Главная стр 1стр 2стр 3
скачать




12


Хозяйство России. География основных типов экономики на территории России.




Урок изучения нового материала.

Что такое хозяйство (экономика) страны. Цели и задачи. Уровень развития хозяйства. Типы экономических систем и их особенности развития. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы. Структура экономики по отраслям. Особенности развития в России. Деление хозяйства на сектора, функциональные особенности каждого. Их связь с этапами экономического развития общества.

Территориальная структура хозяйства. Особенности неравномерного развития хозяйства по территории страны.

Особенности функциональной и территориальной структуры хозяйства России. Показатели, характеризующие уровень экономического развития .Принципы размещения предприятий: условия и факторы размещения. Формы организации производства. Интенсивный и экстенсивный путь в развитии экономики.


Знать: основные понятия -«хозяйство» («экономика»), уровни развития, цели и задачи. Типы

экономических систем, особенности каждой. основные понятия-«предприятие», «учреждение», «отрасль экономики», «межотраслевой комплекс». Структуру экономики по отраслям.



секторы экономики, их особенности. Этапы экономического развития. Закономерности в территориальной структуре экономики.

Уметь: отличать типы экономических систем, давать им оценку ( в том числе и в России), находя «+» и «-».соотносить различные сферы жизни по основным отраслям экономики, соотносить отрасли экономики по секторам, объяснять закономерности размещения их по территории России.


Фронтальный устный опрос.





П.10

13

Проблемы ресурсной экономики России.




Урок актуализации знаний и умений.

Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики России. Особенности в размещении и потреблении разных видов ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов . Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.

Знать: главные природные ресурсы страны, особенности размещения, основные проблемы использования.

Уметь: давать хозяйственную оценку природным ресурсам России, решать проблемы их хозяйственного использования.







П.11

14

Особенности экономики России. Реформы. Перспективы развития.




Урок актуализации знаний и умений.

Современное хозяйство России, его задачи. Экономический кризис и его причины. Пути реформ и перспективы развития. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.

Знать: главные особенности экономического развития России, причины кризиса; основные направления государственных реформ.

Понимать место и роль России в современной мировой экономике.







П.12




Раздел II. Межотраслевые комплексы России (22 ч).

15

Научный комплекс.




Урок актуализации знаний и умений.

Наука, её состав и роль в жизни современного общества .География российской науки. Города науки и технополисы. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в России. Современное состояние, проблемы, перспективы развития.

Понимать роль науки в современном экономическом развитии и в дальнейшем росте благосостояния населения.

Знать: особенности развития российской науки, главные центры; существующие проблемы.







П.13

Тема 4. Машиностроительный комплекс (4 ч).

16

Машиностроительный комплекс.




Урок изучения нового материала.

Значение и место комплекса в хозяйстве страны. Состав комплекса. Связь с другими межотраслевыми комплексами страны.

Знать: основные хозяйственные функции отрасли, её значение, состав.

Конверсия. Специализация машиностроительных предприятий.









П.14

17

Факторы размещения машиностроения.




Урок актуализации знаний.

Факторы размещения предприятий машиностроительного комплекса. География науко- трудо- и металлоёмких отраслей.

Понимать роль каждого фактора в закономерности размещения разных отраслей машиностроения.

Знать: основные центры

-науко, -трудо, -металлоёмких отраслей в России.



Работа с картами, таблицей.

3. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.(таблица в тетради)






П.15

18

География машиностроения.




Урок-исследование.

Основные районы и центры машиностроения в России. Проблемы и перспективы развития комплекса.

Знать и показывать размещение наиболее распространённых отраслей машиностроения по территории России.

Понимать существующие проблемы в развитии машиностроения. Дальнейшие задачи и перспективы развития.

Учебное исследование по картам, решение географических задач.

1.

Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.



П.16

19

Военно-промышленный комплекс .(ВПК)




Урок актуализации знаний и умений.

ВПК, его состав. место и роль в жизни современного общества. География российского ВПК , особенности размещения предприятий основных отраслей. Города науки и технополисы. Проблемы и перспективы отрасли.

Знать: основные понятия-«ВПК»,состав, принципы и факторы размещения, особенности развития в России, ведущие отрасли.

