Главная стр 1стр 2
скачать


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


для обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


Т Е М А № 6: «Действия работников организаций в условиях негативных и опасных факторов бытового характера».


Групповое занятие

Время 2 часа (90 минут)

Двинской, 2013 г.


Учебные цели:

Изучить возможные негативные и опасные факторы бытового характера.

Разобрать правила действий:


  • по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе.

  • действия при дорожно-транспортных происшествиях, бытовых отравлениях, укусе животными.

  • правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом.

  • правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице.

  • способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений.


Метод: групповое занятие
Время: 2 час (90 учебных минут)
Место проведения: учебный класс


Учебные вопросы и расчёт времени:
Введение – 5 мин.

1. Возможные негативные и опасные факторы бытового характера – 5 минут.

2. Правила действия по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе. Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений - 25 минут

3. Правила действия при дорожно-транспортных происшествиях, бытовых отравлениях, укусе животными, правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице - 25 минут

4. Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом –25 минут

Заключение – 5 минуты


Литература:

1. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции ФЗ 122-ФЗ от 22.08.04.)

2. Министерство образования РФ Новосибирский государственный педагогический университет «Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи». Учебное пособие 2-е издание. 2004 год

3. Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий «Основы безопасности жизнедеятельности» 2000год.

4. Анатолий Гостюшин «Энциклопедия экстремальных ситуаций». Издательство «Зеркало» Москва 1994 год.

5. Современный гуманитарный университет «Безопасность жизнедеятельности» Москва 2002 год.



Организационно-методические указания

Перед началом занятия изучить рекомендуемую литературу. В ходе изложения учебного материала дать слушателям записать основные положения. При проведении занятия учитывать то обстоятельство, что данная категория слушателей является работающим населением района.

Изучить возможные негативные и опасные факторы бытового характера, разобрать правила действий по всем этим факторам.


  • по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе.

  • действия при дорожно-транспортных происшествиях, бытовых отравлениях, укусе животными.

  • правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом.

  • правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице.

  • способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений.


Введение

Условия и ритмы современной жизни, высокий уровень механизации на производстве и в быту, стихийные бедствия нередко становятся причиной чрезвычайных ситуаций различного характера, которые влекут за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери, наносят ущерб здоровью людей и окружающей природе. Согласно Закону российской Федерации «О безопасности», безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Люди травмируются не только во время стихийных бедствий, в военных ситуациях, но и в быту, при транспортных катастрофах. При любой чрезвычайной ситуации важным является быстрое, четкое, правильные действия и умелое оказание первой медицинской помощи на месте происшествия. Чем Вы благополучнее, тем больше внимания Вы должны уделять своей безопасности, если хотите жить без ненужных пpиключений.


1 учебный вопрос

Возможные негативные и опасные факторы бытового характера.
Научно-технический прогресс существенно изменил и улучшил наш быт. Вместе с тем, следуя стремлению жить в условиях все большего комфорта, люди создают для себя качественно иную среду обитания, для которой характерны снижение безопасности и повышение риска. Рассмотрим некоторые экстремальные ситуации и меры безопасности в доме, на транспорте, на улице.
По опасным фактоpам :

  • механические воздействия;

  • тепловые воздействия;

  • электричество;

  • ядовитые вещества;

  • радиация;

  • болезни и т.д.

По обеспечиваемым потpебностям:

питание; очищение; сон; темпеpатуpный pежим и т.д.

Различные сочетания классификационных пpизнаков дают ситуации, имеющие pазную веpоятность и значимость.

Классификация пpиемов выживания



Пpиемы выживания можно классифициpовать pазличным обpазом:

По источникам опасности:



  • стихийные бедствия;

  • технические аварии.

  • животные и растения;

  • другие люди;

  • Вы сами и т.д.

Организация сведений, относящихся к выживанию. В совокупности сведений, имеющих отношение к выживанию, можно выделить следующее:



  • нужное для всех и нужное для некоторых;

  • очевидное и неочевидное;

  • важное и неважное;

  • то, что надо удерживать в памяти,

  • что надо иметь под рукой,

  • про что надо знать, где можно найти при необходимости.

В памяти следует хранить то, что нужно часто или требуется в ситуациях, когда нет возможности заниматься чтением.
Предлагаем десять правил по преодолению непредвиденных обстоятельств.
Правила по преодолению непредвиденных обстоятельств:

  1. Принимать быстрое решения.

  2. Уметь импровизировать.

  3. Уметь постоянно и непрерывно контролировать себя.

  4. Уметь распознавать опасность.

  5. Уметь оценивать людей.

  6. Быть самостоятельным и независимым.

  7. Быть настойчивым и упрямым, когда это необходимо, но если нужно, уметь подчиниться.

  8. Признавать, не отчаиваться, пределы своих возможностей.

  9. Искать, когда кажется, что возможностей больше нет, другие пути для выхода из положения, прежде чем сдаться окончательно.

  10. И даже тогда не сдаваться.


2 учебный вопрос

Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе.
1. Обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей

Бойтесь толпы в любом месте: в автобусе, на митинге, в очереди, в кинотеатре и т.д. стаpайтесь не мешаться с человеческой массой. Толпа лишает Вас маневpа в случае опасности, она может pаздавить Вас в веpтикальном положении, или уpонить и пройтись по Вашим pебpам, или выдавить Вами витpину, или сломать Вами поpучни, огpаждения. Толпу образуют следующие эмоции: ажиотаж, ненависть, поклонение, стpах. Распознайте начало "сгущения туч" и смените свое местонахождение.



Некоторые исследователи считают, что толпа – это особый биологический организм. Он действует по своим законам и не всегда учитывает интересы отдельных составляющих – в том числе и их сохранность.

