Главная стр 1
скачать



Методическая разработка

«Активизация познавательной деятельности сельских школьников на уроках истории с использованием цифровых образовательных ресурсов»

Исполнитель: Николаев А.Н.,

учитель истории,

МОУ Пестрецовская ООШ ЯМР


Ярославль, 2011г.
Содержание

Введение


с. 3

1. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся.

с. 4

1.1.

Дидактические основы активизации обучения

с. 4

1.2.

Уровни познавательной активности

с. 5

1.3. Принципы активизации познавательной деятельности

учащихся

с. 7


2. Современные цифровые образовательные ресурсы как одна из форм информационных технологий обучения

с. 9


3. Возможности применения цифровых образовательных ресурсов

с. 11





Заключение

с. 14

с. 15


Список литературы

с. 18

Приложение.

Введение

Опыт, накопленный человечеством, усваивается каждым новым поколением в процессе активной познавательной деятельности. В процессе обучения человек должен овладеть различными видами как практической, так и теоретической деятельности в их взаимосвязи. Анализ исследований по проблемам эффективности и оптимизации обучения, а также практики работы школ позволяет убедиться, что одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у младших школьников приемов познавательной деятельности, умения самостоятельно добывать и анализировать информацию.

Проблема повышения познавательной активности учащихся на уроках разрабатывалась Ю.К. Бабанским, М.А. Даниловым, И.Я. Лернером, В.А. Крутецким и другими учеными. Ими выделены основные принципы системного подхода к установлению содержания школьного образования. Научные исследования Л.П. Аристовой, Е.Я. Голанта, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистого, И.С. Якиманской посвящены проблеме анализа сформированности у детей активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения.

Вместе с тем, проблема активизации познавательной деятельности не утратила своего актуального значения и в настоящее время. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.

Последнее десятилетие работы сельской общеобразовательной школы отмечено наиболее интенсивными поисками разнообразных средств активизации познавательной деятельности обучающихся. Это связано, прежде всего, с внедрением в практику обучения новых информационных технологий, цифровых образовательных программ.

Цель исследования – изучить эффективность использования ЦОРов на уроках истории.

Задачи:

- теоретически обосновать необходимость и значение применения цифровых образовательных ресурсов на уроках истории;

- проанализировать учебно-методическую литературу по предмету исследования;

- изучить проблему активизации познавательной деятельности учащихся;

- проанализировать возможности использования цифровых образовательных ресурсов на уроках истории;

- доказать эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках истории.



Объект - познавательная активность обучающихся на уроках истории.

Предмет - цифровые образовательные ресурсы как средство активизации познавательной активности школьников на уроках истории.

  1. Проблема активизация познавательной деятельности обучающихся.

1.1. Дидактические основы активизации учения.

Вопросы, связанные с проблемой активизации учения школьников, относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Определение условий, обеспечивающих высокую познавательную активность школьников в процессе обучения - традиционная проблема педагогической психологии. Особая значимость решения этого вопроса состоит в том, что учение, являясь преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на оформление отношения учащихся к самой деятельности [32. С. 6].

Принцип активизации познавательной деятельности требует такого планирования и организации учебного процесса, которые дают максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителей.

Методологической основой активизации обучения является системный подход к управлению учебно-воспитательным процессом, выбор наилучшего варианта его в данных конкретных условиях.

При целостном, системном совершенствовании учебно-воспитательного процесса необходимо опираться на совокупность основных закономерностей и принципов эффективного построения учебного процесса. Например, такие закономерности обучения, как обусловленность его потребностями общества, зависимость обучения от реальных учебных возможностей учеников, закономерная связь процессов обучения, воспитания и развития, процессов преподавания и учения, взаимосвязь цели, содержания, методов и форм обучения, закономерная зависимость эффективности обучения от соответствующих мотивов учеников, темпа обучения и имеющихся условий.

При построении оптимального варианта обучения учитываются основные принципы психологии обучения: обучение должно ориентироваться на «зону ближайшего развития», организовываться с учетом индивидуальных особенностей учащегося, путем проектирования новых видов деятельности, новых уровней развития обучавшихся [10. С. 24].

