Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №23

Рассмотрена на заседании кафедры

общественных наук

МАОУ лицея №23

протокол № от




Утверждена

на заседании НМС

МАОУ лицея №23

протокол №-------



от________________________

Разрешена к применению

приказом директора

МАОУ лицея №23

приказ №______________ от___________________






Директор

МАОУ лицея №23

Беркунова М.А.

__________________


м.п.

Рабочая программа

по географии 9 - е классы Л, М1, М2

базовый уровень

адаптированная на основе примерной программы «География»

направленность: общеобразовательная

УМК: под ред. В.П.Дронова, В.Я.Рома

«География России. Население и хозяйство»

Количество часов:

программа - 68

учебный план - 2



Составитель:

Малинская Ирина Григорьевна

учитель географии

высшей квалификационной категории

Калининград, 2013

Пояснительная записка.
Рабочая программа соответствует программе « География России. Население и хозяйство» 9 класс под редакцией И.В. Душиной.

Данная программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии (приказ Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089)

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

На изучении географии в 9 классе, на основании федерального базисного учебного плана отводится 68 часов, из расчета 2 учебных часов в неделю. В программу включено отдельной темой изучение своего региона - Калининградской области. Запланировано 12 практических работ.



В учебно-методический комплект входят:

  • География России. Население и хозяйство 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Дронов В.П.,Ром В.Я..- М.: Дрофа,2013.

  • Атлас

  • Контурная карта

  • География Янтарного края России: Учебник по курсу « Региональная география Калининградской области»./ Под ред. В.В. Орленка.-Калининград: ОАО « Янтарный сказ»,2008.

  • Электронные мультимедийные пособия.

  • Методические пособия для учителя.


Введение.
Курс « География России» изучается в 8-9 классах и занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

При изучении курса «География России» необходимо исходить из того, что одна из главных его задач в современных условиях – формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа трёх основных компонентов: природы, населения и хозяйства. Большое

Рабочая программа соответствует программе « География России. Население и хозяйство» 9 класс под редакцией И.В. Душиной.

Данная программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии (приказ Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089)

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

На изучении географии в 9 классе, на основании федерального базисного учебного плана отводится 68 часов, из расчета 2 учебных часов в неделю. В программу включено отдельной темой изучение своего региона - Калининградской области. Запланировано 12 практических работ.



В учебно-методический комплект входят:

  • География России. Население и хозяйство 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Дронов В.П.,Ром В.Я..- М.: Дрофа,2013.

  • Атлас

  • Контурная карта

  • География Янтарного края России: Учебник по курсу « Региональная география Калининградской области»./ Под ред. В.В. Орленка.-Калининград: ОАО « Янтарный сказ»,2008.

  • Электронные мультимедийные пособия.

  • Методические пособия для учителя.


Введение.
Курс « География России» изучается в 8-9 классах и занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

При изучении курса «География России» необходимо исходить из того, что одна из главных его задач в современных условиях – формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа трёх основных компонентов: природы, населения и хозяйства. Большое внимание уделено регионализации курса, что особенно важно для такой большой страны, как Россия.

Изучение географии в 9 классе является естественным продолжением данного курса в 8 классе и рассматривает часть II«География России. Население и хозяйство». Завершается изучение курса оценкой места и роли России в современном мире.

Главная цель курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

Основные задачи курса:


  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

  • Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными ( компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуется и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.


Требования к результатам  обучения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.



Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм соб-ственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Предметные результаты

В результате изучения курса «География России» ученик должен:


Знать/понимать

• основные географические понятия и термины: федерация, государственная территория, экономическая зона, континентальный шельф, экономико-географическое положение, геополитическое положение, местное время и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное движение населения, миграция, экономически активное население, трудовые ресурсы, агломерация, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, ресурсная база, хозяйство страны, предприятие, отрасль хозяйства, межотраслевой комплекс, отраслевая и территориальная структура хозяйства, кооперирование, специализация, транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажирооборот, экономическая интеграция;



  • различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

  • географическую зональность и поясность;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

  • связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;

  • особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

  • меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • для определения поясного времени;

  • для чтения карт различного содержания;

  • для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.



Содержание программы.

Введение (1 ч).

Что изучает социальная и экономическая география России. Цели и задачи курса. Структура курса. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем. Методы географических исследований.


Общая часть курса (33 ч ).

Раздел I. Политико-государственное устройство Российской Федерации. (14 ч).

