Главная стр 1
скачать
Тема урока: «Малые жанры фольклора»

(загадки, заклички, пословицы, потешки, скороговорки, считалки, песни)



Цель деятельности педагога: создать условия для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся малых жанров фольклора, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.

Задачи:

Образовательная:

• работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.



Развивающие:

• способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества;

• развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.

Воспитательные:

• ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения и читательского опыта, и способности понимать силу слова;

• формировать любовь к Родине с помощью фольклорных произведений;

• способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;

метапредметные:

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;

познавательные – повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи;

коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;

предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).

Ход урока

Организационный момент

Пожалуйте, гости дорогие!

На сегодняшний урок

В расписной наш теремок

(дети проходят каждый в свою группу, тихо садятся)

Мотивация

- Посмотрите внимательно вокруг, что вас обрадовало, а может быть насторожило в убранстве нашего кабинета?

(много старинных предметов, которыми пользовались раньше в крестьянских семьях)

- Какому народу принадлежат они все? (русскому)

Значит и разговор сегодня пойдет о русском, о народном.

- Скажите, а какое сейчас время года? (зима)

- Верно, ребята, зима. А вы знаете, что в старые времена на Руси был такой обычай, когда поздней осенью был собран весь урожай, а в закрома засыпано зерно, собирались жители все вместе коротать долгие осенние да зимние вечера, устраивались посиделки, вечерки.

За окном трескучий мороз, злой ветер, вьюга, а в избе в печи дрова потрескивают, тепло да уютно. Смотришь, кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, кто ложки из дерева вырезает. Как говорится – «От скуки бери дело в руки». Так и веселили друг друга. То песню затянут, то шуткой перебросятся, загадки загадывают. Вот и вы сейчас отгадайте мои загадки:

Как зовут меня, скажи:

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый?..

На травинке солнце бьётся,

С ветерком на небо рвётся.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

- О чем идет речь в загадках? (о цветах)

- Сегодня мы с вами вспомним и смастерим еще один необычный цветок, который называют «живым». У этого цветка вместо лепестков - пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки.



- Как их можно назвать одним словом? (фольклор)

- Действительно, это малые жанры устного народного творчества, или фольклор. В этих произведениях отражена народная мудрость.

- Давайте и мы сегодня устроим посиделки, где постараемся почувствовать красоту и глубину этих небольших произведений.

- Для того, чтобы вам было интересно работать на уроке, каждый из вас занял свое место в одной из четырех групп. Надеюсь, что в конце нашего урока мы тоже соберем богатый урожай знаний и умений, так как вам предстоит большая работа. Итак, ребята, в счастливый путь по дорогам народного творчества!

- Каждая группа получает от меня задания, которые вы должны вместе прочитать, обсудить и выполнить.

- А какие правила работы в группе вы знаете?

- Правильно, будьте внимательны, слушайте друг друга, помогайте, дополняйте ответы товарищей, работайте сообща. Каждое выполненное задание дополнит наш цветок лепестком.

Работа в группах

(дети получают задания, обсуждают и выполняют, записывают жанр произведения на лепестке)

1 группа 1 задание:

Собери правильно предложения. Выразительно прочти их. Назови жанр, к которому они относятся. Объясни их значение.



В здоровом теле - один раз отрежь.

Старый друг всё перетрут.

Терпенье и труд лучше новых двух.

Семь раз отмерь, здоровый дух.

Пословицы

Пословица - яркое и образное произведение малого жанра. Пословица воспитывает, поучает, наставляет на правильные поступки, высмеивает человеческие слабости. На пословицах и поговорках воспитывались ваши мамы и папы, бабушки и дедушки.

- Какие пословицы вы знаете?

2 группа – 1 задание:

Выразительно прочитайте произведения. Определите жанр.



Всех на свете обшивает, а сама не надевает.

Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?

Светит, сверкает, всех согревает.

Крашеное коромысло над рекою повисло.

- Ребята, так что же такое загадка?



