Главная стр 1
скачать
Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Балашовское медицинское училище»

Методическая разработка

лекционного занятия по русскому языку
на тему: «Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари».
Специальность: 060301«Фармация»

Количество часов –2 часа

Преподаватель: Цыбизова С.А.

г. Балашов

2012 г.
Схема интегративных связей

Тема: «Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари».

Вход Выход



Пояснительная записка
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту третьего поколения и учебному плану среднего профессионального образования по специальности 060301 «Фармация» изучение дисциплины «Русский язык» входит в блок дисциплин ОГСЭ на первом году обучения.

Согласно календарно - тематическому плану, утвержденному на заседании ЦМК «ОГСЭ», изучение темы «Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари» предполагается в первом семестре.



Цели занятия

  1. Учебные:

Студент должен иметь представление:

  • об активной и пассивной лексике;

  • об устаревших словах;

  • об архаизмах, историзмах;

  • о лексико-семантических архаизмах;

  • о лексико-фонетических архаизмах;

  • о лексико-словообразовательных архаизмах;

  • о лексико-морфологических архаизмах;

  • о неологизмах и их классификации

Знать:

  • что такое активный и пассивный запас лексики;

  • что такое устаревшие слова;

  • различие архаизмов и историзмов;

  • различие лексико-семантических, лексико-фонетических, лексико-словообразовательных, лексико-морфологических архаизмов;

  • определение неологизмов;

  • лексические, семантические неологизмы;

  • общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы.

Уметь:

  • применять полученные навыки в своей речи;

  • грамотно строить синтаксические конструкции, исходя из лексического и грамматического значения слов, в неё входящих;

  • пользоваться словарями.



  1. Воспитательные:

    • Воспитание усидчивости, терпеливости, выдержанности, правильного (положительного) отношения к труду.



  1. Развивающие:

    • Развивать познавательный интерес, логическое мышление, прививать умение и навыки самостоятельной работы с информационным материалом (конспектом лекции, словарём, дополнительной литературой и др.)

Этапы планирования занятия

№ п/п

Название этапа

Краткое описание деятельности

Цель

Время

Оснащённость

Преподавателя

Студентов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

Организация занятия.

Отмечает отсутствующих. Уточняет готовность студентов к занятию.

Готовят лекционные тетради, ручки.

Мобилизовать студентов на работу.

1 мин.

Журнал успеваемости и посещаемости группы.

2.

Формирование темы и её обоснование.

Сообщает тему, акцентирует внимание на её значимость.

Записывают в тетради тему, слушают обоснование.

Раскрыть теоретическую значимость темы.

2 мин.

Тетрадь для лекционных занятий.

3.

Определение целей занятия.

Сообщает цели занятия.

Записывают цели занятия в тетрадь.

Показать студентам конечный результат.

2 мин.

Тетрадь для лекционных занятий.

4.

Сообщение плана занятия.

Сообщение плана занятия.

Записывают план занятия.

Для конкретизации внимания студентов при подготовке домашнего задания.

5 мин.

Тетрадь для лекционных занятий.

5.

Изложение нового учебного материала.

Излагает новый материал учащегося в соответствии с планом.

Записывают новый материал учащиеся в соответствии с планом.

Углубление и расширение знаний студентов по теме.

70 мин.

Тетрадь, таблицы.

6.

Закрепление материала.

Задаёт вопросы по разделам лекции.

Слушают вопросы и отвечают на них.

Контроль уровня усвоения нового материала.

5 мин.

Тетрадь, таблицы.

7.

Подведение итогов занятия.

Подводит итоги занятия, отмечает, достигнут ли результат.

Слушают вопросы и отвечают на них.

Контроль уровня усвоения нового материала.

2 мин.

Тетрадь, таблицы.

8.

Домашнее задание.

Называет объём материала для подготовки домашнего задания.

Записывают в тетрадь.

Подготовка студентов к последующим занятиям.

3 мин.

Тетрадь.


Контрольные вопросы:
1. Какие слова относятся к активному запасу лексики, а какие – к пассивному?

2. Чем различаются историзмы и архаизмы и какие существуют типы архаизмов?

3. Какие слова называются неологизмами и на какие типы они делятся?

Лекционный материал.

Тема: «Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари».

План лекции.


  1. Активная лексика русского языка.

  2. Пассивная лексика русского языка.

  3. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

  4. Неологизмы: лексические и индивидуально-авторские.