Показывать на карте главные центры. Приводить примеры наукоёмкости производства в России.

Учебное исследование по картам, решение географических задач.




П.17

Тема 5. Топливно-энергетический комплекс (3 ч ).

20

Топливно-энергетический комплекс.




Урок изучения нового материала.

Значение и место комплекса в хозяйстве. Состав ТЭК. Связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности развития ТЭК в России.

Знать: значение, состав ТЭК, понятия -«ТЭК», «топливно-энергетический баланс», «условное топливо».

Понимать особенности развития ТЭК в России.

Фронтальный опрос.




П.18

21

Топливная промышленность.




Урок-исследование.

Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов. Угольная промышленность. Способы добычи угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов России. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Знать: особенности каждого вида топливного сырья, его характеристики в России. Основные бассейны и их особенности. Существующие проблемы и перспективы развития.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам( заполнение таблицы в тетради или описание по плану).

П.19

22

Электроэнергетика.




Урок изучения нового материала. Актуализации знаний.

Электроэнергетика: значение и особенности отрасли. Типы электростанций, особенности их работы. Факторы и районы размещения в России. Энергосистемы.

Знать: основные виды электростанций, их особенности, «+», «-».

Размещение и развитие в России, крупнейшие энергосистемы.









П.20

Тема 6. Комплексы, производящие конструкционные материалы( 6 ч ).

23

Конструкционные материалы. Металлургический комплекс.




Урок изучения нового материала.

Состав комплекса, производящего конструкционные материалы; отрасли, производимая продукция. Металлургический комплекс: место и значение в хозяйстве страны. Состав. Особенности отрасли. Основные факторы размещения металлургических предприятий и главные металлургические базы России.


Знать: состав комплекса, производимую продукцию.

Основные понятия-«конструкционные материалы», «металлургия», «металлургический комбинат» и его стадии, «обогащение», «прокат», предприятия полного и неполного цикла, факторы размещения.



Показывать крупнейшие металлургические базы России.

Индивидуальный и фронтальный.




П.21,22

24

Чёрная металлургия.




Урок актуализации знаний и умений.

Чёрная металлургия. Традиционная и новая технология получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География чёрной металлургии России.

Знать: стадии производства и особенности развития чёрной металлургии в России. Характеризовать основные базы чёрной металлургии.

Показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры.

Уметь объяснять закономерности их размещения.

Учебное исследование по картам атласа и статистическим материалам.

Фронтальный и индивидуальный опрос.



2.Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам(работа с контурной картой).

П.23

25

Цветная металлургия.




Урок актуализации знаний и умений.

Цветная металлургия, значение, отраслевой состав. Основные черты географии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории России.

Знать: особенности развития цветной металлургии; деление на подотрасли; понятие «флотация». Особенности развития цветной металлургии в России, её географию.

Уметь характеризовать крупнейшие базы цветной металлургии в России.


Фронтальный и индивидуальный опрос.

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия( таблица в тетради).

П.24

26

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.




Урок актуализации знаний и умений.

Состав, место и значение комплекса в экономике страны. Связь с другими межотраслевыми комплексами. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности

Знать: знать специфику химической промышленности, её состав, факторы развития.

Индивидуальный опрос.




П.25

27

Химическая промышленность в России.




Урок актуализации знаний и умений.

Особенности развития отрасли в России и её география. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы, факторы размещения. Проблемы отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Знать: особенности развития отрасли в России, важнейшие базы, факторы размещения.

Анализировать карты атласа, показывать основные химические базы страны и главные центры.

Составлять характеристику баз, используя различные источники географической информации.

Частично поисковая беседа, сопоставление карт атласа, их анализ.

Индивидуальный, фронтальный опрос.



.Сопоставление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам (таблица в тетради).

П.26

28

Лесная промышленность.




Урок актуализации знаний и умений.

Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Проблемы развития в России.


Знать: особенности отрасли, её состав, особенности развития в России, географию важнейших центров.

Составлять характеристику основных баз, объяснять факторы их размещения.

Показывать на карте.

Частично поисковая беседа, сопоставление карт атласа.




