Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Тема «Металлургический комплекс»

Центры чёрной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк; центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре; центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Каменск-Уральский, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.


Тема «Химико-лесной комплекс»

Центры химической промышленности: Соликамск, Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Си-бирское; лесопромышленные центры: Архангельск, Сыктывкар, Енисейск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Братск.



Тема «Машиностроительный комплекс»

Центры трудоёмкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск; центры металлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил.

Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Тема «Инфраструктурный комплекс»

Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский; ж/д магистрали: Транссибирская, БАМ; научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.



Темы «Центральная Россия», «Северо-Запад»

Балтийское море, Финский залив, Окско-Донская равнина; возвышенности: Валдайская, Среднерусская; низменности: Окско-Донская, Мещерская; реки Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева; озера Псковское, Ильмень, Селигер; водохранилища: Горьковское, Рыбинское; каналы: им. Москвы (Москва — Волга), Волго-Балтийский, Мариинская система; заповедники: Дарвинский, Приокско-террасный.

Подмосковный угольный бассейн, КМА.

Города: Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.



Тема «Европейский Север»

Моря: Баренцево, Белое; заливы: Кандалакшский, Онежская губа; п-ова Рыбачий, Канин; острова Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач; возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы; Хибинские горы; Печорская низменность; реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень; озеро Имандра; Беломоро-Балтийский канал; заповедники: Кандалакшский, Лапландский.

Печорский угольный бассейн. Месторождения железных и цветных руд Кольского п-ова и Карелии.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута.

Кислогубская приливная электростанция, Кольская АЭС.

Тема «Поволжье»

Каспийское море, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность; реки: Волга, Дон; озёра: Эльтон, Баскунчак; водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское; Волго-Донской канал; национальный парк Самарская Лука, Астраханский заповедник; месторождения солей: Эльтон, Баскунчак.

Города: Казань, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань.

Тема «Юг европейской части»( Северный Кавказ )

Моря: .Азовское, Чёрное; Керченский пролив, Таманский п-ов, Ставропольская возвышенность; горы: Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус; низменности: Прикубанская, Тер-ско-Кумская, Кумо-Манычская впадина; реки: Кубань, Кума, Терек; Тебердинский заповедник, месторождения цветных металлов Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Тема «Урал»

Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал; горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар; реки: Кама, Урал, Белая, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть; заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Нижний Тагил, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Красноуральск, Краснотурьинск, Салават, Ишимбай, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Первоуральск, Соль-Илецк
Тема «Западная Сибирь»

Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский; полуострова: Ямал, Гыданский; возвышенность Сибирские Увалы; равнины: Ишимская, Барабинская; реки: Тобол, Ишим, Пур, Таз; озёра: Кулундинское, Чаны; Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн; Сургутская ТЭЦ.

Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск.

Нефтяные концерны: «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз».



Тема «Восточная Сибирь»

Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское; Енисейский залив: п-ов Таймыр; о-ва: Северная Земля, Новосибирские; возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана; горы: Бырранга, Енисейский кряж, Верхоянский хребет, Черского, Яно-Оймяконское нагорье; низменности: Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская; Цен-тральноякутская равнина; реки: Нижняя Тунгуска, Подка-менная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Оленек, Лена, Яна, Индигирка, Колыма; озеро Таймыр; Вилюйское водохранилище; заповедники: Усть-Ленский, Таймырский.

Бассейны каменно- и буроугольные: Таймырский, Зырянский.

Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск.



Тема «Южная Сибирь»

Алтай (г. Белуха), Восточный и Западный Саяны, Сала-ирский кряж, Кузнецкий Алатау, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет. Котловины: Кузнецкая, Минусинская, Тувинская; реки: Бия, Катунь, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь; озеро Те-лецкое.

Месторождения: Кузнецкий, Минусинский, Улуг-Хем-ский каменноугольные бассейны; железные руды Горной Шории, Хакассии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди; золотые прииски Алдана и Бодайбо; цветные и редкие металлы Рудного Алтая и гор Забайкалья.