Словарный состав языка подвержен различным изменениям. Эти изменения выражаются не только в том, что лексика русского языка непрерывно обогащается за счет внутренних ресурсов и иноязычных заимствований, но и одновременно переключает в пассивный запас отдельные группы слов, которые устаревают и постепенно выходят из общенародного употребления. Поэтому в языке всегда сосуществуют активная и пассивная лексика.

К активной лексике относятся все общенародные слова, значения которых понятно всем говорящим на русском языке: земля, человек, бежать, работа, красивый и многие другие. Кроме того, в активный запас входит некоторое количество слов из различных пластов специальной лексики. Так, в результате широкого распространения образования активно используются многие лингвистические, физические, математические, медицинские, философские и политические термины (грамматика, суффикс; атом, радиоактивность; идеология, депутат и др.).

К пассивной лексике относятся слова, сравнительно редко употребляемые в языке повседневной жизни. К этой лексике относятся все устаревшие слова, а также некоторая часть новых слов, не вошедших в общелитературное употребление. Следовательно, слова пассивного словаря в свою очередь, образуют две основные группы: устаревшие и новые (неологизмы).

I. Устаревшие слова.

Процесс перехода слов из активного словаря в группу пассивного употребления длительный, постепенный.

Этот процесс не всегда протекает однородно: в ряде случаев устаревшие слова впоследствии вновь возвращаются в активный запас лексики. Естественно, что при этом происходит, как правило, и резкое изменение их значений.

Так, сравнительно недавно утратили оттенок архаичность слова лицей, гимназия, департамент, дума (после 1917 года ХХ века они рассматривались как историзмы).

Например, лицей –

1) уст. в царской России: мужское привилегированное учебное заведение;

2) общеобразовательное учебное заведение; департамент - отдел министерства, высшего государственного учреждения; дума - название некоторых государственных учреждений (в старой России; Государственная дума) выборное представительное учреждение, которому формально принадлежат законодательные функции.

Однако возвращение устаревших слов в активный лексический запас возможно лишь в особых случаях и всегда обусловлено внеязыковыми факторами. Если же архаизация слова продиктована лингвистическими законами и получила отражение в системных связях лексики, то его возрождение исключено.



Устаревшие слова неоднородны с точки зрения:

1) степени их устарелости;

2) причин их архаизации;

3) возможности и характера их использования.



По степени устарелости выделяются:

1) слова, которые являются в настоящее время совершенно неизвестными рядовым носителем современного русского языка и поэтому непонятны без соответствующих справок. Это так называемые старинные слова. Сюда относятся:



а) слова, исчезнувшие из языка, не встречающиеся в настоящее время даже в составе производных слов (уй – дядя по матери; стрый – дядя по отцу; просинец – февраль; котора – ссора и т.д.);

б) слова, не употребляющиеся в языке как отдельные слова, но встречающиеся в качестве корневых частей производных слов (худог (прилаг. из готск. языка) – умелый, искусный; художник, художественный; говядо (общ.слав. – бык) – скот: говядина, говяжий; скора – шкура: сорняк и т.п.);

в) слова, исчезнувшие из языка как отдельные значимые слова, как отдельные значимые единицы, но употребляющиеся ещё в составе фразеологизмов ( карачки – ноги: ползать на карачках; просак – прядильный верёвочный станок: попасть в просак; зга – дорога: ни зги не видно; жир – богатство: с жиру беситься и т.д.)

Все эти слова совершенно выпали из лексики языка и в настоящее время прочно забыты. Они никакого отношения к лексической системе современного русского языка не имеют и не входят в его пассивный словарный запас, являются фактами предшествующих отдельных эпох развития русского языка.



2. Старинным словам противостоят по степени устарелости устаревшие слова.

Это уже реальные единицы языка, имеющие ограниченную сферу употребления и специфические стилистические свойства: брадобрей, токмо (только), городовой (в царской России: нижний чин городской полиции); верста (русская мера длинны, равная 1,06 км.) и т.д.

Устаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами. В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга, ликбез, МЭП и т.п.

Появление историзмов, как правило, вызвано внеязыковыми причинами (социальными преобразованиями в обществе, развитием производства и т.д.).



Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать и т.д.

Различают архаизмы разнокорневые и однокорневые.

К разнокорневым относятся собственно лексические архаизмы, имеющие устарелый корень: рамена – плечи, длань – ладонь, десница – правая рука.