П.27

Тема 7. АПК (3ч ).

29

АПК – состав и значение.




Урок изучения нового материала.

Значение АПК в хозяйстве, состав, его роль. Факторы размещения и типы предприятий АПК. Сельское хозяйство. Особенности развития, отраслевой состав; виды земельных угодий. Особенности развития в России, экстенсивный и интенсивный путь. Проблемы и перспективы.

Знать: особенности комплекса, состав; основные понятия- «АПК», «сельское хозяйство», два пути в развитии сельского хозяйства, с/х угодья, структура земельного фонда; виды с/х предприятий; мелиорация, её меры в России.

Фронтальный и индивидуальный опрос.




П.28

30

Земледелие и животноводство




Практикум.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.




Знать: ведущие направления отраслей земледелия и животноводства в стране, географию их распространения.

Уметь показывать и характеризовать с использованием карты.

Исследование по картам, сопоставление таблиц. Индивидуальная работа по заполнению таблиц. Фронтальный и индивидуальный опрос.

3.Определение по картам и статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства( письменная характеристика в тетради).

П.29

31

Пищевая и лёгкая промышленность.




Урок актуализации знаний и умений.

Пищевая промышленность, её значение, отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья. География важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России. Лёгкая промышленность, её значение и отраслевой состав. Связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития лёгкой промышленности.

Знать: специфику отраслей пищевой и лёгкой промышленности, геграфию размещения основных отраслей и центров.

Уметь систематизировать информацию, используя карты атласа и статистические материалы.


Анализ различных источников информации, составление таблицы.




П.30

Тема 8. Инфраструктурный комплекс (5ч).

32

Инфраструктурный комплекс, роль транспорта.




Урок изучения нового материала.

Состав, место и значение ифраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими комплексами.

Транспорт: значение, роль, особенности. Проблемы и перспективы развития.



Знать: особенности, состав инфраструктуры, специфику развития в России. Виды транспорта, его особенности. Основные понятия-«транспортный комплекс», «транспортная система», «грузооборот», «пассажирооборот», «грузоподъёмность», «себестоимость транспорта», «себестоимость перевозок», «пропускная способность»


Индивидуальный опрос.

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

П.31

33

Сухопутный транспорт.




Урок-исследование.

Сухопутный транспорт, особенности его развития. Развитие в России, основные магистрали. Крупнейшие транспортные узлы. Существующие проблемы и перспективы развития.


Знать преимущества и недостатки данного вида транспорта. Особенности развития в России, крупнейшие магистрали и узлы, показывать их на карте.

Сопоставление и анализ карт атласа и таблиц. Систематизация материала по таблице. Фронтальный опрос.




П.32

34

Водный, воздушный транспорт.




Урок-исследование.

Водный и воздушный транспорт. Особенности их развития. Развитие в России, основные магистрали. Крупнейшие транспортные узлы. Существующие проблемы и перспективы развития.


Знать преимущества и недостатки данных видов транспорта. Особенности развития в России, крупнейшие магистрали и узлы.

Показывать океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные пути.

Фронтальный опрос.




П.33

35

Связь. Сфера обслуживания.




Урок изучения нового материала.

Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение. Жилищное и рекреационное хозяйство. Особенности и проблемы. Перспективы развития. География рекреационного хозяйства в России.

Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения. Географические различия обеспечения россиян жильём. Значение для экономики России развития рекреационного хозяйства.







П.34

36

Хозяйство России.




Урок обобщающего повторения







Тестирование.







Раздел III. Регионы России (28 ч).

37

Экономическое районирование России.




Урок изучения нового материала, актуализации знаний.

Районирование - важнейший метод изучения в географии. Основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования территории. Факторы районирования. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Крупные экономические регионы России.

Знать: основные понятия- «районирование», «географическое разделение труда»(ГРТ), «специализация района», «территориально-производственный комплекс»(ТПК). Виды районирования. Макрорегионы и экономические регионы России.

Уметь: объяснять принципы районирования.

Показывать экономические регионы на карте.

Учебное исследование по картам, решение географических задач.





П.35

Тема 9. Западный макрорегион-Европейская Россия (13 ч).