Тема 1. Геополитическое положение России (5ч )

Особенности и виды географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны.

Виды государственных границ России. Особенности сухопутных и морских границ. •

Административно-территориальное устройство РФ. Субъекты Федерации. Их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Тема 2. Население (6ч)
Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в России.

Народы России. Основные языковые семьи и группы, их размещение. Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения и география основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география.

Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах.

Географические особенности расселения сельского населения. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл.



Причины, типы и направления миграций населения на территории России. Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России, природных условий и современных миграций на географические особенности современного размещения населения. Основная полоса расселения, зона Севера.

Трудовые ресурсы. Роль экономически активного населения в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны. Перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства. Проблема занятости населения и пути её решения.


Тема 3. Экономика России (3ч).
Общая характеристика хозяйства России. Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития России. Показатели, характеризующие уровень экономического развития.

Современное хозяйство России, его задачи. Подразделение хозяйства на сектора, межотраслевые комплексы, отрасли. Виды предприятий и факторы их размещения. Отраслевая и функциональная структура экономики. Территориальная структура хозяйства.

Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.

Раздел II. Межотраслевые комплексы России и их география (22 ч).
Тема 4. Научный комплекс (1ч). Наука, её состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в России. Современное состояние российской науки, проблемы и перспективы развития.
Тема 5.Машиностоительный комплекс (4ч).

Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами.

Факторы размещения предприятий машиностроительного комплекса. География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей военно-промышленного комплекса.

Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.

Тема 6. ТЭК (4ч).


Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Топливно-энергетический баланс.

Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов.

Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы.

Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и проблемы окружающей среды.


Тема 7. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. (6ч ).

Металлургический комплекс (3ч ). Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны.

Черная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География чёрной металлургии России.

Цветная металлургия, значение, отраслевой состав. Основные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны.

Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.



Химико-лесной комплекс ( 3ч ). Состав, место и значение в экономике страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса.

Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав.

Лесная промышленность: география ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения предприятий.

География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы.

Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и окружающая среда.

Тема 8. АПК (3ч ).

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы предприятий АПК.

Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения земледелия и животноводства.

Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения.

Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.


Тема 9. Инфраструктурный комплекс ( 5ч ).

Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России.

Особенности разных видов транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны.

Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение.

Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение, диспропорции в размещении. Научный комплекс: особенности размещения главных научных центров, значение в хозяйстве, перспективы развития.

Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.

Раздел III. Регионы России (28ч).

.

Районирование России (1ч ).

Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Зона Севера и основная зона. Что такое природно-хозяйственные регионы. Крупные природно-хозяйственные регионы на территории страны: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Тема 10. Западный макрорегион – Европейская Россия(13ч).

Общая комплексная характеристика европейской части России (1 ч). Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европейской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

Центральная Россия (3 ч). Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона. Центральная Россия — историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро Российского государства. Состав региона.

Основные черты природы и природные факторы развития территории: равнинность территории, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов. Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов.

Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Крупные города и городские агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов. Культурно-исторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.

Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры.

Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы региона.

Внутрирегиональные различия. Московский столичный регион.



Европейский Север (2 ч). Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах.

Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера.

Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона.

Специализации хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства.

Потенциал региона для развития туристско-экскурси-онного хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы.

Северо-Запад (1 ч). Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области.

Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов.

Новгородская Русь — район древнего заселения. Старинные русские города — культурно-исторические и туристические центры.

Высокая плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург — северная столица России, его роль в жизни региона.

Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, ту-ристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы.

Экономические, социальные и экологические проблемы региона.



Поволжье (2 ч). Состав региона. Этапы хозяйственного освоения и заселения. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях Русской равнины.

Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальное™ климата, разнообразие природных зон, плодородие почв. Волга — природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллион-ники и крупные города.

Современная специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы.

Юг европейской части страны- Северный Кавказ (2 ч). Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения.

Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата, особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на восток и с подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства.

Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального и религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем. Культурно-исторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сельского населения. Крупные города.

Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Урал (2 ч). Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав региона.

Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории региона. Природные ресурсы.

Многонациональность населения региона. Культурно-исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение населения и размещение промышленности.

Урал — старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации: горнодобывающая, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, ВПК.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Тема 10. Восточный (азиатский) макрорегион (6ч).

Общая комплексная характеристика Азиатской части России. Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства азиатской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских. Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа.

