Начальник управления образования Администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»
__________ В.М.Бихневич
Утверждаю:
Начальник управления министерства социального развития по опеке и попечительству Иркутской области по г.Нижнеудинску и Нижнеудинскому району
___________В.Н.Андриянов
Утверждаю:
Главный врач МУЗ «ЦРБ»
_____________ Л.И.Зуйченко
Положение об организации деятельности
психолого-медико-педагогической комиссии
на территории муниципального образования
«Нижнеудинский район»
Общие положения
Настоящее положение регулирует организационно-методическую основу деятельности психолого-медико-педагогической комиссии на территории муниципального образования
«Нижнеудинский район».
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создается в рамках приоритетных целей и задач модернизации российского образования, решение которых требует построения адекватной системы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении. В настоящее время оптимальным является организация ПМПК как структурного подразделения ППМС-центра.
Под системой ПМПК понимается двухуровневая организационная структура, в состав которой входят:
на муниципальном (районном) уровне - муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая является головной по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений.
на первичном уровне (уровне образовательного учреждения) - психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).
Для получения права определения образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья ПМПК проходит обязательную экспертизу в порядке, установленным Департаментом образования Иркутской области, по результатам которой получает соответствующее разрешение.
В своей деятельности ПМПК руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, решениями Департамента образования Иркутской области, настоящим Положением.
Деятельность системы ПМПК финансируется за счет бюджета системы образования муниципального образования «Нижнеудинский район», а также за счет целевых выплат на создание и деятельность ПМПК.
ПМПК работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, социальной защиты, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.
Цели и задачи
Целью ПМПК является организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.
Деятельность ПМПК направлена на решение следующих задач:
Своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии от 3 до 12 лет:
комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений его развития;
определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними;
подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также — лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;
Консультирование детей и подростков, обратившихся в ПМПК; родителей (законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении по вопросам, находящимся в компетенции ПМПК.
Организация семинаров, конференций по актуальной тематике для практических работников системы образования, здравоохранения, социальной защиты по вопросам организации сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении.
Координация взаимодействия специалистов ПМПК со специалистами служб сопровождения образовательных учреждений, родителями (законными представителями) для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий.
Осуществление контроля исполнения рекомендаций ПМПК и мониторинг динамики развития детей, прошедших обследования в условиях ПМПК.
Анализ собственной деятельности ПМПК и деятельности ПМПк образовательных учреждений на муниципальном уровне (по заказу/запросу Управления образования администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»).
Формирование банка данных о детях и подростках с нарушениями в развитии.
Создание информационной базы данных об учреждениях, в которые могут обратиться родители (законные представители) за помощью при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи.
Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной и правовой культуры населения.
Организационные основы системы ПМПК в муниципальном образовании «Нижнеудинский район»
Структура ПМПК в системе образования муниципального образования «Нижнеудинский район» обеспечивает ее функционирование на двух уровнях:
3.1. Уровень образовательного учреждения
3.1.1. Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений всех видов и типов - являются одной из форм работы Службы психолого-педагогического сопровождения в рамках ОУ по оказанию первичной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с проблемами в развитии и обучении с первых дней пребывания ребенка в учреждении.
3.1.2. ПМП консилиумы образовательных учреждений любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы:
создаются приказом руководителя образовательного учреждения; общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения
являются одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
обеспечивают диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
проводятся с периодичностью не реже одного раза в квартал.
3.1.3. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
3.1.4. Состав психолого-медико-педагогических консилиумов на уровне образовательного учреждения зависит от кадровой обеспеченности:
Вариант 1
Организация ПМПк непосредственно на базе образовательного учреждения (осуществляется при наличии всех специалистов ПМПк: психолог, учитель-дефектолог/логопед, социальный педагог, медицинский работник).
Вариант 2
При недостаточной кадровой обеспеченности специалистами психолого-медико-педагогического сопровождения в образовательном учреждении создаётся педагогический (Пк) или медико-педагогический (МПк) консилиум, деятельность которых сопровождается:
а) муниципальной ППМК или ППМС центром (ЦППРиК) различной направленности;
б) ПМП консилиумом образовательного учреждения, имеющего специалистов необходимой квалификации и расположенного на территории, приближенной к данному образовательному учреждению (сетевой принцип организации), на договорной основе.
Данные специалисты на основании договора с образовательным учреждением в рамках выездных консилиумов принимают участие в разработке программ сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении на основе комплексной психолого-медико-педагогической диагностики.
Муниципальный уровень
На базе ППМС центра – Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции и силами специалистов ЦППРиК организуется временно-созываемая муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия, заседания которой, при необходимости, могут проходить на базе любого образовательного учреждения МО «Нижнеудинский район».
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несет ответственность за подготовку валидных методик логопедического, дефектологического, психологического обследований детей с 3 до 12 лет.
Временно-созываемая ПМПК - обеспечивает выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания данного конкретного ребенка, формирует банк данных о детях с проблемами в развитии.
ПМПК является головной по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам (ПМПк) образовательных учреждений, организует и проводит социопсихологический мониторинг системы ПМПк на уровне муниципалитета, организует взаимодействие ПМПк образовательных учреждений на территории района (города) и координируют их деятельность
Координацию деятельности ПМПК по административной линии осуществляет специалист управления образования МО «Нижнеудинский район», который организует и контролирует деятельность по комплексному психолого-медико-социальному обеспечению образования на уровне муниципального образования, организует подготовку необходимых бланков ПМПК и несет ответственность за хранение документов ПМПК (Журнал записи на комиссию, график проведения ПМПК в территории, журналы регистрации детей, прошедших обследование ПМПК, протоколы ПМПК, справки и выписки из протоколов ПМПК), обеспечивает информационное и организационное единство служб сопровождения в образовательных учреждениях на территории муниципального образования; координирует и осуществляет контроль за воспитанием, обучением, правовой и социальной защитой детей с ограниченными возможностями здоровья и специальными образовательными потребностями; координирует взаимодействие со специалистами здравоохранения, социальной защиты населения, пенсионного фонда, учреждений образования, общественных организаций и других структур по вопросам организации комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования, а также по вопросам организации обучения и воспитания, специального образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья; организуют выполнение федеральных, региональных и иных нормативных документов по вопросам комплексного психолого-медико-педагогического обеспечения образования на муниципальном уровне; регулярно проводит совещания, конференции, семинары по актуальным вопросам психолого-медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса;