Главная стр 1
скачать
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

По дисциплине МЕНЕДЖМЕНТ
Тема: Основы теории принятия управленческих решений (4)

Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5

Купино

2012


Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол № ______

от «_____» ________ 20______ г.
Председатель: _______ М.А. Папшева

Автор: Папшева Марина Артуровна, преподаватель высшей квалификационной категории



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-методическая характеристика занятия

  3. Хронологическая карта занятия

  4. Приложение 1

  5. Приложение 2

  6. Приложение 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно рабочей программе и тематическому плану на изучение темы

«Основы теории принятия управленческих решений» отводится 12 часов.

Реализация целевой установки по изучению данной темы осуществляется следующими видами учебных занятий:

Лекция – 8 часов, семинарские занятия – 4 часа, самостоятельная работа- 2 часа

В ходе лекций раскрываются основные понятия методов управления, рассматриваются модели принятия решений, типы управленческих решений, этапы процесса принятия решений.

В ходе семинарских занятий студентам прививаются навыки логического

мышления и устного изложения материала о конфликтах, о классификации конфликтов, о стадиях конфликта.

В ходе самостоятельной работы студентам прививаются навыки

самостоятельного поиска и анализа учебной информации и приобретения

новых знаний об особенностях принятия управленческих решений.

В результате изучения темы «Основы теории принятия управленческих решений» студент должен:

- знать методы управления и организации работы коллектива.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ


Тема занятия: Основы теории принятия управленческих решений

Тип учебного занятия: усвоение новых знаний

Вид учебного занятия: лекция с элементами самостоятельной работы

Место проведения аудитория

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: раскрытие теоретической и практической значимости изучаемой дисциплины и темы

Цели занятия:

1. Образовательная: знать методы управления и организации работы коллектива

2. Развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике; создание условий для развития умений и навыков сотрудничества и эффективного поведения;

3. Воспитательная: воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности; формировать умение ответственно и качественно выполнять профессиональные функции с высокой производительностью труда, анализируя заданные требования и инструкции

Междисциплинарная интеграция:



Внутридисциплинарная интеграция:

Методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности, контроля в обучении: наглядные – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; печатно-словесные - учебник, дидактические материалы, методическая разработка занятия для преподавателя, методические рекомендации для студентов, глоссарий; техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран. Методы контроля: устный опрос, аудиторная самостоятельная работа студентов

Перечень литературы:

Основная:

- Дорошенко Г.В., Литвинова Н.И., Пронина Н.А. Менеджмент в здравоохранении. – М., 2006

- Двойников С.И., Лапик С.В., Павлов Ю.И. Менеджмент и лидерство в сестринском деле.- М.,2005

- Хартанович К.В., Краев В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Трикса.2006

Дополнительная:

- Cурмач, М.Ю. Менеджмент в здравоохранении: учеб. пособие для студентов факультета медицинских сестёр с высшим образованием / м.ю. Сурмач, Е.М. Тищенко. – Гродно: ГрГМУ, 2007. – 284 с.



- Веснин В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин - 4-е изд., доп. и испр. - М.: ООО «Изд-во Элит», 2004

- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 


Интернет ресурсы

- http ://www.aup.ru Административно-Управленческий Портал - Публикации по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу.
- http://www.consulting.ru Материалы анализа и исследований компаний, рекомендации по структурам, формированию культуры и т. д.

- http://www.cfin.ru Материалы и публикации по всем отраслям менеджмента, в том числе теоретико-методологического характера.


- http://www.profy.ru Публикации, статьи и методические материалы по менеджменту.

- http://www.ptpu.ru Сайт журнала «Проблемы теории и практики управления». Публикации, статьи и методические материалы по менеджменту.


- http://www.econline.h1 .ru - экономикс он-лайн. Сборник разнообразных
ресурсов по экономике и менеджменту, в том числе электронные версии классических трудов.
- http://mc-ma.narod.ru/portal.htm Портал «Русский менеджмент», на котором много конкретных примеров и иллюстраций из жизни современных российских организаций, полезных для выполнения контрольных работ.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ



Этапы занятия

Цель

Время

1

Организационный этап

Подготовить студентов к работе на занятии

2 мин

2.

Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению нового материала (сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости)

Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы

3 мин

3.

Усвоение новых знаний (организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; систематизация и обобщение этого материала студентами)

План лекции

1.Типы управленческих решений

2. Качество управленческого решения

(см. Приложение 1)


Формирование теоретических знаний

55 мин

4.

