Главная стр 1
скачать
1 тур ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА 1. Исторический документ.
ПЕТР I ВЕЛИКИЙ родился ________________ г. , российский царь правил с _________ г. по ____________ г. , первый российский император с __________ . Петр 1 младший сын __________________ от второго брака с _____________________________.

Провел реформы (перечислить): ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________. Использовал опыт западноевропейских стран в развитии ______________________________________________

______________________________________________________________________. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, _______________________________ заводов, верфей, пристаней, каналов).

Руководил постройкой __________________ и созданием регулярной ______________.

Возглавлял армию в ______________________________ походах, ___________________ войне, командовал войсками при взятии _________________, в сражениях ____________________________________________________________.

Способствовал упрочению _______________________ и _____________________ положения дворянства.

По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, _____________наук, _________________ академия, школы нового типа: __________________________

______________________________________________________________________, принята гражданская ________________.

Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания: __________________________________________________ беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией авторитета великой державы.

2. вопрос. Восстановите пропущенные имена генеалогического дерева Петра 1.

За каждый правильный ответ 1 балл.


1 тур ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА 1. Исторический документ.

1. Ответ:

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ [30 мая 1672), российский царь с 1682 по 1725 г.г., первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.

Провел реформы: Военная реформа, Реформы органов власти и управления, Реформа сословного устройства русского общества, Церковная реформа, Реформы в области культуры и быта

Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры.

Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов).

Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии.

Возглавлял армию в Азовском, Прутском, Персидском походах, Северной войне, командовал войсками при взятии Нотебурга, в сражениях при деревне Лесной и под Полтавой.

Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства.

По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, Морская академия, школы нового типа: Пушкарская (артиллерийская), Навигацкая, медицинская, инженерная, кораблестроительная, штурманская, горная и ремесленная, принята гражданская азбука.

Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией авторитета великой державы.



2 ответ.

Вступление перед туром: «Осуществленные Петром реформы имели большое значение для исторической судьбы России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет. К примеру, Сенат действовал… по декабрь 1917 г., т. е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным… по 1918 г., т. е. немногим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. е. 163 года спустя после ее введения… Столь же долгая судьба была уготована и многим другим его реформам».


2 тур РЕФОРМЫ ПЕТРА 1.
1. Назовите предпосылки петровских реформ.

(Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей).
2. В чем главное отличие Петровских преобразований от реформ, предшествующего и последующего времени?

(Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства).


3. Раскройте основной смысл военной реформы.

(Происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Создание мощных регулярных армии и флота; новые принципы их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба).


4. Назовите основные преобразования, которые произошли в России в области культуры?

( Создается новая светская культура. Открылись навигацкая школа, артиллерийское инженерное и медицинское училища, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Для провинциальных дворян открылись «цифирные» школы. Появляется общедоступный театр. Создан музей Кунсткамера. На смену иконописи приходит светская живопись.)


5. В 1711 году в России был создан Высший государственный орган, подчиненный императору, по делам законодательства и государственного управления. Как он назывался? (Сенат)
6. В каких областях жизни России при Петре 1 были проведены преобразования? (в экономике, в государственном управлении, в вооруженных силах, в области культуры)
7. В 1700 г., когда умер патриарх Адриан, Петр 1 запретил выбирать нового. Патриаршество было заменено Духовной коллегией (Синодом). В каком году был создан Синод и кому он подчинялся?

Ответ: В 1721 году патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», который был подчинен Сенату. Это означало, что вся полнота власти переходила в состав чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства, во главе которого находился Петр I.


8. В одном из документов эпохи Петра 1 записано: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен». Как назывался этот документ? (Воинский устав).
3 Тур Социально-экономическое развитие России


  1. В чем выразилось ухудшение положение народных масс при Петре 1?

Ответ: Ухудшение положения народных масс выразилось:

- в росте государственных повинностей крестьян и посадских людей;

- во введении подушной подати;

- в приписке к мануфактурам деревень с крестьянами и разрешении покупки к мануфактурам крепостных крестьян;

- принудительной мобилизации крестьян и ремесленников на строительство Петербурга и других городов и крепостей).
2. Что послужило причиной восстания под предводительством Кондратия Булавина?