Транссибирская магистраль, БАМ.

Города: Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

Тема «Дальний Восток»

Моря: Чукотское, Берингово, Охотское, Японское; проливы: Татарский, Лаперуза, Кунаширский; заливы: Пенжинская губа, Петра Великого; острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин; п-ова: Чукотский, Камчатский; горы: Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь; вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка; Зейско-Буреинская равнина; Среднеамурская низменность; реки: Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь; водохранилище Зейское; озеро Ханка; заповедники: Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь. •

Нижнезейский буроугольный бассейн, Охотский (остров Сахалин и шельф) нефтегазоносный бассейн; Амуро-Якутская магистраль; города: Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

Памятники всемирного культурного наследия на территории России

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников; Московский Кремль и Красная площадь; исторические памятники Новгорода и окрестностей; историко-архитектурный комплекс Соловецких островов; Белокаменные памятники Владимира и Суздаля; архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде; церковь Вознесения в Коломенском; историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля; ансамбль Ферапонтова монастыря.



Календарно-тематическое планирование

9 класс «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ: НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО»

( 68 часов; 2 часа в неделю)




Название раздела, темы урока

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы контроля

Практические работы


Домашнее задание

Раздел I. Политико-государственное устройство Российской Федерации (14ч).




Тема I. Геополитическое положение России (5ч).




1

Введение




Урок - введения

Что изучает экономическая и социальная география России. Роль географической информации в решение социально- экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

Уметь называть предмет изучения географии России; основные средства и методы получения географической информации; объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны.

Фронтальный







2

Российская Федерация. Политико-государственное устройство.




Урок изучения нового материала.

Административно –территориальное и политико- административное деление.

Знать: специфику административно-территориального устройства РФ; субъекты РФ, их различия и столицы.

Уметь: анализировать карту; показывать субъекты РФ на карте


Фронтальный; работа с картой, таблицей, схемой

Анализ карт административно территориального и политико- административного деления.

Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономных областей,входящих в состав РФ.



П.1,в.1-3(у)

3.

Географическое положение и границы России




Урок изучения нового материала

Географическое положение, его виды.

ЭГП и ПГП .Основные направления геополитики России



Знать : основные особенности ГП России

Уметь: описывать положение России на картах

Анализ карт; составление таблицы по результатам

сравнения карт.

Фронтальный и индивид


Работа с картой,

определение

особенностей

географического

положения


П.2,3

в.1-4(у) с.12,

в.1-4(у) с.15





4.

Государственная территория России.




Урок актуализации знаний и умений

Государственная территория России, ее особенности

Знать: понятия « территория», «пространство страны» .Уметь: определять особенности территории России.


Фронтальный

и

индивидуаль-



ный опрос, работа с

картой






П.4,в.1-3 с.19 (у)

5.

Геополитическое положение России




Урок обобщающего повторения.
















Тема 2. Население России (6 ч).




6.

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и воспроизводство населения России.




Урок изучения нового материала.

Население России. Численность населения. Естественное движение населения. Типы воспроизводства. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменение. Демографические проблемы в России.

Знать: основные понятия. Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям России, пользоваться статистическими данными, оценивать и прогнозировать изменения в численности населения страны.


Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Решение географических задач.




П.5,в. С.25


7.

Половой и возрастной состав населения. Продолжительность жизни.




Урок актуализации знаний и умений

Половой и возрастной состав населения.

Половозрастная пирамида ,ее своеобразие в России и определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни в России.



Знать: своеобразие полового и возрастного состава населения, средней продолжительности жизни в России. Уметь: объяснять причины социальных процессов

Эвристическая беседа с использование карт атласа. Сопоставление карт.

Изучение половозрастной пирамиды; сопоставление их с разным типом воспроизводства

п.6

8.

Национальный состав населения.

Религиозный состав населения России.