Это становится понятным во время любой паники. Очень часто толпа становится опаснее стихийного бедствия или аварии, которые ее вызвали. Исследования американского ученого Карантелли показывают следующие характерные черты паники:



  • паническое бегство всегда направлено в сторону от опасности (не делается попыток как-то повлиять на наступление опасности);

  • направление бегства при панике не является случайным (выбор – за знакомой дорогой или той, которой бегут другие);

  • по своему характеру паническое бегство асоциально (самые сильные связи могут быть прерваны: мать может бросить ребенка, муж – жену и т.п.); люди становятся неожиданным источником опасности друг для друга;

  • человек, охваченный паникой, всегда верит, что обстановка крайне опасна (паническое бегство прекращается, когда человек думает, что находится вне опасной зоны);

  • человек, охваченный паникой, плохо соображает, но его мысли не являются неразумными (проблема скорее в том, что он не ищет альтернативных решений и не видит деталей своего решения, иногда – главных, как в типичном для пожаров случае: прыжке со смертельно большой высоты).

Из этого списка понятно, что остановить толпу может или сильнейший эмоциональный тормоз, или чудо. Среди таких чудес известны примеры, когда сильному волевому человеку удалось остановить толпу, которая его хорошо знала и верила ему. Среди средств категоричные команды, горячее убеждение в отсутствии опасности и даже расстрел паникеров. Сделать это, разумеется, не просто, так как лидер подвержен двум стрессам сразу – опасности самой ситуации плюс ответственности за людей. Лидер должен немедленно найти себе помощников, которые должны «рассекать толпу» - иногда и буквально: взявшись за руки и скандируя.

Основная психологическая картина толпы выглядит так:

Снижение интеллектуального начала и повышение эмоционального.

Резкий рост внушаемости и снижение способности к независимому мышлению. Толпе требуется лидер или объект ненависти, она с наслаждением будет подчиняться или громить; толпа способна как на страшную жестокость, так и на самопожертвование, в том числе и по отношению к самому лидеру. Толпа быстро выдыхается, добившись чего-то. Разрозненные на группы люди быстро приходят в себя и меняют свое поведение и оценку происходящего.

В жизни уличной толпы очень важны такие элементы, как первый камень и первая кровь. Эти ступени могут вывести толпу на принципиально иной уровень опасности, где коллективная безответственность превращает каждого члена толпы в преступника. Из такой толпы надо немедленно уходить.

Как уцелеть в толпе? Лучшее правило - далеко ее обойти. Если это невозможно, ни в коем случае не идти против толпы. Если толпа Вас увлекла, старайтесь избегать и ее центра, и края - опасного соседства витрин, решеток, оград набережной и т.д. Уклоняйтесь от всего неподвижного на пути – столбов, тумб, стен и деревьев. Иначе Вас могут просто раздавить или размазать. Не цепляйтесь ни за что руками – их могут сломать. Если есть возможность, застегнитесь. Ботинки на высоких каблуках могут стоить Вам жизни, так же, как и развязавшийся шнурок.

Выбросьте сумку, зонтик и т.д. Если у вас что-то упало (что угодно), ни в коем случае не пробуйте поднять – жизнь дороже. В плотной толпе при правильном поведении вероятность упасть не так велика, как вероятность сдавливания. Поэтому защитите диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди. Еще один прием – упруго согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу. Толчки сзади надо принимать на локти, диафрагму защищать напряжением рук.

Главная задача в толпе не упасть. Но если вы все же упали, следует защитить голову руками и немедленно вставать. Это очень трудно, но удается, применив такую технику: быстро подтяните к себе ноги, сгруппируйтесь и рывком попытайтесь встать. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся – Вас будут сбивать. Поэтому одной ногой надо упереться (полной подошвой) в землю и резко разогнуться, используя движение толпы. Но повторяю – вставать очень сложно, всегда эффективнее предварительные меры защиты. Это полностью относиться и к началу самой ситуации толпы. На концерте, стадионе заранее прикиньте, как Вы будете выходить (вовсе не обязательно тем же путем, что вошли).

Старайтесь не оказываться у сцены, раздевалки и т.д. – в «центре событий». Избегайте стен (особенно стеклянных), перегородок, сетки и т.д. На стадионе в Шеффилде (Англия) трагедия показала, что, главным образом люди гибли, раздавленные толпой на заградительных сетках. Если паника началась из-за террористического акта, не спешите своим движением усугублять беспорядок, не лишайте себя возможности оценить обстановку и принять верное решение. Используйте аутотренинг, вот несколько приемов, выберите подходящий: Ровное дыхание помогает ровному поведению. Сделайте несколько вдохов и выдохов. Посмотрите на что-то голубое или представьте себе насыщенный голубой фон. Задумайтесь об этом на секунду.

Произнесите по себя очень твердо и уверенно: «Не два!» Это поможет сбить начинающийся эмоциональный сумбур. Также можно спросить себя, назвав по имени «…, ты здесь?» И уверенно себе ответить: «Да! Я здесь!». Представьте себя телевизионной камерой, которая смотрит на Вас чуть сбоку и с высоты, оцените свою ситуацию как посторонний человек – что бы вы делали, будь вы вовлеченным в ситуацию?

Измените чувство масштаба. Взгляните на вечные облака. Сбейте страх неожиданной мыслью или воспоминанием. Обратитесь с молитвой к Богу.

Если толпа плотная, но неподвижная, из нее можно попробовать выбраться, используя психосоциальные приемы. Например, притвориться больным. Пьяным, сумашедшим, сделать вид, что вас тошнит, и т.д. Кротко говоря, надо заставить себя сохранять самообладание, быть информированным – и импровизировать.