В состав однокорневых архаизмов входят слова, могущие архаизироваться лишь частично, например, в своём суффиксальном оформлении, по своему звучанию, в отдельных своих значениях. Это даёт основание выделить в составе архаизмов несколько групп:



1) лексико-семантические архаизмы - слова, утратившие отдельные значения многозначного слова, т.е. имеющие иное современное название: оператор – хирург (совр.: специалист, производящий съёмку кино картины), глагол – слово; гость – заморский торговец, купец; красный – красивый; живот – жизнь и др.

2) лексико-фонетические архаизмы – слова, отличающиеся от соответствующих современных вариантов звуками или ударением: пиит – поэт, зерцало – зеркало, ироизм – героизм, стора – штора, гошпиталь – госпиталь, осьмь – восемь, музы́ка – му́зыка, кладби́ще – кла́дбище и др.

3) лексико-словообразовательные архаизмы – слова однокоренные с современными русскими, но отличающиеся суффиксальными и префиксальными морфемами: безлюдство – безлюдие, воитель – воин, свирепство – свирепость, ответствовать – отвечать, позабывать – забывать и др.

4) лексико-морфологические архаизмы – грамматические варианты слов, отличающиеся от современных устаревшими морфологическими категориями и формами слов: лебедь (ж.р.); зала (ж.р.); зало(с.р.); роѓи (мн.ч.) и др.

И архаизмы и историзмы как стилистическое средство для создания колорита эпохи, речевой характеристики персонажей исторических произведений используются в языке художественной литературы. Например, в произведениях А.Н.Толстого “Петр Первый”, А.С.Пушкина ”Пророк”, ”Арап Петра Великого” и др.

Иногда устаревшие слова в художественных произведениях используются для создания насмешки, иронии. Например, в сатирах М.Е.Салтыкова- Щедрина:

Всякий человек да имеет сердце сокрушенно (сокрушение-печаль, скорбь). Несть глупости, яко глупость! ("История одного города").

Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, фиксируются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое). Специальных словарей архаизмов и историзмов пока нет.

II. Неологизмы – новые слова, не освоенные полностью языком.

Новое слово является неологизмом только до тех пор, пока оно не выходит за пределы пассивного состава словаря.

Многие новообразования бывают неологизмами очень недолго: получив широкое распространение в речи, они становятся достоянием всего народа и входят в его активный словарный запас. Так, недолго оставались неологизмами такие ставшие теперь общеупотребительными слова, как компьютер, дискета, мобильный телефон (мобильник), SMS, СНГ, НБУ, приватизация и др.

Не все слова, получившие сначала некоторое распространение, надолго закрепляются в языке. Часть из них в силу тех или иных причин может скоро переходить в пассивный словарный запас. Например, перестройка (изменение получила в экономическом смысле), ваучер (документ на право владения доли собственности) бывшие неологизмами, а затем общеупотребительными словами, в настоящее время относятся к устаревшим.

В основе классификаций неологизмов лежат разные критерии их выделения и оценки.

В зависимости от способа появления различают неологизмы лексические и семантические.



Лексические неологизмы – это новые слова, которые создаются по продуктивным моделям или заимствуются из других языков. Например, из русских слов по продуктивным словообразовательным моделям образовались неологизмы: прилуниться, лунодром, луноход (путем сложения), ОМОН, спецназ, СНГ (сложносокращенные слова); лимит- лимитировать, лимитчик, лимитчица, видеоукмен – портативный видеомагнитофон и др.

Семантические неологизмы – это уже известные слова в новом значении. Например, штрих – 1) тонкая черта; 2) паста для исправления ошибок в тексте; конверсия (лат. превращение, изменение) – 1) обмен, превращение, перерасчет (конверсия валюты); 2)изменение политического мышления в мирных целях и др.

В зависимости от условий создания неологизмы делятся на общеязыковые (узуальные) и индивидуально-авторские.



Общеязыковые неологизмы не имеют автора, образуются чаще продуктивными способами, входят в синонимические, антонимические, тематические ряды, регистрируются словарями и находятся в пассивном словарном запасе до перехода их в активный состав словаря.

Индивидуально-авторские неологизмы обладают авторством, могут образовываться продуктивными / непродуктивными способами, не образуют лексических системных организаций, индивидуальны в употреблении, фиксируются лишь словарями языка автора ( например, “Словарь языка А.С.Пушкина” ) и остаются в пассивном запасе языка. Например, подшофейное состояние (А.Чехов); переживатель, магазинус, сундукявичус (В.Шукшин); осенебри, Поэтарх, зимарь (А.Вознесенский).

