Главная стр 1
скачать
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

По дисциплине МЕНЕДЖМЕНТ
Тема: Основы теории принятия управленческих решений (2)

Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5

Купино

2012
Рассмотрено на заседании ЦМК



Протокол № ______

от «_____» ________ 20______ г.


Председатель: _______ М.А. Папшева

Автор: Папшева Марина Артуровна, преподаватель высшей квалификационной категории



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-методическая характеристика занятия

  3. Хронологическая карта занятия

  4. Приложение 1

  5. Приложение 2

  6. Приложение 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно рабочей программе и тематическому плану на изучение темы

«Основы теории принятия управленческих решений» отводится 12 часов.

Реализация целевой установки по изучению данной темы осуществляется следующими видами учебных занятий:

Лекция – 8 часов, семинарские занятия – 4 часа, самостоятельная работа- 2 часа

В ходе лекций раскрываются основные понятия методов управления, рассматриваются модели принятия решений, типы управленческих решений, этапы процесса принятия решений.

В ходе семинарских занятий студентам прививаются навыки логического

мышления и устного изложения материала о конфликтах, о классификации конфликтов, о стадиях конфликта.

В ходе самостоятельной работы студентам прививаются навыки

самостоятельного поиска и анализа учебной информации и приобретения

новых знаний об особенностях принятия управленческих решений.

В результате изучения темы «Основы теории принятия управленческих решений» студент должен:

- знать методы управления и организации работы коллектива.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Основы теории принятия управленческих решений

Тип учебного занятия: усвоение новых знаний

Вид учебного занятия: лекция с элементами самостоятельной работы

Место проведения аудитория

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: раскрытие теоретической и практической значимости изучаемой дисциплины и темы

Цели занятия:

1. Образовательная: знать методы управления и организации работы коллектива

2. Развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике; создание условий для развития умений и навыков сотрудничества и эффективного поведения;

3. Воспитательная: воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности; формировать умение ответственно и качественно выполнять профессиональные функции с высокой производительностью труда, анализируя заданные требования и инструкции

Междисциплинарная интеграция:



Внутридисциплинарная интеграция:

Методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности, контроля в обучении: наглядные – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; печатно-словесные - учебник, дидактические материалы, методическая разработка занятия для преподавателя, методические рекомендации для студентов, глоссарий; техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран. Методы контроля: устный опрос, аудиторная самостоятельная работа студентов

Перечень литературы:

Основная:

- Дорошенко Г.В., Литвинова Н.И., Пронина Н.А. Менеджмент в здравоохранении. – М., 2006

- Двойников С.И., Лапик С.В., Павлов Ю.И. Менеджмент и лидерство в сестринском деле.- М.,2005

- Хартанович К.В., Краев В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Трикса.2006

Дополнительная:

- Cурмач, М.Ю. Менеджмент в здравоохранении: учеб. пособие для студентов факультета медицинских сестёр с высшим образованием / м.ю. Сурмач, Е.М. Тищенко. – Гродно: ГрГМУ, 2007. – 284 с.



- Веснин В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин - 4-е изд., доп. и испр. - М.: ООО «Изд-во Элит», 2004

- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 


Интернет ресурсы

- http ://www.aup.ru Административно-Управленческий Портал - Публикации по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу.
- http://www.consulting.ru Материалы анализа и исследований компаний, рекомендации по структурам, формированию культуры и т. д.

- http://www.cfin.ru Материалы и публикации по всем отраслям менеджмента, в том числе теоретико-методологического характера.


- http://www.profy.ru Публикации, статьи и методические материалы по менеджменту.

- http://www.ptpu.ru Сайт журнала «Проблемы теории и практики управления». Публикации, статьи и методические материалы по менеджменту.