Бывает. Что при разгоне толпы (демонстраций) применяются ликримогенные вещества (слезоточивые газы). «Черемуха» распадается за 1,5 – 2 часа. На открытом воздухе смертельных ее концентраций создать невозможно, но вероятны отравления различной степени. Вам повезло, если у вас на глазах контактные линзы. Рот и нос можно защитить платком, смоченным в любой жидкости (в любой!). Но эти средства помогают лишь в первые минуты. Если глаза оказались поражены, надо быстро-быстро моргать, чтобы слезы вымывали химическое средство. Предлагается и «народное средство» - потереть глаза мочой. В любом случае самое надежное – скорее покинуть место применения ликримогенных веществ, если у вас нет с собой противогаза.

2.Правила действий по обеспечению личной безопасности при пожаре

Пожар – это процесс горения, который вышел из-под контроля (уничтожаются материальные ценности, и создает угрозу жизни и здоровью людей). В России каждые 4-5 мин вспыхивает новый пожар и ежегодно от пожаров погибает около 12 тыс. человек.

Для предотвращения пожара или снижения его пагубных последствий:


  • дети должны уметь обращаться с огнем, а взрослые члены семьи – владеть простейшими способами тушения пожара;

  • хранить в доступном месте бытовой огнетушитель;

  • никогда не курить в постели;

  • не оставлять без присмотра электробытовые приборы и не использовать самодельные электрические устройства;

  • не разогревать лаки и краски на газовой плите, не стирать в бензине и не сушить белье над плитой;

  • предельно осторожно обращаться с праздничными фейерверками, хлопушками и свечами;

  • не захламлять пути возможной эвакуации и не складировать взрывопожароопасные вещества на чердаке и в подвале;

  • не устанавливать телевизор в мебельную стенку или под книжную полку, а также ближе 70-100 см от штор или занавесок.

Действия при пожаре.

При обнаружении возгорания быстро, не поддаваясь панике, приступайте к тушению пожара, используя все доступные средства – песок, воду, огнетушители и т.д. Если потушить огонь в кратчайшее время невозможно, отключите электричество, перекройте газ, вызовите пожарную охрану (по телефону 01), выведите из опасной зоны детей и пожилых людей.

При эвакуации в случае пожара нельзя пользоваться лифтами, кроме специальных пожарных лифтов. Перед началом индивидуальной эвакуации надо по возможность смочить одежду водой. Отсутствие противогаза частично компенсируется влажной тканью, наложенной на нос и рот. При отсутствии воды можно использовать для увлажнения собственную мочу.

при пожаре не тоpопитесь откpывать двеpи, окна: свежий воздух усилит гоpение. В начале тушения пожара выделение дыма может увеличиться. При распространении дыма через лестничные клетки наиболее задымленными оказываются, как правило, верхние этажи. Пpотивогаз защищает от дыма, но не защищает от угаpного газа, если не пpименять специальный гопкалитовый патpон. В сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись – в прилегающем к полу пространстве чистый воздух сохраняется дольше.

В зданиях с "коридорной" планировкой огонь распространяется по коридорам со скоростью до 5 метров в минуту. При высокой температуре пожара уменьшается прочность перекрытий, и они могут обрушиться. Обвал может случиться и после пожара, поскольку после снижения температуры прочность перекрытий уже не восстанавливается. Перекрытия обрушаются также из-за скопления на них воды, которой заливался огонь. При повреждении здания пожаром или взрывом входите в него осторожно, убедившись в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линей электро, газо-, и водоснабжения, утечек газа, очагов пожара. Не подходите к взрывоопасным предметам и не трогайте их. При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц.

Причиной гибели людей на пожарах чаще всего является не огонь и высокая температура, а отравление токсичными веществами, попавшими в воздух. Диоксид углерода CO2 в концентрации 3 процента опасен для жизни при вдыхании в течение 30 минут. Очень опасны синильная кислота, окислы азота. Особо много ядовитых веществ образуется при горении пластмасс. При концентрации кислорода ниже 10 % человек теряет сознание. От теплового излучения можно укрыться за каким-нибудь экранирующим препятствием. Толстая одежда защищает от излучения.

Отыскивая пострадавших, окликайте их. Если на человеке загорелась одежда, помогите сбросить ее либо накиньте на горящего любое покрывало и плотно прижмите. Не давайте человеку в горящей одежде бежать (сбейте с ног), можно облить водой. Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

Последовательность выполнения мероприятий ПМП при ожогах:



  1. Прекращение действия травмирующего агента (вынос из огня, удаление горячих предметов, тушение пламени на одежде и т.д.). После того, как горевшая одежда потушена, не следует раздевать пострадавшего (во избежание охлаждения и инфицирования). Укрывая затем обожженного, следует предусмотреть все, чтобы избежать при этом дополнительного травмирования.

  2. Наиболее эффективным методом оказания ПМП при ожогах является как можно более быстрое охлаждение обоженных участков (холодная вода, снег, лед) в течение не менее 10-15 мин. Особенно действенно это мероприятие в том случае, когда оно проводится на протяжении первых 15 минут после получения травмы, ибо позволяет избежать повреждения глубоких слоев кожи.

  3. Во избежание развития ожогового шока необходимо провести обезболивание (анальгин, аспирин, цитрамон) и другие противошоковые мероприятия (см. тему «Кровотечения»).

  4. На обожженные участки наложить асептические косыночные повязки (без медикаментозных средств). С пострадавшего снять или срезать одежду. Накрыть обожженную поверхность чистой тканью (без медикаментозных средств).

  5. При глубоких или обширных повреждениях иммобилизировать (ограничить подвижность) поврежденную часть тела.

  6. Транспортировать пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Внимание! Недопустимо!

  • Удалять с поврежденной поверхности остатки одежды и грязь, вскрывать пузыри, бинтовать её.

  • Смывать грязь или сажу с поврежденной кожи.