Являясь фактом не языка, а речи, окказионализмы представляют большой интерес для стилистов, так как в них отражается словотворчество писателя.

Выступая как средство художественной выразительности речи, они не теряют своей свежести и новизны на протяжении веков.

Опорные слова и словосочетания: активная и пассивная лексика; устаревшие слова; старинные слова, историзмы, архаизмы, разнокорневые и однокрневые (лексико-семантические, лексико-фонетические, лексико-морфологические) архаизмы; неологизмы лексические и семантические; общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы.

КРОССВОРД

«Редкие и забытые слова»

Если вы вспомните слова, пропущенные в цитатах из произведений русских классиков, то сможете отгадать кроссворд.



По горизонтали:

7. Просоленная и провяленная треска без хребтовой кости.

лестаков: Я люблю поесть. Как называлась эта рыба?

Артемий Филиппович, подбегая: _______-с. (Н.Гоголь. Ревизор)

8. Член католического монашеского ордена, основанного в XII веке в Палестине на горе Кармель во время крестовых походов.
А ты, Монах, мятежный езуит!

Красней теперь, коль ты краснеть умеешь,

Коль совести хоть капельку имеешь,

Красней и ты, богатый __________. (А.Пушкин. Монах)

9. Острая морда у собаки или волка.

«Я тебе, Чичиков, – сказал Ноздрев, – покажу отличнейшую пару собак: крепость черных мясов просто наводит изумление, _______ – игла!» (Н.Гоголь. Мертвые души)

11. Синоним слова жизнь.

Волк из лесу в деревню забежал,

Не в гости, но _______ спасая. (И.Крылов. Волк и Кот)

12. Лицо, содержащее тайный кабак или игорный дом.

Конвойный объяснил Нехлюдову, что это староста выдавал забранные или проигранные вперед по билетикам, сделанным из игральных карт, кормовые деньги _________ .

(Л.Толстой. Воскресение)

15. Верхняя мужская и женская двубортная длинная одежда с глубоким запахом и длинными (иногда до земли) рукавами, шитая из сукна или домотканины.

Француз камердинер подал ему башмаки с красными каблуками, голубые бархатные штаны, розовый ___________, шитый блестками. (А.Пушкин. Арап Петра Великого)

18. Сварливый, бранчливый.

Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай, пожар, скосырь, __________, допекай, припекай, северга, касатка, награда, попечительница. (Н.Гоголь. Мертвые души)

19. Старинное гладкоствольное фитильное ружье без замка, похожее на пищаль.
[Корсунцы], увидевши, что уже достанет ружейная пуля, грянули вдруг из ___________ . (Н.Гоголь. Тарас Бульба)

20. Чье сердце хладное, презревшее ________,

Твое уныние и слезы ускорит?

(А.Пушкин. К Овидию)

21. Небольшая искусственная рощица; садик с подстриженными деревьями.

В мечтах перед ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в ________, легко ступающей по ковру. (И.Гончаров. Обломов)

24. Нетерпеливый, торопыга.

Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай, пожар, скосырь, черкай, допекай, припекай, __________, касатка, награда, попечительница. (Н.Гоголь. Мертвые души)

26. Чуб.

Перед нею усердные слуги;

Она бьет их, за ________ таскает.

(А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке)

27. Карточная игра, обычно между тремя игроками.

Столы зеленые раскрыты:

Зовут задорных игроков.

Бостон и _______ стариков.

(А.С.Пушкин. Евгений Онегин)

31. В старину – князь, находящийся в зависимости, под властью, «под рукой» какого-либо другого князя, царя.

[Воротынский]

Уже давно лишились мы уделов,

Давно царям для _________ служим.

(А.Пушкин. Борис Годунов)


33. Душистая степная трава.

Ему ты песен наших спой,

Когда ж на песнь не отзовется, –

Свяжи в пучок ________ степной

И дай ему – и он вернется.

(А.Майков. ________)

34. Посудина из бересты, имеющая цилиндрическую форму, с деревянным дном и крышкой; берестовый стоячок с крышкой.

...Ему было показалось, уж не попал ли он как-нибудь в Москву на щепной двор, где горами белеет дерево шитое, точеное, лаженое и плетеное; бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки, мыкольники, куда бабы кладут свои мочки и прочий дрязг, коробья из тонкой гнутой осины, _______ из плетеной бересты и много всего, что идет на потребу богатой и бедной Руси. (Н.Гоголь. Мертвые души)

35. Недавно, несколько дней тому назад.

