Главная стр 1
скачать
ЛУГАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

Управление по вопросам

внутренней политики

Анализ

социально-политической ситуации

при повышении тарифов

на коммунальные услуги

в г. Харькове

и рекомендации по использованию

харьковского опыта в г. Луганске

Начальник

Управления по вопросам

внутренней политики

Луганского городского совета

С. Чебаненко

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

  1. Введение

  2. Краткая хронология событий

  3. Состояние жилищно-коммунального хозяйства в г. Харькове накануне повышения тарифов на коммунальные услуги.

3.1. Водообеспечение в Харькове

3.2. Теплообеспечение в г. Харькове

3.3. Обеспечение горячей водой в г. Харькове

3.4. Подготовка г. Харькова к зиме

  1. Рост задолженности за коммунальные услуги в г. Харькове

  2. Организационная работа городской власти г. Харькова перед повышениями тарифов на коммунальные услуги

  3. Информационная подготовка городской власти к повышению тарифов на коммунальные услуги.

  4. Политические действия городской власти г. Харькова при повышении тарифов на коммунальные услуги

8. Общественные слушания

8.1. Городские общественные слушания

8.2. Общественные слушания в Киевском районе г.Харькова

8.3. Общественные слушания в Коминтерновском районе г. Харькова

8.4. Общественные слушания в Ленинском районе г. Харькова 

8.5. Альтернативные общественные слушания, организованные оппозицией

  1. Социальная работа городской власти г. Харькова в условиях повышения тарифов на коммунальные услуги

  2. Другие общественные мероприятия, связанные с повышением тарифов на коммунальные услуги

  3. Общественное мнение по вопросу о повышении тарифов на коммунальные услуги

12. Позиция Харьковской областной государственной администрации в отношении повышения тарифов на коммунальные услуги.

13. Оппозиционные силы по отношению к городской власти и ее решению по поднятию тарифов на коммунальные услуги

14. Протестные мероприятия и акции в г.Харькове при повышении тарифов на коммунальные услуги

14.1. Массовые протестные мероприятия и акции.

14.2. “Мирные” способы протестных акций (гражданское неповиновение)

14.3. Публичная критика новых тарифов

  1. Принятие новых коммунальных тарифов на шестой сессии Харьковского городского совета 6 октября 2006 года

  2. Выводы и предложения

  3. Материалы, использованные при подготовке аналитической работы


1. Введение

В данной работе проводится социально – политический анализ общественной ситуации, возникшей в г. Харькове в сентябре – октябре 2006 года в связи с повышением тарифов на коммунальные услуги.

Анализ проводится с целью учета полученного опыта и выработки рекомендаций для действий Луганского городского совета и его исполнительных органов в аналогичной ситуации. Предложения и выводы изложены в пункте 16 данного анализа.

2. Краткая хронология событий

27 сентября 2006 года состоялась пятая сессия Харьковского городского совета, на которой, в частности, были приняты некоторые упреждающие меры по социальной защите населения в связи с предстоящим повышением тарифов на коммунальные услуги.

22 – 25 сентября 2006 года в Харькове и районах Харькова прошли общественные слушания по вопросу о повышении тарифов на коммунальные услуги.

4 октября 2006 года состоялось заседание исполкома Харьковского городского совета, на котором был рассмотрен проект сессионного решения о повышении тарифов.

6 октября 2006 года шестая сессия Харьковского городского совета повысила тарифы на коммунальные услуги в г. Харькове.

3. Состояние жилищно-коммунального хозяйства в г. Харькове накануне повышения тарифов на коммунальные услуги

Для проведения анализа по проблеме социально-экономических последствий повышения тарифов на коммунальные услуги прежде всего проведем общую оценку состояния жилищно-коммунального хозяйства в г. Харькове накануне начала отопительного сезона.



3.1. Водообеспечение в Харькове

Водоснабжение города осуществляется из трех источников: артезианских (на 2,5 процента), Северского Донца, расположенного в 40 км от города (на 75 процентов), остальная вода поступает с днепровского источника, находящегося в 140 км от Харькова (22,5 процента).

Работы по обеспечению города водой осуществляет коммунальное предприятие “ПТП Вода”. Генеральный директор “ПТП Вода” Виктор Колотило.

Первоначальная стоимость сооружений, находящихся на балансе “ПТП Вода”, составляет 889 млн.грн., вследствие тотального износа основных фондов, речь идет уже о 400 млн.грн. [1]

Изношенных труб водопровода в городе насчитывается около 800 километров. Для того, чтобы эта цифра хотя бы не увеличивалась, необходимо перекладывать 50 – 60 километров сетей ежегодно. Однако, выделяемых средств хватает на замену только 10 – 12 км.

За несколько последних лет накопилось 6,4 тысяч квадратных километров разрытий, требующих асфальтирования, и для того, чтобы привести тротуары и внутриквартальные дороги в надлежащий вид, предприятию пришлось создать собственную бригаду рабочих дорожников.

Существующий норматив технологических потерь (куда входят не только утечки из изношенных сетей, но и расходы на промывку фильтров, тупиков, пожарные водозаборы и т.д.), заложенный в тариф на воду, составляет 31,2 процента. Все, что выше этой цифры, никем не оплачивается и считается убытком предприятия.

Сегодня ежесуточно в Харькове происходит примерно 10 – 15 аварий, для устранения которых работают семь аварийных бригад.

В ходе подготовки к осенне-зимнему периоду в городе отремонтировано 2427 водозаборных колонок; возвращено на место 600 люков.

На части объектов работы должны проводиться за счет средств, поступивших из государственного бюджета в объеме 2 млн. 50 тыс. грн. как субвенция на предупреждение аварий на техногенных объектах при долевом финансировании с городским бюджетом. Деньги пока не поступили.[2]

Накануне выборов в марте этого года КП “Вода” и холдинговая компания “Ами-вотер” (Австрия) подписали меморандум о сотрудничестве. Соглашение предусматривало, что уже в 2006 году австрийцы предоставят Харькову 25 млн. долларов для проведения международного аудита и юридически оформят вхождение основных кредитов в размере 500 млн. долларов. Городская громада передавала водопровод в долгосрочную аренду на 30 лет с дальнейшим возвращением его в собственность харьковчан. Вернуть свои деньги инвесторы планировали исключительно за счет внедрения энергосберегающих технологий и модернизации процесса, не повышая при этом тарифы для населения.

Тем не менее, после избрания новым мэром Михаила Добкина неожиданно для всех водопровод в Харькове решили отдать в концессию россиянам. Мэр Харькова ездил в Москву на День города, а уже через несколько дней после его визита в белокаменную к КП “Вода” тайно приехала делегация из “Росводоканала”[3].

Харьковские власти собираются отдать КП “Вода” в концессию фирме “Росводоканал”, которая управляет водопроводами в Краснодарском крае, Барнауле, Оренбурге и замешана в коррупционном скандале в Твери [4].

3.2.Теплообеспечение в г. Харькове

Практически все теплообеспечение в Харькове осуществляется коммунальным предприятием “Харьковские тепловые сети”. Директор КП “ХТС” Сергей Андреев

Кроме КП “ХТС”, в Харькове тепло производят и продают еще 8 организаций: “Теплосервис”, “Володар”, “Володар Украины”, Котельнапя больничного комплекса, ГП “Энергокомплекс”, ТЭЦ-3, тепловой центр Роганского промузла и Национальный Аэрокосмический университет “Харьковский авиационный институт”. Из них только 3 (“Теплосервис”, тепловой центр Роганского промузла и ХАИ) поставляют тепло в жилые дома [46].

Сегодня отрасль ЖКХ в Харькове «работает, имея 15 с лишним миллионов расходов и 7,1 миллиона доходов, то есть в убыток. Из-за этого у нас 2,5 миллиона долгов по зарплате. 70 процентов тепловых сетей изношены, необходимо производить реконструкцию котлов» [47].

Общая кредиторская задолженность предприятия “Харьковские тепловые сети” на сегодняшний день составляет 333 млн. грн. В этой сумме долг ДК “Газ Украины” составляет 116 млн. грн. “И пока он не будет погашен, газа Харькову не дадут”, - заявляют представители ДК “Газ Украины”. ДК “Газ Украины” рекомендовал Харькову взять кредит в банках для погашения задолженности.

Эту позицию поставщиков газа первый заместитель Харьковского городского головы Александр Кривцов прокомментировал так: “Если мы будем такие пугливые, что от их нажима наберем кредитов на 100 млн., то в следующем году вместо того, чтобы ремонтировать дороги, будем эти кредиты отдавать, тогда как по закону государство должно погашать эти долги. Мы не спешим. Сейчас они идут на нас в атаку – кто окажется слабохарактернее, тот и заплатит, а кто жестче себя проявит... договорится”.