  • Смазывать обожженную поверхность маслами, вазелином, обсыпать содой, мукой. Через 2-3 часа они создадут благоприятные условия для развития инфекции.

  • Обрабатывать поврежденную поверхность спиртом, йодом и другими спиртовыми растворами.

3.Правила действий по обеспечению личной безопасности в общественном транспорте.

По американской статистике аварий, самый безопасный транспорт- автобус. В салоне автобуса ближнего следования шанс попасть в аварию со смертельным исходом - 1 против 5 миллионов. Это в 100 (!) раз меньше, чем за рулем собственного автомобиля. Шанс погибнуть в авиакатастрофе- 1 против 1,6 миллиона.



В автобусе, тpоллейбусе, тpамвае.

Сеpедина салона - самое безопасное место. Лучше сидеть спиной впеpед: меньше pиска в случае pезкого тоpможения. Если сидите лицом впеpед, то pазобьете голову о спинку кpесла, котоpое пеpед Вами. Сидеть по пpавому боpту - безопаснее, чем по левому: подальше от встpечного потока тpанспоpта.

Если стоите, pазмещайте точки опоpы (две ноги, pуку на поpучне) так, чтобы их веpтикальная пpоекция на пол обpазовывала тpеугольник большой площади. Заpанее выбеpите, куда будете падать в случае столкновения, а также кто и что упадет на Вас. Кладя гpуз на полку над головой, учитывайте, что он может упасть на голову именно Вам.

Деpжаться за поpучни обязательно - даже если не качает. Когда качнет, будете хватать pуками воздух. Качания попеpек движения - чаще. Но pезкое тоpможение опаснее pезкого повоpота.

Что делать, если в салоне пожар? Во-первых, немедленно сообщить об этом водителю, не забывайте, что его внимание обращено главным образом на дорогу. Во-вторых, откройте двери кнопкой аварийного открывания дверей. Если это не удается, а салон наполняется дымом, разбейте боковые окна (держась за поручень, ударьте обеими ногами в угол окна) или откройте их как аварийные выходы по инструкции (например, с помощью специального встроенного шнура). В-третьих, по возможности сами тушите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне. Боритесь с паникой, спасая в первую очередь детей и тех, кто не может сам о себе позаботиться. Защитите рот и нос платком, шарфом, рукавом, полой куртки от дыма: первая опасность при таком пожаре – ядовитые газы от пластика; иной раз достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять сознание. Выбравшись из горящего вагона, сразу же начинайте помогать другим.

Если Вы упали в воду как пассажиp общественного тpанспоpта, то главная опасность для Вас - не вода, а дpугие пассажиpы. Они забьют все выходы своими телами. Оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, потом выбиpайтесь чеpез фоpточку. Если нет рядом открытой фоpточки, выбеpите позицию для выбивания окна ногой и хладнокpовно ждите. Дышите чаще и глубже, чтобы насытить оpганизм кислоpодом.



В поезде.

Сеpедина поезда - самое безопасное место при резком торможении неизбежно падение с полок (не только верхних), которые со стороны конца поезда. Меняйте место, или пpивязывайтесь, или делайте баpьеp из натянутой веpевки. Когда Ваша семья занимает все купе, это устpоить пpосто. В пpотивном случае такое меpопpиятие пpевpащается в подвиг. Выход может быть такой: pассказать попутчикам кpовавую истоpию с десятками pазбившихся - выдуманную или реальную (каждый год случается!) и пpедложить взять пpимеp с Вас.

Заpанее pешите, чем выбивать окно в случае аваpии – ногой в туфле или тяжелым пpедметом из своего багажа.

Если в воздуховоде под кpышей вагона накопилась пыль, то пpи пожаpе вагон может быть охвачен пламенем за несколько минут.



При поездках в электричке – в вечернее время садиться в первый вагон или в такой – как это бывает на некоторых маршрутах, - где традиционно скапливаются пассажиры – например, в третий или предпоследний. Если вы опасаетесь хулиганов – садитесь ближе к пульту вызова милиции или на крайний случай к стоп-крану, (он находится в тамбуре).

И в конце – еще один проверенный вариант отношений в общественном транспорте: ввести эти отношения в управляемые вами рамки.



Метро.

Как и всякая искусственная система, метро, по сути, огромный механизм. Экстремальная ситуация происходит с любым механизмом, когда им пользуются не по инструкции.

Опаснее всего нарушать ее на эскалаторе. Если вы не держитесь за поручень, при экстренной остановке машины инерция движения бросит вас вперед. Чемодан, который вы не придерживали или поставили на поручень, понесется вниз, сбивая других пассажиров и светильники.

Самая трагическая катастрофа в московском метро тоже связана с эскалатором. На станции «Авиамоторная» 17 февраля 1982г. Сорвался поручень, эскалатор начал разгоняться, а оба тормоза – рабочий и аварийный – не сработали. Опыт катастрофы показал, что, пожалуй, единственно верным решением, позволявшим избежать травмы на разогнавшемся эскалаторе, являлся прыжок через балюстраду на соседнюю лестницу.

Что делать, если вы все же оказались на пути? Прежде всего не пробуйте подтянуться за край платформы: как раз под ней проложен 800-вольтный контактный рельс, и, хотя он укрыт кожухом, лучше не испытывать исправность его изоляции. Если поезд еще не въезжает на станцию, надо бежать к «голове» платформы (там, где зеленый свет и часы)- вы успеете, потому что машинист и так начнет притормаживать. Если поезд уже показался, остается лечь между рельсами: глубина лотка рассчитана на то, чтобы ходовая часть вагонов не коснулась лежащего человека.

Если на ваших глазах кто-то упал между вагонами стоящего поезда, вы успеете подать знак машинисту: перед отправлением он смотрит в зеркало заднего вида. Круговые движения рукой означают «стоп».