_______ , на Спаса, это, значит, дня три тому назад, загуляли мы артелью да вина выпили ведра полтора. (А.Куприн. Молох)

36. Ожерелье из кораллов.

[Облонский] заехал в Большой театр на репетицию балета и передал танцовщице обещанные накануне__________ . (Л.Толстой. Анна Каренина)



По вертикали:

1. Форточка, оконце в двери или в окне.

И когда милая немочка отдернула белую занавеску окна, Германн не явился у своего _______ и не приветствовал ее обычной улыбкою. (А.Пушкин. Пиковая дама)

2. Залив.

Все были хожалые, езжалые, ходили по анатольским берегам, по крымским солончакам, по всем речкам, большим и малым, которые впадали в Днепр, по всем _______ и днепровским островам. (Н.Гоголь. Тарас Бульба)
3. Подсвечник.

Сальная свеча темно горела в медном __________.

(А.Пушкин. Пиковая дама)

4. В старину – боярин, ведавший винными погребами и подносивший напитки к царскому столу.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,

Шипела пена по краям,

Их важно __________ носили

И низко кланялись гостям.

(А.Пушкин. Руслан и Людмила)

5. Теплый легкий ветерок.

Ночной ______

Струит эфир.

Шумит,

Бежит


Гвадалквивир.

(А.Пушкин. Ночной __________)

6. Пароход.

_______ тронулся – морской, свежий воздух веет мне в лицо. (А.Пушкин. Участь моя была решена...)

10. Забор.

[Выстрелы] сыпались подобно дроби. В крепости падали не только люди, стоявшие на виду, но и те, которые на

минуту приподымались из-за ________. (А.Пушкин. История Пугачева)

13. Защита, оплот.


Кухня была истинным ___________ деятельности великой хозяйки и ее достойной помощницы Анисьи. Все было в доме и все под рукой, на своем месте, во всем порядок и чистота. (И.А.Гончаров. Обломов)

14. Название четвертого дня недели.

Не ведал я покоя

Увы! ни на часок,

Как будто у налоя

В великий _______

Измученный дьячок.

(А.С.Пушкин. Городок)

16. Шатен.

[Анна Андреевна:] А собой какой он: брюнет или блондин?

[Добчинский:] Нет, больше ________. (Н.Гоголь. Ревизор)

17. В XV–XVIII вв. – мореходное гребное судно, род галеры (гребцами на этих судах были люди, осужденные на каторгу).

Тут лохань перед собою

Приказал налить водою;

Плавать он пустил по ней

Тьму прекрасных кораблей,

Барок, ______ и шлюпок

Из ореховых скорлупок.

(А.С.Пушкин. Царь увидел пред собой)

22. Человек, при помощи которого происходило на спиритических сеансах общение с духами.

«А я думаю, что вы будете отличный ________, – сказала графиня Нордстон, – в вас есть что-то восторженное». (Л.Н.Толстой. Анна Каренина)

23. Развлечение, забава, гулянье.

[Анна Петровна:] А то, что молод еще судить-то постарше себя. Он солидный человек, с небольшим в 30 лет уж состояние имеет; делом занимается, а у вас все _______ да пошлости на уме. (А.Островский. Бедная невеста)

25. Имя девушки-служанки.

Черт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот ________ в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась

И до смерти испугалась...

(А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

28. О торговом или ином хозяйственном предприятии, деле.

А что касается до того, что погребов было много, то ведь тогда и _______ большое было: ртов-то вдесятеро против нынешнего было. (М.Е.Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы)

29. В Древнем Риме – лицо, сопровождающее представителя высшей администрации и носившее пучок прутьев с секирой как символ власти и наказуемости преступления.

Смотри, как все пред ним смиренно спину клонят;

Смотри, как ________ народ несчастный гонят! (А.С.Пушкин. Лицинию)

30. В эпоху татаро-монгольского ига на Руси – печать хана, а также резное или лепное его изображение.

Софья убедила Иоанна не встречать послов ордынских, которые обыкновенно приводили с собою __________, образ или болван хана. (Н.Карамзин. История государства Российского)

32. Шишка на лбу.

Если как-нибудь, вставая с кровати, ударится кто об угол шкапа или стола и набежит на лбу ___________, то стоит только одну рюмочку выпить перед обедом – и все как рукой снимет. (Н.Гоголь. Старосветские помещики)



Ответы:

По горизонтали:

7. Лабардан. 8. Кармелит. 9. Щиток. 11. Живот. 12. Майданщик. 15. Кафтан. 18. Черкай. 19. Самопал. 20. Хариты. 21. Боскет. 24. Северга. 26. Чупрун. 27. Ломбер. 31. Подручник. 33. Емшан. 34. Бурак. 35. Ономнясь. 36. Коральки.