Ответ: активное наступление государства на автономию и самоуправление Дона, требование возврата беглых, нарушавших неписаный закон жизни казачества, гласивший: « С Дона выдачи нет».


3. Раскройте смысл знаменитого указа о единонаследии.

Ответ: указ юридически приравнял поместье к вотчине, благородное российское шляхетство окончательно сливается в единый дворянский класс сословия.




  1. Какие изменения произошли в жизни дворян при Петре 1?

Ответ: Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба. Петр установил новую обязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.


  1. Вершина закрепощения крестьян?

Ответ: Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы – введению подушной подати, при которой учитывалось все мужское население страны.


  1. Какие последствия имело осуществление податной реформы?

Ответ: усиление крепостного гнета и распространение податной повинности на ранее свободные категории населения: «гулящие» люди.


  1. В 1722г. был введен в действие «Табель о рангах». Раскройте суть этого документа.

Ответ: Новый закон разделил «государеву» службу на гражданскую, военную и придворную. Табель устанавливала 14 классов, или рангов чиновников.

Табель давал возможность незнатным людям добиваться высоких чинов.





  1. В стране к 1725г. было создано 220 мануфактур. Назовите их виды. Кому они принадлежали?

Ответ: Мануфактуры делились на казенные, купеческие, крестьянские и вотчинные. Казенные принадлежали государству и казне, работали на них ремесленники, крепостные крестьяне, каторжники, свободные русские и иностранные мастера. Купеческие и крестьянские принадлежали богатым купцам и разбогатевшим крестьянам. Они применяли в основном вольнонаемный труд. Вотчинные принадлежали помещикам, на них крепостные крестьяне отрабатывали барщину.
4 тур ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ.

  1. Кто был главным противником Петра 1 в Северной войне. (Карл 12).

  2. Какое сражение было матерью Полтавской баталии? (сражение у д.Лесной)

  3. Сколько длилась Северная война (21 год)

  4. В 1701 году русская армия одержала первую значительную победа над шведскими войсками. Кто командовал русской армией? (фельдмаршал Б.П. Шереметьев).

  5. Какие новшества военного боя были введены русским командованием в Полтавской битве? (применение полевых земляных укреплений (редутов) и применение быстро перемещающейся конной артиллерии).

  6. После неудачи под Нарвой Петр 1 стал создавать регулярную армию путем рекрутских наборов. К исходу Северной войны регулярная армия насчитывала свыше 200 тыс. чел. Какими частями она располагала? (казачьими, частями башкир и калмыков).

  7. В конце 17 века Петру 1 удалось создать антишведскую коалицию (Северный союз). Какие государства вошли в состав коалиции? (Речь Посполитая, Саксония, Дания).

  8. Кто, когда, в связи с каким событием мог послать данное донесение: «Взяты на абордаж 4 шведских фрегата. Первая победа русского флота одержана». (Ф.М. Апраксин после победы у мыс. Гангут в 1714 г.)



5 тур СОВРЕМЕННИКИ ПЕТРА 1.

Перед вами портреты знаменитых современников Петра 1.



Ведущий задает вам вопрос, ответ на который находится на экране. (проверить)

  1. Он был полководцем, администратором, финансистом и дипломатом и даже членом Британского Королевского общества, хотя был абсолютно неграмотным. О ком идет речь? Найдите его портрет на экране. (Меншиков № 8).

  2. Он внес значительный вклад в развитие горного дела и металлургии в России. Его труды «История Российская» в четырех частях, доведенная до конца 16 в., являлась настоящим научным трудом, хотя и оформленным в виде летописного свода. О ком идет речь? Найдите его портрет на экране. (Татищев № 1)

  3. Немецкий ученый, участник Второй камчаткой экспедиции, историк, собравший множество документальных материалов по истории Сибири, составивших 38 фолиантов, на основе которых был составлен капитальный труд «История Сибири». Назовите его. Найдите его портрет на экране. (Миллер № 4)

  4. В 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук. Большие собрания книг принадлежали знаменитому сподвижнику Петра, фельдмаршалу, графу ….. Назовите его. Найдите его портрет на экране. (Б.П. Шереметьеву № 7)

(Всю жизнь отдал на служение Петру, но по своему тяжелому характеру и неприязни к Меньшикову не пользовался расположением царя. Он горько жаловался, что ему приходится исполнять на старости чужие приказания, что Петр ему ничего не пишет и не исполняет его просьбы. Горячий западник, он тем не менее симпатизировал царевичу Алексею Петровичу и не участвовал в суде над ним).