Если по какой-то причине вы оказались в тоннеле, от проходящего поезда можно укрыться в специальных нишах – помните о них. Помните, что токопроводящий рельс находится слева от двух других (по ходу движения). Станции, как правило, расположены достаточно близко друг от друга, и до ближайшей вы доберетесь за 15-20 минут.

Если из-за аварии или технических неполадок на линии ваш поезд стоит в тоннеле, прежде всего сохраняйте спокойствие и выполняйте распоряжение работников метрополитена. Если поезд долго стоит и пассажиры начинают задыхаться и падать в обморок, видимо, не стоит жалеть окон – разбейте их (например, огнетушителем).

Правила пользования метрополитеном лишь одной строчкой напоминают пассажирам о вежливости и общественном порядке. Однако, как каждая искусственная система, метро рассчитано, в общем-то, на нормальные границы поведения.

4. Правила действий по обеспечению личной безопасности на водных объектах.

Несколько советов, чтобы отдых на пляже был не только веселым и интересным, но и безопасным.

Опыт показывает, что почти все несчастные случаи на воде могут быть предотвращены, если знать и соблюдать несложные правила поведения и меры безопасности.

1. Врачи рекомендуют купаться лишь в том случае, если воздух прогрелся не менее, чем до 20 С. минимальная температура воды – 18 С, вы можете не почувствовать в движении, что вода недостаточно прогрелась, но организм в это время сильно переохлаждается.

2. Не следует бояться воды, если вы пока не научились плавать. Страх - плохой учитель. Однако запомните, что заходить в воду выше пояса вам нельзя.

3. Продолжительность купания н должна быть больше 10-15 минут

(можно простудиться. Есть опасность судорожного сокращения мышц). Перед тем. Как войти в воду. Разомнитесь и остыньте после солнечных ванн. От перегрева и расслабленности мышц во время купания может остановиться сердце.

После еды кровь приливает к органам пищеварения. Поэтому лучше всего купаться не раньше, чем через 1,5-2 часа.

4. Если вместе с вами на пляже дети, будьте особенно внимательны. Без взрослых не отпускайте ребенка к воде.

5. Избегайте игр на воде, связанных с захватами и подныриванием. Останавливайте тех, кто подает ложные крики о помощи. Неумная шутка может кому-то стоить жизни.



  1. Избегайте купания в темноте! Вы можете натолкнуться на плавающие в воде бревна или доски, удариться о другие предметы.

  2. Купаться нужно только в разрешенных местах. На необорудованном пляже, прежде чем искупаться, обязательно исследуйте дно. Гладкая поверхность воды обманчива.

  3. Помните! Прыгать в воду с причалов, лодок и в непроверенных местах – опасно!

  4. Никогда не следует подплывать к водоворотам – это самая большая опасность на воде. Они затягивают купающегося на большую глубину, причем с такой силой. Что даже опытный пловец не всегда в состоянии выплыть.

  5. Осторожно! Течение может отнести далеко от берега!

Соблюдай осторожность на льду.

Чтобы избежать несчастных случаев, надо строго выполнять простые, но обязательные правила:



  • Следует опасаться мест, запорошенных снегом: под снегом лед нарастает значительно медленнее. Иногда случается, что по всему водоему толщины открытого льда достигает десяти сантиметров, а под снегом трех.

  • Нередко по берегам водоемов расположены фабрики и заводы, некоторые из них спускают в водоемы отработанные теплые воды, которые на большом расстоянии во всех направлениях подмывают лед. Поэтому кататься на коньках, санках, лыжах и даже просто ходить по льду близ фабрик и заводов очень опасно.

  • В местах, где бьет родниковая вода, где в водоем впадает ручей или река, а также в местах с быстрым течением образуются промоины, проталины, полыньи. Здесь вода покрывается лишь тонким льдом. Такие места опасны и для лыжников и для пешеходов.

Безопасная толщина льда:

Пешеход с ручной кладью 7 см.

Легковой автомобиль 26 см

Грузовой (Газ-51) 44 см

Гусеничный трактор 79 см

Устройство и содержание переправ по льду

Оборудовать и содержать переправы нужно в соответствии со следующими требованиями:

На переправе должен постоянно нести службу ведомственный спасательный пост и находиться дежурные, хорошо знающие приемы спасения на льду и правила оказания первой помощи.

Граница места, отведенного для переправы, должны быть через каждые 25-30 см. обозначены вехами. На обоих берегах водоема у спуска на переправу должны быть выставлены щиты со спасательными кругами, досками и лестницами. На щите делается надпись: « Подать утопающему». Рядом со щитом должны находиться бревна длиной 5-6 см, диаметром 10-12 см. используемые для оказания помощи при проломе льда. В опасных для движения местах вывешиваются знаки предупреждения об опасности.

Регулярно должна производиться расчистка части ледяной трассы от снега во избежание утепления льда и уменьшения его грузоподьемности.

Переправа должна быть хорошо освещена, особенно подходы к ней с берега.

Умей оказывать помощь на льду.

В случае провала льда под ногами надо: широко расставить руки, удержаться на поверхности льда, без резких движений стараться выползти на твердый лед, а затем, лежа на спине или груди, продвигаться в сторону, откуда пришел, одновременно призывая на помощь. К провалившемуся под лед нужно приблизиться лежа с раскинутыми в сторону руками и ногами. Для оказания помощи следует использовать доски, лестницы, шесты, веревки, багры. Если этого нет, то: ложатся на лед и цепочкой продвигаются к пострадавшему, удерживая друг друга за ноги, а первый подает пострадавшему ремень, одежду и т.п.