- http://www.econline.h1 .ru - экономикс он-лайн. Сборник разнообразных
ресурсов по экономике и менеджменту, в том числе электронные версии классических трудов.
- http://mc-ma.narod.ru/portal.htm Портал «Русский менеджмент», на котором много конкретных примеров и иллюстраций из жизни современных российских организаций, полезных для выполнения контрольных работ.


ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ



Этапы занятия

Цель

Время

1

Организационный этап

Подготовить студентов к работе на занятии

2 мин

2.

Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению нового материала (сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости)

Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы

3 мин

3.

Усвоение новых знаний (организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; систематизация и обобщение этого материала студентами)

План лекции

1. Использование научных методов принятия решений

2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям

(см. Приложение 1)



Формирование теоретических знаний

55 мин

4.

Физкультминутка


Снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

5.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

(проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, закрепление полученных знаний и умений). Выполнение тестовых заданий

(см. Приложение 2)


Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

15 мин

6.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

(объяснение содержания работы, приемов и последовательность ее выполнения)



Для овладения знаниями:

чтение текста учебника Дорошенко Г.В., Литвинова Н.И., Пронина Н.А. Менеджмент в здравоохранении. – М., 2006.- С. 50-55, дополнительной литературы



Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

5 мин

7.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(Самооценка и оценка работы группы)

(см. Приложение 3)


Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

5 мин


Приложение 1

Основы теории принятия управленческих решений

План лекции

1. Использование научных методов принятия решений

2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям



Использование научных методов принятия решений

Цель науки управления: обеспечить руководителей организации научной базой для разрешения проблем, связанных с взаимодействием компонентов организации в интересах последней как целого.



Особенности науки управления:

1. Использование научного метода.

2. Системная ориентация.

3. Использование моделей.



Научный метод состоит из трех этапов:

1. Наблюдение. Объективный сбор и анализ информации по проблеме и ситуации.

2. Формулирование гипотезы. Выявление имеющихся альтернатив - вариантов действий - и их последствия для ситуации, а также делается прогноз, основанный на этих наблюдениях. Цель - установление взаимосвязи между компонентами проблемы.

3. Верификация. Подтверждение гипотезы путем наблюдения результатов принятого решения.

Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Схема организации, к примеру, это и есть модель, представляющая ее структуру.

Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется.

Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика физической модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность.


Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который представляет себя как реальный объект, но как таковой не выглядит. Пример аналоговой модели - организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии легко представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью.

В математической модели, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события. Математические модели относятся к типу моделей, чаще всего используемых при принятии организационных решений.

Постановка задачи. Наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована.

Модель линейного программирования применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Линейное программирование обычно используют специалисты штабных подразделений для разрешения производственных трудностей.

Типичные варианты применения линейного программирования в управлении производством

Укрупненное планирование производства. Составление графиков производства, минимизирующих общие издержки с учетом издержек в связи с изменением ставки процента.

Планирование ассортимента изделий. Определение оптимального ассортимента продукции, в котором каждому ее виду свойственны свои издержки и потребности в ресурсах.

Маршрутизация производства изделия. Определение оптимального технологического маршрута изготовления изделия.

Управление технологическим процессом. Сведение к минимуму отходов (стали, ткани, кожи и т.д.).

Регулирование запасов. Определение оптимального сочетания продуктов на складе и хранилище.

Календарное планирование производства. Составление календарных планов, минимизирующих издержки с учетом расходов на содержание запасов, оплату сверхурочной работы и заказов на стороне.

Планирование распределения продукции. Составление оптимального графика отгрузки с учетом распределения продукции между производственными предприятиями и складами, складами и магазинами.

Распределение рабочих. Минимизация издержек при распределении рабочих по местам

Разновидности прогнозов

1. Экономические прогнозы используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту.

2. Прогнозы развития технологии позволят предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть.

3. Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов.

4. Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знания.

5. Социальное прогнозирование используется для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества Прогнозирование - это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования.



ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЕНЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ

Рассматривая процесс принятия решений как последовательность двух взаимосвязанных, но в то же время

самостоятельных стадий – разработки решения и его реализации – необходимо отметить в соответствии с этим две

модификации управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного. По отношению к первому

следует применять понятие «качество», а ко второму – эффективность. Таким образом, качество управленческого решения

возможно и необходимо оценивать еще на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата,

используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Другими словами,

качество управленческого решения – это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной

системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной

реализации. К числу таких характеристик следует отнести:

− научную обоснованность;

− своевременность;

− непротиворечивость;

− адаптивность;

− реальность.

Рассмотрим их подробнее.

Научная обоснованность решения определяется прежде всего степенью учета как закономерностей функционирования

и развития объекта управления, так и тенденций развития экономики и общества в целом. Другим важнейшим фактором,

обусловливающим научную обоснованность управленческого решения, является компетентность лица, принимающего

решение (ЛПР). Менеджер может быть компетентным и в состоянии принять высококачественное решение, а также

реализовать его эффективно лишь в том случае, если он обладает специальными знаниями в той области деятельности,

которой руководит. Решение будет компетентным, если в нем достаточно полно отражены цели и задачи управления

конкретным объектом в сочетании со знанием природы и специфики этого объекта, а также тенденций его развития во

взаимодействии с окружающей средой. Кроме того, знание дела, конкретного объекта и решаемой проблемы должно

дополняться знанием менеджмента и, в частности, теории принятия решений.

Обоснованным может быть лишь то решение, которое принято на основе достоверной, систематизированной и научно

обработанной информации, что достигается использованием научных методов разработки и оптимизации решений.

Таким образом, научная обоснованность решения обеспечивается следующими основными факторами:

− учетом требований объективных экономических законов и закономерностей;

− знанием и использованием тенденций развития объекта управления;

− наличием полной, достоверной и научно обработанной информации;

− наличием специальных знаний, образования и квалификации у ЛПР;

− знанием и применением ЛПР основных рекомендаций менеджмента и теории принятия решений.

Научная обоснованность управленческого решения требует универсальности познаний ЛПР, что связано с нарастающей сложностью и все более комплексным характером решаемых проблем и последствий принимаемых решений. Очевидно, что удовлетворение этого требования приводит к все более широкому распространению коллегиальных форм принятия

решений.

Непротиворечивость. Единство управления современными сложными организациями, осуществляемого глубоко

специализированным аппаратом, не может достигаться иначе, чем последовательностью взаимодополняющих, непротиворечивых частных решений, носящих целеполагающий, организующий, мотивирующий, контролирующий и регулирующий характер. То, чем в действительности руководствуются исполнители, обычно есть их обобщенное представление о решениях, заданиях, инструкциях и нормативах, доведенных до них разными органами управления и менеджерами и в разное время. Положение осложняется тем, что прогнозные сценарии развития объекта управления, как

правило, отсутствуют, и аппарат управления реагирует только на текущие проблемы. Кроме того, каждый менеджер, принимая решение, преследует и свои собственные цели и интересы, что требует оценки каждого из разрабатываемых

решений с позиции интересов организации в целом. Все это свидетельствует об огромной важности непротиворечивости и согласованности управленческих решений. При этом следует различать внутреннюю непротиворечивость решения, под которой понимается соответствие целей и средств их достижения, а также соответствие сложности решаемой проблемы и методов разработки решения, и непротиворечивость внешнюю – преемственность решений, их соответствие стратегии, целям организации и ранее принятым решениям (действия, необходимые для реализации одного решения, не должны

мешать выполнению других). Достижение сочетания этих двух условий и обеспечивает согласованность и непротиворечивость управленческого решения.

Своевременность. Качество решения многих проблем очень часто определяется его своевременностью. Даже оптимальное решение, рассчитанное на получение наибольшего экономического эффекта, может оказаться бесполезным,

если будет принято поздно. Более того, оно может даже принести определенный ущерб. Таким образом, фактор времени оказывает существенное влияние на содержание управленческого решения.