  1. Русский государственный и военный деятель, граф, генерал-адмирал, сподвижник Петра I Великого, брат царицы Марфы, жены царя Федора Алексеевича. С 1682 года был стольником Петра I, участвовал в создании «потешного» войска. В будущем стал ведать строительством российского военного флота. О ком идет речь? Найдите его портрет на экране. (Апраксин Ф.М.№ 3)

  2. Русский князь, государственный деятель, сподвижник Петра I Великого. С середины 1680-х годов стал приближенным к Петру I, участвовал в его воинских потехах и учениях. В 1686-1717 годах возглавлял Преображенский приказ, пользовался доверием царя, обладал значительными властными полномочиями, особенно после передачи в его ведение (1697) исключительного права розыска по делам о государственных и политических преступлениях. Во время отлучек Петра I в военные походы, фактически являлся правителем страны. При производстве следствия он отличался исключительной жестокостью. О ком идет речь? Найдите его портрет на экране (Ромодановский Ф. № 5)

  3. Граф, государственный деятель, посол в Османской империи (1702-14). Добился возвращения в Россию царевича Алексея Петровича и руководил следствием по его делу. С 1718 начальник Тайной канцелярии, президент Коммерц-коллегии. С 1726 член Верховного тайного совета. В 1727 выступил против Меньшикова, заточен в Соловецкий монастырь. (Толстой П.А. № 2)




  1. Кого из сподвижников Петра называли чернокнижником? О ком идет речь? Найдите его портрет на экране (Брюс Я.В. № 6)


6 ТУР Петровская эпоха в произведениях культуры и искусства.



  1. Назовите мастера скульптурного портрета, который оставил бронзовые и чугунные бюсты государственных деятелей и восковой портрет Петра 1.

а) Ф.И. Шубин;

б) Э.М. Фальконе;

В) К.Б. Растрелли;

г) И.П. Мартос.




  1. По стихотворному отрывку определите историческое событие и назовите его точную дату:

«Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И сметь и ад со всех сторон». Ответ: «Полтава»,





  1. Назовите первого архитектора Петербурга. (Д. Трезини )

  2. Автором поэмы «Медный всадник» является А.С. Пушкин.

А кто автор самого знаменитого скульптурного творения нашей страны – памятника Петру 1 в Петербурге?

а) И.П. Мартос;

б) К.Б. Растрелли;

в) Ф.И. Шубин;

Г) Э.М. Фальконе.



  1. Перед вами картина «Царевна Софья». Кто автор полотна? (И.Е.Репин)

  2. показывается видеофрагмент из к/ф «Юность Петра»

Вопрос: Как назывались войска Юного Петра?

  1. Перед вами знаменитое историческое полотно. Для того, чтобы подчеркнуть важность изображенного события, художник изобразил казнь на Красной площади, в действительности она происходила у Покровских ворот.

Какое историческое событие изображено на данной картине и кто автор полотна?

(Утро стрелецкой казни», Суриков.)



  1. Назовите писателя, роман которого посвящен эпохе правления Петра 1.

Ответ: Алексей Николаевич Толстой.

7 ТУР Быт различных сословий, история повседневности.



  1. При Петре 1 происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга - своего рода учебник этикета. Как она называется?

Ответ: "Юности честное зерцало"


  1. Первые реформы Петра 1 в области быта России коснулись внешнего облика русских людей. Что вменялось в обязанности людям?

Ответ: В 1698-1700 гг. последовали царские указы о бритье бород и упразднении старого русского платья. Вводились европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников.