И все же случилась беда

На ваших глазах произошел несчастный случай – утонул человек. Утонувшего можно вернуть к жизни только в том случае, если он пробыл под водой не более 5-6 минут. Значить помощь ему нужно оказывать немедленно.



1. Повернуть утонувшего на живот так, чтобы голова оказалась ниже уровня его таза или перекинуть пострадавшего через бедро.

2. Ввести два пальца в рот и круговым движением очистить ротовую полость.

3. После очищения полости рта следует резко надавить на корень языка для провоцирования рвотного рефлекса и стимуляции дыхания.

Если рвотный рефлекс сохранен, то А.

  1. Продолжить удалять воду из легких и желудка. Для этого периодически с силой надавливать на корень языка, пока изо рта и верхних дыхательных путей не перестанет выделяться вода.

  2. Для лучшего отхождения воды из легких похлопать ладонями по спине, а также интенсивными движениями несколько раз сжать с боков грудную клетку во время выдоха.

  3. После удаления воды пострадавшего положить на бок или живот.

  4. Быть готовым приступить к СЛР, так как в любой момент может внезапно остановиться сердце.

Если рвотный рефлекс не появился, нет кашля и дыхательных движений, то Б.

  1. Нельзя терять время на дальнейшее удаление воды из утонувшего.

  2. Немедленно повернуть его на спину.

  3. Проверить реакцию зрачков на свет и пульс на сонной артерии.

  4. При их отсутствии приступить к СЛР.

  5. Через каждые 3-4 минуты реанимационных мероприятий поворачивать пострадавшего на живот для удаления воды.

  6. При утоплении реанимацию проводить до прибытия «Скорой помощи» (30-40 минут и более), даже если нет признаков её эффективности.

4. После восстановления сердцебиения и самостоятельного дыхания необходимо:

4.1.Вновь повернуть спасенного на живот и постараться более тщательно удалить воду.

4.2.Тщательно следить за характером дыхания и пульса.

4.3. Быть готовым к повторной остановке сердца.

4.4.Приложить еще больше усилий для вызова спасательных служб.

5. При появлении одышки, клокочущего дыхания, подкашливании, выделении пенистой мокроты, посинении губ следует заподозрить отек легких. При отеке легких необходимо:

5.1.Быстрее усадить спасенного.

5.2.Приложить к стопам теплую грелку или опустить ноги в горячую воду.

5.3.Наложить жгуты сразу под паховыми складками для снижения притока крови к отечным легким и уменьшения перегрузки сердца.

5.4.Наладить по возможности вдыхание кислорода через пары спирта. Для этого достаточно вложить кусочек ваты в кислородную маску. Пары спирта уменьшат поверхностное натяжение оболочек пузырьков, из которых состоит образующаяся в альвеолах пена, которая превратится в небольшое количество мокроты.

6. Если невозможно вызвать спасательную службу, то

6.1.Переносить пострадавшего только на носилках, приподнимая головной их конец. При отеке легких пострадавших должен быть в положении полусидя.

6.2.Перевозить в автобусе, автофургоне или грузовике.

6.3.Тщательно следить во время транспортировки за характером дыхания и пульса.

6.4.Быть готовым в любую минуту приступить к реанимации.

5. Правила действия по обеспечению личной безопасности в походе и на природе

Человек может оказаться один на один с пpиpодой по следующим пpичинам:



  • тpанспоpтная катастpофа;

  • бегство;

  • поиски чего-нибудь, напpимеp, клада;

  • путешествие ради впечатлений;

  • стремление совершить какой-нибудь подвиг ради самоутверждения.

Все возможные ситуации делятся на две гpуппы:

1) ситуации, в котоpых надо оставаться на месте;

2) ситуации, в котоpых надо двигаться.

На сутки для ноpмального питания тpебуется в сpеднем 0,5 кг. сухих пpодуктов и 2-8 л воды. В качестве аваpийного запаса пищи лучше деpжать кусковой сахаp.



Подготовка

Собираясь в поход, подумайте, что может пригодиться. Нужно стремиться к минимальному количеству предметов с максимальным количеством способов применения, в том числе и нестандартных (в радиоприемнике есть динамик, в динамике - магнит, проведя им по игле и т. п., можно сделать компас; сам приемник с магнитной антенной можно использовать в качестве радиокомпаса; презервативы можно использовать для хранения воды, защиты мелких предметов от сырости ...). Рекомендую брать:

1. Нож, желательно с фиксирующимся лезвием.

2. Спички, натертые парафином.

3. Свеча (освещение, растопка, обогрев).

4. Компас.

5. Игла с нитками.

6. Рыболовный набор.

7. Бинт.

При желании можно взять карту, флягу и котелок (пользуюсь армейскими), полиэтиленовый мешок (защита от сырости при ночлеге), маленькие топор и ножовку.

Перед походом рекомендую изучить карту предполагаемого места похода. Чтобы грамотно пользоваться картой и компасом, не обязательно быть офицером, во многих случаях достаточно школьной подготовки. Летом в лесу желательно пользоваться тонкой и плотной курткой с капюшоном. Все части куртки должны плотно прилегать к телу, иначе можно нахватать блох, клещей... Обувь во многом зависит от наклонностей человека и маршрута. Не берите новую, чтобы не натереть ноги. При выживании очень большую роль играет физическое состояние человека.

Ориентирование без компаса.

В лесу, необходимо запомнить с какой стороны было солнце (если прошло

5 часов и более, поправка на время будет довольно значительна). Для тех, кто мало бывает в лесу, особенно, если он незнаком, желательно точно знать стороны горизонта.

1. Солнце.

1.1 Толкните в землю палку вертикально. Отметьте конец тени от палки. Подождите минут 20 и снова отметьте положение конца тени. Соедините линией обе метки, она будет идти с Запада на Восток.

