Главная стр 1
скачать
Методическая разработка урока в 8 классе на основе «знаньевой парадигмы».

Тема: Функции кожи.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

а) обучающая – изучить строение и функции кожи;

б) воспитательная – на основе знаний о функции кожи показать и обосновать необходимость регулярного ухода за кожей, привить навыки соблюдения санитано-гигиенических правил в повседневной жизни;

в) развивающая – развитие логического мышления при определении взаимосвязи между строением и функциями кожи.



Материалы и оборудование: таблица «Строения кожи», компьютерная презентация.
Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка присутствующих, готовности класса к работе, постановка целей и задач урока.

  2. Проверка домашнего задания методом фронтального опроса.

Вопросы для проверки:

- Из каких слоёв состоит кожа человека?

- Опишите строение и функции эпидермиса.

- Опишите строение и функции дермы.

- Какие виды рецепторов вы знаете?

- Какова функция рецепторов в коже?

- Какова функция подкожной жировой клетчатки?


  1. Изучение новой темы.

Кожа человека выполняет следующие функции:

- защитная. Площадь поверхности кожи человека составляет 2 квадратных метра. Поверхность кожи является местом контакта организма с факторами окружающей среды, чем и обусловлено строение поверхностного слоя: мелкие плотно прилегающие друг к другу клетки, постоянно слущивающиеся и обновляющиеся во внутренних слоях. Реакция среды поверхностных выделений кожи - слабо-кислая (pH 5,5), что тоже характеризует защитную функцию кожи. Мы с вами знаем, что слабо-кислая среда угнетает развитие бактерий.

- сигнальная. Нахождение рецепторов на поверхности кожи осуществляет тактильную чувствительность, а болевые ощущения позволяют сохранять целостность и здоровье человеческого организма по средствам защитных рефлексов, которые, в большинстве случаев, берут своё начало от рецепторов кожи и сенсорных органов.

- выделительная. С солями пота из организма выделяются продукты распада.

- терморегуляция. Терморегуляция — это способность животных организмов поддерживать температуру тела в определённых границах, даже если температура внешней среды сильно отличается. Температура тела человека поддерживается на постоянном уровне (36,6 °С), несмотря на значительные колебания температуры окружающей среды. Теплообразование зависит от интенсивности химических реакций обмена веществ, рост которого при охлаждении тела обеспечивается химической терморегуляцией. А физическая терморегуляция регулирует отдачу тепла организмом посредством физических процессов - теплопроводности, конвекции, излучения и испарения. Самое большое количество энергии образует печень и мышцы.

Учёные подсчитали, что в организме взрослого человека в сутки вырабатывается столько энергии, сколько необходимо для нагревания 70 литров воды от температуры 37 °С до кипения. Это говорит о том, что, если бы человек не отдавал тепло, вырабатываемое в организме, в окружающую среду, то к концу суток его организм бы закипал (в грубом подсчёте 70 литров воды – вес среднего человека, а тело человека на 75% состоит из воды). Данный процесс иллюстрирует химическую теплорегуляцию – выделение тепла в результате химических реакций.

Как же организм отдаёт излишек тепла или сохраняет часть его при необходимости?

Реакции кожи при повышении температуры: расширение кровеносных сосудов и потоотделение. В основе этих процессов лежит физическая терморегуляция. При расширении сосудов увеличивается площадь их поверхности, а, следовательно, усиливается и отдача тепла. При потоотделении часть энергии испаряется с потом.

Реакции кожи при понижении температуры: сужение кровеносных сосудов и дрожь. При сужении кровеносных сосудов происходит уменьшение площади поверхности сосудов и уменьшение теплоотдачи (физическая теплорегуляция), при дрожи происходят дополнительные движения мышц, что приводит к расщеплению органических веществ и выделению дополнительной энергии (химическая терморегуляция).

- в коже, под воздействием солнечных лучей, может вырабатываться витамин D. Этот витамин участвует в «удержании» кальция в костях, поэтому маленьким детям необходимо принимать воздушные ванны и загорать.


  1. Закрепление изученного материала.

- Какие функции кожи вы знаете?

- Какова реакция кожи при повышении температуры окружающего воздуха?

- Объясните, зачем нужен вентилятор в жару? Почему вентилятор охлаждает? Объясните механизм его действия с позиции физики.

- Зависит ли теплоотдача от влажности воздуха? Если да, то как?

- Почему в жарких странах чаще предпочитают белые цвета в одежде?

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

6. Домашнее задание: параграф № 43.

Методическая разработка урока в 8 классе на основе системно-деятельностного подхода.

Тема: Функции кожи.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

Сформулировать учебные задачи урока и этапы работы, на основе УУД изучить строение и функции кожи, применить знания и навыки, приобретённые на других учебных предметах для решения задач, поставленных на уроке, провести оценку своей работы.



Материалы и оборудование: таблица «Строения кожи», компьютерная презентация, Интернет-ресурсы.

Ход урока.