Если необходимость обоснованности и непротиворечивости решения увеличивает время, затрачиваемое на его разработку, то требование своевременности, оперативности, напротив, существенно ограничивает этот период.

Адаптивность. Фактор времени, существенно влияющий на процесс принятия решений, диктует необходимость выполнения еще одного условия, определяющего качество управленческого решения, – адаптивности. Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия может быть принят равным периоду относительной стабильности проблемной ситуации, на разрешение которой оно направлено, и за пределами этого периода решение может превратиться в свою противоположность – не способствовать разрешению проблемы, а обострять ее. В связи с этим окончательное разрешение проблемы «раз и навсегда» не представляется возможными. Качество выбранной альтернативы следует оценивать с учетом того, что через некоторое время, возможно, придется корректировать

действующее или принимать новое решение. Управлять нужно так, чтобы оставалась определенная свобода выбора решений в будущем, когда ситуация изменится и будет разрабатываться новое решение. Между тем недостаток многих решений в том и заключается, что они не учитывают необходимости подобной адаптации и носят излишне «жесткий» характер.



Реальность. Решение должно разрабатываться и приниматься с учетом объективных возможностей организации, ее потенциала. Другими словами, материальные возможности, ресурсы организации должны быть достаточны для

эффективной реализации выбранной альтернативы.

Итак, управленческое решение может считаться качественным, если оно отвечает всем перечисленным выше требованиям. Причем речь идет именно о системе условий, поскольку несоблюдение хотя бы одного из них приводит к

дефектам качества решения и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или даже невозможности его реализации.



Приложение 2

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений.

Закрепление нового материала

«Разработка и реализация управленческого решения»

1) От каких показателей зависит процесс разработки и принятия управленческого решения:

a) Специфики деятельности организации.

b) Организационной структурой.

c) Внутренней культуры.

d) Внешней среды.

2) От чего зависит способ представления процесса принятия управленческого решения:

a) От внешней среды.

b) От научного подхода, применяемого к разработке управленческого решения.

c) От действующей системы внутренней коммуникации.

d) От профессионализма персонала.

3) При разработке управленческого решения поступает огромное количество качественной и количественной информации. Как это отразится на принятом управленческом решении:

a) Повысит качество управленческого решения.

b) Повысит надежность управленческого решения.

c) Повысит эффективность управленческого решения.

d) Помешает при принятии окончательного варианта управленческого решения.

e) Приведет к принятию ошибочных управленческих решений.



4) Кто должен собирать аналитический материал о неблагоприятной управленческой ситуации, для повышения эффективности принимаемого решения:

a) Только руководитель организации.

b) Специалист, обладающий достаточными знаниями и опытом в области, к ко-

торой принадлежит неблагоприятная управленческая ситуация.

c) Любой сотрудник организации, которому руководитель поручил собрать аналитический материал о неблагоприятной управленческой ситуации.

d) Элементы системы менеджмента.



5) Что является главным критерием эффективности при принятии важных

управленческих решений:

a) Опыт работы руководителя.

b) Четкое представление целей, к которым стремится организация.

c) Организационная структура предприятия.

d) Наличие контролирующего параметра.

6) Какова основная задача анализа управленческой ситуации:

a) Выявление истинной проблемы организации.

b) Выявление факторов, влияющих на развитие (изменение) управленческой ситуации.

c) Уточнение целей организации.

d) Выявление количественных данных.

7) Количественные методы при анализе ситуации применяются для:

a) Расчета эффективности решаемой задачи.

b) Выявляет изменения развития ситуации под воздействием факторов внешней

среды.


c) Выявления динамика развития ситуации под воздействием тех или иных фак-

торов.


d) Применения количественного подхода к разработке управленческого решения.

8) Диагностика ситуации позволяет:

a) Выявить острые проблемы, которые необходимо решить в первую очередь.

b) Уточнить цели организации.

c) Определить эффективность решения той или иной проблемы.

d) Выявить количественную информацию.