Современная реальность образовательного процесса выражается в возросшей потребности продуцирования школой творчески мыслящих людей, ярких личностей, способных к адаптивному взаимодействию. Учебная деятельность – это суть творческое преобразование объекта изучения, позволяющее развивать теоретическое мышление, т.е. это такое изучение материала, при котором выясняется происхождение, становление и развитие предмета [20].

Решить такой социально-педагогический заказ современной реальности позволяет не только опора на развивающее обучение, но и активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных обучающимися теоретических положений от умения применить их на практике.

В условиях гуманизации современного образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ребенка, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через применение активных форм и методов обучения.

Данные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой школьники усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд важных задач:

• формировать познавательные мотивы и интересы, воспитывать творческое мышление обучающихся;

• учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации, согласно Ю.К. Бабанскому, это – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса [2].

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущим в определении направленности развития личности в современных условиях.

Основными характеристиками познавательной активности являются:



  • естественное стремление школьников к познанию;

  • положительное отношение к учёбе;

  • активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребёнка результата;

  • проявление воли в процессе овладения знаниями.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

1.2. Уровни познавательной активности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить три уровня познавательной активности учащихся:

1. Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

 2. Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3. Творческая активность. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.

Задача учителя – поднять учащегося на творческий уровень познавательной активность, подтолкнуть его к творческо-преобразующей деятельности.



1.3. Принципы активизации познавательной деятельности обучающихся.

К основополагающим принципам активизации познавательной деятельности обучающихся относятся [2. С.56]:



1.Принцип проблемности.

Принцип проблемности заключается в том, что путем последовательно усложняющихся задач или вопросов необходимо создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, обучающийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.



2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.



3. Принцип взаимообучения.

Педагог должен уметь создавать на уроке такие ситуации, чтобы учащиеся в процессе обучения могли обучать друг друга, обмениваться знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.



4. Принцип исследования изучаемых проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер – в этом заключается суть данного принципа.



5.Принцип индивидуализации.

Принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося.



6.Принцип самообучения.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.



7.Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Отметим, что принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

1. Интерес как главный мотив активизации учащихся.

2. Творческий характер учебно-познавательной деятельности.

3. Состязательность, соревнования.

3. Игровой характер проведения занятий.

4. Эмоциональное воздействие.

 Таким образом, мы рассматриваем активизацию учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизацию учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

В современной школе одним из эффективнейших и действенных способов активизации познавательной деятельности является использование на уроках цифровых образовательных ресурсов, начиная уже с начальной школы.

2. Современные цифровые образовательные ресурсы как одна из форм информационных технологий обучения.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Они должны удовлетворять основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.) и снимать задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены, при этом средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

К общедоступным и широко применяемым аппаратным средствам в современной школе относятся следующие: компьютер, принтер, проектор, телекоммуникационный блок, устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон), устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами), внутриклассная и внутришкольная сети позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) являются одной из форм ИКТ, активно внедряемой сейчас в современном образовательном процессе, поскольку позволяют активизировать познавательную активность учащихся на уроках уже с первого класса.

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, соответствующих поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями. Особенно актуально использование ЦОРов в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п.

К наиболее известным и широко применяемым в современной школе цифровым образовательным ресурсам относятся: плакаты (слайды), презентации, видеоролики, интерактивный показ, тесты для контроля знаний.

Современные цифровые образовательные ресурсы должны:

• соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;

• ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

•обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;

• предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

• обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

• содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

• превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;

• полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

• обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;

• обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

• иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

• иметь удобный интерфейс.

Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов на уроках – это эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование цифровых образовательных ресурсов делает урок не только привлекательным для учащихся, но и по настоящему современным, решается принцип индивидуализация и дифференциации обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Наглядные возможности цифровых образовательных ресурсов позволяют использовать их уже с первых этапов обучения в школе.



3. Возможности применения цифровых образовательных ресурсов на уроках истории.

Эффективное применение цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения сельских школьников вызывает положительные эмоции к уроку, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков. Дидактические материалы, созданные при помощи компьютера, обладают привлекательностью и гибкостью. При правильной методике использования цифровых образовательных ресурсов они позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения. Однако в постоянном их применении на уроках имеется несколько опасностей, одна из которых - привыкание. Положительные и отрицательные аспекты использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе представлены в Приложении № 1.