Как сообщалось в местной прессе, “недавно Европейский банк реконструкции и развития отказал КП “ХТС” в выдаче кредита, так как предприятие было абсолютно убыточно” [44].

Долг харьковчан – самый большой в Украине, и город находится в самом хвосте по уровню его погашения. Если уровень проплат за 2006 год в остальных регионах составляет от 54 до 83 процента, то Харьковская область и город Харьков, по данным НАК, это всего лишь 40 процентов. На достаточно высоком уровне расчеты проводят Львов (82 %), Хмельниччина (71 %), Донецк (65 %), Черкассы (67 %), Полтава (82 %).

Очень неважно выглядит Харьков по платежам и в сравнении с Харьковской областью в целом. “Область рассчиталась за тепло на 95%, город – только на 39%”[5].

Тем не менее, КП “ХТС” недавно списали долг за газ, образовавшийся в 2004 – 2005 годах, в размере 140 млн.грн.[6].

Сергей Андреев, директор КП “Харьковские тепловые сети”, утверждает: “Тарифы на энергоресурсы для предприятия поднялись в 3,3 раза. При выработке горячей воды и отопления цена на энергоресурсы составляет 74 % себестоимости”[7].

Предвидя еще летом, что в зимний период будет возможно отключение города от газа, городская власть подала в суд на поставщика газа “Харьковгоргаз”. По сей день действует решение Дзержинского районного суда Харькова, запрещающее ОАО “Харьковгоргаз” отключать от газа КП “ХТС”[8].

12 октября СМИ сообщили, что “газовый вопрос” в Харькове полностью решен. Михаил Добкин вернулся из Киева и заявил:

“Мы меняем поставщика газа, теперь работаем с дочерней компанией “Нефтегаза” – “Газтепло”. Для погашения долгов по газу мэр Харькова предложил “ рассматривать возможность выставления отдельных земельных участков для реализации инвесторам и полученные средства будем направлять на погашение долгов”[45].



3.3. Обеспечение горячей водой в г. Харькове

На сегодняшний день из 3930 домов в городе, которые пользуются централизованной подачей горячей воды, 899 домов ее не получают. Из них 155 домов находятся в ремонте и 723 дома – на повторных гидравлических испытаниях.

Из-за изношенности сетей КП “ХТС” решило проводить гидравлические испытания не один раз летом, а два раза, то есть дополнительно в начале осени. Это помогает выявить все возможные повреждения на сетях и успеть хотя бы залатать их до начала отопительного сезона. Гидравлические испытания во всех районах города должны быть завершены до 27 сентября, а все ремонтные работы на сетях – до 2 октября [9].

3.4. Подготовка г. Харькова к зиме

В 2006 году на подготовку города к зиме было направлено 140 млн.710 тыс.грн., что на 9 млн.грн. больше, чем в 2005 г. Городским бюджетом выделено 4 млн. 6,8 тыс.грн., эти средства освоены на 100 %. Из госбюджета на подготовку к зиме направлено 5 млн. 655 тыс.грн., освоено 2 млн. 492 тыс.грн., районными бюджетами – 3 млн. 562,6 тыс.грн., освоено – 1 млн. 825,4 тыс.грн. Собственными силами жилищников предусматривалось провести работы на 7 млн.грн., но реально они выполнены на 5 млн. 368 тыс.грн.

12 сентября 2006 года состоялось служебное совещание Харьковского городского головы Михаила Добкина с заместителями, председателями районных в городе советов, директорами департаментов, руководителями отделов и предприятий. На повестке дня стоял один вопрос: «О ходе подготовки жилищно-коммунального хозяйства города и объектов социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2006–2007 гг.». Было принято несколько постановлений, но на одном из них, самом первом, стоит сосредоточить особое внимание. Звучит оно следующим образом: «Постановили: считать, что не всеми районными в городе Харькове советами приняты меры по обращению в районные прокуратуры для принятия мер официального предупреждения к руководству предприятий, председателям ЖСК, которые срывают сроки подготовки жилого фонда к зиме». Т.е. по предложению Харьковского городского совета часть райсоветов обратились в прокуратуру, чтобы еще и таким образом “стимулировать” отстающих по подгшотовке к зиме. Понятно, что ЖСК, как и ОСМД, являются самостоятельно хозяйствующими субъектами, и высшим руководящим органом для них является общее собрание. Конечно, город наделен некоторыми контролирующими функциями, но они сводятся к наблюдению за исполнением устава, но ни в коем случае не диктуют условия деятельности этих организаций. Тем не менее, городские власти в Харькове использовали и такой рычаг давления.

Но даже несмотря на такие “силовые” методы общий уровень подготовки города к зиме выглядит достаточно высоким. Так, на пресс-конференции начальник управления жилищного хозяйства Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Харьковского горсовета Александр Лемента сообщил: “Общая подготовка жилого фонда к зиме выполнена на 87 процентов по состоянию на 28 сентября 2006 года, в том числе домов местных советов – на 90 %, жилой фонд ОСМД,ЖСК, и ЖК – на 63 %, ведомственных – на 74%”.

По мнению первого заместителя харьковского городского головы Александра Кривцова: “Город готов к зиме на 95 %, причем учреждения здравоохранения и образования к зимней стуже готовы на 100%”

Первоначальный срок наполнения теплосетей теплоносителем был определен до 20 сентября, но из-за остановки ТЭЦ-3, сроки заполнения пришлось продлить до 1 октября и подключить к этой работе один котел ТЭЦ-4. До 1 октября будут заполнены теплоносителем теплосети на входах в дома, а до 5 октября – внутридомовые сети [10].



4. Рост задолженности за коммунальные услуги в г. Харькове

Как уже отмечалось выше, Харьков среди всех украинских городов занимает “лидирующие” позиции по неуплате за энергоносители.

Только за август текущего года задолженность за жилищные и коммунальные услуги по Харьковской области увеличились на 0,1 % и на 1 сентября составили 634,4 млн.грн. В общей сумме задолженности за услуги ЖКХ наибольший удельный вес имеет задолженность жителей самого Харькова.

С начала года население Харькова задолжало 479,9 млн.грн. (или 75,7 % от суммы долга по области). Наибольшую сумму харьковчане должны предприятиям, которые обеспечивают квартиры отоплением – 44,5 % от общей суммы задолженности. Задолженность по водоснабжению составила – 17,5 %, подогрев воды – 12,3 %, квартирная плата (эксплуатационные расходы) – 11,4%, газоснабжение – 11,6 %, водоотвод – 2,7%)

За потребленную электроэнергию бытовые потребители Харькова задолжали 118,4 млн.грн.[11].

Долг КП “Харьковские тепловые сети” за 2006 год составляет ни много ни мало, а 116 млн.грн. Долги КП “ХТС” за весь 2004 г. и январь 2005 г. - 40 млн.грн. уже списаны [12].



5. Организационная работа городской власти г. Харькова перед повышениями тарифов на коммунальные услуги

Еще летом 2006 года, когда стало ясно, что будет повышение тарифов, распоряжением Харьковского городского головы Михаила Добкина была создана городская рабочая группа по реформированию ЖКХ Харькова.

По Закону Украины «О жилищно-коммунальных услугах», Кабмин своим постановлением №560 от 12.07.05 утвердил «Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий». А в середине июля 2006 года Кабмин утвердил аналогичные «Правила» для водо- и теплоснабжения и водоотведения. На основании этих актов поставщиками услуг были рассчитаны новые тарифы и представлены на рассмотрение рабочей группы, а также для их широкого последующего обсуждения и утверждения на сессии горсовета. Проекты тарифов, в соответствии с законом, разрабатываются поставщиками услуг, а не горисполкомом или горсоветом [13].

Городская рабочая группа по реформированию ЖКХ Харькова предложила сделать новые тарифы ниже на 4,5 процента [14]. В конечном итоге, на сессии городского совета тарифы были утверждены именно с учетом мнения рабочей группы.

Кроме того, еще летом было решено, что общественный наблюдательный совет для контроля за работой предприятий ЖКХ будет создан в Харькове в ближайшее время. В общественный совет войдут представители партий, общественных организаций, профсоюзов, ученые, аудиторы, руководители кондоминимумов [15].