1.2 Направьте на солнце часовую стрелку. Биссектриса угла, образованного ею и 12 часовой отметкой, будет направлением Север- Юг, причем к солнцу ближе Юг

2. Звезды. Думаю, что большую медведицу найдет каждый. Продлите дальнюю от ручки стенку ковша вверх примерно в 6 раз. Там будет только 1 яркая звезда- полярная (направление на Cевер).

3. Луна.3.1 Вообразите линию, соединяющую рога и продлите ее до горизонта, там будет Юг.

4. Живые организмы. Помните, что мхи и лишайники стремятся к Северу, все остальное – к Югу (ориентироваться можно по пням, муравейникам, цветам...).

5. Преобладающие ветры. Этот способ ориентирования полезен для тех, кто живет вблизи морей (муссоны) и в пустынях (пассаты), о направлении ветра можно судить по песчаным дюнам.



Если все- таки заблудились.

Рассмотрим самый плохой вариант, например вы отправились в лес, потом забрели неизвестно куда и никто не знает местность и не помнит, в каком направлении шли от станции и т. п. Запомните очень простую истину - вокруг вас люди, которые при необходимости помогут. Таким образом, нужно идти в одном выбранном направлении. Чтобы идти прямо, можно воспользоваться знаниями, полученными из моего прошлого письма. В основном придется полагаться на глаза и уши. Хорошенько осмотрите окрестности, желательно, забравшись на дерево. Вы можете услышать шум шоссейных или железных дорог, сельскохозяйственной техники... Если не слышите, то попробуйте воспользоваться нехитрыми приспособлениями, позволяющими выиграть пару километров. Если есть лист бумаги, сделайте рупор, прислоните к уху и повертитесь, держа его горизонтально узкой частью к уху и прислушиваясь к окружающей обстановке. Если есть бутылка, закопайте ее вертикально в землю, так, чтобы торчало только горлышко; прислоните к нему ухо. Когда выберете направление и пойдете по нему, обращайте внимание на любые дороги, ЛЭП, трубопроводы, реки (го-

рода и деревни часто строят по их берегам)..., то есть все то, что приведет вас к людям, а дальше "язык до Киева доведет". Если вы блуждаете уже несколько дней и догадываетесь, что вас начали искать, то следует позаботиться об облегчении поисков. Подать сигнал спасателям проще всего с помощью костра (днем нужно стараться, чтобы он сильнее дымил, ночью- чтобы поярче горел). Хорошо, если вы найдете старую автопокрышку (наша родная природа сильно замусорена), дым от нее виден за несколько километров. Очень хорошую услугу может оказать СВ станция, зеркало (солнечные зайчики) и т. п.

Поиск и приготовление пищи.

Самые простые сведения, опирающиеся на багаж знаний среднего человека. Итак, предположим, что вы израсходовали запас продуктов и не имеете возможности обратиться за помощью. Будем ориентироваться на тех, кто не имеет специально предназначенных приспособлений.

1. Рыба. Для ее ловли на мелких реках и ручьях можно использовать, например, штаны с завязанными на концах ногами; можно ловить руками в норах и под камнями, для этого надо обхватить камень руками возле самого дна и вести руки к себе, обхватывая камень, после небольшой практики можно наловчиться хватать рыбу. Неплохую острогу можно сделать из вилки, привязанной к палке. Можно заметить сонную рыбу, нужно плавно подвести под нее руку, резко схватить и бросить на берег. На больших реках можно использовать приманки с борной кислотой или известью, ее можно получить путем обжига мела, известняка, раковин... После примене-

ния таких приманок нужно собрать всплывшую рыбу. Хуже всего, когда ранней весной вода подмоет лед у берегов, то есть зимние средства использовать уже нельзя, а летние - еще нельзя. Однако и здесь можно обойтись подручными средствами. Добудьте кол, длиной около 2 метров и идите вдоль берега. Рыба стоит около него. Вам останется только ударить ее и подобрать. Редко удается оглушить сразу, но на обратном пути вы ее, скорее всего сразу увидите и заберете.

2. Раки. Их проще всего ловить в норах. Если есть любители подводного плаванья, то их можно насобирать на дне. Если вода слишком холодная, можно сделать рачевни - сделайте круг, например из проволоки, диаметром около 0,5 метра, привяжите к нему дно их тряпки или сетки, привяжите это все к палке. На дно привяжите, например, лягушку и киньте в воду. Периодически надо рачевню поднимать и смотреть, не появился ли там рак.

3. Моллюски, например беззубки. Собрать их, думаю, сумеют все. На вкус - вполне приемлемо.

4. Рептилии также годятся в пищу, убить их можно, например, палкой.

5. Птичьи яйца.

6. Растительная пища.

7. Грибы.

Растения, которые можно употреблять в пищу:

- подорожник (молодые листья - сырые, постарше - в супах)

- одуванчик (молодые листья - сырые, чтобы убрать горечь, подержите в холодной воде; корни могут заменить картофель и кофе)

- крапива (можно есть сырую, обварив кипятком для удаления муравьиной кислоты; неплохо и в вареном, минут 5, виде)

- клевер красный (сырой или вареный)

- щавель (сырой или вареный; не злоупотребляйте им)

- облепиха (ягоды)

- рогоз (корни можно есть сырыми и вареными)

- боярышник (ягоды - не злоупотребляйте)

- рябина (ягоды сырые, вареные, можно использовать вместо чая)

- ежевика (ягоды)

- шиповник (ягоды сырые, вместо чая)

- черника (ягоды)

- морошка (ягоды)

- яблоня (плоды хорошо бы порезать пластинками и высушить для хранения)

- земляника (ягоды)

- черемуха (ягоды)

- орехи


Зимой придется есть почки семена и орехи деревьев, например липы. Можно найти и ягоды, оставшиеся с осени.