А какие возможности открывает перед учителем истории использование и применение ЦОРов?

   Это, прежде всего, возможность для учителя  иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.

О положительном влиянии использования цифровых образовательных ресурсов на качество обучения указывают результаты исследований института «Евролингвист» (Голландия) (Приложение № 2). Согласно данным исследования этого института репродуктивный способ получения информации не даёт высоких результатов усвоения материала. Наиболее эффективными являются технологии, когда работают сразу два анализатора (слух и зрение)1.

Оптимальной усвояемости материала можно достичь, только экспериментируя с процентным содержанием ИКТ и ЦОРов на уроках. Установлено, что для гуманитарных предметов повышение уровня усвоения материала составляет не более 20%, для предметов естественно-математического цикла - не более 40%, а достигается это повышение при 20-25% уроков с использованием ИКТ. Для «языковых» предметов


чрезмерная перегруженность такими уроками даже вредна: теряется время для отработки навыков языкового общения.

Рассмотрим примеры использования цифровых образовательных ресурсов на отдельных этапах урока истории. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:


  • - проверке самостоятельного задания;

  • - создания проблемной ситуации;

  • - объяснения нового материала;

  • - закрепления изученного;

  • - проверки знаний в процессе урока.

Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер). Однако эта форма редко используется, так как требует наличия персонального компьютера для каждого учащегося. К сожалению, такая возможность имеется не во всех общеобразовательных учреждениях. Учителя более широко используют в своей практике такие общедоступные цифровые образовательные ресурсы как:

  • Использование слайд-задания на исправления ошибок.

  • Использование видеоролика (слайд-шоу).

  • Использование слайда, на котором подготовлены объекты: надписи, чертежи, схемы и т. д.

  • Использование слайда с заданиями репродуктивного характера (с организацией последующей проверки на этом же или следующем слайде).

Таким образом, при использовании цифровых образовательных ресурсов у обучащихся формируются ключевые компетентности:

  • - умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

  • - умение работать в группе;

  • - умение находить информацию в различных источниках;

  • - коммуникативная компетентность;

  • - осознание полезности получаемых знаний и умений.

Уроки истории с использованием цифровых образовательных ресурсов, позволяют осуществлять индивидуальный подход к обучению, активизировать процесс социализации, самоутверждения личности, развивать творческое мышление и воображение.

При разработке урока с использованием ИКТ и ЦОРов необходимо особое внимание уделять здоровью обучающихся. Поурочный план может включать в себя физические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории в сельской школе:


  • повышает качество знаний;

  • продвигает ребенка в общем развитии;

  • помогает преодолеть трудности обучения;

  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;

  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе;

  • познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.


Заключение

Одним из путей развития познавательной активности обучающихся на уроках является широкое применение информационных технологий и целесообразное использование цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Цифровые образовательные ресурсов играют в процессе обучения не только вспомогательную роль, выступая в качестве условия, мотивов и т.д., повышая качество обучения, но и самостоятельную важную роль, являясь элементом содержания образования.

 Грамотное использование возможностей цифровых образовательных технологий в сельской школе способствует:

- активизации познавательной деятельности,

- повышению качества образования школьников;

- достижению целей обучения;

- развитию навыков самообразования у школьников;



- развитию мышления.


Список литературы

  1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность//Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1997.

  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М.,1995.

  4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1977.

  5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону, 1983.

  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  7. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.

  8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/Избр.психологические исследования.М., 1956.

  9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.

  10. Давыдов В.В., Ломпшер И., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. М., 1982.

  11. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. М., 1975.

  12. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960.

  13. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс// Начальная школа. 2008. №1. с.31.

  14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М., 1999.

  15. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

  16. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.

  17. Ковалёва А.Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006.

  18. Краевский В.В., Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности//Дидактика средней школы. М., 1982.

  19. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

  20. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

  21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.

  22. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

  23. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975.

  24. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.

  25. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий// Начальная школа. 2004. №3. с.21.