  1. В 1718г. Петр 1 издал указ о проведении вольных светских собраний для представителей высших слоев общества с обязательным присутствием женщин. Как они назывались и с какой целью собирались?

Ответ: Они назывались ассамблеи. Устраивались для забав и увеселений, а также для деловых встреч.


  1. Указом Петра 1 было велено: «Счисления лет производить не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января». Какие еще новые традиции были введены Петром Великим для празднования Нового года?

Ответ: праздновать 7 дней, украшение домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, ночью зажигать праздничные фейерверки и всех поздравлять.


  1. С какой целью при Петре 1 молодых людей посылали за границу? (Они знакомились с укладом жизни высших сословий европейских стран.)

  2. В эпоху Петра 1 в России стали появляться «письмовники». Что означает этот термин? (Так называли сборники, содержавшие образцы писем на все случаи жизни).

  3. По инициативе Петра 1 в России было положено начало собиранию научных коллекций. Как назывался первый русский музей, и в каком году он был основан? (Кунсткамера. 1719 г.)

  4. Кому во времена Петра 1 разрешалось носить бороды и не платить за это право налог?

Ответ: священнослужители, монахи, крестьяне.
8 тур ПЕТР 1 и ВЛАДИМИРСКИЙ КРАЙ. (выбирают номер вопроса)

1. В 1708 году Россия была поделена на 8 губерний. В какие губернии вошли города Владимирского края: Владимир, Суздаль, Юрьев –Польский, Переславль, Муром, Гороховец, Вязники?



Ответ: 1-4 вошли в состав Московской губернии, Гороховец и Вязниковская слобода в Казанскую губернию).
2. Частью крестьянского быта в 17-18 вв. становится «отходничество». Чем занимались Владимирские крестьяне на «отходе», которых называли офени?

Ответ: офени – торговцы мелким товаром в разноску. Торговали иконами, бумагой, иглами, серьгами. Особо славились офени Вязниковского и Ковровского уездов. Офени – вязниковцы отходили со святыми иконами в дальние страны: Палестину, Грецию.
3. В 1714 г. начинают создаваться цифирные школы. В каком городе Владимирского края была создана первая цифирная школа?

Ответ: Юрьев-Польский
4. Уроженец г. Суздаля, который по праву считается создателем русского фарфора, организатором 1-го в России фарфорового производства, окончил суздальскую цифирную школу в г. Суздале. Назовите его.

Ответ: Дмитрий Иванович Виноградов.
5. В каком городе Владимирского края был создан оппозиционный центр, который стремился свергнуть Петра 1?

Ответ: в г. Суздаль
6. С 1689 г. приезды Петра 1 на территорию Владимирского края стали регулярными. Чем это было вызвано?

Ответ: строительством флота на Переславском озере.
7. Назовите основные занятия жителей Гороховецкого посада в эпоху Петра 1?

Ответ: производство товарной сельскохозяйственной продукции, продукции крестьянского ремесла. Увеличились посевы льна, развивается животноводство. Продают льняное волокно, пряжу, холст, льняное семя и масло; мясо, шкуры, кожи шерсть.
8. В Московском Государственном архиве древних актов сохранились «крепостные книги по Гороховцу», относящиеся к 1726-1727 г. В этих документах говорится, что в указанные годы в Гороховце действовало три значительных для того времени кожевенных завода. Кому они принадлежали?

Ответ: Ивану Ширяеву, Петру Ширяеву, Холкину Ивану.
скачать


Смотрите также:
Личность петра исторический документ
133.29kb.
«Значение реформ Петра I»
78.57kb.
Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга
61.37kb.
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока : «Пётр I, царь и человек».
119.25kb.
Математическое образование в петровскую эпоху
173.85kb.
Образовательная программа «традиции и быт оренбургских казаков»
425.52kb.
Петленкова Анастасия, обучающаяся 10 «Б» класса мбоу «сош №27 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол Белгородской области. «Петровские преобразования глазами современников»
49.73kb.
-
107.69kb.
Прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы
16.94kb.
Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах
58.47kb.
«Образы Петра и Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Нефтеюганск 2006
112.79kb.
Россия при Петре Первом
20.73kb.