Проникновение русских в Сибирь. Первые сибирские города-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки. Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона.

Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и экономических условий на особенности размещения населения.

Хозяйство ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения территории. Региональные различия на территории Сибири.



Западная Сибирь. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и сильная заболоченность территории, проявление широтной зональности природы от тундр до степей.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.

Специализация хозяйства — нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.

Влияние природных условий на жизнь и быт человека.

Коренные народы: ненцы, ханты, манси, особенности их жизни и быта, основные занятия.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Внутрирайонные различия.

Восточная Сибирь. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, кормовые.

Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта.

Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей.

Внутрирайонные различия.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Дальний Восток. Состав региона. Особенности географического положения. Этапы освоения и заселения территории.

Особенности природы и природные факторы развития территорий: геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление широтной зональности и высотной поясности. Природные ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и агроклиматические.

Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока.

Специализация района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная отрасли. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Внутрирайонные различия.


Тема 11.География своей области (8ч).

Специфика области. Анклав. Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяжённость границ. Природные условия и ресурсы. Их влияние на быт, жизнь и хозяйственную деятельность населения. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории региона. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Анализ экономических карт России и своего региона.




Раздел IV. Россия и мир (3ч).

Место России среди стран мира. Памятники Всемирного культурного наследия на территории России. Международные экономические связи России, место в международном экономическом разделении труда.




Практические работы:

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

  3. Определение по картам и статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

  6. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского юга и Поволжья.

  7. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

  8. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.

  9. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

  10. Объяснение размещение крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).

  11. Определение экономико - географического и политико-географического положения Калининградской области.

  12. Хозяйственная оценка природных ресурсов Калининградской области и условий их освоения.



Перечень географических объектов (номенклатура)

по курсу «География России»

Тема «Географическое положение России»

Мыс Флигели (арх. Земля Франца-Иосифа), м. Челюскин (п-ов Таймыр), г. Базардюзю (Кавказ), Балтийская коса (Гданьский залив, город Калининград), м. Дежнёва (Чукотский п-ов); моря Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское море-озеро; проливы Берингов, Лаперуза, Кунаширский; заливы Финский, Пенжинская губа; арх. Земля Франца-Иосифа, острова Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Курильские, Сахалин; п-ова Камчатка, Кольский, Ямал, Таймыр.


Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низм., Среднерусская возв., Приволжская возв.); Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье (плато Путора-на), Кумо-Манычская впадина, Кавказ (Большой Кавказ, г. Эльбрус), Урал, Алтай (г. Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плоскогорье, Чукотское нагорье, Сихо-тэ-Алинь.

Нефтегазоносные провинции: Волго-Уральская, Северо-Кавказская, Тимано-Печорская, Баренцево-Карская, Западно-Сибирская, Лено-Тунгусская, Лено-Вилюйская, Охотская, Восточно-Арктическая.

Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.

Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Щория.

Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь.

Месторождения фосфатных руд: Кольский п-ов, Вятско-Камское, месторождения Алтае-Саянского бассейна.

Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.



Тема «Климат и агроклиматические ресурсы»

Оймякон.


Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»

Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур; озёра Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал; вдхр. Куйбышевское, Рыбинское, Братское; Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.


Тема «Растительный и животный мир, биологические ресурсы»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора.



Тема «Топливно-энергетический комплекс»

Система трубопроводов с Тюменского Севера на запад (в том числе «Сияние Севера», «Союз»); ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская; ГЭС: Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская, Волжский каскад; АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская, Единая Энергосистема (ЕЭС).



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Малинская Ирина Григорьевна учитель географии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
699.38kb.
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
184.44kb.
Карпова Татьяна Владимировна учитель географии первой квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
782.4kb.
Рогожникова Ольга Васильевна учитель биологии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1825.24kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1357.51kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
173.26kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
176.54kb.
Пузина Надежда Васильевна учитель математики высшей квалификационной категории 2012 2013 учебный год пояснительная записка Структура курса рабочая программа
199.12kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013
571.71kb.
Рогожникова Ольга Васильевна учитель биологии высшей квалификационной категории Калининград, 2013
1187.57kb.
Устинова Белла Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории п. Участок №4, Таловский район, Воронежская область 2012 год русский язык пояснительная записка рабочая программа
8275.22kb.
Методическая система Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся Иванова Ирина Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории моу города Кургана «Гимназия №57»
44.01kb.