По вертикали:

1. Васисдас. 2. Заход. 3. Шандал. 4. Чашник. 5. Зефир. 6. Пироскаф. 10. Заплот. 13. Палладиум. 14. Четверток. 16. Шантрет. 17. Каторга. 22. Медиум. 23. Гулимоны. 25. Чернавка. 28. Колесо. 29. Ликтор. 30. Басма. 32. Гугля.



При составлении кроссворда использован «Словарь редких и забытых слов» Сомова В.П.

Словарь терминов.

Активная лексика – это все общенародные слова, значения которых понятно всем говорящим на русском языке.

Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать и т.д.

Индивидуально-авторские неологизмы – это лексика, обладающая авторством, индивидуальны в употреблении, фиксируются лишь словарями языка автора ( например, “Словарь языка А.С.Пушкина” ) и остаются в пассивном запасе языка. Например, подшофейное состояние (А.Чехов); переживатель, магазинус, сундукявичус (В.Шукшин); осенебри, Поэтарх, зимарь (А.Вознесенский), омолниели (В.В. Маяковский).

Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами. В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга, ликбез, МЭП и т.п.

Лексико-морфологические архаизмы – грамматические варианты слов, отличающиеся от современных устаревшими морфологическими категориями и формами слов: лебедь (ж.р.); зала (ж.р.); зало(с.р.); роѓи (мн.ч.) и др.

Лексико-семантические архаизмы - слова, утратившие отдельные значения многозначного слова, т.е. имеющие иное современное название: оператор – хирург (совр.: специалист, производящий съёмку кино картины), глагол – слово; гость – заморский торговец, купец; красный – красивый; живот – жизнь и др.

Лексико-словообразовательные архаизмы – слова однокоренные с современными русскими, но отличающиеся суффиксальными и префиксальными морфемами: безлюдство – безлюдие, воитель – воин, свирепство – свирепость, ответствовать – отвечать, позабывать – забывать и др.

Лексико-фонетические архаизмы – слова, отличающиеся от соответствующих современных вариантов звуками или ударением: пиит – поэт, зерцало – зеркало, ироизм – героизм, стора – штора, гошпиталь – госпиталь, осьмь – восемь, музы́ка – му́зыка, кладби́ще – кла́дбище и др.

Лексические неологизмы – это новые слова, которые создаются по продуктивным моделям или заимствуются из других языков. Например:спецназ, СНГ (сложносокращенные слова); лимит- лимитировать, лимитчик, лимитчица, видеоукмен – портативный видеомагнитофон и др.

Неологизмы – новые слова, не освоенные полностью языком.

Общеязыковые неологизмы – это лексика не имеет автора, образуются чаще продуктивными способами, входят в синонимические, антонимические, тематические ряды, регистрируются словарями и находятся в пассивном словарном запасе до перехода их в активный состав словаря.

Пассивная лексика – это сравнительно редко употребляемые в языке повседневной жизни, все устаревшие слова, а также некоторая часть новых слов, не вошедших в общелитературное употребление.

Семантические неологизмы – это уже известные слова в новом значении. Например, штрих – 1) тонкая черта; 2) паста для исправления ошибок в тексте.
скачать


Смотрите также:
Методическая разработка лекционного занятия по русскому языку
212.51kb.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая
1139.96kb.
Методическая разработка «Система работы по развитию орфографической зоркости младших школьников как средство предупреждения ошибок»
275.16kb.
Методическая разработка учебного занятия «Цветочная мозаика»
76.67kb.
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-м классе по теме: "Грамматические средства выражения основной идеи поэмы М. М. Пришвина "
49.41kb.
Программа кружка «Лингвист» по русскому языку для учащихся 8 класса
81.27kb.
Методическая разработка учебного занятия «День Земли»
158.78kb.
Методическая разработка внеклассного занятия «Мой город родной»
54.08kb.
Программа по русскому языку и литературе 5-11 классы Критерии по русскому языку и литературе
1681.12kb.
Методическая разработка занятия «Встречай с любовью стаи птиц»
83.05kb.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
79.05kb.
Методическая разработка воспитательского занятия по теме «Правила обращения с домашними животными»
32.24kb.