Главная | стр 1
Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. ![]() Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным дсциплинам. Методическая разработка может представлять собой: Разработку конкретного урока; Разработку серии уроков; Разработку темы программы: Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета; Разработку общей методики преподавания предметов; Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета. К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: -определение форм и методов изучения содержания темы; - раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; - описание видов деятельности педагога и учащихся; - описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; -осуществление связи теории с практикой на уроках; - использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. 2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. 3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. 4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. 5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу. 6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой педагогический опыт. 7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. 8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения. 9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». 10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
1. Аннотация. 2. Содержание (с указанием стр.) 3. Введение. 4. Основная часть. 5. Заключение. 6. Список использованных источников. 7. Приложения. В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. Основная часть может состоять из следующих разделов:
В характеристике темы указываются: Образовательные цели и задачи темы; Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение; Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать; Место и роль темы в курсе; Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи; Дается дидактический анализ содержания материала; Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала; Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.
1. Продумать методику преподавания темы. 2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д. 3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить. 4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
В основной части можно выделить следующие разделы:
Рекомендуемый план урока: 1. Тема программы. 2. Тема урока. 3. Тип урока. 4. Вид урока. 5. Цель методическая. 6. Цели образования(обучения, воспитания, развития). 7. Материально-техническое обеспечение урока. 8. Межпредметные и внутрипредметные связи. 9.Рекомендуемая технологическая карта урока или стенограмма учебного занятия. Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения. Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):
Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:
Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:
Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока). Традиционная классификация методов обучения (по способу подачи информации): 1.Словесный. 2. Наглядный. 3.Практический. Дидактические методы (по Лернеру И.Я.-Скаткину) 1. Объяснительно-иллюстративный. 2. Репродуктивный. 3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский, поисковый. Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др. Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.): 1. Фронтальный. 2. Индивидуальный. 3. Парный. 4. Коллективный. Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков) , воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.). Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок. Общие требования к оформлению методической разработки.
Начало формы Смотрите также: Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
79.05kb.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
80.5kb.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
133.43kb.
Требования к педагогическим презентациям
124.3kb.
Методическая разработка классного часа с. Ургаза, 2012
75.43kb.
Основы ведения обороны общевойсковыми подразделе- ниями и частями
235.32kb.
Методическая разработка microsoft Excel (формулы, функции) Новокузнецк,2008
331.37kb.
Учитель Тарачкова Екатерина Владимировна методическая разработка урока
107.83kb.
Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Победы «Память сердца». Разработала
156.73kb.
Требования к Программе развития школы
626.62kb.
Разработка технического задания на оказание рекламных услуг, услуг по уборке, охране, обеспечения персоналом
338.13kb.
30. Определите требования, предъявляемые к программному обеспечению арм 53.44kb.
|