Как видно из вышесказанного, рабочая группа работала достаточно эффективно. Тем не менее, мнения о ее работе в прессе были самы разные. Одно из мнений привожу ниже практически без сокращений (газета “Пятница”, № 37 от 14 сентября 2006 года):



ГРУППА ПРИКРЫТИЯ”

Три месяца как при Харьковском горисполкоме была создана специальная рабочая группа по реформированию ЖКХ. Работники коммунальных служб и чиновники из горисполкома, представители партий и общественности, независимые эксперты и просто ученые, всего 96 человек... Зачем? Ситуацию прояснил член рабочей группы МИХАИЛ ГАЕВСКИЙ
- В чем смысл такого органа, как рабочая группа?
       – При прежней городской власти рабочие группы создавались, так сказать, постфактум – после того как происходило какое-то событие. Сначала повышались тарифы, потом начинались народные волнения, и только после этого создавалась очередная рабочая группа. Нынешняя городская власть поступила мудрее: рабочая группа создана распоряжением еще от 19 июня. Но! Сразу же начались нарушения сроков. Руководители коммунальных предприятий обязаны были подать свои предложения до 1 августа. Но они предоставили информацию лишь в начале сентября. И какую? По моему мнению, они должны были принести расчет, то, из чего собственно и состоит тариф. А они принесли конечные данные со своими выводами.
       – Представим себе, что вы такие расчеты получили. И что?
       – Я уверен, что смог бы их скорректировать. У меня есть данные о работе этих предприятий. В частности, я собираю досье на два самых проблемных предприятия – КП «Вода» и КП «ХТС». У меня к ним масса претензий и вопросов, на которые они ответить не могут.
       – То есть вы ставите под вопрос обоснованность не новых, а существующих тарифов?
       – Да. Такой пример. В 2003 году, еще до повышения тарифов на тепло, была создана комиссия горсовета, которая пришла к неожиданному выводу: действующие тарифы на тепло и горячую воду завышены на 20%. Но вместо того чтобы как-то проконтролировать и отреагировать, Шумилкин (бывший Харьковский городской голова – С.Ч.) повысил тарифы еще  – более чем на 40 процентов. Таким образом, действующие тарифы завышены сейчас на 62 и 64% соответственно.
       – Но ведь долги за подорожавший газ – это реальность!
       – Газ стал дорожать не вчера – это первое. Второе. Если я являюсь руководителем предприятия, которое потребляет газ в больших объемах, как ХТС, то я просто обязан прогнозировать и анализировать складывающуюся ситуацию. Подорожание газа не являлось тайной, все знали, что это вот-вот случится. Но мер не приняли. Третье. У «Теплосетей» есть дебиторско-кредиторская задолженность. Как оказалось, бюджет должен им почти столько же, сколько у них долгов, а значит, население трогать не нужно. Нужно просто подняться с руководящего кресла и немножко подсуетиться. Всё.
       – В проектах новых тарифов заложена определенная доля инвестиций, то есть деньги, которые будут тратиться на развитие предприятий – замена коммуникаций, покупка нового оборудования, энергосбережение. Насколько это оправдано?
       – Здесь два момента. Момент первый – инвестиции. Если введут инвестиционную составляющую в тарифы, то каждый харьковчанин станет инвестором. А согласно закону об инвестициях, если я являюсь инвестором, то по окончании года каждое предприятие обязано отчислять из прибыли определенный процент каждому харьковчанину. Кроме того, согласно этому же закону, каждое предприятие должно с харьковчанином заключить договор на эти самые инвестиции. Как проконтролировать расходование денег? На заседании рабочей группы я предложил создать наблюдательный совет, который бы состоял из представителей общественности и жестко контролировал работу коммунальных предприятий. В том числе, что касается и энергозатрат. У моей экспертной группы, работающей на общественных началах, уже полно таких предложений, но они коммунальными предприятиями к сожалению не воспринимаются. Впечатление такое, что руководители коммунальных предприятий действуют как террористы. Взять ХТС. Перед началом отопительного сезона появляется руководитель предприятия и начинает кричать, что у него кошмар что творится. «Либо повышаем тарифы, либо город замерзнет». Что получается? Он меня шантажирует. А ведь в Украине существует достаточно жесткое законодательство, защищающее нас как потребителей услуг. Но эта жесткость сводится на нет необязательностью исполнения законов, пассивнвостребованыостью людей и безразличием контролирующих органов, в первую очередь прокуратуры и антимонопольного комитета.
       – В Харькове уже два месяца работают специалисты из Москвы. К концу месяца они обещают представить программу реформирования городского ЖКХ. Что вы о ней знаете?
       – Слышу в первый раз... И вообще, почему московская фирма? У них дела обстоят хуже, чем у нас. У них безобразия творятся еще в больших масштабах, в России целые города замерзают. А что касается умных голов, то у нас их всегда было предостаточно: Харьков был и остается крупнейшим научным центром страны. Другой вопрос, насколько эти специалисты? Увы, очень слабо. И не случайно. Коммунальная сфера – это настоящее золотое дно, там крутятся огромные деньги, поэтому и наводить порядок, допускать туда грамотных специалистов не очень спешат. Логика простая: чем больше эта сфера будет замучена, тем большие деньги с этого можно получить”.


6. Информационная подготовка городской власти к повышению тарифов на коммунальные услуги.

В целом эта подготовка выглядела явно недостаточной. В течение сентября во всех газетах Харькова были опубликованы только три интервью городских должностных лиц, в которых хоть как-то затрагивалась тема тарифов. Даже в газете Харьковского городского совета “Слобода” на эту тему практически не было материалов вплоть до третьей декады сентября. Может быть, именно это и заставило руководство города сменить руководителей “Слободы”. Распоряжением городского головы Михаила Добкина от 25 сентября 2006 года Николай Косый назначен на должность директора коммунального предприятия “Газета “Слобода” Харьковского городского совета.

Очень слабой представляется и работа по освещению порядка назначения субсидий для населения в г. Харькове. За две недели после проведения пятой сессии Харьковского городского совета 27 сентября 2006 года, на которой был окончательно оформлен порядок работы сферы социальной защиты в городе после повышения коммунальных тарифов, только в одной газете “События” появилась статья “Как оформить субсидию?” на целую полосу. В остальных газетах ничего подобного опубликовано не было.

При этом стоит учесть, что тиражи местных харьковских газет составляют от 2000 до 5000 экземпляров на город с населением почти полтора миллиона человек. В Луганске практически все основные газеты имеют тираж свыше 10000 экземпляров при населении менее 500 тысяч.

И только в конце первой декады октября ситуация стала меняться в лучшую сторону. Тиражем 50 тысяч экземпляров был выпущен специальный выпуск городской газеты “Слобода”, который распространялся через систему “Укрпочты” разносом по почтовым ящикам. Этот номер газеты был целиком посвящен вопросу получения субсидий в г. Харькове.

Кроме того, в других газетах стали появляться статьи о порядке выплаты субсидий и “местной льготы”. Как правило, собственные корреспонденты газет в этих статьях анализировали полученные из городского совета материалы (то есть собственно активной информационной работы горсовета по-прежнему не было).



7. Политические действия городской власти г. Харькова при повышении тарифов на коммунальные услуги

Особой политической активности Михаила Добкина и его команды в период сентябрь – октябрь 2006 года заметно не было. Даже такой очевидный ход, как проведение “круглого стола” политических партий по проблемам повышения коммунальных тарифов, городской властью сделан не был. Возможно, именно это и стало одной из причин достаточно широкого участия политических партий в протестных мероприятиях, о чем пойдет речь ниже.

Но с другой стороны городская власть Харькова сделала очень своевременный и верный шаг в другом направлении. Харьковский городской голова Михаил Добкин заявил: “Я предложил руководству Ассоциации городов Украины провести в Харькове встречу мэров всех городов, чтобы консолидировать наши действия по выходу из этой сложной ситуации с коммунальными тарифами и ценой газа, поставляемого в Украину”[16].

Возможно, Луганску стоит и лично, и через Ассоциацию городов Украины поддержать инициативу Михаила Добкина.

Второй удачный политический шаг – это то, что для контроля за проблемой тарифов создан общественный совет при горисполкоме, который начнет работать в ближайшее время. Участвовать в его работе могут представители общественных организаций и политических партий. Возможно, к работе совета подключатся и профсоюзы [17].

8. Общественные слушания

С целью минимизации социальных последствий от введения новых тарифов и обсуждения проблемы повышения тарифов в целом, городские власти Харькова решили провести серию общественных слушаний в третьей декаде сентября. Общественные слушания прошли и в городе, и в городских районах. Оппозиция в лице общественной организации “Городской Дозор” провела свои собственные “альтернативные” общественные слушания.



8.1. Городские общественные слушания

Городские общественные слушания состоялись 22 сентября 2006 года в Большом зале горисполкома.