Физкультминутка


Снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

5.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

(проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, закрепление полученных знаний и умений)

Выполнение тестовых заданий

(см. Приложение 2)



Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

15 мин

6.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

(объяснение содержания работы, приемов и последовательность ее выполнения)



Для овладения знаниями:

чтение текста учебника Дорошенко Г.В., Литвинова Н.И., Пронина Н.А. Менеджмент в здравоохранении. – М., 2006.- С. 59-62, дополнительной литературы



Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

5 мин

7.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(Самооценка и оценка работы группы)

(см. Приложение 3)


Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

5 мин


Приложение 1

План лекции

1. Типы управленческих решений

2. Качество управленческого решения
Типы управленческих решений

Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией  задачами.  Поэтому  наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Организационные решения можно квалифицировать, как запрограммирована и незапрограмированые.

Запрограммированное решение – это результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются   при решение математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных  решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономиться время, поскольку подчиненным не приходиться разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Руководство часто программирует решение под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.

Руководителю очень важно иметь уверенность в том, что процедура принятия решений, в самом деле, правильна и желательна. Очевидно, если запрограммированная процедура становиться неверной и нежелательной, решения, принятые с ее помощью, будут неэффективными, а руководство утратит уважение  своих работников и тех людейвне организации, на которых принимаемые решения сказываются.  Более того, в высшей степени желательно сообщить об обоснованиях методологии принятия запрограммированных решений тем, кто этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для употребления. Неспособность ответить на вопросы. Начинающиеся с “почему”  в связи с процедурой принятия решений, зачастую порождает напряжение и обижает людей, которые должны принять эту процедуру, Эффективный обмен информацией повышает эффективность принятия решений.

Незапрограммированные решения. Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия  решения. К числу незапрограммированных можно отнести  решения следующего типа,: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время, руководитель располагает множеством вариантов выбора.

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Почти все решения  оказываются где-нибудь между крайними вариантами. Немногие запрограммированные решения настолько структурированы, что личная инициатива лица, принимающего их, целиком исключается. И даже в ситуации самого сложного выбора методология принятия запрограммированных решений может быть полезна.

Все функции планирования, организации деятельности, мотивации и контроля требуют от руководителя принятие решений. Важно отметить, что практически во всех случаях, описанных выше, для руководителя было бы затруднительным, если вообще возможным, принятие решения, не имеющего отрицательных последствий. Каждое решение или выбор, затрагивающие все предприятия, будут иметь негативные последствия для каких-то его частей. Поэтому следует рассматривать организацию с позиции системного подхода и учитывать возможные последствия управленческого решения для всех частей  организации.

Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно, значительные. Он принимает данное решение, поскольку, сучетом всех факторов, оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного эффекта. В деле руководства организациями встречается очень мало ситуаций, настолько однозначных, что результатом наилучшего решения будет одно только благо.

Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение,  не занимается при этом сознательным взвешиванием “за”  и “против” по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. Специалист по управлению Питер Шодерберк указывает, что в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь  в принятии решений  руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения.

В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. Предприятие с достаточным количеством денег может, к примеру, выпускать любую продукцию. Однако выпускать и продавать с прибылью удастся лишь некоторые ее виды. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.

Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный  знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде (это основное достоинство  запрограммированных решений). Поскольку решение на основе суждения принимается в голове управляющего, оно обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия. Оно опирается на здравый смысл, но истинный здравый смысл встречается редко. Это тем более верно, когда приходится иметь дело с людьми, т.к. зачастую ситуация искажается потребностями людей и другими факторами. Но одного лишь суждения будет недостаточно для принятия решения, когда ситуация уникальна или очень сложна.

Суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая, в самом деле, нова, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на который он мог бы основывать логический выбор. Сюда следует отнести любую ситуацию, новую для  организации, например, изменение ассортимента производимых изделий, разработку новой технологии или опробование системы вознаграждений, отличающейся от действующей.

Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на последний смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые  варианты выбора. Еще важнее, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может  сознательно или бессознательно избегать использования возможностей вторжения в новые области. Если довести эту мысль до конца, то боязнь новых сфер деятельности может кончиться катастрофой. Адаптация к новому и сложному, очевидно, никогда не будет простым делом. Нельзя исключить опасность  неудачи из-за принятия плохого решения. Однако во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить вероятность правильного выбора, подходя к решению рационально.

Главное  различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Качество управленческого решения

Показатели качества и эффективности управленческих решений

Качество управленческого решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

К параметрам качества управленческого решения относятся:

��показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице:

��степень риска вложения инвестиций;

��вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;

��степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.

