Главная стр 1
скачать
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ Ч.Д.СПИЛБЕРГА, Ю.Л. ХАНИНА

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности- естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги»

Шкала самооценки состоит из 2- х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания №1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам
РТ= Σ1- Σ2 +50
Где Σ1- сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17,18;

Σ2- сумма остальных зачеркнутых цифр (по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20)




ЛТ= Σ1- Σ2 + 35
Где Σ1- сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 20;

Σ2-сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.


При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 –низкая тревожность;31- 45- умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги у человека в ситуации оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Шкала самооценки

(Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

Фамилия______________________________________ Дата_________________




Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет»

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжённости

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбуждён и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Лицевая сторона бланка

Шкала самооценки



Фамилия______________________________________ Дата_________________


Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет»

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

21

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22

Я очень быстро устаю

1

2

3

4

23

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25

Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

26

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я принимаю всё слишком близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Оборотная сторона бланка

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышение чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции в целях руководства и психокоррекционной деятельности.
Для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказывания №1-20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходит 10-15 сек:
Показатель РТ высчитывается по формуле:

РТ= Σ1- Σ2 +15,


Где Σ1- сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5 ;

Σ2- сумма по пунктам 1, 3, 4.


Величина показателя меняется от 5- 20
Бланк для ответов
ШКАЛА САМООЦЕНКИ
Фамилия_____________________________________Дата_______________


Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет»

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1.

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

2.

Я нервничаю

1

2

3

4

3.

Я не чувствую скованность

1

2

3

4

4.

Я доволен

1

2

3

4

5.

Я озабочен

1

2

3

4

скачать


Смотрите также:
Методика диагностики самооценки ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина
119.16kb.
Методики диагностики одаренности Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
149.18kb.
Профориентационная активизирующая методика «за и против»
315.35kb.
Методика диагностики
155.42kb.
Учебной мотивации школьников Методика предназначена для диагностики
122.57kb.
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
106.09kb.
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов
33.1kb.
«Роль самооценки в формировании личности»
59kb.
Отчет №2 Исследование самооценки методом беседы
53.65kb.
Форма проведения
68.53kb.
Программа "Изобразительное искусство и его история". Образовательная программа для учителей начальных классов. Методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в 1-4 класс
62kb.
Методика диагностики информационной компетентности выпускников начальной школы
291.11kb.