В зале собралось около 250 – 300 человек.

Выступали, в основном, представители городской власти и коммунальных предприятий. Собственно простым горожанам слово не давали, поэтому они либо прорывались на трибуну, либо выкрикивали реплики с места.

Директор КП "Харьковские тепловые сети" Сергей Андреев в своем выступлении сказал: “Необходимость повысить стоимость тепла и горячей воды вызвана прежде всего тем, что с начала года цена природного газа увеличилась в 3,3 раза - с 201 до 686 гривень за кубометр. Нынешний тариф не возмещает даже стоимости израсходованного при производстве услуг газа, не говоря уже об остальных затратах. В таких условиях гарантировать нормальное прохождение отопительного сезона никто не может. В аналогичных условиях оказались и другие городские службы. Энергоносители подорожали, фонд оплаты труда увеличился, основные фонды износились”.

Вопросы социальной защиты осветила начальник городского управления труда и социальной защиты населения Светлана Горбунова-Рубан: “Предполагается упростить харьковчанам процесс оформления субсидий. Если их оформят хотя бы 15 % семей, это уже даст 13 миллионов гривень экономического эффекта. На финансовую поддержку пенсионерам и малоимущим. на компенсации социально незащищенным гражданам в городском бюджете планируется заложить около 30 миллионов гривень: 10 миллионов - уже в этом году, а все остальное - в следующем. На очередную сессию горсовета, намеченную на 27 сентября, будет вынесен вопрос о предоставлении 19 категориям граждан так называемой "местной льготы".

В итоге все предложения и замечания были обобщены и сведены в единый документ. Городским властям предлагалось:

- обратиться к руководству страны с требованием отменить НДС для предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению,

- выйти с инициативой к НКРЭ снизить тариф на отпускаемый коммунальным предприятиям газ,

- принять меры по улучшению качества жилищно-коммунальных услуг (в том числе - питьевой воды и теплоносителя, подаваемого в жилые помещения).

Городской голова Харькова Михаил Добкин в заключение слушаний сказал: "Заложенная в тарифах экономическая составляющая - это средства на ремонт десятков километров коммуникаций, которые на сегодня имеют 70-процентный износ".

Очень неудачным было и освещение результатов общественных слушаний в средствах массовой информации. Так, Александр Давтян, известный в Харькове предприниматель, член исполкома горсовета считает:

“Сейчас по мнению большинства простого народа во всем виноват – кто? Мэры городов, а не люди, которые руководят бюджетом страны”.

“Призываю всех предпринимателей поднять зарплату своим сотрудникам, чтобы они могли оплатить коммунальные платежи”.

Об общественных слушаниях: “Единственное замечание – отсутствие конструктивизма. Выступало 20 человек, из них 18 говорило о том, что у них наболело: про свои дома, квартиры, текущие крыши и неубранные подъезды. В итоге – слушания превратились в форум жалобщиков”[18].

А вот как комментировала общественные слушания городская пресса:

“В зал, где проходили общественные слушания, попасть было практически невозможно. Первой преградой выросла стена митингующих. “Живая цепь” милиционеров охраняла горсовет от большого скопления народа. Это была вторая преграда. Через нее могли пройти только те, кто имел специальный пропуск. Следующим препятствием была охрана на входе в исполком. Здесь особенно тщательно проверяли документы.

Зал заседаний переполнился уже за полчаса до начала слушаний: здесь не то, что сесть, стать негде было. На две трети зал был заполнен солидными мужчинами в пиджаках и галстуках. Это были руководители ЖЭКов, а также другие начальники разных калибров из системы ЖКХ” [19].



8.2. Общественные слушания в Киевском районе г.Харькова

В субботу, 23 сентября, в Большом зале Киевского районного совета состоялись общественные слушания по вопросу введения новых экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Заседание началось в пять часов и закончилось в девятом часу вечера, и зал был заполнен до отказа.

В выступлениях глав КП "Харьковские тепловые сети", ГКП "Харьковкоммуночиствод", КП "ПТП "Вода" звучали разные цифры, но выводы после представленных экономических выкладок везде не отличались оригинальностью: цены на коммунальные услуги придется повышать. Докладчики подчеркнули, что сейчас вопрос о прибыли коммунальных предприятий вообще не стоит - без введения новых тарифов им попросту угрожает остановка, поскольку рассчитываться за потребляемые газ и электроэнергию они не смогут.

Первый заместитель Харьковского городского головы Александр Кривцов сказал: "Скоро в каждом районе начнут работать общественные приемные Харьковского городского головы. Я думаю, мы продолжим серию встреч для изучения мнения о том, как начнет работать система во время отопительного сезона. Будет налажен общественный контроль за работой предприятий коммунального хозяйства. Мы создадим наблюдательные советы из представителей активного населения. Уже этой зимой вы будете участвовать в их работе".

Возможно, что нам в Луганске стоит позаимствовать идею о создании приемных Луганского городского головы в каждом районе.



8.3. Общественные слушания в Коминтерновском районе г. Харькова

24 сентября в Коминтерновском райисполкоме прошли общественные слушания по поводу введения экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Председательствовал на них первый заместитель городского головы Александр Кривцов. Участникам слушаний были представлены доклады руководителей коммунальных предприятий города. После выступления директора КП "ПТП "Вода" Виктора Колотило у собравшихся в зале возникли вопросы относительно норм потребления воды (11,1 куб. м.). Харьковчане считают их необоснованно завышенными. В ответ Александр Кривцов заявил, что городскими властями будет создана комиссия, которая займется этой проблемой. "Нам нужно как минимум год, чтобы решить этот вопрос в соответствии с той методикой начисления норм потребления воды, которая существует в стране. И если мы найдем там несоответствие - будет снижение норм потребления воды".

Громада предложила властям города:

- взять под особенный контроль выплату долгов по зарплате на предприятиях Харькова и, в частности, на ГП "Завод им. Малышева",

- инициировать перед соответствующими государственными органами пересмотр нормативов начисления оплаты за тепло, исходя не из квадратных метров площади жилья, а из кубических метров,

- взять под контроль вопрос соответствия установленных норм потребления воды в Харькове.

8.4. Общественные слушания в Ленинском районе г. Харькова 

Слушания состоялись в здании совета Ленинского района в воскресенье, 24 сентября.

Как сообщили на слушаниях, “скоро в почтовом ящике каждого харьковчанина появится подробная информация о субсидиях. После повышения тарифов субсидию будут получать около 15 % харьковчан”.

Присутствующих в зале интересовали составляющие новых тарифов. В новых тарифах для населения не заложены деньги на развитие и прибыль предприятий, а также на возврат долгов тех харьковчан, которые не платят за услуги. Новые тарифы позволят лишь поддерживать жилищно-коммунальные предприятия в рабочем состоянии. А с документами, связанными с расчетом новых цен, можно ознакомиться на самих предприятиях, предоставляющих ту или иную услугу, или в горисполкоме, в Департаменте ЖКХ и энергетики или в Департаменте экономики и коммунального имущества.

Основные вопросы, которые прозвучали на слушаниях:

1. Почему подорожала электроэнергия до 24,36 копеек за киловатт\час?

В начале года стоимость электроэнергии для населения составляла 15,6 копейки за киловатт/час. С 1 мая было повышение на 25 %, а с 1сентября государство повысило цену еще на 25 %. Поэтому расчет 24,36 копейки сделан приблизительно верно.

2. Кто определяет величину тарифов в Харькове?

Предприятия, которые являются собственностью города, к примеру, "Вода", "Харьковские теплосети" и другие, тарифы формируют самостоятельно. Сейчас вопрос этот находится на стадии обсуждения, проходят общественные слушания. Электроэнергия же контролируется государственным органом – НКРЭ.

3. Почему тарифы исчисляются с квадратного метра, а не с человека?

Существуют два законодательных акта - Жилищный кодекс и Закон "О жилищно-коммунальных услугах", где указано, что квадратный метр является исходной ставкой.

4. По какой методологии будут насчитываться тарифы на квартплату и услуги ЖКХ, а также тарифы на тепло и горячую воду? Будет ли учитываться постановление Кабмина № 560?

