому на Руси жить хорошо».

Замысел, история создания поэмы.

Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль.



Философия народной жизни («Крестьянка»).

История, живопись, русский язык, литература

Тест на знание текста



Стр.208

http://school-collection.edu.ru

13

7.02

«Кому на Руси жить хорошо».



.

Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии.




Тема судьбы России («Пир на весь мир»). Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое использование фольклора


История, живопись, русский язык, литература



Сочинение,

тема свободная


Стр.208-215






14

12. 02

Ф.М.Достоевский: страницы жизни





Рождественский рассказ как жанр.

«Мальчик у Христа на ёлке»




История, живопись, кино


публичное выступление по общественно-важным проблемам


Стр.255

http://school-collection.edu.ru


15

13. 02

Ф.М.Достоевский: до и после эшафота

«Бедные люди»

Образ маленького человека: Макар Девушкин



Кружок Петрашевцев

История

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Стр.256-257




16

14. 02

Великое Пятикнижие

Авторский замысел и

История создания



«Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы»

История, искусство

Ответ на проблемный вопрос

Стр258-262.

Индив.


ЭОР

17

19. 02

Раскольников и Петербург

Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции.

Смысл теории Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.

История, искусство, русский язык, литература

публичное выступление по общественно-важным проблемам



Стр.262-265

ЭОР

18
19

20


20. 02

21. 02


26. 02

Символика цвета в романе.

Символика чисел в романе.

Система персонажей.


,

Фантастический реализм

«Параллелизм» образов


Культурное пространство России XIX века: Православие

История, искусство, русский язык, литература



устное высказывание на заданную тему




Стр. 265-268


Индив.

ЭОР


21

27. 02

Мотив двойничества

Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира

«Двойники» Раскольникова и их художественная роль.

История, живопись, русский язык, литература

Кластер


Стр.357

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

22

28. 02

Образ Порфирия Петровича

Идейная роль образа

Многоплановость и сложность конфликта в романе «Преступление и наказание».

История, живопись, русский язык, литература

устное высказывание на заданную тему


Стр.362




23

5.03

Р.Р. Подготовка к сочинению по роману «Преступление и наказание»

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории.

Признание Раскольникова в преступлении.

История, живопись, русский язык, литература

Анализ эпизода из 8 части 6 главы романа.

Стр.320-381

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

24

6.03

Образ Сонечки Мармеладовой

Семья Мармеладовых.

«Вечная Сонечка, пока мир стоит» «Правда» Сони.

История, живопись, русский язык, литература

устное высказывание на заданную тему;


Стр.267-286




25

7.03

Анализ эпизода

Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции.

Чтение сони и Раскольниковым Библии (Лазарь)

История, живопись, русский язык, литература

устное высказывание на заданную тему


Стр.267-286




26

12. 03

Достоевский – писатель для Будущего

Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе.






История, живопись, русский язык, литература

Диспут

Сообщения





27

13. 03

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь: основные этапы.

Что мы знаем о Толстом: дворянин, офицер, писатель.




От «Севастопольских рассказов» к роману-эпопее

История, живопись, русский язык, литература

Устные высказывания

Стр.384

Индив.


Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

28

14. 03

Художественный мир романа «Война и мир»

«Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

«Странный исторический роман»: история создания романа: как менялся авторский замысел

История, живопись, русский язык, литература

устное высказывание на заданную тему;


Стр.313

Индив.


Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

29

19. 03

Р.р. В салоне Анны Павловны Шерер

Анализ эпизода «Вечер в салоне Шерер»: система персонажей

Мiр – общество: почему Толстой пишет по-французски

История, живопись, русский язык, литература

Комментированное чтение (т.1, ч.1, гл. 1-6, 12-13, 18-25). 1

Задания по группам: сцены войны




30

Ка-ран-тин

Образ войны в романе

Война – лексическое значение, высказывания о войне

Шанграбенское сражение: герои и антигерои

История, живопись, русский язык, литература

устное высказывание на заданную тему;



Задания по группам: сцены войны




4 четверть (8*3=24)

1
1.0410А
2.0410В

Объединить с 30 уроком 3 четверти

Правдивое изображение войны 1805-1807 годов.



Аустрелецкое сражение.

Образ Андрея Болконского



Переправа через Неман. (Анализ эпизода, гл.2, ч.1, том 3).

История, живопись, русский язык, литература

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Стр.322-355

Работа в группах

2

2.04


3.04




Поиски смысла жизни князя Андрея Болконского.

«Диалектика души»

Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное

открытие Толстого.



История, живопись, русский язык, литература

устное высказывание на заданную тему;





Стр.408-416

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

3

4.04





Правдивое изображение войны 1812 года и её героев как художественное открытие Толстого

Кутузов и Наполеон.

Бегство французов из России.

Партизанская война.

«Народная дубина войны»

«Мысль народная» в романе

(вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли).

Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов).

Картины природы в романе.




История, живопись, русский язык, литература

публичное выступление по общественно-важным проблемам



Стр.322-355




4




Изображение судеб отдельных людей. Образ Наташи Ростовой.


Именины у Ростовых. Первый бал Наташи Ростовой. Любовь. Измена. Возрождение.

Быт поместного дворянства. Богатая внутренняя жизнь главных героев.

История, живопись, русский язык, литература

Тест


Стр.433

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

5




Изображение судеб отдельных людей. Лысые горы.

Сострадание, милосердие, странники.

Старый князь Болконский, княжна Марья

История, живопись, русский язык, литература

устное высказывание на заданную тему;


Стр.440

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

6




Поиски смысла жизни П.Безухова.