После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры проблемы («вход системы») и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

После уточнения требований к принимаемому решению («выхода»), уточнения факторов «внешней среды», влияющих на качество и эффективность решения, отработки параметров проблемы («входа системы») следует смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения. Если качество исходной информации для решения проблемы («входа») оценивается на «удовлетворительно», то при любом уровне качества «процесса принятия решения» в системе качество принятого решения («выхода») будет «удовлетворительным».

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности

управленческого решения относятся:

��применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

��изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

��обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения (подробнее данный пункт рассмотрен в теме «Применение научных подходов к разработке управленческих решений»);

��применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

��структуризация проблемы и построение дерева целей;

��обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

��обеспечение многовариантности решений;

��правовая обоснованность принимаемого решения;

��автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

��разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

��наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решении по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения.

Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решении на основе автоматизации системы менеджмента.

Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию ин-

формации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации.

Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью управленческих решений, является также проблема выполнения этих решений. До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.
Приложение 2

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений.

Закрепление нового материала

«Разработка и контроль реализации управленческих решений»

1) Каково основное свойство организации:

a) Имеет одного учредителя.

b) Всегда имеет линейную организационную структуру.

c) Имеет иерархическую структуру управления.

d) Правильного ответа нет.

2) Назовите главную составляющую системы управления организацией:

a) Внешняя среда.

b) Информация.

c) Управленческие неблагоприятные ситуации.

d) Внутренняя ситуация.

3) Как происходит обмен информацией в иерархической структуре управления:

a) Только по вертикали.

b) Только по горизонтали.

c) И по вертикали и по горизонтали.

d) Правильного ответа нет.

4) Информация, поступающая от вышестоящего подразделения к нижестоящему, должна быть:

a) Детализированной.

b) Носить обобщенный характер.

c) Структурированной.

d) Четкой.

5) Какова последовательность действий нижестоящими структурами после получения задания от вышестоящих:

a) Распределение ресурсов.

b) Уточнение целей.

c) Сбор информации о проблеме.

d) Назначение ответственных исполнителей.

6) Под действием каких факторов может потребоваться корректировка принятых ранее управленческих решений:

a) Смена руководства.

b) Изменение факторов внешней среды.

c) Потребность в техническом переоснащении предприятия.

d) Все ответы верны.

7) Процесс обеспечения целей, поставленных перед организацией, а также реализации принятых управленческих решений – это:

a) Процесс контроля.

b) Процесс реализации управленческих решений.

c) Процесс прогнозирования.

d) Процесс анализа.

8) В результате чего может быть не выполнено принятое управленческое решение:

a) Неэффективная работа сотрудников.

b) Изменение законодательства.

c) Появление на рынке конкурирующей фирмы.

d) Некачественная работа сотрудников.

9) Какие виды контроля существуют:

a) Предварительный контроль.

b) Прогнозируемый контроль.

c) Текущий контроль.

d) Заключительный контроль.

10) Какие показатели позволяют достигнуть поставленные цели:

a) Статистические показатели.

b) Количественные показатели.

c) Динамические показатели.

d) Качественные показатели.

11) Каковы составляющие системы контроля:

a) Принятие необходимых корректирующих решений.

b) Выявление отклонений от поставленных организацией целей.

c) Выявление качественных показателей.

d) Правильного ответа нет

Приложение 3

Заполните таблицу


Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Частично не согласен

Полностью

не согласен

На занятии я

узнал много новой информации















В ходе занятия я чувствовал себя комфортно













Информация, полученная мной на занятии, пригодится мне в дальнейшем













Я обязательно поделюсь полученной информацией с друзьями













скачать


Смотрите также:
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (3) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино 2012
208.01kb.
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (4) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино 2012
181.32kb.
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (2) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино
220.4kb.
Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине менеджмент тема: Основы теории принятия управленческих решений (1) Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 5 Купино
224.56kb.
Программа учебной дисциплины «Теория и практика принятия управленческих решений»
571.72kb.
Рабочая программа дисциплины в. Дв 1 «Клеточные технологии в медицине» Специальность: 060101 Лечебное дело
198.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 06 «Гигиена и экология человека» Специальность 060101. 52 «Лечебное дело»
538.02kb.
Комплект морфофункциональных и ситуационных задач по дисциплине Анатомия и физиология человека для специальности 060101 «Лечебное дело»
684.46kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Разработка управленческих решений»
16.81kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Математические методы системного анализа и теории принятия решений»
19.78kb.
Рабочая программа дисциплины «Биология, экология» Специальность: 060101 Лечебное дело Квалификация: Врач
412.91kb.
Рабочая тетрадь по информатике для студентов специальности 060101
320.58kb.