Дело в том, что все тарифы на ЖКХ рассчитываются на основании этого постановления. Но тарифы, которые будут установлены в домах типа ОСМД (объединение совладельцев многоквартирных домов) или ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), будут считаться не на основании этого постановления, а по фактическим затратам, рассчитанным правлениями этих объединений. Эти тарифы могут быть процентов на 30 меньше, чем утвержденный тариф. Поэтому населению будет выгодно самим организовывать такие объединения. Вв микрорайонах будут организованы управляющие компании, с которыми должны заключать договора жильцы или председатели ЖСК или ОСМД. В данном случае мы не надеемся, что абсолютно все жильцы подпишут договора с компаниями, в которых выставят свои условия по получению и оплате необходимых услуг. Мы планируем, что через городское коммунальное предприятие "Жилкомсервис" будут подписаны договора с поставщиками услуг, в которых будут расписаны обязанности предприятия в любых условиях: авария, утечка и так далее. И еще одним договором через коммунальное предприятие "Жилкомсервис" управляющие компании отметят, что в микрорайоне они обслуживают внутридомовые сети качественно и в срок, без каких-либо дополнительных доплат. Обслуживающих предприятий будет в городе много. И если вас не устраивает качество работы одного, вы коллективно, всем домом можете отказаться от его услуг и перейти к обслуживанию другим предприятием. Для этого на конкурсных условиях мы выбираем управляющую компанию, которая будет на совершенно ином качественном уровне обслуживать потребителя. Что касается услуг, оказанных вашему дому и затрат на них, вы сможете проследить их по своей единой квитанции. И если вы увидите, что у вас что-то не работает по заключенному вами с управляющей компанией договору, вы вправе потребовать немедленного ремонта или же не оплачивать эту услугу. А в крайнем случае можете просто сменить компанию по согласованию с другими жильцами вашего дома.

8.5. Альтернативные общественные слушания, организованные оппозицией

25-го сентября в малом зале Харьковского Академического театра оперы и балета (ХАТОБ) по инициативе общественной организации «Городской дозор» и других общественных организаций прошли альтернативные слушания. По мнению журналистов-участников, “разница была ощутимой. Начиная с такой мелочи, как условия для прессы. В горсовете журналисты, помнится, ютились в проходе на полусогнутых. В ХАТОБе сидели в креслах первого ряда. Нет, поймите правильно: первые ряды – это не лишний понт, это всего лишь необходимые условия для нормальной работы. Кроме этого, как заметил один из выступавших, «в горсовете на слушаниях не было народа, а здесь нет власти»[20].

“Не так-то уж и легко было попасть в зал. На входе требовали приглашения, если бы не журналистское удостоверение, на альтернативные слушания было бы попасть так же сложно, как и на горисполкомовские. Перед входом в зал стоял еще один кордон и вновь пришлось показывать удостоверение.

Слушания должны были состоять из двух частей: выступление с докладами и обсуждение докладов, на котором всем желающим предлагалось задавать вопросы или высказывать свое мнение. Однако на деле оказалось, что выполнить удалось лишь первую часть повестки дня”[20].

Михаил Камчатный, председатель областного комитета избирателей, считает: “Альтернативные слушания были намного лучше тех, что были в горсовете. Но справедливости радистоит отметить, что и на этих слушаниях практически недали слово простым харьковчанам, хотя желающих высказаться было достаточно. Согласно законодательству и уставу города, все эти предложения, которые были рассмотрены на общественных слушаниях, обязательны к рассмотрению для местных органов власти”[20].

9. Социальная работа городской власти г. Харькова в условиях повышения тарифов на коммунальные услуги

В целом, бюджет Харькова намного превосходит бюджет Луганска по объему. Поэтому и структура его, и количество дененг, выделяемых на социальную сферу просто не сопоставимы с нашим бюджетом.

Так, например, в случае повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги более 100 тысяч харьковских семей смогут воспользоваться так называемой “местной льготой”. Уже в этом году ее объем будет увеличен с 5,6 млн. до 10,5 млн. грн. В бюджет 2007 года на эти цели будет заложено еще 30 млн. грн.”[21].

“Муниципальной льготой” смогут воспользоваться 96 тыс.семей харьковчан, а субсидии получат 90 тысяч семей [22]. По другим данным, “местной (или “муниципальной) льготой” смогут воспользоваться 87300 харьковчан [43].

Светлана Горбунова-Рубан, начальник управления по труду и социальной защите: “13 миллионов гривен выделены для предоставления субсидий 15% населения. Существует 10 пунктов, где можно оформить субсидии”[23].

К действующим сейчас 10 районным отделениям субсидий в октябре планируется открыть еще 80 дополнительных пунктов [24]. В средствах массовой информации подчеркивалось, что “15 октября начинается отопительный сезон. А 16 октября в городе начнут функционировать 80 дополнительных пунктов по приему документов для оформления субсидий. Пункты планируется открыть на базе ЖЭКов, территориальных центров, приемных городского головы. Специалисты из отделов субсидий будут обслуживать харьковчан один раз в неделю” [45].

(Но по состоянию на 15 октября в прессе так и не появилась информация ни о расположении новых пунктов по выплате субсидий, ни о режиме их работы – С.Ч.).

Сразу после завершения шестой сессии Харьковского горсовета, в местной прессе стали появляться статьи разъяснительного и аналитического плана о порядке выплаты субсидий и “местной льготы”. В частности, очень подробно разъяснялось, чем субсидия отличается от “местной льготы” и что лучше выбрать:

“Каждый, кто имеет право и на субсидию, и на местные льготы, обязательно задастся вопросом: что выгоднее? Сказать однозначно нельзя: помощь государства распространяется на все коммунальные услуги, город же не компенсирует расходы на газ и электроэнергию. Но зато у города 100-процентная компенсация разницы между старым и новым тарифом, а субсидия – лишь частичная” [43].

Михаил Добкин, Харьковский городской голова, прокомментировал ситуацию с тарифами и субсидиями так: “По нашим расчетам, 10,5 млн.грн., которые будут заложены в городском бюджете на местную льготу, плюс субсидии, плюс льготы, предоставляемые на государственном уровне, позволят нам в случае увеличения тарифов, с одной стороны, обеспечить нормальную бесперебойную работу коммунальных предприятий, которые оказывают услуги; с другой – предусмотреть серьезную социальную защиту для тех слоев населения, которые не в состоянии будут полностью платить за коммунальные услуги”[25].



10. Другие общественные мероприятия, связанные с повышением тарифов на коммунальные услуги

Кроме собственно городских властей и политической оппозиции выяснить мнение харьковчан пытались и независимые общественные организации, и пресса. Так, в газете Харьковского областного совета “Слободской край” состоялся “круглый стол” политических партий по проблеме роста коммунальных тарифов.

Как было заявлено на заседании “круглого стола”, со тороны профсоюзов намечаются акции протеста: пикетирование горисполкома, поддержка людей в суде по искам к власти о нарушениях законодательства в вопросах жизнеобеспечения города.

Было подчеркнуто, что профсоюзные специалисты внимательно изучили новые тарифы и пришли к выводу, что их повышение не оправдано.

Многие выступающие сделали акцент на необходимости установки счетчиков, как на входе коммуникаций в дома, так и в самих квартирах.

Л.Чуб, заместитель председателя областного отделения Партии регионов, председатель постоянной комиссии по вопросам бюджета областного совета констатировал: “В системе ЖКХ наступает катастрофа. Если бы не оранжевая революция, этот бы вопрос так не стоял. Куда пошли средства от продажи “Криворожстали”?”.

В целом, заседение “круглого стола” прошло не конструктивно, поскольку никакого конкретного документа для обсуждения партиям предложено не было.

11. Общественное мнение по вопросу о повышении тарифов на коммунальные услуги

Согласно опросу, проведенному газетой “Мегаполис” в режиме телефонной линии, к возможному повышению тарифов харьковчане относятся следующим образом (опрошено 1000 горожан):

87% очень негативно,

5% ответили, что их эта проблема волнует, но без особых эмоций, не настолько, чтобы выйти на улицы или с негодованием выступать с трибун на общественных слушаниях,

8% ответили, что не хотели бы вообще общаться с представителями власти, поскольку не доверяют ни местным, ни государственным чиновникам, ни депутатам[26].

12. Позиция Харьковской областной государственной администрации в отношении повышения тарифов на коммунальные услуги.

Харьковскую областную государственную администрацию возглавляет Арсен Аваков, назначенный на эту должность Президентом Украины В.Ющенко сразу после “оранжевой революции”. Премьер – министр В.Янукович на совещании в Киеве в сентябре выразил неудовлетворение работой Харьковской областной администрации и ее главы. Депутаты Харьковского областного совета еще весной проголосовали за недоверие Арсену Авакову, но он не уходит в отставку добровольно, а Президент его не увольняет. Поэтому в начале октября несколько депутатов областного совета начали голодовку, чтобы добиться снятия Авакова с должности. Голодовка продлилась до 9 октября.