  26. Поглазова О.Т. Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений./О.Т. Поглазова.- Смоленск: Ассоциация ХХl век, 2010.

  27. Прогностическая концепция целей и содержания образования/Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева, М., 1994.

  28. Развитие учащихся в процессе обучения/Под ред. Л.В. Занкова. – I – II Кл. – М., 1967.

  29. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

  30. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.

  31. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

  32. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.


Информационные источники

    1. http://festival.1september.ru/articles/559997/

    2. http://www.rusedu.ru/detail_2489.html

    3. http://www.rusedu.ru/detail_2489.html

4. http://festival.1september.ru/articles/582428/

5. http://festival.1september.ru/articles/582357/



    1. http://festival.1september.ru/articles/583069/

    2. http://pedsovet.su/load/241-1-0-3824

    3. http://mrcpk.marsu.ru/works_iso/2007-09-03-toryal/tanugina/Nature.ppt

    4. http://www.uchportal.ru/_ld/97/9765_QtH.zip

    5. http://zavuch.info/component/mtree/nachal/okrnach/nachokrurok/kakie_bivayut_rasteniya_2kl

11. http://festival.1september.ru/articles/528941/

12. http://festival.1september.ru/files/articles/55/5565/556552/pril.ppt

13. http://festival.1september.ru:8080/articles/571475/

14. http://pedsovet.su/load/241-1-0-6787

15. http://festival.1september.ru/articles/537573/

16. http://festival.1september.ru/articles/500447/

17. http://festival.1september.ru/articles/532870/

18. http://festival.1september.ru/articles/507897/

19. http://www.presentaziya.narod.ru/048_ptyzy.pp

20. http://www.danilova.ru/storage/present/ptyzy.ppt

21. http://festival.1september.ru:8080/articles/561518/

22. http://festival.1september.ru/articles/568010/

23. http://www.presentaziya.narod.ru/058_nasekomye.ppt

24. http://www.presentaziya.narod.ru/026_more.ppt

25. http://pojvanov.ru/Gibel_din.ppt

26. http://festival.1september.ru/articles/520942/

27. http://festival.1september.ru/articles/527433/

28. http://festival.1september.ru/articles/519881/

29. http://86schhmr-gornoprawdinsk3.edusite.ru/p183aa1.html

30. http://www.inokean.ru/animal/milk/121-dugon

31. http://festival.1september.ru/articles/581307/

Приложение 1.



Положительные и отрицательные аспекты использования цифровых образовательных технологий в учебном процессе

Плюсы

Минусы

1. Учет индивидуальных особенностей учащихся


1. Никакая техника не заменит живого слова учителя

2. Развитие творческих способностей школьников


2. Информация с экрана воспринимается хуже, чем печатная

3. Воспитание интереса к предмету


3. Могут возникнуть разрывы между тем, что говорит учитель и тем, что воспринимает ученик


4. Обеспечение качественного усвоения программного материала


4. Дважды и трижды прочитанный материал, выраженный одними и теми же словами, всё равно может остаться не усвоенным


5. Дифференцированный подход в обучении


5. Трата большого количества времени учителя при создании цифровых образовательных ресурсов

6. Самостоятельность при выполнении работ


6. Возникает опасность избыточной наглядности

7. Возможность быстрого получения результата


7. Высокая зрительная утомляемость, психологическая нагрузка на ребёнка

8. Возможность повторного выполнения в случае, если неудовлетворительная оценка





9. Возможность использования электронных справочников, что активизирует познавательную активность учащихся





10. Упрощает процесс сбора и анализа информации об успеваемости





11. Исключает влияние психологических факторов на оценивание результата ученика







1


скачать


Смотрите также:
Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности сельских школьников на уроках истории с использованием цифровых образовательных ресурсов»
219.05kb.
Методическая разработка по теме «активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»
84.15kb.
Уроках образовательной области «Технология»
270.17kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием икт
64.54kb.
Методическая разработка «Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии»
1028.48kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории через асо
14.68kb.
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в 5-8классах
28.51kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
132.09kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
220.76kb.
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках
88.43kb.
Тема Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии
139.26kb.
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения в группе коррекции». творческий
105.33kb.