Народ и личность — одна из главных проблем романа.

Декабрьское восстание – истоки.



Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни.

История, живопись, русский язык, литература

устное высказывание на заданную тему




Стр.444, 417

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

7




Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя.

.

Эпилог романа


Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия

История, живопись, русский язык, литература

устное высказывание на заданную тему




Стр.457

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

8




Итоговый урок по творчеству Л.Н.Толстого.

Р.р. Подготовка к сочинению по роману

Психологизм романа: «диалектика души» главных героев, роль внутренних монологов.

История, живопись, русский язык, литература

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Стр.313-355




9




Мировое значение творчества JI. Н. Толстого.


Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.


История, живопись, русский язык, литература

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Стр.455

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

10




М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.


Сатира, гротеск. Язык произведения.


Сказки для взрослых – очень грустные сказки

О.Уайльд. Сказки.

Анализ одной сказки по выбору

Стр.288




11




М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (обзор)

Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.



История, живопись

Конспект лекции

Стр.292




12




М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»

Проблематика и жанр произведения. Сюжет, композиция.

Кошмар «Умеренности и аккуратности»

История, живопись, русский язык, литература

публичное выступление по общественно-важным проблемам

Стр.465

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

13




М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»

Система персонажей Сатира, гротеск. Язык произведения.

.


После отмены крепостного права

История, живопись, кино, русский язык

Кластер/ синквейн

Стр.460-496

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

14




М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»

Образ литературного героя, характеристика.


Иудушка Головлев



История, живопись, русский язык

Кластер/ синквейн

Стр.460-496

Басовская Е.Н. «Русская литература. Вторая половина 19 века»

15




И.С.Лесков. Жизнь и творчество.

Тема патриотизма, образ талантливого Левши

Тема праведничества в рассказе «Однодум».

История, живопись, русский язык

Анализ рассказа

Стр.312




16




И.С.Лесков. «Очарованный странник»

Говорящие имена, портрет – речь - поступки

Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности»

История, живопись, русский язык

комплексный анализ текста


Стр.310-312




17




И.С.Лесков. «Очарованный странник»

Мотив всепобеждающей любви

Тема праведничества: моленное дитя – путь к Богу

История, живопись, русский язык, литература

устное высказывание на заданную тему


Стр.310-312




18




А.П.Чехов.

Жизнь и творчество.




Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».


Маленькая трилогия.

От «маленького человека» к «мелюзге». «Ионыч» - мечта о творческом труде как основе честной и чистой жизни



Образ «маленького человека » в литературе 19 века (Самсон Вырин, Максим Максимыч, Евгений, Акакий Акакиевич, Макар Девушкин)

Сопоставительный анализ


Стр.





19




Рассказы Чехова.

«Краткость – сестра таланта».



«Студент».

«Дама с собачкой».



Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа.

Мечта о красоте человеческих чувств и отношений.



Литература, искусство

Анализ рассказа (по выбору)


Стр.





20




«Вишнёвый сад»



Драматический род, комедия, трагедия, драма.

Смысл названия пьесы. Жанр. Лирическая комедия или драма? Обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки).


История, живопись, русский язык, литература

Проверочная работа с выборочным ответом


Стр.





21




«Вишнёвый сад»

Система персонажей Тоска по иной, истинной человеческой жизни.

Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы.

История, живопись, русский язык, литература

Тест

Стр.





22




«Вишнёвый сад»

Лиризм и мягкий юмор Чехова

Разлад желаний и стремлений героев как основа драматического конфликта.

История, живопись, русский язык, литература

Устное высказывание на заданную тему;
ответ на проблемный вопрос.

Стр.





23




Итоговый урок по творчеству А.П.Чехова.

Мини-сочинению по творчеству Чехова.

Новаторство Чехова-драматурга



Новаторство Чехова-драматурга: отсутствие морализаторства, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столетия: предчувствие общественных перемен, тема будущего..

Пьесы Чехова на сцене.


Сочинение


Инд. задания






24




Обобщение изученного по теме «Русская литература 2половины XIX века».

Эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);

роль литературы в духовной жизни русского общества.

Общее понятие об историко-литературном процессе.

Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы. Стр. 356





скачать

следующая >>
Смотрите также:
Литература Классы 10 Уровень базовый Разработчик программы: С. В. Васильева, учитель русского языка и литературы высшей категории Улан-Удэ 2012-2013 учебный год Рабочая программ по учебному курсу «Литература»
774.28kb.
Кондауровой Ольги Викторовны, учителя русского языка и литературы, по учебному курсу «литература» 11 «А» класс (базовый уровень) 2012-2013 учебный год Старый Оскол Раздел
415.24kb.
Семыкина Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория Берёзовка 2013 пояснительная записка рабочая программа
323.02kb.
Педагогический коллектив маоу «сош №22г улан-Удэ» Директор Бакутина Тамара Павловна
58.69kb.
Кондауровой Ольги Викторовны, учителя русского языка и литературы, по учебному курсу «Русский язык» 9 «В» класс (базовый уровень) 2012-2013 учебный год Старый Оскол Раздел I
426.42kb.
Шрубченко Елены Ивановны по учебному курсу «литература» 5 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год Раздел I
558.54kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 11 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год
431.46kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 9 «а», 9 «б» классах. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год
368.25kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» в 5 классе. Учитель: Зюкина Т. А. 2012 2013 учебный год
266.87kb.
Лисицыной Галины Петровны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «Физика» 7 «А», 7 «Б» классы Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
452.08kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «литература» 8 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
441.97kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «литература» 5 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
477.15kb.