Главная стр 1стр 2 ... стр 4стр 5
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №64»


Сомова В.Н.

 


литературные гостиные
93930121.jpg 93930066.jpg



Печатается по решению
научно-методического совета
МОУ «СОШ №64»

«Любви живое озаренье». Литературные гостиные: Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе Новокузнецк, 2009. – 92 с.


Автор-составитель:
Сомова Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №64»


Приведены сценарии внеклассных мероприятий по литературе: «Как пламень жертвенный, чиста моя любовь…» о любовной лирике А.С.Пушкина; «Любить – необходимость мне...!» - любовная лирика Лермонтова; «Жизни блаженство в одной лишь любви». «Жизнь сердца» Ф. И. Тютчева и т.д.



Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №64»



Сомова В.Н.


Методическая разработка





литературные гостиные



Новокузнецк
2009




Оглавление




Пояснительная записка ……………………………….............


5




«Как пламень жертвенный, чиста моя любовь»

А.С.Пушкин и женщины. Лирика любви………………….…

7





«Любить – необходимость мне!..»

Любовная лирика Лермонтова …………………………….…


31




«Жизни блаженство в одной лишь любви».

«Жизнь сердца» Ф. И. Тютчева …………………………...…

49




«Страна Любви — великая страна!»

Любовная лирика Н.А.Некрасова…………………………….

66




«Продолженная музыкой строка…» ……………..…………


82





Пояснительная записка

Для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культурологической компетенции в школе часто используются нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которые психологи называют продуктивными, творческими. Основополагающая задача — развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Такие формы деятельности превосходят качественный потенциал обычных уроков, содержат многоплановый педагогический «стереоэффект» и возможности интеграции многих составляющих.

К числу таких форм деятельности по литературе относятся литературно-музыкальные вечера или гостиные. Сам термин «литературный вечер» в данном случае не совсем точен: это не совсем внеклассное мероприятие и не «довесок», не приложение к уроку — это, скорее, альтернативный урок, в котором сценарий — добротный методический конспект; урок, усердно работающий на углубленное усвоение программы, дающий второе дыхание многим последующим урокам, организующий многочисленные ассоциативные связи, запоминающийся на всю жизнь.

В наше непростое время такая работа может показаться анахронизмом, диссонирующим с интересами и предпочтениями современных детей: они стали иными, весьма далекими от прежних идеалов. Да, трудно начинать, но, как показывает опыт, детская душа тоскует по чистоте и возвышенной творческой самореализации в духовном пространстве в противовес усиливающемуся давлению безнравственности и жестокости. И еще: Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет, Цветаева и Ахматова не могут быть восприняты кровно и личностно, если они не пережиты — нет иного пути человека к искусству и искусства к человеку, а сопереживание рождается тогда, когда прочитанное предстает перед тобой как нечто к тебе лично имеющее отношение. Дети, к сожалению, подчас растут в сфере испоганенного языка, что являет собой страшный прогноз разрушения личности. Противостоять этому беспределу может, должна настоящая, высокая культура.

…«Тайна сия велика есть», — говорили древние о любви. И сколько бы исследований ни проводили, как бы ни типизировали ее проявления, все же у каждого это чувство будет иметь свои неповторимые черты. В этом и сила, и величие, и притягательность любви. На уроке литературы нет возможности подробно поговорить о любовной лирике поэта. Для проведения внеурочной работы с обучающимися старших классов предлагается ряд литературно-музыкальных вечеров (гостиных).


«Как пламень жертвенный, чиста моя любовь»

А.С.Пушкин и женщины. Лирика любви.
1 ведущий: Сотни раз в стихах, прозе и письмах поэта встречаются слова «любовь», «любимый», «любовник», «влюбиться»... Как легко и быстро окружающие находили в поэте легкомысленного ветреника, пылкого волокиту» равнодушного «искателя наслаждений»! Как часто Пушкин подыгрывал этим мнениям, слухам, принимая позу «Ловеласа» и «Дон-Жуана».

От природы Пушкин был человеком вполне здоровым, с огромным запасом энергии и жизненных сил. И только его необыкновенно быстрая чувственная и нервная возбудимость нарушали это физиологическое равновесие.



2 ведущий: Лицом Пушкин был некрасив. «Лицом настоящая обезьяна» характеризовал он себя в юношеском французском стихотворении «Моп portrait»). В послании к известному красавцу, Ф.Ф. Юрьеву, он утешает себя:
А я, повеса вечно праздный,27pushkin.jpg

Потомок негров безобразный,

Взращенный в дикой простоте,

Любви не ведая страданий,

Я нравлюсь юной красоте

Бесстыдным бешенством желаний.


О.А.Кипренский

Портрет Александра Сергеевича Пушкина

1827г




1 ведущий: Алексей Николаевич Вульф - приятель и сосед по имению - пишет в своем дневнике: «...женщин же он знает, как никто. Оттого, не пользуясь никакими наружными преимуществами, всегда имеющими большое влияние на прекрасный пол, одним блестящим своим умом он приобретает благосклонность оного».

2 ведущий: А.П. Керн вспоминает, «что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был неописуемо хорош, когда что-либо приятно, волновало его. Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи».