  1. Организационный момент. Проверка присутствующих, готовности класса к работе, постановка целей и задач урока.

  2. Создание проблемной ситуации. Учитель знакомит учащихся с текстом.


«Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн. Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с головы до ног покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога. В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел «золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно смотрел он на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу. Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли... Он остался один в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века. История «золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования».

Учитель. Как вы думаете, что послужило причиной смерти «золотого мальчика»?

Ученик. Я считаю, что Леонардо да Винчи не имел право так поступать!

Ученик. Я думаю, что при покрытии тела мальчика золотой краской, он перестал дышать.

Учитель. А разве человек дышит кожей? Каких животных, дышащих кожей, вы знаете?

Ученик. Человек не дышит кожей, но кожей может дышать лягушка.

Ученик. Мальчик отравился выделениями металла.

Учитель. У меня на руке имеется золотое кольцо, и я не боюсь отравиться, потому что золото является благородным металлом и в обычных условиях не представляет опасности для человека. Поскольку у нас не получается сразу ответить на этот сложный вопрос, нам надо выделить этапы работы (вместе с учащимися формулируют этапы работы на уроке) и учебные задачи.

  1. Повторить строение кожи (фронтальный опрос).

  2. Изучить функции кожи человека.

  3. Ответить на вопрос, поставленный учителем.

  4. Обсудить изученную тему.

  5. Сформулировать задания для работы дома.

  6. Провести оценку своей деятельности.

Проведение урока по этапам:

  1. Проверка домашнего задания методом фронтального опроса.

Вопросы для проверки:

- Из каких слоёв состоит кожа человека?

- Опишите строение и функции эпидермиса.

- Опишите строение и функции дермы.

- Какие виды рецепторов вы знаете?

- Какова функция рецепторов в коже?

- Какова функция подкожной жировой клетчатки?


  1. Изучение новой темы.

Учебная задача. Прочитать учебный материал по теме «Функции кожи». Описать функции кожи человека и привести примеры, проанализировать функции организма, выполняемые кожей, по таблице и на основании этого анализа сделать вывод - нарушение работы какой функции могло привести к смерти ребёнка (работу можно проводить в группах с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов).

Учитель. Прежде всего, необходимо внимательно изучить учебную задачу и оценить свои знания и умения для её решения. Сможем ли мы решить её сразу?

Ученик. Какие-то функции мы знаем, мы их изучали ранее, но полностью решить учебною задачу я не могу.

Учитель. Тогда необходимо свою работу разделить на этапы и после её выполнения вернуться к решению основной проблемы урока. Определим критерии оценки работы (вместе с учащимися, обсуждая поэтапный план работы, учитель формулирует критерии оценки). Функции кожи необходимо описывать, опираясь на знания о её строении, лишь тогда получится аргументированный ответ. Заполнять таблицу необходимо тщательно, давая развёрнутую характеристику каждой функции кожи. Если вы не найдёте ответы на все поставленные вопросы, то в конце урока – мы их обсудим и при необходимости дополним домашнее задание.

- Используя материал учебника (параграфы 41-43 Биология. Человек. 8 класс. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, изд. Вентана-Граф, 2005), рассмотрите функции кожи и заполните таблицу:




Функция кожи

Механизм осуществления

Значение для организма

Защитная

Наружный слой кожи (эпидермис) состоит из мелких, плотно прилегающих друг к другу клеток, наружный слой эпидермиса – мёртвые, постоянно слущивающиеся клетки. pH кожи 5,5 – слабокислая среда, подавляющая развитие бактерий.

Защита кожи от внешних факторов.

Сигнальная

В дерме расположены рецепторы: холодовые, тепловые, болевые, рецепторы давления, тактильные.

Связь с окружающей средой, защита от повреждений и травм.

Выделительная

В выделениях потовых и сальных желез (в меньшей степени) содержатся вредные для организма вещества (продукты распада).

Удаление вредных и ядовитых веществ для организма.

Терморегуляция

Расширение или сужение кровеносных сосудов, потоотделение, дрожь.

Поддержание постоянной температуры тела на основе удаления излишков тепла (в жару) или сохранение тепла (в холод).

Образование витамина Д.

На свету в коже в результате загара образуется витамин Д.

Обеспечение организма витамином Д (особенно важно для тетей, так как витамин Д способствует закреплению кальция в костях.

- Проанализируйте функции кожи. Какие функции являются наиболее важными, обеспечивая основы жизнедеятельности организма?

3) Ответ на вопрос, поставленный учителем в начале урока.

Учитель. Теперь вернёмся к поставленному ранее вопросу. Вы изучили все функции кожи, проанализировали их. Как вы думаете, что послужило причиной гибели «золотого мальчика»?

Ученик. Может быть, нарушение работы всех функций стало причиной смерти.

Учитель. Обратите внимание, что ребёнок дрожал.

Ученик. Он замёрз.