“Голодовка областных депутатов – это попытка городских властей переключить внимание горожан с коммунальных проблем на историю с Аваковым”, - считает вице-губернатор Олег Шаповал[27].

Таким образом, в политическом отношении Харьковская областная администрация является “оранжевой”, а мэр города Харькова Михаил Добкин был избран от Партии Регионов. Эти политические мотивы накладывают серьезный отпечаток на взаимоотношения властей в Харькове. В частности, и на взаимоотношения органов государственной власти в Харькове и органов местного самоуправления в вопросе о тарифах на коммунальные услуги.

Поэтому не удивительно, что по ситуации с коммунальными тарифами губернатор Арсен Аваков дал следующую оценку:  “Я не удовлетворен тем, как идет процесс установления новых тарифов в Харькове. Мы получаем данные только об увеличении тарифов и никакой информации о компенсаторных мерах. Простой арифметический подсчет показывает, что среднестатистический харьковский пенсионер будет не в состоянии заплатить за коммунальные услуги. Средняя пенсия в области – 435 гривень, двухкомнатная квартира будет стоить около 400 гривень. При максимальной субсидии в 100 гривень на жизнь практически ничего не остается. Госадминистрация не может вмешиваться в деятельность местных советов, но мы обязаны защищать права граждан. Рост тарифов должен быть адекватным”[28].

В местной прессе сообщалось, что Харьковская областная государственная администрация (ХОГА) “не вмешивалась в расчеты Харьковского горсовета относительно новых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, но сейчас создана группа специалистов ХОГА, которая занимается проверкой этих расчетов” [29].

В начале октября политическое противостояние областной администрации и харьковской мэрии еще более обострилось. Официально началась процедура сбора подписей в поддержку отзыва Михаила Добкина с поста харьковского городского головы. 3 октября об этом заявил вице-губернатор, председатель Харьковской областной организации Украинской народной партии Василий Третецкий [30].

13. Оппозиционные силы по отношению к городской власти и ее решению по поднятию тарифов на коммунальные услуги

Основной оппозиционной силой в отношении харьковской мэрии в настоящее время выступает “оранжевая” областная администрация во главе с Арсеном Аваковым.

Второй мощной оппозиционной группой по отношению к городской власти стали руководители торговой группы “Таргет” во главе с братьями Протасами. Конфликт разразился на основе частных коммерческих интересов и постепенно перекинулся в социально-политическую сферу. Точнее говоря, неудовлетворенное решениями городской власти по своим коммерческим вопросам, руководство ТГ “Таргет” просто “маскирует” общественной деятельностью подлинную причину противоречий с городской властью. Для такой “маскировки” по инициативе братьев Протас была создана общественная организация “Городской дозор” (Председатель общественной организации “Городской дозор” Владислав Протас).

Местная пресса в этой связи писала: “Среди “военных” вердиктов сессии (имеется в виду пятая сессия Харьковского городского совета 27 сентября 2006 года – С.Ч.) – удовлетворение протеста прокурора города, на основании которого большинством голосов депутаты отменили решение своих коллег прошлого созыва о предоставлении в аренду ООО “Призма” (входит в торговую группу “Таргет”) земельного участка на пр.Ленина, 14. Ждать харьковским властям от братьев Протасов (хозяев ТГ “Таргет”) ответных действий” [31].

“Протасам запретили строиться на проспекте Ленина. Взамен имеем пикеты под ратушей, альтернативные общественные слушания и новый пункт приема раненых в бою с горсоветом. «Городской дозор» и «Харьковский союз потребителей коммунальных услуг» (председатель «Харьковского союза потребителей коммунальных услуг» Анатолий Ряснянский) по такому случаю открыли у себя на улице Артема, 31 «коммунально-потребительский пост», КПП то есть (Коммунально-потребительский пост работает ежедневно, кроме воскресенья, с 9.00 до 18.00 (суббота – с 11.00 до 15.00) по адресу: ул.Артема, 31. Тел. 752-43-14). Там будут принимать всех униженных и оскорбленных, и оказывать им юридическую помощь безвозмездно, то есть даром” [32].

В многочисленных интервью городским СМИ Владислав Протас заявлял:

“Сначала власть попыталась залезть в киоски, а теперь хочет залезть в дома харьковчан. То, что происходит сейчас в городе – в первую очередь, в коммунальной сфере, вызывает неудовольствие харьковчан. Поэтому общественная организация «Городской дозор» инициирует проведение в феврале 2007 года референдума о перевыборах харьковского городского головы. Если будет собрано не менее 10% подписей харьковчан, то горсовет должен будет назначить референдум. Власть должна или взяться за ум, или мы будем предлагать себя на ее место”[33].

“Всем, кто обратится к нам, мы будем объяснять их права, поможем составить жалобы в суды”[34].

“К концу октября “Городской дозор” планирует завершить формирование инициативных групп и начать регистрацию их в горсовете. Будут собраны подписи 10 процентов харьковчан (150 тысяч)”[35].

Общественная организация “Городской дозор” издает свою газету тиражем 60 тысяч экземпляров, которую распространяет методом бесплатной раздачи на улицах города. У общественной организации есть свой сайт в интернете http://www.dozor.com.ua. И в газете, и на сайте в резкой и зачастую откровенно издевательской форме критикуется сегодняшняя городская власть (если судить по аналогии, то критика ведется в стиле луганской газеты “Молодогвардеец”).

По характеру своей деятельности действия группировки братьев Протасов в политическом плане очень похожи на действия луганского предпринимателя Владимира Медяника во время его противостояния с Луганским городским советом в 2005 году по “земельному вопросу”.

Третьей большой группой в оппозиции к городской власти в Харькове стали профсоюзы – просто по роду своей деятельности и социально – политическим функциям. Ими были организованы два массовых митинга против повышения тарифов на коммунальные услуги. Впрочем, лидеры профсоюзов подчеркивали, что они “не против повышения тарифов как таковых, а пытаются решить конкретные вопросы социальной защиты харьковчан”.

Четвертую группу оппозиции составили городские организации различных политических партий. Это:

“Народный Союз “Наша Украина” (НСНУ);

Коммунистическая партия (КПУ);

Социалистическая партия (СПУ);

Украинская народная партия (УНП);

Партия “Реформы и порядок” (ПРП);

Христианско-демократический союз (ХДС);

Партия промышленников и предпринимателей Украины (ПППУ);

Украинская республиканская партия “Собор” (УРП “Собор”).

Любопытно, что местные организации наиболее активных на всеукраинском уровне оппозиционных сил – партии “Батькивщина” и Прогрессивно-социалистической партии – пока никак своего отношения к повышению тарифов на коммунальные услуги публично не выразили.

В местной прессе сообщалось, что “в процедуре отзыва мэра Харькова задействованы УНП, НСНУ, ПРП, ХДС, ПППУ, УРП “Собор”[27].

6 октября 2006 года во время проведения шестой сессии горсовета, на которой были приняты повышенные тарифы на коммунальные услуги, был выставлен пикет с участием представителей СПУ, НСНУ, УНП, ПППУ, ХДС, ПРП, профсоюзов и ОО “Городской дозор”. На митинг собралось до 1,5 тыс. человек. Мэру Харькова Михаилу Добкину вручены часы и дан месяц на выполнение своих предвыборных обещаний [36].



14. Протестные мероприятия и акции в г.Харькове при повышении тарифов на коммунальные услуги

Все состоявшиеся протестные мероприятия в Харькове можно разбить на группы:

- массовые протестные мероприятия (митинги, пикеты, демонстрации);

- “мирные” способы протестных акций (гражданское неповиновение);

- публичная критика действий городской власти.

14.1. Массовые протестные мероприятия и акции.

27 сентября 2006 года был телефонным звонком в милицию был “заминирован” зал заседаний пятой сессии городского совета. Представители общественной организации “Городской дозор” попытались заблокировать трибуну для выступлений.

27 сентября 2006 года во время работы сессии горсовета состоялся протестный митинг у стен харьковской мэрии. “Лучшему” мэру – высшую меру!”, “Требуем зарплату депутатов”, “Добкин, выполняй обещания!”, “Мы не голосовали за эти тарифы”- с такими лозунгами проходил пикет под стенами горсовета. Митинговали представители профсоюзов региона, а вместе с ними и партии: коммунисты, социалисты, нашеукраинцы, зеленые и руховцы. Участвовали общественные организации “Городской дозор” и “Громадський контроль”.

“Реакция властей была типичной: к ним никто из городского руководства не вышел, между пикетчиками и фасадом был выставлен милицейский кордон”.