Центральная Россия (3ч).

38

Состав, ЭГП, природные ресурсы. Население.




Урок изучения нового материала.

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Природные условия и природные ресурсы. Центральная Россия- историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселённости. Специфика населения. Условия жизни и занятости населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Центральной России;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов Центральной России; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов,

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.


Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению конспект-схемы.




П.36,37,38

сельской местности.

Москва- столица России.

Функции Москвы.

Современные проблемы и перспективы Центральной России.



39

Хозяйство Центральной России.




Урок-исследование.










4

Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.



П.38

40

Столичный регион. Узловые районы.










5.Сравнение географического положения и планировка двух столиц Москвы и Санкт-Петербурга.

П.39-41

Северо-Западная Россия( 1 ч ).

41

Северо-Западная Россия.




Урок актуализации знаний и умений.

Географическое положение

Состав и соседи района.

Оценка природно-ресурс-

ного потенциала. Этапы

освоения территории.На

селение. Традиции и быт.

Древние города Северо-

Запада- Новгород, Псков,

Санкт-Петербург.Отрасли

Специализации.Промыш-

леность,с/х, транспорт,

крупнейшие порты.

Анклав-особенности гео-

графического положе-

ния Калининградской

области.Проблемы и

перспективы развития.

,


Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Северо-Западной России;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов Северо-Западной России; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности







П.42

Европейский Север (2 ч ).













повседневной жизни.

42

Состав, ЭГП, природные ресурсы.

Население.






Урок изучения нового материала.

Географическое положение .Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города- Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.



Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Европейского Севера

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов Европейского Севера; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.



Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению конспект- схемы. Индивидуальный опрос.




П.43,44

43

Хозяйство Европейского Севера.




Урок-исследование.

Анализ карт, других источников информации. Завершение заполнения конспект-схемы.

Индивидуальный, фронтальный опрос.



Составление анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района

П.45

Северный Кавказ ( 2 ч ).
















44

Состав, ЭГП, природные ресурсы. Население.




Урок изучения нового материала, актуализации знаний и умений.

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Густая населённость района. Этническая и религиозная пёстрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК- главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск .Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Северного Кавказа;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов Северного Кавказа; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.



Эвристическая беседа с использованием карт атласа;работа по заполнению конспект-схемы. Индивидуальный опрос.




П.46,47

45

Хозяйство Северного Кавказа.




Урок-исследование.

Анализ карт и других источников информации. Завершение заполнение конспект-схемы.

Индивидуальный, фронтальный опрос.



Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

П.48

Поволжье ( 2 ч ).

46

Состав, ЭГП, природные ресурсы. Население.




Урок актуализации знаний и умений.

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга- главная хозяйственная ось района. Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Хозяйственное развитие района, отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Поволжья

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов Поволжья; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.



Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению конспект-схемы. Индивидуальный опрос




П.49,50

47

Хозяйство Поволжья.




Урок-исследование.

Анализ карт, других источников информации. Завершение заполнения конспект-схемы.

Индивидуальный, фронтальный опрос



6.Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

П.51

Урал (3 ч ).

48

Состав, ЭГП, природные ресурсы. Население.




Урок актуализации знаний и умений.

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск. Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Урал- экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Урала

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов Урала; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни



Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению конспект-схемы. Индивидуальный опрос




П.52,53

49

Хозяйство Урала.




Урок-исследование.

Анализ карт, других источников информации. Завершение заполнения конспект- схемы.

Индивидуальный, фронтальный опрос



Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала(составление картосхемы). №7.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем.

П.54

50


Западный макрорегион-Европейская Россия




Урок обобщающего повторения







Деловая игра







Тема 10. Восточный макрорегион-Азиатская Россия ( 6ч ).

51

Особенности макрорегиона.




Урок изучения нового материала, актуализации знаний.

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации..

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Сибири

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов Сибири; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.



Анализ карт, других источников информации. Заполнение конспект-схемы.

Индивидуальный, фронтальный опрос






П.55,56

52


Западная Сибирь.




Урок изучения нового материала, актуализации знаний и умений.