9) На каком этапе разработки управленческого решения прогнозируется развитие ситуации:

a) Диагностика ситуации.

b) Разработка прогноза развития ситуации.

c) Анализ ситуации.

d) Определение целей.

10) Какой из методов генерирования альтернативных вариантов управленческих решений основан на использовании опыта решения предшествующих аналогичных проблем:

a) Метод «мозговой атаки».

b) Метод аналогов.

c) Метод генерирования.

d) Метод «Делфи».

11) Какова основная задача при разработке сценариев развития ситуации:

a) Определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденцию ее развития.

b) Определение альтернативных вариантов динамики их изменения.

c) Определение факторов внешней среды, влияющих на развитие ситуации.

d) Корректировка поставленных целей.

12) Анализ нескольких альтернативных вариантов развития ситуации способствует:

a) Принятию более эффективных решений.

b) Принятию более надежных решений.

c) Принятию своевременных решений.

d) Принятию качественных решений.

13) Какие действия выполняются на этапе экспертной оценки основных вариантов управляющих воздействий:

a) Формирование оценочной системы.

b) Глубокий анализ ранее отобранных альтернативных вариантов управляющих

воздействий.

c) Определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденцию ее развития.

d) Формирование критериев оценки.



14) Каково преимущество использования коллективных экспертиз:

a) Разностороння оценка и аргументированность разрабатываемого управленческого решения.

b) Возможность сопоставления различных точек зрения на разрабатываемое

управленческое решение.

c) Предоставление лицу, принимающему решение огромное количество альтернативных вариантов решений.

d) Детальный анализ ситуации.



15) Что служит базой для принятия управленческого решения лицом, принимающим решение:

a) Факторы внешней среды.

b) Результаты экспертной оценки альтернативных вариантов решений.

c) Дополнительная информация об объекте принятия решения.

d) Опыт работы в области принятия решения.

16) На каком этапе планируются действия по реализации принятого управленческого решения:

a) На этапе разработки плана действий.

b) На этапе контроля реализации плана.

c) На этапе принятия управленческого решения.

d) На этапе определения целей.

17) В каком случае возникает необходимость корректировки плана реализации управленческого решения:

a) При изменении факторов внешней среды.

b) При смене руководства.

c) При внутриорганизационных конфликтах.

d) При изменении целей организации.

18) Каковы цели анализа результата реализации управленческого решения:

a) Выявление новых возможностей организации.

b) Возможность изменения стратегии организации.

c) Выявление сильных и слабых мест принятого управленческого решения.

d) Правильного ответа нет.

Приложение 3
Заполните таблицу


Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Частично не согласен

Полностью

не согласен

На занятии я

узнал много новой информации















В ходе занятия я чувствовал себя комфортно













Информация, полученная мной на занятии, пригодится мне в дальнейшем













Я обязательно поделюсь полученной информацией с друзьями













скачать


Смотрите также:
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (2) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино
220.4kb.
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (1) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино
224.56kb.
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (4) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино 2012
181.32kb.
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (3) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино 2012
208.01kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и практика принятия управленческих решений»
571.72kb.
Рабочая программа дисциплины в. Дв 1 «Клеточные технологии в медицине» Специальность: 060101 Лечебное дело
198.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 06 «Гигиена и экология человека» Специальность 060101. 52 «Лечебное дело»
538.02kb.
Комплект морфофункциональных и ситуационных задач по дисциплине Анатомия и физиология человека для специальности 060101 «Лечебное дело»
684.46kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Разработка управленческих решений»
16.81kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Математические методы системного анализа и теории принятия решений»
19.78kb.
Рабочая программа дисциплины «Биология, экология» Специальность: 060101 Лечебное дело Квалификация: Врач
412.91kb.
Рабочая тетрадь по информатике для студентов специальности 060101
320.58kb.