1 ведущий: Современники Пушкина высказывали самые разные точки зрения на отношение поэта к женщинам. Но не подлежит спору, что в любви Пушкин был одарен выше среднего человеческого уровня. Он был гениален в любви, быть может, не меньше, чем в поэзии. Его чувственность, его пристрастие к внешней женской красоте всем бросались в глаза.

2 ведущий: Пушкин вспоминает: «Более или менее я был влюблен во всех хорошеньких женщин, которых знал. Все они изрядно надо мной посмеялись; все, за одним - единственным исключением, кокетничали со мной».

Как-то в дружеской семье Ушаковых Пушкину предложили перечислить свои увлечения. В альбом занесли известный полузашифрованный «Дон-Жуанский список» из 37 персон: в начале - Наталья I... Катерина I... Совершенно очевидно, что нельзя серьезно любить десятки женщин. Большинство увлечений Пушкина носило характер мимолетности.



1 ведущий: В его биографии мы наблюдаем самые разнообразные типы любви: от случайного каприза до напряженной, мучительной страсти. И когда любовь приходила не на шутку, она обычно протекала, как тяжелая болезнь. К тому же поэт обладал исключительно ревнивым нравом. Способность испытывать ревнивые муки по самому ничтожному поводу нисколько не ослабевала с годами.

2 ведущий: Пушкин впервые испытал любовь еще совсем ребенком. В 1815 году Пушкин в стихотворном «Послании к Юдину» пишет (звучит мелодия «Нимфа» Римского-Корсакова):
Подруга возраста златова,

Подруга красных детских лет,

Тебя ли вижу, - взоров свет,

Друг сердца, милая***?

То на конце аллеи темной

Вечерней тихою порой,

Одну, в задумчивости томной

Тебя я вижу пред собой;


1 ведущий: Биографы предполагают, что героиней детского романа была Софья Николаевна Сушкова. Маленький Пушкин часто бывал у Николая Михайловича Сушкова, литератора, а по четвергам его возили на знаменитые детские балы танцмейстера Йогеля. Софье было 8 лет, Пушкину 9 лет.

2 ведущий: Нелюдимый, не по-детски замкнутый ребенок, с малых лет Пушкин рос больше под присмотром чужих людей - гувернанток и учителей. Только книги и были его друзьями. В огромной отцовской библиотеке он познакомился с творчеством гривуазных французских поэтов. Вольтер, Грекур, Грессе, Дора, Лебрен, Парни - явились для него первыми литературными образцами «изящной» литературы. Любовную науку он постигал из книг.

1 ведущий: Подобно большинству богато одаренных натур Пушкин «любил любовь» гораздо раньше, чем в его душе зародилось подлинное чувство к какой-нибудь определенной женщине. Впоследствии, в вариантах 8-й главы «Евгения Онегина», он припомнил (звучит мелодия романса Ф. Глинки «Венецианская ночь»):
…те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы, и любовь

Младую взволновала кровь.

И я, тоскуя безнадежно,

Томясь обманом пылких снов,

Везде искал ее следов,

Об ней задумывался нежно,

Весь день минутной встречи ждал

И счастье тайных мук узнал.


2 ведущий: Окинем беглым взглядом галерею женских портретов, неразлучных с биографией Пушкина.

Список женщин, который Пушкин набросал в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой в 1829 году, получил название Дон-Жуанского списка. Это даже не один список, а целых два. В первом мы находим имена женщин, внушивших наиболее серьезные чувства поэту. Во второй части перечня упомянуты героини более легких и поверхностных увлечений. Список открывается именем Натальи.



1 ученик (звучит отрывок из романса А. Даргомыжского «Шестнадцать лет»):
Из Катонов я в отставку,

И теперь я - Селадон!

Миловидной жрицы Тальи

Видел прелести Натальи,

И уж в сердце - Купидон!

Так, Наталья, признаюся,

Я тобою полонен,

В первый раз еще, стыжуся,

В женски прелести влюблен.
1 ведущий: Одни биографы связывают это имя с миловидной горничной фрейлины Валуевой, которая у привлекала внимание подрастающих лицеистов. Другие видят в ней графиню Наталью Викторовну Кочубей, жившую в Царском Селе в 1817 году и посещавшую лицей. Третьи считают, что первой любовью Пушкина была «жрица Тальи», т.е. актриса, которая была в составе крепостной труппы графа В. В. Толстого. Любовь эта была еще настоящим мальчишеством, о чем свидетельствует веселый ритм куплетов. 13kochub.jpg

О.А.Кипренский


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе
910.44kb.
Конкурс методических разработок внеклассных мероприятий по экологическому образованию и воспитанию
37.26kb.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
79.05kb.
Методическая разработка классного часа с. Ургаза, 2012
75.43kb.
Методическая разработка microsoft Excel (формулы, функции) Новокузнецк,2008
331.37kb.
План мероприятий по профилактике и предупреждению травматизма Задачи, направления
42.72kb.
Особенности жанра драматической миниатюры в творчестве а. П. Чехова
101.6kb.
Учитель Тарачкова Екатерина Владимировна методическая разработка урока
107.83kb.
Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Победы «Память сердца». Разработала
156.73kb.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
80.5kb.
Методические рекомендации для проведения занятий и внеклассных мероприятий в образовательных учреждениях Ульяновской области. Ульяновск 2010
185.41kb.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию
89.92kb.