Учитель. Конечно, ведь металл обладает высокой теплопроводностью и с лёгкостью отводит тепло из организма. В Германии в XIX веке провели эксперимент. Двоих подопытных взрослых мужчин покрыли лаком: одного на сутки, другого на 8 суток. У обоих не было замечено никаких вредных последствий для здоровья. Однако подопытным было трудно переносить холод. Это объяснили следующим образом: раздражение кожи лаком вызвало резкое расширение её кровеносных сосудов, как следствие возросла теплоотдача, соответственно температура тела снизилась. Таким образом, к смерти «золотого мальчика» привело переохлаждение, вызвавшее снижение защитных функций организма.


  1. Обсуждение изученной темы.

Учитель. И так, по основной проблеме урока мы сделали вывод, что ребёнок погиб от переохлаждения. Но, у меня к вам есть несколько вопросов по изученной теме. Как вы думаете, одинаковая ли теплоотдача у взрослого человека и у маленького ребёнка?

Ученик. Нет. Ребёнок быстрее замерзает.

Учитель. Почему? От чего это зависит?

Ученик. Может быть от массы тела.

Учитель. Действительно. Сравните соотношение массы и площади поверхности тела взрослого человека и ребёнка.

Ученик. У маленького ребёнка в пересчёте на единицу массы площадь поверхности тела будет больше, чем у взрослого человека.

Учитель. В 1877 г. Дж. Ален установил правило, которое отражает закономерность изменения размеров поверхности тела теплокровных животных с изменением климатических условий. Согласно правилу Аллена, у животных, населяющих более холодные участки ареала, общая площадь поверхности тела несколько меньше, чем у представителей того же вида (или близких видов) из более тёплых местностей. Как вы думаете, для человека этот закон применим?

Ученик. Да, например, скандинавские народы значительно крупнее, чем, например, китайцы.

Ученик. А почему тогда чукчи не имеют больших размеров?

Учитель. Это очень интересный вопрос, но, я думаю, что ответ на него вы будете искать дома самостоятельно, и на следующем уроке мы вернёмся к этой теме.

  1. Определение заданий для работы дома.

Учитель (Даёт задание на дом с пояснениями). Домашнее задание: параграф №№ 41, 42 (повторить), № 43.

К следующему уроку вы должны уметь: описать строение кожи, на основании знаний о строении объяснить функции кожи, определить взаимосвязь между строением и функциями кожи, описать и объяснить процессы регуляции теплообмена в условиях повышения и понижения температуры окружающей среды, сравнить процессы теплорегуляции взрослого человека и ребёнка. Можете подготовить доклады на темы: «География человека и законы Дж. Алена», «Процессы теплорегуляции у животных», «Гигиена кожи».



  1. Проведение оценки своей деятельности.

Учитель (Называет оценки учащимся за работу на уроке). За работу на уроке я выставляю оценки в журнал. Но мне интересно, как вы сами оцениваете свою работу. Заполните анкету.

Анкета.


  1. Как вы оцениваете свою работу на уроке (в баллах)?

а) 2 б) 3 в) 4 г) 5

  1. Совпадает ли ваша оценка с оценкой учителя? а) да б) выше г) ниже

  2. Хватает ли вам учебного материала (по биологии и другим предметам) для решения поставленных на уроке задач? а) да б) нет

  3. Ваше домашнее задание совпадает с заданием, поставленным учителем? А) да б) моё задание больше в) моё задание меньше

  4. Какими источниками информации при подготовке к уроку вы пользуетесь?

а) учебник б) учебник и Интернет в) учебник и другая литература

г) помогают родители д) дома уроки не готовлю



  1. Как оценивают вашу работу в семье?

а) хорошо б) средне в) плохо

  1. Ваше настроение после урока а) улучшилось б) ухудшилось в) не изменилось

скачать


Смотрите также:
Методическая разработка урока в 8 классе на основе «знаньевой парадигмы». Тема: Функции кожи. Тип урока: комбинированный. Цели и задачи урока
105.96kb.
Урок в 8 классе. Разработка учителя истории Хамзиной А. М. Тема урока «Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг.» Тип урока: комбинированный
78.9kb.
Методическая разработка урока истории в 9 классе. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву». Тип урока: комбинированный
85.99kb.
Методическая разработка Предмет: История Класс: 9 класс Урок №63 Тема урока: Новая экономическая политика Тип урока: комбинированный Продолжительность урока 40 минут
155.07kb.
№ урока Тема урока Цели и задачи Формируемые ууд тип урока Оснащение урока
254.16kb.
Цели и задачи
57.49kb.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира. Тип урока: комбинированный (с мультимедийной поддержкой) Цели и задачи урока
215.36kb.
Класс: 7 (3 урока). Тема: «Photoshop». Тип урока: комбинированный. Задачи урока
101.76kb.
№ урока Тема урока Цели и задачи Формируемые ууд тип урока Оснащение урока
246.74kb.
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца" Школа: мбоу сош №120
67.21kb.
Тип урока : открытие нового знания Тема урока : «Имя существительное как часть речи»
71.39kb.