“Как сказал один из митинговавших корреспонденту газеты, “мне заплатили хорошо, тут расценки – отдельно за стояние с флагом, отдельно за то, чтобы кричали, два часа – и уже месячная стипендия в кармане”[37].

“Состоялся митинг протеста профсоюзов, к которому присоединились социалисты, коммунисты, “Народный Рух”. По команде своих “бригадиров”летучие отряды дружно скандировали речевки, и каждый боец старательно отрабатывал полученные за акцию 15 грн. На митинг против повышения тарифов по оценкам милиции собралось до 4 тыс. человек. Профсоюзы оценили количество участников митинга минимум в 7 тысяч человек. Профсоюзы оставляют за собой право на активные действия – вплоть до всеобщей забастовки”[38].

Основные проблемы, которые поднимались во время массовых протестных мероприятий:

1. “Как соотнести повышение тарифов в 2-4 раза с заработной платой бюджетников, которая в нынешнем году увеличилась на 30 %? Долги по заработной плате в Харькове превышают 20 млн. грн.”.

2. “Прожиточный минимум уже сегодня вдвое ниже потребительской корзины. А заработная плата 25% работников не дотягивает и до этого прожиточного минимума”.

3. “Прозвучали предложения об изъятии из тарифов сугубо номинальных услуг. Уже давно лишь на бумаге ЖЭКами проводится уборка лестничных клеток, подвалов, чердаков, освещение в подъездах. Сомнения вызывают нормы водопотребления, которые завышены в несколько раз. Ориентируясь на показатели квартирных счетчиков водопотребления, общественность выдвинула требование снизить нормы с 12,1 куб.м. До 9,1 куб.м. Споры продолжаются также вокруг все того же пресловутого НДС, занесенного в счета коммунальщиками. Этот пункт в ЖКХ решительно отстаивают, поскольку сами платят налог на добавочную стоимость”.

4.“Профсоюзные лидеры получили 125 увесистых старниц расчетов только накануне первых акций протеста”[39].

Можно отметить, что при массовом недовольстве харьковчан новыми тарифами по состоянию на 15 октября 2006 года акции протеста хотя и имели массовый характер (до 7 тысяч участников), все таки широкого размаха не приняли. Возможно, расширение контингента участников массовых протестных мероприятий в конце ноября – начале декабря, когда харьковчане получат на руки новые счета по оплате коммунальных услуг.





14.2. “Мирные” способы протестных акций (гражданское неповиновение)

В появившихся в местной прессе публикациях констатировалось, что “компанию получателям субсидий теперь составляют и представители среднего класса. Есть несколько вариантов их поведения – присоедениться к маргинальной группе постоянных получателей субсидий; игнорировать все это (если получится); бороться за свои права тем или иным способом, в том числе и массовыми гражданскими акциями.

Но есть и вполне мирные способы. Взвинтив тарифы до уровня 100 %, вполне логично требовать 100%-го оказания услуг.Речь идет об объявлении грамотной и последовательной войны за каждый пункт в списке услуг. Не оказанная и некачественная услуга не только не должна оплачиваться (это само собой), - потребитель должен требовать, во-первых, ВЫПОЛНЕНИЯ услуги до мелочей, во-вторых, надо требовать в СУДЕ возмещения морального вреда за неоказанные услуги. И – завалить коммунальщиков претензиями по каждому мельчайшему поводу”[40].

Пока неясно, будет ли такая кампания гражданского неповиновения массовой или ограничится всего несколькими исками. Возможно, эта акция в перспективе соединится с акцией Коммунально-потребительского поста общественной организации “Городской дозор” братьев Протасов – по своей сути (доказательство своей правоты в суде) обе акции представляются очень похожими.



14.3. Публичная критика новых тарифов

Еще одним направлением протестных акций стала публичная критика решения Харьковского городского совета о повышении тарифов на коммунальные услуги, в том числе и в средствах массовой информации.

В начале октября 2006 года с такой критикой на страницах одной из городских газет выступили депутаты Харьковского городского совета Алексей Перепелица и Геннадий Кунда, избранные от Коммунистической партии Украины.

Они, в частности, считают, что “в новом тарифе предусмотрены средства, которые необходимы для поддержания тепловых сетей в нормальном работоспособном состоянии. Это деньги на текущий капитальный ремонт, замену инженерных сетей, ремонт генерирующих мощностей, причем эта сумма достигает почти 13% от общей суммы тарифа. Вопрос: почему это было заложено в тариф, а не выделено отдельной программой, которую можно было из тарифа убрать и обеспечить за счет другого финансирования – бюджетного местного, бюджетного государственного или даже за счет привлечения частного капитала?

Если мы поставим счетчики, то 30% воды, которые сегодня уходят через свищи и дырки, никто не будет оплачивать. Сегодня нет серьезной заинтересованности ни у государство, ни у коммунальников ставить эти счетчики.

Многие граждане устанавливают теплоизолирующее оборудование – металлопластиковые окна и тому подобное. Почему этим людям не пойти навстречу и, например, не понизить тарифы? Ведь человек осуществляет энергосберегающие действия”[41].

В целом можно отметить, что критика повышения тарифов не была массовой и велась достаточно конструктивно.

15. Принятие новых коммунальных тарифов на шестой сессии Харьковского городского совета 6 октября 2006 года

6 октября 2006 года новые тарифы были приняты. Сразу же в местной прессе появились комментарии (достаточно мягкие и сдержанные):

“В новых тарифах по теплоснабжению заложена так называемая инвестиционная составляющая на развитие тепловых сетей. В тарифе для населения на холодную воду этой составляющей нет.

Затраты на развитие водопровода заложены в тарифы для предприятий и организаций. По схожему принципу рассчитаны и цены на водоотведение и канализацию, с той лишь разницей, что тариф для населения меньше себестоимости этой услуги не на несколько копеек, а в полтора раза.

Тарифы по квартплате для домов коммунальной собственности рассчитаны для 39 типов многоквартирных жилых домов – в зависимости от этажности, количества удобств и необходимого минимума услуг для должной эксплуатации зданий. Часть услуг (уборка лестниц, дератизация и дезинсекция, техобслуживание электроплит и систем противопожарной автоматики, текущий ремонт домов, подготовка к зимнему периоду) вынесена из перечня обязательных и могут предоставляться жильцам по их коллективному желанию.

В соответствие с новыми тарифами семье из двух человек, проживающей в однокомнатной квартире стандартной девятиэтажки, придется ежемесячно выкладывать за жилищно-коммунальные услуги 250 грн. зимой и около 150 – летом. Плюс оплата счетов за газ, электричество, телефонную связь.

За установление каждого из новых тарифов проголосовали от 66 до 69 депутатов из 88 присутствовавших на сессии.

Также депутаты дали согласие на получение кредита в 100 млн. грн. КП “Харьковские тепловые сети” - для расчетов за газ. Правда, пока не известно, какой банк захочет дать этому предприятию столь крупный кредит, поскольку отдавать “Тепловые сети” в залог городские власти не намерены, а другого свободного имущества у предприятия нет, поскольку кредитов уже взято на 28 млн.грн. Предполагается взять кредит на 4-5 месяцев не более, чем под 18-20 процентов и возвращать его за счет финансовой деятельности предприятия” [42].



16. Выводы и предложения

1. Возможно, что по примеру Харькова Луганску имеет смысл рассмотреть вопрос о привлечении инвесторов для работы с нашим “Горводоканалом”. Особый интерес вызывают экономические предложения австрийской фирмы “Амивотер”, которая предлагала инвестировать в харьковские водопоставляющие сети около 500 млн. долларов (см. пункт 3.1 данного анализа).

2. Возможно, что в работе с некоторыми ЖСК, которые отказываются вовремя начинать подготовку своих домов к зиме, нам тоже следует использовать обращение в городскую прокуратуру (или хотя бы пригрозить таким обращением) (см. пункт 3.4 данного анализа).

3. Видимо, нам стоит перенять опыт Харькова по созданию специализированных рабочих групп из специалистов и представителей общественности перед принятием решений, затрагивающих интересы широких слоев населения (см. пункт 5 данного анализа). Это даст возможность и снизить накал критики в адрес городского совета, и еще до собственно принятия решений собрать максимум предложений по обсуждаемому вопросу.

4. Возможно, и в Луганске стоит выпустить с очень подробной информацией о порядке назначения субсидий специтальный выпуск нашей газеты “Жизнь Луганска” тиражом не менее 50 тысяч экземпляров для свободной раздачи горожанам (или разноса по почте) (см. пункт 6 данного анализа). Кроме того, нужно предусмотреть публикацию аналогичной информации в других газетах с массовыми тиражами.