Западная Сибирь- главная топливная база России. Заболоченность территории- одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая- объект всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития




8.Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

П.57

53

Восточная Сибирь.




Урок изучения нового материала, актуализации знаний и умений.

Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Многолетняя мерзлота. Крупнейшие реки страны. Байкал- объект Всемирного природного наследия.

Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.



Анализ карт, других источников информации. Заполнение конспект-схемы.

Индивидуальный, фронтальный опрос



.9.

Составление характеристики Норильского промышленного узла.



П.58

54

Дальний Восток.




Урок изучения нового материала, актуализации знаний и умений

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Река Амур. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга- уникальный природный комплекс. Природные контрасты. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Дальний Восток- далёкая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Сибири

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов Сибири; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.




Анализ карт, других источников информации. Заполнение конспект-схемы.

Индивидуальный, фронтальный опрос



10. Объяснение размещения крупнейших ТПК ,установление причин уровня сформированности каждого из них.

П.59

55

Восточный макрорегион-Азиатская Россия




Урок обобщающего повторения







Деловая Игра







56

Регионы России.




Обобщающее повторение







Тестирование.







Тема 11. Социально-экономическая география Калининградской области (8+1 ч).

57

Состав, ЭГП, природные условия и ресурсы.




Урок изучения нового материала, актуализации знаний и умений.

Специфика области. Анклав. Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяжённость границ. Природные условия и ресурсы. Их влияние на быт, жизнь и хозяйственную деятельность населения. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории региона. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Анализ экономических карт России и своего региона.

Называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяжённость границ, народы, наиболее распространённые языки, религии; важнейшие природно- хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.

Определять: географическое положение.

Описывать: географическое положение (ЭГП, ПГП и др.)

Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенностей быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровнях урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Оценивать: изменения в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал региона.


Учебное исследование по картам, дополнительным источникам информации. Презентации учащихся. Работа по заполнению алгоритма конспект-схемы.

Творческая работа в микрогруппах.



Защита творческих проектов.


11. Определение ЭГП и ПГП Калининградской области.

Записи в тетради

58

Население.




Урок-исследование.




Записи в тетради

59

Хозяйство: промышленность




Урок изучения нового материала.

12. Хозяйственная оценка природных ресурсов и условий их освоения.

Записи в тетради

60


АПК региона










Записи в тетради

61

Инфраструктура (транспорт, связь, туризм).





Урок актуализации знаний.

Составление картосхемы внешнеэкономических отношений Калининградской области.

Записи в тетради

62

Внешнеэкономические отношения.





Урок актуализации знаний.

Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Калининградской области

Записи в тетради

63

Города.




Урок актуализации знаний.

Фронтальный опрос.




Записи в тетради

64

Проблемы региона.




Урок актуализации знаний.

Фронтальный опрос.




Записи в тетради

65

География своего региона.




Урок повторения и обобщения.







Записи в тетради

Раздел IV. Россия и мир (2 ч +1).

Тема 12. Россия в современном мире (3).

65

Место России среди стран мира.




Урок актуализации знаний и умений.

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Уметь: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы.




Записи в тетради

66

Место России среди стран мира.




Урок актуализации знаний и умений.




Записи в тетради

67

География России.




Урок повторения и обобщения.







Эвристическая беседа по результатам групповой работы.






Резерв 1 час





скачать

<< предыдущая  
Смотрите также:
Малинская Ирина Григорьевна учитель географии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
699.38kb.
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
184.44kb.
Карпова Татьяна Владимировна учитель географии первой квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
782.4kb.
Рогожникова Ольга Васильевна учитель биологии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1825.24kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1357.51kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
173.26kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
176.54kb.
Пузина Надежда Васильевна учитель математики высшей квалификационной категории 2012 2013 учебный год пояснительная записка Структура курса рабочая программа
199.12kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013
571.71kb.
Рогожникова Ольга Васильевна учитель биологии высшей квалификационной категории Калининград, 2013
1187.57kb.
Устинова Белла Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории п. Участок №4, Таловский район, Воронежская область 2012 год русский язык пояснительная записка рабочая программа
8275.22kb.
Методическая система Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся Иванова Ирина Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории моу города Кургана «Гимназия №57»
44.01kb.