Загадки

Загадки - это великое сокровище человечества. Они собрали в себе и мудрость, и знания. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки. Загадка – это задачка, которую надо решить, отгадать. Мудрость была в почете всегда.



3 группа – 1 задание:

Внимательно прочитайте произведения. Определите жанр.



Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Отвори, Варвара, ворота,

У двора на траве коли дрова.

Скороговорки

Скороговорка - это специально подобранная фраза, которую очень трудно проговорить. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова, с удовольствием.

Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

4 группа 1 задание:

Выразительно прочитайте произведения. Определите жанр.

(спеть песню)

Баю-баюшки-бай-бай -

Маша, Маша, засыпай.

Крепче глазки закрывай,

Поскорее засыпай.

Глазки-глазки закрывай -

Баю-баю-баю-бай.

- Скажите, а когда люди поют?

- На какие группы можно разделить песни? (аудиозапись)

Песни

У каждого народа есть колыбельные, хороводные, свадебные и другие песни. Их поют у колыбели ребенка, на праздниках и в дни печали. Эти песни живут в народе много-много лет.



Физминутка «Бояре»

-Бояре, а мы к вам пришли?

Молодые, а мы к вам пришли.

- Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

- Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

- Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

- Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила.

1 задание для всего класса:

Выразительно прочти произведение, определи его жанр.



Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

Небылицы

Это выдуманные истории, которые созданы не для того, чтобы обмануть кого-то. Напротив. Небылицу можно назвать сказкой, вымыслом, враньем. Очень часто в небылицах автор сообщает о том, где он бывал, что видел и с кем разговаривал, хотя понятно, что это неправда.



2 задание:

Выразительно прочитайте произведения. Определите жанр.



Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

Заклички

Заклички – небольшие детские песенки. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как живые существа.



3 задание:

Внимательно прочитайте произведения. Определите жанр.



Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Разбежались мыши вон.

Считалки

Считалки возникли очень давно. Никто не хотел выполнять опасную и трудную работу. Вот тут-то и придумали считалку. Так что в древности считалка играла серьезную роль, она была близка заклинанию.



- Ребята, а вы знаете считалки?

Первичное закрепление. Рефлексия.

- В самом начале урока я говорила вам о том, что мы тоже будем собирать урожай, поэтому будьте внимательны. Каждый возьмет из моей корзинки лист, на котором написано произведение, прочтет его и определит жанр, а затем положит в этот замечательный мешок.

1. Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят.

2. Была репа важная,

Дивилась бабушка каждая.

Одним днем не обойдешь кругом.

3. Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

4. Белые бараны били в барабаны.

5. Закутан ребенок в сто пеленок.

6. Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

7. Азбука - к мудрости ступенька.

8. Ваня-Ваня, простота

Купил лошадь без хвоста.

Поехал жениться,

Привязал корытце.

Корытце ломается,

Жена улыбается.

9. Купила бабуся бусы Марусе

10. Век живи - век учись.

11. Баю-баю, баю-бай,

И у ночи будет край.

А покуда детвора

Спит в кроватках до утра.

12. Глаза страшатся, а руки делают.

13. Шышел-мышел,

Взял, да вышел.

14. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин

- Молодцы ребята, богатый урожай мы собрали. Но зима только начинается, поэтому впереди нас ждут морозы, метели, сугробы. Очень хочется, чтобы все были здоровы, поэтому я предлагаю вам смастерить обереги.

- Что вы знаете об оберегах, какие они бывают?

- Каждый из вас сейчас сделает куклу - лихорадку, они и будут оберегать и защищать нас долгую зиму. Посмотрите внимательно на последовательность их изготовления, прочтите и приступайте к работе, помогайте друг другу.

(звучит музыка)

- Надеюсь наши куклы помогут и нам и всем тем, кого мы любим, жалеем, уважаем.



Итог урока.

-Наш урок подошел к концу.

- Вспомните и назовите то, что мы делали на сегодняшнем уроке (вспомнили и повторили малые жанры фольклора, создали «живой цветок», лепестки, которого это малые жанры, смастерили обереги для здоровья и силы).