5. Видимо, стоит поддержать инициативу мэра Харькова Михаила Добкина о проведении специальной встречи мэров крупных городов Украины в рамках ассоциации городов Украины для обсуждения проблемы повышения тарифов на коммунальные услуги и совершенствования системы оплаты за поставляемые городам энергоносители.

6. Наверное, было бы целесообразным провести аналогичную встречу и представителей городов Луганской области. Возможно, эту встречу стоит провести с участием председателя Луганской областной государственной администрации А.Антипова – это, в частности, даст еще один повод “привязать” областную администрацию к нашим проблемам.

7. В рамках общественной палаты при Луганском городском совете целесообразно создать свой механизм общественного контроля за работой структур ЖКХ в городе (это, в частности, даст нам дополнительные рычаги контроля за качеством работ и оказанием услуг). Может быть, аналогичные структуры следует иметь и при районных в городе советах.

8. При проведении общественных слушаний по проблеме роста коммунальных тарифов нужно выходить на них с четкими позициями городской власти: формирование механизма общественного контроля за ЖКХ, подробного разъяснения по получению субсидий и т.д.

9. Может быть, нужно провести общественные слушания по проблеме увеличения тарифов и в каждом из городских районов.

10. При управлении социальной защиты нужно иметь постоянно действующую телефонную “горячую линию” по разъяснения порядка назначения субсидий.

11. Как показывает опыт Харькова, население города прежде всего считает ответственным за повышение тарифов персонально мэра города. Видимо, нам нужно постараться полностью или хотя бы частично “вывести” мэра из-под огня критики. Все комментарии о повышении тарифов должны исходить от других должностных лиц.



17. Материалы, использованные при подготовке аналитической работы:

  1. Газета “Вечерний Харьков”, № 108 от 3 октября 2006 года, статья “Водопроводные сети города готовы к работе в зимний период”;

  2. Газета “Время”, № 111 от 3 октября 2006 года, статья “Харьков зимой без воды не останется”, автор: Татьяна Буряковская;

  3. Газета “Пятница”, № 40 от 5 октября 2006 года, статья “Водяная афера?”, автор: сайт “Городской дозор”;

  4. Газета “Mediapost”, № 15 от 5 октября 2006 года.);

  5. Газета “Новый день”, № 109, от 2 октября 2006 года, статья: “Потенциал публичной порки”;

  6. Газета “События”, № 37 от 28 сентября – 4 октября 2006 года, статья “Харьков против “Газа Украины”: кто кого сильнее испугает”, автор: Юлия Александрова;

  7. Газета “Мегаполис”, № 4 от 28 сентября 2006 года;

  8. Газета “Вечерний Харьков”, № 107 от 30 сентября 2006 года, статья “Долги наши тяжкие”;

  9. Газета “Пятница”, № 39 от 28 сентября 2006 года, статья “Тепленькая пошла!”;

  10. Газета “Мегаполис”, № 4 от 28 сентября 2006 года; статья “Лето красное пропела”; автор: Наталья Коба;

  11. Газета “Пятница”, № 39 от 28 сентября 2006 года, статья “В долгах, как в шелках”;

  12. Газета “Мегаполис”, № 4 от 28 сентября 2006 года, статья “Лето красное пропела”, автор: Наталья Коба;

  13. Газета “Пятница”, № 36 от 7 сентября 2006 года;

  14. Газета “Вечерний Харьков”, № 109 от 5 октября 2006 года, статья “Новые тарифы ниже на 4,5%”;

  15. Газета “Вечерний Харьков”, № 109 от 5 октября 2006 года;

  16. Газета “Слобода”, № 79 от 3 октября 2006 года;

  17. Газета “Слобода”, № 80 от 6 октября 2006 года;

  18. Газета “Объективно”, № 21 от 28 сентября 2006 года, статья: “Александр Давтян: “Повышайте людям зарплату, а потом тарифы”;

  19. Газета “Мегаполис”, № 4 от 28 сентября 2006 года, статья “Дровами и “буржуйками” грозя”, автор: Георгий Емец;

  20. Газета “Мегаполис”, № 4 от 28 сентября 2006 года, статья “Те же слушания, только в профиль”, автор: Наталия Сивакова;

  21. Газета “Слободской край”, № 109 от 30 сентября 2006 года, статья “Спасет ли харьковчан “местная льгота”?”, автор: Леся Богун;

  22. Газета “Вечерний Харьков”, № 110 от 7 октября 2006 года;

  23. Газета “Мегаполис”, № 4 от 28 сентября 2006 года;

  24. Газета “Пятница”, № 39 от 28 сентября 2006 года, статья “Сложный мэр и интересные тарифы”, автор: Марина Пилипенко;

  25. Газета “Пятница”, № 39 от 28 сентября 2006 года;

  26. Газета “Мегаполис”, № 4 от 28 сентября 2006 года, статья “А где будут раздавать деньги на еду?”, автор: Анастасия Анисимова;

  27. Газета “Новый день”, № 110, от 4 октября 2006 года;

  28. Газета “Пятница”, № 38 от 21 сентября 2006 года;

  29. Газета “Вечерний Харьков”, № 107 от 30 сентября 2006 года;

  30. Газета “Вечерний Харьков”, № 109 от 5 октября 2006 года, статья “Обладминистрация сопротивляется”;

  31. Газета “Новый день”, № 109, от 2 октября 2006 года, статья: “Мирные решения в “военных” условиях”, автор:Елена Розова;

  32. Газета “Пятница”, № 39 от 28 сентября 2006 года, статья “Нам здесь не жить”;

  33. Газета “Пятница”, № 37 от 14 сентября 2006 года;

  34. Газета “События”, № 37 от 28 сентября – 4 октября 2006 года, статья “Харьков против “Газа Украины”: кто кого сильнее испугает”, автор: Юлия Александрова);

  35. Газета “События”, № 38 от 5 – 11 октября 2006 года, статья “Мэра попытаются отправить в отставку”, автор: Александр Шибин;

  36. Газета “Вечерний Харьков”, № 110 от 7 октября 2006 года;

  37. Газета “Мегаполис”, № 4 от 28 сентября 2006 года, статья “Мы не голосовали за такие тарифы. А мы?”, автор: Георгий Емец;

  38. Газета “Пятница”, № 39 от 28 сентября 2006 года, статья “Сложный мэр и интересные тарифы”, автор: Марина Пилипенко;

  39. Газета “Объективно”, № 21 от 28 сентября 2006 года, статья: “Свет в конце тарифного туннеля”, автор: Татьяна Яшина;

  40. Газета “Пятница”, № 39 от 28 сентября 2006 года, статья “Коммунальная сага”, автор: Вячеслав Манукян;

  41. Газета “Пятница”, № 39 от 28 сентября 2006 года, статья “Мы попали в цугцванг”, авторы: Алексей Перепелица, Геннадий Кунда, депутаты Харьковского городского совета, Коммунистическая партия Украины;

  42. Газета “Время”, № 113 от 7 октября 2006 года, статья “Ну и жизнь настает....”, автор: Татьяна Буряковская;

  43. Газета “Комсомольская правда”, № 190 от 10 октября 2006 года, статья “Кто получит льготы от местной власти?”;

  44. Газета “Вечерний Харьков”, № 111 от 10 октября 2006 года, статья “Тарифы без ширмы”;

  45. Газета «Вечерний Харьков», № 112 от 12 октября 2006 года, статья «Добкин «выбил» газ для Харькова», автор: Ирина Король;

  46. Газета «Mediapost», № 16 от 12 октября 2006 года, статья «Кому тепло дешевле?», автор: Марьяна Бухан.

  47. Газета «Слобода», № 82 от 13 октября 2006 года.

скачать


Смотрите также:
Луганский городской совет
422.85kb.
Структура органов мадоу «Детский сад №82 «Малыш» Структуру органов автономного учреждения составляют Учредитель, Наблюдательный совет, заведующий Учреждением, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, совет Учреждения
72.9kb.
Управление Учреждением
77.93kb.
Отчёт о работе Управляющего Совета маоу «сош№16» города Губкина Белгородской области
92.17kb.
Тема Изменения в государственном аппарате в начале XX века
135.86kb.
Администрации города Нижнего Новгорода Департамент образования
584.44kb.
Структура и органы управления образовательной организации (пункты из устава мобу
99.45kb.
Положение о Совете школы 1 Общие положения
86.25kb.
Городской Карнавал
36.77kb.
Программа по мотивации профсоюзного членства на 2011-2012 г г
310.31kb.
1. Утверждено конференцией Новочебоксарской городской
278.94kb.
Информация о проведенных мероприятиях городской акции
101.37kb.