Урок изучения нового материала, актуализации знаний и умений

Народы России. Россия- многонациональное гос-во; многонациональность- специфический фактор формирования и развития России. Языковые семьи и группы, их география. Межнациональные проблемы. Виды религий. Многоконфессиональность и география основных религий на территории России.

Знать : основные понятия «этнос», «диаспора», «нация», «языковые группы», «языковые семьи». Народы и нации, населяющие Россию, языковые семьи, группы. Особенности размещения нации, крупнейшие нации России. основные понятия-«конфессия», «атеизм», виды религий, направление; география религий Уметь: приводить примеры, работая с картой; работать с картой и статистическими таблицами, анализируя распространение религий в России.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

№1. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения. Заполнение таблицы.

П.7,в.1-4 с 32(у)










Урок изучения нового материала, актуализации знаний и умений.



















Анализ карт и таблиц







Миграции, их виды. Причины, порождающие миграции. Основные направления миграционных

потоков на разных этапах развития страны. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.

.


Уметь: анализировать карты и статистические таблицы, объяснять существующие проблемы.Знать: основные понятия- «миграция», «эмиграция», «иммиграция», «сальдо миграций», виды миграций, «депортация», «репатриация»(«реэмиграция»).

Особенности современных миграций в России, причины, существующие проблемы.



Уметь: приводить примеры миграций, рассчитывать коэффициент прибывших и выбывших; объяснять существующие признаки социальных явлений.








П.8,в.1-5(у) с.37

9.


Миграции населения.







10.

Городское население и сельское население. Расселение населения.




Урок изучения нового материала, актуализации знаний и умений.

Урбанизация, её особенности в России. Крупные города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Концентрация населения в крупных городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Малые города и проблемы их во Сельская местность, географические особенности расселения .Типы. Проблемы сёл.

Географические особенности размещения населения, их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения: Основная полоса расселения и зона Севера. Плотность населения.

Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение её структуры. Проблемы безработицы. Географические различия в уровне жизни населения России; факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны- важнейшая социально-экономическая проблема.


Знать: основные понятия-«урбанизация», «агломерация», «мегаполис», «мегалополис»;виды городов. Крупнейшие по численности города России, городские агломерации; расположение их на карте, существующие проблемы российских городов. виды сельских поселений и их функции, их особенности в России. Существующие проблемы сел.

Знать: основные особенности и причины неравномерного размещения населения России. Основные зоны расселения , средняя плотность населения России.

Уметь: определять среднюю плотность населения, понимать существующие различия в размещении населения. Давать характеристику основным и очаговым зонам расселения, приводить примеры.

Знать: основные понятия- «трудовые ресурсы», «экономически активное население», занятость. Рынок труда; дефицит работников, безработица в России.

Уметь: объяснять существующие признаки социальных явлений; приводить примеры; работать с картой, статистическими таблицами.


Анализ карт и таблиц. Решение географических задач.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Учебное исследование по картам, таблицам.


2.Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение (работа с контурной картой и письменный вывод в тетради).




П.9,в.1-3 с. 43

11

Население России.




Урок обобщающего повторения.























Тема 3. Экономика России (3ч).


скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Малинская Ирина Григорьевна учитель географии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
699.38kb.
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
184.44kb.
Карпова Татьяна Владимировна учитель географии первой квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
782.4kb.
Рогожникова Ольга Васильевна учитель биологии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1825.24kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1357.51kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
173.26kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
176.54kb.
Пузина Надежда Васильевна учитель математики высшей квалификационной категории 2012 2013 учебный год пояснительная записка Структура курса рабочая программа
199.12kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013
571.71kb.
Рогожникова Ольга Васильевна учитель биологии высшей квалификационной категории Калининград, 2013
1187.57kb.
Устинова Белла Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории п. Участок №4, Таловский район, Воронежская область 2012 год русский язык пояснительная записка рабочая программа
8275.22kb.
Методическая система Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся Иванова Ирина Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории моу города Кургана «Гимназия №57»
44.01kb.