Я хочу поблагодарить вас всех за урок, молодцы, работали очень хорошо.

Те ребята, кому все было понятно и урок понравился, поднимите красные цветы.

Ребята, у которых задания вызвали затруднения, поднимите синие цветы.

(сделать вывод)

Домашнее задание

-Ребята, прочтите задания и выберете то, что вам интересно.

Дифференцированные задания.


  1. Сочинить произведение малого жанра фольклора.

  2. Выучить наизусть произведения.

  3. Нарисовать иллюстрацию к произведению.

  4. Смастерить куклу-оберег.


Аннотация

Обучение осуществляется по программе «Начальная школа 21 века»

Автор программы Н.Ф.Виноградова. Учебник «Литературное чтение »2 класс.

Автор учебника Л.А. Ефросинина

4 часа в неделю.

Урок - закрепление

Описание урока

Учащиеся работают над повторением и обобщением изученного материала о фольклоре. В уроке рассказывается о малых жанрах русского народного творчества. В работу включены аудио записи песен. На каждом из этапов урока учащиеся повторяют особенности малых жанров фольклора, что позволяет формировать навыки выразительного чтения, развивают мышление, устную речь.

Описание мультимедиа компонентов

Компьютер, ресурсы Интернета, программа Microsoft Office Word, программа Microsoft Power Point.

Методическая записка с обоснованием инновационного подхода к процессу обучения

Целью инновационного подхода к учебному процессу является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, поэтому инновации в обучении так широко применяются.

Урок построен на основе личностно – ориентированной технологии обучения.

Литература

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. Т.И.Тарабарина

Русский фольклор: основные жанры и персонажи. Издательство: Университетская книга, Логос, 2007 г. С.И. Селиванова



Русский фольклор. – Москва, 1938 г. Учпедгиз. Ю. М. Соколов.

В здоровом теле - один раз отрежь.

Старый друг всё перетрут.

Терпенье и труд лучше новых двух.

Семь раз отмерь, здоровый дух.

Всех на свете обшивает, а сама не надевает.

Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?

Светит, сверкает, всех согревает.

Крашеное коромысло над рекою повисло.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Отвори, Варвара, ворота,

У двора на траве коли дрова.

Баю-баюшки-бай-бай -

Маша, Маша, засыпай.

Крепче глазки закрывай,

Поскорее засыпай.

Глазки-глазки закрывай -

Баю-баю-баю-бай.

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Разбежались мыши вон.

  1. Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят.

2. Была репа важная,

Дивилась бабушка каждая.

Одним днем не обойдешь кругом.

3. Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

4. Белые бараны били в барабаны.

  1. Закутан ребенок в сто пеленок.

6. Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

7. Азбука - к мудрости ступенька.

8. Ваня-Ваня, простота

Купил лошадь без хвоста.

Поехал жениться,

Привязал корытце.

Корытце ломается,

Жена улыбается.

9. Купила бабуся бусы Марусе

10. Век живи - век учись.

11. Баю-баю, баю-бай,

И у ночи будет край.

А покуда детвора

Спит в кроватках до утра.

12. Глаза страшатся, а руки делают.

13. Шышел-мышел,

Взял, да вышел.

14. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин
скачать


Смотрите также:
«Малые жанры фольклора»
124.18kb.
Становление детской литературы и науки о детской литературе
92.75kb.
Становление детской литературы и науки о детской литературе
32.5kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в V классе на 2013-14 учебный год № п\п Тема урока Содержание учебного материала Домашнее задание дата по плану факт
379.12kb.
«Россыпи народной мудрости»
64.88kb.
№ урока Тема урока Методические приемы Сроки 1 четверть (36 ч)
272.83kb.
Мифологический мир в малых формах фольклора восточных славян
323.74kb.
«Устойчивость систем дифференциальных уравнений»
546.02kb.
Жанры журналистики
108.96kb.
Эпические жанры Эпос
285.68kb.
Моу вейделевская сош роль Белгородского фольклора в сохранении
92.42kb.
Сказка для театра (По мотивам русского фольклора) Скоморох-потешник
439.13kb.