Если у вас нет никакой посуды для приготовления пищи, то самыми простыми способами жаренья будут, пожалуй, эти:

1) обмазать мясо или рыбу глиной и печь на углях.

2) вырыть ямку, наложить в нее топливо; сверху на края ямы наложить палок, а на них - камней, это все в несколько слоев; когда прогорит, можно жарить на камнях.



Общие рекомендации: как проверить на съедобность растений.

Растения с желтыми цветками и (или) млечным соком, кроме одуванчика, как правило, ядовиты. Избегайте растений с едким, горьким, жгучим вкусом.

Не ешьте испорченные и поврежденные части растений. Если какая- то часть растения съедобна, не думайте, что все остальные - тоже. Даже съедобные и вкусные растения не стоит есть сразу много одного вида, так как в них могут быть лекарственные вещества, избыточное потребление которых вредно. Проверяйте на съедобность только те растения, которых легко найти в нужном количестве, и только 1 вид и на 1 человеке за раз.

Алгоритм:

1. Разомните растение и натрите соком внутреннюю сторону запястья. Подождите минут 15, если не появится волдырей, зуда или жжения, значит растение не содержит яда, действующего на кожу.

2. Подержите кусочек растения во рту минут 5, если не будет плохих ощущений, пожуйте его. Подождите, не появилось ли горечи, жжения или мыльного привкуса, если нет, проглотите сок, остальное выплюньте, подождите 8 часов.

3. Если не появилось неприятных последствий (тошнота, боль в животе, головокружение, сонливость...), съешьте около чайной ложки растения и подождите еще 8 часов, нет ли таких последствий.

4. Если все в порядке, съешьте горсть этого растения, если в течение суток вышеуказанных последствий не будет, растение не ядовито.

В отношении грибов надо соблюдать еще большую осторожность. Не

ешьте незнакомых грибов. Перед жареньем грибы надо отваривать и сливать воду, так как некоторые из них так можно очистить от яда. Не ешьте молодых (когда еще не все признаки вида заметны) и старых грибов. Не собирайте грибы в сильную жару и засуху (тогда можно сильно отравиться даже боровиками). Не давайте грибы детям, даже то, что абсолютно безопасно для взрослых, может вызвать у них смертельное поражение печени.



Добывание растительной пищи.

Съедобны многие растения, обычно не употребляемые в пищу.

Съедобные листья и молодые побеги:

ежевика; цикорий;

кипрей; щавель

тмин; яснотка белая;

Съедобные молодые листья:

подорожник;

смородина черная;

шиповник;

липа мелколистная;

лопух большой;

одуванчик;

клевер луговой;

сныть обыкновенная

мать-и-мачеха;

борщевик рассеченный;

первоцвет весенний;

ярутка полевая;

ревень;


Съедобные корни, употребляемые сырыми:

иван-чай, камыш озерный, аир,

кровохлебка лекарственная,

лабазник шестилепестный, лопух большой,

пырей ползучий, медуница.

Съедобные корни, употребляемые в виде муки:

одуванчик, камыш озерный, горец змеиный,

горец живородящий, зопник клубненосный,

калужница болотная, клубнекамыш морской, кубышка желтая,

кувшинка белая, лапчатка гусиная, пырей ползучий,

рогоз широколистный, сусак зонтичный,

кровохлебка лекарственная.

Рецепт употребления муки из съедобных корней: нарезать, высушить, смолоть, сделать тесто, испечь. Можно добавлять муку из корней в зерновую муку. Можно заквасить муку: добавить обычного хлеба или сухарей, размочить и поставить в теплое место до появления пузырьков и кислого запаха. Муку из кувшинки надо несколько часов вымачивать, меняя воду. Из размолотого корневища камыша озерного варится хорошая каша.

Способы хранения съедобных листьев:

1. высушить;

2. заквасить, как капусту (например, молодые листья одуванчика);

3. сделать кисло-соленое пюре (добавить уксуса и соли) и хранить на холоде;

Кофе можно приготовить их прожаренных и размолотых корней лопуха (первого года жизни), одуванчика, цикория.

Много щавеля есть вредно: щавелевая кислота переводит кальций крови в нерастворимое соединение.

Чай из трав - источник витаминов и других полезных веществ.

На чай годятся:

1) цветы и листья:

зверобой, земляника, малина;

манжетка;

лабазник вязолистный;

тмин;


яснотка белая;

2) листья:

крапива, подорожник, смородина;

кипрей, мать-и-мачеха, медуница, первоцвет;

3) плоды:

брусника, рябина, бузина черная;

4) цветы, листья, плоды:

шиповник, боярышник.



Добывание животной пищи.

Обычно не употребляются в пищу, но тем не менее съедобны следующие животные:

1) лягушки, жабы (но их слизь может быть ядовита);

2) змеи;


3) улитки, ракушки (т.е. моллюски; устрицы - это ведь тоже моллюски!).
скачать

следующая >>
Смотрите также:
Методическая разработка для обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
362.12kb.
Методическая разработка для обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
643.92kb.
Методическая разработка для обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера тема №5: «Действия работников организаций и населения в чрезвычайных ситуациях техногенного
513.08kb.
Программа обучения работающего населения в области гражданской
137.72kb.
Методическая разработка для обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера тема №2: «Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих
380.46kb.
О штабе по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций общие положения
84.88kb.
Законодательства: «Об образовании», «О защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
109.25kb.
Законами от 21 декабря 1994 г. №68-фз «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
316.97kb.
Закон г. Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
344.04kb.
Постановление «14» января 2013 года №6 о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов Леденгского сельского поселения для ликвидации чрезвычайных ситуаций
113.78kb.
Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
216.46kb.
Персонала малых объектов в чрезвычайных ситуациях
113.99kb.